желтые письма о чем песня
Сергей Галанин: «Пока руки-ноги и голова на месте, и войны нет, столько хорошего можно сделать»
16 ноября отмечает 60-летие российский рок-музыкант, основатель группы «СерьГа»
Галанин – настоящий символ эпохи. Автор и исполнитель песен («Страна чудес», «А что нам надо», «Дорога в ночь», «Дверь на замке»), ставших культовыми для нескольких поколений поклонников рок-музыки. Сам Сергей называет себя «музыкантом, который нашёл свою дорогу». И не приемлет разговоров о возрасте. В самом деле, о чём говорить, когда Мик Джаггер, которому 80, на сцене. Вот и Сергей Галанин 16 ноября будет выступать на ТВ, 25 ноября даст концерт в БКЗ в Питере, а 2 ноября в Крокус Сити холле в Москве. А в период с 17 по 20 ноября отметит юбилей в кругу близких людей.
Галанин любит выступать на концертах, а поскольку сейчас затишье, работает на студии. Выпустили две пластинки: 19 ноября выходит альбом «Своим чередом» группы «СерьГа», сольная пластинка «Любовь, алкоголь и весна», часть 1, дуэты, уже вышла, и она же выйдет без дуэтов, где все песни будет петь он сам. В связи с этой пластинкой, появился «ВИА Борщевик», куда вошли друзья Сергея из группы Гарика Сукачёва и басист из «СерьГи» Сергей Крынский.
«Иногда будем играть и таким составом, а там аккордеоны, скрипки, флейты, саксофоны — другой характер аранжировок. Думаю, пару песен с этой пластинки будем и в «СерьГе» исполнять. А «Любовь, алкоголь и весна», часть 2-ая выйдет не раньше февраля-апреля, и, надеюсь, появится, наконец альбом «Батарейки сели», который пришлось переформатировать».
Сергей Галанин, юбиляр
Музыкант объяснил, что хотел все четыре альбома выпустить в этом году, но не осилил. Действительно, где же сил взять.
«Ну, знаете, это не шпалы таскать и не уголь добывать. Написалось, и слава богу, а если бы ничего не писалось, было бы легче. На концерте всегда кто-то не дожидается любимой песни, а, чтобы показать новое, приходится что-то выкидывать. Уважаю людей, которые написали «свои» десять песен, которые до сих пор помогают людям жить. Пишется такое по наитию. Из полторы сотни песен, записанных у меня на пластинках, не все так хороши, как те, о которых говорю, но мои «десять» там тоже есть. А, может, и больше».
Прошлогодний карантин музыканты провели загородом, где чувствовали себя гораздо комфортней, чем в городе. Неожиданно стали писаться песни: «Выложил тогда более ста песен в интернет, большей частью, старые перепетые, но были и новые, на четыре пластинки точно набиралось. А, помимо этого, ещё на три, но, надеюсь, к весне активизируется концертная деятельность, два альбома в год — всё-таки вынужденная история. Но подумать там есть над чем: альбом «СерьГи» более жёсткий, поднимает слушателей над бытовыми проблемами, а «Любовь, алкоголь и весна» — локальные житейские зарисовки».
Сергей рассказал о своей семье: о сыновьях Павле и Тимофее, о внучке Авдотье Павловне, которой 30 ноября исполнится четыре года, и которую, к сожалению, не дождалась мама Сергея Евгения Михайловна, о брате Михаиле, отчиме Юрии, теще Татьяне Фёдоровне. И поделился мыслями о том, какие мультики следует показывать детям. Поблагодарил создателей «Смешариков» и «Лунтиков», которые помогли выбрать профессию Тимофею, сотруднику Высшей школы ТВ МГУ, а также выпусков «Маши и медведя», которые смотрит внучка. Вне конкуренции, конечно, ленты «Союзмультфильма», которые знакомят малышей с очень важной заповедью: «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету…» Внучка музыканта уже вполне осознанно распевает песни из «Бременских музыкантов».
В петербургском концерте будет участвовать оркестр «Глобалис» Леонида Бутинского, который сделал интересные аранжировки к песням. В «Крокусе» с сольными концертами группа выступает раз в 10 лет, Галанина, конечно, поддержат друзья — Евгений Маргулис, Гарик Сукачёв, Иван Охлобыстин, Александр Маршалл. Выступит «ВИА Борщевик», в Питере его не будет, но, возможно, с «СерьГой» сыграют пару песен с пластинки «Любовь, алкоголь и весна». Одну – под названием «Он и Она» — уже спели с Сергеем Чиграковым и Маргулисом на концерте в Нижнем Новгороде. Вообще «СерьГа», по словам Галанина, «его главная задача». 20 ноября на квартирнике НТВ покажут юбилейную программу с группой «СерьГа» и участием «ВИА Борщевик», увидятся с телезрителями и на Новый год. Серьёзных съемок не планируют, но вопрос о том, чтобы показать юбилейный концерт онлайн, обсуждается, поскольку не всякий фанат сможет прилететь на концерт, скажем, из Владивостока.
Туры по городам пока не планируют, хотя ездить по стране очень любят. Люди, занимающиеся концертной деятельностью в регионах, по словам музыканта, в течение последних двух лет попали под настоящий «обстрел»: деньги в рекламу вкладываются, а концерты постоянно переносятся, а то и отменяются. Поэтому так важно всё четко продумывать в этой индустрии.
Галанин – не сторонник «разговорных» юбилейных программ: считает, на рок-концерте люди хотят услышать побольше песен.
«Мои друзья, конечно, выйдут с сюрпризами, я им план выступлений не расписываю, но 30 хороших песен, где прозвучит кое-что из нового альбома, а также выступит «ВИА Борщевик», зрителям обещаем. Формат, конечно, не битловский — 2-3 минуты, чуть больше, но благодаря этому и выстраивается большой трекинг. Вот когда играю с Гариком Сукачевым, — мы должны поехать в тёплые страны, а также выступить с его программой «GO!» в Москве и Санкт-Петербурге, проехать по стране, — там песни от 5 минут и более, звезды большого масштаба могут себе позволить. Ломовая фишка Гарика: когда после того, как песня закончилась, вновь начинается фальш-кода, очень нравится зрителями. Засек, что наша песня «А что нам надо» звучит 6 минут».
Сергей Галанин, музыкант
Фанаты поинтересовались подарком Гарика Сукачёва, припомнив, что на 45-летие он вручил Галанину гитару. На этот раз друг предложил ему записать новую пластинку на своей студии. Благодарный юбиляр тут же выступил с рекламой песни Гарика, на которую уже снят мини-фильм с Василием Мищенко в главной роли. Интересовал фанатов и Галанин-болельщик. Оказалось, что они с Тимофеем болеют за ЦСКА, а в истории с фанской песней, которую группа «СерьГа» записала для спортивного клуба «Торпедо», Сергей выступал лишь в качестве исполнителя. Фанатки интересовались тем, как музыкант поддерживает физическую форму. Ответ был прост: планка с утра и прогулка с Ричем не менее получаса.
Истинные фанаты интересовались, когда будут перепеты песни «Чертополох» и «Жёлтые письма». «Чертополох» можно будет услышать в альбоме «Батарейки сели», а о «Жёлтых письмах» музыкант «думает». Параллельно припомнил, какие песни ещё были перепеты: «Дети большого города», «Я вижу солнце», «А что нам надо», «Чертёнок», и все они звучат по-другому.
Пояснил разницу между песнями, которые пишутся для сольных альбомов и для группы «СерьГа». Настроенческие, уютные, даже хулиганские, этакий деревенский панк – это для сольных, а герой песен для «СерьГи» — человек, задумывающийся над тем, что происходит на планете. А происходят страшные вещи, неслучайно музыкант даже думал назвать альбом словом «Война», но оставил «Своим чередом».
«Хочется, чтобы в этой истории, которая навязывается планете сильными мира сего, мы остались на корневых позициях: всё должно идти своим чередом. На пластинке идет разговор о Великой Отечественной войне, это нельзя забывать. Напомню, что монстра, с которым пришлось разбираться нашей Красной Армии, породила та самая прекрасная Европа».
На пластинке четыре песни о войне: на стихи Александра Аронова, Сергея Курляндского, Сергея Галанина. Есть песни о современной войне, по словам музыканта, фейковой, информационной, энергетической, онлайново-гаджетовой и точно короновирусной.
«И надо помнить о том, что наш паровоз на запасном пути. Например, песня «Колокольный звон», которую я написал полтора года назад, записанная группой «Пикник», передаёт ощущение того, что атомный грибок висит уже за окном. И держать оборону страны означает крепко держать самого себя, как будешь держать, то и будет со страной».
Дуэтом с Маршаллом Галанин спел песню «Не будь атеистом» на стихи Владимира Скопцова из Донецка. Третий куплет звучит так: «Скажи себе строго: \И хуже бывало, \И боли так много, /И водки всё мало. \Не будь атеистом,\ Душа не блудница,\ Здесь к богу так близко,\Что грех заблудиться».
Музыкант резюмирует: «А мы все думаем, что это не с нами. Это с нами, и без бога будет сложно. Всегда стоит помнить, о том, что они, такие же молодые, как кто-то сегодня, закончили школу, а 22-го началась война. Не дай бог этого. И надо, чтобы ты был готов ко всему. «И хуже бывало» — вот о чём надо думать. А то порой слышишь – «Как же мне плохо, жизнь не удалась…» Ребята, не нойте, пока руки-ноги и голова на месте, и войны нет, столько хорошего можно сделать. Идите и помогите кому-нибудь».
Песни, которые мы не понимали, пока не узнали скрытый смысл
Отдельные слова кажутся выдуманными, фразы — бессмысленными, а отсылки — нераспознанными. Порой исполнители не дают никаких комментариев, что вызывает только больший интерес. Для многих станет открытием то, что в строчках заслушанных до дыр песнях спрятано нечто большее!
Те, кто помнят белые обои и черную посуду, наверняка держат в памяти и строчку: «Уже разносит молва по дворам, что между нами Чиуауа». Мистическое «Чиуауа» многие трактовали как любовь, но на самом деле речь идет о мексиканском городе, печально известном высоким уровнем преступности. Таким образом, отношения героев остры, раскалены до предела.
Би-2 — «Безвоздушная тревога»
В понимании авторов, безвоздушная тревога берется непонятно откуда и висит где-то рядом. Именно такое чувство музыканты ощутили в Иерусалиме. Этот феномен даже прозвали иерусалимским синдромом. Посетители города будто бы становятся неотъемлемой частицей религиозного мира. Пропадает же сакральная «безвоздушная тревога» по отъезде.
«Хали-гали», «Паратрупер» и «Супер-8» — названия аттракционов, на которые герой песни потратил все деньги вместо покупки велосипеда. Если копнуть глубже, то хали-гали — американский танец в быстром темпе, паратрупер (paratrooper) — десантник.
М/ф «Остров сокровищ» —«Пятнадцать человек на Сундук мертвеца»
Сундком мертвеца оказался вполне себе существующий остров (Виргинские острова). 15 человек — ребята, которых на остров высадил пират Черная Борода. Он вооружил их саблями (ожидая, что они расправятся друг с другом) и дал рому (чтобы не утолить, а усилить жажду). Каково было удивление Эдварда Тича, заставшего через месяц всех 15 людей целехонькими!
Ирина Отиева и Вера Соколова — «Последняя поэма»
Эта песня прозвучала в фильме «Вам и не снилось» (1981), но ее истинный смысл понял далеко не каждый. Текст частично основан на прощальном письме Лабаньи, взятом из романа Рабиндраната Тагора под названием «Шешер кобита» (Последняя поэма).
В этих стихах описывался похоронный обряд, когда тело усопшего отпускают в свободное плавание по реке Ганг. Именно поэтому строка «Я уплываю, и время несет меня» обретает совершенно другой смысл. Более того, дальнейшая судьба героини фильма остается неизвестной. Режиссер вряд ли продумывал эту деталь, но получилось мрачновато!
Песню панк-поп-рэйв-группы из Санкт-Петербурга пока рано называть культовой, но 150 млн просмотров на YouTube и (невоплощенная) возможность представлять Россию на «Евровидении-2020» что-то да и говорят. Вряд ли кто-то пытался искать скрытый смысл в этой композиции, но он всё-таки есть.
В песне поется «uno, dos, cuatro», что с испанского переводится как «один, два, четыре». Куда же делась цифра 3? Пользователи Сети нашли ответ в загибании пальцев, но начинать нужно с мизинца. Такого решения, наверняка, не ожидали даже создатели песни!
Уверены, что во время этой музыкальной паузы ты точно переслушал 2–3 композиции. А ведь еще полным-полно песен, смысл которых поняли не все. Лишь недавно мне стало понятно, что за «лекарство против морщин» Виктор Цой имел в виду в песне «Звезда по имени Солнце».
Про что песня “Yellow Submarine”?
PROBLEM AND CRITICISM
Песня “Yellow Submarine” появилась гораздо раньше, чем мультфильм, как отдельный концепт. Она не простая, и вовсе не шуточная. Это мощный таран, с помощью которого британцы «The Beatles» пробивали себе дорогу к заокеанскому успеху. Но сначала не обойтись без критического анализа версий.
Основной автор песни, Пол Маккартни, объяснил, что вдохновение посетило его в доме Джейн Эшер. В Большой Постсоветской Википедии можно прочитать якобы цитату Маккартни:
«Помню, однажды ночью я лежал в постели и уже начинал засыпать, и в этом полусне ко мне в голову вдруг пришла нелепая мысль о жёлтой подводной лодке: „Мы все живём в жёлтой подводной лодке…»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Yellow_Submarine_(песня)#История_создания
Граждане проживающие, а не проверить ли нам документики? Смотрим оригинальные интервью:
PAUL 1966: «It’s a happy place, that’s all. You know, it was just. We were trying to write a children’s song. That was the basic idea. And there’s nothing more to be read into it than there is in the lyrics of any children’s song.»
PAUL circa-1994: “I was laying in bed in the Asher’s garret, and there’s a nice twilight zone just as you’re drifting into sleep and as you wake from it – I always find it quite a comfortable zone. I remember thinking that a children’s song would be quite a good idea. I was thinking of it as a song for Ringo, which it eventually turned out to be, so I wrote it as not too rangey in the vocal. I just made up a little tune in my head, then started making a story – sort of an ancient mariner, telling the young kids where he’d lived. It was pretty much my song as I recall. I think John helped out. The lyrics got more and more obscure as it goes on, but the chorus, melody and verses are mine.”
Как видим, налицо дезинформация или попросту фальшивка! Здесь не было выражения «нелепая мысль», наоборот было “quite a good idea” – с совершенно обратным смыслом. Можно только догадываться, кто перевирает информацию [те самые], почему [привычка], и зачем они это делают [так проще отрясать деревья].
Как следует из оригинального интервью, идея посетила Пола вовсе не случайно, а в медитативном сатори (twilight zone). И песня эта принесла музыкантам совсем не детские доходы: огромные деньги, и другие бонусы. Немногие в шоу-бизнесе могут похвастать, что сумели генерировать и реализовать столь же продуктивную идею.
В Большой Мелкобуржуазной Википедии процитирован ряд интерпретаций песни “Yellow Submarine”.
https://en.wikipedia.org/wiki/Yellow_Submarine_(song)#Reception_and_interpretations
Они представляются малоубедительными, если не сказать, «детсадовскими» (children’s interpretations). Есть смысл не перечислять их, а раскрыть собственную интерпретацию.
Рассмотрим контекст эпохи и авторского микрокосма. Композиция создавалась весной 1966 года. В тот период группа испытывала кризис. Музыканты «The Beatles» были изнурены постоянными гастролями, серьёзными рисками, а также давлением со стороны и обезумевших фанатов, и алчных дельцов, и общественности. Творческих людей такой режим оглушает, истощает, приводит к выгоранию. Летом предстоял новый и весьма опасный тур на Восток (Япония, Филиппины), а также в США. Были и чисто технические проблемы. Из-за битломании, выраженной в традиции оглушительно визжать и трястись в экстазе, концерты «The Beatles» стало невозможно организовать безопасно и с хорошим звуком. От этого больше всего страдали ударник Ринго и басист Пол, которые не могли структурировать композиции.
Музыканты терпели угрозы — открытым текстом и за кулисами. Битлов шантажировали, старались развести на деньги, стращали терактами, обвиняли в том, что они совращают подростков в манию, подвергают девочек и мальчиков опасности (травмы, сорванный голос, психозы и т.п.). Бывало и такое, о чём никто и не знает. Врагов у этих выскочек хватало и среди собственной элиты.
Консервативная общественность возмущалась тем, что «The Beatles» подрывают этические устои. Например, в Японии концерт 1966 года должен был осквернить такую святыню, как стадион для поединков «Будокан». В США были свои поводы для гнева. Это выражалось в настоящих демонстрациях, в частности: аутодафе, митинги, шествия, вызывающие танцы, аресты, суды и заказные нападения в адрес членов команды или доброжелателей. (Как говорится, подробности письмом.) Таким образом, «The Beatles» де-факто превратились в политическую стихию. Для скромных трубадуров в этом не было ничего приятного: у них совсем другая специальность.
В этих условиях Пол Маккартни проявил подлинную гениальность, и создал заклинание огромной мощности. Он разработал творческую формулу, которая позволила решать сразу множество задач. “Yellow Submarine” действительно стала британским военным судном: она вывела музыкантов из жизненного тупика, перенесла их на вершину спроса, и стала двигателем экономическим, концептуальным, психологическим и магическим. С точки зрения шаманской антропологии, это заклинание на деньги и власть, замаскированное под детскую песню. Битлы не скрывали, что они маги, но маскировались стеганографией сказок и шуток. Они писали не «Magic Walk», а «Magical Mystery Tour».
Песня “Yellow Submarine” только кажется примитивной — она сконструирована весьма непросто. И производит сложный эффект: композиция застревает в голове, и когда её воспроизводит собственная память — кажется занудной и убогой, однако при прослушивании такого впечатления не производит, особенно в мультфильме. Поёт явно не Карузо, но целиком “Yellow Submarine” звучит весьма гармонично и не надоедает. Знающие люди понимали, что такой эффект достигается лишь огромным мастерством.
Это завязка истории, развиваемая в других композициях. Однако там уже просматривается и результирующий финал, хотя содержательные фразы можно перечесть по пальцам. Скромная песня сумела выступить в качестве культурно-философского концепта, и открыть авторам широчайшие возможности для студийного творчества, в частности, перевоплощение в вымышленных героев, перипетии, путешествие в разные миры, экспликации, визуализации, сохранение статуса медийных лидеров и т.д.
Даже детям известно, что на дне моря можно найти сокровища. И «Золотая подводная лодка» была создана, чтобы помочь Битлам это сделать.
Американцы жаловались, что эта посредственная мелодия — очень навязчивая. Не вызывало восторга и то, что песня заморских нахалов выиграла их чарты и посрамила собственных кумиров (с нею проект «The Beatles» возглавил Billboard Hot 100).
Вторая задача — завоевать «жёлтый» азиатский мир. Там тоже водятся деньжата. Факт.
Многое им действительно удалось. Долго перечислять. Прямо и косвенно, песня и концепция “Yellow Submarine” принесла Битлам миллионы.
Оседлав Жёлтую подлодку, Битлы стали разрабатывать золотую жилу.
Во-первых, начался экспериментальный период (Studio years), когда команде удалось проявить творческую широту и завидную свободу, и при этом не утратить шедевральности (что удавалось немногим).
Во-вторых, они выполнили обязательства по кинопроизводству, предложив идею мультфильма в жанре мюзикла или даже рок-оперы. Эта идея была великолепно воплощена, и стала вершиной анимационного кино. Хотя для этого не было существенных оснований: ведь мультфильм создавался не сотней мастеров Диснея, и не в формате «как надо делать сказку».
https://en.wikipedia.org/wiki/Yellow_Submarine_(film)
Были и другие бонусы.
Конкретика в песне тоже есть. Странно, что её не обсуждают в интерпретациях. В техническом плане жёлтая субмарина, это абсурд. Подлодки использовались в военных целях, поэтому имели маскирующее покрытие. Однако жёлтые транспортные средства действительно существовали, причём всем знакомые и весьма похожие формой на подлодку. Это скулбас и американское такси дизайна 1940-60-х годов.
С этой точки зрения скрытый (а точнее, слегка прикрытый) смысл песни таков:
Команды, которые звучат «мультяшным голосом» (начиная с 1:30) расшифровать не представляется возможным. Этого не могут сделать даже англоязычные слушатели. Резонно предположить, что Ринго пародировал команды подводников из какого-то старого фильма. Но об этом надо у него и спрашивать, хотя подлинного ответа здесь не дождёшься. Ведь прошло более полувека.
Гугл предлагает такой текст:
(Full speed ahead Mr. Parker, full speed ahead!
Full speed ahead it is, Sergeant!
Action station! action station!
Aye, aye, sir! Fire!
Captain, captain!)
Мне он не кажется релевантным. В саундтреке не слышно слова «сёрджент». Англофоны сами не могут толком понять спеллинг, и предлагают следующие варианты:
Full stebedie engines!!
mashed potatoes, mashed potatoes!
surface, surface
Lock the chambers! Lock the chambers!
Paul is dead. Paul’s a fag!
battle stations. battle stations
Tickets, Tickets
Впрочем, в этой группе одни любители, ни одного специалиста-подводника. Специалисты вообще не участвуют в обсуждении культурных продуктов, предоставляя свободу разработчикам городских легенд.
Я подозреваю, что сначала произносилось: «Full speed ahead Mister Packard». Но затем решили, что это слишком серьёзно и нарочито, и сделали «мистер Паркер». Мультфильма тогда ещё не было, и никакой другой Паркер в истории группы вроде бы не фигурировал. Зато в США имелась крупная компания «Packard Motor Car Company», производившая роскошные крупные автомобили. Существовали и такси — паккарды, дорогие и вместительные, как раз то, что нужно Битлам. Паккарды 1940-50-х имели красивый обтекаемый дизайн, весьма похожий на субмарину. А в 1940-х «Паккард Мотор Кар» полностью перешёл на выпуск двигателей для военных аэропланов и патрульных торпедных катеров.
https://en.wikipedia.org/wiki/Packard
Есть и другие экспликации, которые заслуживают интереса.
О песне Цоя Кончится лето
Я выключаю телевизор,
Я пишу Тебе письмо
Про то, что больше не могу
Смотреть на дерьмо,
Про то, что больше нет сил,
Про то, что я почти запил,
Но не забыл Тебя.
Про то, что телефон звонил,
Хотел, чтобы я встал,
Оделся и пошёл,
А точнее, побежал,
Но только я его послал,
Сказал, что болен и устал,
И эту ночь не спал.
Я жду ответа,
Больше надежд нету.
Скоро кончится лето
Это.
Я жду ответа,
Больше надежд нету.
Скоро кончится лето
Это.
Я жду ответа,
Больше надежд нету.
Скоро кончится лето
Это.
После красно-жёлтых дней
Начнётся и кончится зима.
Горе ты моё от ума,
Не печалься, гляди веселей.
И в песне «Звезда» того же времени, что и две предыдущие Виктор споёт:
Ночь пришла, а за ней гроза,
Грустный дождь да ветер шутник.
Руки в карманы, вниз глаза
Да за зубы язык.
Ох, заедает меня тоска,
Верная подруга моя.
Пей да гуляй, пой да танцуй,
Я с тобой пока.
В небе над нами горит Звезда.
Некому кроме неё нам помочь
В тёмную, тёмную, тёмную
Ночь.
Да, недаром Виктор уговаривает себя: «Горе ты моё от ума, не печалься, смотри веселей!». В то дождливое скорбное лето 1990 года всё уже было предопределено, всё должно было закончится. Об этом и песня «Кончится лето».
И каждый думает, что это сон
И каждый думает, что он спит.
Тебе играет магнитофон
Ему тепло, он снегом накрыт.
Накрыт. Накрыт.
Да, Виктор твёрдо знал, что «некому нам помочь в тёмную ночь», что уже ни Звезда в ночи, ни сам Бог нам не поможет, что случилась с его страной «беда», что Звезда уже не горит, «любовь» и «мечта» миром не правят, а лето кончается, и после «красно-жёлтых дней» осени его Родине предстоит пережить холодную зиму, которая закончится неизвестно когда.