что означает механизм репродукции как механизм речи
Риторика. Тест с ответами #3
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Соотнесите коммуникативные качества речи и их характеристики
Обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность речи —
Предполагает непротиворечивость, структурную правильность и стройность, а также связность высказывания —
Правильность
Предполагает такое построение речи, при котором уровень сложности текста и в терминологическом, и в содержательном, и в структурном отношении соответствует уровню понимания адресата —
Выразительность
Доступность
Логичность
Присуща такой речи, в которой соблюдены нормы русского литературного языка —
Когда следует начинать говорить?
подходя к трибуне
через несколько секунд после того, как заняли место за трибуной
сразу заняв место за трибуной
через несколько минут после того, как заняли место за трибуной
Языковые приметы официально-делового стиля:
экспрессивность
безличность
образность
стандартизированность
регламентированность
Чем характерна линейная модель интервью?
не связанными причинами и следствиями
цепочкой причин и следствий
цепочкой причин
цепочкой следствий
Что предполагает «ничейная» дискуссия?
одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников
участники дискуссии остаются при своих мнениях
одна точка зрения принимается как наиболее весомая
спорный остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до дискуссии
Интервью является одним из основных способов …
сбора информации
анализа информации
сохранения информации
передачи информации
К какому типу ораторов относят афинского оратора Лисия (около 445 — 380 гг. до н. э.)?
оратор-гомилетик
академический оратор
судебный оратор
политический оратор
Части, которые в обязательном порядке должно включать в себя публичное выступление:
отступление
заключение
вступление
основная часть
резюме
дискуссия
Полисемия – это …
нарушение языковой нормы
многозначность слова
уровень языка
функция языка
Что означает механизм репродукции как механизм речи?
рефлексию
Воспроизведение
Выбор
Комбинирование
Метонимия – это …
замена одного слова описательным выражением
образное сравнение
преувеличение качеств, свойств чего-либо
перенос наименования по смежности, т. е. сближение по местоположению, времени, причинно-следственным связям и т.п.
Какое происхождение термина риторика?
греческое
Русское
Латинское
Французское
Целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, осуществляемое в форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства — …
защитное общение
защитно-агрессивное общение
принижающе-уступчивое общение
директивное общение
унижающее общение
Диалог – это …
разговор нескольких людей
беседа двух людей
высказывание одного человека
Подсистема этикета, определяющая пространственную организацию общения — …
этикетная атрибутика
вербальный этикет
этикетная проксемика
мимика и жесты
Что означает механизм репродукции как механизм речи
(на основе исследований Е.Ф. Соботович)
Рис.Механизмы речи и их уровневая организация.
Общефункциональные механизмыобеспечивают усвоение всех семантических единиц языка (лексического и категориального значения слова, предметно-синтаксического значения морфем, синтаксических значений отношения и т. д.). Нарушение этих механизмов приводит к отклонению в формировании семантического звена лингвистического компонента речевой деятельности (обобщенного и абстрактно-обобщенного лексического значения слова, различных типов лексических значений, семантической структуры предложения (синтаксической функции слова, предметно-синтаксического и категориального значения грамматических морфем), что в свою очередь обуславливает дефекты в функционировании коммуникативного компонента(В.Г. Петрова, 1965; Р.И. Лалаева, 1988 и др.).
Специфические речевые механизмы включают:
Ø Рецептивное звеноречевого механизма, которое обеспечивает прием речевых сигналов в их акустической, физической модальности, их внутреннюю переработку, результатом которой становится перекодирование (перешифровка) этих акустических единиц в языковые знаки (фонемы). Уровни организации рецептивного звена: ● элементарный уровень организации (это наружное, среднее и внутреннее ухо и слуховой нерв), на котором происходит прием речевого сигнала и его передача в мозговые центры; ● сенсорный уровень (обеспечивается функцией задней трети верхней височной извилины), на котором происходит анализ поступивших сигналов по физическим (акустическим) признакам и их различение; ● перцептивный уровень (осуществляется средними отделами коры височной доли), на котором происходит вычленение в акустических характеристиках звуков речи их постоянных признаков и на этой основе — их запоминание в процессе развития речи и узнавание при ее восприятии.
