что означает выражение бойся данайцев дары приносящих

Кто такие данайцы, приносящие дары?

«Бойтесь данайцев, приносящих яйцев!» — так было написано на странице «Двенадцать стульев» «Литературной газеты» в далекие-далекие годы. Прошло несколько лет, пока до меня дошел оригинал этой фразы: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Это — предупреждение об опасности, которую несет даритель.

что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Смотреть фото что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Смотреть картинку что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Картинка про что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Фото что означает выражение бойся данайцев дары приносящих

Автор этой строки — древнеримский поэт Вергилий. Кто такие данайцы, кому и чем они были опасны — в двенадцатой книге «Метаморфоз» Овидия.

Приам, царь Трои, оплакивает своего сына Эсака, в поминках участвует его сын Гектор, а еще одного его сына Париса при этом нет. Причина была очень уважительной:

Это тот самый Парис, который украл Елену Прекрасную у ее мужа Менелая, царя города Амиклы. Естественно, Менелай решил отобрать жену и собрал союзников со всей Греции:

тысяча следом союзных
Шла кораблей и на них
всем скопом народы пеласгов

(народы пеласгов — греческие племена).

И пришлось бы несладко похитителю чужой жены, но кораблям преследователей помешали две естественные причины:

И не замедлила б месть, когда бы свирепые ветры
По морю путь не прервали, когда б в земле Беотийской
Не задержала судов изобильная рыбой Авлида.

Коль скоро случилось такое, надо было задобрить богов: приготовили жертву, зажгли огонь на алтаре и вдруг:

увидали змею голубую данайцы: всползала
Вверх по платану она поблизости начатой жертвы.
Было в вершине гнездо, в нем восемь птенцов находилось;
Всех их, также и мать, что летала вкруг горькой утраты,
Вдруг пожирает змея и в жадной скрывает утробе.

Данайцы — одно из названий древних греков.

В рядах данайцев был провидец, толкователь всяких непонятных событий, который предсказал победу грекам:

«Победим! Веселитесь, пеласги!»
Троя падет, но наши труды долговременны будут,
Девять же птиц как девять годов он брани толкует.

Пеласги — еще одно название греков. Согласно предсказанию, победа придет через девять лет.

Все ж продолжает Нерей в аонийских свирепствовать водах,
Воинств не хочет везти

Нерей — морской бог, обычно покровительствующий морякам, но сейчас посылающий им бури. Греки полагают, что для продолжения похода на Трою надо принести жертву Деве-богине (Диана):

укротить надлежит гнев Девы-богини девичьей Кровью.

Царь-предводитель пегасгов встал перед выбором: или уйти восвояси, или принести в жертву свою дочь-красавицу Ифигению:

Когда победило любовь всенародное дело,
Царь отца победил, и, чтоб чистой пожертвовать кровью,
Пред алтарем, меж рыдавших жрецов, Ифигения стала…

Ифигения была настолько прекрасна, что богиня решилась на подлог:

Покорена богиня была: всем очи покрыла
Облаком вдруг и в толпе, при служенье, меж гласов молебных,
Деву Микен, — говорят, — заменила подставленной ланью.

После этой жертвы все боги стали благосклоннее к грекам:

Тысяча тотчас судов, дождавшись попутного ветра
И натерпевшись в пути, к пескам прибывают фригийским.

Данайцы (греки) приплыли под стены Трои — началась Троянская война. Осада Трои длилась, как и было предсказано, девять лет. И победа досталась данайцам не в открытом бою, а благодаря их хитрости — они подарили Трое гигантского коня.

Источник

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Можешь иметь повелителя, можешь иметь царя,
но больше всего бойся «хозяина».
(Древняя туранская пословица)

Христианство очень рано объявило себя «вселенской» религией. Претендуя на подчинение своему влиянию народов всех стран, оно выступило с открытыми притязаниями на миродержавность. Эти претензии пытались обосновать уже ранние христианские писатели, пользуясь текстами Евангелия (например: Евангелие Матфея, 28, 19), в которых выдвигается идея всемирной миссии апостолов, охвата христианским учением всего «orbis terrarum» (круга земного).

Веронский епископ Зенон (около 360 г.) раскрыл «смысл» христианизации: «Величайшая слава христианской добродетели состоит в том, что бы растоптать в себе природу». Этот мрачный взгляд распространял над всем христианским миром тоскливость, превращающую в самом деле всю землю в юдоль страданий. Благочестивые христиане считали себя недостойными, чтобы им светило солнце, всякое наслаждение им казалось шагом ближе к аду, а всякая мука шагом ближе к небу.

Ссылка на «волю божию», угроза жестоких мучений и кар не только в земной жизни, но и «в жизни вечной», и обещание райского блаженства за послушание становились важнейшим средством, помогавшим завоевателям сломить сопротивление народных масс, во всех концах Европы пытавшихся противостоять новому гнету, насилию и грабежу. Эту задачу могла выполнить только церковь, и никакая иная не могла это сделать в тех условиях лучше, чем церковь христианская. Она разработала всестороннее учение об аде и рае, о возмездии и воздаянии; она сумела связать жизнь человека и его социальное поведение невидимыми и прочными нитями с фантастическими образами «вечной жизни», с судьбой его «души».

Древнее представление, что всякий храм является собственностью того божества, которому он посвящен, переносится Амвросием Миланским (333—397 гг.) целиком на христианскую церковь. Духовенство обосновывало свои претензии на крупные земельные богатства, которыми располагала христианская церковь с тех пор, как она превратилась в церковь господствующую и воинствующую.
На этих богатствах основывалась и светская власть папы. Начиная с папы Григория I (590—604 гг.), римские епископы направляют главное внимание на закрепление и расширение своих земельных владений (патримонии), которые уже тогда охватывали обширные земли не только в самой Италии, но и в Сицилии, Корсике, Далмации, Иллирии, Галлии и в Северной Африке. В византийской концепции власти император являлся наместником Христа, а тем самым главой всей христианской церкви (в том числе и римской епархии).

Особое значение имел в деле возвышения власти римских пап один из наиболее позорных в истории папства документов — «Лжеисидоровы декреталии», сфальсифицированные именно в эту пору (середина IX в.) и настолько искусно, что в течение ряда столетий они считались подлинными, пока в XVI в. не были окончательно разоблачены как подделки. Самая знаменитая подделка средневековья – «Константинов дар», подложная грамота VIII века (этот экземпляр грамоты отпечатан в Риме в начале XV! века).
Лжеисидоровы декреталии приписывали папам высшую судебную и законодательную власть в церкви, право назначения, смещения епископов и суда над ними и т. д. Л. д. были положены в основу церковного права. Они часто использовались в средние века папством в борьбе за верховенство над светскими государями Западной Европы и в странах Латинской Америки. Они позволяли назначать и свергать монархов на вновь завоеванных землях.

Латынь была привилегией, вернее монополией, папской власти на письменность. Дворяне (не говоря уж о простолюдинах) сплошь и рядом оставались несведущими в грамоте. Даже многие императоры, правившие Священной Римской империей, не способны были написать свое имя. Нотации преподносили им документы, от их имени сочиненные, а монархи ставили на них «завершающий штрих», «заканчивая» начатое писцом. В таком случае даже подлинные документы, заверенные рукой императора, могли содержать вовсе не то, что он хотел, являя собой фальшивку, снабженную царственным факсимиле.

В своих внутрицерковных делах клирики также сплошь и рядом прибегали к «святой лжи». В средние века курсировало свыше двух сотен папских декреталий, якобы относящихся к I и II векам новой эры. Из них можно было почерпнуть сведения о христианских таинствах, о евхаристии, о литургии. Из них. Но все они лживы. В паутину лжи вплетались имена не только светских, но и церковных правителей.
Для чего же подделывались дарственные, эдикты, капитулярии? Всего чаше исследователи усматривают «коварный умысел». Росчерком очиненного пера писцы даровали привилегии монастырям. Искусно выведенные строчки отнимали пастбища и пашни. Перед этим соблазном не могли устоять ни епископы, ни архиепископы, ни даже папы – все они готовы были подкреплять свои притязания силой начертанных букв. Характерно, писал Марк Блок, что «люди безупречной набожности, а часто и добродетели, не брезговали прилагать руку и к подобным фальшивкам. Видимо, это нисколько не оскорбляло общепринятую мораль». Пергамены с королевской печатью помогали клирикам брать верх над светскими феодалами, оспаривавшими их владения, защищали их даже от императора. Грамоты охраняли надежно, вот только стоило ли верить тем грамотам?

Европейские просветители XVIII в. в своей критической работе не оставили камня на камне от старой политической доктрины абсолютизма. В своей борьбе за освобождение умов от обветшалых традиций феодального порядка просветители противопоставили им незыблемые права человеческой природы и свободу человеческого разума. Конечной целью общественного союза они провозгласили благо человека, высшим законом государства — счастье народа. Тогда же прозвучали слова о социализации земли, как было до христианизации. В ответ, только на пожелание народа о владении землей, в середине XIX века папа Пий IX принимает «Силабус» и церковь руководствуется им в своих учениях и проповедях осуждающий всякую прогрессивную мысль как: передовая наука, свобода совести, демократия, коммунизм и социализм. Светская власть признает господствовавшую так называемую «доктрину Меттерниха», которая возродила вооруженную интервенцию в основной метод подавления антимонархических движений (борьба за независимость, революции).

История появления исполнительной власти в лице президента возникло в католических колониях Америки. Президии (Presidio лат.), так назывались укрепленные колонии в Южной Америке под эгидой католической церкви, которой руководил президент. К этому слову присоединялось еще местное наименование местности как: президия Тубак, президия Фронтера,президия Кончос в Мексике, и в других государствах Юж. Амер. Президентство, одна из 3-х административных территориальных единиц, на которые прежде делились английские владения в Ост-Индии. Основная цель колониальных властей получить «законный» доступ к владению землей. Здесь необходимо напомнить эпиграф – «больше всего бойся «хозяина». Ибо право распоряжения землей и водой, как природный дар, принадлежит только народу, и оно не может быть «искусственными поставленными» правителями передано кому-либо.

Современные условия владения землей возникли из погони за наживой, корысти и самых мрачных побуждений человеческой природы. Церковь искусно использовала основы христианского вероучения — идею всеобщей греховности и идею искупления, чтобы создать эффективную систему воздействия на массы угнетенных людей. «Психический террор» сделался главным орудием церковного воздействия и дал церкви возможность в короткое время занять то исключительное место, которое ей принадлежало в феодальной системе средневековья. Она говорит о преходящем характере земных благ, сама же с большим усердием накопляет те сокровища, которые точит ржа и поедает моль.
Она проповедует, что вера ничего общего не имеет с чувственными благами – учение крайне выгодное для сытых и богатых. У нее не хватает смелости подойти к корню зла, положить руку на мамону – современные условия производства; она стала опорой капитала, который в свою очередь платит ей тем же.

Я – не причем. Не нужно верить им,
Что будто бы мою они свершают волю,
Когда велят вам именем моим
Покорно несть рабов бесправных долю!

Злым деспотам душою всей служа,
В повиновенье вас держали строго
И трижды в день, за свой паек дрожа,
В своих соборах распинали, Бога!

Товарищи, в негодовании слепом
Готовы вы все злое видеть в Боге.
Не смешивайте Господа с попом:
У них совсем различные дороги!»

Со стен Казанского собора в Петрограде, в 1917 году была скопировала эта запись, Василием Князевым.

Источник

Что значит “бойтесь данайцев, дары приносящих”? Легендарные крылатые выражения

Так называемые крылатые фразы часто встречаются в художественной литературе, мы слышим их в беседах и рассуждениях разных людей, однако далеко не всегда догадываемся об истинном значении этих выражений, не говоря уж об истории их происхождения. В этой статье мы попытаемся выяснить, что значит “бойтесь данайцев, дары приносящих” и откуда пришел к нам этот замысловатый фразеологизм.

Еще со школьной скамьи мы начинаем знакомиться с легендами и мифами народов мира. Персонажи этих рассказов помогают детям получить общее представление о добре и зле, сложности выбора и необходимости принятия важных жизненных решений. Они могут выступать примером для подражания или показывать то, как не стоит поступать во избежание серьезных последствий.

что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Смотреть фото что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Смотреть картинку что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Картинка про что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Фото что означает выражение бойся данайцев дары приносящих

Множество интересных и глубоких по смыслу фразеологизмов пришло к нам из мифов Древней Греции. Наверняка каждый из нас хоть сколько-нибудь слышал об истории падения древнего города Троя, отображенной в произведении Гомера “Илиада”, и, конечно же, в творении Вергилия “Энеида”, которому мы, собственно, и обязаны поговоркой о дарах данайцев.

Данайцами называли древних греков, которые по преданию вели долгую, изнуряющую войну с троянцами. Греки безуспешно пытались повергнуть Трою, осаждая стены города долгих десять лет. Однако все попытки были тщетны. Тогда хитрому и предприимчивому вождю данайцев, Одиссею, пришла идея о том, как обманным путем одержать победу над упорными троянцами. Эллины построили огромных размеров деревянного коня, в котором нашлось место самым отважным воинам, и сделали вид, будто они прекращают осаду, оставляя на берегу лишь щедрое подношения для богини Афины.

Счастливые от того, что враг сдался, жители Трои решили завладеть исполинским конем и поставить его в центре города в качестве трофея. Увидев безумие своего народа, один из жрецов по имени Лаокоонт воскликнул: “Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!”. Но не был услышан ни он, ни пророчица Кассандра, предрекавшая беды беспечным троянцам. В ночи, когда Троя погрузилась во мрак, а жители ее крепко уснули, греческие воины выбрались из деревянного коня, расправившись со стражей, открыли городские ворота и призвали вернувшуюся к тому времени армию. Так и пала жертвой доверчивости и безрассудства великая Троя.

что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Смотреть фото что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Смотреть картинку что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Картинка про что означает выражение бойся данайцев дары приносящих. Фото что означает выражение бойся данайцев дары приносящих

Современное значение фразеологизма

Для современного общества крылатое выражение “бойтесь данайцев, дары приносящих” не менее показательно и актуально, ведь каждый день мы так или иначе встречаемся с человеческими пороками и злыми умыслами. Исходя из древнего значения, этот фразеологизм имеет для нас, жителей XXI века, следующие значения:

Эти слова являются своего рода призывом к осторожности, бдительности и дальновидности, как и сама легенда о падении легендарного города Троя. История о данайских дарах, конечно же, не побуждает нас стать параноиками и проверять всех и вся на наличие подноготной, однако дает нам повод задуматься о том, что далеко не вся добродетель может быть вызвана благими намерениями. Иногда дары и услуги обязывают нас к решениям или действиям, от которых мы несем колоссальные убытки или потери.

Источник

Что означает выражение бойся данайцев дары приносящих

Кто является автором латинской крылатой фразы «Бойтесь данайцев, дары приносящих» точно неизвестно, но часто ее приписывают Гомеру, так как впервые она встречается в его поэме «Илиада», хотя многие исследователи считают что Гомер родился спустя 400 лет, после описанных в поэме событий (Троянская война по данным исследователей произошла в начале 12 века до н.э., Гомер же родился в 8 веке до н.э.). Таким образом, вполне возможно, что Гомер мог только собрать воедино и систематизировать легенды, истории, стихи и песни времен Троянской войны.

Фраза же, согласно поэме, относится к деревянному коню, построенному греками (Данайцы это древнее название греческого народа) в дар богам, после долгой и безуспешной осады Трои. Увидев коня троянский жрец Лаокоонт, произнес «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!». Троянцы жрецу не поверили и затащили коня в город, что явилось их раковой ошибкой. В коне находились греки, которые попав в город внутри коня, перебиди стражу и открыли ворота города изнутри.

Так же, часто первоисточником часто называют поэму Вергилия «Энеида», в которой есть такие строки:
«Иль заключенные в сем скрываются древе Ахивы,
Иль создана на погибель стен наших эта громада,
Чтоб наблюдать за домами и сверху рухнуть на город,
Иль здесь иной скрыт обман: коню, о Тевкры, не верьте.
Что тут ни есть, боюсь Данаев я и дары подносящих!«
(перевод Валерия Брюсова и Сергея Соловьёва)

Но так как Верглий жил на семь веков позже Гомера ее никак нельзя считать автором данного выражения.

Источник

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Бойтесь данайцев, дары приносящих
см. Боюсь данайцев, даже дары приносящих.

Смотреть что такое «Бойтесь данайцев, дары приносящих» в других словарях:

Данайцы — (греч. Danaoi) древнейшее название греческих племен. Греки, осаждавшие Трою, названы в гомеровском эпосе данайцами. Не взяв Трою штурмом, данайцы пошли на хитрость: сняли осаду, оставив у стен города деревянного коня, внутри которого скрывался … Античный мир. Словарь-справочник.

Данаи — Данайцы (Δαναοί, данаи) в древнегреческой мифологии (в частности, у Гомера) древнее название греков [1] (наряду с аргивянами и ахейцами), с которым связаны такие мифические персонажи, как Данай, Даная и Данаиды. Прежде всего оно употребляется по… … Википедия

Кассандра — крыл. сл. По Гомеру («Илиада», 13, 365), Кассандра дочь троянского царя Приама. Аполлон наделил ее даром прорицания. Но когда она отвергла его любовь, он внушил всем недоверие к ее пророчествам, хотя они всегда сбывались; так, она тщетно… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

ДАНАЙЦЫ — В поэмах Гомера греки именовались или данайцами, или ахейцами. «Дары данайцев» – иносказательное выражение, означающее подарки, приносящие беды. Берет начало от деревянного коня, внутри которого были спрятаны греки, захватившие Трою, когда конь… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ДАНАЙЦЫ — В поэмах Гомера греки именовались или данайцами, или ахейцами. «Дары данайцев» – иносказательное выражение, означающее подарки, приносящие беды. Берет начало от деревянного коня, внутри которого были спрятаны греки, захватившие Трою, когда конь… … Список древнегреческих имен

Timeo Danaos et dona ferentes — Лаокоон жрец Аполлона в Трое, которому приписывают данную фразу при виде троянского коня. За предостережение боги наслали на него змей Timeo Danaos et dona ferentes … Википедия

Троянский конь — Это статья по античной мифологии. По вредоносным компьютерным программам см. Троянские программы Троянский конь, изготовленный для фильма «Троя» … Википедия

Данайцы — (Δαναοί, данаи) в древнегреческой мифологии (в частности, у Гомера) древнее название греков[1] (наряду с аргивянами и ахейцами), с которым связаны такие мифические персонажи, как Данай, Даная и Данаиды. Прежде всего оно употребляется по… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *