что означает милости хочу а не жертвы

Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 5-й седмицы по Пятидесятнице

Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною». Сборщики пошлин – мытари были ненавидимы всеми за свою нечестность – действительную или предполагаемую: часть доходов они должны были платить власти, нанимавшей их. В свою очередь они получали полную свободу делать все, что им заблагорассудится по отношению к плательщикам пошлин. И мытари пользовались этим, нещадно обирая нищий народ. Кроме того, поскольку они находились в постоянном общении с римлянами, язычниками, они жили в постоянной, согласно иудейскому закону, нечистоте. По этой причине они исключались из всех молитвенных собраний. Они являлись общепризнанными грешниками.

«Господь говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Избрание презираемого всеми сборщика налогов было соблазном, вследствие которого могли разбежаться все будущие последователи этой новой общины, которую Христос намеревался создать. Требовалось много мужества, и не только мужества, чтобы пойти против общепринятого мнения. Но Христос – абсолютно свободен и независим. Этот поступок, это игнорирование всех религиозных и социальных условностей имело исключительную важность для будущего. Мы увидим сейчас, какое значение придавал Спаситель этому избранию. Он вводит в число Своих апостолов человека, с точки зрения толпы, явно сомнительного, презираемого всеми грешника, который должен стать одним из двенадцати столпов Церкви – вместе с Петром, Андреем, Иоанном и другими. Господь видит глубоко и далеко.

А мы? Способны ли мы быть независимыми от того «что скажут все», чтобы твердо следовать своим принципиальным убеждениям? Не слишком ли часто определяем мы многих людей согласно заранее наклеенным на них этикеткам? До какого предела способны мы преодолевать границы, отделяющие нас от людей, которые, может быть, больше всех нуждаются в помощи Церкви?

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Итак, для Матфея это призвание Господом – праздник, и он устраивает пир по этому поводу. Приглашены в первую очередь такие же как он, его товарищи по работе, «презренные мытари». Они едят и пьют, и поют. И Господь среди них. Какой ужас, какой соблазн! Мы помним историю с другим мытарем, по имени Закхей. По всей вероятности, этот новый Учитель устраивал подобное не раз. Но такое не забывается. И не прощается.

«Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Мало того, что Он позвал грешника как апостола. Он разделяет с ним трапезу, скоро все здравомыслящие люди будут повторять: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» ( Мф. 11, 19 ). Чтобы понять, насколько серьезно происходящее, мы должны знать иудейские обычаи. Пригласить кого-то за стол, пойти к кому-то в гости – значило вступить в близкое общение с ним. Никогда не едят неизвестно что и неизвестно с кем, но только то, что освящено и только с теми, кому предлагают свою дружбу и кто обрядово чист.

Поэтому фарисеи задают совершенно нормальный вопрос. В конце концов, они только хранят верность своим религиозным обычаям. Но надо, чтобы новый Учитель объяснился. Что означает Его поведение?

«Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Господь не приходит к людям с дурной репутацией, чтобы кого-то удивить, но чтобы помочь. Как врач душ и телес наших, как скорая помощь – к самым тяжело больным. В этих словах Спасителя – вся суть Его служения. Но, может быть, кто-нибудь лукаво скажет: грех – это болезнь, и человек не виноват. Нет, говорит Господь, зло остается злом. И ответственность с грешника не снимается. У Христа не может быть никакого компромисса с грехом. Он не говорит, что мытари имели право обманывать бедных. Но прежде чем вынести приговор, Он дает им возможность исцелиться.

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы». Это значит, что любовь больше, чем все духовные подвиги. Сами по себе они ничего не значат. Смысл христианской веры – познать свою греховность и бесконечное милосердие Божие, и начать решительно исправляться. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Самый отчаянный грешник может изменить свою жизнь. Всякий раз, когда мы ставим печать невозможности покаяния на каком-либо человеке, мы предаем Христа. Церковь Христова не имеет права быть Церковью супер-святых. «Вся Церковь, – говорит преподобный Исаак Сирин, – есть Церковь погибающих и Церковь кающихся». И только потому – только по дару общения со Христом – она свята.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 9:13

Свт. Иоанн Златоуст

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Потом, чтобы не подумали, что Господь порицает призываемых, называя их болящими, смотри, как Он опять смягчает слова Свои, когда в обличение фарисеев говорит: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы.

Он сказал это для того, чтобы укорить их в незнании Писания, и употребил строгое слово не потому, будто бы Сам гневался на фарисеев, но чтобы вывести мытарей из сомнения. Он мог бы сказать: или вы не знаете, как Я отпустил грехи расслабленному? Как укрепил его тело? Но ничего такого Он не говорит, а сначала употребляет доказательство общее, а потом приводит слова Писания.

Итак, опровергши фарисеев и общими доказательствами, и свидетельством Писания, Он присовокупляет далее: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Эти слова Спаситель сказал в посмеяние фарисеев, подобно тому, как сказано: Вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3:22); и в другом месте: Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе (Пс. 49:12). А что на земле не было ни одного праведного, о том ясно свидетельствует Павел, говоря: Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23).

С другой стороны, слова Христовы служили утешением и для призванных, – Он как бы так говорил: Я не только не гнушаюсь грешников, но для них одних и пришел. А чтобы не сделать их беспечными, для этого, сказав: Я пришел призвать не праведников, но грешников, не остановился на этих словах, но присовокупил: к покаянию, – т. е., Я пришел не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими.

Итак, когда Христос совершенно заградил уста фарисеев доказательствами, заимствованными как из Писания, так и из обыкновенного порядка вещей, и они ничего не могли сказать Ему вопреки, – потому что, обвиняя Его, сами оказались виновными и противниками ветхозаветного закона, – то, оставив Его, они опять начинают обвинять учеников.

Евангелист Лука говорит, что их обвиняли фарисеи (Лк. 5:17), а Матфей приписывает это ученикам Иоанна. Но вероятно, что и те и другие обвиняли учеников Христовых. Можно думать, что фарисеи, не зная, что им делать, взяли с собою и учеников Иоанна, как после брали иродиан. Действительно, ученики Иоанна всегда завидовали Христу и противоречили Ему, и тогда только смирились, когда Иоанн ввержен был в темницу; тогда они пришли возвестить об этом Иисусу, но после опять возвратились к прежней зависти. Что ж они говорят?

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Аскетическая проповедь.

Аскетическая проповедь.

Услышь, что говорит тебе Господь: «милости хочу.» Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью. Ты соблазняешься единственно оттого, что ты горд и слеп! Ты исполняешь некоторые наружные правила закона и за это любуешься собой, презираешь, осуждаешь ближних, в которых замечаешь нарушение некоторых мелочей, и не замечаешь исполнения великих сокровенных добродетелей, возлюбленных Богу, незнакомых твоему надменному, жестокому сердцу. Ты не глядел в себя довольно, ты не увидел себя, только от этого не признаешь себя грешником. От этого не сокрушилось твое сердце, не исполнилось покаяния и смирения, от этого ты не понял, что наравне со всеми прочими человеками нуждаешься в милости Божией, в спасении. Страшно – не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: «Я пришел», – говорит Он, – «призвать не праведников, но грешников к покаянию.» Какое блаженство признать себя грешником! Признавший себя грешником получает доступ к Иисусу. Какое блаженство – узреть грехи свои! Какое блаженство – смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме него одного. Если он и взглянет когда на ближних, то все ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы. Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его единое средство – милость Божия, что он раб неключимый не только по нарушению, но и по недостаточному исполнению заповедей Божиих, по исполнению, более похожему на искажение, нежели на исполнение. Нуждаясь сам в милости, он обильно изливает ее на ближних, имеет для них одну милость.

Аскетические опыты. Том 1.

См. также Толкование на Мф. 9:11

Блж. Иероним Стридонский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

пойдите, научитесь, что значит

Они видели, что мытарь, обратившийся к лучшему, нашел средство к покаянию и потому и сами не отчаиваются в спасении и, не оставаясь в своих прежних пороках, приходят к Иисусу, так что книжники и фарисеи ропщут, но совершая покаяние, как показывает следующее затем слово Господа, которое говорит:

«милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Евфимий Зигабен

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы? не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы

Упрекает их в незнании Писаний и смиряет их гордость, потому что они гордились жертвами. Слова эти значат: Я не делаю ничего противного Божественному Писанию. Бог, говоря чрез пророка: милости хощу, а не жертвы (Ос. 6, 6), показал, что милость лучше жертвы; поэтому и Я, оказывая милость больным грехами, посещаю их, как врач,– вращаюсь между ними и врачую всяким способом.

не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

Я не пришел обратить (на путь истины) праведных, потому что они сами для себя достаточны для спасения; но объявляю: Я пришел только ради одних грешников, нуждающихся в покаянии; каким же образом Я буду гнушаться тех, ради которых пришел? А Златоуст говорит, что Христос сказал это с упреком: не приидох призвати праведники, какими вы сами себя считаете…

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Шедше (подите), т. е. в свои синагоги, где читают закон и пророков, научитеся, так как вы еще не научились, что есть (что значит): милости хощу, а не жертвы. Эти слова Господа, сказанные через пророка Осию (6, 6). 1) Господь не осуждает ими жертв, приносимых Ему при известных случаях; так как Сам же Он и учредил их чрез законодателя Моисея; но слова эти значат то, что милосердие для Господа приятнее всяких жертв; так как оно есть выражение любви. Эта-то любовь заставляет и Меня искать общения с мытарями и грешниками, замечает Иисус Христос. «Я желаю не жертвы вместо милости, а милости вместо жертвы», как бы так говорит Господь словами: милости хощу, а не жертвы. 2) Этими словами Господь особенно осуждает жертвы фарисеев, которые по большей части представляли только одну форму, не сопровождаясь добродетельною жизнью и благочестивым чувством; потому что и из жертв угодны Господу только те, которые соединяются с соответственными чувствами и богоугодною жизнью. Не приидох бо (Я пришел) призвати праведники (не праведников), но грешники на покаяние. Эти слова опять имеют отношение к фарисеям, которые в самомечтании считали себя праведниками. Правда, Господь пришел призвать и таких людей – Он пришел призвать всех; но призвание сих людей бесполезно, пока они не оставят самомечтания о своей праведности: ибо они не способны послушаться призвания.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Троицкие листки

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Пойдите в свои синагоги, где всегда читают и объясняют Закон и Пророков, научитесь, если вы доныне не научились еще, что значит сказанное Отцом Моим через пророка Осию: милости хочу, а не жертвы? Научитесь, что значит милость, особенно духовная; познайте, что милосердие к грешникам приятнее для Бога всяких жертв. Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости. Дела милосердия, сами по себе, – лучшая жертву Богу, о которой воспомянется на Страшном Суде Божием паче всяких жертв. Что же касается Меня, как бы так продолжал Спаситель, то Я не только не гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел: Ибо Я пришел призвать не праведников, таких мнимых праведников, как вы, но грешников, сокрушенных сердцем и смиренных духом грешников Я пришел призвать к покаянию. Я пришел, говорит Спаситель, не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими. А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно, потому что ваше гордое сердце неспособно внимать голосу благодати Моей, призывающей ко спасению. Какое грозное предостережение дает Господь и всем нам в этом ответе фарисеям! Оглянемся: нет ли и в нас фарисейского пренебрежения к немощам ближнего, и не таится ли в нас на самом дне души это самообольстительное: несмь, якоже прочии человецы, я еще не такой отчаянный грешник, как вот тот человек. Если есть хотя бы тень такого помысла в сердце нашем, то и от нас – далече Царствие Божие, Христом возвещенное…

Троицкие листки. №801-1050.

Источник

Евангелие по Матфею 9:13

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

пойдите, научитесь, что значит

Они видели, что мытарь, обратившийся к лучшему, нашел средство к покаянию и потому и сами не отчаиваются в спасении и, не оставаясь в своих прежних пороках, приходят к Иисусу, так что книжники и фарисеи ропщут, но совершая покаяние, как показывает следующее затем слово Господа, которое говорит:

«милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Блж. Феофилакт Болгарский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Евфимий Зигабен

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы? не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы

Упрекает их в незнании Писаний и смиряет их гордость, потому что они гордились жертвами. Слова эти значат: Я не делаю ничего противного Божественному Писанию. Бог, говоря чрез пророка: милости хощу, а не жертвы ( Ос. 6, 6 ), показал, что милость лучше жертвы; поэтому и Я, оказывая милость больным грехами, посещаю их, как врач,– вращаюсь между ними и врачую всяким способом.

не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

Я не пришел обратить (на путь истины) праведных, потому что они сами для себя достаточны для спасения; но объявляю: Я пришел только ради одних грешников, нуждающихся в покаянии; каким же образом Я буду гнушаться тех, ради которых пришел? А Златоуст говорит, что Христос сказал это с упреком: не приидох призвати праведники, какими вы сами себя считаете…

Лопухин А.П.

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Аскетическая проповедь.

Аскетическая проповедь.

Услышь, что говорит тебе Господь: «милости хочу.» Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью. Ты соблазняешься единственно оттого, что ты горд и слеп! Ты исполняешь некоторые наружные правила закона и за это любуешься собой, презираешь, осуждаешь ближних, в которых замечаешь нарушение некоторых мелочей, и не замечаешь исполнения великих сокровенных добродетелей, возлюбленных Богу, незнакомых твоему надменному, жестокому сердцу. Ты не глядел в себя довольно, ты не увидел себя, только от этого не признаешь себя грешником. От этого не сокрушилось твое сердце, не исполнилось покаяния и смирения, от этого ты не понял, что наравне со всеми прочими человеками нуждаешься в милости Божией, в спасении. Страшно – не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: «Я пришел», – говорит Он, – «призвать не праведников, но грешников к покаянию.» Какое блаженство признать себя грешником! Признавший себя грешником получает доступ к Иисусу. Какое блаженство – узреть грехи свои! Какое блаженство – смотреть в сердце свое! Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме него одного. Если он и взглянет когда на ближних, то все ему кажутся непорочными, прекрасными, как Ангелы. Глядя в себя, рассматривая свои греховные пятна, он убеждается, что для спасения его единое средство – милость Божия, что он раб неключимый не только по нарушению, но и по недостаточному исполнению заповедей Божиих, по исполнению, более похожему на искажение, нежели на исполнение. Нуждаясь сам в милости, он обильно изливает ее на ближних, имеет для них одну милость.

Аскетические опыты. Том 1.

См. также Толкование на Мф. 9:11

Свт. Иоанн Златоуст

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Потом, чтобы не подумали, что Господь порицает призываемых, называя их болящими, смотри, как Он опять смягчает слова Свои, когда в обличение фарисеев говорит: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы.

Он сказал это для того, чтобы укорить их в незнании Писания, и употребил строгое слово не потому, будто бы Сам гневался на фарисеев, но чтобы вывести мытарей из сомнения. Он мог бы сказать: или вы не знаете, как Я отпустил грехи расслабленному? Как укрепил его тело? Но ничего такого Он не говорит, а сначала употребляет доказательство общее, а потом приводит слова Писания.

С другой стороны, слова Христовы служили утешением и для призванных, – Он как бы так говорил: Я не только не гнушаюсь грешников, но для них одних и пришел. А чтобы не сделать их беспечными, для этого, сказав: Я пришел призвать не праведников, но грешников, не остановился на этих словах, но присовокупил: к покаянию, – т. е., Я пришел не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими.

Итак, когда Христос совершенно заградил уста фарисеев доказательствами, заимствованными как из Писания, так и из обыкновенного порядка вещей, и они ничего не могли сказать Ему вопреки, – потому что, обвиняя Его, сами оказались виновными и противниками ветхозаветного закона, – то, оставив Его, они опять начинают обвинять учеников.

