что означает вакцинная дипломатия
СОДЕРЖАНИЕ
Ранняя история вакцинной дипломатии
Во время пандемии COVID-19
Австралия
Австралия пообещала обеспечить ранний доступ к вакцине «странам нашей тихоокеанской семьи, а также региональным партнерам в Юго-Восточной Азии ». чтобы помочь им в борьбе с пандемией COVID-19.
Китай
BBIBP-CorV используется для вакцинации в некоторых странах Азии, Африки, Южной Америки и Европы. Sinopharm рассчитывает произвести один миллиард доз BBIBP-CorV в 2021 году и поставила 200 миллионов доз к маю.
CoronaVac используется для вакцинации в некоторых странах Азии, Южной Америки, Северной Америки и Европы. Sinovac имел производственную мощность в 2 миллиарда доз в год и доставил 600 миллионов доз.
Convidecia используется для вакцинации в некоторых странах Азии, Европы и Латинской Америки. Производственная мощность Ad5-NCov должна достичь 500 миллионов доз в 2021 году.
Индия
Во время второй волны пандемии COVID-19 в Индии программа вакцины Майтри была приостановлена до июля 2021 года из-за увеличения числа случаев COVID в Индии. По состоянию на 29 мая 2021 года Индия экспортировала 66,4 миллиона доз, включая 10,7 миллиона вакцин, предоставленных в виде гранта более чем 95 странам.
Мексика
Министр иностранных дел Мексики Марсело Эбрард объявил о заключении соглашений с CanSino Biologics и Walvax о проведении клинических испытаний вакцин из Китая с возможностью производства вакцин в стране.
Марсело Эбрард также объявил о заключении соглашения с Johnson & Johnson об испытании вакцины, разработанной в США, в Мексике.
Европейский Союз
Британскую компанию AstraZeneca обвинили в том, что она уделяет приоритетное внимание рынку Великобритании и когда их производство вакцин в ЕС отстает от Великобритании. Дипломатические протесты ирландской и британской сторон разрешили проблему, и угроза была снята. В марте 2021 года ЕС планировал снова приостановить экспорт вакцин, чтобы стимулировать Великобританию к экспорту отечественного производства вакцин.
Япония
Россия
Турция
Соединенные Штаты
Вакцинный национализм
Возможное сотрудничество между странами
В начале августа 2020 года министр иностранных дел Малайзии Хишаммуддин Хусейн заявил в Твиттере, что разговаривал с министром иностранных дел Китая Ван И и госсекретарем США Майком Помпео о методах дальнейшего сотрудничества по вакцинам.
Вакцинная дипломатия в действии
Профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш — о новых инструментах геополитики в условиях пандемии коронавируса
Фото: Facebook.com / dmitry.kulish.
Новым фактором международной жизни в эпоху COVID-19 стала вакцинная дипломатия, в каждой стране имеющая свои национальные особенности, но при этом выявляющая один универсальный для мирового сообщества сюжет.
В общих чертах этот сюжет выглядит так.
Небольшая, но гордая страна озабочена всплеском коронавирусной инфекции. Большая страна, которая находится по соседству, в это время производит свою вакцину.
Узнав об этом, граждане небольшой страны незамедлительно обращаются в свое правительство с просьбой провести переговоры с правительством большой страны и получить вакцину. На это их правительство вначале отвечает, что эта вакцина еще не прошла третью фазу клинических испытаний и не получила одобрение ВОЗ, а потому вакцинироваться ею никак нельзя. Власти призывают граждан не беспокоиться, внушая им, что на помощь всегда могут прийти проверенные американские вакцины или замечательные и почти бесплатные китайские.
Но граждане небольшой страны настойчиво просят свое правительство: ввезите ту самую заветную вакцину из соседней большой страны.
Поскольку болеть и самоизолироваться не хочется уже сейчас. А другая вакцина — американская или китайская — еще не подоспела.
Описанная ситуация не умозрительная конструкция, а реальная драма, которая происходит сегодня в разных частях мира, в разнообразных парах больших и небольших стран.
К примеру, в отношениях Индии и крошечной Мальдивской Республики, граждане которой совершенно не заметны посетителям ее великолепных пляжей и пятизвездных отелей.
Традиционно Мальдивы, как и многие другие малые страны субконтинента, находились в орбите индийской политики на Индостане, однако несколько лет назад политологи вдруг заговорили о том, что Китай отбил Мальдивы у Индии. Это произошло после того, как Пекин предоставил Мальдивской Республике огромные кредиты, а местные власти в ответ согласились построить на островах имеющую стратегическое значение в регионе военную базу.
Казалось, Индия теряет Мальдивы или вот-вот потеряет. Но пришла пандемия и спутала Китаю все карты. На прошлой неделе правительство Мальдив сообщило, что с благодарностью принимает в подарок от Индии ее национальные вакцины, совершенно не обращая внимания на незавершенную третью фазу клинических испытаний и отсутствие сертификации ВОЗ.
Схожая ситуация произошла с другой малой страной субконтинента — Непалом, с которым китайцы недавно перемеряли Эверест и тоже тесно дружили. И в случае с Непалом индийская вакцинная дипломатия доказала свою эффективность.
При этом Индия демонстративно не предложила вакцины своему заклятому соседу Пакистану, зато туда сразу же уверенно зашли как китайские вакцины, так и российский «Спутник V».
Пример Индостана показывает: вакцины стремительно становятся новым инструментом глобальной дипломатии.
И вот к этим инструментам добавились вакцины, причем Россия неожиданно вырвалась вперед, поскольку выяснилось, что «Спутник V» выглядит лучше на фоне других и его не только клинический, но и дипломатический эффект может оказаться гораздо сильнее, чем кто-либо мог предвидеть.
Чем же отличается созданная пандемией вакцинная дипломатия от, например, таможенной или образовательной?
Во-первых, она несопоставимо сильнее влияет на умы.
Большая страна, которая предоставляет малой стране вакцину, становится гораздо более важным партнером, чем другие страны, казавшиеся столь значительными до пандемии.
Это и есть та самая мягкая сила во всем ее величии.
А тут вдруг надо бесплатно отдать продукт, если он не прошел клинические исследования. Тысячи людей теряют привычный заработок. Кто же на это пойдет?
Между тем даже могущественные Facebook и Google не так всесильны, как олигархия бюрократов и бизнесменов от медицины и фармацевтики.
Давайте представим, что условному политику из условной большой страны надо вытеснять своего геополитического конкурента из условной небольшой страны. Для этого, как мы выяснили, весьма полезно было бы предоставить небольшой стране не только кредиты и квоты, но и бесплатную вакцину.
Именно отсюда и вырастают национальные особенности вакцинной дипломатии, в которой появился шанс у России.
Pfizer и Moderna — это жесткие бизнесы, обвешанные огромным количеством акционеров, кредитов и обязательств. Поэтому не удастся Америке стать хоть сколько-нибудь видным игроком в вакцинной дипломатии.
Теперь возьмем Китай.
Казалось бы, достаточно легкого мановения руки пекинского руководства, чтобы услужливые китайские фармацевты начали заваливать мир бесплатными вакцинами.
Однако когда в июле прошлого года китайцы первыми в мире зарегистрировали вакцину по результатам маленького испытания на сотне пациентов, они были неприятно удивлены.
Выяснилось, что многие страны не готовы брать у них даже бесплатную вакцину, чтобы не стать «вакцинными друзьями» Китая, снискавшего в пандемию сомнительную репутацию. После Уханя и с учетом неоднозначной репутации китайского бизнеса в мире многие Пекину попросту не верят.
Поначалу победами китайской вакцинной дипломатии показались Нигерия, Египет, Кения, ЮАР и Таиланд.
Однако затем дело застопорилось. Аргентина, Бразилия, Турция и Россия нехотя разрешили третью фазу клинических исследований китайских вакцин, но на крупные закупки не пошли.
И вот тут-то пришло время России.
Нельзя не отдать должное фармразработчикам из институтов Гамалеи, «Вектор» и Чумакова, которые немедленно приступили к разработке своих вакцин. В начале лета прошлого года российское правительство осознало, что китайцы вот-вот зарегистрируют свою вакцину на беспрецедентно малых клинических данных и спросило у Минздрава РФ, а можно ли и нам поступить также. Поначалу ответ Минздрава был отрицательный: для регистрации необходима только третья фаза испытаний и никак иначе. После этого правительство спросило у ученых, а почему же китайцы свою вакцину регистрируют, в то время как Минздрав против. Ученые ответили, что у Минздрава, должно быть, есть какие-то ведомственные мотивации сохранения существующей системы клинических исследований.
И вот тут-то российское правительство приняло непростое решение: не откладывать дело в долгий ящик и зарегистрировать российские вакцины по той же схеме, что и китайские.
Почему? Западные правительства осознали, что если «Спутник» окажется эффективным, то в доминировании западного здравоохранения будет пробита большая брешь.
Поэтому и началась зашкаливающая кампания против «Спутника». Никто не обсуждал достоинства и недостатки аденовирусной платформы Института Гамалеи, голоса экспертов и СМИ на Западе слились в один хор: «Запретить и не пущать!»
Между тем по состоянию на сегодняшний день «Спутник V» уже зарегистрирован не только в Аргентине, но и в первой стране ЕС — Венгрии. Производят его во многих странах. По оценкам Исследовательского центра Института Дюка, заказы на «Спутник V» занимают третье место вне стран «Золотого миллиарда» и стремительно набирают обороты.
Таким образом, через год-два Россия неожиданно окажется ключевой вакцинной державой с большим количеством партнерств. За вакцинами пойдут лекарства и цифровая медицина.
Все это стало возможным по той причине, что российские ученые, врачи и правительство сели за один стол и наконец-то нашли общий язык, договорились. Надо полагать, теперь это будет происходить все чаще благодаря национальным особенностям нарождающейся вакцинной дипломатии.
Вакцинная дипломатия: кто, кого и чем прививает в эпоху глобальной пандемии
Мир, который почти год «отчитывался» о пандемии коронавирусной инфекции Covid-19, ежедневно публикуя сводки заражённых и умерших, постепенно меняет ракурс, уделяя всё больше внимания вакцинации. Уже совершенно понятно: тот, кто первым привьёт своё население, первым и станет победителем «напасти XXI века», пишет сегодня, 15 января, портал Ynet, интернет-версия израильской газеты «Едиот ахронот» («Последние новости»).
Пока Израиль идёт «впереди планеты всей» по количеству прививок на душу населения. Причём настолько внушительно, что многие страны начали изучать израильский опыт вакцинации. В Великобритании, например, сняли фильм о том, «как это делают в Израиле», а Франция официально обратилась к израильскому Минздраву с просьбой помочь с организацией процесса вакцинации.
Большинство прививок от коронавируса, произведённых в Израиле, сделаны американской вакциной Pfizer. Однако в страну уже прибыла первая партия вакцины Moderna (также американской). В дополнение к этому подписано соглашение и с британской AstraZeneca.
При этом на рынке есть по меньшей мере ещё две вакцины, которые применяются для борьбы с Covid-19 — китайская и российская. Однако в Израиле отказываются, по крайней мере на данном этапе, от их использования, хотя есть страны, заключившие соглашение на поставки вакцины из Китая и России, отмечает издание.
Израильские специалисты не отказывают в эффективности ни одной из существующих вакцин, однако подчёркивают, что при выборе того или иного препарата руководствовались данными клинических испытаний, а также авторитетом компании-производителя на мировом фармацевтическом рынке. Помимо этого, принимались во внимание производственные мощности и способность к быстрым поставкам вакцины.
«Если, к примеру, в России объявили „Спутник V“ первой в мире вакциной, то это вовсе не означает, что она автоматически стала лучшей. До сих пор эта вакцина не была одобрена ни Всемирной организацией здравоохранения, ни Европейским агентством по лекарственным препаратам. При этом американские и британская вакцины получили разрешение на экстренное применение», — рассуждает Ynet.
В Китае одобрены для использования в чрезвычайных ситуациях три вакцины, разработанные государственными концернами Sinovac и Sinopharm. Эти компании осуществляют поставки своих медпрепаратов в страны, считающиеся экономически слабыми. Обещана эта вакцина и Палестине, которая до этого успела одобрить российский «Спутник».
«Нет сомнения, что Китай использует „вакцинную дипломатию“ для усиления своего международного влияния», — считает Гуанг Юнцзун, работающий в одном из американских аналитических центров.
Вместе с тем, как утверждает эксперт, крайне сложно доверять китайским разработкам в виду непрозрачности всего, что происходит в этой стране. Он также напомнил о попытках руководства КНР «замолчать» начало глобальной пандемии в китайской Ухани, а также «всё то, что происходит в стране в настоящее время».
«Разумеется, каждой стране и каждому производителю хочется считать, что их препарат самый лучший и эффективный, однако слова не всегда соответствуют реальности. Чтобы понять, насколько та или иная вакцина оценена в мире, можно сравнить список стран, где она уже применяется или утверждена (рекомендована к применению)», — пишет Ynet.
Далее издание приводит данный список.
Pfizer (США): Израиль, США, Бахрейн, Канада, Великобритания, Мексика, Кувейт, Сингапур, Иордания, Оман, Коста-Рика, Эквадор, Панама, Чили, Катар, Аргентина, Ирак, Колумбия, Саудовская Аравия, Швейцария, Норвегия, Исландия, Сербия, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и страны Евросоюза.
Moderna (США): Израиль, США, Канада, Великобритания, ЕС, Норвегия, Исландия.
«Спутник V» (Россия): Россия, Белоруссия, Аргентина, Боливия, Венесуэла, Сербия, Гвинея, Алжир, Палестина.
Sinovac (Китай): Китай, Египет, Иордания, ОАЭ, Турция.
AstraZeneca (Великобритания): Великобритания, Аргентина, Индия, Сальвадор, Доминиканская Республика, Мексика, Бангладеш.
Тем временем в Израиле продолжается третий этап клинических испытаний собственной вакцины от Covid-19, который планируется завершить к лету 2021 года.
Как сообщало EADaily, Израиль одним из первых в мире начал вакцинацию населения от Covid-19. Она проводится в рамках общенациональной кампании «Подставь плечо» с 20 декабря. Кампания стартовала после того, как американская вакцина Pfizer была одобрена к применению Федеральным управлением США по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) и Минздравом Израиля. Отмечалось, что вакцина считается безопасной и это подтверждено клиническими испытаниями.
К настоящему времени в Израиле первой дозой вакцины привили около 2 миллионов граждан страны — преимущественно людей пожилого возраста, а также представителей профессий, входящих в группу повышенного риска (прежде всего — медицинские работники). Самый высокий уровень вакцинации, по данным на 15 января, зафиксирован в Кирьят-Моцкине (один из пригородов Хайфы), где первую прививку получили 29,3% жителей. В Тель-Авиве этот показатель достигает 20,6%, в Иерусалиме — 11,4%.
«Вакцинная дипломатия»: роль экспорта вакцины от COVID-19 во внешней политике КНР
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Студент бакалавриата программы «Политология» факультета социальных наук НИУ ВШЭ
25 июня 2021 г., по данным информагентства «Associated Press», Китай пригрозил Украине блокировкой поставок минимум 500 тыс. доз китайской вакцины «CoronaVac», если украинское руководство не отзовет свою подпись под совместным заявлением о правах уйгуров, принятым в рамках 47-й сессии Совета ООН по правам человека. Несмотря на то, что МИД КНР позже заявил, что предоставление вакцин другим странам не преследует цели оказать на них политическое влияние, возникший вопрос о роли вакцин в китайской дипломатии остается крайне важным в условиях нарастающей третьей волны коронавируса.
КНР прикладывает усилия, чтобы с помощью вакцины получить влияние в различных регионах земного шара (в первую очередь, в развивающихся странах). Однако если на более ранних этапах «коронакризиса» вакцины воспринимались лишь как некая мягкая сила или демонстрация доверия той или иной стране, то сегодня, в условиях растущей третьей волны коронавируса на примерах Бразилии, Парагвая или Украины можно наблюдать, что КНР способна использовать вакцину как предмет для торга с другими странами. Вакцинация становится жизненной необходимостью, и некоторым странам, не имеющим возможности получить нужное количество вакцин из России, ЕС, США или Индии, приходится идти на уступки Китаю.
В то же время вакцинные гонки в Латинской Америке, а также Южной и Восточной Азии обнажили потенциал влияния КНР на ряд стран, привычно воспринимавшихся как сфера влияния стран Запада и стран QUAD (в первую очередь, это заметно на примере Таиланда). Они также продемонстрировали недоработки Пекина в отношениях с рядом стран, воспринимавшихся как государства китайской сферы влияния (Мьянма, Мальдивы, Непал).
25 июня 2021 г., по данным информагентства «Associated Press», Китай пригрозил Украине блокировкой поставок минимум 500 тыс. доз китайской вакцины «CoronaVac», если украинское руководство не отзовет свою подпись под совместным заявлением о правах уйгуров, принятым в рамках 47-й сессии Совета ООН по правам человека. Несмотря на то, что МИД КНР позже заявил, что предоставление вакцин другим странам не преследует цели оказать на них политическое влияние, возникший вопрос о роли вакцин в китайской дипломатии остается крайне важным в условиях нарастающей третьей волны коронавируса.
Вакцина как новая необходимость
Чтобы оценить возможности китайской «вакцинной дипломатии», рассмотрим яркий кейс. Политика Бразилии в период президентства Жаира Болсонару (которого иногда называют бразильским Трампом) имеет весьма антикитайский характер. Так, в апреле 2020 г. министр образования Бразилии Абрахам Вейнтрауб заявил, что КНР получает выгоду от пандемии, а сам президент Ж. Болсонару в октябре того же года раскритиковал китайскую вакцину и пообещал не допустить ее к использованию в стране. События разворачивались на фоне заинтересованности китайской компании «Huawei» в развитии 5G-технологий в Бразилии.
Однако уже в феврале 2021 г. агентство связи Бразилии неожиданно допустило компанию «Huawei» к участию в создании в стране сети 5G – решение было принято на фоне нового роста заболеваемости COVID-19 и продиктовано необходимостью получения доступа к вакцинам, которые могли бы исправить ситуацию. В феврале министр коммуникации Бразилии Фабио Фариа после поездки в Пекин заявил, что «воспользовался поездкой, чтобы попросить вакцины, которую все требуют».
Кейс Украины выглядит гораздо прозаичнее по сравнению с бразильским — страна по политическим причинам не имеет доступа к российским вакцинам и в то же время не способна получить от западных стран достаточное количество препарата для полномасштабной вакцинации населения, поскольку не является приоритетным направлением поставок. Попытки же создания собственной вакцины или оказались неуспешными, или также не покрывают спрос внутри страны. Именно поэтому Украина нуждается в Китае как в экспортере вакцины — иных возможностей провести полную вакцинацию в перспективе нет.
«Вакцинная дипломатия» — не только Китай
Еще 5 марта 2021 г. представитель Белого дома Джейн Псаки заявила, что Россия и Китай используют вакцину как инструмент дипломатии. Явление «вакцинной дипломатии» действительно существует, но подобный тип внешнеполитических воздействий не является особенностью поведения именно России и Китая — почти все страны-экспортеры стараются поставлять вакцины напрямую в нуждающиеся государства, а не через всемирную инициативу по борьбе с коронавирусом COVAX.
ЕС направляет поставки в Балканский регион, стараясь «дать отпор» российской и китайской вакцине, США также стремятся поставлять свои вакцины напрямую и оказывают особое внимание латиноамериканскому региону.
КНР же в своих действиях официально руководствуется принципом, о котором говорил 3 июля 2021 г. главой МИД Ван И — старается фокусировать внимание на развивающихся странах (что можно увидеть на карте поставок китайских вакцин).
Западные развитые страны не стремятся отправлять вакцины в страны второго эшелона и тем самым мотивируют их обращаться к Китаю или к России. В ответ на подобные обращения Запад часто проявляет стремление не допустить незападные вакцины в развивающуюся страну и становится благосклоннее к поставкам. Таким образом, конкуренция государств на рынке вакцин положительно сказывается на обеспеченности ими стран второго и третьего мира.
Попытка решения тайваньского вопроса?
7 апреля 2021 г. гонконгское издание «South China Morning Post» опубликовало информацию о том, что КНР «шантажирует» правительство Парагвая отказом от поставок вакцины в случае сохранения дипломатических отношений Парагвая с Китайской Республикой (Тайванем). С таким же обвинением выступил и министр иностранных дел Китайской Республики Джозеф Ву, заявив, что КНР использует вакцину как средство оказания давления на страны Латинской Америки по этому вопросу. На данный момент Парагвай продолжает сотрудничество с Тайванем и планирует проводить на своей территории испытания тайваньской вакцины несмотря на все противодействие, хотя и разрешил использование китайских вакцин и получил в дар миллион американских доз вакцин.
Помимо Парагвая еще одна страна, поддерживающая дипломатические отношения с Тайванем, — Гондурас — также договаривалась о поставках китайской вакцины, но последние действия США по поставкам вакцины в Центральную Америку несколько сменили вектор движения гондурасского правительства. Несмотря на это, нельзя говорить о твердом намерении Пекина полностью ликвидировать признание Тайваня через использование «вакцинной дипломатии». Из 15 государств, поддерживающих отношения с Тайванем, лишь в двух случаях мы можем говорить о попытках КНР навязать отказ от дипломатических отношений с Китайской Республикой. Гондурас и Парагвай сами обратились к КНР за помощью в вакцинации, и поэтому взамен получили требование о решении «тайваньского вопроса», однако последние активные действия США по поставкам вакцин в Латинскую Америку позволили странам обойтись без изменения политической ориентации.
Латинская Америка: между КНР и США
Как мы видим на примере Парагвая, Гондураса и Бразилии, особое место в «вакцинной дипломатии» КНР занимает Латинская Америка: почти все страны Южной Америки (за исключением Суринама) и большая часть стран Центральной Америки признали китайские вакцины от Sinovac и Sinopharm. Важнейшим импортером китайской вакцины стал Чили, и это не удивительно — Сантьяго давно проводит политику торгового и политического сотрудничества с КНР.
США, считающие Латинскую Америку зоной своих прямых интересов со времен доктрины Монро, стараются сохранить за собой контроль над регионом, но в вакцинной гонке страна проигрывает. В то время как КНР давно вышла на экспортный рынок, США все еще озабочены вопросами обеспечения вакциной собственного населения и для противодействия китайскому влиянию в регионе часто прибегают к двусторонним договоренностям о непринятии третьими странами китайских вакцин в пользу американских поставок в отдаленном будущем.
Однако сегодня США начинают возвращать контроль над ситуацией. Так, 28 июня 2021 г. президент Джо Байден заявил о новых поставках вакцины в Колумбию, Перу, Мексику, Бразилию, Гондурас и Парагвай. Интересно, что в начале года США сняли часть санкций с Венесуэлы, что также некоторыми специалистами рассматривается как попытка подготовить почву для поставок вакцины в эту южноамериканскую страну.
Восток — не все так просто
Китайская «вакцинная дипломатия» отнюдь не ограничивается Латинской Америкой: важным направлением также является Восточная и Южная Азия. 11-16 января Ван И провел турне по странам Юго-Восточной Азии, в ходе которого заявил о связке Инициативы пояса и пути и поставок вакцины.
И здесь наблюдаются заметные успехи — Китаю удалось стать основным поставщиком вакцины на Филиппины, в Индонезию и Малайзию. Неожиданным для экспертов стало присоединение к этой группе стран Таиланда — государства, имеющего серьезные связи с США и Японией.
В то же время вступление в вакцинную гонку Индии — одного из главных оппонентов КНР — показало, что успехи Китая не так велики, как кажется на первый взгляд. Наибольший интерес представляет ситуация с поставками вакцины в четыре страны: Бангладеш, Непал, Мальдивы, Мьянма. Несмотря на то, что в последние годы были крайне распространены мнения о потере Индией своего влияния на Мальдивах и в Непале, обе страны получали вакцины не из тех стран, из которых ожидалось. Так, Мальдивы получили большую часть доз из Индии, несмотря на то, что на момент их получения индийская вакцина все еще проходила испытания. Схожая история произошла в Бутане, который добился значительных результатов в вакцинировании населения благодаря индийской версии вакцины «AstraZeneca». Непал же, несмотря ухудшение непало-индийских отношений в последние 10 лет, все еще достаточно сильно зависит от поставок индийской вакцины «Covishield».
Несмотря на визит Ван И в январе текущего года, Мьянма, являющаяся давним другом Китая, предпочла именно индийские вакцины (3,7 млн индийских вакцин против 500 тыс. китайских). В то же время положение Китая на Шри-Ланке было подтверждено: китайские вакцины полностью доминируют в стране (как и в Пакистане).
Положение Китая в Бангладеш оказалось не столь устойчивым, и не без причины: в Бангладеш задумывались о вступлении в инициативу QUAD, и КНР всячески намекала правительству в Дакке, что эти действия будут восприняты как недружественные. Вакцинация населения Бангладеш проходит в конкурентной борьбе между двумя местными гегемонами, однако Индия имеет серьезное преимущество: 30 млн ее вакцин против 15 млн из КНР.
Таким образом, вакцинное противостояние в Южной и Восточной Азии, начинавшееся с явным преимуществом КНР, столкнулось с противодействием, но не со стороны США или Японии — интересы QUAD в этом регионе представляет Индия, старающаяся продвигать свою вакцину в соседних странах и часто даже выигрывающая конкуренцию у Китая.
КНР прикладывает усилия, чтобы с помощью вакцины получить влияние в различных регионах земного шара (в первую очередь, в развивающихся странах). Однако если на более ранних этапах «коронакризиса» вакцины воспринимались лишь как некая мягкая сила или демонстрация доверия той или иной стране, то сегодня, в условиях растущей третьей волны коронавируса на примерах Бразилии, Парагвая или Украины можно наблюдать, что КНР способна использовать вакцину как предмет для торга с другими странами. Вакцинация становится жизненной необходимостью, и некоторым странам, не имеющим возможности получить нужное количество вакцин из России, ЕС, США или Индии, приходится идти на уступки Китаю.
В то же время вакцинные гонки в Латинской Америке, а также Южной и Восточной Азии обнажили потенциал влияния КНР на ряд стран, привычно воспринимавшихся как сфера влияния стран Запада и стран QUAD (в первую очередь, это заметно на примере Таиланда). Они также продемонстрировали недоработки Пекина в отношениях с рядом стран, воспринимавшихся как государства китайской сферы влияния (Мьянма, Мальдивы, Непал).