Ø Речевоспроизводящее звено речевого механизма, которое обеспечивает обратный процесс – перешифровку смыслового содержания будущего высказывания в систему языковых знаков и их моторную (артикуляцион-ную или графическую) реализацию. Уровни организации речевоспроиз-водящего звена: языковой уровень (интегрируется деятельностью различных участков коры головного мозга, в частности, лобно-височными и височно-теменными его отделами, относящимися к так называемой зоне перекрытия корковых концов анализаторов, или третичным полям коры), на котором формируется языковая программа высказывания, осуществляет кодирование смысла будущего высказывания в систему языковых знаков; праксический уровень (осуществляется вторичными отделами нижнетеменной области), на котором осуществляется моторное программирование, т.е. отбор артику-ляционных движений, реализующих кинетические схемы слова; моторный уровень (осуществляется нижележащими отделами коры: экстрапирамидной системой, регулирующей тонус речевой мускулатуры; мозжечком, осуществляющим координацию речевых движений; пирамидными путями; ядрами черепно-мозговых нервов и их отростками), на котором происходит реализация двигательной программы речевого высказывания.
Поражение специфических речевых механизмов приводит к соответствующим речевым дефектам (моторной и сенсорной алалии, афазии, дизартрии и т. д.).
1) средство общения,
2) средство мышления,
3) средство регуляции высших психических функций.
Тема 3. Виды и формы речи.
Импрессивная речь – ( от лат. impressio впечатление) восприятие, понимание речи; устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии устной речи, а письменная – в зрительном восприятии текста (чтении). Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.
Экспрессивная речь у детей развивается на основе подражания взрослым.
Внешняя речь — речь, имеющая звуковое выражение. Она может быть диалогической и монологической.
Внутренней называют речь про себя и для себя. Выделяют три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование.
Устная речь — это речь, произносимая вслух. Она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей. Устная речь служит целям коммуникации, общения.
Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Это речь отвлеченная, деловая, научная. К ней предъявляются иные требования, чем к устной речи. Построение ее должно быть более развернутым.
Нередко происходит смешение понятий речь и язык. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления. Речь – сложившаяся форма общения, происходящая при помощи языка.
Теория В.И. Бельтюкова о взаимодействии языковой и речевой структур в рамках единой системы. Логопедия как наука в аспектах теории и практики базируется на взаимодействии языковой и речевой структур в рамках единой системы. В соответствии с современными лингвистическими разработками считается, что языковая и речевая структуры противоположны по характеру их построения. Языковая структура дискретна: ее элементы противопоставлены друг другу. Речевая структуранепрерывна: те же самые элементы в пределах определенных сегментов интегрированы в единое целое. Обе структуры в своем взаимодействии направлены на синтез и анализ окружающей действительности.
В работах Р.Якобсона, В.И.Бельтюкова, Л.В.Бондарко и других специалистов указывается, что речь и язык имеют материальную основу и формируются на базе одних и тех же элементов, однако характер отношений этих элементов в языковой и речевой структурах различен. Элементы, на которых основываются как речь, так и язык, имеют различные свойства: дискретная структура языка формируется с помощью акустических (сенсорных) свойств базовых элементов; непрерывная структура речи – с помощью произносительных (моторных) свойств этих же элементов.
Большинство лингвистов считают, что речь и язык нельзя рассматривать в качестве отдельных, самостоятельных систем. Системой они становятся лишь в единстве, дополняя друг друга как целое (непрерывность) и части (дискретность). Иными словами, речь и язык представляют собой две внешне противоречивые, а внутренне связанные в единстве фазы одной и той же системы. Но есть существенное дополнение – специальный внутренний механизм взаимосвязи непрерывной и дискретной структур, направленных на анализ и синтез окружающей действительности. Этот связывающий языковую и речевую структуры внутренний механизм должен предшествовать этим структурам, то есть передаваться по наследству. Этот механизм является частью аналитико-синтетической деятельности головного мозга. Именно этот механизм, а не речь и язык в их полном объеме, является врожденным (суть теории В.И. Бельтюкова).
Рис.Взаимосвязь языка и речи.
Известный советский психофизиолог А.Р. Лурия заметил как-то, что мы еще очень далеки от понимания тех физиологических механизмов, которые лежат в основе динамической организации речевого мышления. Тем не менее, очень полезно, даже просто необходимо (хотя бы на достигнутом уровне) иметь представление о механизмах чтения, аудирования, письма, говорения. Ведь именно работой психофизиологических механизмов обеспечивается выработка у ВРД всех необходимых качеств. Эти механизмы будут схожими у письма и говорения как продуктивных ВРД, у чтения и аудирования как перцептивных ВРД (см. таблицы 1-4).
