живые статуи чем красят
Живая статуя: как сделать самим?
Сегодня в дизайнерском оформлении праздничных мероприятий премиум-класса появился новый интересный элемент: живая статуя. Как сделать такую статую самому, и возможно ли это? На самом деле это и просто, и сложно одновременно. Если вам хочется пригласить гимнаста или мима – закажите живые статуи в праздничном агентстве. Цена, которую вы платите, – это не просто стоимость грима, но и работа профессионального артиста. Если же вас устроит создание оригинальной статичной фотозоны – попробуйте сделать костюм статуи самостоятельно. Дети будут в восторге в любом варианте!
Живые статуи родились из итальянской комедии дель арте. Тогда переодетые в костюмы Пьеро или Коломбины артисты зазывали гостей в свой театр. Современные живые статуи впитали в себя и танец, и французскую пантомиму, и сатиру.
Живые статуи усиливают зрелищность визуального ряда и могут выполнять как развлекательные функции, так и регламентирующие (например, делить пространство на зоны). Хотя костюмы и грим создают впечатление монументальных скульптур, живые статуи вовсе не неподвижны. Не удивляйтесь, если статуя Геракла внезапно оживёт и взмахнёт мечом, Гэндальф приподнимет шляпу, а Снежная Королева присядет в изящном реверансе.
Живая статуя своими руками:
удивляем детей!
Скопировать известную статую свои руками по силам только профессиональным художникам, поэтому проще остановиться на известных образах: героях мифов, мультфильмов, кино, актёрах и всём том, что потребует вашей фантазии, а не таланта копииста. Итак.
Вот и всё! Надеемся, что при следовании нашим советам у вас получится живая статуя! Как сделать её неповторимой и по-настоящему живой – зависит только от вас.
Как работают живые статуи и чем это может быть опасно для их здоровья
СМЕХ ПОД ЗАПРЕТОМ
Евпаториец Михаил Гладчук – живая статуя с 13-летним стажем. Работу на этом поприще он начинал в МБУК «Евпаторийский центр культуры и досуга».
– Работая живой статуей, нужно соблюдать профессиональные требования. Например, если тебя пытаются рассмешить, смеяться нельзя – разрешена только лёгкая улыбка, – рассказывает Михаил. – Во время работы нужно смотреть вниз, чтобы по глазам было сложно понять, живой ты или нет. Конечно же, нельзя много двигаться – в этом весь смысл. Ты занимаешь удобную позу и не меняешь её, пока кто-то не кинет в котелок денег. Тогда можно поблагодарить человека – без слов, жестами. Если есть желание, можно выразить удивление, радость, гнев, разочарование…
Рабочий день живой статуи длится от часа до четырёх. Наш собеседник признаётся: сначала работа давалась тяжело, но потом привык.
– Тяжело работается, когда плохо себя чувствуешь, слишком жарко или холодно, если кружится голова или появляется усталость. Но иногда она играет и в плюс: нет лишних сил двигаться, и человек действительно становится похож на статую, – объясняет Михаил. – Но если хорошо себя чувствуешь, не хочется в туалет, работать – большое удовольствие. Бывает, на улице нет людей, тогда начинаешь скучать, стоя в одной позе. Но когда есть постоянный поток, легче. Помню, как мы приезжали в один из городов Крыма осенью. Было достаточно прохладно, мелкий снежок. Но шёл большой поток людей. Они радовались, улыбались, им всё нравилось, и час для меня пролетел незаметно.
В ОБЩИЙ КОТЁЛ
Важная часть в работе живой статуи – это грим. Наносит его гримёр, но чаще – сам актёр. Платья обычно закрывают большую часть тела, поэтому гримировать в основном приходится руки и голову.
– Платья задуваются краской – серебряной, золотой или белой. Что касается грима, то специальный театральный предназначен для длительного ношения. Он не так вреден для кожи, как другие варианты. Например, непрофессиональные актёры делают смесь из детского шампуня и гуаши. Она более вредная. Профессиональный грим забивает поры, но если человек работает регулярно, то знает, как правильно очистить кожу. На то, чтобы отмыть грим, при наличии опыта потребуется 15-20 минут, – объясняет тонкости мастерства наш собеседник.
Все собранные деньги артисты театров живых статуй, как правило, отправляют в общий котёл. На эти средства закупают грим, платья, их вкладывают в другие проекты организации и, конечно же, пускают на оплату работы. В среднем живые статуи зарабатывают около тысячи рублей в день.
– В Евпатории есть специальные зоны – «Творческая миля». В этих локациях можно заниматься творчеством, договорившись с городом. Поэтому это не является попрошайничеством. Это как с музыкантами. Если человек положил шляпу и играет на музыкальном инструменте, его практически никогда не трогают правоохранители. Но если он нанимает «аскера» (человека, который просит деньги, ходя со шляпой), тогда могут возникнуть проблемы.
В последнее время в Крыму появилось много живых статуй, поэтому их труд обесценился, отмечает наш собеседник. Раньше правила для таких артистов были более строгими: они меньше двигались, меньше смотрели людям в глаза.
– Для меня работа живой статуей – это отличная возможность пообщаться с большим количеством людей, пусть даже невербально, стать более спокойным, усидчивым и устойчивым! – заключает Михаил.
НЕ СТАТЬ «ЗОЛОТЫМ МАЛЬЧИКОМ»
Вот как комментирует работу живой статуей с медицинской точки зрения врач-методист ГБУЗ РК «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» Вера Павлова:
– В Трудовом кодексе РФ работа на открытом воздухе считается особым условием труда, так как учитывается, что погодные условия могут быть разные. Мы, врачи, всегда говорим, что не нужно находиться на открытом солнце дольше 40 минут. Актёры, если они стоят в незатенённом месте без головного убора, подвергаются угрозе теплового и солнечного удара.
Кроме того, при продолжительном обездвиживании идёт большая статическая нагрузка, при которой замедляется кровообращение, накапливается молочная кислота. Могут возникать боли в мышцах. При неестественных позах могут сдавливаться нервно-сосудистые пучки, что приводит к возникновению невралгии, патологии периферических нервов. Если человек находится долгое время в неестественной позе, костная система несёт дополнительную нагрузку, которая может проявиться болями и даже заболеваниями позвоночника, предостерегает наша собеседница. Если достаточно сильно испортить костно-мышечную систему, восстановить её очень сложно.
Что касается грима (а это чаще всего бывают бронзаторы, то есть средства с «металлическим» эффектом), то он очень плохо пропускает воздух и препятствует нормальному потоотделению и теплообмену. Это опасно теми же тепловыми ударами, нарушением циркуляции в капиллярах, что потом может привести к раннему возникновению сосудистых заболеваний. Человек, который много потрудится на этом поприще, может со временем страдать тромбофлебитами нижних конечностей, у него может появиться нарушение терморегуляции в конечностях. Чтобы в течение дня грим не осыпался, был стойким, туда включают жёсткие добавки. Наша кожа обладает всасывающей способностью. Если в гриме содержание вредных веществ выше нормы, человек может сильно отравиться и даже погибнуть. К счастью, такие случаи редки, но в истории зафиксированы. Например, в XV веке на пиру у богатого вельможи сына пекаря покрасили, чтобы он изображал «золотого мальчика». К концу торжества ребёнок погиб…
КСТАТИ
Хорошая идея
Первые живые статуи появились в Латинской Америке примерно в середине XX века. Именно тогда трое актёров – Тонио, Пепе и Пако – придумали изображать живые скульптуры. Их опыт переняли в Барселоне, откуда он распространился по всему миру.
Искусство быть статуей
Живые статуи могут не двигаться часами, словно и правда отлиты из бронзы или высечены из камня. Ими любуются, с ними фотографируются. Но при всей кажущейся простоте такая работа не из легких. «Умение человека надолго замереть в одной позиции еще не делает его живой статуей», — Олег Усов, руководитель творческой мастерской «Джокеры», выступает в этом оригинальном жанре уже 8 лет и убежден: это настоящее искусство, со своими правилами и своей философией.
— Мне нравится работать в разных жанрах. С утра — привидением в детском саду, в обед — ангелом с цветами от службы доставки, вечером — мимом на корпоративе. Но работа живой статуей всегда вызывает особые эмоции. Иногда кажется, что ты шпион, которого наняли следить за людьми. Главное — создать полную иллюзию того, что перед ними в самом деле статуя.
Тут есть сразу несколько секретов. Пожалуй, самый важный — хороший костюм. Придать одежде вид живой статуи непросто. Некоторые надевают обычные вещи, которые развеваются на ветру, — разве у скульптур так бывает? Покрасить одежду баллончиком автомобильной краски — тоже не метод. Олег говорит, что важно использовать правильные материалы, иначе краска впитывается и не остается на поверхности ткани. Другое дело — работа профессионального костюмера, когда каждая складка помогает «статуе» играть свою роль исторической личности, сказочного героя, мифического персонажа. Но если в прежние годы костюмы делали в основном одноцветными, под камень или бронзу, то сегодня можно встретить и более креативные образы — наряду с одиноко стоящими «изваяниями» появляются целые «скульптурные композиции» или даже «ожившие картины». Подойдешь к такой, чтобы вглядеться в лицо статной дамы, а она в ответ: «Бу!» Говорят, от неожиданности многие прохожие дар речи теряют. А когда приходят в себя, веселятся, благодарят за эмоциональную встряску.
— Это и есть самое приятное в работе артиста — эмоции людей, возврат энергии, — говорит Олег. — Когда зрители радуются, можно несколько часов подряд работать и чувствовать лишь заряд бодрости. Но если выкладываешься, а люди замкнуты в себе, устаешь моментально. Психическая усталость переходит в мышечную, и такое ощущение, словно вагоны разгружал.
— Но как людям–скульптурам удается оставаться неподвижными долгое время?
— Поначалу это кажется очень сложным. Уже через пару минут в одном положении тело затекает, начинает болеть и предательски чесаться. Но потом учишься не обращать на это внимания. Думать о чем–то другом. Или ни о чем не думать. Оставаться в роли. Есть и маленькие хитрости. Например, статуя может сидеть на лавочке либо опираться на чемодан, зонтик.
Чтобы не выдать себя даже вздохом, дышать нужно животом.
Закончить образ помогает грим в цвет костюма. Для этого артисты используют даже гуашь и акварельные краски. Аквагрим стекает с лица от малейшего пота. А профессиональные средства для живых статуй в Минске не купить. Приходится обходиться дешевыми аналогами. Комбинировать цвета. Коже, конечно, это не на пользу. Однако такова специфика жанра. Остаются только зрачки. Они сразу выдают живого человека. Поэтому «статуи» учатся не моргать или работают с закрытыми глазами.
— Вам только кажется, что глаза закрыты. А я все вижу. У нас есть свои техники «третьего глаза», — смеется Олег. — Но если одни живые статуи удивляют зрителей тем, что могут долго простоять не двигаясь, то мне больше нравится играть с людьми. Мимикой, пантомимой.
Он достает из чемодана костюм одного из своих любимых персонажей — бронзового часовщика. Образ не оригинален — его можно встретить в нескольких городах, но здесь есть изюминка: oгромные часы на груди и множество маленьких на лацканах пиджака. Эти атрибуты позволяют придумать массу забавных интерактивов со зрителями. «Я лучше покажу», — говорит артист. И тут же начинает «тикать» из стороны в сторону, как маятник. Затем имитирует рукой движение секундной стрелки (поясняя: в танце это направление так и называется — «тикинг»; в прошлом, кстати, Олег дважды чемпион страны по верхнему брейк–дансу). Потом демонстрирует другой мини–этюд: на мгновение замирает и начинает плавно двигаться, будто в замедленном кино. «Перематывает» себя вперед и назад, словно на самом деле может влиять на ход времени.
На улицах такие представления артисты показывают зрителям как «комплимент» за брошенную денежку. Чем интереснее «статуя» может раскрыть свой образ, тем больше рядом собирается толпа и значительнее будет выручка. Кстати, в Минске после деноминации она может увеличиться: с монетками прохожие расстаются проще. Интересуюсь: сколько же можно заработать таким искусством?
— В крупных туристических городах и 50 евро не предел. Причем заработать можно в любой день недели. В Минске гонорары скромнее. У нас пока нет такого туристического потока, как, скажем, в Барселоне или Праге. Поэтому и живые статуи на улицах редкость. Чаще всего их можно встретить в Верхнем городе в выходные и праздники. Но качество выступлений, которые я видел, не на самом высоком уровне: простые позы, слабая мимика, элементарная пластика и дешевые костюмы. Хотя есть и исключения. А самые виртуозные образы артисты со всего мира ежегодно представляют на фестивале–конкурсе живых скульптур в Арнеме (Голландия) в последние выходные сентября.
Надо сказать, живые статуи гармонично вписываются не только в городскую среду. Они востребованы на различных выставках, корпоративах, презентациях. Даже торговые центры приглашают для развлечения гостей. В определенном смысле такая работа проще: артисту не нужно ориентироваться на звон монет, только ловить настроение зрителей. Но есть свои нюансы.
— Бывает, клиенты подходят и говорят: мы вам деньги платим не за то, чтобы вы тут стояли, — показывайте фокусы, жонглируйте, танцуйте, играйте с детьми. Забывают про особенности жанра. В этом образе артист не может бегать по залу, развлекая гостей. Он же «статуя». А есть категория людей, которых так и подмывает сделать какую–нибудь гадость. Например, бычок о нос «изваяния» затушить. Проверить, пошевелится или нет.
К счастью, такие ситуации — редкость. А вот веселых историй, напротив, масса. Однажды на свадьбе Олег так вжился в роль. «куста» (такие костюмы — одна из новых фишек жанра), что даже собачка приняла его за растение, подбежала и лапу подняла. Что уж говорить про мух, которые то и дело на нос садятся — выдержка нужна нечеловеческая. Но самое смешное, когда люди стоят рядом и обсуждают, живой ты или ненастоящий. Смотрят в упор. А «статуя» вдруг раз — и подмигнула.
Мир живых статуй очень многогранен. Олег говорит, что в будущем, может, даже курсы специальные организует для желающих постигать азы мастерства: «Жаль, не все до конца понимают этот жанр. Пытаются работать в самых обычных костюмах. Какой смысл? Или просто спекулируют на образе живых статуй. В Париже, например, я как–то наблюдал «изваяние фараона» в куске дешевой ткани и маске за 5 долларов. Никакого искусства! Просто форма попрошайничества».
Впервые живые статуи появились на знаменитом бульваре Ла Рамбла в Барселоне.
Советская Белоруссия № 140 (25022). Суббота, 23 июля 2016
Один день в шкуре «живой статуи»: как выстоять на жаре и не засмеяться от реплик туристов
Каждое лето в парке имени Фрунзе в Евпатории выстраиваются «живые скульптуры»
Благодаря актерскому мастерству молодые ребята вживаются в образ исторических и литературных героев. Они могут находиться в неподвижном состоянии долгое время, как вдруг неожиданное их движение разрушает иллюзию образа статуи и производит неизгладимое впечатление на публику. Туристы, приезжающие в Евпаторию, уже ассоциируют этот город с театром живой скульптуры. Корреспондент «Комсомолки» решила вместе с местными лицедеями перевоплотиться в статую и узнать, чего стоит вызвать улыбки у прохожих.
Подбираю образ: тургеневская девушка или женщина-воин?
Как раз в тот день, когда я решила стать статуей, в городе проходил II уличный Евпаторийский фестиваль АRTа УЕФа-2012. Помимо нас, статуй, на площади соберутся лучшие клоуны страны, акробаты, танцоры, фокусники.
Уличный перформанс назначен на 17.00, но ребята собираются в Евпаторийском центре досуга за три часа до начала, чтобы успеть подготовиться. Вот и мне надо продумать образ, в котором я предстану перед публикой.
В 14.00 я уже на месте. Захожу в отдельное помещение, где обычные ребята превращаются в средневековых дам, греческих богинь, ангелов, рыцарей и минотавров.
Тут же облачаюсь в длинное свободное платье, сшитое из габардина. Рукава выполнены из бифлекса. Украшен наряд бронзовой бляхой, от которой идут витиеватые жгуты, пришитые к материалу.
Ногти с маникюром краска не закрашивает
Теперь мне предстоит нанести грим на лицо, шею и руки. Красятся только открытые участки кожи.
— Нет, конечно. Это специальный аква-грим. В Крыму такой не продается, заказываем его из Москвы.
Ира демонстрирует мне небольшие баночки с жидкой краской, которую перед использованием надо взболтать.
— Есть специальный парик, он сделан из шпагата, шпаклевки, клея ПВА. Волосы прячутся под него. Бывает, что видны и свои, тогда мы их закрашиваем той же краской, что и лицо. Она абсолютно безвредная и смывается шампунем.
Убираю кудри и отдаю свое лицо в руки профессионалу. Обычной кисточкой Ира мажет меня аква-гримом. Ощущения приятные.
В это время подтягиваются остальные ребята, которые сегодня участвуют в фестивале. Для них заранее составлен список, кто в каком образе будет стоять. Бойкие девчонки и мальчишки от 15 до 25 лет уже наловчились делать себе грим самостоятельно.
На все про все уходит полчаса. Закрашиваются даже веки, губы и ушные раковины.
А вот лак на ногтях мне надо было стереть. Фиолетовый оттенок как-то не очень гармонирует с бронзовой краской на теле. Кстати, никаких цепочек, сережек и колец на теле быть не должно.
Корреспондент «КП» Анна Мельникова провела в образе богини Афины почти четыре часа. Фото КП-Крым.
— Конечно, бывает, запутываются в длинной одежде. Поэтому надо правильно подобрать подол.
Смотря с высоты на прохожих, чувствую себя фотомоделью, которую все мечтают запечатлеть. Умиляет реакция детей, в глазах которых читается искренняя вера в то, что статуя и правда живая. Они протягивают свои ручонки, хотят дотронуться до бронзовой скульптуры. А некоторые наоборот испуганно прячутся за мамину юбку.
Сначала пыталась считать, сколько же людей хотят со мной сфотографироваться. Сбиваюсь со счета и бросаю эту идею. Одно могу сказать точно, их более 60-ти. Самая восторженная реакция исходит от женщин. Бабушки, тетушки, девушки и девочки так и липнут ко мне. Мужчины же окидывают взглядом с ног до головы и «с улыбкой Моны Лизы» идут дальше. Так пролетел час.
В общем, наслышалась я в этот день про себя…
Но через три часа открылось второе дыхание! Уже давно село солнце, так что стоять не жарко. Спина и плечи привыкли к неудобству и «смирились». А мимика на лице застыла, как маска.
Мы с облегчением сползаем со своих пьедесталов. Жутко хочется снять парик, поставить куда-нибудь копье и снять длинный наряд.
Кстати, мою работу туристы оценили в 50 гривен. Ровно столько мне накидали в корзину.
В нашей комнатке есть душевая и раковина, куда ребята по очереди идут мыться. Грим смывается обычным мылом. Минут 5-10, и ты снова человек.
Иду домой, еле передвигая ноги с непривычки. Спину ломит. К неприятным ощущениям добавляется еще и боль в руках от держания копья.
Теперь я понимаю ребят-статуй. Ради того, что ты делаешь кого-то счастливым, даришь радость и вызываешь улыбки, любой лицедей готов и в жару, и в холод часами стоять на площади, изображая скульптуру.
Скульптурам под платье подкладывают любовные записки и дарят цветы
Каких только курьезов не происходило за все время! Туристы пытались унести статуи с пьедестала, пощекотать и даже ущипнуть понравившуюся скульптуру, чтобы удостовериться, что она живая.
Только цифры
— 3,5 часа я простояла на площади;
— 15-20 баночек с аква-гримом уходит за лето на все образы;
— 7 лет существует театр живых скульптур в Евпатории;
— 80 костюмов для образов статуй в театре;
— 2-3 дня шьется один костюм;
— 53 года самому старшему участнику театра живых скульптур.
Комментарий специалиста
«Если грим профессиональный, ожогов от солнца на лице не будет»
Татьяна Лейченко, главный аллерголог управления охраны здоровья Симферополя:
6. Живые статуи на Флориде
ЖИВЫЕ СТАТУИ НА УЛИЦЕ ФЛОРИДА
Кроме зажигательного танго, на улице Флорида нас ожидало еще одно интересное зрелище – живые статуи.
Сходства живой статуи с реальной статуей добиваются благодаря новым технологиям нанесения красящего вещества, а также применением особой краски, воссоздающей цвета настоящих памятников, применяют и различные эффекты – окраску под состаренный металл, под золото, серебро, бронзу. И еще – живая статуя должна стоять молча и неподвижно, иначе теряется эффект этого необычного и красочного зрелища. Неподвижное стояние требует от актера, изображающего живую скульптуру, хорошей физической формы и выносливости. И действительно, неподвижно стоять часами под палящим южным солнцем не так-то просто, и, по всей видимости, актеры всё же время от времени отлучаются со своего «рабочего» места, чтобы поправить свой наряд и грим, перекусить, справить нужду.
На улице Флорида мы увидели две живые статуи. Одна из них была девушка в платье XIX века. Она была вся золотая – и платье, и обувь, и аксессуары, и даже её ресницы сверкали золотом. Как ей удавалось не хлопать ресницами – загадка, но она, пока мы наблюдали за ней, ни разу не моргнула.
Вторая скульптура – мужчина, и тоже в наряде XIX века, он был весь серебряный. Каких персонажей они изображали, мы не знали, а спрашивать у них было бесполезно, всё равно не ответили бы. Глядя на нх застывшие фигуры, было сложно поверить, что это живые люди. Но оживить их было вполне возможно, для этого надо было бросить монету или купюру в стоящую возле ног статуи корзиночку, вот тогда статуя оживала, совершая какое-нибудь движение: кивок головой, взмах рукой, поклон. С ними можно было сфотографироваться, но опять же за отдельную плату (эту возможность мы, к сожалению, упустили).
Деньги в корзиночку бросали не так уж и часто, так что от своего многочасового стояния живые статуи стабильного заработка и больших денег, конечно, не имели, и, по всей видимости, нормальных денег им удавалось собрать только в туристический сезон.
Живые статуи имеют общие корни с актёрами пантомимы и мимами. Впервые живые статуи, развлекающие туристов, появились в Испании, на знаменитом бульваре Ла-Рамбла в Барселоне.
Такого Демидов допустить не мог. И что же придумал этот оригинал?
На этот счёт существует несколько версий.
По одной из них Демидов вместо украшавших сад статуй на их место расставил вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок или плод.
По другой версии – Демидов на место статуй поставил совершенно голых вымазанных белой краской мужиков, и как только кто-то из посетителей приближался к цветам, «статуи» неожиданно оживали и приводили нарушителей в неописуемый конфуз.
Порядок в саду был восстановлен.
Вскоре слух о живых статуях распространился по всей Москве и в сад повалили толпы любопытных, желавших увидеть живые статуи воочию.
Так что первые живые статуи, можно твердо утверждать, появились в России.
Теперь живыми статуями никого не удивишь, их можно увидеть во всех крупных городах. Проводятся даже конкурсы живых статуй, проводится такой конкурс и в Аргентине.
Но нас, ранее не видевших ничего подобного, живые статуи удивили и впечатлили.