что означает заявительный порядок
Версия для слабовидящих
Государственные услуги населению
Получение информации при подаче ходатайства о гражданстве Российской Федерации
Проекты нормативных правовых актов
О персональных данных
Независимая антикоррупционная экспертиза
Ответы на часто
задаваемые вопросы
Подать заявление
в форме электронного документа
о выдаче повторного свидетельства или справки
Предварительная запись на подачу заявления о заключении брака
График приёма заявлений
на заключение брака
Информация о Курганском городском отделе
Основные принципы предоставления государственных услуг
— государственной пошлины за предоставление государственных услуг;
— платы за предоставление государственных услуг;
— платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг и предоставляются соответствующими организациями.
— право заявителей на получение государственных услуг в электронной форме (статья 5 Закона);
— обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной услуги в электронной форме (статья 6 Закона);
— установление требований к организации предоставления государственных услуг в электронной форме (статья 10 Закона).
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается, что доступ к информации о предоставлении государственных услуг должен быть обеспечен органами государственного управления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Все принципы тесно связаны между собой и направлены на повышение доступности и качества предоставления государственных услуг.
Материал подготовлен
заведующим сектора хранения и выдачи
документов отдела ЗАГС по городу Кургану
Управления ЗАГС Курганской области
О.Л. Калининой
Заявительный порядок с подвохом
Организации при соблюдении определенных условий имеют право на заявительный порядок возмещения налога.
Этот безусловно полезный механизм заключается в том, что компания сдает декларацию по НДС с суммой налога к возмещению и получает его на свой расчетный счет до завершения камеральной проверки (п. 1 ст. 176.1 НК РФ).
Если по результатам “камералки” выяснится, что НДС возмещен неправомерно, то есть компания не имела права на его возврат из бюджета, фирма должна перечислить полученные средства обратно в казну и еще уплатить проценты (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Ведь, по сути, она какое-то время пользовалась бюджетными деньгами незаконно. Кстати, обязательство о возврате НДС и процентов плательщик подтверждает заранее, еще на стадии подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).
Проценты на суммы, которые должен вернуть налогоплательщик, начисляют исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Датой начала начисления процентов будет:
• при возврате налога – дата фактического получения денег;
• при зачете налога – дата соответствующего решения.
Вроде все понятно. Однако в массе своей решения о возмещении налога в заявительном порядке подтверждаются лишь частично. То есть, проведя камеральную проверку, инспекция выносит решение о неправомерном возмещении либо все всей суммы НДС, либо ее части. Соответственно у компании появляется обязанность вернуть “незаконную” часть обратно в казну. Как мы уже сказали – с процентами.
Но налогоплательщики не часто безропотно исполняют решения налоговиков. Большинство борется за свои права и оспаривает решение. Что же в этом случае происходит с процентами в налоговых отношениях? Кто, кому и сколько должен возвращать, приходится разбираться в судах.
В отношении возврата процентов, уплаченных компанией в бюджет вместе с НДС, ранее полученным в заявительном порядке, существует два не урегулированных НК РФ вопроса.
Оба связаны с отменой решения налогового органа по камеральной проверке, в результате которого компанию обязывают вернуть НДС, полученный в порядке ст. 176.1 НК РФ.
Первый: имеет ли право организация на возврат процентов, уплаченных вместе с ранее возмещенным налогом?
И второй: обязана ли инспекция в случае отмены ее решения вышестоящим налоговым органом или судом выплатить компании дополнительные проценты, начисленные на те, которые фирма уплатила в бюджет в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ?
Пробелы законодательства, как водится, восполняют Минфин России и суды.
Нет правила – поможет аналогия закона
Точка зрения финансового ведомства по первой проблеме заключается в том, что “вопросы, связанные с возвратом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию налогового органа по его решению, впоследствии признанному неправомерным, ст. 176.1 Кодекса не регулируются” (письмо Минфина России от 27.09.2011 № 03-07-08/281). То есть нет порядка, который бы предусматривал возврат таких процентов. Судя по арбитражной практике, инспекции на местах расценили данное разъяснение так: запрещено все, что прямо не разрешено. То есть нет порядка – нет и процентов.
Минфин разъясняет
Письмо от 27.09.2011 № 03-07-08/281
Статьей 79 НК РФ, регламентирующей возврат сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, порядок возврата указанных процентов не определен.
