женщина дега что такое
Дега и женщины: любовь или ненависть?
На выставке «Дега и обнаженная натура» представлены картины, пастели, рисунки, монотипии и скульптуры, созданные на протяжении полувека. «Как ни странно, до сих пор этой стороне творчества Дега не было посвящено ни одной большой выставки, — сказала «Культуре» ее комиссар Ксавье Ре. — Но именно эта тема помогает нам понять эволюцию художника от классической традиции к современной живописи начала ХХ века».
Возможно, именно поэтому Дега никогда не связывал себя узами брака, и если верить его переписке и свидетельствам современников, любовных романов у него почти не было. До конца жизни с ним оставалась только его домоправительница Зое. Поэтому некоторые биографы усматривают в его поведении признаки нетрадиционной сексуальной ориентации. Как бы там ни было, Дега с маниакальной настойчивостью рисовал женщин, которые принимают ванну, вытирают тело, сушат волосы, причесываются, одеваются.
По всей видимости, большинство его моделей были проститутками. Да и сам художник, судя по названиям его работ, не делал из этого тайны: «Комната в борделе», «В ожидании клиента», «Сцена в доме терпимости», «Серьезный клиент», «Биде», «Изнасилование» и т.д. Нет, он не восхищался женским телом, но разглядывал парижских гетер то с сочувствием, то с иронией, то с осуждением.
Над работами Дега, описывающими трудовые будни жриц любви, иронизировал Пабло Пикассо в своих графических листах, которые называл: «Дега платит и уходит. Шлюхи не делают ему подарков», «Пока путаны отдыхают, Дега мечтает».
«Я слишком часто смотрел на них, как на животных», — однажды признался с присущим ему цинизмом Дега. Обнаженная натура не раз служила лишь декоративным элементом в его композициях. Обычно он рисовал обнаженные модели со спины и крайне редко — их лица. Но что бы ни изображал Дега — обитательниц борделей, дам полусвета, балерин, прачек, скачки, театры, кабаре, кафешантаны, — он хранил верность завету Доминика Энгра, которого считал своим духовным отцом. «Молодой человек, — наставлял он молодого Дега, — рисуйте линии — с натуры и по памяти, и вы станете хорошим художником ».
В отличие от своих подельников — импрессионистов Эдгар Дега предпочитал творить не на пленэре, а в мастерской. По его словам, он любил видеть пейзаж только из окна поезда.
«Я хочу наблюдать за происходящим через замочную скважину», — любил повторять мэтр, излечившись от сифилиса. Неслучайно директор Музея Орсе Ги Кожеваль называет его вуайеристом. Впрочем, это не помешало Дега стать, по словам самого Ренуара, «самым революционным художником новой живописи».
Как Эдгар Дега бросил вызов миру искусства: Недооценённые монотипии с изящными линиями и гротескными движениями
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Краткая биография
Эдгар, старший сын парижского банкира, родился в 1834 году. Он получил классическое образование, включая латынь, греческий и древнюю историю, в лицее Людовика Великого в Париже. Отец мальчика рано распознал художественные способности сына и поощрял его рисование, часто водя его в музеи Парижа. Эдгар усилил своё формальное академическое художественное образование, копируя картины старых мастеров в Италии (1856-1859) и Лувре.
Он также тренировался в студии Луи Ламота, где его обучали традиционному академическому стилю, который подчёркивал линию и настаивал на решающей важности мастерства рисования. Эдгар выработал строгий стиль рисования и уважение к линии, которую он будет поддерживать на протяжении всей своей карьеры.
Несмотря на свою давнюю связь с импрессионистами, он, похоже, так и не примирился с ярлыком «Импрессионист», предпочитая называть себя «Реалистом» или «Независимым». Тем не менее, он был одним из основателей импрессионизма и одним из его наиболее важных представителей, приняв участие в шести выставках импрессионистов в период с 1874 по 1886 год. Но его сосредоточенность на городских сюжетах, искусственном освещении и тщательном рисовании отличали его от других импрессионистов, таких как Клод Моне, которые работали на открытом воздухе, рисуя непосредственно со своих сюжетов.
Эдгар, как наблюдатель повседневных сцен, последовательно анализировал позы, движения и жесты. Он разработал отличительные композиционные приёмы, рассматривая сцены с неожиданных ракурсов и обрамляя их нетрадиционно. Художник экспериментировал с различными стилями и техниками, включая пастель, фотографию и монотипии. К концу 1880-х годов Эдгар был признан значительной фигурой в парижском мире искусства.
Подавленный ограничениями своего слабеющего зрения, возможно, в результате травмы, полученной во время его службы при защите Парижа во время франко-прусской войны 1870-71 годов, он ничего не создавал после 1912 года, когда был вынужден покинуть студию на Монмартре, в которой он работал более двадцати лет. Он умер пять лет спустя, в 1917 году, в возрасте восьмидесяти трёх лет.
Монотипия и Дега
Процесс монотипии был известен с XVII века и получил новый интерес во времена Эдгара, когда офорт пережил возрождение. В ответ на новые технологии, такие как фотография, художники-гравёры подчеркивали уникальность своего выражения, печатая на разных пластинах, чтобы создать уникальные впечатления или выпускать свои работы небольшими тиражами.
Монотипия расширила возможности Эдгара для представления разнообразных предметов: балерин в движении или сияния электрического света. Чернила на пластинке позволяли ему скручивать и искажать тела в необычных позах и создавать драматические отношения между тьмой и светом, изобретая совершенно новые режимы рисования.
Эдгар узнал об этом процессе в середине 1870-х годов от своего друга-художника Людовика-Наполеона Лепика. Он погрузился в него с огромным энтузиазмом, сделав более четырёхсот пятидесяти работ в течение двух отдельных периодов. Первый длился с середины 1870-х до середины 1880-х годов, десятилетие, в течение которого он работал с чёрными печатными чернилами и писал современные городские сюжеты; второй был более короткой кампанией в начале 1890-х годов, когда он использовал пигментированную масляную краску для изображения реальных и воображаемых пейзажей в изображениях, граничащих с абстракцией.
Когда Эдгар описывал эти работы, он использовал фразу «рисунки, сделанные жирными чернилами и пропущенные через пресс», которая подчёркивает процесс и материалы. Принцип его монотипий отражён в его собственных словах: «не то же самое, что форма, способ видеть форму».
Самый значительный вызов Эдгара монотипу был направлен на его необычность. Вместо того, чтобы соглашаться на его производство уникальных работ, он использовал его для создания вариаций: после печати оттиска он часто пропускал пластину через пресс во второй раз, снимая другой оттиск. Поскольку большая часть чернил была перенесена на первый лист во время первоначального прогона пластины через пресс, второй оттиск, называемый родственным, был гораздо более легкой версией первого оттиска (светлое поле). Эдгар часто наносил слой пастели (иногда гуашью) поверх этого более светлого изображения, используя его в качестве тональной карты оригинальной композиции, чтобы создать новую работу, которая была как повторением, так и её трансформацией. Он перенёс эту двойственность, присущую процессу монотипии, в новые области множественности и вот, что из этого вышло.
1. Балетмейстер, 1874
Одним из первых монотипов Эдгара был «Балетмейстер», подписанный Эдгаром Дега и Людовиком Лепиком. Монотипия была увеличена и исправлена белым мелом или непрозрачной акварелью. Совместная подпись Лепика и Дега в левом верхнем углу указывает на то, что эта работа была первой попыткой художника создать монотипию, выполненной с Людовиком Лепиком. По замыслу дизайн адаптирован с «Репетиции балета на сцене» (1874), где танцор появляется в составе группы справа. Балетмейстер, ненадёжно расположенный на монотипии между сценой и пустотой под ней, был выведен из исследования Жюля Перро, выполненного углём.
На первой монотипии Эдгара изображён мастер Жюль Перро на сцене, руководящий репетицией балета. Поза была заимствована из двух рисунков Перро, но поскольку Дега нарисовал фигуру на печатной форме точно так, как она была изображена на рисунках, лицом влево, изображение было перевернуто, когда печаталась пластина.
2. Балетмейстер: Репетиция балета, 1875-76
Второй оттиск монотипии тёмного поля «Балетмейстер» был обработан пастелью и гуашью в композицию с несколькими другими фигурами: мужчина, стоящий лицом к картине справа, и танцоры, склонившиеся позади Перро. Слева седовласый балетмейстер, одетый в коричневый пиджак и красный галстук, опирается на трость, указывая на единственную танцовщицу, выступающую справа. Три другие танцовщицы окружают его, одна наклоняется вперёд, спиной к зрителю, чтобы завязать шнурок. В дальнем правом углу стоит мужская фигура, одетая в чёрное, частично отрезанная рамкой картины. Фон тёмный, зеленовато-коричневый, с бликами позади танцора.
Эдгар использовал рисунок Перро («Танцовщица», 1875) в качестве основы для ретуши монотипии. Жюль Перро был одним из величайших танцоров Парижской оперы. Он провёл много лет в России в качестве танцора и хореографа и в 1861 году навсегда вернулся во Францию. Работа была куплена американским коллекционером в 1875 году. Художник подписал работу в правом верхнем углу, частично скрытую жёлтой пастелью, как Дега.
3. Звезда (Балет), 1876
Резкий угол наклона вниз говорит о том, что смотровая площадка находится в одной из верхних лож в театре. Композиция примечательна тем, что остаётся большое пространство пустой сцены, служащее фоном для фигуры балерины, ярко освещённой снизу рампами. Фоновые декорации лишь приблизительно набросаны завитушками пастельного цвета, чтобы избежать отвлечения внимания от центральной сцены.
4. Кафе. Певица, 1877-78
5. Певцы на сцене, 1877-79
Фигура на заднем плане справа, лицом к зрителям, держит обеими руками синий веер. Но примечательная особенность проекта ещё раз касается иконографического исполнения лампочек. И на этот раз Эдгар решает сменить декорации шоу, превратить его в крытый театр (Опера) и установить освещение с помощью внутренних ламп. Три газовых шара поменьше над солисткой «Café Singer» были заменены бра, расположенным немного левее, в то время как левая лампа с роскошной люстрой с несколькими глобусами (un lustre a gaz) находится прямо над аудиторией.
6. Женщины на террасе кафе вечером, 1877
7. Фабричный дым, 1976-79
8. Пейзаж, 1892
Художник предпринял серию пейзажных монотипий во время визита в октябре 1890 года в бургундское поместье своего друга Пьера-Жоржа Жаннио. Он назвал эти виды «воображаемыми пейзажами», и в течение следующих двух лет создал около пятидесяти монотипий.
Используя цветные масляные краски, наложенные пастелью, Эдгар создал горный пейзаж, частично скрытый туманом, который граничит с абстракцией. Евгения Парри Дженис, написавшая важную работу о монотипиях, согласна с достигнутой здесь абстракцией. Она отмечает, что самый драматический пространственный эффект заключается не в изображённом виде, а скорее в оптической вибрации, создаваемой между двумя цветовыми слоями.
Отражая дух неустанной изобретательности и глубокое любопытство к поведению материалов, усилия Эдгара в монотипии не только перекидывают мостик через финал, но и предвкушают развитие событий в ХХ веке и за его пределами.
Не только Дега сумел бросить миру искусства вызов, а и Кей Сейдж, которая умудрилась покорить критиков своим неординарным творчеством на грани вымысла и реальности, приправленной снами Фрейда.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Блестящий и несносный Дега: какие слухи ходили о художнике
[Этот текст потерял немного своего обаяния из-за Роскомнадзора, версия без цензуры и немного больше интересного — здесь]
Gossip girl. Эдгар Дега
Как следует заключить из воспоминаний современников, Дега был очень эклектичной натурой. Например сохранилось много воспоминаний Поля Валери, где он с нежностью пишет о художнике: «блестящий и несносный Дега», «он забавляет, ужасает, веселит». И мое любимое:
Он язвит, он изображает в лицах, он сыплет шутками, выдумками, изречениями, он произносит апологии и высказывает суждения, обнаруживая самую умную несправедливость, самый верный вкус, самую слепую, но и самую проницательную страсть.
Вместе с тем, современники вспоминают, что он имел вспыльчивый характер, не любил шума и суеты, хотя, как мы видим по сюжету большинства его работ, ему приходилось бывать в центре событий чаще, чем хотелось бы (бесконечные балетные выступления, скачки, кафешантаны). Проще говоря, был он хиккой и остроумным мизантропом, который был вынужден часто выходить в свет.
Очень красноречиво о скверном характере живописца рассказывает тот факт, что молодые художники даже «играли в Дега». Суть игры была в том, чтобы как можно вежливее обидеть оппонента. Я нахожу это очаровательной забавой.
