что означает выполнить воинский долг
ВОИНСКИЙ ДОЛГ
Полезное
Смотреть что такое «ВОИНСКИЙ ДОЛГ» в других словарях:
долг — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? долга, чему? долгу, (вижу) что? долг, чем? долгом, о чём? о долге и в долгу; мн. что? долги, (нет) чего? долгов, чему? долгам, (вижу) что? долги, чем? долгами, о чём? о долгах взятое взаймы,… … Толковый словарь Дмитриева
Долг (значения) — В Викисловаре есть статья «долг» … Википедия
Долг (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Долг (значения). Долг внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например … Википедия
ВОИНСКИЙ — ВОИНСКИЙ, ая, ое. 1. см. воин. 2. Относящийся к военному делу, военной службе. В. поезд. В. билет. Воинская часть. Воинская обязанность (установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности,… … Толковый словарь Ожегова
долг — Обязанность. Безусловный, благородный, великий, высший, незыблемый, непреложный, непременный, нерушимый, осознанный, первостепенный, первый, почетный, прямой, святой, священный. Железный. Воинский, гражданский, интернациональный, общественный,… … Словарь эпитетов
Долг — (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора
воинский — ая, ое. 1. к Воин. В. долг. В ая честь. 2. Связанный с военным делом, военной службой. В. устав. В ое звание. В ая часть. Состоять на воинском учёте. В ая обязанность; (устар.) В ая повинность (обязанность прохождения службы) … Энциклопедический словарь
ДОЛГ — категория этики, выражающая нравств. задачу отд. человека, группы лиц, социальной группы, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях и становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного… … Российская педагогическая энциклопедия
воинский — ая, ое. 1) к воин Во/инский долг. В ая честь. 2) Связанный с военным делом, военной службой. Во/инский устав. В ое звание. В ая часть. Состоять на воинском учёте … Словарь многих выражений
Долг воинский — нравствен но правовая норма поведения военнослужащего. Имеет классовую природу, определяется господствующей идеологией и моралью, назначением вооружённых сил. В армиях империалистических государств, где ВС преследуют антинародные цели, понятие «Д … Словарь военных терминов
Финансовая жизнь
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть свободным от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, любой вкладывает частицу собственного труда в неспециализированное дело, а благами цивилизации пользуются все. Общество со своей стороны предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными столетиями нормами поведения. Часть норм поведения выяснена законами страны и другими правовыми документами.
Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долга и чести.
Долг имеется нравственные обязанности человека, делаемые из побуждений совести. Совесть — имеется выражение свойства личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, потребовать от себя их исполнение и создавать самооценку совершаемых поступков.
Высшим выражением долга в обществе выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством, что неизменно связан с потребностями людей и общественными интересами. Осознания каждым
человеком публичных обязанностей как собственных личных, четкое их
претворение в судьбу и имеется исполнение его гражданского долга.
Воинский долг — нравственно — правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг является единством правового и нравственного требований общества. Сущность его содержится в защите территориальной целостности и государственного суверенитета безопасности государства и Российской Федерации
при отражении вооруженного нападения, а также в исполнении задач в соответствии с интернациональными обязательствами страны.
История отечественного Отечества знает хорошие примеры выполнения и беззаветного служения России воинского долга русскими, советскими солдатами. Всегда подвиги русских солдат почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Основная отличительная черта русского солдата заключалась в том, что любовь к Отчизне всегда была выше страха смерти.
Вот как об этом сообщил два раза Герой Советского Союза, прославленный летчик И.С. Полбин: «118 раз я бомбил передний край обороны соперника, 118 вылетов — это 118 ураганов в сердце, 118 вылетов неприязни! 118 вылетов под вражеским огнем!
118 раз мы виделись со смертью, но посильнее смерти любовь к Отчизне».
верность и Патриотизм воинскому долгу прежде всего проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим персональной ответственности за необходимости и защиту Родины добросовестно и честно каждый день делать собственные служебные обязанности. Верность защитников Отечества воинскому долгу выражается в постоянной морально — психологической и физической и опытной подготовке к вооруженной его защите, готовности к
преодолению любых трудностей при несении работы в условиях военного и
Без верности и патриотизма воинскому долгу нет защитников Отечества, а имеется легко наемник, делающий собственные обязанности за деньги, неизменно готовый перейти в том направлении, где больше заплатят.
верность и Патриотизм воинскому долгу — это те морально — духовные качества солдата, каковые делают армию непобедимой.
Воинский долг
Интересные записи
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
Послать собственную хорошую работу в базу знаний легко. Применяйте форму, расположенную ниже. Подобные документы Совесть — особенный…
Предметный каталог Обучающиеся должны знать: 1) Благодаря осознанию собственного долга перед окружающими, и голосу внутреннего самоконтроля – совести –…
Что наша жизнь: долг, долг, долг? В чем тайна совести? Что такое долг? Всю землю потрясла катастрофа Армении — землетрясение в декабре 1988 г. Тысячи…
Информация — искусство и Культура Другие материалы по предмету искусство и Культура Введение Нравственность — один из самых ответственных и значительных…
1. Связь понятия «защита Отечества» с понятиями «гражданин», «менталитет», «долг», «обязанность». 2. Мировоззренческие, нравственные и духовные базы…
Материал из Блаватская Е.П. — Теопедии Задающий вопросы. Но в случае если действия на материальном замысле не приносят удовлетворения, то из-за чего…
ВОИНСКИЙ ДОЛГ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА
В истории нравственного развития человечества содержание понятия долга, трактуемого по-разному, сообразно социальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества.
В литературе описываются различные виды долга: родительский долг, выражаемый в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство; сыновний долг, ответное чувство на любовь родителей; супружеский долг, понятие, активно поддерживаемое церковью, понимая, что крепкая семья укрепляет и общество. С созданием армий возникло понятие «воинский долг»,который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, особенности, обычаи и традиции российского народа, исторические факты и события.
Армия является важнейшим инструментом становления государства и орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя чувство долга еще в детстве. Так, граф М.С. Воронцов отмечал в наставлении от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания. ». Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н.Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе». Преподаватель А.А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины».
Применение подобной формы воспитания важно, для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданина, но и как слуги своего Отечества.
Сегодняшнее отношение российского общества к исполнению воинского долга неоднородно и свидетельствует о разительных переменах в современной жизни нашей страны. При этом надо помнить: отказавшись выполнить воинский долг перед Родиной, гражданин несет не только прямую уголовную ответственность, но и ответственность за будущее своего Отечества.
Как подтверждение этого нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека.
К сожалению, в наши дни идеи добра, национального единства, любви к Родине, народу и семье подменяются в СМИ культом силы, зла, вседозволенности, секса, ложными символами престижа и положения в современном российском обществе.
В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации. Этот негативный факт отразился и на участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил.
Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Если гражданин с самых ранних лет получит представление о разнообразных проявлениях долга: родительского, материального, духовного, то исполнение им воинского долга при помощи родных, учителей и офицерского состава пройдет безболезненно.
Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок.
Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества.
Важным обстоятельством, оказавшим влияние на формирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер. Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма и до 1917 года и после него. Вот они:
— беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь;
— непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях;
— высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов;
— стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;
— преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям;
— уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;
— героическое поведение в плену;
— готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде;
— личный пример офицера своим подчиненным;
— мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.
А. В. Суворов дал неприятелям более шестидесяти боев и сражений и ни одного не проиграл. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира.
Таким образом, значение военно-профессионального патриотизма велико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты именно он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.
Для ясности пример:
28 героев панфиловцев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офицер. Вооружение — бутылки с горючкой, гранаты, несколько противотанковых ружей. Справа и слева — никого. Могли разбежаться и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну — 20 танков, другую — 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?
Ответ в трех словах — присяга, долг, патриотизм:
а) присяга — клятва Родине;
б) долг — обязанность перед Родиной;
в) патриотизм — любовь к Родине.
Если это есть у военных людей, они непобедимы. Подвиг двадцати восьми героев повергает ниц тех, кто хотел бы видеть на войне только кровь, муки и ошибки — настоящие и мнимые — и не замечать воли, таланта, умения и презрения к смерти во имя Отечества.
Литература
Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] режим доступа – http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988.
Пассов Е.И.Диалог культур: Социальный и образовательный аспекты(статья вторая) «Мир русского слова», № 02, 2001.
Воинский долг и честь российского воина
Рассмотрение первого вопросаследует начать с разъяснения сущности и содержания понятия «долг». В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, о чувстве долга, об исполненном долге. Что же такое долг? Что мы вкладываем в это понятие? Почему так необходимо, чтобы чувство долга, верность долгу вошли в наши сознание, плоть и кровь, не оставляли нас в любых испытаниях?
Человек живет в обществе, и он не может быть независим от него. В целях удовлетворения своих повседневных потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями, родителями, обществом. Взамен общество (как и во все предшествующие времена) предъявляет к человеку определенные требования. В том числе, оно обязывает его поступать, жить и действовать в соответствии с устоявшимися, проверенными веками нормами и правилами. Часть из них общество силой государственной власти возводит в ранг законов. Другие остаются в памяти народа, передаются от поколения к поколению, и хотя не обличены в форму государственных правовых документов, они не менее действенные. Это – так называемые нормы морали и нравственности. Правовые и моральные нормы теснейшим образом взаимосвязаны. Это становится ясным при рассмотрении понятий «долг» и «честь».
Итак, что же такое долг?
Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Человек имеет обязанности перед семьей (семейный долг), коллективом и товарищами (товарищеский долг) и т. д. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством. В каком бы виде долг не проявлялся, он всегда связан с общественными интересами и потребностями людей.
Осознание каждым членом коллектива общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.
Суть воинского долга заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.
Поскольку воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества, то без благородной моральной основы он теряет свое значение, превращается в обязанность наемника перед работодателем. Выполнение долга дает ответ на главные вопросы нравственной характеристики личности.
Отношение к общественному долгу (а как мы установили, воинский долг – разновидность общественного) является характеристикой не только личности, но и духовных сил общества в целом.
Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной, и в нравственной сфере, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть граждан своей главной жизненной целью избирают деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга.
Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей. Еще в начале XIX века известный военный теоретик Г.Жомини говорил: «Горе тем странам, в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество».
Каждый гражданин должен помнить требование Конституции –Основного Закона государства относительно исполнения воинской обязанности. В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».Вот почему десятки тысяч юношей России, принимая военную присягу, клянутся «достойно выполнять воинский долг». А выполнив его с честью и достоинством, возмужавшими, набравшимися сил, новых знаний, умений и опыта, возвращаются в родной дом.
Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных Сил.
В чем это выражается?
Во-первых, в том, что, как в прошлые времена, так и теперь, состояние армии и качество решения стоящих перед нею задач во многом определяют судьбу народа и государства. Опыт истории подтверждает справедливость истины о том, что народ, не желающий содержать свою армию, неизбежно будет кормить чужую.
Вооруженные Силы охраняют мирный, созидательный труд граждан нашего общества, их покой и национальные интересы государства.
В-третьих, выполнение воинского долга может потребовать от военнослужащего большого риска и даже жертвы собственной жизнью. Самопожертвование – есть отказ от себя во имя других. Это личностный выбор, высочайший нравственный подвиг. Его не способен совершить человек внутренне слабый и порочный.
Наше Отечество всегда была богато героями. Благодаря своим подвигам, они обрели бессмертие. Целесообразно предложить молодым воинам привести известные им примеры героизма защитников Родины, а при необходимости уточнить и дополнить краткие сообщения молодых солдат (матросов).
В-четвертых, воин – как никто другой нуждается в сохранении высоких нравственных идеалов и ответственности. Подрыв этих идеалов лишает воина нравственной мотивации его ратного труда, и превращает его в простого наемника. «Армия без высоких нравственных идеалов, – отмечает митрополит Смоленский и Калининский Кирилл, – не только теряет способность защищать Отечество, но становится силой, опасной для своего собственного народа».
Поэтому так важно добиваться, чтобывоинский долг становился личным убеждением. Только тогда он будет исполняться добросовестно и безукоризненно. Только в этом случае вчерашние школьники станут настоящими защитниками Родины.
Воинский долг – это, прежде всего, выражение внутренней, идейной убежденности в необходимости самоотверженно служить Отечеству, надежно его защищать, добросовестно изучать военное дело.
Далее целесообразно поставить перед группой вопрос:«Как вы понимаете, что значит добросовестно изучать военное дело?».
Обобщив итоги краткого опроса, руководителю занятия нужно разъяснить молодым солдатам (матросам), что добросовестное изучение военного дела, прежде всего, предполагает:
—глубокое усвоение и неукоснительное выполнение требований военной присяги и воинских уставов, поддержание крепкой воинской дисциплины и организованности;
— формирование навыков и качеств, способствующих стойкому перенесению трудностей воинской службы, способности сохранить в самых сложных условиях боевую активность, смелость и решительность;
— четкое знание и неукоснительное выполнение своих функциональных обязанностей.
Если сказать кратко, то добросовестно изучить военное дело – значит добиться высокого профессионализма в ратном труде, стать мастером в своей воинской специальности.
Таким образом, настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу свой жизненный путь.
В знаменитом телефильме «Семнадцать мгновений весны» звучит песня на стихи Р.И.Рождественского «Мгновения». Там есть замечательные слова: «А в общем, надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего».
Далее руководителю занятия рекомендуется раскрыть сущность и значение понятия «воинская честь», «честь российского воина».
Кодекс чести российского воина формировался в служении Отечеству. «В службе честь» – вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь российского офицера и солдата.
Исстари считалось, что воинская честь – это главная добродетель солдата. Она заставляет его быть требовательным к самому себе, избавляет его от трепета перед возможной смертью или увечьем, делает саму мысль о пощаде, дарованной врагами невыносимой.
Для российского солдата бесчестье всегда было страшнее смерти. Это помогало ему проявлять невиданную в мире стойкость и выносливость. Волнующие слова Суворова, сказанные во время Альпийского похода 1799 года: «Мы русские. Мы все одолеем!» служили первой заповедью воинской чести русского солдата. Военная история всех стран и народов не знает подвигов, способных сравниться с подвигами защитников Брестской крепости и Смоленска, Москвы и Ленинграда, Киева и Керчи, сотен других городов и населенных пунктов в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Честь в русской и Советской Армии считалась высшей мерой нравственности военного человека, в ней заключался нравственный смысл его жизни. Она являлась путеводной звездой в сложном лабиринте служебных и житейских поступков. Отступление от правил чести по малодушию, трусости, разгильдяйству и др. причинам влекло за собой несмываемую печать позора, нравственную смерь солдата, которая была подчас страшнее смерти физической. Честь российского военнослужащего неотделима от его благородства по отношению к окружающим, в том числе и по отношению к поверженному противнику и его населению. «Солдат не разбойник» – неоднократно подчеркивал А.В.Суворов. Ни российский, ни советский солдат никогда не позволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские варвары. Жители европейских городов встречали наших воинов с цветами и радостью, что являлось признанием их высоких моральных качеств.
Обозревая героическую историю нашей армии, полную ярких проявлений воинской чести, мы всегда спрашиваем себя: «А какое содержание вкладывается в это понятие сегодня?». И это вполне объяснимо, ибо каждый человек, живущий в обществе, всегда задумывается над тем, как относятся к нему его товарищи, друзья, близкие, что они думают о нем, какие оценки выносят его поступкам и всей его деятельности. «Кем меня считают?», – произносил, едва шевеля губами, весь израненный российский солдат в Чечне. Именно осознание человеком своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества выражается в понятии чести.
Воинская честь понятие многогранное. Оно может проявляться в различных формах. Не уронить честь солдата – значит дорожить честью своего воинского коллектива, воинской части, Боевого Знамени, ибо честь каждого – это частица их чести.
Соблюдать честь – значит ценить войсковое товарищество, боевую дружбу, доверять сослуживцам, ставить интересы службы выше личных.
Честь солдата неотделима от его благородства и скромности, бескорыстного стремления нести людям добро. Она проявляется в поступках, делах, принципиальности, верности данному слову.
Армия – это слепок общества, его живой социальный организм. Поэтому все беды, в том числе и духовные, не обошли её стороной. Понятие чести стали ставить в зависимость от политических интересов.
Подобное считалось недопустимым во всех сословиях российского общества. Три коротких, но величественных слова «Долг, Честь, Отечество» огненным лучом пронизывают всю военную историю России от Куликовского поля и Бородина до Сталинграда и Берлина. В боях с врагами земли русской созидались духовные и нравственные традиции российского солдата, благодаря которым Россия никогда не покорялась своим врагам.
Руководитель занятия должен заострить внимание слушателей на том, что требования воинской чести закреплены в уставах Вооруженных Сил, в существующих нормах взаимоотношений. Честь – действенный стимулятор выполнения воином своего долга по защите Отечества.
В целях активизации внимания и лучшего усвоения первого вопроса, в его завершение рекомендуется попросить молодых воинов тезисно ответить на вопрос: Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу, соблюдать воинскую честь?
Воинский долг и честь предполагают, чтобы каждый российский воин:
— глубоко осознавал личную ответственность за защиту Родины, за успех реформы Вооруженных Сил Российской Федерации, добросовестно и честно выполнял все от него зависящее для решения этих задач;
— постоянно совершенствовал свою боевую выучку, повышал уровень знаний по общественно-государственной подготовке;
— строго соблюдал военную присягу, воинские уставы, был дисциплинированным, проявлял высокую организованность и четкость в работе;
— был непримирим к несправедливости и лжи, активно участвовал в общественной жизни подразделения, части (корабля);