Положениями Бюджетного кодекса РФ и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующие годы источники выплаты вышеуказанных процентов также не установлены.
Таким образом, действующими нормами налогового и бюджетного законодательства порядок возврата уплаченных налогоплательщиком в бюджет по требованию налогового органа процентов, начисленных ему на сумму налога, возмещенную в заявительном порядке, на основании решения налогового органа, принятого по результатам “камералки”, которое впоследствии отменено вышестоящим налоговым органом, не предусмотрен.
Что касается арбитражной практики, то выводы, которые озвучивают судьи, более определенны. По их мнению, тот факт, что вопрос о порядке возврата или зачета процентов, уплаченных в порядке ст. 1761 НК РФ, кодексом напрямую не урегулирован, не может лишать налогоплательщика права получить их обратно.
Кроме того, эти проценты по своей сути, а также по целям их введения (целью начисления процентов является компенсация потерь бюджета) близки к пеням, а потому правовое регулирование их возврата или зачета относится к сфере налоговых правоотношений (постановление ФАС Московского округа от 20.09.2012 № А40-135302/11-140-545).
Вопрос о том, как происходит возврат или зачет процентов, уплаченных в порядке ст. 176.1 НК РФ, не урегулирован законодательством. По мнению судов, это вовсе не должно мешать налогоплательщикам получать полагающиеся им средства из бюджета.
Применив ч. 6 ст. 13 АПК РФ, согласно которому неурегулированные вопросы суды вправе решать по аналогии закона или по аналогии права, арбитры выстроили следующую логику. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов. Налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном в т. ч. ст. 79 НК РФ. Положения указанной нормы устанавливают, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня его получения инспекцией. Кроме того, п. 7 ст. 79 НК РФ допускает вынесение налоговиками решения о возврате процентов, начисленных за несвоевременный возврат налога, в т. ч. излишне уплаченных организацией процентов.
Таким образом, в данной ситуации нужно применять ст. 79 НК РФ, т. к. она регулирует сходные отношения, а именно порядок и условия возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, сбора, пени и штрафа.
Буква закона
Налоговый кодекс Российской Федерации
В случае если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Если инспекция незаконно взыскала с налогоплательщика проценты по п. 17 ст. 176.1 НК РФ, то ей самой придется заплатить проценты как компенсацию за лишение фирмы возможности пользоваться своими деньгами.
Следовательно, бездействие налогового органа по возврату излишне уплаченных компанией процентов в порядке п. 17 ст. 176.1 НК РФ незаконно и нарушает права налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 19.07.2012 № А40-135310/11-129-561).
Око за око
По второй проблеме под кодовым названием “проценты на проценты” разъяснениями контролирующих ведомств мы, к сожалению, не располагаем. Да и арбитражной практики в силу относительной “молодости” анализируемых норм немного. Но недавно такой спор был рассмотрен Девятым арбитражным апелляционным судом (постановление от 22.10.2012 № 09АП-30623/2012).
Дело, на примере которого мы проиллюстрируем вопрос о начислении процентов, началось так. Организация получила НДС в заявительном порядке. В результате камеральной проверки инспекция приняла решение, в котором указала, что часть НДС получена неправомерно. В адрес организации было выставлено требование о возврате суммы налога в бюджет. Компания ее уплатила вместе с процентами.
Далее организация оспорила решение налоговиков в вышестоящем налоговом органе, который его отменил.
Фирма потребовала у инспекции возврата не только НДС и уплаченных в бюджет процентов, но и процентов за излишнее взыскание этих сумм (налога и процентов). Однако инспекция решила, что “проценты на проценты” платить не должна.
Одним из доводов налогового органа было отсутствие соответствующего порядка в нормах НК РФ и ссылка на уже упомянутое письмо Минфина России.
Суд этому доводу не внял. И привел свои аргументы.
Во-первых, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.
Во-вторых, уплата налога и процентов по требованию налогового органа имели характер взыскания. К такому выводу приводит анализ положений ст. 176.1 НК РФ. Направление требования по уплате НДС, ранее возмещенного в заявительном порядке, и процентов является первым этапом принудительного исполнения обязанности по уплате налога. На это указывает и толкование, данное Президиумом ВАС РФ в постановлении от 29.03.2005 № 13592/04. Надзорная инстанция отметила, что выставление требования об уплате налога – это принудительная мера и его исполнение нельзя считать добровольным.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Заявительный порядок возмещения НДС
Рассмотрим, что такое заявительный порядок возмещения НДС и какие организации вправе им воспользоваться, а также что представляет собой банковская гарантия и договор поручительства, необходимые для возмещения налога.
