жюстокор что это такое
Жюстокор
В 70-е годы появились модели с длинными рукавами с манжетами. Из рукавов выпускали длинные кружевные рукава рубашки, а из воротника – жабо. Вскоре на смену жабо пришли краваты – широкие галстуки с кружевами на концах.
Начиная с 80-х годов, фасон и отделка жюстокора стали регулярно меняться в соответствии с веяниями моды. В середине XVIII века появляется женская модель жюстокора – элемент охотничьего костюма.
Во второй половине XVIII века современную модель жюстокора со складками-фалдами по бокам стали называть «аби» (это слово сохраняется по сей день). В начале XIX века так же стали называть фрак.
Вот уже несколько лет женский журнал JustLady является достойным путеводителем в мире моды и красоты. Мы не просто заполняем интернет-пространство, мы ищем и находим то, что может быть интересно широкой аудитории женщин, желающих быть в курсе самых последних новостей и трендов. Ежедневные обновления женского журнала JustLady позволяют следить за актуальными событиями в мире моды, не пропустить новинки косметики и парфюмерии и узнать о самых эффективных способах поддержания собственной фигуры в форме.
В журнале JustLady всегда можно подобрать оптимальную для себя диету, решить насущные женские вопросы. Наш женский форум ежедневно расширяется за счет обсуждения самых волнующих тем и становится местом встречи хороших подруг. Журнал для женщин JustLady занимает одни из первых позиций в рейтингах, ведь мы растем сами и помогаем совершенствоваться другим.
Размещенные на сайте материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 18+.
жюстокор
Смотреть что такое «жюстокор» в других словарях:
Жюстокор — франц. длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника, с короткими рукавами, с карманами. В 60 х гг. 17 в. по указанию Людовика XIV появляется так называемый «жюстокор по привилегии» синий на красной подкладке, расшитый серебром и… … Энциклопедия моды и одежды
Одежда — искусственные покровы человеческого тела. О. в широком смысле слова включает также головные уборы, обувь, перчатки и т.д. Украшения лишь дополняют О. Наряду с Жилищем О. возникла как одно из основных средств защиты от… … Большая советская энциклопедия
Одежда — искусственные покровы человеческого тела. Одежда в широком смысле слова включает также обувь, перчатки, головные уборы. Украшения и другие предметы, дополняющие одежду, в её понятие не входят. Одежда возникла как одно из основных средств… … Художественная энциклопедия
Рококо — Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка. Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille дроб … Википедия
Роккоко — Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка. Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже роккоко стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII… … Википедия
Веста — франц. во второй половине 17 в. во Франции мужская распашная одежда с рукавами, которую надевали на рубашку под жюстокор; как и жюстокор, ее застегивали только до середины груди. В середине 18 в. весту стали делать без рукавов.… … Энциклопедия моды и одежды
Барокко — (итал. barocco «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) … … Википедия
Аби — (франц. habit одежда) французское название верхней мужской одежды с узкими полочками. Модная одежда придворных XVIII в. Шили А. из бархата, борта украшали изящной вышивкой золотом, серебром, цветным шелком. (Терминологический словарь одежды … Энциклопедия моды и одежды
Одежда — 1. Совокупность изделий, надеваемых человеком, призванных защищать его от неблагоприятных климатических воздействий и выполняющих не только утилитарные, но и эстетические функции. Включает комплекс предметов: белье, легкое и верхнее платье,… … Энциклопедия моды и одежды
Шлафор — (голл.), или Шлафрок (нем.) удобная теплая домашняя мужская одежда, появившаяся в России в начале 18 в.; это широкий халат покроя кимоно, привезенный голландцами в Европу с Востока. Шился обычно из эффектных узорчатых тканей штофа, атласа,… … Энциклопедия моды и одежды
Жюстокор что это такое
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Эволюция мужского пиджака: наследник сюртука и фрака
Жюстокор в виде мундира
Парадный жюстокор XVII в
Парадный жюстокор XVIII в
1800г. однобортный сюртук с рукавами-буфами | 1830 г. сюртук с военной застежкой | 1905 г. сюртук для утренних визитов | 1910г. сюртук жестким воротником с отогнутыми углами | 1930 г. сюртук для утренних визитов |
Фрак в стиле «инкруаябль»
конец XVIIIв
Принц Филипп во фраке 2000-е гг.
Пиджак — куртка с открытым отложным воротником и застёгивающимися на пуговицы полами. Служит верхней частью классического мужского костюма.
Мужской костюм XVIII века
Мужчины из высшего и среднего класса носили кюлоты — короткие штаны-бриджи длиной до колена — традиционно черного цвета, хотя встречались и кюлоты в цвет остального костюма. Как правило, кюлоты не требовали дополнительной отделки и украшений, носились с белыми чулками и черными туфлями.
Чулки, особенно шелковые, были очень дороги, поэтому ношение кюлотов считалось прерогативой обеспеченных людей, а бедняков, носивших обычные длинные штаны, презрительного называли санкюлотами (фр. sans-culottes; букв. «без кюлотов»). Кюлоты застегивались на пуговицы и крепились под коленом подвязками или ремешками.
В первой половине XVIII века на сорочку надевался длиннополый камзол, или весткоут (англ. waistcoat), как правило с длинными рукавами, в тон верхнему платью или контрастирующий с ним по цвету. Камзол был длиной до середины бедра, шился по фигуре и имел узкие рукава, мог иметь декорированные карманы. Украшался вышивкой или набивным рисунком, золотой и серебряной нитью, застегивался на пуговицы по всей длине. К середине XVIII века камзол утрачивает рукава, но сохраняет длину до середины бедра. Во второй половине XVIII века камзол превращается в жилет. В отличие от более поздних моделей, жилеты XVIII века как правило имели стоячий воротничок. Из-под камзола или жилета выпускалось жабо или отделка сорочки.
Постепенно жюстокор приобретает более простой вид — крой сменяется на прямой, без выраженной приталенности и расширения книзу, длина до колен сохраняется. В этом виде жюстокор сохранится как элемент военной формы.
Однако в светском костюме его полностью заменяет аби — узкий однобортный кафтан, короткий спереди, с длинными полами сзади. Аби появился не раньше 1760-х и носился с жилетом или недлинным камзолом без рукавов; собственные рукава аби были относительно узкими, с небольшими обшлагами, длиной до запястья — из-под них полагалось выпустить манжеты сорочки, частично прикрывающие кисть руки. Костюм второй половины XVIII века мог быть любой расцветки: однотонный или пестрый; темных, ярких или пастельных тонов, а также в полоску. Нарядные аби украшались вышивкой, как правило — по борту, вороту, на обшлагах и карманах; аби, являвшиеся частью придворного ансамбля, обильно покрывались золотым шитьем. В таком виде аби остается в моде и после Великой Французской революции, вплоть до первых десятилетий XIX века.
На ноги, как правило, надевались туфли с пряжками. Носились исключительно с чулками и кюлотами. Мужские туфли, как правило, черные; женские были цветными и яркими, как платье. Самые бюджетные пряжки были из латуни или стали, чуть более дорогие — серебро и стразы, пряжки из золота с настоящими драгоценными камнями обычно не носили даже дворяне, за исключением, может быть высшей аристократии по особым случаям.
История быта и искусств
795 постов 5K подписчика
Правила сообщества
— упоминания политики в актуальном контексте
— «клубничка» вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
— спорная информация без указания авторитетных источников
Спасибо за посты. Но в Европе и Франции жарища же летом, как они терпели?!
Воевать в этом?! Однобортном?! Война у порога, а мы не готовы!
Из ваших (кажется) постов мы выяснили, что женщины не имели нижнего белья и справлять нужду дамам было просто: села по кустик в Версале, задрала юбки, подтёрлась нижними и пошла дальше. А у мужчин как? Под кюлоты что-то надевалось?
всё-таки, как красиво раньше одевались! 😉
но как заморочно.
отличный пост, очень красиво и познавательно!
Судя по всему вещички очень дорогие и позволить такое себе могли немногие.
Ответ на пост «Как выглядел и чем пах настоящий бал»
Привет, Пикабу. Здравствуйте, любимые подписчики.
Пост, на который я отвечаю, прекрасен весь целиком, в некотором роде даже образцовый. Тут и «грязная европа» и «грязные балы», в коментах набежали люди, уверенные, что крестьяне жили чище и лучше аристократов.
Итак, сперва наряды. Само одевание занимало часы. Юбки, кринолины, подьюбники, корсеты. Вот эти последние – настоящая экзекуция. Юным девушкам еще ничего, у них фигуры хорошие, а дамы в возрасте уже были упитанны, йогой и диетами никто тогда не увлекался, а ели много, просто черт знает сколько и до глубокой ночи. Никакого зожа. Свои пухлые тела дамы затягивали в корсеты с помощью нескольких человек. «Булки» жутко хрустели. Дамам было плохо, они с трудом могли дышать, но проклятый бал обязывал.
Кстати, у мужчин тоже были корсеты, утягивать животы. Армейская выправка достигалась банальными хитростями. Но дышать тоже было не слишком удобно
Как я говорил, корсеты мужские были, ими пользовались. Это неоспоримый факт, который вывернули в статье наизнанку.
Вот вам, любезные читатели, карикатура того времени. На ней все, как говорит автор: тугой корсет шнуруют вдвоем лакей и камердинер, куафюра, галстук, воротник-отцеубийца. еще обратите внимание на цветные подушки на плечах, бедрах и икрах. Такое тоже было и удивительно, почему автор обошел их вниманием.
Так видели актуальный силуэт в модных журналах
А теперь как все выглядело в жизни. Портрет и реально сохранившийся костюм, который денди наденет поверх. Как видите, карикатура несколько все преувеличивает. Кто бы мог подумать.
Как вы можете обратить внимание, такого гротескного силуэта в жизни не получалось.
И еще пра слов: на джентльмене в комических целях изображен дамский корсет. Ну вроде «затягивается как дама, чертов модник, давай нарисуем его в дамском белье, ахаха»
На самом деле корсеты, которые применяли кавалеристы (не в быту, разумеется) выглядели примерно так:
Китовый ус держит спину, ремни спереди. Но и выглядит недостаточно сенсационно.
аристократы, наконец, втискивались в кареты, при этом за женщинами несли подолы их платьев: кругом была жуткая грязь. Прикиньте, по какой мерзкой жиже с весны до осени ходили и ездили все эти аристократы, цвет нации, лейб-гвардейцы в белых лосинах. Лишь высокие сапоги и выручали. О состоянии женских платьев лучше и не вспоминать, только утереться.
Вот, например, усадьба Кусково. И ступеньки есть, и пандус, и окна бальной залы видно. И мостовой там никогда не было.
На словах то просто жесть. Если не знать, что масляные духи пахнут гораздо слабее современных спиртовых. А приходить на бал в сапогах было неприлично и неудобно. Во-первых, по дресскоду не подходят. Во-вторых, в кавалерийских сапогах неудобно ходить, а уж тем более тянуть носок в танцах.
Слово Денису Давыдову:
И гусары в модном свете,
В вицмундирах, в башмаках,
Вальсируют на паркете!
Мужчин не пускали без белых перчаток. Попробуйте целый вечер провести в лайковых перчатках дома, да вы чокнетесь. Кстати, был случай. Один раздолбай явился на бал, забыв перчатки. Это заметил Николай Первый, тот еще педант и зануда. Но поступил благородно: не выпорол, а отдал свои.
Нет, это было тяжелым испытанием. И если молодые еще могли от души оттягиваться, особенно крепко выпив, то люди в возрасте буквально дурели от вони и грохота. А у них гипертония, диабет, тахикардия.
И именно поэтому благоразумные солидные мужчины и их спутницы в соседней зале играли в карты, фанты или просто общались. Вообще, по хронометражу и количеству вовлеченных непосредственно танцы основной составляющей бала не были. Собирались во многом рад них, но куда дольше мог длиться банкет, на котором присутствовали все.
Уж не говоря о такой мелочи как туалет. Был же ужин в программе. Дамы же ели и пили вино, им было надо иногда выходить. Нет, вы представьте как они во всех этих панталонах-корсетах-кринолинах страдали. Это не выскочить «Ой, я на минутку нос попудрить!». Это церемония очень надолго, в сопровождении прислуги. Дама присаживается, остальные держат ее кринолины.
Людовик XIV признан разработчиком нового европейского костюма. В него король включил, помимо рубашки, всего три предмета одежды, которые уже существовали и входили в разные периоды времени в формальные и охотничьи костюмы представителей знати, а также костюмы военных и слуг. Это были, говоря современным языком, жакет (жюстокор), жилет (веста) и короткие брюки (кюлоты). Обязательным дополнением ансамбля король сделал галстук. Такой костюм, который современники называли французским платьем, или платьем на французский лад (habit à la française), был принят всеми европейскими дворами. И сегодня он остается краеугольным камнем мужского гардероба. При этом установленные Людовиком XIV правила ношения костюма легли в основу современного этикета и, в частности, правил застегивания пиджака.
Между тем вполне вероятно, что вхождение кюлот в повседневный формальный костюм началось не позднее 1670 г. К этому времени относится коричневый шерстяной костюм данной категории, состоящий из плаща, жюстокора и свободных кюлот, который был изготовлен в Англии и хранится в лондонском Музее Виктории и Альберта. (Подробнее см.: «4. Французское платье в музейных коллекциях: 4.1. Музей Виктории и Альберта».) Костюм, по словам специалистов музея, был сшит по новой моде, которая «была инициирована королем Карлом II под влиянием короля Франции Людовика XIV »[1].
Как показывают гравюры французских мастеров, в придворное платье французской знати кюлоты вошли только между 1685 и 1687 гг. Это случилось после того, как они заменили в королевском костюме для торжественных мероприятий и церемоний ринграв, которым тот до этого времени продолжал комплектоваться. С 1687 г. кюлоты сделались неотъемлемой частью мужского костюма.
1.1. Канун Голландской войны.
Костюм нового типа в униформе военных и пажей.
Гибридный вариант придворного и городского костюма
Итак, к 1670 г. жюстокор уже сформировался и занял свое место в гардеробе знати. Вскоре в него войдет и нижний жакет, т.е. жакет, который носят под жюстокором. Он получил название «веста». Этот термин происходит от французского слова женского рода «veste» и переводится современным словарем как «жакет», «куртка», «пиджак». Веста французского платья в его формальном варианте в эпоху Людовика XIV практически является копией жюстокора и имеет почти такие же конструкцию и длину. Вместе они почти полностью вытеснят испанский колет и испанский плащ из придворного костюма. Колет вместе с рингравом останется частью церемониального одеяния, а плащ – дорожного и зимнего костюма.
Между тем кюлоты к 1670 г. заменили ринграв только в униформе военных и пажей. Придворный и городской костюм во Франции конца 1660 – начала 1670-х гг. несколько отстает в своем развитии от костюмов, входящих в униформу военного и гражданского домов короля. Он представляет собой некий гибрид полностью сформировавшегося жюстокора из костюма нового типа и ринграва с шароварами из костюма в голландском стиле. Только теперь ринграв и шаровары изготавливают не из легких шелковых тканей, а из более плотного материала, – обычно того, что используют для жюстокора, который с ними комплектуется. Об этом свидетельствует картина неизвестного французского художника «Людовик XIV перед гротом Тетис» (фото 1), написанная после 1670 г.
Фото 1. Людовик XIV перед гротом Тетис. Автор: неизвестный французский художник XVII в. Время создания: после 1670 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 96,5×96,5 см. Инвентарный №: MV 8075. Место хранения: Национальный музей Версальского дворца, Версаль, Франция[1а]
« Людовик XIV верхом на лошади, кажется, отправляется на прогулку в лес, – говорится об этой картине в онлайновом каталоге Национального музея Версальского дворца. – За ним следует его сын, Монсеньор, также верхом на лошади. Костюмы, надетые придворными, иллюстрируют моду 1670-х гг., той эпохи, когда Версаль был еще резиденцией удовольствий»[2].
Между тем одежда самого короля, его свиты и жителей Версаля, изображенных на картине, удивляет своей благопристойной скромностью в сравнении с костюмами с рингравом 1660-х гг. Все жюстокоры, исключая патентный жюстокор сына короля – Людовика, Великого дофина, и красный жюстокор господина, стоящего непосредственно у входов в грот Тетис, сшиты из коричневой ткани, которая, на мой взгляд, для эпохи Людовика XIV была символом бедности и даже нищеты. Недаром одежда монахов францисканцев, проповедовавших апостольскую бедность, аскетизм, любовь к ближнему, имела коричневый цвет. Кроме того, как показывают картины второй половины 1660-х гг. кисти Адама-Франца ван дер Мейлена, в период господства костюма с рингравом из коричневых тканей шили полевую униформу для военных и одежду для слуг из простонародья. Следует отметить, что в последние два десятилетия своего правления Людовик XIV выберет коричневый цвет как основной для своих костюмов. Представители знати, не носившие униформы военного и гражданского дома короля, будут вынуждены также носить одежду коричневых оттенков. Однако на картинах тех лет жюстокор Людовика XIV имеет светло-коричневый (бежевый) цвет и выглядит скорее как золотой.
Коричневые жюстокоры персонажей картины «Людовик XIV перед гротом Тетис» почти полностью лишены декора. Единственным их украшением служит белый кружевной галстук, дополненный большим бантом из лент, реже белый воротник, который начинает выходить из моды. Видимо, учтя критику моралистов, жюстокор они носят застегнутым на все пуговицы от горла до талии, чтобы спрятать рубашку. Возможно, из этих же соображений рукава жюстокора были удлинены до середины предплечья. В результате на виду осталась лишь нижняя часть пышного рукава рубашки с небольшим кружевным воланом. При этом отворот рукавов жюстокора утратил яркую подкладку и также стал коричневым.
Фото 3. Людовик XIV и его пажи
Пример скромности подает сам Людовик XIV (фото 3). Правда, в отличие от жюстокоров свиты, его коричневый жюстокор имеет декор в виде короткой белой бахромы, проложенной по швам и краям. Под жюстокором король носит коричневую весту такой же длины, которая снабжена красной подкладкой. Коричневые штаны короля значительно уменьшились в объеме против коричневых шаровар, которые он носил во время Деволюционной войны. По всей вероятности, они уже представляют собой широкие кюлоты. Их украшают вышивка и бахрома из красных лент.
С костюмами Людовика XIV и его ближайшего окружения контрастирует униформа королевских пажей и телохранителей. Она продолжает изготавливаться в геральдических цветах королевства и поэтому остается весьма яркой.
У пажей на синюю ткань жюстокора теперь нашивают больше красно-белых полосок (фото 4). Изменился и силуэт жюстокора. Если в 1660-х гг. он был свободным и трапециевидным, то теперь он стал облегающим. Рукава жюстокора сделались ýже. Если в 1667 г. они доходили только до локтевого сустава, то теперь спустились ниже и приобрели длину 7/8, как и у жюстокоров знати. На корпусной части появились вертикальные вытачки, которые обозначили талию. Но главным изменением в униформе королевских пажей явилась замена коричневых шаровар эпохи ринграва на красные кюлоты, которые комплектуются с красными чулками.
Фото 4. Конные гвардейцы и пажи короля
Картина «Людовик XIV перед гротом Тетис» показывает также униформу военного дома короля (фото 4 и 5). Конные гвардейцы, сопровождающие государя на прогулке, одеты в жюстокоры синего и красного цветов, которые из украшений периода костюма с рингравом сохранили только «эполет» (пучок из ленточных петель на правом плече). Как и у пажей, они комплектуются с кюлотами, которые скрыты под ботфортами.
Фото 5. Слева направо: конфликт между двумя жителями Версаля, конный гвардеец, дама в черном и ее паж
Судя по картине «Людовик XIV перед гротом Тетис», кюлоты вернулись и в костюмы некоторых пажей знатных дам. Их шьют из коричневой ткани, как и жюстокор. В такой костюм одет мавр Мабо, стоящий на лестнице некоего возвышения рядом с Франсуазой-Атенаис де Рошешуар, маркизой де Монтеспан, – официальной фавориткой короля с 1667 по 1683 г., матерью его семерых детей (фото 6). Она изображена на переднем плане картины справа в роскошном туалете из белой кружевной ткани и красного атласа, расшитого золотом. В то же время маленький паж дамы в черном, стоящей к нам спиной (фото 5), одет в шаровары, присборенный низ которых (оборка), в отличие от оборки шаровар эпохи ринграва, отвернут наверх. (Подобные шаровары входят, например, в состав свадебного костюма короля Британии Джеймса II в его бытность герцогом Йоркским. Он хранится в Музее Виктории и Альберта.) Житель Версаля, на которого нападает некий персонаж в черном (фото 5), носит ринграв с широким отворотом. Он сшит из той же плотной коричневой ткани, что и его жюстокор.
Фото 6. Маркиза де Монтеспан (1640 – 1707), мавр Мабо и Луи-Виктор де Рошешуар, герцог де Вивонн (1636 – 1688)
Между тем в придворный костюм продолжает входить ринграв с пышными шароварами. Об этом говорит наряд господина, которому подает руку маркиза де Монтеспан, спускающаяся по лестнице (фото 6). По всей вероятности, это – Луи-Виктор де Рошешуар, герцог де Вивонн, генерал галер (с 1669 по 1688 г.), маршал Франции (с 1675 г.), старший брат маркизы де Монтеспан и один из любимых придворных короля. Видимо, поэтому он позволяет себе вольности в одежде.
Герцог носит не коричневый, а светло-серый, почти белый костюм. При этом жюстокор придворного щеголя застегнут только на две пуговицы в области талии. Весту он не носит. Это позволяет ему по-прежнему демонстрировать рубашку на груди, вернее – кружевные оборки, которыми еще во времена ринграва стали отделывать края длинного разреза рубашки, шедшего от горловины до пупа. Ринграв и шаровары де Вивонна сшиты из той же плотной ткани, что и жюстокор. Ринграв снизу декорирован кружевами и бахромой из сине-зеленых лент, которая также нашита на нем сверху. Его ноги обтянуты светлыми шелковыми чулками в цвет костюма и обуты в бежевые ботильоны, которые продолжают оставаться в моде. Однако их каблук стал ниже и шире у основания, но сохранил свой красный цвет. При этом ботильоны лишились украшения в виде большого банта «крылья мельницы». Ему на смену пришел выпущенный наружу язычок красного цвета.
Как показывает изучение гравюр на тему моды, ринграв с шароварами продолжал входить в придворный костюм приблизительно вплоть до 1686 г., когда он был заменен свободными кюлотами. Однако живописные свидетельства этого отсутствуют, поскольку бóльшая часть картин 1670 – 1690 гг. посвящена войнам, во многих из которых король принимал личное участие и, в частности, Голландской войне.
1.2. Голландская война. Костюм короля и военная униформа
К Голландской войне (1672 – 1678) Людовик XIV стал готовиться вслед за подписанием Ахенского мирного договора в 1668 г. Картины, освещающие эту войну, в основном принадлежат кисти придворного художника Людовика XIV – Адама-Франца ван дер Мейлена (1632 – 1690). Вот, что говорится о нем в каталоге Национального музея Версальского дворца:
Фото 1. Переход через Рейн, 1672 г. Автор: Адам-Франц ван дер Мейлен (Adam-Frans Van der Meulen). Время создания: около 1675 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 49×111 см. Инвентарный №: 1490. Место хранения: Национальный музей Лувра, Париж, Франция[4]
Именно после первых завоеваний Голландской войны и особенно после преодоления Рейна королю было присвоено звание «Людовик Великий»[5]. Этому знаменитому событию Адам-Франц ван дер Мейлен посвятил картину «Переход через Рейн, 1672 г.» (фото 1) и ее почти полную копию «Переход Рейна перед деревней Лобит 16 июня 1672 г.», фрагмент которой дан на фото 2.
Фото 2. Переход Рейна перед деревней Лобит 16 июня 1672 г., фрагмент. Автор: Адам-Франц ван дер Мейлен. Время создания: после 1672 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 66×82 см. Источник: каталог аукционного дома «Сотбис», 2017 г.[6]
Картины военной тематики кисти Адама-Франца ван дер Мейлена дают представление об униформе кавалерии периода Голландской войны, поскольку в основном они изображают именно этот род войск. Пехота почти не присутствует на полотнах художника. Картины свидетельствуют о том, что полевая униформа защитных цветов, использовавшаяся в ходе Деволюционной войны, была отменена. Ее заменила яркая униформа, которая различалась цветами жюстокоров. Так, например, на картинах «Переход через Рейн» кавалеристы носят униформу с жюстокорами красного, синего и бежевого цветов. Пушкари одеты в униформу оливкового цвета. Кем является офицер в синем жюстокоре на красной подкладке, подошедший к королю с докладом (фото 2), неизвестно. Однако, судя по туфлям, он представляет пехоту, возможно, гвардейский пехотный полк. Фигура офицера интересна тем, что на ней мы видим форменные кюлоты того времени. Они украшены по внешнему шву рядом из желтых (позолоченных?) пуговиц и натянуты на чулки, а не наоборот, как это было принято позднее.
Как и во время Деволюционной войны, Людовик XIV одет в роскошный и броский костюм в геральдических цветах, который включает в себя королевский синий жюстокор. В то же время генералы, расположившиеся за спиной государя, носят мундиры коричневых оттенков, хотя и украшенные золотыми галунами. Адам-Франц ван дер Мейлен, часто сопровождавший государя в военных походах, с точностью показывал особенности местности, дислокацию и передвижение войск. В то же время он, несомненно, хорошо понимал главную задачу подобных полотен – прославление военных подвигов короля. Поэтому художник изобразил Людовика XIV так, как изображают монархов на парадных конных портретах или монументах. Повернувшись вполоборота к зрителю, он сидит на вздыбленном коне, упираясь в бедро левой рукой, а правой – указывая путь своим войскам.
В костюм по-прежнему входит королевский синий жюстокор на красной подкладке. Он тесно облегает тело и руки, оправдывая свое название. Теперь жюстокор имеет не только разрез сзади, но и разрезы по бокам, которые оформлены ложной застежкой на пуговицах. Отворот на рукаве сделался больше и раза в два превысил ширину самого рукава, который остался узким.
Изменился и декор жюстокора. В период Деволюционной войны его украшали полосы из золотых и серебряных галунов, которые оставляли открытой большую часть фона. После войны полосы из галунов уступили место полосам цветочного орнамента, вышитого золотыми и серебряными нитями. (Подробнее см.: 2.1.4.4. Костюмы Людовика XIV и его окружения, униформы гвардейцев и лакеев в период между двумя войнами. Патентный жюстокор.) При этом свободные от декора участки синего фона сократились до небольших окон. Теперь вышивка, похоже, полностью покрывает жюстокор короля. Орнамент по-прежнему состоит из растительных мотивов. Однако реалистичные цветочные композиции уступили в нем место узорам из завитков, представляющих собой стилизованные листья. Украшения из лент и даже «эполет» на жюстокоре отсутствуют.
Коричневые шаровары Людовик XIV сменил на красные кюлоты, которые украшены по внешнему шву широким золотым лампасом с тесным рядом золотых пуговиц.
На голове король носит черную фетровую шляпу с белым пером, которая называется «кодбек» – по имени города Кодбека (Caudebec) в Нормандии, в котором изготавливали эти шляпы[8]. Такой же кодбек вошел в состав военной униформы. Его поля загнуты с трех сторон, но еще не образуют четких углов. К 1680 г. размеры шляпы уменьшаются, углы становятся острыми и она получает название треуголки.
Фото 4. Людовик XIV при взятии Безансона, 1674 г. Автор: приписывается Адаму-Францу ван дер Мейлену. Время создания: 1674 г. Материалы: холст, масло. Размеры: 55×67 см. Инвентарный №: ГЭ-675. Место хранения: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия[9]
В похожих костюмах Людовик XIV запечатлен и на двух других конных портретах, которые приписываются Адаму-Францу ван дер Мейлену. Правда, он изобразил их не столь подробно, как Рене-Антуан Уасс. Первый портрет под названием «Людовик XIV при взятии Безансона, 1674 г.» (фото 4) ван дер Мейлен создал по горячим следам – в 1674 г. Второй портрет под названием «Людовик XIV перед Страсбургом, июль 1674 г.» (фото 5) он написал позже – около 1682 – 1685 гг.
Фото 5. Людовик XIV перед Страсбургом, июль 1674 г. Автор: приписывается Адаму-Францу ван дер Мейлену. Время создания: около 1682 – 1685 гг. Материалы: холст, масло. Место хранения: Исторический музей Страсбурга, Страсбург, Франция[10]
В синем жюстокоре, который покрыт растительным орнаментом, вышитым золотыми и серебряными нитями, Людовик XIV изображен на большинстве картин, посвященных Голландской войне. Исключение составляет полотно Адама-Франца ван дер Мейлена «Взятие города Леува (Фландрия – Ф.Ó.), 4 мая 1678 г.» (фото 6 и 7).
Фото 6. Взятие города Леува, 4 мая 1678 г. Автор: Адам-Франц ван дер Мейлен. Время создания: 1688 – 1695 гг. Материалы: холст, масло. Размеры: 169,5×151 см. Инвентарный №: MV 132. Место хранения: Национальный музей Версальского дворца[11]
На этой картине синий жюстокор Людовика XIV украшен в военном стиле – так, как украшены жюстокоры его генералов, показанных на картине «Переход Рейна перед деревней Лобит 16 июня 1672 г.» (см. фото 2). Его декор состоит из блоков фигурных золотых полосок, расположенных по краям бортов и отворотов рукавов, на внешнем шве рукавов и на карманах. Соответственно большая часть поверхности жюстокора оставлена свободной от декора. Золотые полоски выглядят довольно массивными. Исходя из этого, можно предположить, что они выполнены с помощью аппликационной вышивки или кружевного плетения.
Фото 7. Людовик XIV и командир драгунского полка Эспри де Жуссом, маркиз де Ла Бретеш
Жюстокор такой же конструкции, но красного цвета носит командир драгунского полка Эспри де Жуссом, маркиз де Ла Бретеш, подъехавший к королю на белом в яблоках коне (фото 7). Однако в отличие от жюстокора короля жюстокор маркиза украшает растительный узор, вышитый тонкой золотой ниткой, который окаймляет борта, разрезы и отвороты рукавов.
Фото 8. Людовик XIV перед Касселем. Автор: Пьер Миньяр по прозвищу Римлянин (Pierre Mignard, dit le Romain, 1612 – 1695). Время создания: 1693 – 1695 гг. Материалы: холст, масло. Размеры: 60,5×50,8 см. Инвентарный №: MV 9124. Место хранения: Национальный музей Версальского дворца[12]