что означает колеблется между верой и неверием в исламе
Исламское вероучение. На основе Корана и мнений великих учёных (5)
З. Неверие (куфр), многобожие, вероотступничество, лицемерие
1. Неверие (куфр)
Лексическое значение слова «куфр» означает «скрывать», «покрывать», «закрывать». В терминологии же слово куфр означает «отрицать вещи, являющиеся достоверно известными, как донесенные Пророком Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и подвергать их клевете». Изложившие свою точку зрения по поводу содержания «веры», дали определение и «неверия». Слово «кяфир» или «скрывающий истинную, правильную веру» означает «неверующий». Множественное число слова «кяфир» звучит, как «куффар» и «кяфара». В женском роде употребляется, как «кяфира». Слова «икфар» и «такфир» означают «обвинение мусульманина в неверии, приравнивая его к неверующему. (Ибн Манзур, то же произведение, V, 144-146). Если человек уйдет из жизни, будучи неверующим, то он будет обречен на вечные муки Ада. Вот, что говорится об этом в Священном Коране:
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَمَاتُوا وَهُمْ كُفَّارٌأُولَئِكَ عَلَيْهِمْ لَعْنَةُ اللَّهِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ
«Поистине, те, которые не веровали и умерли неверующими, — над ними проклятие Аллаха, и ангелов, и всех людей». (Сура «Аль-Бакара» 2/161).
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ بِآيَاتِنَا سَوْفَ نُصْلِيهِمْ نَاراً كُلَّمَا نَضِجَتْ جُلُودُهُمْ بَدَّلْنَاهُمْ جُلُوداً غَيْرَهَا لِيَذُوقُواْ الْعَذَابَ
«Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! И каждый раз, как их кожа будет сгорать, Мы будем заменять ее новой, чтобы они сполна вкусили наказания». (Сура «Ан-Ниса» 4/56).
إِنَّ جَهَنَّمَ لَمُحِيطَةٌ بِالْكَافِرِينَ
«Ведь адское пламя окружает неверующих». (Сура «Ат-Тавба» 9/49).
إِنَّ الْمُجْرِمِينَ فِي عَذَابِ جَهَنَّمَ خَالِدُونَ ۞ لَا يُفَتَّرُ عَنْهُمْ وَهُمْ فِيهِ مُبْلِسُونَ
«Поистине, грешники, которые не уверовали, пребудут вечно в Аду, подвергаясь мучительному наказанию. Им не облегчат наказания, и они там в отчаянии». (Сура «Аз-Зухруф» 43/74-75).
فَمَا تَنفَعُهُمْ شَفَاعَةُ الشَّافِعِينَ
«Не поможет им (неверующим) ничье заступничество». (Сура «Аль-Мудассир» 74/48).
Ученые-богословы разделили неверие на четыре вида с учетом причины, места и вида его возникновения:
Этот вид неверия означает «непризнание сердцем Аллаха, Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а также его предписаний, подкрепленное еще и отрицанием на словах».
إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ سَوَاءٌ عَلَيْهِمْ أَأَنذَرْتَهُمْ أَمْ لَمْ تُنذِرْهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ
«Поистине, для тех, которые не уверовали все равно, увещевал ты их или нет – они не уверуют». (Сура «Аль-Бакара» 2/6).
В этом аяте говорится именно об этой группе неверующих.
Этот вид неверия означает «знать сердцем то, что только Аллах является Богом, но при этом не заявлять об этом вслух и не принимать столпов веры». Этот вид неверия присущ шайтану и известному иудею Умайе б. Ас-Салту. Всевышний Аллах следующим образом высказался по его поводу:
وَلَمَّا جَاءهُمْ كِتَابٌ مِّنْ عِندِ اللَّهِ مُصَدِّقٌ لِّمَا مَعَهُمْ وَكَانُواْ مِن قَبْلُ يَسْتَفْتِحُونَعَلَى الَّذِينَ كَفَرُواْ فَلَمَّا جَاءهُم مَّا عَرَفُواْ كَفَرُواْ بِهِ فَلَعْنَةُ اللَّه عَلَى الْكَافِرِينَ
«Когда к ним явилось от Аллаха Писание (т.е. Коран), подтверждающее истинность того, что у них было раньше (т.е. Таурата), — ведь раньше они просили победы над неверующими, — так, когда к ним явилось то, о чем им было известно заранее, они отвергли его. Да будет проклятие Аллаха над неверующими!» (Сура «Аль-Бакара» 2/89).
«Куфр инади» (неверие из-за высокомерия и упрямства)
Так называется вид неверия, возникающий по таким причинам, как зависть, извращенность, заблуждение, слава, почет, забота о положении в обществе, национализм. В результате человек, принимающий сердцем Аллаха и Его истину, не воспринимает Ислам, как религию, несмотря даже на то, что время от времени правильно высказывается об этой истине. Такой вид неверия возникает, когда человек, стыдясь своих единомышленников, не может пересилить свою гордость и самолюбие. Поэтому этот вид неверия называют «необоснованным неверием». Дяде Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – Абу Талибу был присущ этот вид неверия. (См. Бухари «Тафсир», сура: 28; Муслим «Иман», 9; Тирмизи «Тафсир», сура: 29; Насаи «Джанаиз», 102).
Этот вид присущ лицемерам (мунафикам), которые на словах заявляют о вещах, в которые следует верить, но сами не воспринимают и не одобряют их сердцем. (Ибн Манзур, то же произведение, V, 114; Асим Эфенди « Камюс терджемеси», II, 662, Стамбул 1305 г.).
Лексическое значение слова «ширк» — «признавать существование сотоварища». В терминологии же оно означает «признание существования подобия Аллаху в Божественности, Атрибутах или Деяниях». Многобожие (ширк) и неверие (куфр) – два близких понятия. Разница заключается только в том, что неверие — понятие более широкое, а многобожие — более узкое и специфическое. В этом смысле всякий ширк — это куфр, но не всякий куфр – это ширк. Каждый многобожник – неверующий, но не каждый неверующий — многобожник. Ибо, многобожие возникает только в результате признания существования подобия Аллаху и приписывания Ему сотоварища. А неверие возникает в результате признания целого ряда различных убеждений.
Одним из видов неверия является приписывание сотоварища Аллаху. К примеру, признание существования двух божеств, как это принято в зороастризме, это одновременно и многобожие, и неверие. Не верить в Конец Света – это только неверие и не является многобожием. В Суре «Аль-Байина» 98/1 Священного Корана люди Писания и многобожники упоминаются, как неверующие, относящиеся к разным категориям. Самый большой грех, который не прощается Всевышним, – это непризнание Его Единобожия, так как это является великой несправедливостью по отношению к Нему. И об этом так сказано в Священном Коране:
إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْماً عَظِيماً
«Поистине, Аллах не прощает того, кто приписывает Ему сотоварищей, но Он может простить любой другой грех, меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил большой грех». (Cура «Ан-Ниса» 4/48,116).
Мудрец Лукман, делая назидание своему сыну, сказал следующие слова:
يَا بُنَيَّ لاَ تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ
«О, сын мой! Не придавай сотоварищей Аллаху. Ибо, многобожие – это большой грех». (Сура «Лукман» 31/13).
У многобожия, являющегося антиподом Единобожия, есть пять разновидностей:
«Ширк истикляль» – это вид многобожия, основанный на поклонении двум разным божествам, присущий для зороастризма или дуализма.
«Ширк таб’из» – это вид многобожия, основанный на признании Единственности Бога — Всевышнего Аллаха, но состоящего из отдельных ипостасей. Подобно вере в «святую троицу», как в христианстве.
«Ширк такриб» – это вид многобожия, свойственный для тех, кто наряду с верой в то, что Вселенная создана Единственным Богом – Аллахом, поклоняется разного рода идолам, статуэткам, которые якобы являются посредниками в деле сближения с Богом. Таков был вид поклонения Аллаху арабов первого периода века «джахилийи» (доисламского периода язычества и невежества).
«Ширк таклид» – это вид многобожия — подражательное поклонение идолам потомками арабов в последний период века «джахилийи».
«Ширк асбаб» – это вид многобожия, заключающийся в убеждении, что все во Вселенной, всякого рода законы якобы были созданы не Всевышним Аллахом, и что истинная причина кроется в самих вещах, которые порождают сами себя. Этот вид политеизма присущ натуралистам и философам-материалистам.
3. Вероотступничество (Ридда)
Лексическое значение: «отступать, вернуться». Как термины «иртидад» и «ридда» означают «отступать, отходить от мусульманской веры или принять какую-либо другую веру». Отступившего же от веры человека называют вероотступником (муртадом). Хотя с точки зрения пребывания в неверии, неверующий и вероотступник имеют сходство, предписания религии, относительно того, как поступать с вероотступником, отличаются от тех, что применяются к неверующему. Согласно точке зрения имама Маварди (умер в 450 г. Хиджры/1058 г. н.э.), эти отличия следующие:
• С вероотступниками непозволительно заключение мирного соглашения или заключение союза. Однако, это возможно с людьми, никогда не исповедовавшими Ислам (кяфир асли).
• Непозволительно относиться к вероотступнику, как к иноверцу (зиммий), которому гарантировано безопасное проживание в пределах исламского государства в обмен на уплату им подушного налога (джизьи).
• У вероотступника имеется альтернатива: заново принять Ислам или умереть.
(Если вероотступник (муртад) отказывается заново принять веру, то только халиф в условиях правящего халифата может принять решение о смертной казни. Данное решение будет основываться на хадисе Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям): «Того, кто изменяет своей религии (Ислам), убейте». Передал аль-Бухари).
Рабом стать он не может, его грех не прощается, и он не подлежит помилованию.
• Имущество вероотступника не может быть поделено, как военные трофеи. Оно отходит в государственную казну (ханафиты считают, что имущество, принадлежащее до вероотступления, может наследоваться).
Вероотступнику, побывавшему в плену или человеку, уличенному в вероотступничестве, предлагают вновь стать мусульманином, попытавшись предварительно устранить сомнения духовного порядка, если они существуют, или же причину, толкнувшую человека отступить от веры. При необходимости ему дается время для раздумий. Если же после всего вышеперечисленного человек будет упорствовать, то приводится в исполнение наказание в виде лишения жизни. (См. Маварди «Аль-Ахкамус-султания», стр. 57. Египет 1380 г. Хиджры/1960 г. н.э.).
Если же по каким-либо причинам это наказание не было совершено, то с таким человеком не здороваются, не дают разрешения жениться на мусульманке. Он не может стать наследником человека, исповедующего Ислам. После его смерти не совершается погребальная молитва (джаназа-намаз), и он не хоронится на мусульманском кладбище.
Слово «нифак» означает «не приняв сердцем Аллаха, Его Пророка и все то, что он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сообщил людям, внешне производить впечатление человека, исповедующего Ислам». Как уже упоминалось ранее – это разновидность неверия. Людей, не принявших веру сердцем, но создающих видимость уверовавших, называют «мунафиками» – лицемерами. Поскольку в жизни о человеке составляется мнение по его внешнему виду, то к такому лжемусульманину-лицемеру относятся, как к мусульманину. Так как эти люди в действительности являются неверующими, то в будущей вечной жизни они заслуживают вечных мук.
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ
«И среди людей есть такие, которые утверждают (языком, но не сердцем): «Мы уверовали в Аллаха и в Судный день». Но они не веруют». (Сура «Аль-Бакара» 2/8).
ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ آمَنُوا ثُمَّ كَفَرُوا فَطُبِعَ عَلَى قُلُوبِهِمْ فَهُمْ لاَ يَفْقَهُونَ
«Это потому, что они сначала уверовали, а потом стали неверующими. Положена на их сердца печать, и они уже не поймут». (Сура «Аль-Мунафикун» 63/3).
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيراً
«Несомненно, лицемеры будут на самом нижнем слое Ада, и они не найдут там заступника». (Сура «Ан-Ниса» 4/145).
В заключение дадим пояснение нескольких слов, непосредственно связанных с темой. Людей, являющихся представителями таких религий, как христианство и иудаизм, законы, которых с приходом Ислама были отменены, называют «людьми Писания». Людей, утверждающих, что время и материя существовали вечно, а все происходящие события опираются на время, называют материалистами (неверующими в Конец Света). Людей, не признающих существование Аллаха – атеистами. Тех, кто, говоря о пророчестве Благородного Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), вместе с тем скрывает свое неверие, называют лицемерами. (Тафтазани «Шархуль-макасыд», II, 268).
Автор: Шейх Ахмед Саим аль-Ханафи
Из книги: «Исламское Вероучение (акыда)»
Ветви веры. Часть 3
بَابُ الدَّلِيلِ عَلَى أَنَّ الطَّاعَاتِ كُلَّهَا إِيمَانٌ
Глава о доказательстве того, что все виды подчинения Аллаху – это вера
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَىٰ رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ
«Верующие (в истинном смысле слова) — это те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха. Их вера (и убеждённость) усиливается, когда им читают Его аяты. Также они, [ни на кого не надеясь и никого не боясь], уповают на своего Господа [вверяя Ему все свои дела]».[1]
Всевышний Аллах сообщает в этом аяте, что те, кто объединил в себе эти деяния, и являются верующими, а это означает, что эти действия являются верой.
Всевышний Аллах сказал:
وَلَٰكِنَّ اللَّهَ حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الْإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ
«Однако Аллах вызвал в вас любовь к вере, украсив её в ваших сердцах, и вызвал в вас ненависть к неверию, грехам и непокорности (Аллаху)».[2]
В этом аяте вере противопоставлено неверие и грех, что означает, что у веры есть две противоположности: одна из них выводит человека из Ислама, а другая нет, но делает его грешником. И это означает, что все виды подчинения Всевышнему Аллаху – это вера, потому что иначе грех и непокорность не противопоставлялись бы вере.
Всевышний Аллах сказал:
وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِيعَ إِيمَانَكُمْ
«Аллах не обесценит вашу веру!»[3]
Все толкователи Корана едины во мнении, что под верой в аяте подразумевается намаз в сторону аль-Кудса, а это означает, что намаз – это вера, а значит, и все остальные виды подчинения Всевышнему Аллаху.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
الطَّهُورُ شَطْرُ الْإِيمَانِ
«Чистота – половина веры».[4]
И в хадисе действие названо верой.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ أَعْطَى لِلَّهِ وَمَنَعَ لِلَّهِ، وَأَحَبَّ لِلَّهِ، وَأَبْغَضَ لِلَّهِ، وَأَنْكَحَ لِلَّهِ فَقَدِ اسْتَكْمَلَ إِيمَانَهُ
«Кто даёт и отказывает ради Аллаха, любит и ненавидит ради Аллаха, женит ради Аллаха, тот усовершенствовал свою веру».[5]
И в этом хадисе ясно сказано, что все эти действия являются верой.
بَابُ الدَّلِيلِ عَلَى أَنَّ الْإِيمَانَ وَالْإِسْلَامَ عَلَى الْإِطْلَاقِ عِبَارَتَانِ عَنْ دِينٍ وَاحِدٍ
Глава о доказательстве того, что иман и Ислам означают одну религию
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الدِّينَ عِنْدَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ
«Поистине, (истинная) религия для Аллаха — это Ислам»».[6]
Всевышний Аллах сказал:
قُولُوا آمَنَّا بِاللَّهِ
«Скажите, [верующие]: “Мы поверили в Аллаха”».[7]
Это означает, что вера в Аллаха – это Ислам.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельстве, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха; совершении намаза; выплате закята; совершении хаджа и посте в месяц Рамадан».[8]
В другой версии этого же хадиса вместо слова «Ислам» употребляется слово «иман», что означает, что иман и Ислам обозначают одну религию.
عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَسْعُودٍ قَالَ: قَالَ رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللهِ، أَيُؤَاخِذُ اللهُ الرَّجُلَ بِمَا عَمِلَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ؟ قَالَ:” مَنْ أَحْسَنَ فِي الْإِسْلَامِ لَمْ يُؤَاخَذْ بِمَا عَمِلَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ، وَمَنْ أَسَاءَ فِي الْإِسْلَامِ أُخِذَ بِالْأَوَّلِ وَالْآخِرِ
От Абдуллаха ибн Масуда передаётся, что один человек спросил:«О Посланник Аллаха, будет ли человек отвечать за совершённое до Ислама? И он ответил: “Если человек ведёт себя в Исламе должным образом, то он не будет отвечать за то, что совершал до Ислама, а если не ведёт, то его накажут и за первое, и за последнее”».[9]
Это означает, что подчинение Аллаху после принятия веры – это вера, а ослушание в неверии – это неверие. И когда неверующий принимает Ислам, то его вера аннулирует неверие, и если он должным образом соблюдает Ислам, то его поклонение устраняет те грехи, которые были совершены в период его неверия, а если он вёл себя неподобающе, то его грехи так и остаются при нём.
Это толкование хадиса, которое аль-Байхаки передаёт от аль-Халими.
Большинство же, как передаёт ибн Хаджар аль-Аскаляни, при толковании этого хадиса считают, что неверующему после принятия Ислама сразу же прощаются все грехи, а в хадисе речь идёт о том, кто отказывается от Ислама после его принятия.
Куфр (неверие). Виды куфра
Для того чтобы лучше понять тему куфра, для начала вспомним основные тезисы относительно имана.
Существует два вида имана :
Но может ли человек, после того как он приобрел иман и стал мусульманином, аннулировать свою веру полностью и стать обитателем Огня навечно?
Ответ такой: да, может. В качестве примера приведем аят:
لَا تَعْتَذِرُوا قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ
«Не извиняйтесь. Вы стали неверующими (кафирами) после того, как приобрели иман» (9:66)
Из этих Слов Аллаха становится очевидно, что такая ситуация вполне возможна, а раз так, то каждому мусульманину надлежит отнестись к этому вопросу максимально серьезно, ведь Господь Миров сказал про кафиров:
وَمَن يَرْتَدِدْ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُولَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«А если кто из вас отступит от своей религии и умрет кафиром, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2:217)
С точки зрения арабского языка, слово — كفر — означает «сокрытие, отрицание, неблагодарность».
Ознакомиться со всеми видами куфра жизненно необходимо каждому мусульманину! Только тщательно изучив и поняв эту тему, мусульманин сможет обходить куфр стороной и тем самым обезопасить себя от утраты самого ценного, что у него есть — имана.
В последующих публикациях мы разберем более подробно каждый из видов куфра:
Большой и малый куфр
В Кур’ане и Сунне встречаются ситуации, когда Аллах или Его посланник ﷺ называют какой-либо поступок куфром, однако из других аятов или хадисов становится ясно, что он (этот поступок) не аннулирует иман человека полностью.
Такие поступки являются большими грехами, которые в терминологии ученых называются малым куфром.
К таким грехам относятся:
И некоторые другие тяжкие грехи.
Как же узнать, является ли поступок, названный в аяте или хадисе куфром, грехом (то есть малым куфром) или же это большой куфр, выводящий из Ислама?
Для этого нужно использовать следующую методологию: поступок, названный Аллахом или Его посланником ﷺ куфром, мы должны воспринимать как настоящий куфр, который полностью аннулирует иман человека, до тех пор, пока не найдем указаний в Кур’ане или Сунне на обратное (то есть на то, что этот поступок всё-таки не аннулирует иман полностью).
Приведем пример малого куфра. В известном хадисе посланника Аллаха ﷺ говорит:
لاَ تَرْجِعُوا بَعْدِى كُفَّارًا يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ
«Не становитесь после меня кафирами, которые рубят друг другу головы!» (Бухари 121, Муслим 65, Ибн Маджах 3942, Ибн Хиббан 5940).
Исходя из внешнего смысла, может показаться, что преднамеренное убийство мусульманина является куфром, который аннулирует иман. Однако Аллах говорит в Кур’ане:
وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (49:9)
Мы видим, как в этом аяте Аллах называет обе воюющих группы верующими, а не кафирами. Соответственно, мы понимаем, что убийство мусульманина не аннулировало иман сражающихся мусульман.
Таким образом становится понятно, что упомянутый выше хадис пророка указывает на то, что преднамеренное убийство мусульманина является малым куфром — то есть одним из самых тяжких грехов, который однако не аннулирует иман совершившего такое убийство полностью.
Подобные дополнительные доказательства имеют и остальные большие грехи, которые Аллах или Его посланник назвали куфром, однако которые не аннулируют иман. Все они являются куфром малым.
Борьба между иманом и неверием
Пророки трудились ради спасения человеческого мира, для утверждения на земле единобожия и донесения до людских сердец божественного послания. Однако в каждую эпоху неверующие и многобожники противостояли пророкам, направленным Всевышним Аллахом, и в этой борьбе занимали позиции на стороне неверия, куфра. Эта борьба между верой и неверием, истиной и ложью началась с Адама (а.с.) и достигла наивысшей своей точки при нашем Пророке (с.а.с).
«О, верующие! Не берите своих отцов и братьев в помощники [не будьте близки с ними], если они предпочли вере неверие. И кто возьмет их себе в помощники, те – несправедливые. Скажи [о Мухаммад]: «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, родственники, приобретенное вами имущество, тор- говля, в которой вы боитесь понести убытки, и дома, которые вы обжили [и любите], – все это более любимо вами, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите приказа Аллаха [это угроза в их адрес]. И Аллах не наставляет [на истинный] путь нечестивых людей» (Ат-Тауба, 23-24).
Религия единобожия ислам была направлена в совершенном виде во всемирном послании, адресованном всему человечеству:
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Аль-Маида, 5:3).
Таким образом, ислам занял место прежних небесных религий, обеспечивавших потребности общества в свою эпоху, а вместо ранее полученных путем божественного откровения священных писаний, которые впоследствии подверглись искажению человеческими руками, был ниспослан Коран. Знамя борьбы против неверия, идолопоклонства и ширка Всевышний Аллах вручил в руки Мухаммада (с.а.с.) и его сподвижников.
Эти благословенные люди оставили своих не уверовавших детей, жен и родителей, прервали с ними отношения. В приведенных выше двух аятах говорится о том, что беззаветная преданность исламу, Корану и пророческой миссии требуют от человека определенных жертв.
В них также указано на необходимость предпочтения любви к Аллаху и Посланнику (с.а.с.) любым другим привязанностям. Однако из содержания этих аятов нельзя делать вывод о необходимости прерывать любые отношения с не уверовавшими родными, друзьями и близкими. Также в этих аятах не содержится требований, которые препятствуют добрым взаимоотношениям с теми неверующими и многобожниками, которые не наносят никакого вреда исламу и мусульманам, а наоборот относятся к ним с любовью и уважением.
Что бы там ни было, но содержание этих аятов и указанная в них цель носят всеобщий характер. Главная мысль данных сообщений состоит в том, что для мусульманина не может быть цели дороже и важнее, чем иман − вера в Аллаха и Его Посланника (с.а.с.).
Если обратиться к аятам Корана, то можно увидеть, что Аллах предоставляет людям свободу в вопросах принятия или неприятия имана. В Коране есть утверждения о том, что иман может быть принят только при условии, если человек уверовал по своей воле, совершенно свободно. Вот как, например, говорится об этом в следующем аяте: «Истина − от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (Аль-Кахф, 29).
Каждый может уверовать или не уверовать по своему усмотрению. В борьбе веры с неверием, истины с ложью человек может выбирать любую сторону. Всевышний Аллах всегда восхваляет уверовавших и порицает неверующих, но не вмешивается в свободный выбор человека в этом вопросе. Люди обладают свободой выбирать веру или неверие по своей воле.
Неверующим и представителям ложных верований нужно по-хорошему объяснять их ошибки. Но при этом надо помнить о том, что в религии нет принуждения. Борьбу нашего Пророка ( с.а.с.) и его сподвижников за распространение истинной религии нельзя понимать как выступление против свободы религиозных убеждений. В религиозном призыве не может быть никакого принуждения, а есть только убеждение, доступное объяснение и доброе слово.
В следующем аяте Коране содержится прекрасное указание на методы религиозного призыва:
«Призывай [людей, о Мухаммад] на путь твоего Господа с мудростью и хорошим наставлением и веди спор с ними наилучшим образом [выбирая самые убедительные доводы]. Поистине, твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто по нему следует [и воздаст им всем по заслугам]» (Ан-Нахль, 16:125).