журнал ордер 1 что это
Особенности журнально-ордерной формы бухгалтерского учета
Журнально-ордерная форма бухучета (ЖОФ) – это форма, подразумевающая сбор данных. Регистры – это журналы, созданные по КТ счетов бухучета. Создаются и дополнительные ведомости, оформленные по ДТ счетов.
Основные принципы создания
При разработке ЖОФ используются эти законы:
Основополагающим принципом ЖОФ является принцип сбора данных первички в разрезах, нужных для целей общего и детализированного учета. Систематизация сведений происходит в учетных регистрах. Последние нужны для фиксации всех операций, предполагающих учет.
Все направления записей вносятся единовременно. В ЖОФ используется две формы регистров. Рассмотрим все их особенности.
Журналы-ордера
Журнал-ордер – таблица, выстроенная по шахматной схеме. Обеспечивает фиксацию операции одновременно на двух счетах: дебет и кредит. Для учета и на КТ, и на ДТ нужно вести всего одну запись. Записи заносятся на основе сведений из первички или отчетов. Все отчеты и первичная документация должны быть тщательно проверена. На бумагах, записанных в журналы, прописывается эта информация: дата записи, номер строки в журнале, где находится запись.
Журналы-ордера выстроены по значению КТ. Регистрация оборотов по КТ выполняется в корреспонденции со счетами ДТ. В бумагах фиксируются операции по КТ.
Сотрудники должны рассчитывать промежуточные результаты. Делать это нужно на протяжении всего месяца по декадам или рабочим неделям. Когда завершился этап внесения записей за месяц, нужно определить итоги за этот отчетный период. По некоторым счетам ведутся записи и в журнале-ордере, и в ведомости. Итоги из этих документов нужно сравнивать между собой.
После того как все подсчеты и проверки выполнены, журнал-ордер должен быть подписан. Подпись ставится сотрудником, который составлял документ. Свою подпись ставит главбух.
Ежемесячные результаты журнала вписываются в Главную книгу. Об этом нужно проставить отметку в журнале-ордере.
Если в регистрах были найдены ошибки, нужно их исправить. Делать это нужно в соответствии с такими правилами:
Правильное построение журналов-ордеров нужно для контроля над правильностью записей бухучета. Эти документы нужно переплетать, а также нумеровать. Хранить их требуется отдельно от первички. Если документов совсем мало, можно подшить их в одну папку.
Вспомогательная ведомость
Вспомогательные ведомости используются тогда, когда аналитические значения по счетам нельзя записать в сами журналы-ордера в связи со сложностью. В подобных ситуациях нужно выполнить группировку в ведомостях. Итоги из этих ведомостей вносятся в журналы-ордера. Иногда группировка может выполняться в таблицах.
К СВЕДЕНИЮ! Ведомость нужна для улучшения и упрощения бухучета. Она позволяет снизить количество учетных записей.
Структура
ЖОФ является наиболее популярной формой ведения бухучета. Даже принцип функционирования автоматизированных программ бухучета базируется именно на рассматриваемой форме. Она являет собой наилучшую совокупность этих видов учета:
Если все записи будут внесены правильно, итоги по всем формам записей должны совпадать.
Особенности применения
Журналы-ордера заводятся на месяц. Рекомендуется разделить регистры. Для этого требуется создать несколько книг для записей. На протяжении всего месяца записи нужно и заносить в регистр, и суммировать в ведомостях.
Ведомостями в рамках ЖОФ могут быть эти бумаги:
Перенос сведений из ведомостей выполняется в любой момент. Но делать это нужно с определенной регулярностью. К примеру, делать это можно раз в неделю, месяц, день. В завершение месяца итоги переносятся в последующий регистр ЖОФ – Главную книгу. Нужно понимать, что журналы-ордера ведутся именно для выведения итогов.
К СВЕДЕНИЮ! Ведение регистров нужно и для вывода сальдо.
Преимущества и недостатки
Но рассматриваемая форма не лишена недостатков:
Недостатки у системы есть, однако она все равно широко применяется как крупными предприятиями, так и небольшими компаниями.
Что такое журнально-ордерная система учета в бухгалтерии
Деятельность ни одного предприятия нельзя представить без финансовых операций. Учет таких операций бухгалтер должен вести в специальном журнале-ордере.
Журналом-ордером называется учетная таблица, которая построенная по шахматной форме: счета кредита размещены по вертикали, а счета дебита – по горизонтали.
Это позволяет одной записью учитывать как счет дебита, так и счет кредита.
Принцип журнальной системы
В данном журнале выполняется регистрация кредитных оборотов по всем балансовым счетам. В нем также записывается каждая операция, которая касается счета кредита или иного счета.
На основании данных из этого журнала выполняется расчет себестоимости товара предприятия, а также затраты производственного процесса.
Журнал-ордер состоит из регистра с правой стороны и ведомости счета дебета, где расшифровывается каждый дебетовый оборот.
В этом журнале регистрируют:
В завершении каждого месяца бухгалтер подсчитывает итоговые данные, которые он заносит в Главную книгу.
Любой журнал-ордер заполняется по шахматному принципу – сумма по строкам должна обязательно совпадать с суммой по столбцам. Каждая строка соответствует определенной дате.
Ежемесячно предприятие заводит новый журнал-ордер на каждый счет. Каждому журналу присваивается постоянный номер.
Итоговые данные на конец каждого месяца позволяют получить общую сумму оборота кредитовых и дебетовых оборотов.
Данные, полученные на основании ведения журнала, используются для заполнения Главной книги.
Оборот по счету кредиту записывается из соответствующего журнала-ордера, а вот обороты по счету дебета необходимо записывать из разных журналов по счетам корреспондента.
В связи с тем, что журнал-ордер заполняется по кредитовому принципу, а Главная книга – по дебетовому, возможность дублирования оборотов исключается.
Заполнять Главную книгу необходимо по всем счетам каждый месяц в течение года. Для каждого счета в этой книге отводится 1 страница. По каждому счету регистрируются обороты по кредиту и дебету за весь месяц, а также показатель сальдо в начале и в конце месяца.
Типовые формы журналов
Правительством СССР было утверждено 10 типовых форм журналов-ордеров.
Одна строка журнала отражает информацию об одном отчете, независимо от того, за какой период он был составлен.
Это означает, что количество строк в журнале соответствует количеству отчетов, которые были сданы кассиром.
Для регистрации всех финансовых операций по банковским платежам по счету №-51 используется журнал-ордер №2. Эту форму журнала чаще всего применяют промышленные организации. Строительные организации используют для этой цели журнал-ордер по форме №-2-с, а организации сбыта и снабжения – по форме №-2-сн.
Журнал-ордер №3 (рис. слева) регистрирует операции по нескольким счетам:
Все данные в журнале-ордере №3 должны быть подтверждены банковскими выписками.
Если руководство предприятия оформляет кредит или займ, то контроля денежных средств по кредиту или займу используется журнал-ордер №4 (рис. справа).
Этот журнал регистрирует операции по счету №90 для краткосрочных займов и по счету №92 для долгосрочного кредита.
Журнал-ордер №5 предназначен для регистрации данных об операциях, которые проводятся между контрагентами при ведении хозяйственной деятельности.
Благодаря этому журналу избежать задолженности по счету дебита/кредита.
Журнал-ордер по форме №6 позволяет регистрировать движение быстроизнашиваемых и малоценных предметов. К таким предметам можно зачислить:
Все вышеперечисленные предметы подлежат также материальному и складскому учету.
Для регистрации данных об операциях по авансовым суммам для работников предприятия используется журнал-ордер №7.
В нем записываются все операции с подотчетными средствами.
Журнал-ордер по форме №8 оформляется для учета операций с авансовыми денежными средствами, деньгами, которые поступают в качестве выплат от контрагентов, расходы с дебиторами и кредиторами.
А также подсчет доходов от акций организации.
Любые внутрихозяйственные расчеты предприятия отображаются в журнале-ордере №9. Этот журнал состоит из нескольких разделов:
В журнале-ордере №10 выполняется учет по таким счетам:
Журнал-ордер №10 предоставляет обобщенные данные в разрезе структуры по каждому виду.
Правила и порядок заполнения
Журнал-ордер №1 состоит из ведомости и непосредственно журнала. В ведомости №1 необходимо указать показатель сальдо. Дальше бухгалтер регистрирует данные из кассовой книги, указывая поступления на счет кредита и выплаты из этого счета. На основании этих данных в конце месяца подсчитывается показатель дебетового сальдо.
Журнал-ордер №2 имеет раздел “Расчетный счет”, куда вносятся реквизиты счетов, по которым будут фиксировать поступления денежных средств и их выплата. Основанием для внесения записи в этот журнал является выписка из банка.
В ведомости и журнале-ордере №2 не забывайте указывать дату начала проведения операции и дату завершения проведения операции. В конце месяца бухгалтер должен подсчитать остаток на банковском счете предприятия и указать эту сумму в журнале-ордере №2.
Журнал-ордер по форме №3 состоит из таблицы, куда заносят данные о поступлениях из выписок банка и других первичных документов. В этот же журнал записывают итоговые результаты. Выполнять их подсчет нет необходимости. Вы можете просто переписать их из накопительной ведомости.
Регистрация показателей в журнале-ордере №3 выполняется по кредитному признаку. Это значит, оборот по счету кредиту регистрируется в корреспонденции с каждым счетом дебета.
В журнале-ордере №4 выполняется учет операций с кредитными средствами. Чтобы сделать запись в таком журнале, бухгалтер должен иметь основание – выписку из банка или иной кредитной организации.
Все данные в журнале-ордере по форме №4 указываются в разрезе корреспондирующих счетов. На итоговой странице данного журнала заполняются данные о выписках банка или кредитной организации.
Для ведения журнала-ордера №5 используется унифицированный бланк. В этот бланк должны вноситься данные из каждого отдела или подразделения предприятия, где ведется отдельный учет финансовых операций.
В графе для счета №64 регистрируются данные о взаимных требованиях всех участников финансовых отношений. Для записи данных по счету дебета применяется ведомость, в которою данные вносятся только на основании выписок из банка по лицевым счетам лица, которое является участником взаимного расчета.
Журнал-ордер №6 – это главный источник информации об обороте материальных ценностей предприятия, поэтому он должен заполняться регулярно. Все данные в нем обязательно должны быть корректными. Данные из этого журнала переносятся в Главную книгу.
Все журналы-ордеры по этой форме подшиваются в соответствующую папку и хранятся отдельно от всех первичных документов.
Журнал-ордер №7 ведет учет аналитических и синтетических сведений. К аналитическим сведениям зачисляют авансовые денежные средства, затраты на налоговые отчисления, израсходованная и неистраченная часть авансовой суммы, а также сумма дополнительных авансовых выплат.
К синтетическим сведениям зачисляют расходы, связанные с командировками, а также операции авансовых финансов в корреспонденции со счетами дебета. Бланк журнала позволяет внести информацию о 30 операциях. Если таких операций было больше, бухгалтер может использовать вкладные листы.
Для заполнения журнала-ордера по форме №8 используются показатели из первичной документации. Оформление журнала выполняется в соответствии со всеми инструкциями. На нем должны присутствовать подписи бухгалтера и директора, а также оттиски печати.
Заполнение журнала-ордера по форме №9 осуществляется на основании данных соответствующих первичных документов, а именно из ведомосте1 №1 и №2.
В разделе «Аналитические данные»регистрируются расчеты внутри разного рода хозяйств, а еще показатель сальдо за определенный отчетный период. Если сумма идет в корреспонденции с дебетом счетов №50, №51, то ее регистрируют по итогам за месяц.
В журнал-ордер №10 переносят только окончательные данные из ведомостей под №12, которые зарегистрированы в корреспондирующем счету.
Если бухгалтерия ведет учет по нескольким цехам, то такие данные необходимо переносить для каждого цеха отдельно.
В журнале предусмотрена также таблица, куда нужно указывать итоговые и промежуточные расчеты себестоимости изготовленных товаров.
Кроме того, сотруднику необходимо заполнить в журнале-ордере №10 такие таблиц
В ведомости №14 журнала-ордера №10 отражаются суммы относительно бракованных товаров, излишков или недостачи. Такие данные бухгалтер формирует, используя первичную документацию и результаты инвентаризации.
Стоимость излишних предметов, а также инвентаря отражается в сумме, аналогичной той, что указана в счетах №12 и №15. Окончательный показатель суммы товаров или предметов собственного определяется с помощью расчетного метода.
Все данные в каждом журнале-ордере должны быть вписаны корректно. Не забывайте указывать наименования операций, даты их совершения. Бланки этих журналов должны быть подписаны должностными лицами.
Кроме того, на бланках должны присутствовать оттиски печатей предприятия. Если при заполнении бланка нарушено хоть одно требование, контролирующие или надзорные органы имеют право применить санкции к такому предприятию.
Предлагаем посмотреть интересное видео о том как заполнять журналы-ордеры и главную книгу.
Журнально-ордерные формы бухгалтерского учета
Журнал-ордер — это бухгалтерский регистр, позволяющий проводить финансово-хозяйственные операции одновременно и по дебитовому, и по кредитовому счету. В учете применяют 12 основных форм.
Чтобы обеспечить выполнение одной из наиболее важных и основных функций бухгалтерского учета — контроля за эффективным использованием как производственных, так и непроизводственных средств и ресурсов, необходимы определенные системы. Системные полномочия закреплены в 402-ФЗ от 06.12.2011.
Определение и виды журнально-ордерной формы учета
Журнально-ордерная форма является наиболее приемлемой для ведения бухучета в организации с любой сферой деятельности, поэтому она имеет наиболее широкое распространение. Все основные автоматизированные системы бухгалтерского учета работают по этому принципу, то есть основываются на журнально-ордерной форме.
В журнально-ордерной форме органично сочетаются систематический, хронологический, аналитический и синтетический учеты:
При корректном вводе данных итоговые цифры для любого вида совпадают. Равенство позволяет руководителю компании оценить действительную ситуацию с учетом всех отдельных счетов организации.
Бухгалтер в течение месяца отражает и систематизирует сведения о финансово-хозяйственных операциях в порядковой хронологии. Информация попадает в журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Итоги в конце месяца вносятся в главную книгу.
Стандартный пример журнально-ордерной формы бухгалтерского учета — журнал-ордер (ЖО) № 1, который ведется по счету 50 «Касса».
Учетные регистры
Учетными регистрами называют определенные журналы-ордера, пометки в которых делаются исключительно в хронологическом порядке. Записи оформляются в виде любых хозяйственных операций: все они связаны и с синтетическим, и с аналитическим способами ведения учета.
В основе заполнения ЖО лежит кредитово-дебетовый принцип, когда одновременно производится оформление как кредита по единому счету, так и дебета для того же счета. Итоговую сумму по хозяйственным операциям записывают только один раз: повторения не допускаются. Записи в журнально-ордерной форме делаются на основании первичных приходных документов. Журнал-ордер открывается только на один месяц. Для удобства ведения учетные регистры разделяют по видам и категориям корреспондирующих счетов.
Пометки и записи вносятся в учетный регистр и во вспомогательные ведомости при помощи суммирования. Результат суммируют, только если имеется слишком много похожих счетов на маленькие суммы. Для ведения отчетности в журнально-ордерной форме используют:
Когда отчетный месяц подходит к концу, все итоговые суммы, отраженные в журнале-ордере, переносятся на последующую отчетную документацию — в главную книгу.
Главная книга
Главная книга — обобщающий регистр при журнально-ордерной форме. Ведется в течение отчетного года. Ее главным предназначением выступает контроль за всеми средствами, которые находятся в отчетных документах, и путями их обращения в различных корреспондентских счетах.
Для каждого отдельного счета заводят собственную страницу, а для каждого месяца выделяют соответствующую строчку в разделах. Подсчеты осуществляются по всем итоговым годовым строкам с каждым отдельным счетом, после чего сравниваются дебетово-кредитовые обороты. При корректном заполнении ЖО и главной книги отобразится равенство итоговых сумм кредитовых оборотов и итоговых сумм дебетовых оборотов. Если абсолютное равенство не достигнуто, то какой-то учетный регистр заполнили неправильно. Необходимо выявить ошибку, провести анализ и после проверки информации составить оборотную ведомость и баланс.
Журнально-ордерная форма предполагает максимальную прозрачность в отражении бухгалтерской информации. Простой и понятный способ ведения позволяет проводить точный и тщательный анализ первичной документации.
Там же найдете образцы заполнения.
Преимущества и недостатки системы
К преимуществам журнально-ордерной системы для учета относят:
Журнально-ордерная система не располагает перспективами для дальнейшего развития: для ведения регистров используется ручной труд сотрудников. Основным недостатком такой формы является сложность в построении определенных учетных регистров. Информацию вносят вручную, а это затрудняет механизацию учета.
Формы журналов
Все формы для учетных регистров утверждаются Министерством финансов (приказ № 34н от 29.07.1998). В письме № 59 от 24.07.1992 содержатся рекомендации по ведению журнально-ордерного учета. Принципы журнально-ордерной формы:
Стандартизированные бланки журналов утверждены в приказах Минфина № 123н от 23.09.2005 и 25н от 10.02.2006. Организация вправе разработать собственные формы на базе унифицированных, закрепив их приказом и учетной политикой.
ЖО № 1
Заполняют для счета 50 «Касса» по отчету кассира, сформированному по приходным и расходным ордерам. Дебет фиксирует поступления в кассу, кредит — направления расходов. Кроме ЖО № 1, формируют ведомость № 1 для расшифровки доходов.
ЖО № 2
Используют для отражения операций по счету 51 «Расчетный счет». Информацию разносят по банковским выпискам.
ЖО № 3
В этом журнале отражаются операции по специальным счетам, которые открыты в кредитных учреждениях, — счета 54, 55, 56, 57.
ЖО № 4
Бухгалтерский журнал-ордер 4 используют для фиксации кредитов и займов по счетам 66 и 67.
ЖО № 5
Унифицированный журнал-ордер 5 применяют для операций по взаимозачету товаров, работ и услуг. Обычно организации проводят зачет встречных требований.
ЖО № 6
Ордерный журнал 6 в бухгалтерии используют для операций по взаиморасчетам с контрагентами — поставщиками, подрядчиками, исполнителями. Основания для внесения сведений — счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ.
ЖО № 7
Применяют для регистрации операций с подотчетными лицами. Записи производят по каждой авансовой выдаче.
ЖО № 8
Операционный журнал-ордер 8 используют для отражения авансов, выплаченных поставщикам, подрядчикам, исполнителям. Операции фиксируют по банковским выпискам.
ЖО № 10
В этом журнале проводят расходы, связанные с основным видом деятельности компании. Операции регистрируются по счетам — основные средства и амортизация, зарплата персоналу и налоги, материалы и прочие затраты.
ЖО № 11
Регистр используют для отражения произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Возможна группировка по категориям товаров, работ и услуг или по номенклатуре.
ЖО № 13
Применяют для регистрации операций по основным средствам и нематериальным активам. Основания — первичные документы: товарные накладные, карточки ОС и НМА. Здесь же проводят сведения об изменениях уставного капитала.
ЖО № 16
Фиксируются сведения о капитальных вложениях организации. К ним относятся: вложения во внеоборотные активы и оборудование, готовое к установке. Основания — первичные акты о вводе в эксплуатацию, об установке.
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
В основу построения журнально-ордерной формы учета положены следующие принципы:
производство записей в журналах-ордерах в порядке регистрации операций только по кредиту счета, в корреспонденции с дебетуемыми счетами;
совмещение, как правило, в единой системе записей синтетического и аналитического учета;
отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления периодической и годовой отчетности;
применение объединенных журналов-ордеров по счетам, экономически связанным друг с другом;
применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, с показателями, требующимися для составления периодической и годовой отчетности;
применение месячных журналов-ордеров.
Журнально-ордерная форма учета основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета.
Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету хозяйственные операции за отчетный месяц.
При этом хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно.
При этом основными регистрами являются журналы-ордера.
Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда более подробные (аналитические) показатели по счетам сложно записать непосредственно в журналы-ордера. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера. В отдельных случаях предварительная группировка данных первичных документов может осуществляться в специальных разработочных таблицах.
В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Записи в журналах-ордерах производятся по кредиту конкретного счета в корреспонденции с дебетом разных счетов.
Иными словами, записи по кредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами) производятся полностью в одном журнале-ордере. Дебетовые обороты по соответствующему синтетическому счету фиксируются в различных журналах-ордерах по мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов.
После внесения всех необходимых сумм в журналы-ордера в них подсчитываются «вертикальные» и «горизонтальные» итоги, которые в свою очередь суммируются «по вертикали» и «по горизонтали». «Вертикальные» и «горизонтальные» итоги должны совпадать.
На первичных документах, данные которых включены в журналы-ордера и ведомости, указываются номера соответствующих регистров и порядковые номера записи (номер строки).
Для обеспечения контроля за правильностью учета хозяйственных операций итоговые записи в журналах-ордерах обязательно сверяются с данными первичных документов, на основании которых произведены эти записи.
Все журналы-ордера в конце месяца подписываются главным бухгалтером предприятия или уполномоченным им лицом.
Далее итоговые данные журналов-ордеров (остаток на начало месяца, обороты, конечный остаток) по окончании месяца переносятся в главную книгу, на основе которой и составляется бухгалтерский баланс.
Использование данной формы учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учетных работ, повысить контрольную функцию бухгалтерского учета, облегчить составление необходимой отчетности.