жанровое кино что это
Жанровое кино что это
В 1948 году была напечатана статья французского режиссера и теоретика кино Александра Астрюка под названием «Рождение нового авангарда: камера-перо». Эта публикация повлияла на эстетическую программу синефилов-революционеров 1960-х годов и возникновение понятия «авторское кино». Вторя Астрюку, Франсуа Трюффо в статье «Одна тенденция во французском кино» повторяет: кино должно быть инструментом авторского высказывания, которое наряду с авторским стилем составляет ценность произведения. И Астрюк, и Трюффо видели основную задачу новой кинематографии в отказе от преславутых стандартов качества, навязанных мировыми киноиндустриями. Представители авторского кино противостояли традиции студийных сьемок, высоких бюджетов и насильственного заключения режиссера в рамки жанрового кинематографа. Так проявили себя вечная оппозиция авторского и жанрового кино и обывательское отношение к последнему как к второсортному за исключением работ некоторых художников-индивидуалистов, чьи ленты выделялись на фоне штампованных голливудских новинок. Еще со времен Новой французской волны к таким художникам принято было относить, например, Альфреда Хичкока и Говарда Хоукса.
Зачастую жанровое кино незаслуженно приравнивают к массовому продукту и противопоставляют кинематографу «не для всех». Среди кинотеоретиков жанровое кино воспринимается не так однозначно. Более того, оно представляется весьма загадочным явлением, вызывающим массу научных споров. Его можно определить как вещь-в-себе – самодостаточную кинематографическую форму, обладающую настолько сложной грамматикой, что зрителя из раза в раз волнуют и трогают до слез даже знакомые сюжеты. Несмотря на то, что в основе любого жанра лежат тривиальные клише, они на протяжении десятилетий доказывают действенность своих аффективных механизмов. Как считают некоторые критики и исследователи, в частности Томас Шац, жанровое кино никогда не существует само по себе и производит глубокий анализ фундаментальных для того или иного сообщества ценностей и культурного контекста, в котором существует. Жанровое кино иллюстрирует общественные изменения, а иногда возникает, как попытка их спровоцировать. С этой точки зрения, романтические комедии про любовь между представителями разных социальных слоев или голливудские вестерны 60-х годов обнажают порочность всякого общественного разделения и призывают к толерантности.
Жанровое кино с трудом поддается изучению, так как непрерывно трансформируется благодаря режиссерам, которые играют со зрительскими ожиданиями от того или иного жанра. Кто сказал, что фильм ужасов должен быть оформлен в темных и депрессивных цветах? Недавно вышедшее на экраны «Солнцестояние» Ари Астера совершило революцию в визуальной эстетике фильма ужасов при использовании для конструирования саспенса типичных для хорроров триггеров. Трансформация и вариативность подачи ожидаемых жанровых клише сами по себе наводят на мысли о проявлении авторского «я». Жанровое кино предстает таинственным феноменом, как на уровне его определения, так и в масштабе его взаимодействия с другими кинематографическими практиками.
Эту статью мы посвящаем осмыслению природы жанрового кино и его неоспоримому авторитету в работе со зрительской реакцией и глубокими культурными смыслами.
Эта книга – настоящее сокровище для тех, кто любит кино во всем многообразии его экспрессивных проявлений и визуальных инструментов: монтажа видео и звука, операторских приемов и т.д. Издание содержит статьи практиков и теоретиков кино таких, как Андре Базен, Ноэль Кэрол, Бела Балаш, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и многих других.
Упоминания заслуживает и работа исследователя голливудского кино Томаса Шаца «Киножанр и жанровое кино» («Film Genre and the Genre Film»). Шац утверждает, что «жанровый» и авторский подходы в кинокритике дополняют друг друга – первый определяет правила рассказывания сюжета, второй – выявляет тех, кто нарушает эти правила самым оригинальным и смелым способом. Например, голливудский мюзикл навсегда изменился после того, как в 30-х годах удивительный постановщик и хореограф Басби Беркли заставил камеру парить между танцорами и плясать вместе с ними. Статичные сьемки концертных номеров превратились в феерию движения и танца!
Возможность манипулировать кинокадрами и располагать их в соответствии с режиссерской задачей высоко ценилась первыми советскими кинематографистами. Сначала манипуляциям подвергались исторические хроники – рефлексирующий на тему монархического прошлого России фильм «Падение династии Романовых» был смонтирован Эсфирь Шуб из дореволюционной хроники и материалов личного архива Николая II. В 1929 году после открытия эффекта Кулешова оказалось, что эмоции и работа актера так же поддаются монтажным спекуляциям. Будет ли событие выглядеть комично или трагично решалось прямо за монтажным столом. Монтаж, фактически, занял место актера – такая ситуация долгое время не позволяла подступиться к проблеме жанра в советском кино. «Теория кино» – это итог работы одного из известнейших отечественных киноведов, где осмысляется уникальный путь развития нашего кино, в том числе его принадлежность к традиции жанрового кино в классическом (голливудском) понимании. Фрейлих разделял жанровое кино на «высокое» и «низкое» в зависимости от того, какие вызовы и идеологические функции выполнял фильм. Однако, рассуждения исследователя выходят далеко за рамки этого разделения. По его мнению, индивидуальный вклад в киноязык неизбежно приводит к изменению жанрового кино в целом – это непрекращающийся процесс, связанный с попытками возвести лучшее в степень традиции.
Кино. Жанр как ориентир
Существует огромное количество классификаций, под которые разные специалисты пытаются подтянуть бескрайний диапазон созданных человечеством кинокартин. Наиболее распространенная из тех, что я слышал: деление на коммерческое и авторское.
Мне лично подобная типология кажется некорректной — получается, что размер кассовых сборов определяет подразновидность фильма.
Если посмотреть поверхностно — да, «Трансформеры» Майкла Бэя кассово успешны и не имеют серьезной авторской концепции, а «Кислород» Ивана Вырыпаева обладает мизерными сборами и авторской концепцией.
Но как быть, например, с «Пролетая над гнездом кукушки», абсолютно авторским проектом, собравшим в мировом прокате 108 миллионов долларов при бюджете в 3. Стал ли он от этого коммерческой поделкой?
Обратный пример — «Обитаемый остров: Схватка», являясь блокбастером, с треском проваливается в кинотеатрах, собрав всего 6 миллионов, имея стоимость более 20-ти. Становится ли он сугубо авторской лентой? Конечно, нет. Звучит, как абсурд.
я предпочитаю классификацию: жанровое кино, авторское кино, арт-хаус
Арт-хаус — это кино, построенное целиком на творческом взгляде режиссера, не привязанное к каким-либо ремесленным законам, ориентированное в основном на кинофестивали. Для рядового обывателя обычно такие фильмы выглядят странно, скучно и непонятно.
Как пример, «Белая лента», «Конспираторы наслаждений», «Танец Дели».
Авторское кино — кинематографические произведения, обладающие ярко-выраженной авторской концепцией, но при этом сделаны на более широкую аудиторию, чем арт-хаус, нередко хорошо демонстрирующие себя в прокате, как правило сделанные серьезными профессионалами.
Например, «Апокалипсис сегодня», «Криминальное чтиво», «Сибириада».
Жанровое кино — массовые фильмы, рассчитанные на максимально широкую аудиторию, ставящие основной целью развлечение зрителя. Наиболее ремесленный тип кино (хотя это не значит, что жанровые фильмы никогда не несут какой-либо творческой концепции). Имеют довольно четкое деление на подразновидности. Примеров тьма — «Терминатор», «Хороший, плохой, злой», «Одиннадцать друзей Оушена» и т. д.
О жанровом кино я и предлагаю поговорить подробнее
Почему? Потому что если мы заглянем на страницы истории, то обнаружим, что именно жанровый кинематограф составляет индустрию любой кинодержавы.
Много кто говорит о величии итальянского кино в лицах Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти и Пьера Паоло Пазолини. Но действительно ли на них держалась индустрия?
Нет, основные доходы проносили вестерны Серджио Леоне и комедии Серджио Корбуччи — абсолютно жанровые картины.
То же самое происходило и во Франции, где вовсе не Годар и Брессон поддерживали кинематографию на плаву, а Клод Шаброль со своими криминальными историями и ему подобные.
Я считаю, что российская киноиндустрия сегодня стоит на коленях по причине отсутствия потокового жанрового кино. Обычно вместо него мы имеем откровенное отмывание денег, принимающее зрителей за идиотов (такие фильмы нигде не любят).
Потому крепкие ремесленные фильмы, как «Легенда №17» вызывают столь бурную реакцию у российского зрителя — на безрыбье и рак рыба.
Почему же жанровое кино столь значительно для процветания кинопроизводства?
На моей памяти каждый раз, когда я кому-нибудь из знакомых (не связанных с кино) рассказывал о том, что собираюсь делать фильм, первый же вопрос, который следовал: «В каком жанре снимаешь?».
Связано это с тем, что рядовой представитель аудитории хочет понимать, что примерно он получит. Определенность жанра — это свобода выбора в каком-то смысле.
Мы приходим в кинотеатр и видим целый список показываемых картин. Как нам определиться, на что мы хотим потратить два часа нашей жизни? Мы оцениваем постер, аннотацию и по ней, а также сокращенному названию жанра понимаем, хотим или не хотим ли отправиться на определенный фильм.
В странах с развитой кинематографией выбор очень велик. Регулярно вы можете получить по несколько боевиков, вестернов, хорроров, комедий, мелодрам и прочих за раз.
При СССР и его могучем производстве и прокате также присутствовал огромный выбор картин (специфические жанры также имелись — об этом поговорим как-нибудь отдельно). Но сегодня в современной России с этим туго. Выходит мало фильмов, хороших еще меньше, а жанровых из них вообще почти нет.
Почему-то в киношколах (это я говорю как человек, окончивший таковую) большинство преподавателей с презрением относятся к жанровому кино. Вам там все уши прожужжат про Тарковского и Феллини, но никогда не вспомнят про Спилберга или Гайдая. Отсюда возникает некоторый снобизм. А из снобизма вырастает нежелание многих талантливых людей делать жанровые кинокартины.
Однако если вы также болеете за российскую киноиндустрию, как и я, то предлагаю присоединиться к исследованию конструктивных особенностей разных жанров. подписка на блог попытаемся разобраться, что такое вестерны и мелодрамы, хорроры и приключенческие ленты, фантастика и пеплум и т.п.
Понятное дело, что материалов по этим вопросам на русском языке практически не существует, поэтому придется всё на своем опыте, путем проб и ошибок.
Но мы хотя бы попытаемся!
Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon
Жанры кино. Расширенный обзор Беаты Грушковской
ЖАНРЫ КИНО. УСЛОВНОСТЬ КЛАССИФИКАЦИИ. ОЖИДАНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ.
Компиляция Беаты Грушковской.
Пока кинокритики спорят по поводу определений и систем, публика уже давно стала экспертом в области жанров. Люди приходят на просмотр любого фильма, вооруженные сложным набором ожиданий, сформировавшихся за все время посещения кинотеатров. Искушенность кинозрителей в вопросе классификации жанров ставит перед сценаристом сложную задачу. Он должен не только удовлетворить ожидания аудитории, чтобы не вызвать замешательства и разочарования, но и заинтересовать ее, предложив свежие, неожиданные моменты. И то и другое невозможно без знания жанра, которое поможет предвосхитить эти ожидания.
Жанры игрового кино — исторически сложившиеся, ОЧЕНЬ условные категории внутривидовой дифференциации игровых фильмов в кинематографе, выделяемые на основании сопоставления по сюжетам, темам, декорациям, использованию определенных типажей, образов, характеров персонажей.
Жанры игрового кино не имеют четких границ, которые обычно расплывчаты, и различные жанры могут непрерывно переходить один в другой, соединяясь и разделяясь. Каждый жанр в свою очередь может разделяться на несколько под-жанров. В результате один и тот же фильм можно отнести к нескольким жанровым группам.
Кроме того, термин «жанровое кино» часто понимается как синоним коммерческого кино, продукт, востребованный зрителем, в противопоставляется «авторскому» кинематограф, имеющему в основе самовыражение личности, индивидуума или какой-либо культуры. В то же самое время, существуют фильмы авторского кино, которые можно с большой степенью уверенности отнести к тому или иному уже существующему жанру, т.е. понятия «авторский» и «жанровый» вообще говоря не взаимно исключают друг друга. Также есть случаи, когда успешный авторский фильм порождал массу авторов-последователей, что в итоге приводило к появлению в кинематографе нового направления, закладывало фундамент для появления нового жанра игрового кино.
Поэтому в последнее время фильмы стали разделять на авторское кино или арт-хаус(которое иногда тоже может быть жанровым), и так называемый «мейнстрим» (основную массу прокатных, высоко бюджетных фильмов, которые обычно бывают «жанровыми» для привлечения массового зрителя). Такие фильмы обычно гораздо легче поддаются стандартному классифицированию, чем фильмы авторские, жанр которых зачастую вообще невозможно определить.
В киноискусстве с большой аккуратностью и оговорками, можно, очень аккуратно, выделить следующие жанры, поджанры, подвиды и жанровые направления:
• Андерграунд — ряд художественных направлений в современном киноискусстве противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму. Также определяется как творчество, не имеющее изначальной, осмысленно выбранной, коммерческой направленности. Иногда может обозначать социальные и политические течения и группы, например анти-фолк. Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол», то есть без надежды на публикацию. Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой. Также термином Андеграунд очень часто обозначают общие направления в музыке, которая не поддерживает классические пути. Термин начал употребляться по отношению: к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии, к течениям в развитых странах, где массовое искусство ориентируется на рынок. В современном мире информационных технологий появляется большое множество движений и сообществ, которые можно отнести к андеграунду.
• Альтернативное кино — жанровое направление, протест против сложившихся жанровых стереотипов, давления кассовости, неразвитого вкуса потребителя кинопродукции, навязываемых стандартов о законах и рамках жанра, приносит какую-то новую струю в поток фильмов чистого жанра, отличается самобытностью и неповторимым колоритом. И не обязательно бюджет фильма должен быть низким, есть фильмы и с гигантскими бюджетами, и при этом попадающие под эту категорию.
• Биографический фильм — некоммерческий жанр, отличающийся большей сосредоточенностью на личности и ее внутреннем мире, на фактах жизни.
• Буффонада – разновидность комедии. Особый прием актерской игры (Джим Кэри). Для буффонады характерно стремление исполнителя максимально подчеркнуть внешние характерные признаки персонажа, склонность к резким преувеличениям, острой внешней динамике, подражание поведению мимов, шутов, скоморохов (Джокер в Бэтмане).
• Вестерн (англ. western) — когда-то прибыльный жанр кино, возникший и развивающийся в США c конца XIX века. Действие вестернов происходит, как свидетельствует название, на Диком Западе (англ. west — запад) в конце XIX века.
• Военное/антивоенное кино – популярные в России фильмы о войне.
• Водевиль(фр. «voix de ville» голоса города) — комедийная пьеса с музыкой и танцами. Собирательное обозначение особого жанра простого незатейливого шутливого мюзикла народного характера, лёгкой по мелодической композиции, насмешливо-сатирической по содержанию.
• Городской романс – мелодрама, где место действия конкретный город, котрый является своего рода действующим персонажем. С налетом лирики и романтики.
• Джалло (разн. фильмов ужасов) поджанр итальянских фильмов ужасов, сочетающий элементы криминального триллера и эротики. Отдельными кинокритиками рассматривается как поджанр слэшера.
