женская гендерная социализация что это
Галантная угроза: чем опасен доброжелательный сексизм
От доброжелательного до враждебного — один шаг
В спорах о феминизме в российском общественном поле рано или поздно возникает унаследованный от СССР миф о первой в мире стране победившего гендерного равноправия. Этой установкой, как правило, объясняют необязательность «западных» идей: это степфордским женам наскучило сидеть дома, ожидая мужа с работы, и они захотели сами определять свою жизнь, а наши женщины с 1917 года наравне с мужчинами работали на заводах и в полях и, конечно, занимали руководящие должности. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы иногда принимать комплименты и просто радоваться цветам и пожеланиям коллег-мужчин оставаться всегда красивыми, заботливыми и нежными.
Но так ли на самом деле безобидны эти галантные жесты?
В 1996 году американские исследователи Сьюзен Фиск и Питер Глик предложили концепцию амбивалентного сексизма в противовес пониманию сексизма исключительно как негативного и враждебного взгляда на женщин. Исследователи заявили, что гендерные установки сочетают в себе негативные и позитивные черты, то есть амбивалентны. И если враждебный сексизм действительно описывает открытое пренебрежительное или агрессивное отношение к женщине, нарушающей привычные гендерные роли, то доброжелательный сексизм направлен на женщин, которые соответствуют ожиданиям общества, и выглядит как забота или рыцарское преклонение.
Доброжелательный сексизм — это социальная установка, представляющая женщин как хрупких, заботливых, слабых и нуждающихся в защите и идеализирующая подобные качества как «истинно женские». Такой сексизм также называют дружелюбным или скрытым.
В рабочей среде он приводит к предвзятому отношению к сотрудницам. Например, их могут считать более внимательными, старательными или даже вдохновляющими работниками — «музами» коллектива. Такое отношение может казаться приятным, но в итоге, как показывают исследования, нередко приводит к негативным последствиям.
Доброжелательный сексизм базируется на стереотипных установках о том, что всем женщинам присущи упомянутые выше качества, тогда как упорство, агрессия и желание доминировать — нет. В социальном плане этот вид сексизма обычно выражается в виде комплиментов, галантного поведения и желания оказывать услуги, но по факту ведет напрямую к враждебному сексизму.
Подобную корреляцию выявили исследователи, сравнившие уровень доброжелательного и враждебного сексизма в разных странах. Оказалось, что в культурах, где наиболее ярко выражено негативное отношение к женщинам, подчеркнуто рыцарское поведение также встречается чаще всего.
Карьерная лестница и лесть
Опасность доброжелательного сексизма кроется в том, что его проявления сложно отследить, поскольку чаще всего они облечены в лестную для адресата форму. Подобная практика, укоренившись в коллективе, грозит обернуться для женщин серьезными карьерными проблемами.
Профессор экономики Линда Бэбкок вместе с коллегами исследовала так называемую офисную «домашнюю работу» — те задачи, которые необходимы для повседневной жизни офиса, но не связаны напрямую с прибылью бизнеса и не ведут к карьерному росту. К ним, например, относятся ведение протокола совещаний, согласование графиков, организация внутренних мероприятий и поздравлений коллег. Как правило, женщины чаще вызываются выполнить подобные поручения, а в случае отказа скорее будут считаться эгоистичными, тогда как мужчины — занятыми.
При этом, когда обсуждаются ответственные, важные для бизнеса задачи, отношение к стереотипно женским качествам заметно меняется. Так, для инвесторов излишне женственное поведение предпринимателя или предпринимательницы может стать поводом для негативного решения, поскольку бизнес считается мужским делом, требующим соответствующих маскулинных качеств.
Оценка достижений — еще одна сфера, где обманчиво доброжелательное отношение на самом деле тянет женщин назад и лишает возможности развиваться и приобретать новые компетенции. В эксперименте Корнелльского университета (США) участники оценивали два одинаковых эссе, подписанных мужским и женским именами. Выяснилось, что предполагаемой авторке доставались более вежливые и позитивные отзывы, не соответствующие реальному качеству эссе. По мнению исследователей, такой подход может вредить женщинам, поскольку не позволяет им улучшить работу и учесть предыдущие ошибки.
