что означает бык на гербе
Бык в геральдике
Бык в геральдике есть символ плодородия земли.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Бык в геральдике» в других словарях:
Кентавр в геральдике — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия
Медведь в геральдике — Герб муниципалитета Портайн, Швейцария Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигура … Википедия
Дракон в геральдике — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… … Википедия
Муравьи в геральдике — Муравьи (лат. Formicidae) это один из редких объектов живого мира, используемый в геральдике. Муравьи изображены менее чем на 10 гербах европейских городов и других населенных пунктов. В геральдике муравей (также как и пчела) служит… … Википедия
Ворон в геральдике — Геральдический ворон Ворон естественная негаральдическая гербовая фигура. Согласно Александру Лакиеру, в геральдике ворон является … Википедия
Лев в геральдике — У этого термина существуют и другие значения, см. Лев (значения). Геральдический лев Лев и его разновидность леопард один из старейших и самых популярных … Википедия
Муравей в геральдике — Муравьи (лат. Formicidae) это один из редких объектов живого мира, используемый в геральдике. Муравьи изображены менее чем на 10 гербах европейских городов и других населенных пунктов. Согласно Александру Лакиеру, муравей (также как и… … Википедия
murmia
Мурка
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.
Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз
Список гербов в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1#top
ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
2) Цвета на гербе:
ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
5) символы, заинтересовавшие меня при рассматривании гербов и показавшиеся мне любопытными:
Палка с надетой на нее «шапкой Свободы» (иначе, Фригийская шапка — головной убор древних фригийцев, имела форму высокого колпака, верх которого ниспадал кпереди, часто снабжена была двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужила образцом для шапочки якобинцев во время великой французской революции; с тех пор — символ свободы), они символизируют желание стоять на страже свободы своей страны. (например, на гербе Аргентины)
герб РФ
из Федерального Закона о Государственном гербе Российской Федерации:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.
История Российского герба:
Великий князь Московский Иван III (1462-1505) женился на византийской царевне Софье Палеолог. Чтобы завоевать уважение других государств, он принял родовой герб византийских царей — Двуглавого Орла. Византийский герб с изображением орла олицетворял независимость. Две головы символизировали власть над восточной и западной частью империи. На головах орла были изображены две короны, знак двойной власти. Когда Иван III превратился из Великого князя в царя Московского, он взял для своего государства новый герб — Двуглавого Орла. Иван III в 1472 году возложил на обе орлиные главы Цесарские венцы. В это же время на груди Орла появляется щит с изображением иконы Святого Георгия Победоносца. В 1480 г. царь Московский становится Самодержцем — независимым и самостоятельным главой государства, чья воля для всех — закон. А вот уже сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха.
В 1610 году впервые в лапе Орла появляется Скипетр — символ твердой власти. Слово происходит от соединения двух греческих слов: «палка» и «опираюсь». Это один из знаков монархической власти. Шекспир писал о скипетре так: «Он — атрибут величья и почета, внушающий пред царской мощью трепет». Жажда «скипетра» пробудила в народе волну патриотизма и привела к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645), прозванного народом Тишайшим.
На протяжении 1472-1918 гг. русский Орел несколько раз меняет свои формы. На иконах Святой Георгий Победоносец всегда скачет слева направо, то есть с запада на восток, угрожая извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе: поляки и Ватикан не оставляли своих надежд привести Русь в католическую веру.
другие примеры государственных гербов:
1. Республика Ирак. Ирак — государство в Западной Азии, на юго-востоке имеющее узкий выход к Персидскому заливу Индийского океана. Столица Багдад
Символ нового года. Что мы знаем о Быке.
Символ будущего года – желтый бык. Быки и коровы – это животные которым уделено необыкновенно много внимания в мифологии и религии почти всех народов, что неудивительно: ведь для многих первобытных племен они были и кормильцами, и защитниками, и друзьями.
Африканские страсти
В современной Уганде богатство местных жителей измеряется в коровах. Есть корова – значит есть еда, ведь основой питания является молоко. В племени карамаджонгов тотемного быка имеет каждый мужчина. Бык и мужчина носят одно имя и фактически воспринимаются как единое целое. Воины убеждены, что выкрикивание имени быка перед боем наделит их особыми силами, придаст храбрости и приведет к победе. Священных быков мужчины ценят даже больше чем жен, тем более что жен много, а бык один.
Смерть или пропажа такого быка – это очень плохая примета, и если находятся виноватые (а они находятся), то их ждет жестокое наказание. Если же бык переживает своего хозяина, то его закалывают на могиле владельца. С быками же связаны и матримониальные обычаи племени. После возвращения с пастбищ, где мужчины находятся по полгода, каждый из них должен выбрать себе жену. Перед этим ответственным событием все мужчины племени собираются в загоне для скота и пьют кровь своих быков, взятую из яремных вен. Это придает им мужской силы и привлекательности.
Индийская мудрость
В Индии издревле корову считают воплощением Великой матери и земли, а иногда даже всей Вселенной. Веды связывают её с зарёй и солнцем, называют матерью. Священные книги запрещают употребление в пищу мяса коров и определяют различные виды наказания за их убийство (причём, убийство быков карается более строго). Элемент почитания коров присутствует во всех основных священных писаниях индуизма, где описывается, что коровье молоко помогает пробудить в человеке благородные качества.
Коровье топлёное масло повсеместно используется при проведении религиозных ритуалов и в употребляется в пищу. Коровий помёт применяется как удобрение в сельском хозяйстве. Современной наукой было доказано, что дым от коровьего помёта является сильным дезинфицирующим средством. Коровья моча широко применяется в религиозных ритуалах и в медицинских целях. Панчагавья – элемент, обладающий наибольшей очистительной силой, состоит из пяти продуктов, получаемых от коровы: молока, йогурта, гхи, коровьей мочи и помёта. Запрет употребления в пищу коровьего мяса рассматривался как первый шаг к полному вегетарианству.
Египетский синкретизм
Для египтян образ коровы связан с богиней неба Нут. Она хозяйка не того «нижнего неба», которое подвластно человеческому взгляду, а сферы куда более высокой и непостижимой – самого космоса. Так уж был устроен ум древнего человека: то, что не мог объяснить, он обращал в прекрасную метафору. Древние египтяне, глядя на небо, представляли прекрасную небесную корову, которая одновременно была и красивой женщиной, океаном, крышей и даже крыльями.
И, что самое удивительное, все эти образы не противоречили друг другу. То, что они видели, но не понимали, неизменно обретало черты божественного, обязательно одушевленного и прекрасного. Каждый день небесная корова заботилась о том, чтобы день и ночь менялись местами, то проглатывая луну и звезды, то вновь порождая их. А ещё она охраняла покой мертвых.
Но Нут – не единственная богиня-корова в египетском пантеоне. С коровой ассоциировалась и Исида, одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» – мать быка Аписа, у которого, как известно, тоже был собственный храм в Мемфисе.
Русская душевность
Все мы наверняка помним сказку о Крошечке-Хаврошечке и её помощнице Пеструхе. Корова в этой сказке становится символом матери, защищающей свою дочь от злой мачехи. Коровушкой-матушкой зовет её главная героиня. Даже после смерти Пеструха готова помогать своей подопечной, но с одним условием. Хаврошечка не должна есть коровьего мяса, а вместо этого закопать её косточки и каждый день поливать. И вот на месте могилы вырастает яблоня, которая, как вы, конечно, помните, помогает героине самой реализоваться как женщине и выйти замуж за красивого молодого мужчину, наконец вырвавшись из дома злой мачехи.
Можно долго рассказывать о волоокой богине Гере и Зевсе-быке, шумерском боге-быке Син, воплощавшем месяц. Роль, которую быки и коровы играют в обычаях и верованиях, огромна. Так пусть год быка принесет нам силу, богатство и доброту. А мы должны постараться быть добрее и милосерднее к этим прекрасным и благородным животным, которые там много сделали для нас.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
Геральдика. Животный мир
| ||
Рубрики: | Геральдика |
Метки: геральдика.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям
Русские гербы до двуглавого орла: борющиеся звери и одноглавый орел
Изданный в 1530 году в Аугсбурге гербовник «Wappenbücher» содержал целых четыре герба «императора Российского, князя Московского, Новгородского, Псковского, Смоленского, Болгарского, Новгорода Низовской земли, Беломорского, Обдорского, Кондийского и т.д».