• Детектив — очень популярный и довольно прибыльный кинематографический жанр, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний, следующего за ними расследования и определения виновных. Конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.
• Драма — очень популярный и довольно прибыльный кинематографический жанр, не требующий огромных вложений и спецэффектов. Специфику жанра составляют сюжетность, конфликтность действия, обилие диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
• Докудрама – НОВЫЙ ЖАНР?
Говоря о сегодняшнем документальном телевидении, нельзя пройти мимо такого явления, как докудрама, которое на западном телевидении уже имеет богатую историю. Пионером докудрамы считается режиссер Питер Уоткинс, помощник редактора, а затем режиссер документального отдела на телеканале BBC в начале 1960-х годов. Большинство картин, созданных с его участием, были одновременно и документальными, и игровыми фильмами, которые иначе назывались «драмами, решенными в документальной технике». Это название обосновывалось тем, что чаще всего его фильмы посвящались событиям историческим или же возможным в ближайшем будущем, которые Уоткинс представлял так, как если бы современные репортеры берут интервью у их непосредственных участников.
Таким остроумным подходом режиссер добился значительного увеличения аудитории исторических и научно- популярных документальных фильмов: журналистская манера подачи материала давала эффект, который телекритики называют «эффектом присутствия», актуализировала исторические события в сознании зрителя. Короче говоря, фильмы были выполнены в формате «горячих новостей». Первым полнометражным фильмом такого рода стал Culloden, повествующий о восстании якобитов в 1745 году и стилизованный под репортажи о войне во Вьетнаме. Под впечатлением от новизны формы критика шумно приветствовала прежде неизвестного режиссера, а руководство BBC поручило ему следующий амбициозный проект – «The War Game», докудраму о ядерной войне. Этот фильм получил «Оскара» в 1965 году, но затем был запрещен к показу и впервые появился в эфире только 31 июля 1985 года.
• Жанровое кино — это фильм, снятый в определенных рамках конкретного жанра, строго по законам этого жанра и в чистом виде.
• Игровое кино — вид киноискусства, построенный на игре актёров. К игровому кино относятся практически все произведения кинематографа за исключением анимационных фильмов и документального кино.
• Исторический фильм — достаточно популярный дорогой в производстве жанр киноискусства, не всегда окупающийся, реконструируют реально происходившие исторические события. Исторические фильмы обычно бывают высоко бюджетными, с красивыми костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками.
• Ироническая комедия — поджанр комедии, когда реплики и действия персонажей показаны в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён. ». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.
• Кино о животных (вымышленных или реально существовавших)
• Карате (разн. боевиков)- фильмы, разновидность боевиков, где главным являются красиво показанные приемы восточных единоборств.
• Киноэпопея – это серия фильмов о героических событиях, снятый очень широкомасштабно, с сильными личностями и грандиозными историческими перипетиями.
• Кинопритча — это малый жанр кинематографа, история в аллегоричной форме, заключающая в себе моральное или религиозное поучение (премудрость), назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории.
• Киноэкранизация литературных произведений – когда за основу сценария берется литературное произведение.
• Комедия ужасов — комедия, в которой комические эпизоды сочетаются с эпизодами ужасов или же зачастую комедиями ужасов называют фильмы, пародирующие фильмы ужасов.
• Криминальная комедия — комедия, главными героями которой являются гангстеры, воры, полицейские или комедия с элементами криминального фильма.
• Любовная история (love story) – довольно популярный, зачастую низкобюджетный жанр, разновидность мелодрамы. Как правило, в основе любой мелодрамы лежит любовная история, история о красивой и глубокой любви, которую не понимают окружающие и которой препятствуют сложные обстоятельства.