Возмещение НДС из бюджета
Организация может возместить НДС, когда применяет налоговые вычеты. Они позволяют уменьшить величину налога, исчисленного в пользу бюджета. Как правило, к вычету принимается предъявленный поставщиками «входной» НДС. Вычет могут использовать организации и ИП, если они являются плательщиками НДС.
Также возместить НДС могут лица, которые перевозят товарно-материальные ценности через таможенную границу.
Право на возмещение НДС возникает, когда величина исчисленного налога меньше суммы налоговых вычетов по итогу квартала. Сумму, которую вы заявили к возмещению, можно:
— перечислить на расчетный счет;
— зачесть в счет будущих платежей или в счет погашения недоимки.
Какие компании могут воспользоваться заявительным порядком
Возместить НДС можно в общем либо в заявительном порядке, то есть ускоренно — до окончания проверки.
Заявительным порядком возмещения НДС в 2020 году могут воспользоваться (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):
Как правило, возмещают налог:
— фирмы, экспортирующие товар по нулевой ставке НДС. При этом товарно-материальные ценности (ТМЦ) они покупают с полной ставкой;
— компании, которые покупают ТМЦ по ставке 20 % и продают произведенные товары по ставке 10 %, например, производители сельскохозяйственной продукции;
— фирмы, которые приобрели больше товаров, чем смогли продать по завершению отчетного периода.
Банковская гарантия
Гарантию, которая необходима для возмещения налога, можно получить в государственной корпорации развития «Вэб.рф» или в банке, который входит в перечень Минфина.
Сумма гарантии должна полностью покрывать сумму возмещаемого НДС.
Банковская гарантия при заявительном порядке возмещения НДС должна действовать с момента представления декларации как минимум 10 месяцев.
В гарантии должно быть прописано, что инспекция взыщет (ст. 46 и 47 НК РФ) с банка суммы, обеспеченные данной гарантией, если он не уплатит их по требованию инспекции.
Гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой, а также не должна содержать указаний для инспекции о представлении банку документов, которые не предусмотрены НК РФ.
После получения банковской гарантии компания может претендовать на возмещение налога в ускоренном порядке.
Алгоритм ускоренного возмещения налога по банковской гарантии:
Возмещение НДС в заявительном порядке по поручительству
Чтобы возместить НДС в заявительном порядке по поручительству, необходимо подать в инспекцию:
Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней со дня подачи декларации с НДС к возмещению. Поручителем по договору может выступать организация РФ, которая соответствует требованиям, перечисленным в п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.
Срок действия договора поручительства должен быть не менее 10 месяцев со дня подачи декларации с НДС к возмещению и не более года со дня его заключения. А сумма, указанная в договоре, должна полностью покрывать возмещаемую сумму НДС (п. 4.1 ст. 176.1 НК РФ).
Как подготовиться к проверке
Заявительный порядок возмещения НДС не оказывает влияния на порядок проведения камеральной проверки. Проверка вашей декларации пройдет в штатном режиме, поэтому к ней нужно тщательно подготовиться.
В процессе проверки инспектор может:
— потребовать документы, которые связаны с исчислением НДС, а также подтверждающие налоговые вычеты;
— проводить допросы свидетелей, включая высшие должностные лица (руководитель, главный бухгалтер);
— проводить осмотр местонахождения объекта, по которому будет возмещаться НДС;
— истребовать документы у ваших контрагентов
Таким образом, перед проверкой вам необходимо собрать все необходимые документы, удостовериться, что они корректно оформлены, а также убедиться в правильности применения вычетов. Если найдутся нарушения применения хотя бы части вычетов, то нужно будет вернуть сумму возмещенного налога с двойными процентами, исходя из ставки рефинансирования. Перечислить деньги обратно в бюджет обязательно в течение пяти дней. После этого налоговики отправят уведомления в банк о прекращении действия предоставленной гарантии. Если же компания не вернет сумму возмещенного ей налога в срок, тогда ФНС будет требовать выплаты от банка, которым была выдана гарантия.
Проверка декларации перед отправкой
Чтобы получить возмещение из бюджета, нужно сначала подготовить налоговую декларацию. А также собрать пакет документов:
— кассовые и товарные чеки,
— книги покупок и продаж.
Они могут быть запрошены в формате требований от ФНС.
Инспекция при проверке возмещения может запросить любые документы, имеющие отношение к деятельности компании.
ФНС тщательно проверяет декларации, даже мельчайшие недочеты могут послужить основанием в отказе возврата НДС. Поэтому перед отправкой надо убедиться в достоверности предоставляемой информации. Документы можно подготовить как на бумаге, так и в электронном виде, отсканировав их и отправив через оператора электронного документооборота.
Камеральная проверка длится два месяца, но при наличии признаков нарушения законодательства может быть продлена до трех месяцев. Таким нарушением являются расхождения с контрагентами по книгам покупок и продаж. Поэтому важно сверять данные счетов-фактур с контрагентами до отправки декларации в налоговую.
Если по результатам проверки ошибок выявлено не будет, инспекция сообщит о завершении в течение 7 рабочих дней после окончания проверки.
Заявительный порядок возмещения НДС
Традиционный порядок возмещения входного НДС предусматривает длительную (в течение трех месяцев) камеральную проверку, и только после ее окончания можно рассчитывать на возмещение налога. А в течение этого времени плательщик НДС фактически безвозмездно кредитует бюджет. Поэтому досрочное возмещение входного НДС выгодно для своевременного пополнения оборотных средств организации или предпринимателя. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами Бератора.
Что такое заявительный порядок
Заявительный (или ускоренный) порядок возмещения НДС означает, что фирма может зачесть или вернуть сумму НДС, заявленную в декларации, до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговой инспекцией. Процедура ускоренного возмещения НДС закреплена в статье 176.1 Налогового кодекса.
Правом на ускоренное возмещение НДС могут воспользоваться организации, которые за три календарных года, предшествующих году подачи заявления на ускоренный возврат, уплатили в совокупности 10 миллиардов рублей налогов, а именно: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и налог на прибыль. При этом не учитываются налоги, уплаченные в связи с экспортно-импортными операциями, а также налоговыми агентами.
Остальные компании могут применять заявительный порядок при наличии у них банковской гарантии. Это означает, что если по итогам камеральной проверки будет установлено нарушение фирмой налогового законодательства, исполнить ее обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов должен банк.
Гарантия банка
Гарантия банка должна быть безотзывной и непередаваемой. Срок ее действия не может быть менее восьми месяцев со дня подачи декларации, в которой НДС заявлен к возмещению. Кроме того, гарантия должна допускать бесспорное списание средств со счета компании, если она не исполнит требование об уплате. Выдать гарантию может только банк, включенный в соответствующий перечень кредитных организаций, который ведется Минфином России.
Для внесения в этот перечень банк должен отвечать следующим требованиям:
С 1 октября 2013 года к банковской гарантии применяются следующие требования (п. 3 ст. 74.1 и п. 4 ст. 176.1 НК РФ):
1) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
2) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, входящим в перечень, который ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Банка России.
Для включения в этот перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
При возмещении НДС по налоговым декларациям, представленным начиная с I квартала 2016 года, право на ускоренный возврат НДС без банковской гарантии получают организации, уплатившие за три предшествующих календарных года в совокупности 7 миллиардов рублей налогов. То есть, сумма налогов, позволяющая ускоренно возместить НДС, с 2016 года снижается с 10 до 7 миллиардов рублей. Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 397-ФЗ соответствующие поправки внесены в статью 176.1 Налогового кодекса.
Заявление о возврате НДС
Чтобы воспользоваться ускоренным порядком возмещения НДС, не позднее пяти дней с момента представления декларации фирма должна подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Этот же срок предусмотрен и для подачи банковской гарантии (п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ). В заявлении нужно указать реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемого налога. Также в заявлении фирма должна подтвердить, что обязуется вернуть полученную (зачтенную) сумму, если по итогам камеральной проверки в возмещении будет отказано полностью или частично (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).
Если налоговая инспекция нарушит срок возврата НДС, ей придется заплатить проценты за каждый день просрочки, начиная с 12-го рабочего дня после подачи заявления. Процентная ставка равна ставке рефинансирования Банка России, действующей в период нарушения срока возврата.
Учтите, что налоговики не имеют права отказать вам в возмещении процентов на том основании, что в федеральном бюджете нет соответствующей статьи расходов.
Но если в ходе камеральной проверки будут обнаружены нарушения законодательства, то фирме придется вернуть в бюджет не только сумму возвращенного (зачтенного) НДС, но и полученные от инспекции проценты.
Возврат НДС на расчетный счет
Налоговая инспекция принимает решение о возврате или зачете НДС в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления. В этот же срок инспекторы сообщают компании в письменной форме о возмещении или об отказе в возмещении налога.
Если к этому моменту у фирмы имеется недоимка по налогам, пеням и штрафам, то налоговики самостоятельно зачтут НДС в счет этих платежей и только потом вернут оставшуюся сумму.
На следующий день после принятия решения налоговая инспекция направляет поручение на возврат НДС в территориальный орган Федерального казначейства. А он в свою очередь течение пяти дней должен вернуть указанную сумму налогоплательщику.
Возврат неподтвержденного вычета в бюджет
Если в ходе камеральной проверки налоговая инспекция не выявит налоговых нарушений, она сообщает фирме об окончании проверки и отсутствии таких нарушений. Письменное сообщение об этом налоговики должны прислать в течение семи рабочих дней после окончания проверки. Не позднее дня, следующего за днем отправки такого сообщения, инспекция направляет в банк, выдавший гарантию, письменное заявление об освобождении обязательств по этой банковской гарантии (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).
Если сумма НДС, возвращенная фирме, оказалась больше той, которая должна быть возмещена по результатам камеральной проверки, решение о возврате или зачете отменяется. В течение пяти дней после получения требования о возврате налога фирма обязана перечислить его в бюджет. Кроме того, придется еще уплатить проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из двукратной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в тот период (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Затраты на уплату этих процентов нельзя учитывать в расходах при расчете налога на прибыль.
Если в ходе проверки инспекция решит, что основания для возмещения НДС отсутствовали, в бюджет организация должна вернуть всю полученную сумму налога вместе с процентами за пользование бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).
Дело в том, что проценты, начисленные согласно порядку, изложенному в пункте 17 статьи 176.1 Налогового кодекса, признаются компенсацией, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджет за то, что незаконно пользовался излишне возмещенными суммами НДС.
В этой связи показательным является судебное разбирательство, связанное с возмещением НДС в заявительном порядке согласно «уточненке».
По мнению Минфина, изложенному в письме от 19 июня 2015 г. № 03-07-15/35463, проценты начисляются со дня получения этих сумм из бюджета (со дня зачета) до дня уплаты денежных средств по требованию налоговой инспекции о возврате НДС.
Требование о возврате возмещенного НДС
Требование о возврате возмещенной суммы НДС налоговики составляют по форме, утвержденной приказом ФНС России от 18 мая 2010 года № ММВ-7-8/235@. Его передают представителю фирмы лично под расписку или отправляют по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
Если фирма, предоставив в налоговую инспекцию банковскую гарантию, не вернула в бюджет полученный НДС, инспекторы направляют в банк требование об уплате возмещенных денег по гарантии. Если в течение пяти рабочих дней это требование банк не исполнит, налоговики имеют право взыскать налог в принудительном порядке за счет средств на банковских счетах фирмы. Или, в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ, за счет иного имущества компании.
Аналогичным образом налоговики поступят, если не дождутся от фирмы добровольной уплаты ранее возмещенного НДС, а срок действия банковской гарантии к этому времени уже истечет.
К выводу о том, что ранее НДС был возмещен неправомерно, налоговая служба может прийти и по результатам выездной проверки. ИФНС вправе потребовать от налогоплательщика вернуть налог и в этом случае. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 21 февраля 2013 года № АС-4-2/2940 со ссылкой на постановление Президиума ВАС России от 31 января 2012 года № 12207/11 по делу № А33-10298/2010.
Если в ходе выездной проверки обнаружена сумма НДС, ранее необоснованно возмещенная на основании камеральной проверки, то эта сумма признается недоимкой по налогу (п. 8 ст. 101 НК РФ):
Всю информацию о заявительном порядке возмещения НДС можно узнать из Бератора
Лучшее решение для бухгалтера
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.