Покровительственное отношения к женщинам на работе редко становится предметом осуждения, в отличие от явных проявлений сексизма, однако его негативное влияние на карьеру очевидно. Исследование Gender&Work утверждает, что женщины, которые одобряют доброжелательный сексизм, считают, что успешная карьера помешает им найти партнера, и готовы принести свои профессиональные амбиции в жертву отношениям.
Близко к сердцу
Сексистское отношение, пусть даже окрашенное в нежные тона, отлично распознается на телесном уровне. В эксперименте 2020 года 73 женщинам был предложен тест на вербальное мышление, после которого каждая из них получала оценку от руководителя исследования. В ходе разговора измерялись давление и сердечный ритм.
У тех участниц, которые сталкивалась с сексистскими комментариями («Вы, кажется, очень умная девушка, у вас очень креативные ответы. Знаю, непросто сдерживать эмоции во время таких тестов, но, уверен, вы прекрасно справитесь со следующей серией вопросов, если возьмете себя в руки»), показатели были сопоставимы с аналогичными показателями в случае прямой угрозы. Кроме того, эти женщины сказали, что ощутили себя недостаточно компетентными для теста. В случае же с обратной связью, не акцентирующей гендерные стереотипы, такой реакции не наблюдалось.
Автор исследования Вероника Ламарш подчеркнула, что изучать доброжелательный сексизм непросто, поскольку те, кто его использует, обычно видятся в позитивном свете, в то время как недовольным этим женщинам приписывают холодность и агрессию.
То же самое справедливо и для противостояния доброжелательному сексизму в повседневной жизни и на работе. Женская гендерная социализация предполагает безусловную благодарность за любое проявление внимания и заботы, а скепсис или неприятие могут привести к переключению уже на враждебный сексизм и даже к открытому конфликту.
Гендерная социализация — процесс усвоения человеком социальных норм и установок, свойственных для того или иного гендера в его культуре, а также формирования гендерной идентичности.
Как реагировать на доброжелательный сексизм
Как же тогда реагировать, если приходится сталкиваться с неуместными комплиментами и снисходительными комментариями на работе? Сайен Бейлок, ведущий мировой эксперт в области исследований работы мозга в тяжелых ситуациях и президент Барнард-колледжа, составила чек-лист для своих студенток и выпускниц, которые только начинают карьеру:
Гендерная социализация: понятие и сущность
Говоря о гендерной социализации нам необходимо раскрыть понятие «гендер».
В настоящее время общепризнанным считается следующие определения термина «гендер».
Впервые различие понятий «пол» и «гендер» было обозначено психологом Р. Столлером в 1968 году. Позже (1972 год) эту идею поддержали феминистские антропологи. Изучая различные общества, они обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, короче, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе. Впервые на это обратила внимание в середине века М. Мид. В 1972 году появляется ставшая довольно быстро знаменитой книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под редакцией М. Розальдо и Л. Ламфере. Статья Ш. Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?» в последующем вызвала бурные дискуссии. В этой работе отмечается тот универсальный факт, что репродуктивная роль женщин не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому что они ассоциируются с природным, а не социальным.
Проблема пола возникает вместе с человеком и по-разному прослеживается во всех культурах разных эпох.
Так, в архаических обществах с допроизводящей экономикой, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в землевладельческих культурах, где уже появляется моногамная семья и женский труд (воспроизводство рода, выхаживание, воспитание и т. п.) получает более высокую оценку. В истории разных культур известны также случаи, когда детей определенного пола просто умерщвляли при рождении. Например, в Японии в селах вплоть до начала 20 века сохранялась традиция умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было в отличие от девочек выгодно продать в город или выдать замуж. Бедуины и эскимосы наоборот, избавлялись от девочек, так как считали, что мужчин должно быть больше. Причем материнский инстинкт в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповым интересом и мифологическими представлениями.
Уже с момента своего рождения человек становится объектом системы: в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средств массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных механизмов, (например, стереотипы в СМИ, традиции, обычаи, право и т.д.).
Таким образом, представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества.
Воронина, современный исследователь в области гендерологии выделяет три основных теории гендера: 1) теория социального конструирования гендера; 2) гендер как стратификационная категория; 3) гендер как культурная метафора. И одну «ложную» теорию гендера, где гендер рассматривается как социально-демографическая категория. Под «ложной» гендерной теорией понимается проведение под видом ген-дерных исследований положения женщин и детей или использование этого понятия как традиционной социодемографической категории. Каждую из этих теорий О. Воронина характеризует следующим образом:
Гендер как стратификационная категория, есть структура или процесс, в ряду других стратификационных категорий, таких как класс, раса, возраст и т. д.
Гендер как культурная метафора. Метафора пола выполняет роль культурного символа и, следовательно, выступает как культурно-формирующий фактор.
Наиболее значимой с позиции проводимого исследования представляется формирование теории гендерной социализации, сконструированной из основ теории социального конструирования гендера и теории гендера как культурной метафоры. Хотя эти теории нельзя сравнивать.
Теория гендерной социализации отличается от теории конструирования гендера. Первое отличие заключается в том, что личность представляется как относительно пассивная сущность, которая воспринимает, усваивает культурную данность, но не создает ее сама. Идея конструирования, напротив, подчеркивает деятельностный характер усвоения опыта. Субъект создает гендерные правила и гендерные отношения, а не только усваивает и воспроизводит их, то есть с одной стороны, гендерные отношения являются объективными, потому что индивид их воспринимает как данность, но с другой стороны, они являются и субъективными как социально конструируемые каждодневно, ежеминутно, здесь и сейчас.
Второе отличие теории социализации от теории социального конструирования заключается в том, что гендерное отношение понимается как отношение неравенства, где доминирующие позиции занимают мужчины.
Сторонники данной теории Э. Гофман, К. Уэст, Д. Зиммерман под ген-дером понимают «организованную модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, конструируемую основными институтами общества».
Итак, гендер строится на уровне сознания индивида (т.е. гендерной идентификации), принятии сформированных обществом систем гендерных ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.). Гендер конструируется в процессе социализации человека.
Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами социализации через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.
Немаловажную роль играют семья, ближайшие окружение, средства массовой информации.
По мнению О.А. Ворониной «делать гендер»- означает «создавать такие различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, которые не являются естественными, личностными или биологическими. Гендерная принадлежность индивида проявляется в том, что человек делает и делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми».
Иначе говоря, гендер конструируется через определенную систему социализации труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. С. Лобер, С. Фаррел указывают, что «гендер предполагает четыре группы характеристик: биологический пол; поло-ролевые (гендерные) стереотипы; поло-ролевые нормы; поло-ролевую идентичность».
Под биологическим полом подразумевается биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. В то время как само понятие «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. В гендерных исследованиях выделяется ряд терминов, которые непосредственно указывают на социокультурные аспекты в различии мужского и женского.
В подростковом возрасте гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые переживания, связанные с гендерной идентичностью и гендерными ролями. Неравномерность физического, гормонального и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою гендерную идентичность во всех ее соматических, психических и поведенческих проявлениях. В подростковом возрасте конкретизируются и закрепляются представления о содержании и исполнений гендерных ролей.
Гендерная социализация начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли. И длится всю последующую жизнь.
Сегодня все большее число ученых считают, что основную роль в формировании социального, психологического пола и гендерной роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания. Причем пол психический, социальный, который усваивается прижизненно, играет большую роль, чем пол биологический.
Таким образом, восприятие мальчиками и девочками своего внутреннего мира порождает разное развитие «маскулинности» и «женственности». Н. Чодороу предполагает, что «конкретные особенности социальной структуры, подкрепленные культурными представлениями, ценностями и восприятиями, интериоризуются через посредство семьи и в результате ранних взаимоотношений с социальными объектами. Это в основном подсознательная схема задает контекст, на фоне которого и происходит ролевая подготовка и целенаправленная социализация».