• Лирическое кино – это фильмы о личных переживаниях, настроениях, разновидность мелодрамы, с высокой и светлой музыкой, легким музыкальным сопровождением. Лирический герой одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; не сводимый к его житейской личности и низким бытовым проблемам; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным. Лирический герой обладает определённым мировоззрением и индивидуальным возвышенным внутренним миром, с характерными красивыми чертами внешнего облика, обобщёнными темами, с любованием пейзажами, философскими рассуждениями без конкретной проблематики и активной борьбы, с мягкой речевой манерой.
• Мейнстрим – устоявшееся словосочетание «мейнстримный кинематограф», употребляется раньше по отношению к североамериканскому кино — блокбастерам, и к фильмам именитых европейских режиссёров. Англоязычный термин мейнстрим хорошо понятен в кинематографической среде и все активнее проникает на страницы СМИ. В РФ термин мейнстрим в отношении к кинематографу начал особенно активно использоваться после реформы системы государственного финансирования отечественного кинематографа с приоритетным выделением бюджетных денег для киностудий-«мейджеров», высокобюджетные фильмы которых формируют основу «мейнстрима» российского кинематографа.
• Мелодрама — жанр кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных ситуациях на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.
• Мистика — жанр кино, становящийся популярным, дорогостоящий, в котором присутствуют изображения сверхестественных явлений и духовной практики, направленной на связь с потусторонним миром и сверхестественными силами.
• Музыкальный фильм — жанр киноискусства, особенность которого состоит в том, что актёры фильма не только участвуют в диалогах, но и исполняют песни, содержание которых дополняет сюжет. Множество музыкальных фильмов снимается по следам мюзиклов и оперетт. Также музыкальные фильмы часто становятся удобным форматом для профессиональных певцов, приглашённых играть главные роли. К музыкальным также относят фильмы, в которых актёры не поют, а танцуют под музыку, причём эти танцы являются частью сюжета.
• Мюзикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр киноискусства долгое время не признавался. Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.
• Приключения — Фильм с увлекательным сюжетом (действие часто происходит в отдалённой исторически/географически от обыденной обстановки реальности), при котором герой попадает в разные нестандартные ситуации, из которых вынужден выпутываться благодаря своей смекалке и ловкости.
• Сюжет искупления вины — В данном жанре дуга фильма образуется благодаря духовно-нравственной трансформации главного героя, превращающегося из плохого человека в хорошего: «Мошенник» (The Hustler), «Лорд Джим» (Lord Jim), «Аптечный ковбой» (Drugstore Cowboy), «Список Шиндлера» (Schindler’s List), «Обещание» (La Promesse).
• Сюжет воспитания — Этот жанр предполагает глубокое изменение отношения главного героя к жизни и людям, когда отрицательный персонаж (глуповатый, недоверчивый, фаталистичный, полный ненависти к себе) становится положительным (мудрым, искренним, оптимистичным, хладнокровным): «Гарольд и Мод» (Harold and Maude), «Нежное милосердие» (Tender Mercies), «Причастие» (Winter Light), «Почтальон» (Il Postino), «Убийство в Гросс-Пойнте» (Gross Pointe Blank), «Свадьба лучшего друга» (My Best Friend’s Wedding), «Давайте потанцуем» (Shall We Dance).
• Спасение друга — романтическая любовь заменяется дружбой: «Злые улицы» (Mean Streets), «Рыба страсти» (Passion Fish), «Роми и Мишель на встрече выпускников» (Romy and Michele’s High School Reunion).
• Супермистический – события не поддпются никакому логическому объяснению. «Жилец» (The Tenant), «Час волка» (Hour of the Wolf), «Сияние» (The Shining).
• Триллер — В триллере акцент также делается на изображении ярких психологических моментов, внутренних переживаний героев, но главное место занимает создание сильной атмосферы напряжённости и волнения. Как правило, для усиления и нагнетания этой напряжённости используются специальные элементы, сцены и эффекты, в сюжет фильма замешиваются какие-то не вполне естественные крайности в проявлении страстей, инстинктов, всякого рода психологических аномалий и т. п.
