что означает драконий грех
Не нагреши: 7 смертных грехов, актуальных сегодня
В православии смертные грехи разделены на три вида. К первому относятся греховные страсти и пороки: чревоугодие, блуд, корыстолюбие, гнев, гордыня, зависть, леность, а также объявление войны. Второй вид грехов — грехи против Бога: жизнь в злобе, отсутствие добродетели, зависть к духовности других. И, наконец, третий вид смертных грехов — самые тяжкие: умышленное убийство, содомия, притеснение нищих, вдов и сирот, лишение платы работников, оскорбление родителей.
Конечно, в современной жизни трудно избежать грехопадения. Ведь грехи — не что иное, как инстинкты, которые были с нами задолго до того, как мы открыли религию. Сможет ли выжить существо, неспособное к гневу и блуду? Навряд ли. Но у человека всегда есть выход — покаяние.
Рассмотрим 7 смертных грехов, которые присущи и мужчинам, и женщинам. Да-да, прекрасная половина человечества — совсем не без греха!
Зависть — один из самых «женских» грехов
Да, нас учили с детства, что завидовать плохо, но осознавать это не получалось — очень уж нравились чужие вещи, друзья, отношения, и в целом чужая жизнь… Чтобы этот грех не был слишком тяжким, зависть разделилась на «черную» и «белую». «Черная» — когда завидуешь и желаешь плохого, а «белая» — когда завидуешь и, образно говоря, радуешься за человека и мечтаешь иметь такую же вещь, здоровье, квартиру… Список продолжите сами. На самом деле, зависть может быть пусковым механизмом, или, как сейчас модно говорить, мотивацией, которая заставляет тебя стремиться быть лучше, чего-то добиваться, включаться в борьбу. Тот, кто не завидует, ни к чему не стремится.
Чревоугодие — довольно странный грех, учитывая современный образ жизни
Да и кому будет хуже, если ты съешь суши или пирожное? Гастрономия — это искусство, а гурманы, ресторанные критики — очень уважаемые люди. Обилие ресторанов на любой вкус и бюджет просто толкает нас в объятия греха. Кажется, что единственная проблема — от чревоугодия можно растолстеть и заработать заболевания ЖКТ. Кстати, полнота в наше время и есть самый настоящий смертный грех. На самом деле, чревоугодие имеет несколько иное значение: когда еда была дефицитом, объедать ближних было цинично. Так что не стоит думать о том, что ты согрешила, если тебя приглашает в ресторан очень симпатичный мужчина. Этот грех точно можно отпустить самой себе.
Алчность — грех, связанный с деньгами
Поклоняться им — грешно, быть скупой — плохо в глазах окружающих, расточительной — плохо для себя самой. Современные реалии ставят на первое место качество жизни, а без денег его, увы, никак не обеспечить. Чтобы обеспечить безбедное существование, нужно хорошо зарабатывать и разумно экономить. Но сделать это невозможно, если ты считаешь симпатию к деньгам грехом.
Гнев — вполне понятный грех: никто не любит злых людей, впадающих в истерики
Сегодня этот грех называют агрессией, и она свойственна всем живым существам без исключения. Без агрессии эволюция была бы невозможной — весь принцип естественного отбора основан именно на ней. А еще агрессия заставила живых существ равномерно расселиться по всей планете, построить иерархию и помогла стать человеку господствующим видом. Гнев и агрессия и сегодня помогают нам отстаивать личные границы. И даже восстанавливать справедливость. Единственный минус — слишком уж много агрессии в окружающем мире. Но и с этим человечество борется всеми известными способами: медитациями, ретритами, путешествиями, психотерапией и так далее.
Уныние — это не печаль, не тревога и даже не депрессия, а праздность
На самом деле, без безделья жить невозможно. Отдых — это перезагрузка и помощь истощенной нервной системе. Наши предки жили без новостей, политики, короновируса и соцсетей, и уровень стресса был несопоставим с современным. Поэтому «уныние» — это наше спасение, а к чему приводят нервные перегрузки, наверно, объяснять не требуется.
Блуд или прелюбодеяние — самый осуждаемый грех, не учитывающий, что люди полигамны
Всего лишь 5% людей моногамны и способны по доброй воле хранить верность. Даже без учета этого факта мы создаем семьи и стремимся хранить верность партнеру. Но найти именно «своего» человека не так-то и легко, если исключить интимные отношения до свадьбы. Поэтому блуд в наши дни можно расценивать как здоровое сексуальное влечение. А если его нет, то это не норма, и лучше обратиться к врачу.
Гордыня, он же тщеславие — еще один смертный грех, близкий родственник зависти
Почему? Да потому что он тоже имеет отношение к мотивации. «Не высовывайся», «Будь скромнее», «Не считай себя самой умной» — такие фразы ведут только к поломанной самооценке. Тут уж не до гордости. На самом деле, каждый родитель гордится успехами своего ребенка, и каждый человек — своими победами. И имеет на это полное право. Без тщеславия невозможно достичь высот и реализовать свои мечты. Пусть уж лучше ты будешь гордиться своими достижениями, чем проживать серую жизнь.
Не относись к грехам слишком серьезно, но и излишества ни к чему. Жизнь слишком коротка, чтобы лишать себя радостей, а все мы смертны, как и грехи. Получай от жизни позитив и удовольствие!
Семь смертных грехов
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Seven Deadly Sins. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Балалайка докладывает: Эта статья — о культурологическом явлении и его проявлениях в мировом творчестве. Не надо разводить здесь религиозную (равно как и антирелигиозную, и вообще какую бы то ни было) полемику. |
Внимание! Это, согласно христианскому канону (нюансы которого мало известны широкому кругу профанов), список, собственно, из семи ГЛАВНЫХ грехов, а не из семи «смертных». Нюансы, связанные с корректным (или не особо корректным) употреблением термина «СМЕРТНЫЙ грех» — см. далее в «Пятиминутке догматики».
В Библии об этом не написано, а 10 заповедей запрещают совсем другие грехи.
По «народным», католическим представлениям, семью смертными [1] главными грехами (т. е. непростительными, если человек не раскаивается; наиболее тяжкими в сравнении со всеми остальными) являются следующие семь страстей от наиболее серьёзного к менее и «отвечающие» за их распространение семь демонов:
В средние века для обозначения смертных грехов появился термин «saligia». Это акроним, составленный из первых букв смертных грехов, чтобы запоминали их именно в таком порядке: superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia.
Православие унаследовало от западных Отцов Церкви (святых Иоанна Кассиана Римлянина, Григория Великого и других) другую схему — восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль (кроме покаянного чувства и сострадания ближним), уныние, тщеславие, гордость. Проявлениями этих страстей считаются все остальные грехи: тщеславие порождает, например, ложь и зависть, уныние — леность и тягу к безмерным развлечениям. Грубо говоря, печаль — это реакция на внешние раздражители, а уныние — внутренняя пустота в душе. Есть и другая классификация корней зла: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие.
Тема предельно раскрыта в финале де-костеровской «Легенды об Уленшпигеле», где все Семь Грехов являются в облике омерзительных аллегорических персонажей, а потом на глазах протагониста преобразуются в своих «благих двойников».
Обратная сторона Семи смертных грехов — Семь добродетелей.
Содержание
Пятиминутка догматики [ править ]
На самом деле догматическое вероучение не выделяет какие-то особенные грехи в качестве смертных. «Грехом к смерти» считается грех, который:
а) касается серьезных материй (преступление против Бога, Церкви, жизни, здоровья и собственности ближнего);
б) совершен в здравом уме и с полным осознанием;
в) не был искуплен раскаянием и исповедью.
Учение же о «восьми главных грехах» (первоначально говорили именно о восьми, добавляя тщеславие или выделяя пьянство в отдельную категорию) носит морально-дидактический, а не сотериологический характер. Проще говоря, если ты в гневе на кого-то наорал, это еще не смертный грех, он не касается серьезной материи.
Доводы «вне канона» [ править ]
Вообще вне контекста этого списка «грехом» обычно называют какие-то действия, а здесь описываются скорее «пороки», т. е. склонности, которые могут побуждать к этим действиям. Но имеются в виду заодно и все те действия, к которым приводят (или могут приводить) такие склонности, так что выбор термина всё-таки оправдан.
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»
А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Семь смертных грехов
1. Гордость
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».
Свт. Василий Великий
Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.
2. Зависть
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Святитель Илья Минятий
Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.
3. Чревоугодие
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.
4. Блуд
«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.
Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».
Священномученик Василий Кинешемский
Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.
5. Гнев
Святитель Тихон Задонский
Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.
6. Алчность (корыстолюбие)
«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».
Святитель Феофан Затворник
Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.
7. Уныние (лень)
«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».
Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Читайте также:
В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Сообщества
—Статистика
Семь смертных (или главных) грехов в христианстве
Семь смертных грехов, или главные грехи – это понятие, которое сформировалось в христианском богословии довольно давно (в середине 3 века н.э.).
Ниже вы можете видеть полный список 7 смертных грехов и их подробное описание.
Обратите внимание, что разные богословы, так или иначе, формировали свои собственных списки главных 7 грехов. Но основой перечень сохраняется практически у всех, как западных христиан, так и восточных:
Давайте рассмотрим каждый грех в отдельности и дадим ему краткую характеристику. Итак, перед вами 7 смертных грехов.
1 смертный грех
Гордыня – непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм и зазнайство. Фома Аквинский определяет ее, как неупорядоченное желание превосходства. Гордыня противоположна добродетели смирения.
2 смертный грех
Алчность – неумеренное желание, склонность к получению материальных благ и выгоды. С ней напрямую связана жадность (любостяжание). Алчность часто становится мотивом преступления или причиной трагедии.
3 смертный грех
Зависть – желанием иметь то, что есть у другого. Иоанн Дамаскин определяет ее, как неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ.
4 смертный грех
Гнев – сильное, возбуждённое состояние духа против ближнего. Гнев определяется как крайнее негодование, которое может перерасти в жажду мести.
5 смертный грех
Похоть (блуд) – грубое чувственное половое влечение, сладострастие. Согласно Библии, похоть является одним из самых частых и опасных грехов.
6 смертный грех
Чревоугодие – пристрастие к вкусной и обильной пище, неумеренность, жадность в еде, объедение, употребление чрезмерно большого количества пищи, пресыщение.
7 смертный грех
Уныние (лень) – духовная и/или физическая апатия, подавленное состояние души. Человек, впавший в уныние, утрачивает желание ко всякому виду труда и деятельности: физическому, умственному, духовно-нравственному.
Рубрики: | религия,христианство, православие, праздники |
Метки: 7 смертных грехов
Процитировано 6 раз
Понравилось: 11 пользователям
Ступай и греши! 7 смертных грехов как залог счастливой жизни
Те качества, которые религия называет грехами — это инстинкты. Они управляли нами задолго до того, как мы впервые посмотрели в небо. Попробуй представить себе живое существо, неспособное к гневу и блуду. А теперь задай себе вопрос: как долго оно проживет и сумеет ли размножиться? Отвечаем: проживет недолго, потомства не оставит. Но мы все-таки люди, а не животные, верно? И для того, чтобы мы не перегрызли друг друга в конкурентной борьбе за ресурс, инстинкты были признаны смертными грехами и выделены в отдельный список. И нам было предписано с ними бороться изо всех своих слабых сил. А иначе в лучшем мире нам сделают а-та-та. Но при этом лазейка для оступившихся (на самом деле — для всех) была оставлена: нагрешил — покайся. А потом иди и больше не греши.
Многие тысячелетия этот принцип прекрасно работал, но теперь дал сбой. Потому что жизнь среднестатистического хомо сапиенса стала, с одной стороны, проще, а с другой — гораздо сложнее. Проблемы выживания решены, нам больше не нужно ежедневно сражаться с враждебным миром за существование, мы можем просто жить. Но инстинкты никуда не делись, поэтому теперь мы направляем их внутрь себя. И получаем большие проблемы. А всего-то стоит посмотреть на эти самые инстинкты (то есть 7 смертных грехов) под другим углом.
Зависть
Нас с детства учили, что завидовать — плохо. А мы не хотели этого понимать, потому что в наших детских головах еще не цвел пышный куст стереотипов. В список смертных грехов зависть входит как ненасытное желание. Для нас специально придумали два вида: черную и белую. «Черная» — это когда ты хочешь, чтобы у соседа корова сдохла, а «белая» — это когда ты желаешь той корове долгих лет жизни и рекордных надоев. Ну и мечтаешь сама заиметь такую же.
На самом деле мама тебе все уже рассказала до нас. Правда, дело не в том, «черная» твоя зависть или «белая». Дело в том, что некоторые грехи современности можно повернуть во благо. Так, зависть — пусковой механизм, который заставляет тебя быть лучше. К чему-то стремиться и чего-то добиваться, включаться в конкурентную борьбу. Люди, лишенные зависти, не стремятся ни к чему. Догадаешься, где они все находятся? Ты туда не хочешь точно.
Чревоугодие
Тебе кажется, что это вообще какой-то надуманный грех, да? Кому будет хуже от того, что ты съешь лишнюю пачку печенек? Обидно, когда в грехи современного человека попадает такое искусство как кулинария. Да и гурманы — самые милые люди на свете. В чем проблема? Вот разве только в том, что от чревоугодия можно растолстеть. И в наше время это действительно смертный грех.
На самом деле чревоугодие — очень правильное слово, очень емкое. Просто мы до сих пор воспринимаем его в том же значении, что и наши предки. Только в их времена еда была дефицитом, и объедать ближних и впрямь было как-то нехорошо. Можно ли в современном обществе согрешить, не отбирая ничью еду, а покупая ее на свои кровные и доставляя себе милые радости? Только сегодня мы угождаем утробе иначе: сидим на бессмысленных диетах, глотаем бесполезные (в лучшем случае) пищевые добавки и вообще слишком много нервничаем по поводу еды. Отпусти себе этот грех и наслаждайся вкусной пищей. Определенно станешь здоровее духом. А потом и телом.