зависть богов что означает выражение
Зависть богов: что такое синдром самозванца и как он мешает быть успешным
Что такое синдром самозванца?
Синдром самозванца (Impostor Syndrome) — это не невроз и вообще не психическое расстройство. Это состояние, образ мышления или черта характера, в основе которых лежит идея о том, что вы чего-то достигли только благодаря удаче, а вовсе не потому, что умны, талантливы и трудолюбивы. Сегодня синдром самозванца может охарактеризовать любого, «кто не может принять свои успехи и владеть ими как неизменной собственностью», — говорит американский психолог Одри Эрвин. Людям с синдромом самозванца крайне сложно встраиваться в новый коллектив. Представьте: вы, классный специалист с большим опытом, приходите на новую работу, и вдруг вас охватывает паника.
Все вокруг такие уверенные, опытные, знают все тонкости рабочего процесса и — о, боже — их любит начальник. Все, я провалюсь, я никто, я ничего не смогу сказать в свое оправдание, и да — я чертов самозванец!
Людям с этим синдромом приходится постоянно убеждать себя в том, что они справятся, хотя делали это десятки раз и знают свои профессиональные обязанности. Зачастую это интроверты, люди, склонные к самокопанию и крайне чувствительные к среде. Знаменитый психотерапевт Ирвин Ялом заметил одну закономерность в работе с пациентами. Он просил их на листе бумаги записать свою «самую страшную тайну», о которой вслух те говорить не могут. Выяснилось, что большинство пациентов обладают глубоким убеждением, что где-то в самой своей основе они неадекватны и не понимают чего-то главного в этой жизни, они как бы скользят по поверхности, не живя, а умело блефуя. Им казалось, будто окружающие знают что-то такое, что позволяет им держать баланс и быть уверенными в успехе. Страх успеха — это спутник синдрома самозванца.
«У меня были большие проблемы с самооценкой, которые я спрятал за навязчивым сценическим образом. Я намеренно форсировал свою жизнь, чтобы меня не остановили и не уличили в ничтожности. Постоянно я чувствовал себя неадекватным, другим, казалось, что нужно бежать вперед, не оборачиваясь, и работать, работать, работать»
Впервые в психологии о феномене заговорили в 1978 году после выхода книги Полин Роуз Кланс «Феномен самозванца у женщин с высокими достижениями: динамика и терапевтическое вмешательство». Она изучила поведение нескольких отличниц из Оберлинского колледжа в штате Огайо и обнаружила поразительную вещь — большинство студенток, несмотря на их очевидные успехи, больше всего боялись, что в какой-то момент их разоблачат. Какой-нибудь профессор возьмет и скажет: «Да вы ни на что не годитесь, вам просто повезло, если вам задать сложный вопрос — вы точно провалитесь». И это отчасти правда — всего знать невозможно, да и всегда найдется кто-то, кто лучше вас. Но для человека с синдромом самозванца это неочевидные доводы, а просто — личная трагедия.
Почему «самозванцы» — чаще женщины?
Среди звездных «самозванцев» действительно много женщин — это писательница и нобелевский лауреат Майя Ангелу, актрисы Мерил Стрип и Эмма Уотсон, судья Верховного суда США Соня Сотомайор, один из директоров Facebook Шерил Сэндберг, спортсменка Серена Уильямс, основательница The Huffington Post Арианна Хаффингтон. Но на самом деле синдромом страдают и мужчины — например, актер Том Хэнкс, директор «Старбакс» Говард Шульц и другие. Парадокс в том, что чем выше твои успехи и известнее личность, тем больше ответственность за «обман» и сильнее страх разоблачения.
Дело в том, что синдром самозванца — не какой-то генетический недостаток женского рода, а результат воздействия предубеждений в нашей культуре. Женщин с детства учат сомневаться в себе, потому что трудно поспорить с мужской силой, которая традиционно связана с понятием успеха. Вообще, этот феномен свойственен представителям любых меньшинств и слабых сообществ. Одно из исследований в США показало, что представители азиатских общин чувствуют себя самозванцами чаще, чем афроамериканцы и латиноамериканцы, которых очевидным образом больше. Автор книги «Тайные мысли успешных женщин» Валери Янг утверждает: «Чувство принадлежности способствует уверенности — чем больше людей, которые выглядят или говорят, как ты, тем счастливее ты себя ощущаешь».
