что означает гендерно нейтральный
Почему будущее — за гендерно-нейтральным воспитанием детей
В два года ребёнок начинает осознавать, мальчик он или девочка, к трёхлетнему возрасту уже говорит об этом с определённой уверенностью, а к четырём годам окончательно утверждается в собственной гендерной идентичности — и начинает вести себя сообразно с так называемыми «гендерными ролями». То есть, делает то, что «положено» мальчику или девочке.
Что такое гендер? В первую очередь — социальный конструкт. Тогда как половая принадлежность определяется в роддоме («Поздравляем, у вас девочка») и относится к физиологическим признакам, с гендером дела обстоят несколько сложнее. Гендер во многом зависит от воспитания: мальчиков убеждают в том, что они «сильный пол», дарят игрушечных солдатиков и машинки, девочкам навязывают «хранение семейного очага», вручают кукол и плюшевых зверушек.
Гендерно-нейтральное воспитание даёт ребёнку возможность опробовать себя в разных социальных ролях и выбрать ту, которая будет соотноситься с его характером и личными пожеланиями (или не выбирать вовсе — такая опция тоже есть). О том, почему это настолько важно, рассказываем в этой статье.
«Мужчины с Марса, женщины с Венеры»
Долгое время существовал миф о том, что женщины и мужчины различаются по строению мозга. Считалось, что они мыслят по-разному и желают разного, у них разные стремления и мечты, поэтому воспитание мальчиков и девочек требует принципиально разного подхода. Но в 2015 году этот миф развенчала коллаборация учёных-нейрофизиологов из США, Израиля, Германии и Швейцарии.
Выяснилось, что ничего, присущего только женщинам или только мужчинам, не существует. Мозг — это своего рода «мозаика» из разных черт, причём черты эти могут встречаться у представителей обоих полов. И хотя учёные признали, что некоторые анатомически-морфологические различия имеются, нет никаких комбинаций признаков, которые позволили бы с уверенностью говорить именно о «мужском» или именно о «женском» мозге. Действительно, есть особенности, которые чаще встречаются у женщин или у мужчин, однако нет особенностей, которые встречались бы исключительно у женщин или у мужчин.
Учёные подчеркнули, что говорить о мозге в бинарном ключе нельзя, потому что каждый отдельный мозг — уникальный набор признаков. Все разговоры о «женщинах с Венеры» и «мужчинах с Марса» — просто разговоры, не подтверждённые никакими фактами.
Разные биологические виды
О том, насколько легко дети впитывают гендерные стереотипы, исчерпывающе рассказывается в исследовании под остроумным названием «Мальчишки есть мальчишки, коровы есть коровы» за авторством психологов Марианны Тейлор, Марджори Роудз и Сьюзан Гельман из Университета Мичигана. Учёные спросили пяти- и шестилетних детей, станет ли хрюкать корова, воспитанная свиньями. После этого учёные спросили детей, что станет с девочкой, которую сразу после рождения удочерит изолированная группа мужчин. Полюбит ли она рыбачить, станет ли играть с солдатиками или машинками? Целью исследовательниц было выяснить, считают ли дети, будто девочки изначально рождаются с любовью к вязанию, куклам и играм в принцессы, а мальчики — с тягой к грузовикам, футболу и «войнушкам».
Большинство детей решили, что воспитанная свиньями корова всё равно будет мычать, а воспитанная мужчинами девочка — играть с куклами. И если с коровой всё понятно и резонно (потому что корова — отдельный от свиньи вид, и мычание заложено в ней на физиологическом уровне), то с девочкой не всё так просто. Однако для детей тяга к куклам и платьицам видится такой же физиологией, как мычание для коровы.
Мышление детей очень специфично. Дети усугубляют и утрируют, и даже небольшой толчок в сторону гендерно-различного воспитания приводит к тому, что они начинают считать девочек и мальчиков совершенно разными биологическими видами. Это нормально — людям проще жить, когда они обобщают и каталогизируют.
Так, например, психолог Кэрол Мартин показывала детям фотографию мужчины у плиты и говорила, что мужчина на картинке любит готовить. Но когда детей через некоторое время спрашивали о том, что они видели на изображении, практически все говорили, что мужчина — специалист ремонтной службы, который пришёл чинить сломанную плиту. Повар в больнице «повышался» до врача, а директриса школы «понижалась» до секретарши или кухарки.
По этой же причине так плохо работают мотивационные картинки с учёными-женщинами, призывающие девочек идти в науку. Из-за навязанных с детства стереотипов девочки помнят об этих учёных как об ассистентках или лаборантках.
Стоит только бросить зёрнышко гендерных стереотипов в плодородную почву детского разума, как из неё немедленно полезут сорняки, причисляющие девочек и мальчиков к разным видам. И выполоть почву может только её владелец, как только осознает всю ошибочность своих суждений.
Почему гендерно-нейтральное воспитание — это не страшно
Вокруг «нейтрального родительства» выстраивается высокий забор из мифов и «страшилок». Мол, если с детства не прививать ребёнку мужественность или женственность, из него вырастет гомосексуал, трансгендер, андрогин или запуганное существо со сломанной психикой. Это не так. Нейтральное родительство даёт ребёнку возможность найти себя — определиться с тем, кем он хочет быть, и жить в комфорте со своим внутренним я.
● Гендерно-нейтральное воспитание не сделает из ребёнка лесбиянку или гея. В первую очередь потому, что гомосексуальность закладывается генетически. Невозможно «заставить» человека быть геем или лесбиянкой, если он гетеросексуал. На это невозможно повлиять, и с этим ничего нельзя делать.
● Гендерно-нейтральное воспитание не превратит ребёнка в трансгендера. Трансгендерами являются 2–5% от человеческой популяции. Опять же, это не зависит от воспитания. Как и в случае с гомосексуальностью, это обуславливается генетически, химически и физиологически. В этом плане показательна история Брюса-Бренды Реймера — мальчика, который получил травму пениса во время обрезания, и которого после этого воспитывали как девочку. Брюс не был трансгендером, поэтому ему было дискомфортно в теле женщины. Со временем вернулся к своей изначальной гендерной идентичности, женился и усыновил детей, даже несмотря на то, что его растили девочкой.
Согласно статистике TransActive, более 85% детей, воспитанных гендер-нейтрально, являются гетеросексуалами и воспринимают себя сообразно со своим биологическим полом.
● Гендерно-нейтральное воспитание не выступает против феминности или маскулинности. Напротив — оно позволяет девочкам быть маскулинными, а мальчикам — феминными, если им этого хочется, или сочетать в себе оба этих признака. Грубо говоря, нейтральное родительство не требует отобрать у девочек кукол, а у мальчиков — машинки. Оно предлагает положить перед ребёнком и куклы, и машинки, и динозавров, и что угодно ещё, чтобы он мог сделать выбор в зависимости от своих личных предпочтений, а не от навязанных обществом установок.
Времена изменились
Отличающихся часто травят и не любят, особенно в жёсткой школьной среде. Родители всеми силами пытаются защитить своих детей от этого — и попытка сделать их такими, как все, тоже является защитной мерой. Но все люди разные. Каждый ребёнок, вне зависимости от пола, обладает уникальной личностью: в чём-то он силён, в чём-то слаб, в чём-то лучше других, в чём-то хуже.
Однажды вам придётся сделать выбор. Чего вы хотите, чтобы ребёнок жил в гармонии с самим собой, занимался действительно интересными ему вещами, одевался так, как захочет, и вёл себя так, как ему комфортно, или следовать устаревшим и навязанным гендерным стереотипам?
Война полов: Как работает гендерный маркетинг
Тема гендера — одна из самых конфликтных. Придерживаетесь ли вы традиционалистского взгляда на гендерные роли, выступаете ли за гендерную нейтральность или продвигаете идеи радикального феминизма, всегда найдутся те, кто с вами не согласен и готов спорить по этому поводу до хрипоты. С точки зрения социологии, политики или религии это, пожалуй, проблема. Но с точки зрения маркетинга это лишь один из множества факторов, формирующих потребительское поведение. И этот фактор, как бы маркетолог ни относился к проблеме гендерного равенства, нельзя игнорировать.
Разделить на два
Сужение позиционирования продукта или услуги всегда поднимает стоимость, поэтому, например, бритва для женщин будет стоить дороже аналогичной бритвы для мужчин того же производителя. В среднем товары для женщин и девочек на 37% дороже мужских — это касается косметики, одежды, игрушек и других товаров. Одна и та же футболка в Topshop (женский отдел) стоит £12, в Topman (мужской отдел) — £8. В то же время мужчины переплачивают, когда покупают, к примеру, многие средства личной гигиены: мужской гель для душа Nivea стоит 370 рублей («Классический»), женский — 141 рубль («Нежное увлажнение»).
Гендерная специализация позволяет не только повысить цены на определённые продукты, но и увеличивает продажи — вместо одного универсального шампуня супружеские пары покупают два: для мужчин и для женщин.
Отличия между «мужскими» и «женскими» продуктами выражаются гендерными визуальными кодами и коммуникацией, построенной на гендерных стереотипах.
Нужен ли бренду пол?
С раннего детства мы познаём себя через призму пола и социальных ролей, которые он определяет. Отсюда — гендерные стереотипы. Хотя выражение «гендерный стереотип» приобрело отрицательные коннотации, сами по себе гендерные роли, сформировавшиеся в обществе, — это не плохо и не хорошо, это просто данность.
Немецкий предприниматель Тео Ливен в книге The Effect of Brand Gender on Brand Equity пишет, что потребители предпочитают бренды с ярко выраженной половой принадлежностью, так как она помогает потребителю связать личность бренда со своей собственной личностью.
Мужчина с большей вероятностью выберет бренд, обладающий типично «мужскими» характеристиками, женщина — тот, что ведёт себя в соответствии со стереотипами о «женском» поведении. Более того, лояльные потребители бренда с выраженной маскулинностью или, наоборот, фемининностью испытывают недовольство, когда компания расширяет аудиторию за счёт потребителей противоположного пола — они чувствуют, что это нарушает их личное пространство.
Деля продукты на «мужские» и «женские», мы, сами того не осознавая, мыслим в рамках гендерных стереотипов. Например, чем больше продукт или услуга связаны с внешней привлекательностью, слабостью, эмоциональной чуткостью, тем более «женским» мы его воспринимаем. Под «мужским» мы традиционно подразумеваем то, что связано с силой, интеллектом, смелостью, активностью и свободой.
Помимо эмоциональной составляющей бренды маркируют «гендерно-ориентированные» продукты определёнными визуальными кодами. Так, «женские» продукты часто отличают пастельные тона (особенно популярны оттенки розового), изящные шрифты, тактильно приятные фактуры и мягкие формы, а «мужские» — холодные и тёмные цвета (в первую очередь синий и металлик), устойчивые шрифты и ощущение динамики.
Гендерные визуальные коды важны потребителям, потому что позволяют быстро находить то, что им нужно. Например, мы сами (авторы — сотрудники брендингового агентства Mildberry. — Прим. «Секрета») не так давно изучали потребительские предпочтения на рынке мужских шампуней и обнаружили парадокс: несмотря на то что многим мужчинам нравятся яркие цвета, почти все мужские шампуни остаются приглушённым тёмно-синим пятном на полках супермаркетов. Это объясняется тем, что шампунь для мужчины часто выбирает женщина, которая ищет те самые традиционно «мужские» визуальные коды.
В комплексе визуальная и эмоциональная составляющие бренда выдают его принадлежность к определённому гендеру. Например, бренды Mercedes, Audi или TAG Heuer воспринимаются как «мужские», а Dove, Chanel и Olay — как «женские», хотя выпускают продукты для обоих полов.
Гендерная нейтральность: слияние или поглощение?
Половая принадлежность бренда важна в тех индустриях, которые формируют инсайты на основе гендерных стереотипов. Но есть рынки, где гендерная принадлежность потребителя играет второстепенную роль. Это, например, гаджеты, финансовые услуги, фармацевтика или мебель. Именно там естественным образом возникают гендерно-нейтральные бренды — то есть бренды без выраженной гендерной принадлежности. К их числу относятся, например, Apple, Muji или IKEA.
На этом фоне «гендерно-нейтральные» коммуникации в индустрии моды, которая традиционно эксплуатирует сексуальную привлекательность, выглядят скорее ответом на тренд или развитием нового нишевого направления, нежели демонстрацией масштабных изменений в этой отрасли.
Интересно, что на практике гендерная нейтральность — это не всегда слияние мужского и женского, как можно было бы подумать. В большинстве случаев «гендерно-нейтральные» продукты обладают скорее «мужскими» характеристиками (функциональностью, долговечностью и аскетичным дизайном), а их коммуникации апеллируют к рациональному мышлению.
Расширенная функциональность «мужских» продуктов по сравнению с «женскими» — доказанный факт. Есть исследования, демонстрирующие, что детские игрушки для мальчиков за счёт своих функциональных характеристик в большей степени нацелены на интеллектуальное развитие ребёнка, нежели игрушки для девочек. То же самое касается «мужских» автомобилей и гаджетов. Неудивительно, что «мужские» бренды часто привлекают и женскую аудиторию.
Критика чистого гендера
В последние годы мир переживает расцвет принятия разнообразия индивидуальностей и свободы самоопределения. Поэтому наряду с брендами без ярко выраженной гендерной принадлежности появляются бренды, которые пересматривают сформировавшиеся гендерные роли и расширяют аудиторию за счёт другого пола.
Некоторые «мужские» бренды сегодня не обращаются исключительно к мужчинам, потому что замечают гендерное смещение внутри целевой аудитории. Например, 30% потребителей виски Johnnie Walker в Индии и Азии — успешные обеспеченные женщины и бизнес-леди. 12% продаж Harley-Davidson в США в 2014 году также обеспечили женщины.
Такие бренды сегодня помогают женщинам тренировать волю и реализовывать амбиции. Яркий пример women empowerment в России — кампания Nike «Я только лучше».
К маскулинности женщин общество относится толерантнее, чем к фемининности мужчин. Исследование Тео Ливена, о котором говорилось выше, также подтверждает этот факт: мужчина с меньшей вероятностью выберет «женский» бренд, чем женщина — «мужской». Вероятно, это связано с патриархальным укладом, который существовал в разных обществах (в том числе в российском) веками.
Представления о «мужском» более консервативны, но, несмотря на это, и мужчины в наше время получают новые гендерные роли — в первую очередь внутри семьи. Сегодня быть заботливым отцом и ухаживать за ребёнком для мужчины не менее важно, чем зарабатывать деньги.
В России пионером этого направления в 2011 году стал бренд детского питания «Фрутоняня», который сделал главными героями нежных и заботливых отцов и показал, таким образом, новую модель семейных отношений широкой публике.
3 стратегии использования гендера в маркетинге
1. Гендерные стереотипы
Главный плюс разделения на «мужское» и «женское» в том, что так привычнее. Особенно потребителям старшего возраста. Особенно потребителям с традиционной сексуальной ориентацией. Особенно потребителям из стран с патриархальным укладом. Благодаря знакомым визуальным кодам и идеям коммуникации такая сегментация облегчает выбор. Наконец, она зарекомендовала себя как финансово-эффективная за 30 лет существования гендерного маркетинга.
С чем стоит быть осторожнее
При выборе такой стратегии необходимо понимать, действительно ли различаются потребности (как рациональные, так и эмоциональные) разных полов. Если нет, то гендерный маркетинг будет выглядеть как минимум шутливо, а как максимум — оскорбительно. Нельзя превращать гендерные стереотипы в клише — карикатурная коммуникация отталкивает потребителей и не вызывает у них желания ассоциировать себя с брендом.
2. Смещение гендерных ролей
Во-первых, это модно. Структура потребителей многих продуктов и услуг действительно претерпела большие изменения за последние годы. Возможно, вы удивитесь, заметив, что диетический творог пользуется спросом у мужчин, а множество женщин играет в агрессивные компьютерные игры.
Иногда одного такого открытия и смелости заговорить о нём уже достаточно, чтобы завоевать лояльность потребителей обоих полов. Поощряя нетрадиционное для того или иного пола поведение, вы создаёте резонансную коммуникацию с высоким виральным потенциалом.
С чем стоит быть осторожнее
Самое важное в этой стратегии — почувствовать правильный баланс: потребители в большинстве своём должны быть уже готовы к провокации. Хотя некоторые бренды — революционеры в гендерном маркетинге (например, «Фрутоняня») выглядят трендсеттерами, на самом деле они — грамотные и острожные «трендвотчеры».
Помните, что использование фемининного образа мужчины всё ещё неоднозначно воспринимается обществом. И не забывайте о риске вызвать недовольство лояльной аудитории, которая не хочет «делить» любимый бренд с противоположным полом. Эти барьеры можно преодолеть поступательными и деликатными действиями, которые обучат аудиторию и подготовят её к новой картине мира.
3. Гендерная нейтральность
Во-первых, потому что эта стратегия строится на рациональных преимуществах продукта или услуги, вызывая большее доверие потребителей. Во-вторых, «гендерно-нейтральные» бренды в меньшей степени связаны с внешними стимулами, такими как сексуальная привлекательность, проявление статуса, соответствие общественным нормам и т.п., а потому способны выстроить более глубокую персональную связь с потребителем.
С чем стоит быть осторожнее
С точки зрения визуальных кодов «гендерно-нейтральные» бренды менее яркие в сравнении с их «гендерно-стереотипными» конкурентами. Это необходимо компенсировать за счёт креативности в коммуникации, которая будет отражать уникальность бренда.
Ну и, конечно, хотя гендерная нейтральность уже стала трендом на большом количестве рынков, есть случаи, когда потребители не готовы к отсутствию гендерной окрашенности. Это касается продуктов и услуг, традиционно связанных с сексуальностью, или товаров, которые традиционно покупают в подарок.
Фотография на обложке: Jorge Silva / Reuters
Гендерно-нейтральный английский
Что такое гендерная нейтральность в языке
Согласно гипотезе Сепира-Уорфа, язык влияет на нашу картину мира. Ее сторонники считают, что для достижения настоящего гендерного равенства нужно избавиться от дискриминации в языке, так как существующие явления в языке закрепляют стереотипы.
Есть два основных варианта избавиться от языковой дискриминации: сделать язык гендерно-нейтральным или гендерно-инклюзивным. В первом случае предполагается избавиться от обязательного упоминания гендера в ситуациях, когда он не имеет значения. Во втором — включить в язык все возможные варианты гендера и сделать их равноправными.
Выбор способа зависит от строения языка, контекста, ситуации. На практике они часто сочетаются, но во многих языках чаще используется гендерная нейтральность. Она предполагает отказ от ориентации на пол человека в названиях профессий, обращениях, местоимениях и других словах, в которых явно заметен гендер, хотя он может не совпадать с реальным и вообще не иметь значения в данном контексте. Для этого нужно подбирать синонимы или использовать неологизмы.
Существуют противники идеи гендерной нейтральности в языке. Они говорят о том, что это может внести путаницу, что любое искусственное изменение языка бесполезно, что есть языки без гендерной ориентации, носители которых все равно поддерживают дискриминацию. Как бы то ни было, сегодня правила хорошего тона предполагают придерживаться минимальной гендерной нейтральности как в письменной, так и в устной речи. Поэтому при изучении иностранного языка важно знать, каких слов и выражений лучше избегать и чем их можно заменить, чтобы не прослыть невежливым и равнодушным человеком.
Гендерные стереотипы в английском языке
В целом английский язык изначально отличается высокой степенью гендерной нейтральности по сравнению со многими европейскими языками. Основная часть слов в нем не ориентированы на пол или где и никого не дискриминируют. Возможно, одна из причин – отсутствие грамматической категории рода
Английские гендерно-нейтральные местоимения
Кроме того, местоимение they предлагается использовать и в качестве местоимения единственного числа. С точки зрения современной английской грамматики это неправильно, но такой вариант встречается все чаще и может со временем стать нормой. Согласно исследованиям, английское they не ассоциируется с маскулинностью и имеет нейтральную коннотацию. Неологизмы вроде ze или s/he в языке не прижились.
Гендерно-нейтральные обозначения профессий
Гендерно-нейтральные обращения
Другие примеры гендерной нейтральности в английском языке
Вот ещё несколько примеров гендерно-ориентированных слов и их заменителей:
Во французский словарь добавили гендерно-нейтральное местоимение
Французский словарь Le Petit Robert добавил гендерно-нейтральное местоимение «iel». Об этом этом сообщает The Independеnt.
Новое местоимение является комбинацией «il» (он) и «elle» (она). При этом включение слова в словарь произошло еще в октябре, однако внимание на него обратили в СМИ после того, как депутат от партии президента Эммануэля Макрона «Эн Марш» Франсуа Жоливе раскритиковал данное решение. «Le Petit Robert, словарь, который, как мы думали, был справочным, только что добавил на свой сайт слово iel, ielle, iels, ielles. Следовательно, его авторы являются активистами дела, не имеющего ничего общего с Францией: #wokisme», — написал он в Twitter.
Министр образования Франции Жан Мишель Бланке также раскритиковал данное решение. Политик заявил, что «инклюзивный язык — это не будущее французского языка» и что школьники не должны использовать данное местоимение.
В свою очередь, представители словаря заявили, что Le Petit Robert не диктует французам, какие термины следует или не следует использовать, а всего лишь объясняет значение этого слова, поскольку его употребление растет по всей стране.
