как платить самозанятому с расчетного счета ооо образец пп
Инструкция: как бюджетной организации оплатить услуги самозанятого
Как оплатить самозанятому услуги:
Определить способ оплаты в договоре
Порядок, как работать с самозанятыми юридическим лицам, описан в 422-ФЗ от 27.11.2018. При немедленной сделке заключать договор не требуется. К примеру, продажа ручного изделия за наличный расчет производится без договора, а вот для поставки партии таких же изделий заключается соглашение.
В договоре между организацией и самозанятым обязательно указывается порядок взаиморасчетов. Заказчик вправе рассчитаться как в наличной, так и безналичной форме. С наличной оплатой все просто: отдали деньги, получили чек, провели платеж в бухучете.
У безналичной оплаты есть ряд нюансов. Во-первых, нельзя переводить деньги с расчетного счета на номер банковской карты: эту операцию не проведут в бухгалтерском учете. Самозанятому необходимо запросить в банке полные реквизиты карты — номер расчетного счета, Ф. И. О. получателя, наименование, корреспондентский счет и БИК банка.
Во-вторых, денежные переводы физическим лицам вызывают у кредитной организации подозрения, если платеж не сопровождается уплатой НДФЛ и страховых взносов. Банки временно блокируют клиента до выяснения обстоятельств. Блокировка снимается после предоставления договора с плательщиком НПД, в котором указан безналичный способ оплаты.
Получить счет на оплату
Плательщики НПД не выставляют счета: в приложении «Мой налог» нет такой функции. Но по правилам бухучета работа самозанятых с юридическими лицами в 2021 году ведется с выставленным счетом. Направьте исполнителю по электронной почте шаблон платежного документа и объясните, как его заполнить.
В счете необходимо указать все банковские реквизиты (не номер карты) для взаиморасчетов, наименования и ИНН сторон. Затем в таблице перечислить все выполненный работы, услуги и их стоимость. Счету присваиваются номер и дата, после чего документ подписывает исполнитель.
Сформировать платежку и передать ее в банк
После получения счета организация формирует платежное поручение и отправляет документ в банк. Грамотно укажите назначение платежа при оплате самозанятому лицу от юридического, например «Выплата по счету №1 за оказанные юридические услуги». В платежке без выставления счета напишите, например «Оплата бухгалтерских услуг по договору №1».
Получить чек
Чек — это официальный документ при расчетах с плательщиками налога на профессиональный доход. Исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог» и отправляет его в электронном виде заказчику. Чек является достаточным основанием для проведения расчетной операции в бухгалтерском учете.
А вот как организации работать с самозанятыми в 2021 году в части бухучета: оформите оплату проводками в зависимости от типа учреждения.
Коммерческая компания, НКО
ДТ 20,25,26,44 КТ 60,76
ДТ 1 502 11 226 КТ 1 502 12 226
Документальное основание для проведения платежа в учете — чек и по возможности акт выполненных работ, оказанных услуг. Плательщики НПД не оформляют акты и не обязаны это делать, но составляют документ по запросу заказчика. Пришлите форму акта, который применяется в вашем учреждении. Исполнитель заполнит, подпишет его и передаст обратно для бухгалтерской отчетности.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Как оформить платежное поручение самозанятому: образец
Похожие публикации
Сотрудничество юрлиц и ИП с самозанятыми может оказаться весьма выгодным: с оплат, произведенным в адрес плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) не требуется удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы. Оплата самозанятым может производиться любым способом, в том числе и безналичным. Как оформить платежное поручение самозанятому лицу от юридического лица, расскажем в этой статье.
Оформление платежного поручения самозанятому: какие документы потребуются
Профессиональный доход – это доход физлица от его деятельности (включая доход от использования имущества), которую он ведет самостоятельно, не имея работодателя и не привлекая работников по трудовым договорам. Применять НПД могут как обычные физлица, так и ИП. При этом они освобождаются от уплаты со своих «самозанятых» доходов НДФЛ и не обязаны платить с них страховые взносы. Доход самозанятого облагается по ставке 4% при получении оплаты от физлиц, и по ставке 6% при оплате ИП и юрлицами.
Оплата может производиться наличными деньгами, электронными средствами платежа или безналичным способом. При безналичной оплате самозанятому лицу за оказанные им услуги, выполненные работы и т.п. компании потребуется составить платежное поручение.
В свою очередь, самозанятый обязан выдать компании-покупателю (заказчику) чек, сформированный в приложении «Мой налог». Чек при безналичных расчетах передается покупателю (электронно либо на бумаге) не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в которым произведен расчет (п. 3, 4 ст. 14 закона № 422-ФЗ от 27.11.2018). Если компания, перечислившая деньги самозанятому, чек от него так и не получит, произведенные расходы она не сможет включить в свою налоговую базу по налогу на прибыль, ЕСХН или УСН «доходы минус расходы» (п. 8, 9 ст. 15 закона № 422-ФЗ).
Заключать с самозанятым письменный договор не требуется в случаях, когда это не является обязательным (ст. 159 ГК РФ), но стороны вправе оформить любые отношения договором, а также составить акт приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг). Самозанятый может выставить счет на оплату. Если договор заключался, его реквизиты указываются в платежном поручении на оплату самозанятому. Но при этом основным подтверждением расходов для плательщика все равно остается чек, выданный ему самозанятым лицом.
Перед оплатой желательно проверить, действительно ли физлицо является плательщиком НПД. Это можно сделать с помощью ]]> специального сервиса ]]> на сайте ФНС, указав лишь ИНН самозанятого и дату, на которую требуется узнать статус.
Оплата самозанятым от юридического лица: платежное поручение
Каких-либо особенностей для оформления платежек при оплате самозанятому лицу не предусмотрено. Перечисление денег за товары, оказанные услуги, выполненные работы производится в обычном порядке.
Платежное поручение самозанятому: образец для физлица
Перечисление самозанятому гражданину, не являющемуся ИП, возможно на его банковскую карту или текущий банковский счет. В платежке необходимо указать ФИО физлица (поле «Получатель»), его ИНН, номер счета, корсчет и БИК банка.
Важно учесть, что с 01.06.2020 г. при перечислении любых выплат физлицам в платежке необходимо указывать соответствующий код вида дохода. Эти коды утвердил Центробанк своим указанием № 5286-У от 14.10.2019 (подробнее о них мы рассказывали в одной из наших статей). Код дохода в платежном поручении самозанятым указывается в поле 20 «Наз. пл.». Поскольку профессиональный доход самозанятый получает на основании гражданско-правового договора с покупателем (заказчиком), удержания из него могут производиться на основании ст. 99 закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007. Соответственно, при перечислении физлицу-самозанятому в платежном поручении необходимо указать в поле 20 код «1».
В поле «Назначение платежа» следует раскрыть, за что производится оплата физлицу (наименование товара, вида работ, услуг). Если был заключен договор, покупателю выставлялся счет, реквизиты этих документов (номер, дату) следует отразить в платежном документе.
Ниже приведен пример заполнения платежки на оплату услуг физлица-самозанятого, не имеющего статуса ИП.
platezhnoe_poruchenie_samozanyatyy_bez_ip.jpg
Как оформить платежное поручение самозанятому ИП
Режим НПД могут применять и предприниматели. В этом случае платежным поручением оплата услуг производится на расчетный счет самозанятого ИП.
При перечислении денег ИП-самозанятому код дохода в платежном поручении не указывается.
Образец платежного поручения самозанятому лицу в статусе ИП может выглядеть следующим образом:
platezhnoe_poruchenie_samozanyatyy_ip.jpg
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Как ООО работать с самозанятым гражданином
Как работать с самозанятыми юридическим лицам:
Какие преимущества работы с самозанятым для ООО
Организационно работа самозанятых с юридическими лицами в 2021 году практически ничем не отличается от взаимодействия двух организаций или ИП. Стороны заключают соглашение и выполняют обязательства друг перед другом.
Плательщики НПД — это физические лица, выполняющие работу или услуги по соглашению. Основное преимущество от работы с ними в том, что заказчик не платит НДФЛ и страховые взносы с перечисленного вознаграждения самозанятому.
Как оформить взаимоотношения ООО с самозанятыми
Официальная работа ООО с самозанятыми в 2021 году ведется через заключение соглашения гражданско-правового характера. Если проводите сделку на сумму свыше 10 000 рублей, требуется письменный договор (ст. 161 ГК РФ). Контракт на подряд, выполнение работ, оказание услуг в этом случае не подходят.
Присвойте гражданскому договору основные реквизиты — номер и дату. Включите в соглашение с плательщиком НПД такие пункты:
В пункте оплаты укажите, как платить самозанятому: с расчетного счета ООО или наличными. В реквизитах проставьте Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации и номер счета (в случае безналичной оплаты) самозанятого. Внесите информацию о том, что исполнитель зарегистрирован как плательщик НПД. Отдельно пропишите такую фразу: «В стоимость услуг не включается НДС: исполнитель является самозанятым или плательщиком налога на профессиональный доход».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ИП перейти на самозанятость. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы все сделать правильно.
Как рассчитаться с самозанятым
В 422-ФЗ разъясняется, как оплатить услуги самозанятому от ООО, — по безналичному расчету или наличными деньгами. У каждого способа оплаты есть преимущества и недостатки:
Как заполнить платежку
Если рассчитываетесь с плательщиком НПД безналично, отправьте в банк платежное поручение. Платежку составьте по базовым правилам — укажите номер и дату, сумму, плательщика и получателя, реквизиты банков.
Необходимо сформулировать корректное назначение платежа при оплате самозанятому лицу от юридического, иначе у компании возникнут проблемы с банком и налоговой инспекцией. Писать «зарплата», «вознаграждение» нельзя: банк заблокирует счета за отсутствие платежей по НДФЛ и страховым взносам. Правильные варианты:
Выплата по счету №000 за бухгалтерские услуги» или «Оплата консультационных услуг по договору №55 от 25.11.2020.
На соглашение ссылаются в том случае, если оплата производится без выставления счета.
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как платить самозанятому с расчетного счета ооо образец пп
Как компании платить самозанятым
Как официально работать с самозанятыми и правильно им платить, чтобы потом не было проблем с налоговой.
Сейчас в России проходит налоговый эксперимент — люди могут регистрироваться как самозанятые, законно предоставлять услуги, выдавать чеки и платить налоги. Но непонятно, как компаниям с ними работать, ведь у них нет расчетного счета или особого юридического статуса. Расскажем, как оформить все официально.
Подписать договор
Договор с самозанятым стандартный — такой же, как компания использует при работе с ИП или другой компанией. Это не должен быть договор подряда или гражданско-правового характера — нужен именно самый обычный договор. Просто вместо другой организации там будет самозанятый.
В договоре с самозанятым нужно обязательно написать: «В стоимость услуг не входит налог на добавленную стоимость, так как исполнитель применяет налог на профессиональный доход».
По статье 161 ГК РФ договор нужен обязательно, даже если сумма сделки меньше 10 000 рублей, так как ООО или ИП выступает как юридическое лицо.
Будьте готовы предоставить свой договор — у самозанятого его наверняка нет.
Оплатить услуги
Платить самозанятому можно с расчетного счета или наличными. На наличные у Центробанка есть ограничение — до 100 000 рублей в месяц. С расчетного счета переводы идут на карту — понадобится номер счета, БИК банка и ФИО самозанятого.
В назначении платежа нужно прописать номер и дату договора, а также работы, за которые переведена оплата. К примеру: «Оплата по договору №1 от 23.05.2019 за дизайнерские услуги без НДС». Условие про НДС прописано в договоре, но в платеже это лучше указать дополнительно.
Назначение платежа обязательно нужно писать, чтобы вас не заподозрили в обнале из-за перевода физлицу, а в случае споров вы могли доказать, что платили самозанятому по договору.
Получить от самозанятого чек
После оплаты исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог», нажимает на кнопку прямо в приложении и отправляет его по электронной почте, смс или в мессенджеры. Физическая копия чека не нужна — электронная имеет законную силу.
Если вы платите самозанятому частями, например, с авансом, чек нужно просить по каждому платежу.
Чек нужен, чтобы учесть расходы на исполнителя на общей системе налогообложения или УСН «доходы минус расходы». Кроме того, он служит дополнительным подтверждением того, что вы получили услугу и провели оплату.
Какие есть риски
Риск один — ваша компания заплатит, а потом окажется, что самозанятый не имеет права использовать налог на профессиональный доход. К примеру, он уже заработал больше 2,4 миллионов рублей в год или вообще не зарегистрировался в системе «Мой налог».
Теоретически в таком случае налоговая может заставить компанию заплатить взносы и НДФЛ, но пока судебной практики по таким делам нет.
Чтобы защититься, нужно проверить самозанятого по специальному сервису от налоговой. Для проверки понадобится номер ИНН самозанятого, скан самого документа просить не нужно. Еще можно попросить скриншот приложения «Мой налог», где будет видно, что человек в нем зарегистрирован.
Других проблем с оплатой быть не должно — самозанятый выступает по факту в качестве ИП, только платите вы ему не на расчетный, а на обычный банковский счет.