Та же Полин Роуз Кланс в своей книге 2001 года, опираясь на новые исследования, показала, что и мужчины, и женщины испытывают чувство самозванца, вне зависимости от вопросов гендерного неравенства в обществе. Она также создала специальный тест для диагностирования синдрома.
Какие типы личности подвержены синдрому?
Если низкую самооценку человек в состоянии исправить каким-нибудь достижением, то в случае синдрома самозванца вы не запоминаете своих побед — мозг попросту их игнорирует. Даже если у вас за плечами десятки достижений, вам от этого не легче. Эксперт по синдрому самозванца Валери Янг классифицировала страдающих этим недостатком:
«Я до сих пор порой чувствую себя неудачницей из старшей школы. Каждое утро я беру себя в руки и говорю: „Ты — суперзвезда“, — и тогда чувствую, что смогу пережить этот день и остаться для своих фанатов тем, кем я являюсь»
Как преодолеть синдром самозванца?
Разумеется, хорошо обратиться к психологу или психотерапевту. Но и тот будет давать вам домашние задания. Например, нужно отчитываться перед самим собой о любой положительно выполненной задаче и не стесняться просить кого-то себя похвалить. Бывает полезно узнать и о негативном опыте других людей — это позволяет понять, что с неудачами сталкивается каждый из нас.
1. Фильтруйте мысли. Нужно фиксировать внимание на идее, которая часто посещает вас — она помогает вам или мешает? Научившись видеть в ложной мысли ложную, вы постепенно перестанете быть жертвой этой лжи и научитесь не поддаваться на провокации эмоций.
2. Измените восприятие проблем. Люди без синдрома самозванца не более умны, компетентны или способны, чем вы. Это хорошие новости, потому что это означает, что вам просто нужно научиться думать, как «не самозванцы» — то есть учиться открываться конструктивной критике и не бояться за этим обращаться к окружающим. Это как раз момент преодоления самого страшного страха — когда вы ждете от окружающих разоблачения. И когда вы его сами провоцируете и слышите, как правило, что все не так плохо, — это исцеляет. Выберите коллегу или близкого человека, чтобы поделиться своими чувствами. Вообще, «кухонная» психотерапия с друзьями — крайне полезная вещь.
3. Фиксируйте достижения. Это метод «звездочек на фюзеляже» — заведите список дел, с которыми вы справились, то есть — объективных фактов, подтверждающих вашу компетентность. Мозг уже не будет считать ваши успехи неочевидными, потому что они у вас перед глазами. Туда же не ленитесь вписывать комплименты и любые хорошие слова в свой адрес, особенно те, которые вам говорят коллеги по работе.
4. Сравнивайте результаты во времени. Если сравнить ваши достижения с предыдущими показателями в этой же области, то вы увидите явный прогресс.
Например, доход увеличился на 30% по сравнению с прошлогодним, или вы сдали очередной языковой уровень, тогда как пару лет назад не могли сказать и «привет» по-немецки.
Что вообще заставляет человека бояться быть успешным? Это архетипические мифы о зависти богов и многое другое. Например, ожидание новых трудностей, негативный опыт или подсознательное сопротивление переменам. В любом случае важно сменить оптику и перестать ехать по накатанным рельсам, пора поработать над позитивным образом ближайших перспектив. Представьте, как хорошо вы будете себя ощущать в новом статусе с новыми достижениями. Самозванец, изыди.
«Зависть богов»
«Зависть богов»
«Давно среди смертных живет молва, будто бедою чревато счастье и умереть не дано ему, пока невзгодой не разродится» — так формулирует идею о божественной зависти Эсхил (Агамемнон, 749 — 752) [1].
1 Эсхил. Трагедии. М., 1978. С. 209.