В 2019 году американский словарь английского языка Merriam-Webster ввел слово «они» (they) в качестве местоимения для людей с небинарной гендерной идентичностью (тех, кто не относит себя ни к категории «мужчина», ни к категории «женщина»).
Как трансы и гендеры меняют английский язык
Политкорректность в мире достигла своего пика. В США и Европе проходят «мирные» протесты, в ходе которых протестующие «лутают» магазины и сносят памятники. А люди с XX и XY хромосомами обижаются, если называть их «девочками» и «мальчиками» соответственно.
Естественно, социальные и политические события ставят свой отпечаток и на развитии языка. Сегодня английский язык меняется просто с невообразимой скоростью. Буквально за последние 10 лет политкорректность стала чуть ли не главным мировым трендом.
В этой статье мы проанализируем, как именно политическая ситуация в мире меняет английский язык. Готовы? Поехали!
Краткий гендерный экскурс
Начнем с гендерного вопроса. Все больше стран и юрисдикций признает, что существует больше чем два пола и нельзя делить общество только на мужчин и женщин.
Изначально вопрос был поднят только из физиологической точки зрения. Самый первый случай официального принятия «третьего пола» был в Австралии в 2003 году, когда человек с генной мутацией в судебном порядке доказал, что его нельзя назвать ни мужчиной, ни женщиной.
Для зануд: у него (или нее) был синдром Клайнфельтера, когда в геноме вместо двух половых хромосом есть три — XXY.
В Европе, в особенности в Германии, где активно внедряли политику абсолютной толерантности, этот случай получил широкий резонанс. Но если с однополыми браками законодательно вопрос решался более активно — в целом были понятны требования гомосексуалистов и то, как их законодательно выполнить, то с небинарным гендером все было сложнее.
По данным ООН, интерсексуалы составляют от 0,5 до 1,3% всего населения земли, что немало. То есть, в мире есть от 38 до 100 млн людей, которые идентифицируют себя иначе, чем мужчины и женщины.
Мы не будем сейчас пытаться объяснять различия между агендером, бигендером, гендерфлюидом и еще рядом гендеров. В законодательной сфере они все обычно собираются в понятие «genderqueer», которое значит «особый пол». Кстати, само слово появилось в 2008 году с подачи британских СМИ.
Сегодня «третий пол» имеет официальный статус в Германии, Великобритании, Нидерландах, Австрии, Канаде и еще ряде азиатских стран. В США пока что все сложно, но в пяти штатах уже разрешили выдавать документы, где указан пол Х.
Постепенно социально-политические вопросы стали изменять и языки. Разберем наиболее острые проблемы английского языка, которые с ними связаны.
Mr, Mrs, Miss или Mx? Гендерно-нейтральные обращения в действии
Что может быть оскорбительного в обычном обращении? Оказывается, очень даже может по мнению интерсексуалов.
В английском языке ранее не было распространенных обращений для небинарных гендеров. Собственно, в каком-нибудь XIX веке не было и самого понятия небинарных гендеров. Обращения были вполне обычные.
Mr, Mister — Мистер, для мужчин
Mrs, Missis — Миссис, для замужних женщин
Miss — Мисс, для незамужних женщин
Обращаться можно было также и по титулу или званию. То есть, Lord или Professor тоже вполне допустимое обращение. Но не так давно стало популярным еще одно обращение:
Оно применяется к небинарным людям и трансгендерам. Потому что в нем нет обозначения половой принадлежности.
Само гендерно-нейтральное обращение появилось еще в 1970 году, но популяризовать его стали британцы не так давно. В 2014 году Королевский банк Шотландии официально включил это обращение как официальное при переписке. Чуть позже обращение Mx стала использовать Королевская почта. Более того, в 2015 году его стали использовать на официальном уровне в государственных учреждениях. К примеру, в официальной корреспонденции Палаты общин, Министерства труда и пенсий, Управления по налоговым и таможенным сборам и Национальной службы здравоохранения.
В том же 2015 году обращение «Mx» было включено в Оксфордский словарь английского языка.
То есть, если вы ведете официальную переписку с британскими компаниями или государственными учреждениями, то вполне возможно, что в письмах к вам будут обращаться Mx. Даже если ваш пол будет известен. Уже были прецеденты, когда за обращение Mister или Miss подавали в суд, потому что человек идентифицирует себя как-то иначе.
Впрочем, некоторые компании относятся к этому тренду с исключительно английским юмором. К примеру, на сайте RailCard, где можно купить билеты на британский железнодорожный транспорт, во время регистрации вас попросят указать, как к вам обращаться. И там целых 44 варианта!
Кроме стандартных Mr, Mrs, Miss и нового Mx, там можно найти титулы Baron, Duke и Lord, статусные обращения Rt Hon и Hon, профессиональные Her Honour, His Honour, Judge и Prof, а также религиозные Prebendary, Rabbi, Sister, Canon и много других. Можно выбрать на любой вкус.
Никаких «he» и «she», Или немного о гендерно-нейтральных местоимениях
С местоимениями же сложнее, чем с обращениями. Потому что в современном английском нет местоимений, которые можно было бы использовать как гендерно-нейтральные. Не «it» же, в самом деле.
Наиболее популярен сегодня следующий вариант:
We have a new teacher. They will come tomorrow.
У нас новый учитель. Они придут завтра.
«They» — это по сути замена обычных местоимений «she» и «he». То есть, таким способом отмечают человека, который определяет себя иначе чем «мужчина» или «женщина».
Несмотря на то, что тенденция стала актуальна всего в последние 5 лет, само определение местоимения «They» в качестве нейтрального местоимения единственного числа далеко не ново.
В далеком 1795 году группа ученых, среди которых были лингвисты Линди Мюррей, Джозеф Пристли и Хью Блэйр предложили использовать «they» как общее местоимение третьего лица единственного числа. То есть, оно должно было объединять «he» и «she». И хоть тогда инициатива не нашла большого числа сторонников, сейчас же этот вариант снова набирает популярности. Несмотря на то, что звучит он необычно, он имеет под собой лингвистические предпосылки.
Среди других исторических попыток «найти» гендерно-нейтральное местоимение, нужно выделить также работы Уильяма Маршалла, который в 1789 году обнаружил в исторических хрониках диалектное местоимение «Ou».
«Ou» одновременно обозначает сразу три местоимения — «he», «she» и «it», отдельно не выделяя никакой из них. Предположительно, это слово было создано писателем и переводчиком Джоном Тревиза в XIV веке.
«Ou» — это по сути редуцированная форма местоимений мужского и женского рода «he» и «heo», которые использовались в староанглийском и среднеанглийском. Эти две формы были практически неотличимы по произношению, поэтому в устном виде могли обозначать как мужчину, так и женщину. А местоимение «she», которое появилось примерно в середине XII века, было попыткой хоть как-то разделить местоимения по звучанию. То есть, исторически уже существовало слово, которое обозначает нейтральный гендер. Почему его не используют сейчас — непонятно. Возможно, «they» всего лишь более привычный вариант.
Еще один лингвист Роберт Бейкер в 1770 году предложил использовать местоимения «one, ones» вместо «one, his». По его мнению, отсутствие аналога «one, hers» было не слишком честным, поэтому он предложил нейтральный вариант. Правда, его идею посчитали излишне педантичной. Тем не менее, она «всплывала» в качестве референсов много раз, но каждый раз была признана неактуальной. Ждем следующего раза в ближайшее время.
В недавнем времени также было несколько искусственных попыток создать гендерно-нейтральные местоимения. Но выглядят они, честно говоря, нелепо.
Вот таблица с возможными вариантами гендерно-нейтральных местоимений. В современном английском это апокриф — то есть, канонными нормами языка они не являются. Но есть организации, которые активно продвигают их использование. Если тенденции с расширением прав и возможностей небинарных людей усилятся, то вполне возможно, что через 5-10 лет такие варианты появятся и в официальном английском.
По сути подобные искусственные конструкции претендуют на оригинальность, но при этом довольно топорны и не имеют никакой лингво-культурной подоплеки. И судя по тому, что они так и не получили даже минимального распространения, эти варианты так и останутся концептами.
Английский язык — это постоянно развивающаяся система. И любые социально-политические изменения оставляют в языке свой отпечаток. Расскажите, а что вы думаете о подобных тенденциях? Пишите в комментарии.
Онлайн-школа EnglishDom.com — вдохновляем выучить английский через технологии и человеческую заботу
Только для читателей Хабра первый урок с преподавателем по Skype бесплатно! А при покупке занятий получите до 3 уроков в подарок!
Получи целый месяц премиум-подписки на приложение ED Words в подарок.
Введи промокод gendereng на этой странице или прямо в приложении ED Words. Промокод действителен до 09.07.2021.