забываю названия предметов что это
Первые признаки Альцгеймера или просто забывчивость?
В чём разница между обычной забывчивостью и первыми признаками болезни Альцгеймера?
Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких, что нужно сделать, чтобы отсрочить их появление, и совпадают ли они с ранними симптомами и признаками болезни Альцгеймера.
Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы в памяти» на события, имена и названия. После отпуска и отдыха память у здорового человека восстанавливается, но если вы так и не заметили улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу. Главное — не откладывать визит на потом, ведь всё это может оказаться начальными признаками болезни Альцгеймера. Чаще всего она проявляется у пожилых людей после 60 лет, однако порой болезнь встречается и у молодых.
Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?
Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни, поэтому не забывайте следовать следующим советам:
Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить первые признаки Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.
Первые признаки болезни Альцгеймера
Итак, вот на что необходимо обратить внимание, если у вас есть пожилые родственники, или, возможно, вы сами уже разменяли шестой десяток:
1. Снижение кратковременной памяти
Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти всё сложнее удаётся запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включённый свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на ранней стадии Альцгеймера ещё не утрачена.
2. Ухудшение концентрации внимания
К признакам начинающегося Альцгеймера можно отнести периоды времени, когда вам становится всё сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд.
Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.
3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения
Это симптом болезни Альцгеймера мы все неоднократно наблюдали у пожилых, когда бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то даётся с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится ещё более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счёт снижения памяти, так и ухудшения концентрации внимания.
Амнестическая афазия
Амнестическая афазия – это вариант афатического расстройства, при котором происходит распад номинативной функции речи. Характеризуется зрительной амнезией, забыванием названий предметов, речевыми паузами и трудностями подбора слов, вербальными парафазиями. Диагностика предполагает проведение неврологического обследования (церебральной МРТ, МРА, УЗИ артерий головы и шеи), нейропсихологического и логопедического тестирования. Лечебно-коррекционная работа при афазии включает этиопатогенетическую фармакотерапию, логотерапию, нейрокоррекцию.
МКБ-10
Общие сведения
Амнестическая (номинативная, аномическая) афазия сопровождается трудностями зрительного узнавания и вербального обозначения предметов. В отдельную форму ее выделил советский нейропсихолог А.Р. Лурия в 1973 г., указав, что в данном случае единственным центральным дефектом являются затруднения называния предметов. В дальнейшем амнестическая афазия была исключена из нейропсихологической классификации, т. к. в чистом виде она встречается редко, обычно выступая симптомом акустико-мнестической или семантической афазии. В современной афазиологии амнестическая афазия вновь рассматривается как самостоятельная единица – ее частота среди всех форм составляет 4,2-7,5%.
Причины
Амнестические нарушения возникают при локальном поражении задне-нижних отделов височной коры и теменно-затылочных областей левого полушария (20, 21, 37 и 40 поля Бродмана). Причинами амнестической афазии в большинстве случаев выступают:
Предрасполагающими (фоновыми) факторами являются гипертоническая болезнь, церебральный атеросклероз, гиперхолестеринемия, ангиопатии, отягощенный семейный анамнез, экзогенные интоксикации.
Патогенез
Патогенетический механизм амнестической афазии до настоящего времени остается до конца неясным. Некоторые исследователи отмечают, что 37 цитоархитектоническое поле по Бродману аккумулирует в себе слуховые и зрительные раздражители (зона перекрытия), поэтому его поражение приводит к диссоциации зрительного образа слова и его вербального обозначения.
Существует мнение, связывающее амнестическую афазию с поражением глубинных структур височной коры. В этом случае нарушается связь коркового слухового анализатора с гиппокампом, отвечающим за функцию запоминания и хранения информации. С точки зрения нейропсихологического подхода (Лурия А.Р.), номинативная афазия – это результат нарушения операции отбора слов, хранящихся в памяти пациента.
Классификация
Амнестическая афазия многофакторна и неоднородна. В зависимости от доминирующего поражения слуховой, зрительной или ассоциативной зон может встречаться в трех видах:
Симптомы амнестической афазии
Акустико-мнестическая афазия
У больных утрачивается способность удерживать в памяти слуховой ряд в пределах 3-х и более элементов, воспринимать на слух развернутый текст. Страдает понимание как ситуативной, так и других форм речи. Простые устные инструкции, как правило, доступны, многоступенчатые – нет. Пациент часто переспрашивает, просит говорить медленнее, повторить услышанное.
