что означает выражение чур меня
Почему мы говорим «чур меня»
Есть такая примета, что уши начинают «гореть», если человека кто-то вспоминает. И чтобы избавиться от этого ощущения, нужно трижды произнести «чур меня».
Слова «чур, моё» можно услышать и от детей, хотящих выбрать какую-то одну игрушку из нескольких. Но кто такой «чур» и почему к нему обращаются в самых разных ситуациях?
Кто такой бог Чур
В мифологии древних славян бог Чур был охранником границ. По легенде он являлся внуком бога Сварога, создавшего землю. После создания земли бог Чур явился людям, чтобы поделить её между ними. А те, завидев его, стали указывать на понравившиеся наделы и кричать: «Чур, мне!», «Чур, это моё!» А как земли были распределены, Чур повелел огородить границы деревянными столбами. Их нельзя было сдвинуть с места. В дальнейшем на границах своей земли славяне стали устанавливать идолы бога Чура. Он не только защищал землю от посягательств других людей, но и от нападок нечистой силы.
Грозный деревянный идол бога границы не давал преступить её злым духам. Иногда уменьшенную копию кумира устанавливали для защиты и в доме. Она не давала навести порчу или проклятие на обитателей дома. Оберег Чур располагался на самом видном месте в доме, чтобы обидчики не могли ничего сделать. А чтобы заслужить расположение бога, к его пограничному идолу приносили дары. Чаще всего это были каша и молоко, но некоторые оставляли и мёд, и свежий хлеб, и зерно.
Чур — дух предков
Некоторые славянские племена чурами или щурами называли духов предков. Отсюда, кстати, и произошло слово «пращур» — предок. Функция щуров была сродни работе бога границы Чура. Чурбаны или чурки — деревянные фигурки, олицетворявшие предка рода, также защищали от нечистой силы. Чтобы призвать такой дух на помощь, кричали: «Чур меня!»
Таким образом вокруг крикнувшего магические слова человека устанавливался обережный круг. Считалось, что его границы не может переступить нечисть, например, леший. Такой защитой предков часто пользовались путешественники и охотники. Заблудившись, они выворачивали кафтан наизнанку и говорили: «Чур того, полно!» Таким образом они разрушали чары лешего.
Часто чуров призывали и во время гаданий. Например, девицы гадали на суженого на перекрёстке дорог. Они очерчивали круг, а потом по очереди ложились на землю, прислоняя к ней ухо, и говорили: «Чур на меня». После этого гадающая слышала какой-нибудь звук. Если он сулил плохое будущее, то девица быстро выходила из круга и говорила: «Чур меня!» Так она призывала на защиту пращуров. Этот фразеологизм древних славян укрепился и в современной русской речи.
Оберег Чура
Как чур внедрился в различные слова и фразеологизмы
Сегодня часто можно услышать, как дети кричат: «Чур, это моё!» — если видят какую-то симпатичную вещицу. Раньше так обозначали право владения чем-то. Если человек произносил заветные слова, то вещь становилась неприкосновенной для других. А выражение «чур, не меня» ребятня использует, если не хочет, чтобы их поймали, например, во время игры в догонялки. Также и в прошлом наши предки использовали это выражение, чтобы их обошла стороной нечистая сила.
В этом же значении использовался раньше глагол «чураться», то есть ограждать себя словом «чур». Сегодня этот глагол немного изменил своё значение. Он употребляется, если человек не хочет или не любит что-то делать, то есть чурается работы. А ещё с богом границы Чуром связано наречие «чересчур». В древности оно означало непозволительное действие — переход через деревянного чура. А сегодня это слово обозначает излишек чего-либо.
Как видно, выражения древних славян, связанные с богом Чуром или чуром-предком, в наши дни несколько изменили своё значение. Но мы всё равно по старой памяти предков вскрикиваем: «Чур меня!» — если пугаемся чего-то. Или шутливо грозим кому-то: «Чур, давай не обманывай», — как бы призывая в свидетели высшие силы.
Значение слова «чур»
2. Разг. Восклицание, означающее требование соблюсти какой-л. уговор, какое-л. условие. Мы дело кончим полюбовно, Но только чур не плутовать. Лермонтов, Тамбовская казначейша.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
По мнению исследователей XIX века, слово восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. Такое понимание было популярно среди учёных XIX века (см. Кабинетная мифология). В. О. Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ.» Такое же объяснение есть в малом словаре Брокгауза и Ефрона: «Чур, славянск. мифол. божество пограничн. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ — чурки и чурбаны, то есть межевые знаки».
Тем не менее, уже ко времени Макса Фасмера накопились значительные сомнения в существовании такого божества. Сам он отвергает связь слова «чурка» и семантики границы с выражением «чур меня!» Как недостоверные этимолог приводит версии происхождения междометия от русского «чёрт», заимствования из греческого или чувашского.
По мнению Д. К. Зеленина и А. Б. Страхова, слово восходит к греч. κύρ(ιος) «господь, господин» и изначально значило «Господи!», «Боже, упаси!».
Н. И. Толстой впервые связал возникновение междометия «чур» с фаллической символикой. Эта гипотеза впоследствии пополнилась новыми данными и является актуальной до сих пор.
ЧУР, междом. (разг.). 1. Возглас, означающий запрет касаться чего-н., переходить за какую-н. черту, за какой-н. предел (в заклинаниях против «нечистой силы», в играх и т. п.). Чур! здесь дом! (в игре). Чур! наше место свято. А. Островский. [Первонач. чур, а́, м. — предел, граница, межа.; ср. чересчур.] || в знач. пов. накл., кого-что. Не трогай, не касайся. Чур меня! (условие в играх: произнесшего эти слова нельзя хватать, салить). «Чур меня, сила нечистая!» шепчет: «рассыпься!» Некрасов. 2. Возглас, означающий требование соблюсти какое-н. условие, уговор. Чур, пополам! (при находке чего-н. вдвоем). Может быть, он подстережет вора и накроет его, либо закричит ему: чур, вместе! Лесков. Но только чур, не плутовать, — иначе — вам не сдобровать. Лермонтов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. река в Удмуртии, приток Ижа (Россия) ◆ Чур — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
2. село в Якшур-Бодьинском районе Удмуртии
3. аул в Туркменском районе Ставропольского края
чур (междометие)
1. разг. выражает требование соблюсти какое-либо условие, какой-либо договор (обычно в играх) ◆ Только, чур, не подглядывать!
2. разг. выражает боязливое пожелание избегнуть какой-либо опасности, избежать чего-либо неприятного (обычно в заклинаниях против «нечистой силы» и т. п.) ◆ Ох, чур меня!
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
чур (существительное)
1. устар. у славян — далёкий предок, родоначальник ◆ Божеством, охраняющим род, дом был у них прежде всего Род, или Чур, Щур (т. е. дед, прадед, что ясно из употребительного пращур). «Домашние боги» (цитата из Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890—1907.)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: существительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
«Чур меня!»: что значит это выражение на самом деле
Несмотря на то, что язык неуклонно меняется под влиянием времени, он сохраняет древние смыслы и символы, и если в них вдуматься – откроется целый новый мир. И вроде бы обычное слово «чересчур» оказывается отражением языческих верований наших предков.
Нарушить границу
«Чересчур» упоминается в словарях русского языка, начиная с XVIII века. Это наречие, которое означает: «чрезмерно, слишком». В разговорной речи может употребляться в качестве сказуемого, выражая действие, выходящее за рамки допустимых в обществе норм и правил.
Очевидно, что это слово возникло в результате соединения двух частей. Предлог «через» является общеупотребительным для русского языка. Он широко используется в настоящее время в значении «сквозь или поверх чего-либо», когда какое-то действие преодолевает явную или мнимую преграду. Так, можно пройти вброд через ручей или построить мост через реку, а также передать хлеб через стол, провезти груз через таможню и т.п.
Вторая часть этого слова – «чур» более непонятно. Оно относится к устаревшей лексике и в настоящее время встречается только в отдельных устойчивых выражениях вроде: «Чур меня!» или «Чур мое!» Разговорное значение этого существительного выражается в назывании кого-то, либо способного уберечь от угрозы, либо устанавливающего какие-нибудь права и правила.
То есть, в самом общем смысле, слово «чересчур», которое в современном русском языке принято писать слитно и через букву «с», означает нарушение или преодоление каких-то очевидных границ, установленных Чуром. Так кто же это такой?
Черт, фаллос или дух предка?
Историки, этнографы и филологи сломали немало копий, споря о том, кем считать этого загадочного Чура, оставившего явный след в целом ряде устойчивых словосочетаний и выражений. Одни считают его языческим богом, которому поклонялись славяне до эпохи христианства, другие принимают его за доброго пращура или, вообще, фаллический символ.
Так, российский историк Василий Ключевский считал, что славяне-язычники обожествляли некого предка, которого называли Чуром (или Щуром – в зависимости от транскрипции). И отсюда, в частности, появилось слово «пращур». Если следовать этой версии, то славяне поклонялись Чуру как духу предков, защитнику семьи. И делать что-либо чересчур означает нарушать древние законы, установленные пращурами.
Кардинально противоположной версии придерживался филолог-фольклорист Никита Толстой. В своей научной работе «Русские чур и чушь» ученый отметил, что славяне часто поминали мужские гениталии в словесных формулировках, призванных защитить человека от всякой нечистой силы. И Чур – это никакой не языческий божок и не дух предков, а пенис, который почитался нашими предками как символ плодородия и, в то же время, мог оградить от беды, насланной мистическими существами.
Некоторые ученые считали, что Чур – это то же самое, что и Черт. Дескать, славяне боялись помянуть рогатого демонического монстра, и специально коверкали это слово.
Однако большинство специалистов уверены, что Чур – это языческий божок, и тому есть немало доказательств.
Полубог и защитник
Известный писатель-этнограф Сергей Максимов в своей книге «Крылатые слова», которая была впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, называет Чура языческим полубогом.
По версии ученого, это мифическое создание широко почиталось нашими предками.
Его уважали и боялись, потому что Чур устанавливал и охранял: границы миров (потустороннего и людского); границы земельных наделов; границы природных зон, озер и лесов; имущественные границы. Чур был покровителем и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные им правила.
Поскольку славяне были землепашцами, то их главным достоянием были земельные участки. По границам своих владений люди устанавливали чурбаны – небольшие деревянные столбики-кругляши, на которых были вырезаны обозначения хозяев данного надела. Считалось, что Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей.
Наши предки верили, что Чур сильнее Черта, поскольку является помощником самой Матери-земли. Это мифическое создание призывали знахари, рисуя магический круг, призванный защитить людей от происков приспешников зла.
Поэтому и сегодня, восклицая «Чур меня!» человек обращается к языческой силе, способной оградить его от обитателей потустороннего мира, а возгласом «Чур мое!» призывает полубога в свидетели, что данная находка отныне является его личным имуществом. И мифический помощник якобы утверждает провозглашенное право.
Вот так, выясняя происхождение только одного слова «чересчур», мы заглянули вглубь веков и узнали много интересного о наших далеких предках, живших до принятия на Руси христианства.
Что значит выражение «чур меня»?
«Чур» — это такое междометие (часть речи, наряду с существительными, прилагательнымии другими) у восточных славян. Как известно, междометия почти не несут смысловой нагрузки, они больше определяют эмоциональный окрас речи. Но в слове «чур» часто есть свое яркое значение, близко связанное с его происхождением.
Согласно мнению ученых, это слово произошло от имени одного из славянских богов, который был призван защищать земельные владения. Ключевский говорит, что бога этого называли Чур (Щур в церковнославянской культуре). Иногда можно встретить и другое предназначение Чура – нажива, приобретение.
Известно, что бога Чура древние славяне просили о защите своих полей, своих территорий, своих земельных участков.
А что значит выражение «чур меня», что значит «чур»? У них есть несколько областей использования:
В переводе со старорусского языка, «чур» — это граница, межа, рубеж. Иногда это слово использовали в гаданиях и магических ритуалах. Также оно употребляется детьми в играх. Что значит «чур меня» в этом случае? Обычно используется в качестве условия не переходить за какую-то границу, не делать чего-либо: «чур меня не касаться», «чур за черту не заступать».
Чур меня. Часть 1
Вообще, эта тема планировалась как последняя из фольклора/языка/символики, которую я бы хотел осветить на «Тарт-арии.инфо», и я к ней аккуратно и не торопясь подкрадывался, по ходу отвлекаясь и затрагивая всё прочее. Это не значит, что мне больше нечего рассказать; напротив, есть еще масса интересных вещей, но всему своё время и место. и срок.
Где-то видел такое мнение об образности и её древности, что, мол, почему нам пытаются выставить предков такими дураками, которые постоянно использовали символы и метафоры, вместо того, чтобы напрямую сказать о событии и явлении. Это больно укололо меня как человека, который перелопатил кучу обрядности, фольклора и словарей. Не согласен я с этим утверждением в части оценки «дураки». Образность мышления имеет в своей основе логику, символ не возникает просто так и имеет логические привязки, такие же, которые слагают Слово, которое так же можно рассматривать в качестве символа. Мы используем образность языка каждый день, нас окружает символика со всех сторон, явная и скрытая. И это всё далеко не от «дурости», а от особенности человеческого мышления, нецифрового, неудержимого, живого.
Таким же «нелинейным» символом является и так называемый «Чур».
Этимология «Чура»
Поэтому тут просто приведу слова, которые, на мой взгляд, являются однокоренными и объединены одним смыслом, а вы уж сами подумайте, что к чему:
И не говорите мне о «жонглировании словами», тут ясно прослеживается один и тот же корень с одним и тем же смыслом. Теперь вам должно быть понятно, что же такое «чур» и почему принято говорить «чур меня!», когда пытаются от чего-то отгородиться.
Если же всё еще нет, то смотрим следующую сцену из Вия:
» alt=»»>
Психология Чура
Второй яркий образ для понимания чура, теперь уже с психологической стороны, является детское игровое выражение «Я в домике!». Ребенок при этом скрещивает руки на груди. Да, Крест частично относится к образу чура тоже, но в данном случае нам важен не сам крест, а то, что ребенок как бы обнимает себя, ЗАПИРАЕТ.
И, как говорилось в одном из заговоров, «моим словам ключ в замок, аки крест на церкви». То есть, в принципе, смысл царской державы более-менее тоже вырисовывается
Таким образом, любую такую закрытую группу можно условно представить в виде чура. И всё общество тогда становится совокупностью таких чуров.
Потому-то в английском языке до сих пор и осталось слово «Sure», выражающее уверенность. Среди устаревших значений можно увидеть такие любопытные, как «быть обрученным» (внутри чура все связаны друг с другом) и «быть в безопасности». Думаю, эти слова наиярчайшим образом иллюстрируют психологию чура.
Для ограждения же себя, любимого, от внешнего пространства и прочих людей, надевались всевозможные наузы: от браслетов до нательного креста и пояса (всем хорошо известно выражение «распоясаться», то есть совсем потерять страх и стыд).
Гнать ПОГАНОЙ метлой
Теперь-то, я думаю, станет ясен следующий сюжет:
Язычество (или греч. » ἠθικόν» ) всегда было сугубо семейным, родовым, закрытым. При соседстве нескольких родов, конечно, происходило объединение устоев, что становилось поводом к созданию общих законов. Но межевые знаки всегда стояли на страже владений семьи. А вот на их границах начиналась чертовщина. Ведь кто у нас обитает на естественных природных разделах территорий?
Это объяснение, подобное многим другим, включая славянские, о том, как появились водяные, полевые, лешие.
Домовые
» В русской и северо-восточной белорусской традициях образ домового может дробиться, а отдельные функции закрепляться за самостоятельными персонажами — дворовым, хлёвником и др. Название домовой в разных частях восточной Славии может обозначать домашнюю змею, ласку, жабу, паука, а на украинско-белорусско-польском пограничье и укр. Карпатах название домовик переносится на ходячего покойника и духа-обогатителя.
В книге «Златая цепь» за 1400 год существует молитва, сохраняющая «от всякоя козни сотонины и. от проклятыя хороможителя», под которым принято понимать домового » (Е.Е. Левкиевская. Домовой. Славянские древности. Этнолингвистический словарь, под ред. Н.И. Толстого. Т.2, 1999)
Д омовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если домовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Д омовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчесывает гриву лошади, заплетает ее в косички. привязывает красные ленточки (рус., в.-укр., бел.). Отношение домового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась домовому «не по двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину домовой мучит, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у нее корм, а в кормушку кладет навоз (в.-слав.). Такую скотину продавали, поскольку считалось, что домовой все равно ее изведет.
Иногда функции ухода за скотиной приписывались родственному персонажу — дворовому (рус.) или хлевнику (бел.), который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются.
Д омовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. » (Е.Е. Левкиевская)
Как и Пан, считается, обладал даром пророчества, а также являлся покровителем домашней скотины.
Герметика
«Взаимодействие — базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других. По сути, взаимодействие представляет из себя разновидность опосредованной или непосредственной, внутренней или внешней связи; при этом свойства любых объектов могут быть познанными или проявить себя только во взаимодействии с другими объектами.
Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы«.
Не кидайтесь критиковать сразу, просто подумайте над этой мыслью, переспите с ней, утро вечера мудренее.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.