В форме доморального представления (оборонительная магия) вера людей в «зависть» сверхъестественного начала ко всякому человеческому счастью и успеху, пожалуй, присуща всем примитивным культурам. В виде многочисленных пережитков она сохранилась и до наших дней (магические действия, чтобы «не сглазить»). В развитых цивилизациях Востока эти представления обретают моральную форму, что нашло свой отклик в известной притче Соломона: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, присы-тившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (30: 7 — 9).
Но лишь в греческой мысли идея о «зависти богов» приобретает вид стройной этико-теологической системы, особенно у трагиков, у Пиндара и Геродота. Но начать все же хотелось бы с эпоса.
Примечательно, что в двух поэмах, приписываемых одному автору, — «Илиаде» и «Одиссее» — содержится в сущности различный подход к этой проблеме. В «Илиаде» впервые была тщательно разработана вся теогоническая система, но в поэме нет даже и намека на существование божьей зависти к смертным. Присутствие богов во всех человеческих делах, их всемогущество, божественная забота о сохранении гармонии, антропоморфизм, выраженный кроме всего прочего в том, что боги были наделены всей гаммой человеческих эмоций, — все это служило стержнем мифологического сознания богобоязненности и страха перед божественным гневом, инспирированным скорее нарушением принципа «богу — богово», чем завистью. Не случайно Диомед, обращаясь к Гектору, дважды почти буквально повторяет одну и ту же фразу: «Нет, с богами блаженными я не желаю сражаться!» [2]
2 Гомер. Илиада. 6, 141.
Ситуация начинает» постепенно меняться в «Одиссее». Поведение героев этой поэмы уже в большей степени определяется свободным выбором, хотя может быть в не меньшей степени предопределено богами. Моральные индивиды «Одиссеи» поэтому более чувствительны к «несправедливому» и «благому», хотя все еще не способны к этической рефлексии. Но при этом они чрезвычайно податливы ко всякого рода предрассудкам. И при сравнении двух эпосов видно, как постепенно начинает выкристаллизовываться идея о «зависти богов».
Менелай, предвкушая возможную встречу с Одиссеем и описывая ее во всех красотах, замечает, что «столь великого блага нам дать не хотел непреклонный бог, запретивший ему, несчастливцу, возврат вожделенный» (Одиссея, 4, 181 — 182). Дважды Алкиной, царь феакийцев, сетует по поводу того, что «бог Посейдон недоволен нами за то, что развозим мы всех по морям безопасно» (Одиссея, 8, 565 — 566; 13, 173 — 174). Наконец, эту же мысль в заключении поэмы Гомер вкладывает в уста Пенелопы в тот момент, когда Одиссей уничтожает все ее сомнения, раскрыв тайну, известную только им двоим. Обращаясь к мужу, Пенелопа говорит:
…Меж людьми ты всегда был самый разумный и добрый. На скорбь осудили нас боги; было богам неугодно, чтоб, сладкую молодость нашу вместе вкусив, мы спокойно дошли до порога веселой Старости.
(Одиссея, 23, 209 — 213)
Не трудно заметить, что в приведенных фрагментах из поэмы странствий проскальзывает идея о ревности богов к людской удаче, благополучию, богатству, ко всякому человеческому счастью. Кульминационным моментом развития мысли являются слова Калипсо: «Боги ревнивые, сколь вы безжалостно к нам непреклонны!» (dzelemones exochon aeeon — Одиссея, 5, 118). И все же из данных фрагментов не следует, что эпические герои испытывают чувство трепетного страха перед «завистью богов» [1], а скорее возмущаются таким положением дел. Страх становится принципиальной чертой нравственно-религиозной культуры Греции лишь в архаический и классический периоды. Причины столь кардинального перехода кроются, по всей видимости, с одной стороны, в смене «героической» модели культуры, с другой — в обособлении моральных норм и становлении нового типа нравственной культуры.
1 Примечательно, что в «Одиссее» поэт использует не стереотипизированный поздними авторами глагол phthoneo («завидовать»), a agamai в значении «негодовать», «завидовать».
В культурологии принято различать два типа социокультурной регуляции поведения личности: «культура стыда» и «культура вины» [2]. Системообразующий стержень культуры первого типа — общественное одобрение или порицание личности, а не самооценка индивида, поэтому всякое отклонение от господствующих норм поведения вызывает неодобрительное отношение со стороны коллектива и инспирирует у субъекта чувство стыда и позора. Этот тип культуры как раз и доминирует на эпической стадии развития многих этносов. Гомеровские поэмы, достаточно ярко иллюстрируют тип «культуры стыда». Вот почему «своеобразие воспроизводимой Гомером моральной ситуации состоит в том, что есть моральные индивиды, но отсутствуют сформулированные общеобязательные моральные нормы», то есть в нравственном социуме гомеровского общества отсутствует «абстрактно-фиксированный критерий различения нравственного и безнравственного» [3]. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что гомеровские герои испытывают как страх перед общественной оценкой, так и трепет перед богами.
2 Толчком к социологическим обобщениям в этом ключе послужила книга Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese Culture. N. Y., 1946.
3 Гусейнов А. А. Введение в этику. С. 40, 42.
Для «культуры вины» характерна переориентация типа личности на интравертность — на самооценку и саморегуляцию. Иными словами, осуществляется переход к этической рефлексии и моральной ответственности индивида. На этой основе в Греции в VII — VI веках до н. э. моральные нормы долженствования обособляются от реального поведения личности. И в этом суть нравственного переворота в Греции. Суть культурного переворота — в развитии соревновательного духа, появление которого создает необходимую социопсихологическую среду для возникновения чувства зависти в широком смысле слова. Под влиянием всей совокупности этих факторов в Греции окончательно формулируется концепция «зависти богов».
Судя по текстам греческих авторов VI — IV веков до н. э., они не ставили себе цели раскрыть сущность концепции «зависти богов» (phthonos theon). Обращаясь к своей аудитории, поэты, трагики и «отцы истории» не акцентировали внимание на «зависти» какого-либо конкретного бога. Зависть всегда приписывалась некой анонимной, абстрактной божественной силе. Апелляция к безымянному божеству или демону, судя по всему, типологически присуща мифоэпическому мышлению. Современникам, видимо, было ясно, о каких «карающих» функциях богов шла речь, поскольку сама идея исходила из народных верований и предрассудков. И не случайно упоминания о божественной зависти всегда были мимолетными и подчиненными другим, более значимым целевым установкам авторов. Вот почему представление о «зависти богов» само по себе слабо эволюционировало; гораздо отчетливее прослеживается, какую окраску по мере развития этической мысли придавали греческие мыслители этому фактору в жизни индивида. В этом плане можно выделить в хронологическом и концептуальном смыслах три пары авторов: Пиндар — Вакхилид, Эсхил — Геродот, Эврипид — Фукидид.
Лирики, продолжавшие мыслить категориями полисной морали, прибегали к концепту «зависти богов», как правило, в тех случаях, когда стремились особо подчеркнуть «добродетельный» поведенческий идеал разумного, умеренного и «достойного зависти» в хорошем смысле гражданина. Пиндар, как, впрочем, и Вакхилид, был бесспорно апологетом соревновательности. Для него стремление человека «быть заметным», восхождение к подвигу и успеху — суть естественные желания человека. Этим же духом наполнены и его оды, прославившие победителей четырех общегреческих состязаний, — Олимпийские, Пифийские, Немей-ские, Истмийские. Греческие состязательные игры, как справедливо отмечает М. Л. Гаспаров, неадекватно поняты человеком наших дней [1]. Они выявляли не столько того, кто был лучше всех в том или ином спортивном искусстве, сколько наилучшего и осененного божественной милостью человека вообще. И поскольку состязание выступало как проверка на обладание божьей благодатью, то одновременно оно могло стать и испытанием на божественную зависть. Как бы отгоняя ее, Пиндар восклицает:
1 См.: Гаспаров М. Л. Поэзия Пиндара//Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С. 362.
Необделенные дольщики эллинских услад, Да не встретят они оборота божьей зависти: Будь к ним незлобен бог! (Пифийские песни) [2]
…Совершенно иное значение придает «зависти богов» Эсхил, уловивший нравственное переосмысление греками религии. Для Гесиода и раннегреческих лириков характерна лишь «потребность обрести в лице богов (в первую очередь, в Зевсе) некий нравственный авторитет, высшую инстанцию, покровительствующую справедливым деяниям людей и карающую их за преступления против общественной и индивидуальной морали» [1]. Так в этико-теологической мысли постепенно формируется представление о Зевсе как носителе высшей справедливости. У Эсхила то же божественное начало наделено этическими функциями, а божественная зависть выступает в качестве составной единицы божественной справедливости, гаранта сохранения status quo мироздания.
1 Ярхо В. Н. Художественное мышление Эсхила: традиции и новаторство// Язык и культура античного мира. Л., 1977. С. 4.
Наиболее отчетливо это представление прослеживается в «Агамемноне» Эсхила. Введенные в трагедийный сюжет кровавая месть и родовое проклятие служат Эсхилу не столько рефлексией первобытной моральности, сколько для подчинения новому канону божественной справедливости. «Зависть богов», которая, кстати, и у Эсхила продолжает оставаться анонимной, хотя и можно предположить в качестве ее субъекта самого Зевса, выступает в роли заслуженного отмщения в каждом конкретном случае нарушения справедливости и гармонии.
…….Именно благодаря прямому и неукоснительному действию божественная зависть, несмотря на ее искусственно архаизированную форму, наводит еще больший ужас на смертных. Показательна в этом смысле сцена приезда Агамемнона домой, в которой Эсхил пером тонкого психолога строит каркас нравственно-психологического конфликта, нагнетает атмосферу трагедийности.
Клитемнестра устраивает не по-царски сверхпышный прием покорителю Трои Агамемнону и предлагает ему войти во дворец по пурпурному ковру. Опасаясь «людского осуждения» и «зависти богов», Агамемнон, терзаемый сомнениями, не знает, как ему поступить.
Продолжение
Согомонов А.Ю. Феноменология ЗАВИСТИ в древней Греции// Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения/Редкол.: А. А. Гусейнов и др. — М. Политиздат, 1990.
ЗАВИСТЬ БОГОВ
В «Истории» Геродота говорится: «Боги не любят счастливых людей». В древности люди знали, почему нельзя демонстрировать свою удачу и счастье: это может вызвать зависть и гнев богов, поскольку те считали, что счастье — это их, богов, привилегия, а дерзких людей, желавших того же, нужно наказывать.
Отредактировано Emma Zvezdina (15-09-2013 16:46:38)
27 комментариев к “ЗАВИСТЬ БОГОВ”
Выходит что свое счастье надо все время прятать )))
Ответ прост: когда человек мается, он думает о богах, возносит им свои молитвы, а когда счастлив забывает. Выход прост: когда плохо не думать о них, а терпеть.
Ответ прост: когда человек мается, он думает о богах, возносит им свои молитвы, а когда счастлив забывает.
Ага…..точно )……наверное хотят просто чтобы люди всегда
Выход прост: когда плохо не думать о них, а терпеть.
А когда хорошо……то ни кому не рассказывать )))
Короче ……в любом случае выход есть ……….)))
Та Вы шо — решили Богов обхитрить?!……………………..Может лучше хвалить их………..чем Вам лучше тем больше хвалите!………………И им нравится и Вам — всё лучше и лучше.
Та Вы шо — решили Богов обхитрить?!…….
..Может лучше хвалить их………..чем Вам лучше тем больше хвалите!………………И им нравится и Вам — всё лучше и лучше.
Ты же вот ………то же хитрость предлагаешь )))
Но только ни чего не рассказывать )))
Ты же вот ………то же хитрость предлагаешь )))
Ну это я сплагиатил у христианства…………………….Всегда хвалить Бога!
И я предлагаю то, ч то нравится Богам, а Вы — обхитрить их хотите……………………..Боги всё видят…….Они всё знают…………Они самые лучшие (это я уже хвалю).
.Они самые лучшие (это я уже хвалю).
Ну надо же как то выкручиваться ………..)))