В экспрессивной речи преобладают короткие предложения, вербальные парафазии. Часты паузы, связанные с поисками нужного слова, персеверации. Имеются трудности называния, особенно страдает припоминание имен собственных, географических названий, различных дат, номеров телефонов. Затруднен пересказ текстов.
Оптико-мнестическая афазия
При данной разновидности амнестической афазии нарушается зрительное узнавание знакомых предметов, а воспринятое на слух слово не вызывает зрительных образов. Имеются трудности в изображении предметов по памяти, в процессе рисования больные упускают важные характерные детали, не дорисовывают значимые детали. При этом копирование и срисовывание дается хорошо.
Также возникают сложности с сортировкой предметов по категориям: овощи, одежда, мебель. Письменная речь нарушается по типу литеральной, вербальной или односторонней оптической алексии (больные не видят левую половину текста).
Амнестическая афазия
Определяющим нарушением является забывание названий предметов. Больные не могут подобрать нужное слово для обозначения хорошо знакомых вещей, заменяют забытое слово описанием предмета или его предназначения. Так, например, про карандаш пациент говорит «это… то, чем рисуют или пишут». Однако при подсказке первого слога ему удается вспомнить искомое слово.
Фраза произносится медленно, прерывается паузами, во время которых больной подбирает нужное слово. Увеличивается время между вопросом и ответом (латентный период). Спонтанная устная речь изобилует вербальными парафазиями. Письменная речь (чтение вслух, письмо под диктовку), как правило, сохранна. Однако описаны случаи, когда амнестическая афазия сочеталась с буквенной агнозией и оптической алексией. Также страдает спонтанное письмо, что обусловлено уменьшением существительных и преобладанием глаголов в устной речи.
Диагностика
При амнестической афазии сохраняется понимание речи, артикуляция, функция чтения и письма, поэтому нередко номинативные трудности списываются на возрастные «проблемы с памятью». Выявить афатическую природу расстройств помогает комплексное инструментальное, психологическое и логопедическое обследование:
Коррекция амнестической афазии
Медицинская реабилитация
Активное медикаментозное лечение проводится в остром периоде инсульта, ЧМТ, нейроинфекций. Постоянной фармакологической поддержки требуют больные с нейродегенеративными патологиями. С учетом основной проблемы, на фоне которой развилась амнестическая афазия, могут использоваться гипотензивные, ноотропные, антиоксидантные, деагрегантные, витаминные препараты. Из методов физической реабилитации позднее подключают дарсонвализацию головы и ШВЗ, магнитотерапию, электрофорез, микрополяризацию. По показаниям рекомендуются сеансы психотерапии.
Логотерапия
Коррекционные занятия при амнестической афазии направлены на восстановление соотнесенности зрительно-предметных образов со словом. Для этого проводится актуализация категориальных и ситуативных связей предметов, а также их признаков, качеств, функций. На занятиях используются картинки и реальные предметы, артикуляционно-графические опоры, пиктограммы. Применяемые упражнения и приемы:
Регулярные занятия с логопедом, проводимые на фоне медикаментозного лечения, позволяют восстановить оптический образ различных предметов, нарастить предметный словарь, расширить объем слухоречевой памяти.
Прогноз и профилактика
Реабилитационный прогноз при амнестической афазии зависит от возраста, преморбидного фона пациента, степени его заинтересованности в восстановлении речевой функции. Обычно на фоне медикаментозной терапии и нейрореабилитации явления зрительно-предметной агнозии, оптической амнезии постепенно регрессируют. Многие больные адаптируются к социальной среде, возвращаются к профессиональной деятельности.
Профилактика любых афатических синдромов заключается в минимизации факторов риска: коррекции артериального давления, дислипидемии, гипергликемии. Необходимо придерживаться принципов здорового питания, включать в жизнь умеренные, но регулярные физические и когнитивные нагрузки.
Простая забывчивость или Альцгеймер: ключевые признаки заболевания
Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу. Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.
Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?
Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше времени проводить на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.
Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, тем самым рискуя пропустить симптомы Альцгеймера. В результате пожилые люди нередко попадают на прием к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.
Признаки болезни Альцгеймера
1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.
2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд.
Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.
3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.
4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.
5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е.он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.
Понятие, причины и коррекция амнестической афазии
Нарушения речи у детей и взрослых могут быть связаны с различными состояниями: наследственные дефекты, родовая травма, ЧМТ, заболевания головного мозга и пр. Например, амнестическая афазия наблюдается при поражении нижних или задних отделов височной и теменной доли. Болезнь характеризуется тем, что человек начинает забывать названия различных предметов, что затрудняет его коммуникацию с окружающими людьми. Вопросами диагностики и лечения подобного состояния занимается невролог или психиатр.
Определение и классификация
Амнестическая афазия − это разновидность нейропсихологического расстройства речи, при котором наблюдается забывание названий предметов или имен. Основной фактор, обуславливающий развитие данного расстройства – это органическое повреждение, локализующееся в височной и теменной доле больших полушарий головного мозга. В такой ситуации пациент понимает, какой объект находится перед ним и знает, зачем он нужен, однако не может назвать его. Чаще всего пациенты во время разговора описывают функции предмета, дают ему характеристику по форме и цвету, но вспомнить название не могут.
Врачи выделяют еще один подтип подобного расстройства речи − оптико-мнестическую афазию, которая развивается при преимущественном повреждении коры височной доли. К афазии присоединяется невозможность рисовать объекты по памяти, только видя предмет перед собой. Больные могут описать его характеристики, но не изобразить или назвать.
Причины возникновения
Патология характеризуется повреждением серого и прилежащего белого вещества височной и теменной доли, что объясняет нарушения связей между группами нервных клеток. Причины, приводящие к поражению мозга следующие:
Кроме прямых причин, существуют факторы риска, приводящие к подобным болезням: старческий или пожилой возраст, метаболические нарушения в организме, ожирение и атеросклероз, курение и алкоголизм, малоактивный образ жизни, генетическая предрасположенность, ишемическая болезнь сердца, гипертония и др.
Клинические проявления
Невозможность назвать предмет − основной симптом патологии, однако, выявить это при обычном общении очень сложно. Но болезнь проявляется не только афазией. Симптомы включают в себя следующие проявления:
Несмотря на речевые нарушения, другие функции головного мозга, связанные с произнесением слов, не страдают. Пациент может писать, читать, что отличает болезнь от алалии.
Постановка диагноза
Так как патология связана с повреждением головного мозга, то больному рекомендуют записаться на прием к неврологу или психиатру. Специалисты данного профиля смогут провести необходимые исследования и подобрать лечение.
Во время первичной консультации у специалиста врач проводит комплексную диагностику. Она включает в себя следующие действия:
Перечень используемых для диагностики процедур зависит от имеющихся у человека симптомов и сопутствующих болезней. Ни в коем случае не стоит самостоятельно ставить диагноз, так как это часто приводит к прогрессированию основной патологии.
Коррекция нарушений
Комплексная диагностика позволяет поставить однозначный диагноз. На основе результатов исследований, возраста пациента и его психического состояния лечащий врач подбирает схему лечения. Терапия всегда носит комплексный характер.
Если афазия вызвана травмой головного мозга, инсультом или опухолью, то пациент срочно нуждается в оперативном лечении. Только после устранения непосредственной причины состояния можно переходить к восстановлению речи больного.
После проведения экстренной терапии, врачи рекомендуют начинать реабилитацию. На первом этапе с больным занимается психолог и логопед. Они обучают пациента адекватно воспринимать предметы и образно мыслить. Постепенно количество картинок и визуальных рядов увеличивается, тем самым формируется словарный запас. Второй этап характеризуется адаптацией к разговорной речи, уменьшением пауз между словами и фразами. Заключительная ступень логопедической коррекции заключается в увеличении речевого запаса, улучшении способности к восприятию большего количества информации.
Прогноз и профилактика
При комплексном подходе к терапии и выполнении реабилитационных мероприятий пациентам удается восстановить речь. Со временем запоминаются названия предметов, снижается заторможенность речи, повышается способность поддерживать разговор. В ситуациях с обширными повреждениями тканей головного мозга говорить о положительном прогнозе сложно. В этом случае эффективность лечения зависит от степени повреждения, сроков его начала и наличия у пациента сопутствующих болезней ЦНС.
Врачи выделяют ряд рекомендаций, направленных на предупреждение появления и прогрессирования патологии. Они включают в себя следующие пункты:
Профилактические советы не требуют финансовых затрат и не вызывают дискомфорт у человека.
Амнестическая афазия возникает на фоне повреждения структур головного мозга. При первых признаках основного заболевания или афазии необходимо обратиться к врачу. Терапия на раннем этапе поможет достичь более успешных результатов и добиться быстрого выздоровления. Если же длительное время заниматься самолечением, возможно формирование стойкого речевого дефекта.
Человек забывает простые слова при разговоре: причины, что делать
Каждый хоть раз сталкивался с ситуациями, когда память дает сбой. Возникает блок, который не позволяет вспомнить важную информацию. В таких случаях нужно определить и устранить причину рассеянности. Она может быть как безобидной, так и весьма серьезной.
В статье мы рассмотрим, по каким причинам человек начинает забывать слова, это болезнь или ухудшение памяти, чем можно помочь.
По каким причинам человек забывает слова во время разговора
Забывчивость считается результатом нарушения когнитивных функций. Она может доставлять немало неудобств в повседневной жизни. Если человек постоянно забывает слова при разговоре, речь может идти о серьезных проблемах в работе головного мозга. Такая ситуация характерна для людей пожилого возраста, но может возникать и у представителей молодежи.
Ученые разных стран не оставляют попытки разгадать феномен забывчивости. Согласно исследованиям, даже студенты могут забывать отдельное слово или фразу 1-2 раза в неделю. У людей преклонного возраста этот показатель в несколько раз выше. В 90% случаев человек вспоминает нужную информацию самостоятельно, не прибегая к помощи посторонних.
Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!
Память бывает краткосрочной и долгосрочной. В первом случае речь идет о недавно произошедших событиях. Долгосрочная память включает в себя воспоминания из глубокого детства или юности. Как правило, они тщательно проанализированы и обработаны мозгом.
Если человек внезапно забывает слова и ему стало сложно формулировать мысли, проблема может скрываться в стрессовых ситуациях. Все приходит в норму после восстановления психики. Иногда может потребоваться помощь лекарственных препаратов.
Ученые объясняют забывчивость следующими причинами:
В каких случаях при забывчивости необходимо обратиться к врачу
Далеко не всегда забывчивость является показателем серьезных нарушений в организме. Она может быть следствием банальной усталости или стресса. Если человек часто забывает слова в разговоре, имена своих близких и события пятиминутной давности, есть повод для обращения к врачу. Эпизодические пробелы в памяти патологией не считаются. С ними может столкнуться абсолютно каждый.
К врачу нужно обратиться в следующих случаях:
Проблемой нарушения когнитивных функций занимаются сразу несколько специалистов. Может потребоваться помощь терапевта, невролога или психиатра. Врачи назначают комплекс диагностических мероприятий, который поможет выявить причину пробелов в памяти, и подбирают курс лечения.
Что делать при ухудшении памяти и забывании слов
При снижении памяти встает логичный вопрос о том, что делать, если начал забывать слова. Комплекс мер должен быть направлен на устранение причины. Например, при сосудистых нарушениях нужен прием одних препаратов, а при болезни Альцгеймера – совершенно других.
Варианты лечения могут быть следующими:
Чтобы улучшить смысловую память, необходимо осуществлять регулярные тренировки. Чем чаще они происходят, тем надежнее становится связь между нейронами мозга. Для улучшения работы мозга полезно разгадывать кроссворды и ребусы. Можно воспользоваться специальными приложениями или онлайн-программами. Они направлены на улучшение концентрации внимания, развития памяти и гибкости мышления.
Хорошим помощником при снижении памяти станут новые методы запоминания слов. Они основаны на создании ассоциативной связи. Чтобы запомнить определенную дату или слово, нужно присвоить им визуальный или звуковой образ. Также можно придумывать к необходимому слову рифмы.
Хорошим способом улучшить работу мозга считают интеллектуальные игры. Это могут быть как шахматы, так и монополия или карточные игры. В качестве альтернативы можно рассмотреть мобильные приложения.
Благоприятное влияние на мыслительные функции оказывает и медитация. Она нормализует эмоциональный фон и активизирует участки, отвечающие за кратковременную память. Чтобы поддерживать работу мозга на необходимом уровне, достаточно уделять медитации 5-15 минут в день.
Меры профилактики
Чтобы избежать снижения когнитивных функций, необходимо вовремя принять меры профилактики. В группе риска находятся люди, занимающиеся тяжелым физическим или умственным трудом, пенсионеры и дети. Иногда проблемы с нейронами мозга возникают на фоне вредных привычек.
Чтобы избежать проблем с памятью, желательно придерживаться следующих рекомендаций:
Если человек стал забывать слова при разговоре, необходимо разобраться в причинах такого явления. Иногда речь идет об обычной усталости или стрессах. При наличии подозрительных симптомов без врача разобраться не получится.