• Хоррор — жанр в кино и литературе. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — т. н. эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость). В литературе жанр связан со сверхъестественным в прямом смысле слова; имеет ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.
Subgenres
•Action Horror — A subgenre combining the intrusion of an evil force, event, or supernatural personage of horror movies with the gunfights and frenetic chases of the action genre. Themes or elements often prevalent in typical action-horror films include gore, demons, vicious animals, vampires and, most commonly, zombies. This category also fuses the fantasy genre.
•Body horror – In which the horror is principally derived from the graphic destruction or degeneration of the body. Other types of body horror include unnatural movements, or the anatomically incorrect placement of limbs to create ‘monsters’ out of human body parts. David Cronenberg is one of the notable directors of the genre.
•Comedy horror – Combines the elements of comedy and horror fiction. The comedy horror genre almost always inevitably crosses over with the black comedy genre. The short story «The Legend of Sleepy Hollow» by Washington Irving is cited as «the first great comedy-horror story».[39]
•Gothic horror – Gothic horror is a type of story that contains elements of goth and horror. At times it may have romance that unfolds in the setting of a horror tale, usually suspenseful. Some of the earliest horror movies were of this subgenre.
•Natural horror – A subgenre of horror films «featuring nature running amok in the form of mutated beasts, carnivorous insects, and normally harmless animals or plants turned into cold-blooded killers.»[40] This genre may sometimes overlap with the science fiction and action/adventure genre.
•Psychological horror – Relies on characters’ fears, guilt, beliefs, eerie sound effects, relevant music, emotional instability and at times, the supernatural and ghosts, to build tension and further the plot.
•Science fiction horror – Often revolves around subjects that include but are not limited to killer aliens, mad scientists, and/or experiments gone wrong.
•Slasher film – Often revolves around a psychopathic killer stalking and killing a sequence of victims in a graphically violent manner, mainly with a cutting tool such as a knife or axe. Slasher films may at times overlap with the crime, mystery and thriller genre, and they are not all of the horror genre.[41]
•Splatter film – These films deliberately focus on graphic portrayals of gore and graphic violence. Through the use of special effects and excessive blood and guts, they tend to display an overt interest in the vulnerability of the human body and the theatricality of its mutilation. Not all splatter films are slashers, and not all splatter films are horrors.
•Zombie film – Zombie films feature creatures who are usually portrayed as either reanimated corpses or mindless human beings. Distinct subgenres have evolved, such as the «zombie comedy» or the «zombie apocalypse».
• Человек против государства, или эпический фильм: «Спартак» (Spartacus), «Мистер Смит едет в Вашингтон» (Mr. Smith Goes to Washington), «Вива, Сапата!» (Viva, Zapata!), «1984» (1984), «Народ против Ларри Флинта» (The People vs. Larry Flint).
• Эпохальное разочарование. Глубокое изменение мировоззрения с позитивного на негативное: «Миссис Паркер и порочный круг» (Mrs. Parker and the Vicious Circle), «Затмение» (L’Eclisse), «Блуждающий огонек» (Le Feu Follet), «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby), «Макбет» (Macbeth).
• Псевдодокументальный фильм. Этот жанр, «притворяясь», что уходит корнями в реальность или воспоминания, старается быть похожим на документальный или автобиографический фильм, но основывается только на вымысле. Он низвергает ориентированное на факты фильмопроизводство, чтобы высмеять лицемерие общественных институтов: закулисный мир рок-н-ролла в «Это – Spinal Тар!» (This is Spinal Тар), католическую церковь – «Рим» (Roma), нравы представителей среднего класса – «Зелиг» (Zelig), телевизионную журналистику – «Это случилось рядом с вами» (Man Bites Dog), глупые американские ценности – «За что стоит умереть» (То Die For).
• Этти — жанр аниме или манги, ключевой особенностью которого является показ эротических сцен.
• Яой — жанр манги и аниме, изображающий мужские гомосексуальные отношения.
• Юри — жанр манги и аниме, изображающий женские гомосексуальные отношения.