Ну а если увидят……что ты хорошо живешь………то тогда без полезно хвалить )))
Вот о чем и речь то )))…………что очень сложно с ними…………..)))
Боги всё видят…….Они всё знают…………Они самые лучшие (это я уже хвалю).
Прости, Саша, но ты лижешь им зад, чтобы и у тебя было всё хорошо.
Раньше его не видела…Только что посмотрела, мне понравился (жизненный… ) Спасибо, Эмма
И я предлагаю то, что нравится Богам, а Вы — обхитрить их хотите……………………..Боги всё видят…….Они всё знают…………Они самые лучшие (это я уже хвалю).
именно об этом в книге «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЖИЗНИ и колебания квантового поля»
стр.55-57.
сорри.. нет возможности процитировать..
И я предлагаю то, что нравится Богам, а Вы — обхитрить их хотите……………………..Боги всё видят…….Они всё знают…………Они самые лучшие (это я уже хвалю).
именно об этом в книге «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЖИЗНИ и колебания квантового поля»
стр.55-57.
сорри.. нет возможности процитировать..
будь сам себе бумерангом
Триглас написал(а):
Боги всё видят…….Они всё знают…
Ну а если увидят……что ты хорошо живешь………то тогда без полезно хвалить )))
Если будешь всё время сравнивать своё и ИХ житьё — никогда не будешь выглядеть перед ними хорошо-живущим. ………………………..Но всё равно хвалить. Однозначно.
Прости, Саша, но ты лижешь им зад, чтобы и у тебя было всё хорошо.
Ну да! Боги создали нас……..Мы практически — дерьмо божье! Отсюда получается что я облизываю сам себя. …………………..
А серьёзно Чет — Мы ВСЕ постоянно лижим чей-нибудь зад…………………..Президента, работодателя, разным госинститутам, ЖЭКу, СОБЕСу, …………………………. Так устроено наше дерьмовое общество.
P.S. Прочти свою подпись внимательно
Не просите у Бога того, чего не можете сделать сами
Другими словами — Не тревожьте Бога по пустякам!…………………………..Вот видишь — ты же сам лукавишь…………….заигрываешь с Богом! (Вишь как можно любому челу пришить любое дело. ).
Отредактировано Триглас (16-09-2013 14:05:09)
.Мы практически — дерьмо божье! Отсюда получается что я облизываю сам себя.
Не гордись..
Дерьмом божьим в старину называли золото(золотые самородки)
Если будешь всё время сравнивать своё и ИХ житьё — никогда не будешь выглядеть перед ними хорошо-живущим.
Так что бы сравнивать……надо хоть чуточку знать ….какое у них житье )))
А мы можем только лишь фантазировать )))
А мы можем только лишь фантазировать
Или философствовать….
Раз мы коснулись Богов, то бишь многобожия, то должны отделить и определить каждого Бога отдельно, и познать его среду «обитания и приоритетов». К примеру Бог дождя, или ветра, природы, космоса….
Они живут в своей среде, и управляют своей средой обитания. А раз так, то им пофиг твой новый автомобиль, бриллиантовое ожерелье, или дача на канарах.. Так же и твои любовные или жутко-негативные проявления.
Отсюда делаем вывод. Этим Богам люди вааще пофиг! А каким НЕ пофиг? НЕ пофиг конечно тем, кто живет в астрале и ментале ЧЕЛОВЕКА… ВНУТРИ него! А кто там живет? Бог страха и ненависти…. Бог Любви и добра. По сути, это наши эмоции, которые мы имеем внутри себя ЦЕЛОГО. ТО есть, эти Боги, чисто НАША составляющая часть… это мы сами. И преклоняемся мы сами себе и своим эмоциям. НО. за счет познания их, мы развиваемся. ТО есть, они наши УЧИТЕЛЯ. И в данном варианте, слово Бог, и слово Учитель, стоят со знаком =.
А точку сборки можно перемешать бесконечно, и вам будут открываться всё новые грани и перспективы этих ВСЕХ Богов.
Отредактировано СЛОВОКРЫЛ (17-09-2013 05:39:04)