Наборы содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями.
Мы считаем, что освоение разнообразных половых ролей в процессе гендерной социализации и формирование соответствующей идентичности протекают гетерохронно. Половое созревание приводит к выделению в социальных моделях поведения подростка сексуального аспекта, акцентированию внимания на проявлениях мужской и женской сексуальности. Подросток оценивает свой меняющийся физический облик и психические особенности с точки зрения соответствия сексуальным стереотипам, что приводит к формированию психосексуальной идентичности. Таким образом, на данном этапе гендерной социализации происходит активное освоение именно сексуальной роли как наиболее значимой в этом возрасте из всего полоролевого репертуара. Возможно, правомерно говорить и о разных видах половой/гендерной социализации: профессиональной, семейной, сексуальной. Многоаспектность половой/гендерной социализации предполагает и наличие многих социальных институтов, оказывающих влияние на этот процесс через так называемых агентов социализации, состав которых на разных стадиях социализации различен, так же как различны степень их влияния и значимость.
Существует несколько теорий, описывающих процесс присвоения гендерной роли.
Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, по мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями. Именно под влиянием этого опыта у детей очень рано формируются черты, типичные для того или иного пола. Появившись в дошкольном возрасте, эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола.
Традиционный психоанализ признает, что мужские и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам. Для типично мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям.
На наш взгляд, психоаналитическая концепция слишком преувеличивает влияние родителей на процесс половой социализации и не учитывает роль других взрослых и детей. Представители этой теории утверждают, что ребенок подражает тому родителю, с которым он имеет больше сходства. Но возникает вопрос, каким образом маленький ребенок может узнать, с кем из родителей у него больше общего? В противоречие с основными положениями теории вступают данные исследований о возможности усвоения типичного для пола повеления через противоположную полу роль, т.е. не только через копирование, но и через противопоставление.
Колоссальное влияние на осмысление отношений между полами в социологической мысли имела концепция Т. Парсонса, сформировавшего положение о функциональности различия гендерных (половых) ролей в семье и обществе. Отметим, что в теории Парсонса понятие роли приобретает особое значение, поскольку роль в данном случае рассматривается в качестве связующего звена личности с определенной социальной структурой. И в этой структуре главной единицей является выполняемая личностью роль, а не сама личность.
Парсонсу представляется, что профессиональный труд замужней матери не несет отрицательных последствий для супружества только в том случае, если он является не «карьерой», а просто «занятостью» и не вносит существенного вклада в бюджет, т.е. лежит за пределами «соревнования с мужем» и не подрывает экономических основ его самоуважения.
Отметим, что эта теория Парсонса формировалась в кризисный период развития американского общества (годы, последовавшие за «великой депрессией»), поэтому внутренней задачей этой теории был поиск механизмов стабилизации общества и его институтов, семьи в том числе.
Эти положения впоследствии подвергались критике со стороны феминистских исследователей. Основные аргументы критиков заключались в следующем. Во-первых, данная модель носит нормативный характер. Образцы семейных отношений, характерных для представителей среднего класса западных индустриальных обществ, признаются единой для всех социальной нормой. Во-вторых, при таком описании игнорируются отношения власти и неравенства по признаку пола, при которых женщины, как правило, подчиняются мужчинам, являясь экономически и юридически зависимыми. В-третьих, поло-ролевой подход не может объяснить сопротивление сложившемуся гендерному порядку и его возможные изменения, несмотря на развитие новых тенденций организации индивидуальной и семейной жизни. В-четвертых, в данной модели проявляется принцип «натурализации» отношений между полами, т.е. мужские и женские роли обосновываются природными естественными различиями между полами.
Таким образом, теория пола объясняет становление пола у детей на основе существующих в культуре социальных стереотипов и говорит о том, что дети используют пол как принцип познания мира, потому что культура всеми способами настаивает на том, что пол является наиболее важной категорией в социальной жизни человечества.
Итак, и мужчины и женщины «создают гендер», в том числе и его сексуальный аспект, в течение всей жизни; но некоторые люди стараются сохранить свой «сексуальный гендерный конструкт» неизменным, прилагая для этого не меньше усилий, чем те, кто старается, наоборот, варьировать свое сексуальное поведение, осваивать новые модели и формы сексуальных отношений. Приверженность сексуальным стереотипам поведения либо нежелание следовать им во многом зависят от процесса усвоения гендерных стереотипов в детстве и в подростковом возрасте. Особенности влияния основных институтов социализации, благодаря которым сексуальные стереотипы усваиваются и воспроизводятся из поколения в поколение, практически не изучены. Родители оказывают огромное влияние на сексуальное воспитание детей. Анализ основных источников информации, влияющих на процесс ген-дерной социализации, проведенный И.К. Каширской, по специальной методике, среди старшеклассников показал, что в подростковом возрасте и на девочек, и на мальчиков наибольшее влияние оказывает мать. У мальчиков на втором и третьем местах оказались соответственно отец и школа, у девочек на втором месте оказались друзья. Возможно, эти различия обусловлены тем, что у девочек раньше, чем у мальчиков, складываются доверительные отношения со сверстницами, их дружба более эмоциональна, и в итоге их влияние друг на друга при обсуждении сексуальной тематики более значительно.
Существующие в обществе гендерные стереотипы (стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское») оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.
Под гендерным стереотипом понимаются обусловленные культурной социализацией образы и представления о социальных ролях, психологических и поведенческих особенностях полов. Динамика гендерных стереотипов в любой культуре является наиболее ярким показателем глубоких внутренних изменений ценностно-смыслового ядра культуры, этнического сознания и самосознания ее представителей, так как сфера семейно-брачных отношений наиболее подвержена регуляции традиционным нормам культуры.
В исследованиях по гендерной проблематике под гендерными стереотипами понимают «сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины».
Мы в своей работе под гендерной социализацией понимем процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Ш. Берн полагает, что гендерная схема состоит из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру.
Согласно этой теории усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации. Данная теория содержит черты двух теорий усвоения половой роли: социального научения и когнитивного развития. В рамках теории гендерной схемы предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями «мужское» и «женское». Источником гендерно-схематизированных представлений служат существующие в обществе полодифференцирующие практики. Ориентируясь на взрослых, ребенок научается выбирать из всех возможных определений Я только те, которые применимы к его полу. Разнообразные содержания концепции Я начинают организовываться строго определенным образом, и Я-концепция ребенка становится полотипизированной. Воспринимая новую информацию (включая и новое знание о себе), ребенок кодирует и организует эту информацию в соответствии с доминирующими культурными представлениями о женственности и мужественности и традиционными представлениями о мужских и женских ролях в обществе, т. е. в рамках заданной извне гендерной схемы. Таким образом, и самооценка ребенка, и выбираемые им варианты поведения в существенной мере определяются содержательным компонентом гендерной схемы.
Итак, мы видим, что изменяющиеся ожидания становятся главной темой обсуждения социальных ролей. Роли, предписанные представителям разного пола перестают рассматриваться как взаимодополняющие, делается акцент на их иерархию и отношения власти.
В целом гендерная социализация означает два вида взаимосвязанных процесса.
Во-первых, это усвоение индивидом социального опыта, психосоциальных установок и ценностных ориентации, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола.
Во-вторых, это процесс формирования полового самосознания, которое включает в себя:
— познание своего сходства и различий с представителями своего пола и отличие от представителей противоположного пола;
— самоутверждение своего полового «Я» в общении и деятельности. Критериями гендерно-социализированной личности выступает следующее.
1. Содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека, в отношении предназначении женщины и мужчины в обществе.
2. Адаптивность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни личности, согласно половой принадлежности.
3. Гендерная идентичность, как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.
Таким образом, гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка, а в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре относительно мужчин и женщин, способствующих однозначному пониманию возможностей маскулинности и феминности.