В первом поле четверочастного щита изображен всадник (на малом гербе с саблей); во втором и третьем полях поставленные лицом к лицу лев и дракон (в малом гербе лев и волк?); в четвертом поле одноглавый орёл.
Великий князь Московский Иван III и герб Московского государства. Из «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна.
Герб Московского государства в виде всадника на коне на портрете царя Федора Иоанновича (1596) иллюстрация к труду «Effiggie naturali dei maggiori prencipi et piu’ valorosi capitani di questa era con l’arme loro», хранящемся ныне в Британском музее.
Московский всадник поначалу изображался обнаженным. Видимо, это попытки западных художников восстановить рисунок по плохоньким рельефам на московских монетах. Конечно же, московский всадник, который в Москве всегда изображал конного государя, голым быть не мог.
Возможно, странным покажется, что всадник в немецком гербовнике держит не копье, а саблю (а на втором рисунке вообще не имеет в руках оружия). Ну так ничего удивительного. На карте Европы Олафа Магнуса герб Ивана IV представляет собой всадника с луком. А на карте Лукаса Янсона Вагнера (1589) всадник вообще заносит меч подобно литовскому гербу.
И борющиеся животные в московском гербе из южнонемецкого гербовника тоже уже не фантастика, а отражение московских реалий. Парные изображения льва и единорога в российской эмблематике существуют со времен царя Ивана Грозного. Битва льва и единорога была описана в 21-м псалме «Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов». В «Голубиной книге» (XV-XVI вв) лев и единорог выступают как цари всех зверей: «. Когда выдет он [единорог] из сырой земли, а и ищет он сопротивника, а тово ли люта льва-зверя; сошлись оне со львом во чистом поле, начали оне, звери, дратися: охота им царями быть, над всемя зверями взять большину. «. Борющиеся лев и единорог украшали трон Ивана Грозного. Видимо изображать этих «царей зверей», прислуживающих государю, поддерживающих его трон, было значимым, повышало авторитет государя как властителя всего сущего.
Лев и единорог стали своеобразными эмблемами Московского печатного двора. Они же воспроизводились на переплетах книг, на книжных застежках, даже на пуговицах. Позже «наследница» Печатного двора Синодальная типография помещала такую же эмблему на своих изданиях.
Льва и единорога как древний московский герб упоминает даже В. Татищев в «Истории Российской»:
Герб Белой Руси издревле был всадник белый в красном поле, саблю имеющий пред собою. Василий III Димитриевич положил копием колющего голову. Его внук Иоанн I царь – змия колющего в знак победы над татарами, как на их деньгах изображенного. Некоторые думают, сей герб княжества Московского, но неправильно. Ибо Московский герб давно был лев с единорогом борющиеся.
Правда, в московском гербе из южнонемецкого гербовника 1530 года лев и единорог превратились в льва и дракона и льва и волка. Ну так и этому есть прототипы и в европейской картографии, и в русской архитектуре.
На картах подобная эмблема известна, например, по Морской карте 1516 года Мартина Вальдзеемюлллера.
Карта Мартина Вальдзеемюллера. В районе города Великого Новгорода изображен герб с двумя животными друг напротив друга. Звери очень похожи на льва и дракона.
А посмотрите на рельеф на Боровицкой башне Кремля (рельеф конца XV века, времен строительства башни): вот они, лев и дракон! Кстати, на Боровицкой башне есть и рельеф всадника с мечом (ну точно как в гербовнике 1530 года, и двуглавый орёл, возможно вообще первый раз появившийся на территории Москвы, и тоже как в гербовнике 1530 года.
Так что европейский художник ничего не сочинял, а пытался по крупицам восстановить настоящие русские символы!
Откуда в этом сложном гербе взялся одноглавый орел, подобный польскому, можно только гадать. Но это не первое появление одноглавого орла среди эмблем Руси.
На карте Каспара Вопелия помимо герба Руси с башней (в районе Новгорода), Смоленского герба и герба Красной Руси (в районе Киева) изображен также некий щит с одноглавым орлом.
В «Космографии» Сигизмунда Мюнстера статья о Московии также открывается изображение одноглавого орла (правда, наличие на его груди литеры S позволяет предположить, что ошибочно изображен герб Польши с инициалом короля Сигизмунда)
Начало главы о Московии в «Космографии» Себастьяна Мюнстера. Герб с одноглавым орлом.