что означает ближний для меня
Значение слова «ближний»
1. То же, что близкий (в 1 знач.). Уж вижу в сумрачной дали Мой тесный домик, рощи темны, Калитку, садик, ближний пруд. Пушкин, Послание к Юдину. [Девушкам] прежде всего бросились в глаза три новых очага дыма — два ближних и один дальний — в районе самого города, еще не видного за холмами. Фадеев, Молодая гвардия. || Кратчайший, не дальний. — Ехать ближним путем через Кистеневский лес я не осмелился, а пустился в объезд. Пушкин, Дубровский.
2. Устар. Находящийся в кровном родстве. Ближний родственник.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ближний Восток — название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке.
Ближний порядок — это упорядоченность во взаимном расположении атомов или молекул в веществе
Ближний (остров, Архангельская область) — остров архипелага Новая Земля, Россия
Ближний (остров, Красноярский край) — остров архипелага Северная Земля, Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края, Россия
Ближний — хутор в Кумылженском районе Волгоградской области.
Ближний — посёлок в Промышленновском районе Кемеровской области.
Ближний — посёлок в Ленинградском районе Краснодарского края.
Ближний — хутор в Медвенском районе Курской области.
Ближний — посёлок в Илекском районе Оренбургской области.
Ближний — посёлок в Новоузенском районе Саратовской области.
Ближний — посёлок в составе Томска.
Ближний — посёлок в Агаповском районе Челябинской области.
БЛИ’ЖНИЙ, яя, ее. 1. То же, что близкий (в 1 знач. и о родне). Ближние города и села. Б. родственник. Ближняя родня. Б. Восток. 2. в знач. сущ. бли́жний, его, м. (церк. книжн.). Всякий человек для другого (с точки зрения религиозно-нравственных представлений). Я ближнего люблю. Бтшкв. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Бли́жний
1. название ряда российских малых населённых пунктов
2. остров в центральной части архипелага Северная Земля, административно относится к Таймырскому Долгано-Ненецкому району Красноярского края
3. остров архипелага Новая Земля, Россия
бли́жний
1. находящийся рядом ◆ Ближний монастырь.
2. соответствующий наименьшему расстоянию или пути ◆ Ближний автомобиль начал сигналить. ◆ Ближний путь. ◆ Ближняя дорога. ◆ Ближний бой.
3. субстантивир. то же, что близкий человек ◆ Возлюби ближнего своего! ◆ Нам до́роги наши ближние.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова лютеранский (прилагательное):
Кто такой ближний по Библии?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет «ближним».
В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:
Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.
В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.
Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).
На заставке фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта. Источник фото wikipedia.org
«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.»
Разница есть тонкая. Любить ближнего повелел человек, а не Бог.
Солнце на век, счастье на век, так повелел человек.
Юрий, это не согласуется со Священным Писанием. В Евангелиях любовь к ближнему именно одна из главных заповедей Божиих. Думаю, Вы сами сможете найти посвящённые этому места в Новом Завете. Но если испытываете затруднения с таким поиском, то можем помочь.
Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно. (БОГДАНОВА Ольга)
То есть, по-вашему, в приче Господа Иисуса Христа ближними некому человеку являются все персоонажи этой притчи,в том числе и разбойники избившие этого человека.
Но Господь говорит,что это не так,ближним оказался лишь тот, кто оказал ему милость.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Кто наш ближний?
Бог есть наша истинная Жизнь, а человек — образ Божий. И потому в Священном Писании мы видим две главных заповеди — любовь к Богу и любовь к ближнему. Если ты не любишь Бога, то никогда к Нему не придешь, но невозможно достичь любви к Богу, пренебрегая ближним. Любовь к ближнему — наглядная проверка нашей христианской жизни. Но чтобы понять, что есть любовь к нашему ближнему, хорошо бы сначала выяснить, а кто же собственно это такой — ближний наш?
Вроде бы всё понятно: ближние — это те, кто находятся близко к нам, наши родные, друзья и знакомые, сотрудники по работе… Так оно, конечно, и есть. Ведь странно было бы говорить о любви к людям вообще и при этом не терпеть тех, кто нас непосредственно окружает. Как часто мы раздражаемся на близких нам людей, которых видим ежедневно, и переносим любовь куда-то на периферию, к тем, кого практически не знаем. Такая любовь обманчива, а подлинная любовь познается по отношению к конкретным людям, которых Бог свел по жизни с тобой.
Вместе с тем в Священном Писании вопрос о ближних куда более непростой и обращает наш взор к более глубоким сферам.
В Евангелии есть известная притча о милосердном самарянине (см. Лк.10:25–37). Произнесению этой притчи предшествовал вопрос некоего книжника, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь обращает его внимание на Священное Писание, и книжник сам вспоминает заповедь возлюбить Бога всей душой и ближнего своего как самого себя (Втор.6:5; Лев.19:18). Спаситель подтверждает истинность древней заповеди, и тут-то как раз следует главный вопрос книжника, а кого же собственно считать за ближнего, чтобы его любить как самого себя.
В вопросе этом вовсе не было лукавства или усмешки, как может показаться сначала. Дело в том, что в те времена иудеи делили всё человечество на три категории. Иудеев, то есть родных по крови и вере, они считали не просто ближними, но и братьями. Принявших иудейство иноплеменников называли только ближними. А язычников считали абсолютно чужими и не распространяли на них действие заповеди о любви. Ошибочность таких представлений вроде бы очевидна. Но если мы обратим внимание на собственную реальную жизнь, то обнаружим, что и сами порой неосознанно поступаем так же, подразделяя всех окружающих нас людей на подобные три категории. А именно: в одних людях мы души не чаем, считая таковых за самых близких, соответственно, бываем готовы помочь им, нисколько не задумываясь, в любое время суток. К другим мы расположены уже не так тепло и открыто, но в принципе благосклонны и в определенной ситуации пойдем им навстречу. Третьих же мы вообще не выносим, не терпим (возможно, что по какой-то обиде, причиненной с их стороны), так что о какой-то помощи и содействии им с нашей стороны не может быть даже речи.
Преподобный Максим Исповедник относительно такого подхода к людям говорил: «Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека». Поэтому притча о милосердном самарянине вполне актуальна и для нашего времени.
Вспомним ее содержание: некий человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, которые его ограбили и, нанеся многие раны, ушли. Иудейский священник и левит, проходившие мимо, не обратили на несчастного никакого внимания. Проезжавший же самарянин, то есть человек, презираемый иудеями, не только оказал первую медицинскую помощь: перевязал раны избитого, возлив на них масло и вино (смягчавшие и дезинфицировавшие раны по правилам тогдашней медицины), но и позаботился о дальнейшем существовании ограбленного: довез до гостиницы и дал ее содержателю средства на заботу о раненом, обещая на обратном пути добавить еще, если будет израсходовано более.
Кто из этих троих был ближним пострадавшему, очевидно. Господь хотел показать, что подлинная близость определяется не категориями родства, совместного проживания или даже вероисповедания, а прежде всего бескорыстной и искренней любовью к другому человеку, кем бы он ни был. В вопросе книжника: «Кто мой ближний?» присутствовало опасение, как бы он не начал любить того, кого любить не должен. Господь же Иисус Христос показал, что истинная любовь не знает никаких вымышленных человеческим воображением пределов в заботе о пользе нуждающегося человека. «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37), то есть считай своим ближним всякого человека, нуждающегося в твоей помощи, хотя бы он был иноверец и враждебен тебе, благотвори ему, и таким образом обретешь вечную жизнь, о которой ты вопрошал.
Относительно притчи хочется отметить и еще кое-что. Давайте подумаем, почему собственно самарянин проявил сострадание? Да потому, что он видел в пострадавшем своего ближнего, не задумываясь, как к нему относится этот иудей. И вот это очень глубокая истина. На самом деле, наш ближний — не тот, от кого мы ждем помощи, а тот, кто нуждается в нашей помощи, кому мы могли бы помочь, не ожидая от него никакой благодарности. Поэтому вот то золотое правило, которому должен следовать христианин: не жди, что добро сделает кто-то другой, поспеши сам сделать его. Это и есть исполнение Божией заповеди о любви к нашим ближним (Лев. 19: 18).
Апостол Павел писал: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Как Спаситель воспринимал окружающих людей, как поступал Он с нуждающимися, как относился Он к Своим врагам, которые распинали Его? Апостол Павел об этом писал: «Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:2–4).
Так уж в нашей жизни случается, что легче всего нам бывает любить тех, кто находится далеко от нас, с кем мы встречаемся лишь время от времени. Это понятно: каждый старается выглядеть перед другими как можно более достойно, привлекательно, не выставляя напоказ своих отрицательных качеств. И это легко удается, если общение бывает редким. При более же тесном соприкосновении с людьми все более вскрываются стороны, которые оказываются для нас неприятными. Поэтому ближних, оказывается, любить уже тяжелее, чем дальних. Но любовь к дальнему, хотя и кажется легкой, не может быть глубокой, она не испытана серьезным общением, совместным решением каких-то проблем.
Значит, подлинная любовь проверяется буднями? Да, она выражается в мелочах, на кои мы так не любим обращать внимание. Особенно же она проявляется в доброте и милости, которые стоит являть к ближним именно в будни.
В завершение хочется привести слова святителя Феофана Затворника: «Коренная, источная заповедь: люби. Малое слово, а выражает всеобъемлющее дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть должной меры любви. Не совсем ясно и то, как ее достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, как самого себя (Мф.22:39), как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит затем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби ближнего твоего, как самого себя, Он хотел, чтобы вместо нас стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше “я”, то не жди добра».
Евгений Горчагов
Владыка Сава в интервью «О Рождестве Христова» московскому телеканалу 7 января 2012 г. сказал: «ближний – это любой, кого мы встречаем»
я считаю иначе:
«ближний – это очень близкий человек, жизнь которого (и его понимание) близка как своя».
Есть ли какие то аргументы из церковных учений, в пользу мнения Владыки Савы?
Леонов Алексей Михайлович
Здравствуйте, Евгений. Вы задали актуальный вопрос. Ваши сомнения и недоумения в отношении постулата: «ближний – это любой, кого мы встречаем» — понятны. Начну отвечать по прядку.
В обычном представлении взаимно «ближними» — близкими — (друг по отношению к другу) людьми называются люди, соединенные между собой (достаточно) глубокой внутренней связью: любовной, родственной, дружественной, религиозной. Именно так, кажется, вы и понимаете смысл и значение интересующего вас христианского термина: «ближний – это очень близкий человек, жизнь которого (и его понимание) близка как своя». Другими словами, вы согласны воспринимать того или иного человека как ближнего (либо как не-ближнего), исходя из того, насколько он вам дорог (или безразличен, противен). Собственно, данное воззрение не редко. Вот, например, что по данному поводу пишется в Большом Толковом Словаре русского языка (изданном под эгидой Института лингвистических исследований РАН): «близкий. ближайший» — «состоящий в кровном родстве с кем-либо. Близкая родня. Близкие родственники». По другому значению, ближний — «Тесно связанный с кем-либо. какими-либо отношениями. Близкий кому-либо по духу, по интересам» [1, с. 83 — 84]. Скажу вам более, Евгений: иногда подобное значение исследуемому слову придается и в Священном Писании. Так, например, ближними по отношению ко Христу названы в Евангелии Его Матерь и братья: «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его» (Мк. 3, 21, 31). Тем не менее, содержание исследуемого термина имеет более широкие границы.
Судите сами. Писание усваивает именование «братьев» не только тем людям, которые имеют между собой теснейшее кровное (либо духовное) родстово, но также и людям, происходящим от единого родоначальника («Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу» (Втор. 15, 12); «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9, 3 — 4)) и даже всем людям вообще, как произошедшим от одной человеческой четы («Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис. 9, 19)). Точно в таком же значении Ева именуется матерью всех без исключения людей: «И нарек Адам имя жене своей: Ева ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20). Ясно, что нормальные — в христианской, а не в традиционно-обывательской интерпретации — отношения, между братом и братом, между матерью и её детьми подразумевают не враждебность, а теснейшее целокупное жизнеединство: органическое, нравственное и религиозно-духовное. Следовательно, правильными — богоугодными — взаимоотношениями между всеми людьми (как между братьями, произшедшими от единой человеческой четы) следует считать не равнодушие или вражду, а взаимотерпение, сострадание, любовь: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 1 — 3).
На страничке с координатами, отмеченными вами как «http://azbyka.ru/forum/showthread.ph. d=1#post110659», вы не только углубляете, но и обостряете вопрос: «Если любой, кто оказался рядом – это «ближний»,зачем (необходимо) целое отдельное слово для такого случая?». Отвечаю: определение «ближний» в применении ко всякому человеку вообще употребляется с целью, аналогичною цели, с которой по отношению к потомкам Адама (то есть ко всем нам) употребляется характеристика «брат»; а именно для того, чтобы вы, Евгений, как, впрочем, и я, и другие читатели Библии, не забывали о важности и необходимости братского или, что то же, «близкого» (а не безразличного, черствого, гневливо-коварного) отношения к каждому: «Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3, 10).
Опять же, вы недоумеваете: «почему тех, кто не проявил жалость, тоже следует считать «ближним»?». — Потому, что формировать отношения с людьми, выражать свое личное отношение к людям следует не на основании принципа «ты — мне, я — тебе», а на основании Божественных определений: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2, 21); Господь же, как известно, любит всех людей вообще, а не только лишь некоторых: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3, 16). Выражение «положил за нас душу Свою», следует относить не к какой-то ограниченной группе людей, а ко всем, ибо Господь на Кресте искупил Своею Кровью весь человеческий род и призвал ко Спасению всех: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19 — 20). Значит, и в словах «мы должны полагать души свои за братьев» следует видеть указание не на взаимовыгодную узкообращенную (к отдельным частным лицам, например, близким родственникам) любовь, а на всеобъемлющую, искреннюю и бескорыстную: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3, 14). Неужели вы, Евгений, полагаете, что апостолы, проповедуя Святое Евангелие среди варварских языческих народов, совершали это дело не имея любви? Уверен, что это не так. Матерь же Церковь, также, как и когда-то апостолы, призывает и ведет ко Христу всех. И она это делает не с равнодушием, не с механической исполнительностью, а по любви. Любовь же является отражением именно близкого, а не «далекого» отношения одного человека (группы, совокупности людей) к другому (другим). Вдумайтесь в Евангельский контекст: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники тó же делают» (Лк. 6, 30 — 33). Теперь, пожалуйста, сравните приведенные слова с высказыванием владыки Саввы: «ближний – это любой, кого мы встречаем».
Следуя примеру и призванию Спасителя, вы, как и я, как и упомянутый выше владыка, обязаны относиться как к ближнему — ко всем! Другое дело — то, как это призвание осуществляется в действительности. Согласен, настоящее положение вещей таково, что не каждый с любовью относится к каждому (или, другими словами, не всякий относится ко всякому как к ближнему). Мы часто не замечаем страдания других. Зачем, мол, обращать внимание на человека, который мне «никто»? Но это не правильно. А правильно поступать так, как, в частности, рассказывается в притче о милосердном самарянине (которая, конечно, вам известна): «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 30 — 35). Вероятно, израненный злодеями прохожий не был близко знаком ни со священником, ни с левитом, ни с самарянином, не был им «близок» в предлагаемом вами значении термина «ближний»: «очень близкий человек, жизнь которого (и его понимание) близка как своя». К счастью для побитого не также, а иначе мыслил самарянин: проникся к нему состраданием, сжалился и оказал необходимую помощь. Таким образом, в общем-то «нейтральный» для него человек оказался ему ни «никем», а самым, что ни на есть, «ближним». Самарянин же стяжал Божественную похвалу. Ровно также и всякий из нас, относящийся с любовью и милосердием к людям (не за что-то, а по влечению сердца), не останется незамеченным Богом. Прислушайтесь, Евгений, к указанию Христа: «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 37). Иными словами: относитесь ко всякому как к ближнему! Храни вас Господь!
1. Кузнецов С. Большой Толковый Словарь русского языка. СПб.: Изд. Норинт, 2006.
Кто для меня «ближний»?
Вопрос: Сказано: «Не делай ближнему того, что ненавистно тебе». Кто такой «ближний»?
Ответ: «Ближний» – в принципе, каждый человек в мире. Но для нас это слишком, мы пока не знаем, как правильно относиться к врагам и ненавистникам. Этому надо учиться отдельно.
Поэтому «ближний» для меня – это товарищ по группе, человек, который хочет объединиться со мной в достижении духовной цели. Таково условие, которое мы обязаны выполнять в группе. Возможно, мы плохо думаем о товарищах, относимся к ним критически, но если в своей духовной работе мы все-таки стараемся создать правильную сеть взаимосвязи между нами, если не хотим держать зло на других ни в одном помысле, ни в одном желании, ни в одном устремлении и намерении – тем самым мы уже протягиваем нити друг к другу.
До тех пор эта сеть несет нам лишь беды и плохие ощущения. Но как только мы вдохнем в нее жизнь своим отношением, лишенным критики и взаимного осуждения, мы сразу почувствуем токи, текущие между нами, почувствуем, как воздух в группе уплотняется и превращается в «желе», связующее всех нас в одно целое.
Именно так это и ощущается: сгущающийся между нами воздух превращается в жидкость, а затем – в вязкую субстанцию, в постепенно затвердевающее «тесто», пока мы не увидим, что, подобно изюминкам, вкраплены в общий «пирог».
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога «Каббала, наука и смысл жизни». Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.