жанр мокьюментари что это
Мокьюментари
Содержание
Особенности жанра
Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создаётся иллюзия реальности происходящего за счёт участия знаменитостей и прочих действительно существующих людей. Комедийные фильмы-мокьюментари используются в качестве пародии и сатиры. Более серьёзный тон присущ другому виду такого кино, докудраме. Жанр также используется для анализа актуальных событий и явлений на примере вымышленного предмета фильма.
Мокументальные фильмы часто предстают в виде исторических документальных фильмов с хроникой и разного рода специалистами, обсуждающими прошедшие события, или в виде произведений в жанре cinéma vérité, в которых мы как бы сопровождаем людей, с которыми происходят разные события. Такие фильмы зачастую целиком или частично являются импровизациями, поскольку импровизация помогает поддерживать видимость правдивости. Закадровый смех даже в комедийных фильмах встречается редко, хотя имеются и исключения — например, «Operation Good Guys». Примеры такого типа сатиры берут начало по крайней мере в1950-х годах (самый ранний — короткий фильм об урожае спагетти в Швейцарии, вышедший в эфир как первоапрельская шутка в передаче британского телевидения «Панорама» в 1957 г.), хотя термин «мокьюментари» появился, скорее всего, только в середине 80-х, когда режиссёр картины «This Is Spinal Tap» Роб Рейнер так назвал свой фильм в интервью.
Псевдодокументальная форма используется также в некоторых драматических фильмах (предтечи такого подхода появились еще на радио, при постановке Орсоном Уэллсом романа Герберта Уэллса «Война миров»).
Мокьюментари-что посмотреть?
Последнее время я подсела на фильмы ужасов в жанре мокьюментари.
Термином «мокьюментари» называют псевдодокументальные фильмы. Это жанр игрового кино, который имитирует документальную съемку, а также использует фальсификацию и мистификацию.
Наверное, одним из знаковых фильмов этого жанра является культовый фильм «Ведьма из Блэр»(1999)
Руки еще не дошли до него, но хотела бы рассказать о тех мокьюментари, которые особо понравились. Сразу отмечу, что я не люблю фильмы про призраков, привидения и тд. Не увлекательно для меня, хотя многое пыталась смотреть.
1. Забытый Феникс (2017 год)
Юная Софи почти не помнит своего брата Джоша, который пропал без вести двадцать лет назад. Вокруг его исчезновения образовалось множество мифов и легенд, но Софи точно знает, что пропал Джош после того, как в небе над городом появились странные огни. Брат главной героини вместе со своими друзьями решил выяснить, что произошло, и именно после этого трое подростков бесследно исчезли. Двадцать лет спустя Софи решает предпринять попытку докопаться до истины. Она начинает собственное расследование исчезновения Джоша, и, через некоторое время, начинает понимать, в чём тут дело…
Очень интересная интерпретация событий о таинственных огнях в небе над Фениксом, которые имели место быть на самом деле. Смотрится на одном дыхании.
2. Ранчо Скинуокер (2012 год)
Группа исследователей-уфологов снимают на видео доказательства сверхъестественных проявлений, а так же ищут следы инопланетян. Им предстоит так же расследовать загадочную пропажу 10-ти летнего сына местного фермера.
Один из немногих фильмов про НЛО, который действительно снят качественно и может напугать.
3. Охотники на троллей (2010)
Группа студентов узнаёт, что правительство скрывает от широких масс информацию о существовании троллей на севере Норвегии. Отважные ребята и девушки самостоятельно с помощью подручных средств уничтожают великанов, представляющих огромную опасность.
Наверняка, многие видели этот фильм, но тем не менее, для меня он снят интересно и в духе скандинавского кино, плюс бонусом красивые пейзажи Норвегии.
4. Свидетельство (2010)
Группа молодых людей отправляется в лес, где один из них, Райан, намерен снять документальный фильм об их поездке. Устроив небольшой лагерь посреди лесной чащи, скоро герои фильма делают открытие, которое положит конец безмятежному отдыху. Поначалу их привлекают странный шум, который вскоре материализуется в некое существо, имеющее, как выясняется, далеко не мирные намерения в отношении компании друзей. Фильм, который они пытались снимать, в итоге станет единственным свидетельством того, что же произошло на самом деле…
На самом деле двоякое ощущение от фильма, полфильма прям увлекает и держит в напряжении, ближе к концу пошла каша. но не буду спойлерить)
5. Инопланетное (2011)
Семья на отдыхе сталкивается с угрозой инопланетного вторжения. Все происходящее они исправно записывают на видеопленку. А началось все с ярких огней в ночном небе…
По моему скромному мнению достаточно страшный фильм.
Три парочки проводят выходные в Грейсфилде в комфортабельном домике в лесу веселятся, отдыхают. Вдруг неподалёку в лесу падает метеорит. Конечно же они идут посмотреть на него и потрогать такую редкость, не подозревая, что скоро начнётся веселье совсем другого рода.
8. Уиллоу Крик (2013)
Парочка влюбленных отправляется в турпоездку к месту, где неоднократно был замечем Йети. Свои приключения они старательно снимают на видеокамеру, а видео-запись их встречи с Бигфутом находят уже после их пропажи.
Отличное кино из Финляндии.
10. Докопаться до сути (2014)
Исследование о фильмах ужасов про монстров принимает неожиданный оборот, когда кинематографисты связываются с человеком, который утверждает, что он может доказать существование чудовищ.
Достаточно необычный сюжет. Не избитый, я бы сказала.
Буду также рада рекомендациям по данному жанру.
«Борат», вампиры и школьники: каким бывает мокьюментари?
«Борат-2» на днях стал лучшей комедией по версии «Золотого глобуса». Казахский журналист Борат Сагдиев в век новой этики и на фоне протестующих казахстанцев продолжает глумиться над трамповскими АсАшАй, а АсАшАй его за это очень любят. Но если первый «Борат» выглядел как что-то невероятное в сатире, то его продолжение с феминизмом и пандемией — ожидаемый набор шуток и ходов. Да и нравы (именно нравы, а не повестка) за 14 лет с выхода первой части не изменились; и это, скорее, удивительно для нашей реальности, чем для «Бората».
При этом «Борат» остаётся одним из лучших в жанре мокьюментари. На протяжении всей картины зритель только и делает, что спрашивает себя: «Этот герой (не Борат) настоящий? Не может быть! Не может он так говорить». Такие попытки отличить истину от псевдо — это то, на чём строится мокьюментари и чем оно живёт.
Слово «мокьюментари» происходит от to mock — издеваться и documentary — документальный. После расшифровки всё становится понятно: жанр буквально издевается над реальностью/документальностью. Я бы даже не назвала это жанром, это какой-то стык, пространство между игровым фильмом и документальным. От документалок мокьюментари берет стилистику, киноязык и инструменты повествования, а от игрового кино — собственно историю и героев, которых в реальность встраивают.
Любопытно, что одним из первых на фейки в документалистике ответил как раз режиссёр и актёр «Гражданина Кейна» Орсон Уэллс. Его радиопостановка «Война миров» по Герберту Уэллсу — это первая попытка соединить реальность с выдуманным (об этом говорит культуролог и доцент ВШЭ Оксана Мороз). В якобы прямом эфире люди слушали трансляцию настоящей битвы с инопланетянами. Были и комментарии экспертов, и включения журналистов, и обращения нацгвардии и генерального прокурора. Американская нация была в ужасе.
Примерно такой же эффект на советских людей произвел тот факт, что Ленин — гриб.
В 1991 году на Ленинградском телевидении известный музыкант Сергей Курёхин и журналист Сергей Шолохов в течение часа подробно разбирали, как Владимир Ильич превратился в гриб (спойлер: слишком много ел галлюциногенных грибов).
По их стопам пошёл и журналист Андрей Лошак, который создал цикл «Россия. Полное затмение» на НТВ в 2012-м. В своих фильмах он рассказывал о пунктах из «Плана Даллеса» — популярной теории заговора о том, как США морально разлагают СССР и впоследствии Россию. Лошак провёл очень серьёзное расследование и нашёл десятки сенсаций: ковры-убийцы, телезомби и нацисты-мутанты. Удивительно, как до сих пор «Полное затмение» очень органично смотрится рядом с другими проектами НТВ.
С начала 2000-х, когда медиа полны фейков и разборов этих фейков (которые иногда тоже фейк!), мокьюментари или фильмов, снятых в этой стилистике, становится всё больше. Выделяют и поджанры: «потерянная плёнка», эталоном которой считается «Ведьма из Блэр» или скринлайф, которым в последние годы сильно увлёкся режиссёр Тимур Бекмамбетов. Но классификация всё ещё даётся с трудом. Фильм считается мокьюментари, если он, подражая документальному, снят на ручную камеру? А фильм, в котором, как в «Борате», смешивается игровое и документальное? А когда героям не говорят, что они участвуют в подделке — это что?
Из всех современных игровых фильмов, снятых в стилистике мокьюментари, я бы выделила «Реальных упырей»/«Чем мы заняты в тени» (What We Do in the Shadows) от Джемейна Клемента и Тайки Вайтити. Последнего сейчас все знают по «Кролику Джо-Джо» и смешному «Тору: Рагнарёк». Но сага о новозеландских вампирах в разы интереснее, чем сага от Marvel.
«Чем мы заняты в тени»
В Веллингтоне в Новой Зеландии три вампира снимают старый дом. Дикон служил в секретной нацистской армии вампиров, Виаго не успел за своей возлюбленной, и та очень быстро постарела, а Владислав стал прообразом для самого Дракулы. На чердаке спит 8000-летний Петир, похожий на Носферату. Еще у них есть слуга-фамильяр Джеки, которая ждёт укуса и последующего за ним превращения в вампирессу, но самим вампирам не до этого. Хотя Джеки исправно водит к ним в гости знакомых, из которых можно пить кровь.
Дикон, Виаго и Владислав с удовольствием рассказывают и показывают на камеру, как они живут, превращая весь фильм в реалити-шоу. Соседи вампиры как сёстры Кардашьян, сплетничают и скандалят, параллельно попивают кровь, превращаются в летучих мышей и сражаются с оборотнями. Такая вот скромная, но полная драматизма жизнь. Ещё до «Реальных упырей» любой фильм о вампирах воспринимали как пародию, поэтому у создателей картины была вдвойне сложная задача. Им нужно было в старом материале, из которого уже народилось шуток и образов, найти новое и желательно смешное.
Вайтити и Клемент смогли, и, конечно, всё необходимое им дал жанр. Волшебные существа вынуждены жить в современном мире, и это столкновение магического и бытового увлекательно фиксирует ручная камера. Вампиры собираются за общим столом и решают, кто из них должен мыть посуду. Поход в бар — проблема, ведь нежить не может войти в дом без приглашения, а секьюрити готовы сделать это только за пять долларов. Вокруг десятки ситуаций, в которых герои ведут себя нелепо, потому что очень хотят быть как все, но природа не позволяет.
После «Реальных упырей» создатели выпустили одноимённый сериал, который наши локализаторы наконец назвали как надо: «Чем мы заняты в тени». В нём уже новая тройка вампиров (среди которых появляется дама) пытается наладить быт, но уже в Нью-Йорке. К ним подселяется новая модификация нечисти — энергетический вампир Колин Робертсон. Больше внимания и сюжета уделено слуге-фамильяру Гильермо, который жаждет обрести бессмертие и идёт ради этого на всё. Несмотря на то, что сериал наследует и сохраняет идею и юмор оригинального фильма, больший хронометраж не совсем идёт ему на пользу. В сериале сюжет как бы растягивается, и шутки не такие концентрированные, как в фильме, когда за первой сразу следует вторая, а потом всё добивает панч. Зато у сериала есть потрясающая серия (первый сезон, седьмой эпизод), ради которой, кажется, это всё и затевалось. Там вы встретите столько камео и отсылок, что сойдёте с ума от гиковского счастья.
«Чем мы заняты в тени» — это такая пародия на очень серьёзные картины, в которых вампиры вершат злодеяния и убивают невинных жертв. Но что если я скажу вам, что мокьюментари умеет смеяться не только над игровым кино (это легко!), а ещё и над документальным.
«Американский вандал»
«Американский вандал» — безумно смешной сериал, в котором собраны все клише серьёзного документального расследования. Netflix смеётся сам над собой, и это два сезона чистого удовольствия. В первом мы знакомимся с командой старшеклассников из школьной телестудии. Питер Мальдонадо и Сэм Эклунд пытаются разобраться с очень странными делами, которые творятся в их средней школе. Кто-то баллончиком нарисовал на автомобилях учителей 27 пенисов! Быстро находят и отчисляют местного хулигана, который повсюду (вот это совпадение) рисует пенисы. Но школьники из телестудии не верят в его виновность и начинают расследование.
Во втором сезоне Мальдонадо и Эклунд уже становятся звёздами. Права на их первую документалку покупает сам Netflix, а их самих приглашают провести новое расследование — о злоумышленнике, который устроил в школе «Коричневую лихорадку» (или «Обосралипсис»).
Визуально «Вандала» не отличить от самых известных документалок того же Netflix. Но и драматургически — это самый что ни на есть детектив. Мастерски выстроенная интрига увлечёт даже зрителя, с документальным кино не знакомого. И проблематику в мокьюментари тоже никто не отменял. Вытирая слёзы от смеха, готовьтесь плакать от школьных воспоминаний. В «Американском вандале» вы обязательно найдёте себя.
Смотреть мокьюментари не только интересно, но и крайне полезно. В такой игровой форме можно искать манипуляции с картинкой, незаметный монтаж и подмену фактов. Хотя нейросети уже обгоняют человеческий разум, и скоро, кажется, любой документальный фильм будет немного, но мокьюментари.
Автор студии документального кино «Амурские волны». Сняла сериал о современных мошенниках (Кинопоиск HD), фильмы-расследования о теракте в питерском метро и психоневрологических интернатах (Дождь).
Mocumentary: история вопроса
Переход от «в газетах врать не станут» до «никому не верю», довольно стремительно произошедший в России, на Западе растянулся на десятилетия. Неуклонно таявшее доверие обывателя к медиа как к носителю объективной информации — одна из сторон более глобального процесса: обесценивания документа. Двадцатый век давал для этого бесконечное множество поводов. Знаменитые фотографии из горячих точек оказывались постановками. Душераздирающие дневники беженцев сочинялись от а до я в уюте буржуазных квартир. Фальсификация, подлог стали настолько привычными, что любая, самая дикая конспирологическая теория находит множество поклонников, и обыватель задается вопросом: а был ли, собственно, Холокост? А не подделали ли средневековые рукописи? А высадка на Луну — не удачная ли телепостановка? Традиционная картина мира более ненадежна. Человеку пришлось свыкнуться с тем, что нельзя верить своим ушам (с появлением радио), потом — что своим глазам (с развитием кино и телевидения). Что уж говорить про интернет-эпоху, когда программа «фотошоп» стоит на каждом персональном компьютере.
Появление «мокьюментари», полностью или частично вымышленного продукта, подделывающегося под документ, было обусловлено именно тем, что самое понятие «документ» стало бесконечно размытым. Оказалось, что «документальность» — всего лишь эстетическая система, набор приемов, и они обладают огромным потенциалом манипуляции. Первым удачным примером «мокьюментари» можно, таким образом, считать знаменитую радиопостановку «Войны миров», сделанную молодым Орсоном Уэллсом и повергшую в панику тысячи тогда еще доверчивых американцев. В кинематографе термин «мокьюментари» трактуется достаточно широко. В данной ситуации этимология («mock» — насмешка) несколько дезориентирует — вроде как речь непременно должна идти о пародийном, комическом. Действительно, прилипчивое слово появилось, в середине 80-х, в связи с сугубо комическим «Это Spinal Tap» Роба Райнера, и действительно, как правило, «мокьюментари» работают в пространстве сатире. В то же время, это тот случай, когда явление появилось гораздо раньше описывающего его термина, и, на самом деле, глубже, чем кажется. Приемы «мокьюментари» проникли в сугубо художественный кинематограф, причем жанровый («Ведьма из Блэр»). В телесериалы (британский ситком «Операция „Хорошие ребята“»). В высоколобое авторское кино («Падения» Питера Гринуэя), и так далее.
Иногда «мокьюментари» с самого начала раскрывает правила игры, иногда — вплоть до финальных титров пытается обманывать зрителя («Забытые негативы» Питера Джексона). Иногда жульнически использует хронику, иногда подделывает и ее. Иногда, через 60 лет после «Войны миров», еще способно вызвать некоторый общественный переполох (“Операция «Луна»). Иногда становится инструментом политической пропаганды («Смерть президента»). Путает факты и подменяет понятия, дурачит собственных героев и блефует, склеивает несоединяемое и разрезает монолитное.
Иначе говоря, делает все то же самое, что и обычное документальное кино — но этого не стесняется.
«Игра в войну» (1965), «Парк наказаний» (1971), режиссер Питер Уоткинс
Начало 70-х, из-за войны во Вьетнаме в американском обществе растут протестные настроения. Полиция отлавливает хиппи и прочих активистов, и импровизированные трибуналы предлагают им альтернативу — многолетние сроки в тюрьме или несколько дней в «парке наказаний». Все, разумеется, выбирают второе — их отправляют в пустыню и велят дойти пешком за определенный срок до американского флага; через какое-то время в погоню пускаются военные и полиция — для них это что-то вроде тренировки. До флага, в таких обстоятельствах, живым никто не доходит.
«Игра» была сделана Уоткинсом для BBC, вызывала нешуточный скандал и не пошла в эфир — после чего вышла в кинотеатрах и даже получила документального «Оскара» (не будучи, само собой, документальным фильмом). «Парк» Уоткинс поставил уже в Америке. Оба фильма сняты с таким мастерством, что, в отличие от большинства художественных антиутопий, сегодня почти не выглядят устаревшими — и мороз по коже от обоих идет более чем освежающий. «Игры» смотрится тем более монументально, что до самого конца удерживается в строгой и скорбной монохромной объективности — этакое учебное пособие по схождению в ад. В «Парке» невидимый камере британский журналист, автор «репортажа», в конце концов не выдерживает, впадает в истерику и начинает орать на американских солдат — те, естественно, посылают его подальше. Сам Уоткинс держится — несколько лет назад он снял многочасовой квазидокументальный проект о Парижской Коммуне: как бы выглядела хроника, если бы в те времена существовало телевидение.
«Ад каннибалов» (1980), режиссер Руджеро Деодато
Экспедиция под руководством нью-йоркского профессора отправляется в джунгли Амазонки, где бесследно пропала съемочная группа, решившая заснять нравы тамошних примитивных племен. Туземцы, действительно, оказываются каннибалами, однако самое неприятное открытие ждет профессора, когда он находит пленки, сделанные документалистами — представители цивилизации, как выясняется, вели себя гораздо более по-свински, чем несчастные людоеды.
«Ад каннибалов» — один из самых печально знаменитых фильмов в истории кино: он долгое время был запрещен в десятках стран, в том числе в родной Италии, а режиссер в какой-то момент даже был арестован. Мясорубка, показанная в картине, выглядела столь шокирующе реалистично, что многие вообще приняли это кино за «снафф» — и Деодато приходилось ездить и демонстрировать всем живых и здоровых актеров. Но на беду выяснилось, что убийства животных, которые также содержатся в фильме (в первую очередь, пренеприятное расчленение огромной черепахи), действительно были совершены на съемках — и вот тут у «Ада» начались настоящие проблемы.
Но несмотря на дурную славу, «Ад каннибалов» в первую очередь — безусловно интересный, причудливый образец киноискусства — плохого, быть может, но уж точно нестандартного. И несмотря на жестокость, это наивное и, в общем, гуманистическое произведение — чей месседж отлично рифмуется, например, с «Избавлением» (1972) Бурмана. Характерно, что у фильма нежнейшая, лиричнейшая звуковая дорожка — словно речь идет не о лента, где в кадре поедают людей, а об итальянском софт-порно тех же лет. Так или иначе, сегодня кадр с туземной девушкой, насаженной на пику, входит во все серьезные хрестоматии хоррора.
«Зелиг» (1983), режиссер Вуди Аллен
Картина открывается титром «создатели этого документального фильма выражают благодарность…», потом идут кадры хроники, потом на экране появляется Сьюзен Зонтаг, потом мы обнаруживаем, что из кабриолета, медленно идущего по улицам Нью-Йорка под восторженный рев толпы, высовывается знакомый очкастый еврей. Начинается рассказ о Леонарде Зелиге — международном человеке-загадке, полностью мимикрирующем в любой среде. С прислугой он был рубахой-парнем, в высшем свете — аристократом, на поле становился бейсболистом, из белого гангстера мгновенно превращался в негритянского трубача, на сеансе у психиатра оказывался доктором, менял вес и возраст, смешивался с толпой, приветствующей как папу римского, так и Гитлера. Играющий идеального конформиста Вуди Аллен в разном гриме вмонтирован в хроникальные кадры и фотографии, постановочная часть фильма — в первую очередь, история взаимотношений Зелига и психиатра, которую играет Миа Фэрроу — снята на черно-белой, искусственно состаренной пленке, и все это периодически разбавляют «говорящие головы» — помимо Зонтаг, Сол Беллоу, а также вполне реальные левые интеллектуалы и врачи.
«Зелиг» — самый последовательный и трудоемкий «мокьюментари» Аллена, который, между тем, всегда увлекался игрой в документ. Первый же его режиссерский опыт (не считая монтажного «В чем дело, Тигровая Лилия?») — «Хватай деньги и беги» (1969) — был «документальным» рассказом об идиоте-налетчике, а «говорящими головами», среди прочего, были родители героя, наряженные, для конспирации, в братьев Маркс. Тот же прием — в более лирическом духе — был использован в «Сладком и гадком» (1999), биографии выдуманного джазового музыканта. Есть и более тонкие вещи — скажем, на «Мужьях и женах» (1992) Аллен заставил великого оператора Карло Ди Пальма (снявшего, среди прочего, «Фотоувеличение») работать дрожащей ручной камерой, благодаря чему семейные ссоры в фильме стали выглядеть по-любительски аутентично, на грани «хоум-видео».
«Это Spinal Tap» (1984), режиссер Роб Райнер
Режиссер Марти ДиБержи (Райнер) отправляется в американское турне с группой «Spinal Tap» — английскими металлистами, чей пик славы давно позади — хотя сами они совершенно не готовы это признать. Этому фильму человечество обязано как термином «мокьюментари», так, заодно, и не менее популярным «рокьюментари». Райнер пародирует все клише жанра: тут есть и фрагменты выступлений, и короткие интервью в гримерке, и съемки в автобусе, в котором группа колесит по Америке, и прочее. Разумеется, наличествует истеричный менеджер, и гиперактивная подруга одного из музыкантов, которую ненавидят все остальные. Но на автограф-сессию в музыкальном магазине никто не приходит. Идея поставить на сцене макет Стоунхенджа заканчивается тем, что художница путает масштаб, и в результате во время концерта сверху спускают крошечную модель монумента, и вокруг нее начинают танцевать карлики. Обязательная для музыкальных документалок сцена «музыканты идут на сцену» длится здесь минут десять — поскольку музыканты умудряются заблудиться. Участники с грустными лицами рассказывают в камеру, как один за другим погибали их барабанщики — один, например, самовоспламенился во время выступления, а другой подавился рвотой (чужой). В самом знаменитом эпизоде гитарист объясняет режиссеру, как «Spinal Tap» удалось стать «самой громкой группой в мире»: на всех усилителях предел громкости обозначается цифрой «10»; «Spinal Tap» заказали себе специальные усилители, и на них есть цифра «11».
Все это было бы просто забавно, но Райнеру каким-то чудом удалось сделать группу длинноволосых недоумков по-настоящему обаятельными — и в какой-то момент ловишь себя на дикой мысли, что сопереживаешь им всерьез. Благодаря этому, у придуманного для фильма ансамбля (замечательного нелепыми пафосными аранжировками и совершенно чудовищными текстами) началась взаправдашняя карьера — с альбомами и концертами.
«Человек кусает собаку» (1992), режиссеры Реми Бельво, Андре Бонзель, Бенуа Польвурд
Человек кусает собаку (1992)
Мобильная съемочная группа делает документальный фильм о Бене — серийном убийце лет тридцати. Бен объясняет, сколько груза надо привязать, чтобы труп не всплыл (дети, карлики и старики требуют особого подхода), показывает, где лучше искать жертв (на окраинах) и под запись убивает людей направо и налево — попутно, явно наслаждаясь камерой, декламирует стихи, рассуждает о социальной несправедливости, критикует пригородную архитектуру и учит киношников приготовлению коктейля «Маленький Грегори». Бен, за исключением странного хобби, патологически нормален, и не лишен определенного обаяния, так что съемочная группа из наблюдателей незаметно превращается в сообщников убийцы: помогает избавляться от трупов, выполняет его команды и, по пьяному делу, участвует в групповом изнасиловании — при этом один за другим документалисты попадают под шальные пули. Гибель последнего бесстрастно фиксирует уже брошенная на землю камера.
«Забытые негативы» (1995), режиссеры Питер Джексон, Коста Боутс
Новозеландские кинематографисты Питер Джексон и Коста Боутс случайно делают уникальную находку — сундук с пленками. Это ранние работы Колина Маккензи, полностью и незаслуженно забытого пионера кинематографа, творившего когда-то в Зеландии. Колин прожил жизнь, полную удивительных событий и тяжелых ударов судьбы. Он снял первый в мире полнометражный фильм, первым использовал крупный план, первым начал экспериментировать с цветом, первым придумал скрытую камеру — и так далее. История его opus magnum, эпопеи «Саломея», особенно грандиозна — съемки останавливались то из-за личных проблем, то из-за войны, то из-за отсутствия финансирования — в конце концов денег дали большевики, которым Маккензи пообещал сделать из легенды историю классовой борьбы. Джексон и Боутс, предприняв самоотверженную экспедицию в глубину джунглей, где когда-то снимался фильм, находят забытый шедевр.
«Негативы» — вполне искреннее признание в любви кинематографу и, вместе с тем, идеальный розыгрыш — даже в финальных титрах упоминаются какие-то несуществующие фонды Колина Маккензи и выдуманные персонажи. В кадре об искусстве Маккензи с серьезным видом рассуждают, в частности, авторитетнейший критик Леонард Малтин, продюсер Харви Вайнстайн и актер Сэм Нил. Их вердикт — Гриффиту и прочим олимпийцам придется подвинуться. И доказательства налицо — в фильме демонстрируются не только фрагменты первых «работ» Маккензи (по пленке создатели чуть ли не ходили ногами, стремясь придать ей аутентичный вид), но и добрых минут пятнадцать пресловутой «Саломеи». Ирония скрыта так глубоко, что можно поверить во что угодно — даже в историю с новозеландским премьером, которому герой комической короткометражки Маккензи, снимавшейся скрытой камерой, по незнанию въехал тортом в физиономию.
«Ведьма из Блэр» (1999), режиссеры Дэниел Майрик, Эдуардо Санчес
В 1994 году двое молодых людей и девушка, начинающие документалисты, отправляются в лес на поиски ведьмы, которая, по уверениям местных жителей, там живет и ворует маленьких детей. Вскоре документалисты сами бесследно пропадают. Найденные год спустя пленки, отснятые ими во время блужданий по лесу — это и есть «Ведьма из Блэр».
«Лучшие на шоу» (2000), режиссер Кристофер Гест
Собаководы со всей Америки ежегодно собираются на конкурс собачьей красоты в Филадельфии. Фильм следит за несколькими участниками: это истерические молодые супруги, которые приводят своего питомца к психаналитику, после того как он увидел, как они занимаются сексом; двое жизнерадостных геев с декоративным ши-цу; силиконовая блондинка, которая замужем за парализованным старичком-миллионером, но явно благоволит мужеподобной собачьей тренерше; образцовая семейная пара с аккуратным терьером — у мужа, правда, обе ноги — левые, а жена в юности была близко знакома с каждым вторым мужчиной, который им попадается; и, наконец, мужественный владелец бладхаунда, увлеченный рыбалкой и чревовещанием. Кристофер Гест — главный американский адепт «мокьюментари»: он был соавтором сценария и звездой «Это Spinal Tap», и до сих продолжает работать в жанре — помимо «Лучших в шоу», Гест сделал, например, «В ожидании Гаффмана» (1996) (о том, как провинциальный городок готовится отмечать свой юбилей) и «Могучий ветер» (2003) (о воссоединении ветеранской фолк-группы). Фильм снят на пленку, с относительно известными актерами (Паркер Поузи, Юджин Леви) и, в принципе, не делает специального фокуса из своей псевдодокументальности — если не считать интервью героев, которыми периодически разбавляется действие, и явно импровизационного характера некоторых диалогов. Но именно эта ненавязчивая как бы достоверность добавляет, парадоксальным образом, в фильм необходимую долю сюрреализма и делает его временами гомерически смешным.
«Операция „Луна“» (2002), режиссер Уильям Карель
После того, как Советы отправили человека в космос, Соединенным Штатам нужно было срочно дать симметричный ответ. И выход был найден: американские астронавты станут первыми людьми, ступившими на Луну. Однако сделать это НАСА то ли не могло, то ли не успевало — одним словом, американское правительство, с санкции Ричарда Никсона, обратилось к Стэнли Кубрику, чья «Космическая одиссея» всем страшно понравилась. И Кубрик снял в павильоне знаменитые кадры, обошедшие мир: «Маленький шаг для человека, большой для человечества» и т.д. Разумеется, всю историю строго засекретили, ЦРУ потом поубивало свидетелей, и сам Кубрик долгие годы жил отшельником, опасаясь за свою жизнь.
Поверить в подобную чушь, казалось бы, невозможно — однако французские телевизионщики, сделавшие «Операцию», многих заставили это сделать. Фильм построен по всем правилам телевизионного расследования, и перед камерой интервьюируются не абы кто, а вдова Кубрика, и, например, Генри Киссинджер и Дональд Рамсфельд, занимавшие в администрации Никсона высокие посты. Уже задним числом понимаешь, что вдова подыгрывает, а Генри с Дональдом говорят помногу, но непонятно о чем — точнее, понятно, что спрашивали их об одном, а потом нарезали цитат и вставили в другой контекст. И порой авторы все же пережимают: мало того, что некий продюсер, позируя на фоне Статуи Свободы, рассказывает о том, как правительство предложило голливудским студиям срежиссировать запуск «Аполлона-13», пообещав в ответ, что «если все сделаете хорошо, через несколько лет ваш парень будет в Белом доме» (и ведь Рейган там оказался! — замечает продюсер). Так еще и на экране мелким титром появляется имя этого продюсера — Джек Торренс (персонаж Николсона в «Сиянии»).
«Смерть президента» (2006), режиссер Гэбриел Рэйндж
Смерть президента (2006)
В октябре 2007 года президент США Джордж Буш отправляется в поездку в Чикаго. Его встречает ожесточенная толпа, скандирующая антивоенные лозунги. После этого Буш выступает в отеле «Шератон» перед местной политической элитой и, пребывая в хорошем настроении, несмотря на протесты охраны выходит пообщаться с народом. Гремит выстрел, президент падает. Его отвозят в больницу, делают операцию, но все тщетно — Буш умирает. ФБР тем временем лихорадочно ищет снайпера — и, отбросив пару вариантов, оперативно объявляет убийцей Джамаля Абу Закри, американца сирийского происхождения, который мог — а мог и не быть — связан с «Аль Каидой». Буша хоронят с почестями, новый президент Дик Чейни наносит пару авиаударов по Сирии, все устаканивается.
«Борат: культурное исследование Америки на благо славного народа Казахстана» (2006), режиссер Ларри Чарльз
Казахский тележурналист Борат Сагдиев прибывает в США, чтобы вникнуть в тонкости тамошнего культурного кода. Заочно влюбившись в Памелу Андерсон, Борат пересекает всю Америку от западного побережья до восточного, рассчитывая предложить ей руку и сердце. В пути он сводит дружбу с проституткой, берет уроки этикета, общается с феминистками, поет на стадионе, выпивает со студентами и спасается бегством от пары пожилых евреев.
Эстетика телеотчета о заграничном путешествии в данном случае почти непритворна — известно, что «Борат» снимался в условиях, приближенных к боевым, и срежиссирован в минимальной степени. Свойственное «мокьюментари» вольное обращение с фактами доведено здесь до упоительного абсурда — благодаря Борату на культурной карте мира появилась былинная страна Казахстан, где поют детскую песню «Сбрось еврея в колодец», охотятся на цыган и спят с животными. Неадекватная реакция казахских и российских властей на это безобидное глумление — лишь подтверждение того факта, что для советского чиновника кинематограф — все еще область сакрального, и единственный способ с ним бороться — сделать так, чтобы его просто не было, т.е. запретить. Грандиозный успех Саши Барона Коэна в цивилизованном мире, впрочем, также выглядит несколько неадекватно: фильм местами очень смешон, но не до такой же степени. Собственно, главная и почти единственная проблема «Бората» в том, что для телевизионного комика киноформат оказался немного не по размеру — где-то жмет, где-то обвисает. Что логично, поскольку это и главная проблема для «мокьюментари» в целом.