что означает внесудебное банкротство гражданина
Банкротство вне суда: почему оно вредно кредитору и должнику
Теперь россияне могут становиться банкротами во внесудебном порядке. Совершенно бесплатно и совершенно бездумно.
Кто может банкротиться вне суда
Этим правом могут пользоваться те, у кого в прошлом официально не было имущества и доходов для исполнения своих законных обязательств, а потому исполнительное производство было завершено актом о невозможности взыскания. Имея такой «актив» и при отсутствии других исполнительных производств, можно получить в финансовых организациях несколько кредитов и, даже не дожидаясь начисления процентов по ним, обратиться в ближайший МФЦ с заявлением о признании себя банкротом. Деньги возвращать не придется. Пикантности ситуации добавляет то, что акт о невозможности взыскания можно получить на любую сумму, даже на сто рублей, а списать долги, даже не просроченные, можно на полмиллиона. В этом свете бросается в глаза очевидное преимущество зарплат в конвертах перед белыми зарплатами.
Смутные сомнения начинают терзать и при мысли, что наказания за неправомерные действия при внесудебном банкротстве практически нет: размер административной ответственности для физических лиц — не более 5 тыс. рублей, а для уголовной ответственности максимальный размер потенциального ущерба при внесудебной процедуре банкротства в 5 раз меньше необходимого минимума. Интуиция подсказывает, что для бизнеса «раздолжнителей» настали хорошие времена.
Главный недостаток судебной процедуры банкротства — сложность — новый закон устранил. Для обращения в МФЦ с заявлением о внесудебном банкротстве не надо располагать никакими специальными познаниями ни самому должнику, ни сотруднику МФЦ. Вроде бы вот оно, счастье, но смутные сомнения начинают одолевать снова. Так как закон обязывает проверить только наличие исполнительных производств — новых или завершенных актом о невозможности взыскания. Ни сумма обязательств должника, ни наличие предыдущего банкротства, после которого еще не истек срок давности, не проверяются. Более того, даже если будут выявлены факты несоответствия заявителя требованиям о внесудебном банкротстве, оспорить нельзя ни начало такой процедуры, ни ее завершение.
Любопытство вызывает новелла о праве кредиторов разыскивать имущество должника. Во-первых, такой поиск не имеет смысла для кредиторов в рамках внесудебного банкротства, поскольку, обнаружив имущество, кредитор не сможет его получить в погашение обязательств. Во-вторых, закон предполагает, что кредитор делает запросы об имуществе должника через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), при этом к СМЭВ до сих пор для этой цели практически никто не подключен. В-третьих, даже через СМЭВ закон разрешает делать запросы только в МВД и Росреестр, а значит, нельзя получить сведения о других видах имущества должника.
Значит, право-то есть, но его как бы нет.
Кто может остановить внесудебное банкротство
Следующая мистификация — право кредитора остановить внесудебное банкротство. Закон дает единственный способ для этого: подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом. Но это допускается только в предусмотренных законом случаях. Поэтому ни при выявлении кредиторами не заявленного должником обязательства, размер которого в сумме с заявленными долгами превышает 500 тыс. рублей, ни при обнаружении у должника имущества, не подлежащего государственному учету (например, ювелирных украшений, наличных денег), перевод внесудебного банкротства в судебный формат невозможен. Более того, некредитные финансовые организации фактически лишены возможности реализовать судебную процедуру банкротства в течение положенных законом шести месяцев до автоматического вступления в силу внесудебного банкротства. Так как для обращения в арбитражный суд необходимо получить судебное решение о взыскании долга. Но во внесудебной процедуре участвуют и непросроченные обязательства. По ним обратиться в суд для взыскания невозможно.
И зачем кредиторам возбуждать судебное банкротство? Для кредитора это платная услуга. Сумма непогашенного обязательства одного должника, претендующего на внесудебное банкротство, наверняка небольшая (гораздо менее 500 тыс. рублей), с высокой долей вероятности такое обязательство не обеспечено, поэтому даже при успешном возбуждении дела о банкротстве такой кредитор может рассчитывать на мизерное взыскание, исходя из очередности и пропорциональности удовлетворения требований в рамках судебной процедуры.
Но ведь право же есть, хоть его уже нет!
Какой кредитор хорошо смеется
На этом этапе размышлений история с кредиторами, которых должник забыл указать в своем заявлении, вызывает уже улыбку. Обязательства таких кредиторов продолжают жить своей жизнью без ограничений. Поэтому они меньше всего заинтересованы в том, чтобы «найтись». После списания долгов заявителя перед другими кредиторами у «забытого» резко возрастают шансы на удовлетворение своих требований.
Интересно, что про процедуру приостановления шестимесячного срока для завершения внесудебного банкротства законодатели просто забыли. При этом сам закон предусматривает случаи, при которых такое приостановление необходимо. Иначе потенциально возникают ситуации, когда должник официально стал банкротом по внесудебной процедуре, а после этого в отношении тех же обязательств дело о банкротстве будет рассматривать арбитражный суд.
Интересно и правило о моратории удовлетворения требований по обязательствам должника, возникающем с момента включения сведений о возбужденной процедуре внесудебного банкротства в соответствующий реестр. С одной стороны, мораторий не означает запрета должнику добровольно выполнять свои обязательства. Поэтому должник безнаказанно может платить по обязательствам перед «забытым» кредитором в течение всей процедуры внесудебного банкротства и по ее завершении. С другой стороны, нет административной ответственности за внесудебное взыскание в отношении должников, по которым возбуждено внесудебное банкротство. Хотя такая ответственность установлена за взыскание в рамках начатой судебной процедуры. Справедливости ради надо отметить, что и смысла в таком взыскании нет, ведь есть основания для привлечения кредитора к административной ответственности за нарушения в сфере несостоятельности.
Вход — рубль, выхода нет
Настоящей инновацией, введенной законом, стало отсутствие какого бы то ни было решения о признании должника банкротом в рамках внесудебного банкротства. Именно поэтому при наличии любых нарушений в процедуре отсутствует предмет для обжалования. Даже сам должник не сможет отозвать свое заявление из МФЦ — такого права закон не предусматривает. Созданы все обстоятельства, чтобы начатая процедура внесудебного банкротства завершилась банкротством должника несмотря ни на что. Что кардинально отличает ее от судебного банкротства.
Но так ли выгодно банкротство гражданину? Если вынести за скобки возможность легкого обогащения при легко реализуемом по правилам закона преднамеренном банкротстве, то человек получает списание текущих долгов вместе с прекращением возможности кредитоваться в течение следующих пяти лет и многолетним запретом на повторное банкротство по другим обязательствам. Если предположить, что закон ориентирован на добросовестных граждан с низким доходом, то путь банкротства не представляется спасением. Списанные долги возникли у банкрота не от хорошей жизни. Следовательно, потребность в кредитах у такого банкрота не исчезнет, если уровень его дохода не возрастет. При этом получение им финансовых услуг у легальных кредиторов будет закрыто. Значит, черные кредиторы в итоге получат нового клиента. Не лучшая альтернатива для должника.
Какую цель преследовал закон? Конечно, снижение социальной напряженности. Это актуально в сложной экономической ситуации, усугубившейся последствиями объявленной пандемии. Однако причина социальной напряженности — бедность. Она списанием долгов не лечится. Списание долгов способствует усилению инфантильности и безответственности населения, а в итоге создает благодатную почву для мошенничества, коррупции и нелегального бизнеса.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Внесудебное банкротство: новые возможности или новые опасности
Если исполнительное производство завершилось, потому что приставы не нашли имущество для погашения долгов, можно инициировать внесудебное банкротство. Участие арбитражного управляющего не предполагается, поэтому для должника такая процедура будет бесплатной.
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, более чем у 70% физлиц-банкротов нет имущества, которое можно использовать для погашения долгов. Таким образом, чаще всего судебное рассмотрение дел о банкротстве практически бесполезно.
Внесудебное банкротство будет доступно по долгам от 50 000 до 500 000 руб., в том числе по обязательным платежам; по обязательствам, срок исполнения которых не наступил; по договору поручительства независимо от просрочки основного должника. Процедурой нельзя будет воспользоваться, если требования неразрывно связаны с личностью кредитора. Например, возмещение морального вреда, взыскание алиментов, истребование имущества из чужого незаконного владения, признание права собственности на это имущество, выплата заработной платы и выходного пособия. Также исключение составляют требования, которые гражданин не указал в заявлении.
Заявление можно подать в Многофункциональный центр (МФЦ). МФЦ проверит его на соответствие формальным критериям и информации, размещенной в Банке данных исполнительных производств, после чего публикует сведения о внесудебном банкротстве гражданина в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
После возбуждения внесудебной процедуры банкротства для должника наступают такие последствия:
По сути, речь идет о кредитных каникулах, во время которых должник может восстановить платежеспособность. «Иногда передышка позволяет решить временные материальные проблемы. Например, устроиться на более высокооплачиваемую работу или получить наследство», – считает партнер практики по разрешению споров Bryan Cave Leighton Paisner Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Иван Веселов.
По истечении шести месяцев внесудебная процедура банкротства завершается, а должник освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных в заявлении (но не освобождается от не указанных им долгов). Право на внесудебное банкротство предоставляется гражданину раз в 10 лет.
Кредитор, указанный должником в заявлении о внесудебном банкротстве, в течение процедуры вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если:
В этом случае возбуждается судебная процедура.
Преимущества
Многие граждане оказались в сложном положении, в том числе из-за ограничительных мер по противодействию коронавирусной инфекции. Пострадал малый бизнес, в том числе сфера обслуживания, транспорт и т. д. Тем, кто попал в тяжелую ситуацию, простая процедура даст время на поиск вариантов, а если исправить ситуацию не удалось, поможет освободиться от долгового бремени. К тому же она бесплатная. «Многие граждане не могли позволить себе банкротство, даже учитывая то, что оно обходится дешевле, чем банкротство юрлиц», – отметил Артем Баринов, юрист юридической практики КПМГ KPMG Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × в России и СНГ.
Кроме того, внесудебное банкротство граждан поможет разгрузить арбитражные суды, уверен Баринов. «Также снизится нагрузка на службу судебных приставов-исполнителей, ведь внесудебное банкротство мешает взыскателям обращаться к приставам», – отметил партнер юркомпании Сотби ЗАО «Сотби» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Антон Красников. Не надо будет привлекать и арбитражных управляющих. В банкротстве физлиц они получают меньше, чем в банкротстве юрлиц, но бумажную работу и соблюдение формальных требований никто не отменял, даже если у должника нет имущества.
Недостатки
Эксперты обеспокоены, что права кредиторов при внесудебной процедуре банкротства регламентированы недостаточно четко. «Здесь нет арбитражного управляющего, который в стандартной процедуре банкротства контролирует деятельность и сделки должника. Поэтому было бы логично наделить аналогичными правами кредиторов, – рассуждает Веселов. – Иначе у кредиторов нет эффективного механизма контроля, в том числе по выявлению злоупотреблений (например, должник скрывает дорогое имущество, переоформляет его на подконтрольных лиц, скрывает доход и т. п.)».
Красников считает недостатком отступление от принципа пропорциональности погашения требований кредиторов. «Новые нормы вводят мораторий на удовлетворение требований, если есть возможность погасить задолженность перед кредитором, которого осознанно не упомянули при инициировании банкротства. Кредиторам, особенно профессиональным, придется более внимательно контролировать возбуждение внесудебных банкротств и следить, чтобы обязательства перед ними указывались», – рассказал Красников. Кроме того, любое исполнительное производство в отношении должника блокирует проведение процедуры внесудебного банкротства. Поэтому некоторые должники, у которых много мелких обязательств, могут оказаться вне поля действия этого закона, когда разные кредиторы будут случайно или намеренно подавать по очереди исполнительные листы в службу судебных приставов.
Ведущий юрист ПБ Олевинский, Буюкян и партнеры Олевинский, Буюкян и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Артем Кадников обратил внимание на отсутствие в МФЦ специалистов в сфере несостоятельности и проблему финансирования внесудебного банкротства: «Непонятно, откуда возьмутся деньги, чтобы обеспечить работу МФЦ».
Эксперты также отметили необычно короткий переходный период – до 1 сентября 2020 года. «Это означает, что кредиторам необходимо в кратчайшие сроки пересмотреть свои регламенты работы с проблемными должниками и выработать универсальные стратегии, которые позволят им защитить свои интересы от многочисленных злоупотреблений», – обращает внимание Есманский.
Внесудебное банкротство: порядок и последствия для граждан
Кто может заявить о внесудебном банкротстве
Поправки дополнили Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ положениями о бесплатной внесудебной процедуре банкротства граждан, которые вступают в силу с 1 сентября 2020 года.
В соответствии с поправками заявить о своем банкротстве во внесудебном порядке могут граждане, имеющие непогашенную задолженность по обязательствам и обязательным платежам, которая в совокупности составляет не менее 50 000 рублей и не более 500 000 рублей (ст. 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
При этом в целях упрощенного банкротства в составе задолженности могут учитываться, в том числе, долги по обязательствам, срок исполнения которых еще не наступил, по уплате алиментов, а также по обязательствам, вытекающим из договоров поручительства.
Кроме того, такие заявители должны удовлетворять следующим обязательным условиям:
Подача заявления о банкротстве
Заявление о признании банкротом во внесудебном порядке подается в МФЦ по месту жительства или месту пребывания по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 04.08.2020 № 497. К заявлению в обязательном порядке нужно приложить список всех кредиторов, перед которыми физлицо имеет непогашенные долги.
После получения заявления МФЦ в течение 3 рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства физлица в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ст. 223.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
МФЦ рассматривает заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке без взимания платы. Включение в реестр сведений о банкротстве физлица также осуществляется на бесплатной основе (ст. 223.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
Последствия публикации сведений о банкротстве
С момента включения информации о гражданине в единый реестр сведений о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение имущественных требований к нему, а также прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней и процентов по всем обязательствам гражданина (ст. 223.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
Гражданин в течение срока процедуры внесудебного банкротства не имеет права совершать сделки по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иные обеспечительные сделки.
Кроме того, в рамках процедуры внесудебного банкротства приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, а для взыскателей вводится запрет на направление исполнительных документов в банки.
Все исполнительные документы с этого момента могут быть направлены только в Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Данные правила не распространяются на следующие требования:
Завершение банкротства и его последствия
После включения в реестр сведений о банкротстве физлица его кредиторам дается ровно 6 месяцев на розыск имущества должника и подачу заявления о признании должника банкротом в суд в общем порядке.
Самому же должнику предоставляется возможность улучшить свое финансовое положение и расплатиться с долгами. Если этого не произойдет, то по истечении 6 месяцев с момента включения в реестр сведений о банкротстве процедура банкротства прекращается и физлицо признается банкротом.
Сам гражданин признается банкротом и освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке (ст. 223.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
Задолженность перед кредиторами, указанными в заявлении, признается безнадежной.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании банкротом во внесудебном порядке.
Если в заявлении была указана сумма требований кредитора, которая меньше действительной суммы таких требований, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере суммы, указанной в заявлении.
Завершение процедуры внесудебного банкротства влечет для физлица следующие последствия (ст. 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ):
Кроме того, в течение 3 лет с даты завершения производства по делу о банкротстве гражданин будет не вправе занимать должности в органах управления организациями.
Внесудебное банкротство гражданина: новая процедура списания безнадежных долгов
bruesw / Depositphotos.com |
1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» (далее – Закон № 289-ФЗ). Он ввел в российское законодательство новый правовой институт – внесудебное банкротство гражданина. Последний призван снизить нагрузку на суды, а также повысить доступность и упростить процедуру банкротства граждан.
Новым нормам посвящен отдельный параграф 5 в главе Х Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Остановимся на нем подробнее.
Предпосылки внесения изменений
Поправки, касающиеся введения упрощенного порядка признания гражданина банкротом, были инициированы еще в прошлом году – соответствующий Законопроект № 792949-7 12 сентября 2019 года внес в Госдуму депутат Николай Николаев. Показательной для обоснования актуальности и необходимости его подготовки стала приведенная в пояснительной записке статистика судебных решений о признании граждан несостоятельными. Так, в 2018 году количество таких решений увеличилось в 1,5 раза (в среднем до 44 тыс. в год) по сравнению с 2017 годом. Причем, исходя из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), у 70-80% граждан-должников, вступающих в процедуру банкротства, инвентаризация не выявила имущества, необходимого для погашения долгов. «В среднем 65-75% кредиторов ничего не получают по итогам банкротства. При этом с каждым годом количество дел о банкротстве граждан неуклонно растет. Число реабилитационных процедур уменьшается, а это значит, что доходы граждан не позволяют реструктуризировать долг», – отметил автор инициативы.
Статистика 2019 года не сломила существующую тенденцию – на фоне роста общего количества завершенных процедур реализации имущества (в 2018 году – около 12 тыс., в 2019 году – более 18 тыс.) доля дел, в которых кредиторы ничего не получили по итогам процедуры, составила 71%, а дел, в которых у должника по данным инвентаризации не оказалось имущества, – 78%. Такие данные свидетельствуют не только о ежегодно возрастающей нагрузке на суды в части дел о банкротстве граждан, но и о том, что в большинстве случаев соответствующие процедуры не дают результатов, поскольку граждане-должники не могут ни удовлетворить требования кредиторов, ни оплатить процедуру собственного банкротства. Это и стало главной причиной введения института внесудебного банкротства граждан в российское законодательство. «Судебное рассмотрение таких дел о банкротстве является трудоемким, малоэффективным и дорогостоящим», – заключил Николаев.
Поиск путей оптимизации процесса признания гражданина банкротом привел к идее формирования новой процедуры, не связанной с длительными судебными разбирательствами и не обремененной излишними финансовыми затратами для граждан, которые и так попали в долговую яму. Здесь прослеживается и социальная составляющая поправок – они рассчитаны прежде всего на людей, которые имеют небольшой долг, но не имеют возможности его погасить.
Правовые основы внесудебного банкротства гражданина
Текущее регулирование внесудебного банкротства предусматривает установление:
Условия признания гражданина банкротом во внесудебном порядке
Закон содержит всего два условия, совокупность которых позволяет гражданину подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке:
Причем имеется прямая оговорка о том, что кроме указанных условий для признания гражданина банкротом во внесудебном порядке не требуется его соответствие и (или) подтверждение соответствия иным условиям. В заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке он подтверждает свое соответствие условиям, при том, что такое соответствие предполагается.
Эксперты в целом положительно оценивают условие о размере денежных обязательств, отмечая, что установленный предел, с одной стороны, позволит инициировать процедуру банкротства тем гражданам, которые ранее не могли этого сделать из-за действующего лимита для судебной процедуры банкротства (более 500 тыс. руб.), с другой стороны, станет ограничителем для процедур с незначительной суммой долга. По мнению руководителя юридического направления ООО ЮД «36 СТРАТАГЕМ» Катерины Коробковой, данный финансовый лимит установлен в целях оптимизации количества процедур внесудебного банкротства.
Юрист адвокатского бюро А2 Борис Чирков признает логичным ограничение верхнего предела долга суммой в размере 500 тыс. руб. «Кредиторам по обязательствам с меньшей суммой долга в принципе невыгодно обращаться в суд для судебного банкротства должника и нести расходы на юристов, оплату услуг арбитражного управляющего, которые будут приблизительно соответствовать сумме долга (а ведь его еще можно и не вернуть, если у должника не найдется имущества)», – уверен он. В свою очередь, Председатель коллегии адвокатов «Сулим и партнеры» Ольга Сулим считает целесообразным увеличить верхний порог долга с 500 тыс. хотя бы до 1,5 млн руб., чтобы обеспечить большему количеству должников возможность пользоваться процедурой внесудебного банкротства.
Между тем, партнер юридической компании «МОЖНО» Андрей Шевченко не поддерживает введение внесудебной процедуры, считая достаточным просто уменьшить с 500 тыс. до 300 тыс. руб. размер обязательств для инициирования банкротства в судебном порядке. «Откровенно говоря, невозможность должником погасить задолженность до 300 тыс. весьма сомнительна и говорит скорее о недобросовестности сторон правоотношения. Недобросовестность выражается либо в нежелании должника платить, либо в нежелании кредитора пойти навстречу и предоставить должнику, например, рассрочку платежа», – отмечает он.
Что касается требования об окончании исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа из-за отсутствия имущества у должника, то его эксперты признают главным препятствием для инициирования процедуры внесудебного банкротства. Например, юрист консалтинговой компании Parallel Legal Consulting Екатерина Морозова отмечает, что на получение постановления приставов о прекращении исполнительного производства могут уйти годы из-за значительных сроков судебных разбирательств и возможного (и неоднократного) возобновления исполнительного производства в связи с периодическим появлением доходов у должника. Катерина Коробкова тоже считает требование о предоставлении соответствующего документа существенным фильтром-ограничителем. Согласен с этим и Андрей Шевченко, усматривая в таком условии не только недостаток внесудебной процедуры, но и существенный перекос баланса прав в пользу кредиторов.
Фото: личный архив автора |
«Возможность должника обратиться с заявлением о внесудебном банкротстве целиком зависит от поведения кредиторов, поскольку они могут не обращаться в суд за решением о взыскании долга и исполнительным листом, и даже получив исполнительный лист, не возбуждать исполнительное производство, а продолжать донимать должника требованиями заплатить. Кстати, обжаловать сделки и разыскивать имущество должника кредиторы могут и без внесудебного банкротства».
Стоит отметить, что в первоначальной редакции Законопроекта № 792949-7, который впоследствии стал Законом № 289-ФЗ, перечень требований к гражданину, желающему подать заявление о признании банкротом во внесудебном порядке, был гораздо шире. Помимо общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предлагалось учитывать такие критерии, как: признание гражданина безработным или имеющим источник дохода менее величины регионального прожиточного минимума на каждого члена семьи не менее чем за три месяца до подачи заявления; отсутствие принадлежащего на праве собственности имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание; отсутствие денежных средств на банковских счетах (вкладах) в кредитных организациях в совокупном размере более 50 тыс. руб. в течение трех месяцев, предшествующих подаче заявления; отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и истечение до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом срока, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство. Кроме того, в числе условий был запрет на признание гражданина банкротом в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления. Эти требования должны были соблюдаться одновременно. Но в процессе доработки законопроекта перечень условий был сокращен и доработан.
Особенности подачи и рассмотрения заявления
Корректировке подвергся также порядок подачи и рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке. Если в Законопроекте № 792949-7 предполагалось, что такое заявление будет принимать и рассматривать саморегулируемая организация арбитражных управляющих, являющаяся членом национального объединения СРО, то затем было решено существенно упростить эту процедуру, задействовав для этого МФЦ. Так, согласно действующей редакции ст. 223.2 Закона о банкротстве заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин может подать в МФЦ по месту жительства или месту пребывания. Форма такого заявления и порядок его заполнения и подачи утверждены Приказом Минэкономразвития России от 4 августа 2020 г. № 497.
В заявлении должна быть отражена информация о гражданине (его Ф. И. О., в том числе прежние, если они менялись, дата и место рождения, СНИЛС, данные паспорта, адрес регистрации по месту жительства или пребывания в РФ и т. п.) и информация о представителе гражданина, если заявление подается представителем. Кроме того, в нем подтверждается соответствие заявителя необходимым условиям в части объема долговых обязательств и окончания исполнительного производства, а также отражается факт уведомления о последствиях возбуждения процедуры внесудебного банкротства гражданина. Если заявление подает физлицо, которое зарегистрировано или было зарегистрировано в качестве ИП, то об этом следует указать в соответствующей графе.
При заполнении заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке необходимо учитывать, что поля формы заявления заполняются вручную либо в машинописном виде (если иное не предусмотрено самой формой), исправления с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускаются. Распечатывать заявление необходимо на бумажном носителе с одной стороны листа, а в случае скрепления листов – обеспечивать сохранность бумажного носителя. Заполнение полей формы заявления значениями текстовых, числовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа (п. 1 Порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, Приложение № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 4 августа 2020 г. № 497).
К заявлению прикладываются: список всех известных кредиторов; копия документа, удостоверяющего личность гражданина; копия документа, подтверждающего место жительства или пребывания; копия документа, подтверждающего полномочия представителя (если заявление подается представителем); копия документа, удостоверяющего личность представителя (если заявление подается таковым).
Рассмотрение заявления будет происходить в максимально короткие сроки – МФЦ в течение одного рабочего дня со дня получения заявления проверит по банку данных в исполнительном производстве на официальном сайте ФССП России наличие сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю и отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений. Если в банке данных имеются сведения о возвращении исполнительного документа и нет информации о ведении новых исполнительных производств, сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в течение трех рабочих дней будут включены в ЕФРСБ. В противном случае заявление будет возвращено заявителю с указанием причины возврата, что послужит препятствием для его повторной подачи в течение одного месяца после возврата. Хотя у гражданина будет право обжаловать возврат заявления в арбитражный суд по месту своего жительства.
Надо сказать, что период действия запрета на повторную подачу возвращенного заявления изначально планировался сроком на полгода – это было предусмотрено в Законопроекте № 792949-7 применительно к случаям выдачи арбитражным управляющим отказа в удостоверении соблюдения требований, предъявляемых к гражданину-должнику. В ходе доработки документа этот срок был уменьшен до одного месяца, хотя и его эксперты считают излишним – например, Борис Чирков отмечает, что чаще всего для устранения недостатков, послуживших основанием для возврата заявления, гражданину достаточно нескольких дней. Такого же мнения юристы придерживаются относительно прописанного в законе запрета на повторную подачу гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в течение 10 лет после дня прекращения процедуры внесудебного банкротства или дня ее завершения. На избыточность этого срока указывает юрист Европейской Юридической Службы Мария Замолоцких, сопоставляя его со сроком действия ограничения на повторную подачу заявления в рамках общего порядка банкротства – 5 лет (ч. 2 ст. 213.30 Закона о банкротстве).
Фото: личный архив автора |
«Считаю, что срок, установленный законом в принципе достаточен для повторной подачи заявления о признании банкротом. Однако бывают случаи, когда гражданин не может оплачивать имеющиеся долги в силу трудной жизненной ситуации, например, вследствие тяжкого увечья, болезни, так как гражданин в принципе не может исполнять трудовые обязанности в дальнейшем. В связи с этим нужно сделать исключения, предусмотрев возможность снижения моратория на повторную подачу заявления о признании банкротом для некоторых категорий граждан в ряде случаев до 5 лет».
Борис Чирков тоже предлагает уменьшить этот срок как минимум в 3-4 раза, но при этом прописав последствия для гражданина после внесудебного банкротства и признания долгов безденежными, которые бы оберегали его потенциальных кредиторов от недобросовестного контрагента. Андрей Шевченко считает иначе – он полагает, что при установлении срока в 10 лет законодатель исходил из того, что должник случайно попал в такую ситуацию и впредь будет более осмотрителен. «Уменьшение срока моратория может привести к появлению так называемых профессиональных должников», – отмечает эксперт.
Размещение сведений о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в ЕФРСБ и последствия такого размещения
Включению в реестр подлежат сведения о гражданине (его Ф. И. О., включая ранее присвоенные Ф. И. О в случае их перемены, дата и место рождения, СНИЛС, ИНН при наличии, место жительства или при отсутствии регистрации по месту жительства – фактическое место жительства), сведения о его кредиторах, размере их требований, а также наименование МФЦ, включившего такие сведения в ЕФРСБ. Опубликование сведений о ходе внесудебного банкротства гражданина осуществляется в том же порядке, что и при реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества (ст. 223.3 Закона о банкротстве). Похожи и последствия включения указанных сведений в реестр. Последние проявляются в том, что:
Прекращение процедуры внесудебного банкротства гражданина и освобождение его от обязательств
Процедура внесудебного банкротства гражданина прекращается, если в течение срока этой процедуры в собственность гражданина поступило имущество (например, в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар) или иным образом изменилось его имущественное положение, что позволяет полностью или в значительной части исполнить обязательства перед кредиторами. В этом случае должник обязан в течение пяти рабочих дней уведомить МФЦ, а последний – не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления включить сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ. Неисполнение гражданином такой обязанности чревато тем, что кредитор, указанный должником в списке кредиторов, сможет обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом. Мария Замолоцких считает необходимым доработать эту норму, так как поступление имущества в дар или по наследству гражданина не может являться безусловным основаниям для признания улучшения его имущественного положения. «Например, гражданину может перейти по наследству доля в имуществе, она бывает малозначительной, и это может быть единственным жильем для гражданина и его семьи, поэтому ее отчуждение скажется на его правах и может не удовлетворить в полном объеме требования кредиторов», – отмечает она.
Еще одним основанием для прекращения процедуры считается вынесение арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. Копию соответствующего определения арбитражный суд направляет в МФЦ не позднее трех рабочих дней после дня его вынесения, и МФЦ в течение трех рабочих дней включает в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства.
При этом в течение всей процедуры – со дня включения в ЕФРСБ сведений о ее возбуждении и до дня ее завершения или прекращения – в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом вправе обратиться: кредитор, не указанный в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина-должника; кредитор, указанный в таком списке, если задолженность перед ним указана не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина соответствующим критериям для инициирования процедуры внесудебного банкротства, обнаружено принадлежащее должнику имущество или имущественные права, подлежащие госрегистрации или иному учету или имеется вступившее в законную силу решение суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной (ст. 223.5 Закона о банкротстве).
Через полгода со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в реестр процедура банкротства завершается, и гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении. В день завершения процедуры МФЦ должен отразить этот факт в ЕФРСБ. С этого момента задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, будет признана безнадежной.
Если в заявлении гражданин указал сумму требований кредитора, которая меньше действительной, то он освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере указанной в заявлении суммы, а если больше действительной – то в размере действительной суммы задолженности. На требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, освобождение от обязательств не распространяется, равно как и на случаи привлечения гражданина к уголовной или административной ответственности за совершенные в данном деле о банкротстве неправомерные действия, преднамеренное или фиктивное банкротство, а также при наличии доказательств незаконных действий гражданина при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве. Сюда относятся и мошенничество, и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, от уплаты налогов или сборов, а также предоставление кредитору заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества.
Что касается требований кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате зарплаты и выходного пособия, возмещении морального вреда, взыскании алиментов и иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, то они могут быть предъявлены и после окончания процедуры банкротства в непогашенной их части. Это же касается требований о: привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности; возмещении гражданином убытков, причиненных им умышленно или по грубой неосторожности юрлицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин; возмещении вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности; применении последствий недействительности сделки и т. п.
Последствия завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина аналогичны тем, что применяются при судебной процедуре банкротства по ст. 213.30 Закона о банкротстве. Соответствующие сроки исчисляются со дня завершения процедуры внесудебного банкротства (ч. 5 ст. 223.6 Закона о банкротстве).
Фото: личный архив автора |
«Последствия личного банкротства для гражданина таковы, что повторять эту процедуру не возникнет ни желания, ни возможности, так как это испорченная кредитная история, обязанность на протяжении 5 лет указывать сведения о банкротстве при направлении заявки на получение займов и невозможность на протяжении 3 лет занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, в течение 10 лет занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией (ст. 213.30 Закона о банкротстве)».
Бесплатность процедуры внесудебного банкротства гражданина
Поскольку введение процедуры внесудебного банкротства гражданина изначально задумывалось в целях социальной поддержки неплатежеспособных граждан и возврата их в экономический оборот, то существенной особенностью процедуры внесудебного банкротства является ее бесплатность для должника. Взимание платы не предусмотрено ни за рассмотрение заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ, ни за включение сведений в ЕФРСБ (ст. 223.7 Закона о банкротстве). «В общем порядке гражданин должен оплатить госпошлину 300 руб., внести в депозит арбитражного суда 25 тыс. руб. на услуги финансового управляющего, а также возместить расходы, связанные с публикацией сведений о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений», – напоминает Замолоцких. При внесудебном банкротстве все эти расходы покроет государство.
Отметим, бесплатность процедуры для гражданина-должника была предусмотрена и в Законопроекте № 792949-7, однако в нем расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за сопровождение внесудебного банкротства гражданина в размере 3 тыс. руб. и возмещение сопутствующих процедуре затрат планировалось финансировать за счет средств фонда поддержки внесудебного банкротства граждан, формируемого национальным объединением СРО арбитражных управляющих на основе взносов самих СРО.
Преимущества и недостатки процедуры внесудебного банкротства гражданина
В числе безусловных преимуществ процедуры внесудебного банкротства гражданина эксперты выделяют следующие:
Фото: личный архив автора |
«Механизм внесудебного банкротства гражданина скорее направлен на списание безнадежной задолженности, чем на реальную процедуру банкротства, пусть и в упрощенном формате, поэтому недостатков у него в части банкротства выявить можно много, в то время как для списания безнадежного долга в небольшом размере он подходит».
Недостатки проявляются как в самой процедуре внесудебного банкротства гражданина, о которых говорилось выше (в части установления сроков, избыточного требования об окончании исполнительного производства и т. п.), так и в правовом регулировании нового института, которые порождают риски для должников и кредиторов и не исключают возможных злоупотреблений с их стороны. Как отмечает партнер Адвокатского бюро CTL Павел Астапенко, должник может скрыть имущество, а также «дружественных» кредиторов, «списать» долги перед другими кредиторами во внесудебном банкротстве и удовлетворить требования перед кредиторами из сокрытого имущества, которые отсутствовали в поданном им списке кредиторов. Кроме того, кредиторы с таким размером требований к должнику не могут производить ежедневный и даже ежемесячный мониторинг ЕФРСБ на предмет того, нет ли в нем сведений о гражданине-должнике как о внесудебном банкроте. «Наша рекомендация бизнесу – отслеживать информацию о подаче своими клиентами-физлицами документов на банкротство. Это поможет избежать впоследствии оспаривания сделок в рамках внесудебного банкротства», – призывает эксперт.
Арбитражный управляющий САУ «Авангард» Александр Бедункевич выделил ряд законодательных пробелов, которые имеют место, пока отсутствует правоприменительная практика. Например, непонятно: чем должно подтверждаться требование кредитора – только ли наличием первичной документации или это должно быть судебное решение, и обладает ли полномочиями запроса документов у регистрирующих органов кредитор, которого нет в заявлении; какими полномочиями обладает кредитор в случае оспаривания данного требования третьими лицами; имеет ли право кредитор, не указанный в заявлении о признании должника банкротом, обратиться в суд в том случае, если сумма его требований не превышает минимального порога задолженности (не более 500 тыс. руб.) для признания должника банкротом, но в совокупности с требованиями других кредиторов эта сумма будет больше; что будет происходить с процедурой внесудебного банкротства в случае обращения должника в суд с заявлением о признании себя банкротом или во время рассмотрения требований кредиторов в арбитражном суде (будет ли она приостанавливаться или нет); имеет ли право кредитор запрашивать информацию о составе имущества семьи должника; является ли срок в полгода пресекательным.
Ольга Сулим относит к минусам процедуры: новизну самого понятия внесудебного банкротства, что не исключает многочисленных ошибок и недочетов; возможность проведения процедуры только при наличии исполнительного производства судебными приставами; малый верхний порог долга, который лишает возможности пользоваться процедурой значительную часть должников. А Мария Замолоцких выражает опасения относительно того, что внесудебная процедура банкротства может приобрести массовый характер, что негативно скажется на финансовом секторе и повлечет ужесточение банками порядка выдачи кредитов и предъявление повышенных требований к заемщикам. «Не стоит исключать и махинации с имуществом, например, переписывание его на родственников», – добавляет она.
Фото: личный архив автора |
«Если сравнить процедуры судебного и внесудебного банкротства, то внесудебное банкротство несомненно дешевле, но не быстрее и не снижает нагрузку на судебную систему, а, возможно, увеличивает ее. Внесудебное банкротство возможно только после решения суда по конкретному спору и проведения исполнительных процедур. Судебное банкротство позволяет сразу всем кредиторам судиться с должником, что уменьшает количество судов. В процедуре внесудебного банкротства должник все равно остается один на один с кредиторами и за соблюдением его прав никто не следит, равно как и кредиторам для защиты своих прав придется обращаться в суд».
***
Институт внесудебного банкротства гражданина, как и любой другой новый для российского права институт, пока не в полной мере воспринят юридическим сообществом. В целом положительно оценивая саму идею государственной поддержки граждан, попавших в тяжелое материальное положение, их реабилитацию и возвращение в экономический оборот, многие эксперты пока не видят в механизме внесудебного банкротства тех посылов, которые, преследуя общую цель минимизации нагрузки на суды, позволят в значительной степени повысить доступность и эффективность банкротства для граждан. Такой скепсис в большей степени связан с несовершенством введенного правового регулирования.
Несмотря на то что в законе появился целый параграф, устанавливающий порядок внесудебного банкротства гражданина и уже начинает формироваться подзаконная нормативная правовая база, некоторые вопросы требуют дополнительной проработки. Возможно, восполнить имеющиеся правовые пробелы и разрешить спорные нюансы помогут разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по рассматриваемой теме. Но пока ВС РФ не озвучил свои планы относительно сроков утверждения соответствующего постановления.