забыли выставить акт выполненных работ что делать
Как получить оплату без акта оказанных услуг
Но иногда бывает так, что стороны не подписывают акт, а заказчик отказывается оплачивать услуги. Что делать в этом случае? Может ли исполнитель получить оплату без подписанного акта?
Что говорит Гражданский кодекс
Гражданский кодекс содержит не так много статей, регламентирующих непосредственно договор оказания услуг. В силу схожести с договором подряда, законодатель напрямую указывает: нужно руководствоваться положениями о договоре подряда (если это не противоречит особенностям услуги).
Если мы обратимся к определению договора оказания услуг, то выясним следующее. По этому договору исполнитель берет на себя обязательство оказать услуги, а заказчик — обязательство их оплатить, и более того — сделать это в сроки и в порядке, которые стороны указали в договоре возмездного оказания услуг.
А если внимательно изучить нормы о договоре подряда, то мы увидим, что на заказчика возложена еще и обязанность осмотреть и принять выполненную работу, а потом зафиксировать это актом.
Значит ли это, что заказчик обязан сделать все это и по договору оказания услуг? Нет, так как есть важный нюанс.
Разница между договором подряда и договором оказания услуг
Основное различие между договором подряда и договором оказания услуг — в отсутствии или наличии материального результата.
Результатом договора подряда становится созданная вещь. Услуга же потребляется во время ее оказания и не предусматривает появления чего-либо материального.
Законодатель не включил достижение результата в понятие предмета договора услуг, потому что даже в рамках одной деятельности не всегда реально достичь результата, иногда в силу совершенно объективных причин.
Таким образом, в отличие от подрядных договоров, которые предусматривают оплату работ после их сдачи заказчику (то есть требуют составлять акты сдачи-приемки и подписывать их), договор оказания услуг устанавливает иное: оплачивать оказанные услуги необходимо в сроки и в порядке, предусмотренные этим договором.
То есть при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении указанной деятельности, считается, что исполнитель свои обязательства выполнил. А заказчик теперь обязан эти услуги оплатить.
Обязательно ли составлять акт
Гражданское законодательство не требует обязательно составлять акт сдачи-приемки. Но и не запрещает сторонам предусмотреть такую возможность.
Составлять и подписывать акты приема-передачи услуг обязательно только, если это предусмотрено договором.
Если по договору акт нужен, но его нет
Что если стороны договорились составлять акты, но в силу каких-то причин акты не подписали? Нет актов — нет оплаты?
Например, стороны не составили предусмотренные договором двусторонние акты и между ними возник спор. В этом случае при рассмотрении иска о взыскании стоимости оказанных услуг необходимо установить объем услуг, которые фактически были оказаны, и определить их действительную стоимость.
Фактическое оказание услуг может подтверждаться:
Счет, счет-фактура и акт выполненных работ
Акт выполненных работ и счет-фактура оформлены разными датами: насколько это критично?
В сложившейся хозяйственной практике в пакет документов, сопровождающих сделку, включают счет, счет-фактуру и акт выполненных работ. Такой набор бумаг бухгалтерия подшивает после того, как работы приняты заказчиком и в учете произведены необходимые операции.
Возникает вопрос: если все три документа относятся к одной сделке, должны ли они оформляться одной датой или могут расходиться во времени? И если да, то насколько критично это расхождение?
Законодательство не содержит требования о том, чтобы даты в акте выполненных работ и в счете-фактуре совпадали. А дата выставления такого документа, как счет, вообще не регламентирована ни одним нормативным актом. Это объясняется тем, что счет не признается первичным документом в бухучете, да и для налогового учета он не имеет никакого значения. Исполнитель выставляет его заказчику по своему усмотрению или в сроки, прописанные в договоре. То есть совпадение в датах счета, счета-фактуры и акта выполненных работ допустимо, но не обязательно.
Можно ли использовать с актом выполненных работ как счет-фактуру, так и универсальный передаточный документ? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Что нужно учесть в ситуации, когда акт и счет-фактура оформлены разными датами?
Дата в акте выполненных работ — важный элемент, влияющий на достоверность формирования информации в бухгалтерском учете. Этой датой в учете заказчика признаются расходы в размере стоимости выполненных работ, согласованной сторонами. В учете исполнителя этой же датой отражается выручка от реализации работ и признаются связанные с исполнением обязательств по договору расходы.
Дата счета-фактуры влияет на своевременность получения заказчиком работ вычета по НДС. Она определяется по нормам п. 3 ст. 168 НК РФ и выбирается из отрезка длиной в 5 календарных дней, отсчитываемых от момента:
Получается, что расхождение в датах является нормальной ситуацией, ограниченной временными рамками.
А что будет, если нарушить 5-дневный срок или оформить не авансовый счет-фактуру ранее, чем работы будут выполнены и приняты заказчиком? Такая календарная чехарда, если она происходит на границе налоговых периодов, может вызвать претензии контролеров и стать поводом для штрафа. Но вообще более позднее выставление счета-фактуры Минфин не склонен рассматривать, как основание для отказа в вычете покупателю.
Обратите внимание, что с 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях, внесенных в документ, читайте здесь.
Скачать новый бланк счета-фактуры можно, кликнув по картинке ниже:
О возможных штрафах при нарушении срока выставления счета-фактуры рассказываем в этом материале.
Как избавиться от календарной путаницы
Чтобы не ошибаться с датами в акте и счете-фактуре, можно оптимизировать процедуру оформления этих двух документов, а именно объединить их в одном универсальном передаточном документе (УПД). Соответственно, и дата у такого документа будет только одна. Исчезнет причина разночтений в датах, и риски претензий контролеров сведутся к минимуму.
Переход на применение УПД требует предварительной подготовки:
Общие рекомендации по оформлению УПД приведены в письме ФНС России от 21.10.2013 № MMB-20-3/96@.
Подробнее об алгоритме перехода на УПД рассказываем здесь.
Итоги
Дата счета законодательством не регламентируется и определяется самостоятельно исполнителем работ или прописывается в договоре. Счет-фактура и акт выполненных работ могут оформляться одной датой. Допустимо выставлять счет-фактуру в даты, отличные от даты первичного документа (акта). При этом разница в датах не должна превышать 5 календарных дней. Чтобы не путаться в датах и оптимизировать документооборот, можно заменить акт и счет-фактуру одним универсальным передаточным документом (УПД).
Что делать, если заказчик уклоняется от подписания акта
Рассказываем, когда акт выполненных работ, не подписанный заказчиком, является основанием требовать оплаты.
Предупредительные меры
В качестве основных рекомендаций, способных защитить подрядчика в подобной ситуации, мы предлагаем подрядчику/исполнителю уже на стадии заключения договора учесть такой риск и включить в договор подряд/оказания услуг условие, которое может звучать следующим образом: «Непредоставление в течение определенного срока с момента предоставления акта мотивированного отказа от принятия работ/оказания услуг, означает, что работы выполнены (вариант: услуги оказаны), а акт считается подписанным».
Также в договор подряда/оказания услуг рекомендуется включить определенный фиксированный срок для направления мотивированного отказа от подписания акта выполненных работ/оказанных услуг заказчиком, после истечения которого наступают указанные выше последствия.
Указанное положение облегчит процесс доказывания в суде и будет являться необходимым обоснованием для целей бухгалтерского учета.
Судебная практика
Так, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2019 № 305-ЭС19-9109 по делу № А40-63742/2018 отражено: выводы судов об отсутствии оснований для взыскания задолженности на основании оценки одного доказательства — акта о сверке — не являются законными, поскольку подрядчиком заказчику направлены уведомление о необходимости приемки работ и акт о приемке выполненных работ, а мотивированный отказ от его подписания отсутствует. Любопытно, что в рассматриваемом деле в материалах делах присутствовал подписанный акт сверки, в котором соответствующие суммы (за оспариваемый результат работ) не были отражены. Однако факт направления акта выполненных работ и отсутствие мотивированного отказа от его подписания позволили подрядчику признать юридическую силу за односторонним актом даже при названных условиях.
Аналогичная позиция (о действительно односторонних актов выполненных работ при отсутствии мотивированного отказа от их подписания) была отражена в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2019 № Ф02-6708/2018 по делу № А69-343/2018 (Определением ВС РФ от 09.07.2019 № 302-ЭС19-10069 было отказано в передаче указанного дела на пересмотр).
В Постановлении АС Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-39110/2018 по делу № А65-12003/2018 суд определил, что в случае, если у подрядчика, исходя из конкретных обстоятельств, имеются основания для подписания акта в одностороннем порядке, данный акт является надлежащим документом до момента признания его судом недействительным. Поэтому на основании одностороннего акта подрядчик обязан исчислить НДС и отразить соответствующие суммы для целей налогообложения прибыли.
Таким образом, в названном акте сформирована еще одна важная позиция: суд фиксирует презумпцию действительности за односторонними актами (до признания их недействительными в судебном порядке).
Когда односторонний акт будет принят
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Что делать, если заказчик не подписывает акт выполненных работ
Многие подрядчики сталкивались с тем, что заказчик не подписывает и не возвращает акт выполненных работ. Из-за этого исполнитель не может получить оплату или зачесть уже полученный аванс. Расскажем, какие риски связаны с отсутствием актов и что делать, если столкнулись с недобросовестным заказчиком.
Зачем нужен акт выполненных работ
Акт выполненных работ — первичный документ, который подтверждает выполнение работ или оказание услуг. Он регистрирует факт совершения сделки и служит основанием для её отражения в налоговом и бухгалтерском учёте. Когда подрядчик закончит работу, заказчик обязан осмотреть результат и подписать оригинал акта выполненных работ. Если у заказчика есть претензии к срокам или качеству работ, он может дать письменный отказ от подписания акта, указав на выявленные недостатки (ст. 753 ГК РФ).
Требования к оформлению актов установлены ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отсутствие оригинала акта не позволяет исполнителю требовать оплату, а заказчику — включить уплаченную сумму в расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли.
Иногда не подписанный или подписанный в одностороннем порядке акт выполненных работ может привести к доначислениям и штрафам при налоговой проверке. В случаях, когда между заказчиком и исполнителем есть спор по объёму или качеству работ, стороны не имеют права отражать их стоимость в учёте до конца судебного разбирательства. Включить эти суммы в налогооблагаемые базы по НДС, прибыли или УСН можно только после разрешения судом всех спорных вопросов (письмо Минфина РФ от 31.12.2014 № 03-03-06/1/68990, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2020 по делу № А09-6014/2019).
Три причины невозврата актов выполненных работ — алгоритм действий
Чаще всего отказ от подписания акта выполненных работ вызван одной из трёх причин:
Первый вариант подразумевает, что исполнитель получил оплату — вопрос в том, как отразить это в бухгалтерском учёте при отсутствии первичных документов. Второй и третий варианты, напротив, говорят о наличии спора между исполнителем и заказчиком. Рассмотрим каждый из трёх случаев.
Сотрудники заказчика халатно относятся к документам или экономят на почтовых расходах
Бывает, что заказчика всё устраивает, но он просто перечисляет деньги, пренебрегая обязанностью по оформлению документов. Исполнители в этом случае обычно не переживают, ведь работы или услуги оплачены. На самом деле, пока не подписан акт, перечисленные средства принадлежат заказчику и считаются авансом, а значит, он может в любой момент потребовать их обратно. Нет акта — нет доказательств того, что аванс отработан.
Если заказчики не возвращают акты выполненных работ, повлиять на них достаточно сложно. Но в ваших силах выстроить у себя систему, которая позволит уменьшить связанные с этим риски:
У заказчика нет денег или желания платить
Иногда заказчики не подписывают акты выполненных работ, чтобы не платить. На такой случай в законе есть специальный механизм, который защищает подрядчиков от недобросовестных контрагентов и помогает получить оплату.
Долг можно взыскать в судебном порядке, если выполнить все шаги из приведённой инструкции:
У заказчика есть претензии к качеству или объёму работ
Клиент не принимает работы, так как не доволен их качеством или объёмом. Он готов заплатить и подписать акт выполненных работ, если недостатки будут устранены. В этом случае нужно постараться мирно решить возникшую проблему.
Когда сторонам не удалось договориться о сдаче-приёмке выполненных работ, в том числе и после исправления недостатков, обратитесь в суд. Суд с помощью экспертизы определит реальный объём и стоимость работ. Исполнитель обязан доказать выполнение работ, а заказчик — наличие недостатков качества или объёма работ.
Порядок учёта доходов и НДС, когда не подписаны акты
Способ признания доходов и расходов зависит от закреплённого в учётной политике метода учёта. При методе начисления доходы и расходы признаются по факту отгрузки. При кассовом методе — на момент оплаты.
Таблица поможет правильно отразить выручку и учесть НДС при отсутствии актов выполненных работ.
Каждому, кто оказывает услуги или выполняет работы, нужно взять за правило любые договоренности с клиентами или заказчиками закреплять только на бумаге. Рекомендуем даже переговоры вести письменно. Например, вы пришли к соглашению по результатам встречи в офисе — напишите партнёру по электронной почте короткое письмо-резюме, где изложите условия сотрудничества и попросите подтвердить, правильно ли вы все поняли, а лучше составьте протокол проведения переговоров и попросите его подписать.
Всегда составляйте и подписывайте договор. В процессе работы объём и состав работ может меняться. Всегда составляйте дополнительное соглашение, в котором фиксируйте новые условия или объекты.
Если в итоге заказчик окажется недобросовестным, вы сможете доказать стоимость, объём и условия сотрудничества.
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
В момент оказания услуги забыли составить акт и счет-фактуру: как исправить
Организация-исполнитель применяет общую систему, метод начисления для целей налогообложения прибыли и бухгалтерского учета. Она оказывает услуги по сервисному сопровождению программного обеспечения. Договором возмездного оказания услуг (подлежат обложению НДС) предусмотрено ежемесячное оформление актов на последнее число каждого месяца. Счета-фактуры выставляются датами оформления актов. Организация-исполнитель ошибочно не оформила акт и счет-фактуру по услугам, оказанным в апреле 2016 года. По этой причине выручка от оказанных в апреле 2016 года услуг не была отражена для целей бухгалтерского учета и не была включена в налоговые базы по налогу на прибыль и НДС за II квартал (налоговые базы по этим налогам за II квартал 2016 года составили положительные значения). Каков порядок внесения исправлений в учет организации-исполнителя в связи с выявлением фактов неоформления акта и невыставления счета-фактуры? Какие даты составления должны быть указаны в оформляемых в настоящее время акте и счете-фактуре в отношении услуг, оказанных в апреле?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организации-исполнителю следует оформить акт оказанных услуг в момент обнаружения факта его ошибочного неоформления и выставить счет-фактуру в адрес заказчика в пятидневный срок со дня оформления акта. В качестве дат составления этих документов в них следует указывать даты фактического оформления (выставления), то есть даты, в которые реально будет оформляться акт и выставляться счет-фактура. Счет-фактуру организации-исполнителю следует зарегистрировать в дополнительном листе книги продаж за II квартал 2016 года.
В бухгалтерском учете ошибочное неотражение выручки от реализации оказанных в апреле 2016 года услуг подлежит исправлению записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце 2016 года, в котором выявлена ошибка.
Организации следует представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за полугодие 2016 года и по НДС за II квартал 2016 года.
Оформление документов
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы регламентирован частью 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом порядок действий хозяйствующих субъектов в ситуациях, когда первичный учетный документ не оформлялся, ни указанной статьей, ни иными нормами законодательства не урегулирован.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации во исполнение требования ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации-исполнителю следует составить акт оказанных услуг в момент обнаружения факта его ошибочного неоформления. При этом при заполнении таких обязательных реквизитов первичных учетных документов, как «дата составления документа» и «содержание факта хозяйственной жизни» (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), следует исходить из фактических обстоятельств составления этого документа. То есть в указанных реквизитах следует указывать, соответственно, дату фактического составления акта и то, что акт составляется для оформления услуг, оказанных в апреле 2016 года.
Полагаем, что в данной ситуации оформление и принятие к учету акта, который должен был оформляться в апреле 2016 года, но фактически будет оформлен в III квартале, должны сопровождаться также справкой бухгалтера, в которой будет содержаться указание на исправление ранее допущенной ошибки. Оформление этих документов (акта и бухгалтерской справки) даст организации право на отражение выручки от реализации услуг и послужит основанием для внесения ею соответствующих исправлений в бухгалтерский и налоговый учет (п.п. 5, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», абзац первый п. 1 ст. 54, ст. 313 НК РФ).
По общему правилу счет-фактуру следует оформлять не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). При оказании услуг этим днем для целей НДС следует считать дату первого по времени составления первичного документа, оформленного в адрес заказчика (смотрите, например, письма Минфина России от 30.12.2014 N 03-07-11/68585, от 29.12.2014 N 03-07-11/68117, от 13.01.2012 N 03-07-11/08, от 16.03.2006 N 03-04-11/53, УМНС по г. Москве от 07.09.2004 N 24-11/57756, УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126829).
Поэтому в данной ситуации в пятидневный срок со дня оформления акта об оказании услуг организация-исполнитель должна будет выставить в адрес заказчика счет-фактуру с указанием в строке 1 порядкового номера и даты фактического составления этого счета-фактуры (пп. «а» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Бухгалтерский учет
Согласно п. 5 ПБУ 22/2010 ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.
С учетом изложенного, а также положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, полагаем, что в месяце выявления ошибки (в августе или в сентябре 2016 года) организации-исполнителю следует сделать следующие записи в своем бухгалтерском учете:
Дебет 62 Кредит 90
— отражена выручка от оказания услуг, ошибочно не отраженная во II квартале;
Дебет 90 Кредит 68
Налог на прибыль организаций
Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (ст. 285 НК РФ).
Официальные органы со ссылкой на п.п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 39 НК РФ неоднократно разъясняли, что доход от реализации услуги определяется на дату ее фактического потребления заказчиком (дату фактического оказания услуги) (смотрите, например, письма Минфина России от 27.05.2015 N 03-03-06/1/30408, УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/136075, от 07.07.2008 N 20-12/064119).
В определении ВАС РФ от 08.12.2010 N ВАС-15640/10 было указано, что для определения момента учета операций по реализации услуг и признания дохода от их оказания правовое значение имеет дата фактического оказания этих услуг (определяемая исходя из момента исполнения обществом перед заказчиком принятых на себя обязательств), а не момент подписания акта, который в последующем лишь фиксирует информацию об уже оказанных услугах.
При этом для целей налогообложения прибыли при определении понятия ошибки следует руководствоваться положениями ПБУ 22/2010 (п. 1 ст. 11 НК РФ, письма Минфина России от 13.04.2016 N 03-03-06/2/21034, от 04.11.2014 N 03-03-06/1/62348, от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299, от 13.08.2012 N 03-03-06/1/408).
В этой связи неотражение выручки от оказания услуг для целей налогообложения в периоде их оказания, то есть по итогам полугодия 2016 года, вследствие ошибочного неоформления акта об их оказании признается ошибкой и для целей главы 25 НК РФ.
Абзацами вторым и третьим п. 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Из приведенных положений п. 1 ст. 54 НК РФ следует, что перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в одном из двух случаев (письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29540, от 23.04.2014 N 03-02-07/1/18777, от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299, от 13.08.2012 N 03-03-06/1/408, от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40, от 18.01.2012 N 03-03-06/4/1, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2015 N Ф07-3463/15 по делу N А52-1261/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2014 N Ф02-1184/14 по делу N А78-7833/2013), а именно:
— при невозможности определения периода совершения ошибок (искажений);
— когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Согласно абзацу первому п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.
В рассматриваемой ситуации период возникновения ошибки определен (апрель 2016 года), а допущенная ошибка не привела к излишней уплате налога. Напротив, эта ошибка привела к занижению суммы авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащей уплате по итогам полугодия (абзац второй п. 2 ст. 286 НК РФ). В этой связи полагаем, что для исправления допущенной ошибки в периоде ее выявления основания отсутствуют и организации следует представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2016 года*(1).
Реализация услуг на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Налоговый период для целей главы 21 НК РФ устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации организация-исполнитель в налоговом периоде оказания услуг (во II квартале 2016 года) не предъявила заказчику сумму НДС и, как следствие, занизила налоговую базу за этот налоговый период и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам этого налогового периода (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 167, п. 1 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ).
Соответственно, в силу абзаца первого п. 1 ст. 81 НК РФ организация-исполнитель обязана представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2015 года.
В соответствии с п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
В книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями, а также иные документы, перечисленные в настоящем документе.
При необходимости внесения изменений в книгу продаж (после окончания текущего налогового периода) регистрация счета-фактуры (в том числе корректировочного) производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором были зарегистрированы счет-фактура, корректировочный счет-фактура до внесения в них исправлений.
При этом Правилами ведения книги продаж не урегулирован вопрос регистрации в дополнительном листе книги продаж счетов-фактур при обнаружении продавцом в текущем налоговом периоде отсутствия факта регистрации счетов-фактур за истекшие налоговые периоды.
В периоде до вступления в силу постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 ФНС России рекомендовала в таких ситуациях (письмо от 06.09.2006 N ММ-6-03/896@) зарегистрировать счет-фактуру в дополнительном листе книги продаж истекшего налогового периода и к показателям строки «Итого» дополнительного листа книги продаж прибавить показатели зарегистрированного счета-фактуры.
Представленные разъяснения не противоречат действующим в настоящее время Правилам ведения книги продаж, поэтому считаем их применимыми и в рассматриваемой ситуации.
Таким образом, полагаем, что в данном случае организации-исполнителю следует зарегистрировать выставляемый в III квартале 2016 года счет-фактуру в дополнительном листе книги продаж за II квартал 2016 года и представить в налоговый орган уточненную декларацию за этот налоговый период.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет выручки от оказания услуг;
— Энциклопедия решений. Составление акта по договору возмездного оказания услуг;
— Энциклопедия решений. Сроки выставления счетов-фактур;
— Энциклопедия решений. Дополнительный лист книги продаж.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусев Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.