Ø Механизмы письма и говорения.
К механизмам письма и говорения относятся: механизм упреждения, механизм дискурсивности, механизм репродукции, механизм выбора, механизм комбинирования, механизм конструирования.
Механизм упреждения.Без работы этого механизма невозможно ни одно высказывание, будь это уровень фразы или сверхфразового единства. Для того, чтобы речь была плавной и ее элементы укладывались в определенное нормализованное время, должно иметь место так называемое упреждение того, что будет далее сказано, либо написано.
Упреждение может происходить в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, когда при произнесении и написании первых слов упреждается, антиципируется конструкция фразы, и на уровне высказывания, когда также упреждается вся его конструкция, что позволяет порождать целостное письменное и устное высказывание.
Имеет ли этот факт методическое значение? Безусловно. Механизм упреждения – продукт опыта, его надо развивать специально, на определенных упражнениях, а не уповать на стихийное его формирование.
В смысловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситуациях. Такое прогнозирование помогает говорящему и пишущему строить свое высказывание.
Казалось бы, что все это говорящий и пишущий уже умеют делать, используя родной язык, и специально формировать механизм дискурсивности при обучении иноязычному говорению и письму не надо. Но практика показывает, что это не так: полного переноса операций из родного языка не происходит.
Репродукция весьма разнообразна. Это может быть: 1) полная репродукция структуры и содержания (фразы, даже высказывания) без изменения: а) в той же ситуации; б) в новой ситуации; 2) частичная репродукция, т.е. передача содержания несколькими фразами, изъятыми из текста без изменений; 3) репродукция – трансформация, т.е. передача содержания в новых формах.
Процесс репродуцирования может проходить двояко: мы можем использовать в говорении и письме готовые блоки для того, чтобы осуществить свою коммуникативную задачу, и можем репродуцировать нечто, просто потому, что нас просят припомнить это. Поэтому и в процессе обучения необходимо различать репродукцию: а) как контроль заученного, чем не следует злоупотреблять, ибо механизм репродукции работает при этом не в тех условиях; б) как предпосылку (одну из предпосылок) говорения и письма, что нужно широко использовать, ибо говорящий и пишущий репродуцируют готовые элементы при наличии речевой (а не другой какой-либо) задачи для ее решения.
Механизм выбора. Прежде всего, следует разграничить выбор слова и выбор речевого образца. По-видимому, в их основе лежат несколько разные механизмы.
Механизм комбинирования. Определяя комбинирование, Ю.А. Кудрявцев пишет, что под ним понимается такой процесс формирования словосочетаний и предложений, при котором изучающий иностранный язык использует знакомые ему языковые компоненты в новых, не встречавшихся в прошлом опыте сочетаниях.
Однако комбинирование может происходить не только на уровне слов, словосочетаний и предложений (фраз), но и на уровне сверхфразового единства (высказывания), темы, нескольких тем.
На механизме комбинирования покоится одно из самых важных качеств говорения и письма – продуктивность. От способности комбинировать зависит связность, информативность, структурность, логичность и другие качества устной и письменной речи как продукта. Не случайно Э.П. Шубин сказал, что речевой механизм вертится на оси комбинируемости. Комбинирование происходит в говорении и на письме в зависимости от речевой задачи. Поэтому методически важно, чтобы и упражнения в комбинировании материала выполнялись не ради комбинирования, а с коммуникативной направленностью.
Человек, безусловно, конструирует некоторые речевые единицы в процессе говорения и письма. Но осуществляются эти операции не на основе правил, а на основе аналогии с той абстрактной моделью, которая хранится на физиологическом уровне, на основе чувства языка, чувства допустимости той или иной конструкции, ее непротиворечивости структуре и духу языка. Конструирование может происходить на уровне фразы и сверхфразового единства. Например, при написании письма, сочинения, реферата, тезисов. Механизм конструирования близко примыкает к механизму комбинирования, но не совпадает с ним. Ситуативные условия коммуникации оказываются настолько вариативными, что часто требуется экстренное переконструирование имеющихся стереотипов.
Согласно модели порождения речи (Н.Хомский), говорящий порождает фразы, трансформируя их из определенного набора ядерных структур. Кстати, Н.Хомский предостерегал от механического перенесения трансформационной грамматики в практику обучения. Однако, одни методисты не вняли его словам, возведя механизм трансформации в ранг главного механизма речепроизводства, другие рассматривают механизм трансформации как вспомогательный. Он включается, когда требуется видоизменение произнесенной фразы (ее части) или фразы, появившейся в сознании говорящего и пишущего, но отвергнутой на основании ее неадекватности какому-либо условию: состоянию слушателя, тактическим планам говорящего и пишущего, стилю и т.п.
Ø Механизмы аудирования и чтения.
Процесс чтения и аудирования определяется как процесс восприятия и активной переработки информации, закодированной по системе того или иного языка в графической, либо звуковой формах.
В психологической и психолингвистической литературе последних лет встречается ряд попыток построить гипотетическую модель процесса чтения и аудирования. Несмотря на имеющиеся различия, во всех этих моделях чётко выделяются два процесса: восприятие текста и осмысление, или, иначе, действия и операции перцептивной и смысловой обработки поступающей информации.
Какие же механизмы лежат в основе этих процессов?
Смысловая обработка поступающей информации начинается с предвосхищения того, что сенсорно ещё не воспринято. Это возможно лишь при сформированном механизме антиципации. Этот механизм проявляется в предвосхищении. Он основан на свойстве мозга восполнять пропущенное и реагировать на ещё не наступившее событие. Его сущность заключается в том, что на основании предшествующего опыта читающий, либо слушающий предвосхищает то, что им не воспринято. Существует два уровня механизма антиципации – смысловая и структурная антиципация.
Сенсорной основой механизмов чтения и аудирования является механизм восприятия-сличения-узнавания.
При помощи механизма внутреннего речевого слуха происходит сличение графического, либо слухового образа с графическим и/или слуховым образом, хранящимся в памяти. Мы как бы слышим внутри себя то, что воспринимаем в графической, либо звуковой форме.
Для аудирования большое значение имеет механизм слуховой памяти. В иностранном языке объём слуховой памяти в два раза меньше, чем в родном. А именно от способности удержания в памяти воспринятых отрезков речи зависит процесс понимания аудиотекста, возможность его логической переработки.
Заметим, кстати, что ни функционирование механизма антиципации, ни функционирование механизма догадки немыслимо без предельной активности читающего, либо слушающего.
Не менее благоприятна она и для механизма логического понимания. Опираясь на зрительный, либо слуховой образ, читающий, либо слушающий осуществляет членение текста на смысловые куски, находит смысловые вехи, осмысливает их связь.
Таким образом, мы рассмотрели чтение, аудирование, письмо, говорение как процесс. Что они представляют собой как продукт?
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Языковая структура
Язык представляет собой систему знаков, служащую средством осуществления человеческого общения и мышления (Психологический словарь / Под. ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова). Он вырабатывается в процессе общественного развития, представляя собой форму отражения общественного бытия в сознании индивидов. При этом важно отметить, что человек получает уже готовый язык, который был сформирован задолго до рождения данного конкретного индивида. Однако, становясь носителем данного языка, индивид одновременно становится и потенциальным источником его развития.
В структуру языка входят следующие компоненты:
— лексика (система значащих слов),
— грамматика (система форм слов и словосочетаний),
— фонетика (определенный звуковой состав, свойственный только конкретному языку).
Семантическая специфика языка
Механизмы речи
Смысловой контекст
Подтекст речи
Особое значение имеет тот смысл сообщения, который субъект желает передать через речь. Механизмы речи, осуществляемые в рамках смыслового подтекста, являются отражением мотивационной стороны нашего высказывания. Как известно, не всегда истинное значение той или иной фразы находится на поверхности – зачастую мы говорим одни вещи, но подразумеваем при этом нечто другое (манипуляция, лесть, желание перевести тему разговора и т. д.).
Эмоционально-выразительная сторона речи
Также значимым отличием речи от языка является эмоциональная окраска. Посредством словесных значений мы не только передаем некое содержание, информацию об объекте – мы выражаем при помощи речи собственное эмоциональное отношение к тому, что говорим. Данная характеристика представляет собой эмоционально-выразительную сторону речи и формируется за счет тона звучания слов, используемых нами для произнесения высказываемой фразы.
Интонационные механизмы речи
Развитие речи как целостный процесс охватывает все аспекты вербальной сферы индивида, в том числе интонационную сторону.
Интонационная сторона – мелодика (просодика) речи — непосредственно связана с ее чистотой, правильностью и красотой. Интонация играет огромную роль, усиливая значение слов и выражая иногда больше смысла, чем собственно сами слова. Кроме того, интонационно выразительная звучащая устная речь легче воспринимается, так как позволяет выделить наиболее важные в смысловом значении части высказывания.
Интонационный механизм формирования речи относится к паралингвистическим средствам общения. Это неязыковые (невербальные) средства, включенные в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию.
— фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз);
— кинетические (жесты, мимика, телодвижения);
— графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.
Интонация, в свою очередь, представляет собой совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь, устанавливающих смысловые отношения между частями фразы, сообщающих фразе повествовательное, вопросительное или восклицательное значение, позволяющих говорящему выражать различные чувства. Механизмы письменной речи позволяют выразить ту или иную интонацию при помощи знаков препинания.
Формирование интонационной стороны речи затрагивает такие компоненты, как мелодика, тембр, темп, ритм, ударение и паузы.
1. Мелодика
Является основным компонентом интонации. Мелодика речи определяет изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени (Торсуева И. Г.). Функции мелодики:
— выделение ритмических групп и синтагм в структуре высказывания,
— выделение наиболее значимых моментов высказывания,
— связывание отдельных частей высказывания в единое целое,
— определение отношения субъекта к произносимому тексту,
— выражение подтекста, модальных оттенков.
Мелодика высказывания образуется за счет сочетания нескольких мелодических мотивов – минимальных единиц мелодики, связанных с ритмическим рядом. Мелодику высказывания образуют либо несколько различных мотивов либо повторы одного и того же мотива.
Речевая мелодика и мелодика музыкальная – это не одно и то же. Речевая мелодика достаточно редко сохраняет ровный тон, постоянно то повышаясь, то понижаясь. Так же часто меняются ее интервалы, а тоны не имеют определенной длительности. В отличие от музыкальной, речевая мелодика не укладывается в схему определенной музыкальной гаммы.
Одним из компонентов мелодики, определяющим анатомо-физиологические механизмы речи, является частота основного тона (ЧОТ) – самая низкая составляющая в спектре звука величина, обратная периоду колебания голосовых связок. В нормальной речи при разговоре происходит постоянное изменение частоты основного тона. Что же касается диапазона данных изменений, то он определяется индивидуальными особенностями речи говорящего, а также его эмоционально-психическим состоянием.
Физиологические механизмы речи применительно к ЧОТ:
Что касается различения звуков по высоте, то его определяет скорость колебания голосовых складок человека. В свою очередь, механизм порождения речи за счет колебаний складок зависит от таких параметров, как скорость воздушного потока, проходящего через голосовую щель; ширина голосовой щели; уровень упругости голосовых складок; массы вибрирующей части складок.
При постоянном изменении частоты основного тона в звучащей речи мелодика выполняет связующую функцию для отдельных частей речевого потока и одновременно — разделительную.
2. Тембр
С мелодикой непосредственно связана такая характеристика, как тембр речи. Однако однозначного подхода к понятию тембра в исследованиях, направленных на механизмы восприятия речи, нет. С одной стороны, под тембром подразумевают особую качественную окраску звучания, которая создается за счет специфического соотношения силы основного тона и его обертонов (зависит от формы резонатора). С точки зрения данной позиции тембр связывается с чистотой и яркостью звучания голоса. Таким образом, если голосовой тон для многих людей может быть общим, то тембр является индивидуальной характеристикой.
С другой стороны, тембр может рассматриваться в качестве дополнительной окраски звучания, которая придает голосу различные эмоциональные оттенки. Данный подход характерен прежде всего для лингвистики (фонологии). Как считают исследователи, тембровые характеристики не имеют основной коммуникативной нагрузки, проявляясь только в выражении различного рода эмоций посредством изменения окраски голоса.
3. Ритм
Является последовательным чередованием ударных и безударных элементов речи (слов, слогов) через конкретные промежутки времени. Определяет эстетическую организацию художественного текста, упорядочивая его звуковое выражение.
4. Темп
Темп характеризует речь индивида с точки зрения скорости произнесения речевых элементов (слоги, слова, синтагмы). Оценивается количество данных элементов, произнесенных в определенную единицу времени (например, секунду). Так, например, средний темп речи при разговоре составляет около 5-6 слогов за одну секунду.
Среди основных функций темпа принято выделять следующие: поддержание интонационной целостности речевого высказывания и разделение значимых/незначимых моментов в высказывании. Так, например, на более важных моментах высказывания человек, как правило, замедляет темп. И наоборот, если речь идет о чем-то не очень значимом, речь индивида ускоряется. Также можно наблюдать ускорение темпа речи, когда индивид не хочет привлекать внимания собеседника к тем или иным моментам в высказывании (часто можно встретить в рекламе).
Кроме того, темп может характеризовать индивидуальные психологические особенности говорящего, определяющие его механизмы речи. Также немаловажным является социальный статус говорящего, его желание создать определенное впечатление и т. д.
5. Ударение
Прием, используемый для выделения какого-либо элемента речи (слога, слова) из ряда подобных элементов. Осуществляется за счет изменения определенных акустических характеристик данного элемента – повышения тона произношения, увеличения интенсивности и др.
Выделяют такие виды ударения, как:
— словесное (фонетическая целостность слова),
— синтагматическое (границы синтагмы),
— логическое (подчеркивание наиболее важного слова),
— фразовое (завершение высказывания).
6. Пауза
Представляет собой перерыв (элемент, останавливающий речь). Механизмы речи в данном случае могут быть двух видов:
— звучащая речь временно прекращается, наступает тишина (действительная пауза),
— создание эффекта перерыва в звучащей речи за счет изменения мелодики, темпа либо силы ударения на границе синтагм (психологическая).
Интонационной культуре речи в ораторском искусстве всегда уделялось значительное внимание, начиная еще со времен Античности. Теоретики ораторского искусства в Древней Греции и Древнем Риме изучали речевую мелодию, отличали ее от музыкальной, характеризовали темп, ритм, паузы, оценивали важность выделения в речи определенных смысловых частей.
— необходимые положения рта, губ, языка, которые образуют те или иные звуки (устройство речевого аппарата и его резонаторов),
— специфику оттенка звука в зависимости от того, в какой полости он резонирует и куда направлен.
Впоследствии данные наблюдения оказали большое влияние на развитие технологий выразительного чтения и речи.
О характеристике речевой деятельности в целом мы уже говорили (см. ч. I, гл. первую). Отметим здесь лишь самые важные с методической точки зрения качества говорения как одного из видов речевой деятельности.
1. Говорение всегда ситуативно. Отсюда следует, что необходимо избегать использования неситуативных фраз, причем не только в процессе развития речевого умения (это проще и чаще всего имеет место), но и в процессе формирования и совершенствования навыков (что фактически не делается и самое главное, не признается жизненно необходимым).
2. Говорение всегда целенаправленно и мотивировано. Это требует и соответственной организации процесса обучения говорению: использование почти полностью только условно-речевых и речевых упражнений, стремление к мотивации речевых поступков учащихся.
3. Говорение всегда связано с мышлением. Отсюда следует, что необходимо развивать речевое умение в условиях решения коммуникативных задач речевого общения. Подчеркиваем: речь идет не об обучении мышлению и не о мыслительных задачах, а о речемыслительных задачах, т. е. о коммуникативных, возникающих в речевых ситуациях.
4. Говорение на уровне умения — это всегда продукция, а не репродукция готового. Из этого положения следует один из важнейших выводов: нужно всемерно, по всем аспектам развивать продуктивность говорения.
Чтобы должным образом оценить важность такой задачи, необходимо рассмотреть механизмы, на которых основано говорение.
Психофизиологические механизмы говорения
А. Р. Лурия вполне справедливо считает, что мы еще очень далеки от понимания тех физиологических механизмов, которые лежат в основе динамической организации речевого мышления. Тем не менее, очень полезно, даже необходимо (хотя бы на достигнутом уровне) иметь представление о механизмах говорения.
Репродукция весьма разнообразна. Это может быть:
1) полная репродукция структуры и содержания (фразы, даже высказывания) без изменений: а) в той же ситуации, б) в новой ситуации;
2) частичная репродукция, т. е. передача содержания несколькими фразами, изъятыми из текста без изменений;
3) репродукция-трансформация, т. е. передача содержания в новых формах.
Поэтому и в процессе обучения необходимо различать репродукцию: а) как контроль заученного (чего следует всячески избегать, ибо механизм репродукции работает при этом не в тех условиях); б) как предпосылку или одну из предпосылок говорения (что нужно широко использовать, ибо говорящий репродуцирует готовые элементы при наличии речевой, а не другой какой-либо задачи, ради ее решения).
С механизмом репродукции тесно связан механизм выбора.
2. Механизм выбора. Прежде всего следует разграничить выбор слов и выбор структуры. По-видимому в их основе лежат несколько разные механизмы.
Более конкретно и точно отвечает на интересующий нас вопрос Э. П. Шубин. По его мнению, на выбор слов влияют: смысловое задание сообщения; коммуникативная цель; знаковое и ситуативное окружение; а также: отношения между говорящими, особенности реципиента, общность — жизненного опыта и т. д.
Если относительно слов можно хотя бы перечислить факторы, влияющие на их выбор, то в отношении грамматических структур вряд ли можно сделать и это. Вероятно, таким фактором можно считать ассоциативную связь структуры с ее функцией в определенных речевых ситуациях, с коммуникативной целью.
3. Механизм комбинирования. Определяя комбинирование, Ю. А. Кудряшов пишет, что под ним понимается такой процесс формирования словосочетаний и предложений, при котором говорящий использует знакомые ему языковые компоненты в новых, не встречавшихся в прошлом опыте сочетаниях.
Но комбинирование может происходить не только на уровне словосочетаний и предложений (фраз), но и на уровне’ сверхфразового единства (высказывания), темы, нескольких тем.
Комбинирование происходит в речи в зависимости от речевой задачи. Поэтому методически важно, чтобы и упражнения в комбинировании материала выполнялись с коммуникативной направленностью.
Человек, безусловно, конструирует некоторые речевые единицы в процессе говорения. Но осуществляются эти операции не на основе правил, а на основе аналогии с той абстрактной моделью, которая хранится на физиологическом уровне, на основе чувства языка, чувства допустимости той или иной конструкции, ее непротиворечивости структуре и духу языка.
Конструирование может происходить на уровне фразы и сверхфразового единства (высказывания).
Механизм конструирования близко примыкает к механизму комбинирования, но не совпадает с ним. Ситуативные условия коммуникации оказываются настолько вариативными, что часто требуется экстренное переконструирование имеющихся стереотипов: произнесенная фраза (ее часть) или фраза, появившаяся в сознании говорящего, отвергается на основании ее неадекватности какому-либо условию: состоянию слушателя, тактическим планам говорящего, стилю и т. п.
5. Механизм, упреждения. Без работы этого механизма невозможно ни одно высказывание, будь это уровень фразы или сверхфразового единства. Для того чтобы речь была плавной и укладывалась в определенное нормализованное время, должно иметь место упреждение того, что будет далее сказано.
Упреждение может происходить в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, когда при произнесении первых слов другие уже наготове, а также упреждается, антиципируется и структура фразы, и на уровне высказывания, когда упреждается вся его структура, что позволяет порождать высказывание без длительных пауз между отдельными фразами.
Имеет ли этот факт методическое значение? Безусловно. Механизм упреждения — продукт опыта, его надо развивать специально, на определенных упражнениях.
В смысловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситуациях. Такое прогнозирование исходов помогает говорящему строить свое высказывание.
Этот механизм работает полностью на уровне актуального осознавания. Какие аспекты он обслуживает?
1. Оценивает ситуацию в ее отношении к цели (стратегия речи).
3. Привлекает необходимые (имеющиеся у говорящего) знания о предмете речи, ситуации и т. п.
Казалось бы, что все это говорящий уже умеет делать, используя родной язык, и специально формировать этот механизм при обучении иноязычной речи не надо. Но практика показывает, что это не так: полного переноса этих операций из родного языка не происходит.
Все рассмотренные вкратце механизмы имеют место в говорении, поэтому их нужно формировать в процессе обучения ему и в процессе выработки тех навыков, на которых говорение основано. Эти навыки и методику их формирования мы рассмотрим в последующих главах.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 26 ;