Троицкие листки

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Пойдите в свои синагоги, где всегда читают и объясняют Закон и Пророков, научитесь, если вы доныне не научились еще, что значит сказанное Отцом Моим через пророка Осию: милости хочу, а не жертвы? Научитесь, что значит милость, особенно духовная; познайте, что милосердие к грешникам приятнее для Бога всяких жертв. Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости. Дела милосердия, сами по себе, – лучшая жертву Богу, о которой воспомянется на Страшном Суде Божием паче всяких жертв. Что же касается Меня, как бы так продолжал Спаситель, то Я не только не гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел: Ибо Я пришел призвать не праведников, таких мнимых праведников, как вы, но грешников, сокрушенных сердцем и смиренных духом грешников Я пришел призвать к покаянию. Я пришел, говорит Спаситель, не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими. А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно, потому что ваше гордое сердце неспособно внимать голосу благодати Моей, призывающей ко спасению. Какое грозное предостережение дает Господь и всем нам в этом ответе фарисеям! Оглянемся: нет ли и в нас фарисейского пренебрежения к немощам ближнего, и не таится ли в нас на самом дне души это самообольстительное: несмь, якоже прочии человецы, я еще не такой отчаянный грешник, как вот тот человек. Если есть хотя бы тень такого помысла в сердце нашем, то и от нас – далече Царствие Божие, Христом возвещенное…

Источник

Что означает милости хочу а не жертвы

что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть фото что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть картинку что означает милости хочу а не жертвы. Картинка про что означает милости хочу а не жертвы. Фото что означает милости хочу а не жертвы что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть фото что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть картинку что означает милости хочу а не жертвы. Картинка про что означает милости хочу а не жертвы. Фото что означает милости хочу а не жертвы что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть фото что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть картинку что означает милости хочу а не жертвы. Картинка про что означает милости хочу а не жертвы. Фото что означает милости хочу а не жертвы что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть фото что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть картинку что означает милости хочу а не жертвы. Картинка про что означает милости хочу а не жертвы. Фото что означает милости хочу а не жертвы что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть фото что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть картинку что означает милости хочу а не жертвы. Картинка про что означает милости хочу а не жертвы. Фото что означает милости хочу а не жертвы что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть фото что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть картинку что означает милости хочу а не жертвы. Картинка про что означает милости хочу а не жертвы. Фото что означает милости хочу а не жертвы что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть фото что означает милости хочу а не жертвы. Смотреть картинку что означает милости хочу а не жертвы. Картинка про что означает милости хочу а не жертвы. Фото что означает милости хочу а не жертвы

Толкование на слова из Евангелия: «милости хочу, а не жертвы»

Спаси Господи, батюшка.
Мне не совсем понятны такие слова из Евангелия «милости хочу, а не жертвы» и как их нужно применять в повседневнойй жизни?
Заранее благодарю за ответ, Людмила

Ответ отца Олега Моленко:

Нужно приводить слова в Евангельском их контексте:

Мф.9:
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Из контекста данных слов мы видим, что они была сказаны Господом в ответ на обвинение фарисеев в Его адрес, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Такое обвинение могли предьявить лишь люди, имеющие о себе высокое мнение, как о безгрешных и праведных, что открывает их гордыню.

Одновременно Господь одобряет и укрепляет тех людей, которые сознают себя грешными и идут к Господу за исцелением.

Деятельный ответ, заключающийся в словах: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?», обличает гордых фарисеев в духовном невежестве и ложном понимании слов Писания. При этом Господь отсылает их от Себя (Бог гордым противится!), как бы говоря им, мол, идите от Меня и, прежде чем осуждать грешников, научитесь посредством покаянного самопознания реальному отношению Бога к согрешившим людям, которое основано на милости и сострадательной любви.

В Писании это отношение Бога выражено словами: «милости хочу, а не жертвы». Но это же отношение Бог требует и от людей друг ко другу, что видно в словах молитвы «Отче наш» и в притче о Господине простившем рабу своему огромный долг, но который не простил малый долг своему должнику.

Таким образом милостивое и сострадательное отношение к грешникам является заповедью Господа.

Слово «жертвы» в данном случае означает формальное, сухое и лицемерное отношение к Богу, например, уплата Богу некоторой положенной части и т.п. Такой «жертвы», которая нерастворена милующим сердцем, Бог не хочет и не принимает! Есть одна угодная Богу жертва, которая связана с милостью: «жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не отвергнет» (Пс.50).

Сокрушенное от зрения своей греховности сердце становится смиренным. Смиренное сердце не возносится над другими людьми, но милует их и сострадает им. Этим милованием кающийся человек уподобляется Богу милующему и Он принимает такого человека к Себе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *