что означает библейский город эфес
Эфес, Иераполис: История малоазийских городов, где проповедовал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов
Эта книга о двух городах античности — Эфесе и Иераполисе (Малая Азия; ныне территория Турции).
Предисловие
Посвящаю моим родителям — Альбине Федоровне
и Виктору Васильевичу Старшовым — с любовью и признательностью
История Эфеса и Иераполиса благодаря их особому положению в Древнем мире весьма интересна и насыщенна. Эти города веками притягивали к себе купцов и завоевателей, философов и проповедников с одной стороны и жуликов, развратниц с другой. Без преувеличения можно сказать, что в обоих городах бурлила жизнь. Именно это давало возможность апостолам — проповедникам новой веры — обратиться к массовой аудитории, и небезрезультатно: позднее в результате их деятельности Эфес и Иераполис станут крупными христианскими центрами, причем Эфес в последней трети I века превзойдет в этом отношении и сам Рим. Роль Эфесской Церкви в истории нельзя переоценить, равно как и роль ее основателя, а впоследствии — по возвращении с острова Патмос — многолетнего предстоятеля апостола, и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Христа, единственного из апостолов, не оставившего Его и следовавшего за Ним вплоть до Голгофы. Без трудов апостола Иоанна, без его новозаветных писаний невозможно рассмотреть и постичь ни церковной истории, ни христианского богословия. Об этом будет подробно рассказано в самой книге, центральной фигурой которой и является святой Иоанн Богослов. Но речь пойдет не только о нем, но и о других апостолах, проповедовавших в этих городах — Павле, Филиппе, Варфоломее, о христианских деятелях более позднего времени.
Не осталась без внимания и собственно история Эфеса и Иераполиса, как античная, так и византийская, доведенная вплоть до угасания под натиском турок обоих городов. Руины находятся близ современных турецких городов Сельчук и Памуккале.
При написании этой книги были изучены сочинения античных и византийских авторов, исследования турецких археологов, историческая литература, жития святых (в ряде цитат сохраняется старая форма названий городов — «Ефес» вместо «Эфес», а также «Гиераполь», «Иераполь» вместо «Иераполис»). Бо́льшая часть иллюстративного фотоматериала по древним развалинам — за оговоренными исключениями — выполнена автором. Изображения святых, деятелей античности, римских императоров (за исключением Траяна, Адриана и Септимия Севера, статуи которых сфотографированы автором в Анталийском музее) и византийских императоров заимствованы в Интернете. В конце каждой части книги приведена подборка из сочинений древних авторов, касающихся Эфеса и Иераполиса, связанных с этими городами или с упоминаемыми людьми и событиями. В Приложениях помещены чертежи типичных образцов раннеимперской римской архитектуры (их назначение — дать читателям возможность представить себе здания, руины которых запечатлены на фотографиях), а также списки эллинистических царей.
Содержание
Что означает библейский город эфес
Ефес (в совр. литературе – Эфес). Город в Лидии, на зап. побережье Малой Азии, располагавшийся при впадении реки Каистр в Эгейское море. К тому времени, когда при римлянах Е. стал столицей провинции Асия, он уже имел долгую историю. Е. был расположен на пути из Рима на восток; сильно пострадал во время землетрясения в период правления императора Тиберия. Позднее обмеление эфесской бухты в результате заноса песком привело к упадку, а затем и к гибели города. Его развалины находятся вблизи деревни Аясолук [искаж. греч. гагиос теологос, «святой богослов»; этим титулом обладал ап. Иоанн, который, согл. древнецерк. преданию, был главой малоазийских церквей, а в Е., как полагают, находилась его главная резиденция].
В новозаветный период Е. был самым значит. городом Малой Азии. В нем был жив дух позднегреч. космополитич. культуры; наряду с Иерусалимом и Афинами он был одним из трех святых городов древности. Е. с его Артемисием – храмом Артемиды – стал центром одного из вост. мистич. культов. Этот храм, обнаруженный археологами, считался одним из семи чудес света. Было найдено и подножие статуи богини, под которым находились драгоценные дары, пожертвованные богине Артемиде. За культ Артемиды город был награжден почетным титулом неокорос, («блюститель храма») ( Деян. 19:35 ; в Синод. пер. – «служитель»), присуждавшимся по решению рим. сената тем городам, которые сооружали храмы в честь императоров и устраивали атлетич. состязания. Сохранились и развалины эфесского театра ( Деян. 19:29 ), в котором насчитывалось 66 рядов скамей с 24 тыс. мест для зрителей.
Во времена ап. Павла городом управляли Сенат и Народное собрание, руководимое секретарем («блюстителем порядка», Деян. 19:35 ). Это собрание осуществляло надзор и за гор. казной, размещавшейся в храме. Павел дважды бывал в Е. Первый раз он прибыл сюда из Коринфа весной 52 г. по Р.Х. ( Деян 18 и след.), а затем жил здесь с осени 52 г. до лета 55 г. Сначала апостол три месяца проповедовал в синагоге, но, натолкнувшись на неприязнь, вместе с учениками отделился от иудеев и в течение двух лет ежедневно благовествовал «в училище некоего Тиранна» ( Деян. 19:8–10 ). Предположит. Павел наведывался в Е. и в третий раз (ср. 1Тим. 1:3 ).
От Кушадас, где я отдыхал, до Эфеса всего 30 км, так что я не стал заморачиваться с экскурсиями, а договорился с таксистом, который возил нас целый день по Эфесу и его окрестностям. На автобусе с группой конечно дешевле, но ходить толпой и быть ограниченным по времени мне не интересно. Тем более, таксисит дал путеводитель на русском языке. Сервис!
Для начала немного истории.
Город быстро развивался благодаря торговле, но наивысшего расцвета он достиг при лидийском царе Крезе в 560 — 546 до н. э. Позднее Эфес процветал и под властью персов, и в составе Римской Республики, а в 5-6 веках Эфес был вторым по важности городом Византийской империи после Константинополя.
В 614 г. город был частично разрушен землетрясением, а гавань постепенно заполнилась илом из реки и обмелела. На сегодняшний день гавань находится почти в 6 километрах от города. Город лишился выхода к морю, торговля прекратилась, и люди стали покидать город, перебираясь на близлежащие холмы. В 1390 году территория вошла в состав Османской империи, а уже в 15 веке Эфес был окончательно заброшен. Все жители перебрались в соседний город Аясолук, который позже был переименован в Сельчук.
Эфес уникален тем, что это самый большой из сохранившихся древних античных городов. Здесь сохранилось множество археологических памятников, большая часть которых датируется временем римского правления. Давайте вместе со мной прогуляемся по его главным улицам и посмотрим, что же там есть.
Его построил в 150 г. н. э. Публий Ведий Антоний. Это крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, было местом заседаний городского Сената, а кроме того использовалось как небольшой театр. Но все самое интересное проводилось в Большом Театре, до которого мы еще дойдем.
За Водным дворцом находится Площадь Домициана., на которой когда-то стоял храм, построенный в честь императора Домициана.
Это был первый храм Эфеса, построенный в честь римского императора. Руку и голову от большой статуи Домициана можно увидеть в музее, а от самого храма осталась лишь пара колонн.
Рядом с храмом расположен Фонтан Поллио, который был построен богатым эфессцем Поллио и его семьей. Фонтан был построен в виде высокой арки с большим бассейном перед ним. Он снабжался водой из Водного дворца, распространяя ее дальше по всему городу. Статуи этого фонтана, изображающие приключения Одиссея и Полифема после Троянской войны, находится в музее Эфеса.
Перед спуском с холма расположен мавзолей Меммия. Этот памятник построен в честь одного из внуков известного римского диктатора Суллы.
Вход на улицу проходит через ворота Геракла, ну или точнее через то, что от них сейчас осталось.
Улица Куретов тянется вдоль склона от Библиотеки Цельсия до Агоры. Здесь можно увидеть множество колонн, каменных пьедесталов, подиумов, безголовых статуи и остатков торговых лавок и жилых домов.
Где-то в середине улицы Куретов расположился Фонтан Трояна, построенный в честь римского императора Трояна. Статуя изображала императора опирающимся ногой на мир в форме земного шара. Сейчас у фонтана остался только шар, самого же императора перенесли в музей. Чаша фонтана имела размер 20х10 метров и была окружена колоннами и статуями. Это были статуи Диониса, Сатира, Афродиты и членов императорской семьи. Сейчас они тоже находятся в Эфесском музее.
Чуть дальше на улице Куретов красуется Храм Адриана. Перед храмом расположены пьедесталы от четырёх статуй, которые когда-то украшали храм. По надписям, которые сохранились на пьедесталах, определили, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерея. В середине храма можно увидеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую самого императора Адриана. Но к сожалению все имеператорские статуи пропали бесследно.
Это здание было не просто туалетом, а скорее местом, где древние жители могли собраться вместе, посидеть, облегчиться, отдохнуть и просто поговорить.
Театр разделен на три секции: скена (служебные помещения и гримерки), орхестра (круглая площадка, где выступал хор) и кавеа (сектор зала для зрителей). Он использовался как для гладиаторских боев, так и для всевозможных выступлений. Театр действующий до сих пор. В нем исключительная акустика (которую любят демонстрировать все экскурсоводы) и здесь нередко проходят музыкальные концерты и выступления под открытым небом.
От театра к морю тянется длинная и широкая Портовая улица, которая когда-то вела в античный порт, исчезнувший много веков назад вместе с водой. Т.к. эта улица была первым, что видели приезжающие в Эфес люди, она была сделана очень величественно, красиво и носила имя императора Аркадия. Широкая улица, украшенная статуями и мраморными колоннами, растянулась более чем на 500 метров. Она подсвечивалась ночью специальными фонарями, и была одной из трех улиц во всем мире, которая имела подсветку в то время.
Здесь же я наткнулся на непольшую полянку, усыпанную гробами. Думал кладбище, а на самом деле это просто гробы на поляне. Оказывается, Эфес в свое время славился производством мраморных гробниц и саркофагов. А это выставлены те малые остатки прошлого, которые видимо не смогли унести.
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.
Свет 7 Церквей: Дорогами святых апостолов. Эфес
Не всем повезло быть знатоком истории и географии Древнего мира. Многие названия, встречаемые в Новом Завете, в Деяниях и посланиях апостольских, нам кажутся почти сказочными, мифическими. Они скользят мимо уха, как странные имена, которые не силишься запоминать. А между тем, за древними названиями стоит реальность, видимая и сегодня.
Территория современной Турции хранит вполне осязаемые следы того мира, где прорастало брошенное апостолами семя и созрели первые плоды Церкви Христовой. Плоды, от которых питается христианство и поныне.
Мы начинаем путешествие по дорогам Малой Азии — римской провинции, где в первом веке от Рождества Христова загорелись светильники семи Церквей, упоминаемых апостолом Иоанном Богословом в книге Откровения. Семь христианских общин, к которым апостол Иоанн поочерёдно обращается, — это общины малоазийских городов Эфеса, Смирны, Пергама, Фиатир, Сардиса, Филадельфии и Лаодикии. К ХХI веку эти города превратились в достояние археологов и туристов, но в I веке они были известны всему христианскому миру. Конечно, тогда эти семь общин не исчерпывали всего многообразия христианской ойкумены. Число семь, число полноты, символично: апостол Иоанн, говоря о семи вполне конкретных, исторических Церквах в их исторических обстоятельствах, обращается при этом и ко всей полноте Вселенской Церкви. А значит, сквозь толщу времён и событий, — и к нам.
Семь городов расположены на окружной дороге, начинавшейся и заканчивавшейся в столице провинции, городе Эфесе. С него и начнётся наш экскурс.
Пункт 1: Эфес
Это хрестоматийное турецкое захолустье — перекрёсток мощнейших потоков истории. Здесь пировал роскошный Лукулл, разбивший Митридата; здесь Ганнибал строил замыслы против римлян. Цицерон и Плиний приезжали подивиться великолепию Эфеса, а ещё ранее Гераклит изрёк тут свою исчерпывающую максиму. «Всё течёт, всё меняется», — так он говорил, этот философ, променявший царское звание на безмолвие горных ущелий.
Но не потому так дорог Эфес. Тишина этих холмов — земная родина Евангелия от Иоанна. Согласно Священному Преданию, апостол Иоанн Богослов прожил в Эфесе последние свои годы. Здесь он, окружённый учениками — старцами малоазийскими, — окончил свою жизнь; здесь же и похоронен.
В Эфесе звучала живая, пробуждающая обветшалый мир проповедь Павла. Во время своего второго и третьего миссионерских путешествий апостол язы`ков отдал Эфесской Церкви так много сил и любви, как мало какой другой. «Три года день и ночь непрестанно со слезами учил» он эфесян. Пристанищем Павлу бывали здесь и знатнейшие дома, и скромные жилища. С плачем провожали его эфесяне, падали к нему на шею, целовали его, провожая его в последний раз (Деян. 20). Апостол Павел вручил Эфес своему наиболее близкому и любимому ученику — Тимофею.
Солнце совершает свой бесстрастный ход и над живыми городами, и над мёртвыми. Солнце становится в зенит, и даже его октябрьский привкус не спасает от турецкой жары. Азиатские группы штурмуют библиотеку Цельсия и древнеримскую общественную уборную. Они летят из далёкого Сингапура и Малайзии — почти с другой планеты, и им здесь очень нравится.
В стороне от главных туристических магнитов эфесского комплекса высятся руины грандиозного храма. Это первая в христианской ойкумене церковь, освящённая в честь Божией Матери. Под её сенью в 431 году собрался Третий Вселенский Собор, исповедавший Пресвятую Деву Марию Богородицей. Редкие любопытствующие добредают сюда, уклоняясь от магистрального маршрута.
История рождения высочайших христианских догматов поражает «непричёсанностью» страстей, такой знакомой, будничной природой людских противоречий. Но, не подвластный человеческим страстям, веет дух соборного разума, и рождаются единственно верные слова. А затем «всё течёт, всё меняется», и остаются заросли ежевики, и молчащие плиты гробниц, и слова на вес золота, которые будут звучать до конца времён.
Чудо света
«Солнце никогда не увидит ничего прекраснее и великолепнее твоего храма, стрелы твои всегда защитят твой Эфес!» — писал Каллимах в своём гимне богине плодородия.
Закладка фундамента стоила едва ли не дороже, чем всё строительство. Храм сооружался в заболоченной низине, которая на большую глубину была наполнена смесью угля и шерсти — оттого-то так легко храм стал добычей огня, когда в 356 году до Р. Х. безумный Герострат с факелом в руке сделал свой «шаг в историю». Храм горел в ночь рождения Александра Македонского; горел он и ранее — по легенде, в не менее знаменательный день — день смерти Сократа.
Новорождённый завоеватель подрос, в 334 году до Р. Х. захватил Эфес и предложил было отстроить храм заново, но эфесяне его великодушие отклонили дипломатично. Негоже, мол, чтобы один бог строил храм другому. Культ человекобожия, процветавший здесь в римские времена, имел глубокие корни.
Двести двадцать лет вся Азия сооружала этот храм, в него были вложены труды лучших мастеров — Скопаса, Паррасия, Аппелеса, Праксителя. Выстроенный заново храм и стал одним из пресловутых семи чудес.
Слова «ничего не будет значить» оказались пророческими. В 262 году храм Артемиды был разграблен и сожжён готами. Хотя позднее он и возродился из пепла, былой славы уже не видал. С утверждением христианства Артемида была позабыта, её святилище заброшено и растащено по камням. Бытовало предание, что великолепные колонны употреблены на строительство Константинопольской Софии, но трудно себе представить, зачем организовывать такую далёкую и сложную перевозку мрамора в самый «мраморный» регион.
От храма не осталось даже развалин, только первозданное болото. На обломке единственной колонны гнездится аист, и инсталляция эта — словно реверанс туристам от министерства культуры Турции: «Простите, но это всё, чем располагаем». Наглядная иллюстрация бренности gloria mundi. Очевидно, для тех, кто не согласен с Гераклитом, что тайная гармония лучше явной.
Археологические раскопки свидетельствуют, что окрестности Эфеса были населены ещё в эпоху неолита. В эпоху бронзового века Эфес был столицей небольшого карийского государства. На месте византийской крепости располагался город Апаса — столица древнего государства Арцава. Первым историческим лицом в летописи Эфеса считается Андрокл, предводитель ионийских греков. В 1100–1000 годы до Р. Х. отряд греческих колонизаторов отвоевал новую территорию и обосновался на месте Эфеса. Уже тогда в долине стояло капище. Местные жители (вероятно, амазонки) почитали Кибелу, греки-колонисты идентифицировали её как Артемиду, позже римляне признали в ней свою Диану.
Эфес был первым греческим городом, на который около 560 года до Р. Х. напал царь Крез с азийскими варварами; затем были покорены и другие города греков. Примечательно, что тот же самый Эфес был последним бастионом, которым, в позднейшие времена, овладели исламские завоеватели; с падением Эфеса пала вся Малая Азия.
Вторая столица
В каждом из геополитических регионов Римской империи был свой центр: в Египте — Александрия, в Сирии — Антиохия (или Кесария), в Греции — Коринф (или Афины), в Италии — Рим. В 113 году до Р. Х. римляне взяли Эфес под прямой контроль, и он сделался фактической столицей провинции Асия.
Как и почти все перечисленные города, Эфес был морским портом. Для города наступила эпоха невиданного расцвета (оттого логично, что в Эфесе был так популярен культ империи и кесаря). Число жителей тогда достигало 225–250 тысяч.
Именно римский отрезок истории Эфеса нам особенно интересен. В конце первого — начале второго века старейшая, авторитетнейшая из христианских общин — Иерусалимская Церковь — оказалась в большом затруднении (жестокость, с которой римляне подавляли иудейские восстания, остро ставила под вопрос её существование). Новыми центрами, где формировалось христианское Предание, где собирались и составлялись апостольские писания, стали Рим и Эфес, и именно в Эфесе сложилась одна из самых славных общин первенствующей Церкви.
Бани, театры, суета городской жизни. Апостолы несли благую весть не бесплотным Ангелам, но вполне земным людям. Как жили первые христиане в этих чудесных мраморных городах? Благодаря трудам археологов и собственному воображению мы видим те «декорации», в которых протекала их жизнь. Но нам трудно представить себе внутренний строй жизни ранней Церкви, ещё помнившей живую проповедь апостолов. Наслоения опыта исторического христианства отделяют нас от эпохи, которую патрологи именуют золотым детством Церкви. Мы много знаем о конфликтах с римскими властями, непонимании с язычниками, притеснениях от иудеев — но всё это внешние трудности, не определяющие сути того великого века. Архимандрит Киприан (Керн) называет первохристианство динамичным, стремительным, «расплавленным»: «Проявившееся в Сионской горнице чудо Пятидесятницы дало всему апостольскому веку пафос духоносности, вдохновения, жизни в Духе. Дары Святого Духа обильно изливались на „малое стадо“ Христовых учеников. Вся жизнь первохристиан была проявлением этой духоносности, даров Параклита. Харизма исцеления немощных и изгнания бесов проявлялась повседневно; харизма языков побуждала вдохновенных учеников говорить на ранее им не известных языках. Не было записанных формул и уставов; не было нормированных правил управления церковной общиной. Всё это двигалось наибольшим из всех даров Духа — любовью. Всё это почивало на детски непреложной вере, которая и была той победой, что победила мир».
Такой была и Эфесская Церковь после апостолов. В то время ещё не созрел интерес к догматике, ещё не родилась потребность в точности формулировок (так и определения Вселенских Соборов в будущие века всегда будут являться ответами на конкретные вызовы времени, а не следствием тяги к отвлечённой философии). Тем не менее, нельзя представить раннюю проповедь Евангелия в духе наивной простоты! Этот младенческий век дал Церкви великого Павла, чьё богословие не исчерпано по сей день ни святоотеческими толкованиями, ни философским осмыслением. Находясь в узах в Риме в 62–63 году, апостол написал Послание к Ефесянам, которое учёные называют «лебединой песнью» Павла, его завещанием всей Церкви. Из него выросло всё будущее христианское богословие. Из Эфеса же Павел писал Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам.
Апостол Иоанн
Торговая гавань превратила Эфес в огромный портовой город Эгейского побережья. Некогда здесь собирались суда афинян и лакедемонцев; отсюда флот Антония и Клеопатры отправлялся в Египет. В римские времена торговый и транспортный центр процветал. Но всё переменчиво — шли десятилетия, века, и сама природа смиряла роскошный Эфес. Уровень моря понижался, наносные отложения реки Каистр, протекающей вблизи города, мало-помалу заполняли гавань. Её переносили трижды, и император Адриан даже было силился изменить направление течения. Эта битва была окончательно проиграна в эпоху владычества Византии. Преимущества портового города были утрачены. Сегодня от руин Эфеса до побережья — шесть километров.
Арабские набеги VII–VIII веков ускорили упадок города, и пришедшие сюда в 1090 году турки-сельджуки нашли на его месте лишь небольшую деревню. История донесла до нас и недоумение проходивших мимо крестоносцев, которые не ожидали на месте славного портового города увидеть скромное селение.
Под властью Византии большая часть города сместилась от гавани к холму Аясулук. На вершине холма в VI веке император Юстиниан возвёл поразительных масштабов базилику (130×65 метров) в честь апостола Иоанна. И камням из храма Артемиды нашлось применение. Базилика заменила собой более раннюю церковь, построенную на месте предполагаемого погребения апостола. Подсчитано, что если храм восстановить в прежних размерах, в современном мире он был бы седьмым по величине. Любимого ученика Спасителя любили настолько, что если бы строителей не ограничивала топография, базилика в его честь была бы ещё более грандиозной.
Традиция почитания могилы святого Иоанна Богослова довольно ранняя, её относят ко ІІ веку, а значит, вероятность её подлинности довольно высока. Круг ближайших учеников хранил и передал будущим поколениям память об апостоле, усвоенное от него Предание и традиции, сам образ христианской жизни. Этот удивительный проповедник любви пережил остальных апостолов, и слово самовидца Господа стало как бы последним среди апостольских свидетельств. И жизнь, и кончина его таинственны, и многие факты наводят на мысль, что и проповедь Иоанна не была гласной, что уделом его было молитвенное уединение и общение с малым числом духовных детей. Его небесное Евангелие и три послания — плоды тишины и глубоких прозрений тайн Божиих, и, быть может, не случайно именно из недр Эфесской Церкви — возлюбленной Павлом, принимавшей его с теплом и любовью, — открылись христианскому миру недостижимые высоты богословия.
В Средние века храм в честь апостола Иоанна был значительным центром паломничества. В 1360-е годы сильное землетрясение сравняло его с землёй, и камней этих хватило бы не на одно турецкое поселение.
С холма открывается вид на современный городок Сельчук — он расположен на месте главной части древнего Эфеса. Теперь здесь утвердилась пёстрая, как восточный ковёр, жизнь турецкой провинции со всей её прозой и лирикой. Дети играют в мяч, старики — в нарды. Молодые мужчины промышляют сувенирами, те, что посолиднее, — раскидывают ковры на продажу. Белоснежные автобусы останавливаются у подножия холма, и толпы туристов растворяются в необозримых руинах базилики. Своеобразный уют этого внеисторического вечера прорывает гортанный крик муэдзина (запись, конечно) — у подножия большая мечеть. Наверняка сложенная из всё тех же камней храма.
Фрагмент из бесед архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Апокалипсис. Беседы на радио „Град Петров“»
1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звёзд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: 2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл, что они лжецы; 3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. 4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. 5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. 6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. 7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
Сначала Церковь хвалится за свои «дела», то есть за свою истинно христианскую жизнь, которая характеризуется двумя словами: «труд» и «терпение» (слово «терпение» следует точнее переводить «выдержка, стойкость, упорство»). Церковь хвалится за своё активное сопротивление «злым» (в Синодальном переводе почему-то «развратным»; «злые», может быть, и были развратниками, но здесь, во всяком случае, об этом ничего не говорится). «Труд» состоит и в разоблачении тех «лжецов», которые выдают себя за апостолов. Здесь «лжецы» — лжеучителя, направляющие христиан на путь погибели. «Терпение» (стойкость) состоит, в свою очередь, в том, что Церковь стойко переносит внешние гонения со стороны язычников за имя Христово.
Упомянутые лжеапостолы, то есть странствующие пророки и проповедники, пришли в Эфесскую Церковь извне. Раннехристианские Церкви часто имели проблемы с такими странствующими миссионерами. Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4:1). Несколько далее эти «лжецы» будут названы именем «николаиты». О том, кто они такие, мы сможем судить позже, когда мы узнаем о них несколько подробнее из пророчеств Церквам в Пергаме и в Фиатирах. Само название «николаиты», — очевидно, самоназвание лжеучителей, — происходит от имени некоего Николая. Впоследствии была известна гностическая секта «николаитов», возводящая своё самоназвание к имени архидиакона Николая (Деян. 6, 5). Но вряд ли упомянутые в Апокалипсисе «николаиты» тождественны с последними.
Похвала Церкви, однако, сменяется упрёком. Церковь обвиняется в том, что она отошла от своей «первой любви», то есть от прежнего отношения к Богу, ко Христу и друг ко другу. Охлаждение любви — одно из знамений наступающих «последних дней»: По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:12).
Вспомни, откуда ты ниспал. Образ падения с высоты взят из Ис. 14:12: Как упал ты с неба, денница, сын зари. Этот образ делает наглядной ту большую опасность, в которой находится Церковь. Выйти из этого состояния она может только радикальным поворотом («покайся») и возвращением к прежнему образу жизни («твори первые дела»).
Увещание заканчивается угрозой: если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его. Этот «сдвиг» светильника, то есть Церкви, означает исключение Церкви из общения со Христом. Если Церковь не покается, то есть не вернётся к «первым делам любви», то она перестанет быть Церковью Христа.
Угроза и обетование побеждающему стоят всегда в непосредственной связи друг с другом. Дело в том, что Церковь в Эфесе (как и всякая Церковь) находится перед выбором: идёт она к погибели или к спасению. Обетование «вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия», восходит к популярному библейскому представлению. После грехопадения райский сад был закрыт и будет открыт только тогда, когда люди вернутся в своё райское состояние. Об исполнении этого обетования говорится в конце Апокалипсиса: Среди улицы его (Нового Иерусалима). древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды. и листья дерева — для исцеления народов.
В своём послании святитель пишет, что желал бы «обрести жребий эфесских христиан, которые силою Иисуса Христа всегда были единомысленны с апостолами». Он говорит: «Знаю, кто я и к кому пишу. Я осуждённый, а вы помилованные; я в опасности, а вы стоите твёрдо. Вы путь для умерщвляемых ради Бога. Вы сотаинники Павла, освящённого, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого желал бы я быть, когда приду к Господу» (Еф. 9:11–12). Святой Игнатий писал пяти малоазийским Церквам, но только эфесян он так особо выделяет. Очевидно, что испытания Эфесская Церковь прошла с честью.
И впоследствии Церковь Эфеса оставалась верной своей славной истории и стойко хранила истину. Город дал христианству великого апологета — святого мученика Иустина Философа. «Натурой», с которой списана жизнь христиан в его «Апологиях», была вскормившая его Эфесская Церковь: «Достаточные из нас помогают всем бедным, и мы всегда живём заодно друг с другом. Я могу показать многих из наших, которые из наглых и свирепых переменились, будучи побеждены или тем, что насмотрелись на строгость жизни своих соседей, или тем, что видели в спутниках чудное перенесение обид, или из опыта узнали нравы тех людей, с которыми соприкасались делами. Нужно ли мне говорить о бесчисленном множестве тех, которые обратились от распутства и научились целомудрию? — И есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, с детства сделавшись [учениками] Христовыми, живут в девстве, и я готов указать таких из всякого народа. В нашей воле отречься при допросах, только мы не хотим жить обманом. Мы желаем вечной и чистой жизни; мы стремимся к пребыванию с Богом. И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагом, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем».
В конце II века святой мученик Ириней пишет: «Церковь Ефесская, основанная Павлом и имевшая среди себя Иоанна до самых времён Траяна, есть истинная свидетельница апостольского предания».
Последнее в истории громкое упоминание города, всё более превращавшегося в захолустье, — деятельность Эфесского митрополита Марка. В 1439 году он единственный из греческих иерархов отказался подписать унию с Римско-Католической Церковью.
Однако под властью турок город, и прежде «переползавший» с холма на холм, отдалился от своего исторического ядра, и в XV веке старый город был окончательно заброшен. Его «преемник» Аясулук, в 1914 году получивший красноречивое имя Сельчук, за много веков неплохо освоился на склонах древнего Эфеса.
Странно наблюдать соседство столь несхожих культур. Молодой житель Сельчука (сельчучец. ) предлагает туристам отведать лучшего турецкого пива «Эфес». Бессмысленно наивное детское желание стереть случайные черты, чтобы увидеть: мир прекрасен. Нет уж ни амазонок, ни эллинов, ни «народов моря»; никто не несёт дары Артемиде. Когда-нибудь не станет и православных паломников, читающих Евангелие на могиле апостола любви. Не останется и смуглых турок, взимающих плату за вход и качественно, по-европейски убирающих территорию.
Может, останутся только камни, а может, и их не останется. Только светильник Эфесской Церкви будет гореть в небесах, пока исполнится полнота времён.