Кстати, я разделяю позицию Дега в том, чтобы издеваться только над теми людьми, которые были ему интересны и симпатичны. Опять же, Поль Валери, который не был его близким другом, пишет:
Он был со мной очень любезен, как бывают любезны с людьми глубоко безразличными.
Много воспоминаний о жизни, творчестве манере общения Дега я прочла, но среди них не было ничего о его личной и сексуальной жизни. Да как так, он же прожил 83 года? Я начала искать. Надеялась, что отыщу чудесную драму о том, как он в юности потерял любовь всей своей жизни и остался верен ей до самого конца. Или о том, что он был влюблен в одного из своих друзей, в крайнем случае. Не-а. Никакой информации о том, кто грел его постель и будоражил душу.
Дега много рисовал женщин, это была основная тема его работ, она же и стала гангреной для его репутации. Дега написал цикл работ «Купальщицы», где изобразил женщин, принимающих ванны. Позволю здесь выразить свое личное мнение: эти женщины в неглиже прекрасны, они нежно омывают себя губкой, расчесывают длинные, непослушные волосы, обтираются полотенцем, будто вовсе не замечают художника. Они написаны изящными, стройными и грациозными, Дега сумел очень точно передать всю красоту процесса дамского туалета. Сам Дега писал:
Обнаженные фигуры обычно изображают в позах, заранее рассчитанных на зрителя. Однако я пишу скромных, простых женщин из народа, которые заняты обычным уходом за своим телом… Это все равно, что подсматривать за ними через замочную скважину
Эта серия работ стала одной из главных причин нападок на живописца.
В 1894 году жан Франсуа Рафаэлли заявил, что Дега «пытается принизить тайные формы Женщины» и что он «явно не любит женщин». Претензия аргументировалась словами одной из натурщиц которая якобы жаловалась:
Странный господин: целых четыре часа сеанса потратил на то, чтобы расчесать мне волосы.
Берта Моризо в своих воспоминаниях, — на минуточку — тоже рассказывала, что Дега очень выматывал натурщиц. Позировать для него, по её словам, было тяжким трудом. Но это ни в ком случае не упрек, Берта с восхищением вспоминает о работе Дега. Известный факт: Дега рано начал терять зрение, и очень стремительно слеп. Поэтому Берта также упоминает, что когда женщины ему позировали, он наносил прямо им на кожу мазки краски, чтобы ему было легче видеть очертания контура и определять пропорции.
Слушайте, на мой взгляд, Дега имел право нарисовать что-либо на модели, которой он платил за позирование. И если уж художник изображает расчесывание волос, то она, конечно, удивится, но во время позирования ей будут расчесывать волосы (ничего себе, открытие).
Эдмон де Гонкур писал, что у него есть знакомый, у которого была любовница, у которой была сестра (ну вы поняли цепочку). которая говорила, что Дега «не оснащен для любви». Ох, эти «панчи про вот такой» (с мизинчик) — апогей женской обиды.
Следующая неприятная история начинается с Томаса Стернза Элиота, был такой поэт и критик в прошлом веке. Современные литературоведы и исследователи культуры очень любят изучать творчество Элиота на предмет наличия там дискриминаций и всяких разных оскорблений чувств.
Литератор словил в исследовательских кругах титул как антисемита, так и женоненавистника. Чувак, как же так, я ввела «Томас Элиот» на вандерзине, а про тебя ни одной статьи. Ладно, к делу.
В 1995 году вышла книга Энтони Джулиуса «Т.С.Элиот: Антисемитизм и литературная форма», начинающаяся словами:
Антисемиты бывают разными, одни ломают евреям кости, другие ранят еврейскую душу. Элиот подпадает под вторую категорию. Он вел себя цивилизованно по отношению к евреям, с которыми был лично знаком, но нанес обиду тем, кто знал только его творчество
Затем Джулиус вписывает антисемитизм Элиота в стандартную схему «расизм, шовинизм, антифеминизм» и политкорректную теорию инаковости. В разделе «Антисемитизм, женоненавистничество, расизм» он пишет следующее:
В его [Элиота] творчестве «женщины», «евреи» и «негры» являются «чужаками», хотя и не вполне взаимозаменяемы.
Эх, Элиот, Мартина Лютера Кинга на тебя нет.
Во дела. Нехилое воображение, чувак.
А вот еще одно высказывание критика Тобиа Беццола, уже нашего с вами современника:
Неизвестно, были ли у Дега сексуальные отношения с женщинами; во всяком случае, тому нет никаких свидетельств … [Его] серия монотипий, изображающая сцены в борделе, — яркий пример вуайеризма и отвращения к женской сексуальности.
В общем, предоставлю вам самим судить об отношении Дега к женщинам и об адекватности суждений, высказанных о нем. Я же нахожу его работы скорее преисполненными восхищения красотой женских движений. А уж работы, посвященные балеринам, на мой взгляд, и вовсе кричат зрителю о том, как Дега много лет очаровывался их способностью скрыть тяжелый физический труд за плавными и грациозными балетными па.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Авиньонская девица»
Прекрасные женщины на картинах Эдгара Дега
Классик импрессионизма Эдгар Дега получил классическое образование и изначально занимался под руководством Энгра, мастера реализма. Но, в 1862 году Дега знакомится с Ренуаром и Моне, по тем временам уже знаменитыми импрессионистами. И Дега кардинально изменил направление в своём творчестве. В отличие от Моне и Ренуара, которые были приверженцами работы на пленере, Эдгар Дега рисовал по памяти и не любил писать на свежем воздухе. В 1870 году Дега в своих работах стал использовать пастель, и называл сам себя мастером цветных линий. Эдгар Дега был мастер не только линий, но и движения.
Самой излюбленной темой в работах Дега были женщины. Балерины, танцовщицы, кухарки, знатные дамы, простые и богатые, одетые и обнажённые. Он любовался ими, и изображал их в какой-то определённый момент движения или действия. Есть что-то фотографическое в этих великолепных работах.
Гладильщицы (1884–1886)
Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки. Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом.
Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.
Голубые танцовщицы (1898)
Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.
Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху. Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц. Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.
Балерина и женщина с зонтом (Ожидание), 1882
Это очередная пастель Эдгара Дега на тему балета. На картине всего два персонажа — молодая балерина и дама в строгом чёрном платье с зонтом. Женщины сидят на скамье у стены. Молодая танцовщица проверяет пуанты, а женщина в чёрном, очевидно, её мать. Её поза напряжена, она ожидает выхода дочери, результата от её танца. Возьмут её в балет или нет?
Звезда (1876-1877)
Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету. Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов. Она белоснежная, вся светится изнутри.
На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.
Причёсывающаяся женщина (1885)
Это полотно, по мнению редакции most-beauty — одна из лучших работ художника. Молодая обнажённая женщина сидит, скрестив ноги, спиной к зрителю, расчёсывает роскошные волосы. Прекрасный чистый колорит, нежные линии, тонкие пастельные штрихи делают фигуру женщины пленительной и очень естественной.
Абсент (1893)
Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом. Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру. Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.
На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.
Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.
Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо (1879)
Знаменитая цирковая акробатка изображена художником в немыслимом ракурсе. Фигура смещена в левый верхний угол, нарисована снизу-вверх, что делает композицию очень необычной. Зритель будто в реальности наблюдает за работой воздушной гимнастки. Фигура нарисована так мастерски, что создаётся впечатление присутствия на цирковом представлении.
Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых гимнастках.
У модистки (1882)
Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».
Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.
Прачки несут бельё в город (1878)
Жёлто-коричневая гамма картины отображает не только тяжесть женского труда, но и беспросветную серость их будней. На картине изображены две прачки, которые расходятся по клиентам в разные стороны. Корзины с чистым бельём тяжелы настолько, что женщинам приходится наклоняться. Лица прачек загорелы от постоянного нахождения на солнце. Эти женщины непохожи на чопорных дам. Они делают свою тяжёлую работу изо дня в день ради скромного заработка, который не позволит купить им новое платье или модную шляпку.
Послесловие
Эдгар Дега — великий художник-импрессионист, который славился своей пастельной техникой. Он вознёс её на такой высокий уровень, который остался практически недосягаемым. С его мастерством к пастели стали относиться серьёзно, как к масляной живописи. Most-beauty.ru ждёт от вас комментариев относительно картин этого художника. Какие его работы вам нравятся больше всего?
А ниже мы размещаем ещё несколько известных картин Дега, которые не вошли в наш основной список: