что означает зеро в жизни
Что такое Zero Waste?
Что означает понятие Zero Waste
Zero Waste (или «Ноль отходов») — это общественное движение, главная цель которого насколько возможно уменьшить количество отходов. Этот подход помогает не только сдержать разрастание свалок и мусорных полигонов, сократить потребление ресурсов, но и уменьшить количество хлама и ненужных вещей в собственном жизненном пространстве.
В основе философии Zero Waste лежат пять принципов (5R):
Разберем подробнее, что они означают.
Refuse | Откажись
Первое и главное правило, призывающее переосмыслить свое отношение к вещам и отказаться от перепотребления и философии консьюмеризма. От избыточного и ненужного. Хотите, чтобы в мире было меньше мусора? Не покупайте его.
Reduce | Сократи
Сократите потребление того, от чего не можете отказаться. Нам нужна одежда, но 20 пар кроссовок не нужны. Трезво оценивайте свои реальные потребности и покупайте только то, что вам действительно необходимо. Устройте расхламление дома, и вы удивитесь как много лишних вещей храните. Отдайте их тем, кому они еще могут послужить.
Reuse | Используй повторно
Наш мир переполнен товарами, полки магазинов ломятся, маркетинг стимулирует нас беспрестанно покупать все новое и новое. В мире уже произведено такое огромное количество товаров, что их хватит на несколько поколений людей. Одежда, предметы быта, детские вещи. Большинство из них все еще остаются в хорошем состоянии на момент, когда они больше не нужны своим владельцам.
Покупайте и продавайте на сайтах вроде «Авито», делитесь вещами, меняйтесь, находите им новое применение. Перестаньте поддерживать индустрию fast fashion.
Вместо одноразовых вещей используйте многоразовые, сделанные из качественных устойчивых материалов, которые прослужат долго и будут без проблем утилизированы.
Recycle | Перерабатывай
Самое важное, что мы должны понять о переработке — она не является решением проблемы. Во-первых, переработать возможно далеко не всё.
Во-вторых, переработать пластик можно всего несколько раз, с каждым циклом он теряет в качестве и в итоге все равно отправится на свалку. В-третьих, переработка тоже требует немалых ресурсов (энергетических, водных, человеческих и т.д.) и является источником вредных выбросов.
Поэтому в переработку нужно отправлять только то, от чего нельзя отказаться (правило 1 — refuse) и чему нельзя найти повторное применение (правило 3 — reuse).
Rot | Компостируй
Из-за органических отходов мусорное ведро ассоциируется у нас с чем-то грязным и дурно пахнущим. А между тем органика — настоящий клад. Забирая из земли ресурсы для выращивания растений, мы должны понимать, что они не бесконечны, и питательные вещества необходимо возвращать в почву. Компостирование — лучшее, что можно сделать для земли.
Кроме того, если отделить органику, прочие отходы останутся сухими и чистыми, и мусорное ведро не нужно будет выносить каждый день.
С чего начать путь к Zero Waste?
Проанализируйте свои привычки и обратите внимание, что является основным источником вашего мусора: упаковка из магазина, стаканчики от кофе, бахилы, одноразовые контейнеры для еды и тд.
Исходя из этого подумайте, из чего будет состоять ваш zero waste набор. Обычно стартовый набор выглядит примерно так:
Втягиваясь в практику отказа от одноразовых вещей, вы постепенно поймете, каким еще одноразовым и неэкологичным предметам своего обихода можно найти замену.
Куда сдавать вторсырье и ненужные вещи?
Проект Собиратор рассказывает, что и куда можно сдать на переработку. Также у них работает собственный пункт приема и Экомобиль.
Проект Свалка занимается вывозом вещей, которые еще можно использовать.
Проект, который помогает передавать ваши старые вещи малоимущим и многодетным семьям.
Во многих храмах Москвы принимают старые вещи, их отдают малоимущим, больным, бездомным и другим нуждающимся.
Опубликовать объявления о продаже или желании отдать ненужные вещи можно на сайтах Авито, Юла или Дарудар.
Где искать эко-товары?
На сайте Kapoosta собраны Zero Waste магазины в разных городах России — сейчас там представлено 970 проектов. В них можно купить фермерские и эко сертифицированные продукты и товары.
Там же можно найти 319 шеринг-проектов для обмена одеждой, книгами, товарами для животных, домашними растениями и пр.
Какие подкасты про Zero Waste и осознанное потребление слушать?
Подборка от автора инстаграм-канала @ecoasya:
Критика Zero Waste
Концепция Zero Waste часто встречает критические комментарии. Это связано с тем, что она покрывает не все сферы экологического поведения людей. Минимизация отходов — это только одна (хотя и очень важная) составляющая эко-ответственности. Zero Waste не учитывает «невидимый» мусор, который оказывает не меньшее влияние не окружающую среду, чем бытовые отходы.
В качестве альтернативы, а скорее следующей ступени эко-осознанности, существует концепция Low Impact, то есть сокращение экоследа во всех сферах жизни человека. Сюда относится ответственное производство, транспортировка и утилизация отходов. Приверженцы этой концепции покупают местные продукты, меньше летают на самолетах, покупают одежду в секонд-хендах и отказываются от неэтично произведенных товаров. Они стараются следить за тем, чтобы вещи были сделаны людьми с достойными условиями труда, в процессе производства не были эксплуатированы животные. Как правило, это также означает и переход на веганство.
Жизнь в стиле ноль отходов. Можно ли навсегда отказаться от мусора?
Активный рост мусора сильно влияет на качество жизни каждого, а экологические вопросы становятся острее. По сообщениям РБК, использование пластиковых пакетов в мире превышает 1 млн штук в минуту, за год это больше триллиона единиц. При этом активная фаза жизни пакета в среднем 12 минут, а процесс разложение сотни лет. В ответ на это рождаются новые экологические тренды. Один из таких – Zero Waste.
Zero Waste или ноль отходов – что это такое?
Ноль отходов или ноль потерь – дословный перевод «Zero Waste». Те, кто поддерживает это движение выступают за осознанное потребление и хотят прийти к идее жизни без отходов. Такие люди пытаются не генерировать мусор вообще. Они не пользуются одноразовыми вещами, отдают сортированный мусор на переработку, видят пользу в возобновляемых источниках энергии и других слагаемых «зелёной экономики».
Zero Waste – сообщество единомышленников, которые пропагандируют методы нулевых отходов на бытовом и государственном уровне. Особенно активно европейское подразделение «Ноль отходов», и молодёжные организации в Бразилии, Аргентине, США и Мексике, куда регулярно набирают волонтёров. Сокращением мусора так же плотно занимаются в Японии, Новой Зеландии и ОАЭ.
Идеям Zero Waste пытаются соответствовать крупные производственные компании: Procter & Gamble, Subaru, Ford, Nestle. Так IT-гигант Apple стал независим от традиционных сырьевых источников и полностью поддерживает все свои нужны возобновляемой энергией. К тому же хотят прийти Facebook, IKEA, Google и другие.
Цель Zero Waste
Цель идеологии «Ноль отходов» – сократить объём мусора, который попадает на свалки и мусоросжигательные заводы.
Задача сообщества изменить образ жизни и создать стойкие циклы потребления и производства, где любой избыточный материал становится ресурсом, а не мусором. В перспективе Zero Waste должен уменьшить загрязнение земли, воды и воздуха, чтобы сохранить здоровье и природу.
Движение Zero Waste характеризуется моральной идеологией и особым видом ведения домашнего бюджета, который сочетает глобальные цели с практичными бытовыми решениями.
Концепция Zero Waste
Концепция базируется на философском подходе, но учитывает нынешние экономические и промышленные процессы. Защита окружающей среды должна обеспечивается «чистым производством», которое превращает производственную цепочку в безотходный цикл. Старые товары нужно перерабатывать, а не выбрасывать.
Концепция «Ноль отходов» основана не только на вторичной переработке, но и на важности подхода к проектированию товаров. Они должны служить дольше, а производителям нужно использовать меньше пластика в упаковке.
Принципы Zero Wast
Активистка Zero Waste Беа Джонсон – первопроходец экодвижения, сформулировала правило 5R. Оно озвучивает принципы безотходной жизни. По сути, это практическое применение экологической теории. Общий принцип – потребляй меньше сырья, которое надо выбрасывать.
Refuse (отказ от ненужных вещей)
Чтобы меньше мусорить, надо меньше покупать, т.е. сделать походы в магазин обдуманными. Для этого составляйте продуктовые списки и взвешивайте решения о покупке. Научитесь говорить «нет» всему одноразовому и бесполезному, слишком дешёвому и некачественному.
Reduce (уменьшение потребления)
Берегите ресурсы и пользуйтесь меньшим количеством вещей. Речь не идёт о сокращении продуктовой корзины, но вполне реально изменить подход к одежде.
Сократите количество электроники и предметов мебели в доме. Некоторые вещи берите в аренду или покупайте б/у на интернет-площадках типа «Авито» или секонд-хендах.
Технологии тоже не стоят на месте. Сейчас есть ложки из вафли или стаканы из яблочного пюре, которые можно съесть.
Reuse + Repair (повторное использование и ремонт)
Обращайтесь с вещами осторожнее, чтобы они прослужили вам дольше и старайтесь дать им второй шанс, когда они изживут себя в основном амплуа. Не выбрасывайте сломанные и порванные вещи, а попытайтесь починить их.
Recycle (переработка)
Сдавайте в пункты переработки весь мусор, который для этого предназначен. Сортируйте стекло, макулатуру, пластик, отдельно утилизируйте лампочки, батарейки, аккумуляторы и другой опасный мусор.
Rot (компостирование)
Из органических отходов делайте удобрения для растений или огорода на даче. Сортируйте органику от другого мусора и складывайте в контейнеры с вентиляцией и фильтром. Отправляйте в компост овощные и фруктовые очистки, втулки от бумаги, остатки еды, засохшие цветы, яичную скорлупу, чайные пакетики, шерсть животных и даже волосы с отрезанными ногтями.
Ноль отходов в быту – советы
Каждый из принципов 5R включает много мелких шагов, которые должны войти в привычку постепенно, чтобы жизнь в стиле «Ноль отходов» не казалась тяжёлым бременем.
Политика Zero Waste не требует отказа от всего и сразу, но при каждом потребительском действии задумывайтесь, а не вредите ли вы себе и природе. Zero Waste не против комфорта, но против лишнего.
Покупайте долговечные и полезные товары
Прежде всего, это посуда: контейнеры для еды, термокружки, термосы, банки для круп. С этими вещами можно идти в общепит, когда нужна еда или напитки навынос. Для похода за продуктами подойдут сетчатые пакеты и хлопковые мешки, многоразовые сумки-шопперы, экомешки для взвешивания фруктов и овощей.
Полезен домашний компостер для переработки органики, измельчитель для раковины или вермикомпостер. Поставьте фильтр для воды (чтобы не покупать бутилированную).
Не покупайте вещи, без которых реально обойтись
Целлофановые пакеты, пластиковые зубные щётки, одноразовые станки для бритья, товары в пластиковой и плёночной упаковке, бумажные полотенца и салфетки, зубочистки, подарочную упаковку и т.д.
Жидкие товары для гигиены и хозяйства можно заменить твёрдыми аналогами без упаковки или делать самому. В сети легко найти рецепты домашнего шампуня, мыла, средства для посуды и даже косметики.
Не жадничайте
Придумывайте вещам новое назначение
Стеклянные банки и бутылки подходят для ваз, а старая ткань послужит хорошей тряпкой в хозяйстве. Ещё из ткани можно сшить многоразовые мочалки, крышки для контейнеров и посуды, диски для снятия макияжа, подгузники.
Вообще образ жизни «Ноль отходов» тесно связан с апсайклингом – процессом превращения старых вещей в разные предметы интерьера и украшения. Если у вас есть ребёнок, мастерите с ним поделки из ненужных материалов.
Не берите то, что вам дают бесплатно
Речь о магазинных пакетах, ежедневных газетах, бесполезных сувенирах, рекламных каталогах с пробниками, флаерах, буклетах и визитках. Если вам очень нужна информация, то просто сфотографируйте её на телефон. А раздаточный материал и корпоративные подарки на память с семинаров и конференций обычно пылятся без дела.
Запишите несколько полезных адресов
Постарайтесь ходить не в крупные супермаркеты, а только в мелкие магазины и на рынок: здесь товары не так сильно упаковывают и могут пойти вам навстречу, если вы захотите купить что-то на развес в свою тару.
Измените повседневные привычки
Просматривайте баланс карт на экране банкоматов или в смартфоне, чтобы лишний раз не печатать чек, покупайте энергосберегающие лампочки, офисную бумагу используйте с двух сторон, загружайте стиральную машину полностью и выключайте электроприборы из розетки. Попробуйте выращивать овощи и зелень сами или, по крайней мере, замораживайте их.
Zero Waste – магазины
Первый магазин, позиционирующий себя как zero waste, появился у нас в 2017 году в Петрозаводске. Большинство других экологических магазинов сейчас находятся в Москве и Петербурге.
ZeroWasteShop
Один из самых известных проектов с доставкой по Москве. Тут есть продукты, косметика без упаковки, многоразовые подгузники и полезные мелочи в гигиене: восковые салфетки, бахилы из ткани, бамбуковые щётки. Магазин оформляет электронные чеки для экономии бумаги.
GrowUp.Eco
Предлагает авоськи и шопперы, мешки для взвешивания еды, многоразовую посуду, щётки, ухочистки и натуральную косметику не в пластиковой упаковке. Можно заказать доставку почтой или в пункт самовывоза в своём городе.
Urban Fauna Concept Store
Небольшой магазин, совмещённый с библиотекой, эколекторием, кафе и коворкингом в Москве. Среди разных средств гигиены, косметики и посуды можно найти товары, которые доставят в нужный город.
«По-другому»
Известный проект экоактивистов в Петербурге. Находится на метро «Проспект Просвещения», есть доставка по городу: товар фасуют в экотару и перекладывают в вашу на месте.
NOPLASTIC IT’S FANTASTIC
Магазин на станции метро «Петроградская» в Санкт-Петербурге. Предлагает многоразовые полезные вещи. Доставка возможна в любой город России и даже СНГ. Из интересных товаров, украшения из переработанного пластика и сумки из вторсырья.
ZEERO
Онлайн-магазин осознанного потребления. Доставляет свой ассортимент щёток, мешков, сумок и т.д. по всей России. Есть многоразовые бахилы и трубочки, менструальные чаши, приборы для еды, натуральные зубные порошки, салфетки, кружки-банки.
Книги о Zero Waste
«Ноль отходов» — Беа Джонсон
Книга Беа Джонсон «Ноль отходов» стала выходить на русском языке только сейчас, хотя была бестселлером в США ещё в 2013 году. В ней можно узнать о том, как семья из четырёх человек в Сан-Франциско вырабатывает не больше одной литровой банки мусора в год.
Беа придерживается этого движения с 2006 года и откровенно рассказывает об опыте в книге «Zero Waste Home». Джонсон повествует и о провальных экспериментах, например, о том, как заменяла туалетную бумагу мхом.
«Цель — Zero Waste» — Робин Мюррей
Этой книге больше 15 лет, и она была написана по заказу английского подразделения GreenPeace. Автор – профессор Лондонской школы экономики и ведущий эксперт в области обращения с отходами Робин Мюррей.
Он описывает безотходную идею экономики и производства в государстве. Для Робина важны глобальные экологические изменения: отказ от авто в пользу общественного транспорта и увеличение срока вещей, которые выбрасывают сразу после поломок.
Критика ноль отходов
Органических материалов недостаточно
«Зировейстеров» критикуют за бесплотность их стремлений: органических материалов не хватит на всё общество, а использовать их нужно не меньше тысячи раз, чтобы нивелировать вред токсичных отходов. Однако «Ноль отходов» не ведёт к перевороту в потреблении, а хочет приучить людей к поиску альтернатив и привлечь внимание производителей к вопросам экологии.
Возврат в прошлое
Для непосвящённых в идеологию проект «Ноль отходов» – это откат на предыдущую стадию развития общества, когда ты отказываешься от цивилизации и становишься хиппи. Но сторонники движения не живут в лесах, не занимаются самолечением и вообще идут в ногу со временем.
«Ноль отходов» – это дорого
Начинающие экоактивисты часто боятся, что участие в Zero Waste увеличит их траты, поскольку эко-магазины причисляют к дорогим. Но на самом деле расходы можно снизить, потому что купленные вещи используются много раз.
Другой страх связан с постоянными мыслями о мусоре. Однако «зировейстеры» не беспокоятся об отходах каждую минуту: они не перфекционисты и не параноики. Наоборот, вы экономите время на интересную жизнь и ограничиваете себя в том, сколько сил и часов тратить на уборку, ремонт и гигиену.
Вред экономике
Для общественных деятелей риски движения связаны с возможностью потери экономики в нынешнем виде. Но Zero Waste не пропагандирует протесты и революции, он предлагает постепенную переориентацию потребления с одноразовых вещей на впечатления и развлечения, которые действительно приносят позитивные эмоции.
Неэффективность
Последнее, в чём упрекают экодвижение «Ноль отходов», – низкая эффективность. Сильная экономия в итоге не даёт должных результатов после какой-то отметки.
Zero Waste – не политика аскетизма, поэтому здесь никого не вынуждают непосильной ценой сокращать мусор в мире на 0,5%. Каждый делает столько, сколько ему нужно для личного комфорта и вклада в общую экологию.
Концепция «Ноль отходов» или Zero Waste
Популярное на Западе эко-направление Zero Waste пока что еще не очень распространено в наших краях. Однако, все больше и больше людей узнают о нем и становятся его последователями. Мы присоединяемся к популяризации осознанного потребления и сокращения отходов, поэтому сегодня наша статья будет именно об этой концепции.
Zero Waste (дословно «ноль отходов», также «ноль потерь») – это концепция, основной идеей которой является сокращение количества производимого нами мусора путем использования многоразовых предметов и вещей, подобно тому, как они бы использовались в природе. Цель состоит в том, чтобы мусор не попадал на свалку или на мусоросжигательный завод.
Международный альянс Zero Waste International, который занимается продвижением данной концепции, предложил такие определения для этого термина:
Zero Waste – это моральная, экономическая, эффективная и глобальная цель, направленная на изменение образа жизни людей и создания стойких природных циклов, где все избыточные материалы могут стать ресурсами, а не мусором.
Кроме того, альянс борется за уменьшение количества опасных отходов, и выступает против их сжигания или захоронения отходов. В глобальной перспективе концепция Zero Waste должна помочь устранить вредные выбросы, которые загрязняют землю, воду или воздух, которые вредят планете, а также здоровью людей, животных и растений.
Впервые термин «Zero Defects» или «ноль дефектов» был использован компанией Toshiba в начале 70-х годов. Они использовали своеобразный подход к производству техники, который позволил им добиться впечатляющих результатов – один дефект на миллион изделий. Из этого последовало уменьшение количества отходов, так как было значительно сокращено количество бракованных изделий, которые подлежали утилизации.
Термин «нулевые отходы» был впервые использован публично от имени компании Zero Waste Systems Inc. (ZWS), которая была основана химиком Полом Палмером в середине 1970-х годов в Окленде, штат Калифорния. Миссия ZWS заключалась в том, чтобы найти применение для большей части химических отходов, которые производит растущая электронная промышленность. Вскоре они увидели интерес к данной инициативе и начали бесплатно принимать лабораторные химикаты, которые они перепродавали экспериментаторам, ученым и компаниям. Вполне вероятно, что у ZWS был самый большой запас лабораторных химикатов во всей Калифорнии, которые они продали за полцены. Они также собрали весь растворитель, производимый электронной промышленностью, заливали его в маленькие баночки и продавали как растворитель для лака. ZWS собрал все отработанные машинные масла, отфильтровали их и перепродали нефтяным игрокам. ZWS также выступил с инициативой многих других проектов.
Если говорить просто, вся концепция Zero Waste состоит в пяти простых правилах, сформулированных известной Zero Waste активисткой Беа Джонсон. Это так называемые правила 5R:
Ноль Отходов начинается с отказа от ненужных вещей. Используйте вещи, которые у вас уже есть, чтобы уменьшить потребление и беречь ресурсы. Замените все одноразовое предметами, которые можно использовать повторно, а вместо того, чтобы выбрасывать вещи, ремонтируйте их! Сдайте на переработку тот мусор, который у вас остался, а из органики сделайте компост.
Честно про Zero-code: кому подойдёт, сколько стоит, когда лучше уйти в разработку
В конце апреля мы организовали в Clubhouse дискуссию про Zero-code. Собрали несколько профессионалов в технологиях и разработке, чтобы наконец выяснить, когда выгодно использовать Zero-code, какие у него возможности и ограничения и когда логичнее сразу заниматься разработкой.
У нас получился небольшой баттл, и самые важные выводы мы собрали в статью.
Фёдор Борщёв выступает на стороне традиционной разработки. Фёдор — СТО и сооснователь компании «Федя и Самат», в которой они с Саматом Галимовым помогают бизнесменам наводить порядок в разработке и запускать новую. У Фёдора есть канал про разработку в Телеграме, который читает 18,5 тысяч человек.
Вадим Михалев — оппонент, который продвигает Zero-code. Вадим — «отец зерокодинга» в России: он основал самое крупное сообщество зерокодеров и первый в СНГ онлайн-университет зерокодинга Zerocoder.ru. А ещё Вадим — серийный предприниматель в ИТ: привлек инвестиции ФРИИ на проект Codesign.io, запустил онлайн-студию презентаций Rocketslides, и платформу Habit Hero.
Павел Ершов поддерживает дискуссию и подсказывает примеры использования Zero-code. Павел — CEO Directual, Zero-code платформы для создания приложений. Directual уже используют в МТС и ПИК для внутренних IT-продуктов. Раньше Павел руководил программой лояльности Тинькофф.
Алексей Один модерирует и задаёт вопросы. Алексей — CEO и основатель платформы по поиску и подбору ИТ-команд Skipp.pro. Он дополнил дискуссию примерами из проектов Skipp и из собственного опыта: в прошлом Алексей — CPO Lingualeo, под его руководством сервис вырос до 20 миллионов пользователей.
Zero-code, No-code и Low-code — подходы, в которых задачи по автоматизации и запуску ИТ-продуктов решают без программирования или с минимальным количеством кода.
Разработчиков, как правило, при этом не привлекают: предприниматели, дизайнеры или продакты справляются сами. Это не значит, что разработчики больше не нужны: благодаря их работе и возникают Zero-code инструменты, которыми теперь пользуются разработчики «гражданские».
Zero-code инструменты — это, например, Tilda. С ней можно опубликовать в интернете лендинг, не написав ни строчки кода.
Через Ecwid можно строить интернет-магазины, в Adalo и Glide — мобильные приложения, в Airtable — создать базу данных, через Zapier — соединять сервисы друг с другом, а с Integromat — даже собирать сложных чат-ботов с большим количеством интеграций. Сейчас на рынке есть десятки Zero-code инструментов, которые позволяют создать почти любой ИТ-продукт: от мобильного приложения до маркетплейса.
Чтобы было удобнее, дальше в тексте мы объединяем английские Zero-code и No-code в русское «зерокодинг».
«Зерокодинг — кратчайший путь от идеи к реализации. Это максимально быстро, дёшево, это делается руками человека, который придумал идею. Раньше нельзя было придумать что-то и тут же, сидя за кофе, собрать это и показать миру. Зерокодинг наделяет автора способностью превращать идеи и гипотезы в готовые продукты, которые можно быстро столкнуть с реальностью и проверить, нужно ли это кому-то или нет».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«Я бы описал зерокодинг как множество продуктов, которые разложились на спектре от отсутствия кода до полноценной разработки. Допустим, код — это React, Ruby и так далее. А отсутствие кода — это Tilda, например. И вот на этом промежутке есть огромное количество решений, которые различаются по сложности. Чем сложнее задача, тем более гибкий и мощный нужен продукт. Инструменты, для использования которых важно хотя бы немного понимать в разработке, — это так называемые «лоу-код» решения».
Павел Ершов, CEO Directual
Программисты часто недолюбливают зерокодинг. В некоторых случаях это продиктовано недоверием ко всему новому, нежеланием меняться. Но другая важная причина в том, что любая зерокодинг-платформа для программиста — слабоуправляемая и непонятная вещь, чёрный ящик. Её сложно тестировать и невозможно менять под себя.
«Некоторый снобизм действительно есть. Но во многом это просто непринятие перемен. Я до сих пор встречаю людей, которые уверены в том, что почту нужно слать через свои собственные SMTP-сервера вместо условного Mailchimp, потому что так надёжнее. Мне кажется, у снобизма перед зерокодингом корни те же. Раньше все поднимали свои сервера, сейчас — спокойно работают с крупными провайдерами. Зерокодинг — такой же следующий уровень: какие-то блоки программы станут выносить наружу, если будут уверены, что они работают и снабжены понятным интерфейсом».
Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»
Зерокодинг позволяет вам создать версию продукта, которая решает задачи пользователя и приводит к первым деньгам. Если чат-бот, лендинг или простое мобильное приложение у вас в бизнесе — полноценный продукт, его можно создать и поддерживать с помощью зерокодинга.
Если в вашем бизнесе продукт — экосистема или платформенное решение, которое вы хотите долго развивать и дорабатывать, то зерокодинг, скорее всего, не закроет все потребности. Чтобы создать такой продукт, придётся заниматься разработкой.
«Что считать продуктом — вопрос терминологии. Под продуктом я имею в виду штуку, которая выполняет какую-то работу для пользователя или предпринимателя — будь то мобильное или веб-приложение. Для меня чат-бот — тоже продукт, живущий не в браузере, а в мессенджере. Как и посадочная страничка: она помогает объяснить человеку, что мы от него хотим, и получить его контакт. Это как раз и можно назерокодить: быстро и самостоятельно».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«Продукт глазами программиста — это что-то завершённое, что можно долго поддерживать, развивать и так далее. Я сам хорошо понимаю зерокодинг: у меня есть маленький образовательный бизнес, и у нас там лендинг на Tilda, рассылка на Mailchimp, вебинары на Zoom. Мне очень нравится эта механика. Но для многих программистов зерокодинг — странная магия, для которой нет документации, и которую непонятно, как развивать».
Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»
Если вам нужно постоянно масштабироваться, то зерокодинг для вас — это, скорее, временное решение. Но сразу переезжать на полноценную разработку не нужно: зерокодинговые инструменты бывают разного уровня гибкости и мощности. Часто, чтобы развиваться, достаточно перейти на следующий инструмент зерокодинга — тогда всё ещё получится обойтись без большой команды разработчиков.
«Если вы упёрлись в ограничения какого-то инструмента зерокодинга, всегда можно перейти на другой. К любому инструменту стоит относиться как к временному. Сначала мы проверяем, что для продукта есть рынок. Затем, если нам нужно его переводить на следующий уровень, переезжаем на следующую платформу. В какой-то момент им может стать код, но это не обязательно. У меня есть такой стикер в зерокодерском стикерпаке: «вырастем — накодим», вот как-то так я это вижу».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«Наш продукт Directual как раз про следующий уровень зерокодинга. Мы пришли к нему со стороны разработки — упрощали какие-то части процесса и потихонечку выяснили, что, оказывается, делаем зерокодинг-инструмент. Что касается масштабируемости и поддерживаемости: на нашей платформе уже три года работает часть внутреннего ИТ компании ПИК — документооборот и внутренняя база знаний. Всё прекрасно поддерживается. Один раз клиенты оценивали для интереса, во сколько обойдётся переезд на какой-то традиционный язык программирования, и пришли к выводу, что это заняло бы годы».
Павел Ершов, CEO Directual
В какой момент логично отказаться от зерокодинга в пользу разработчиков? Спикеры сошлись на следующем: если для развития продукта вам приходится писать больше кода, чем это удобно делать в зерокодинговой платформе, то пора задуматься над полноценной разработкой.
Но надо иметь в виду: чтобы запустить разработку, придётся научиться нанимать разработчиков. Это долго и, как правило, дорого, поэтому важно быть готовым к тому, что переезд на код — это длительный процесс.
«Я решаю так: если начинается много кодинга, надо переходить на разработку. Допустим, на Webflow можно писать Javascript код на фронте: получится отправить запрос к API, взаимодействовать с бэком. Но этот код пишется на нативном Javascript и абсолютно не позволяет использовать мощности современных фреймворков. Если у вас появилось большее 200 строчек кода, значит, пора уходить с этого инструмента».
Алексей Один, CEO и основатель Skipp
Спикеры сошлись на том, что зерокодинг, как правило, дешевле на малых масштабах или в начале проекта — для теста, проверки гипотезы, прототипа или MVP. Если проект разрастается, зерокод может обходиться дорого. Тарифы, например, у Low-code инструментов зависят от количества активных пользователей (или операций): когда счёт идёт на тысячи, возможно, выгоднее задуматься о разработке.
Специалисты, которые умеют грамотно выстраивать продукты из зерокодинговых инструментов, тоже стоят дорого. Пока не так дорого, как опытные разработчики, но в будущем цифры будут расти. Зато работают они в десятки раз быстрее, а поддерживать готовый продукт можно своими силами.
«Пока зерокодеров на рынке не так много: в крупнейшем российском канале с вакансиями «Запили мне, зерокодер» сейчас 1,3 тысячи человек. Хорошая новость в том, что зерокодерами могут быть люди и без технического бэкграунда, но с аналитическим складом ума, продуктовым мышлением, а значит, скоро специалистов станет больше. А вот разработчики редко интересуются зерокодингом и не хотят переучиваться».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«Мне кажется, тестировать гипотезы через зерокодинг действительно клёво, быстро и дёшево. Точно дешевле, чем командой программистов: пока они соберутся, пока спринт напланируют. Но в долгосрочной поддержке зерокод, кажется, гораздо дороже. Зерокодинг сложно задокументировать: новый программист на проекте с трудом поймёт, что сделали его коллеги. Нельзя понять, что там внутри, так же быстро, как в хорошо написанном программном коде».
Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»
«Я с этим абсолютно соглашусь. Ещё у нас много клиентов, которые приходят с запросом: «мы платим за лоукод или зерокод несколько миллионов рублей в месяц, нам очень нравится функционал, но экономически выгоднее этот функционал написать на своей платформе». Если у вас небольшое количество пользователей, небольшие нагрузки — это одна история. Когда проект разрастается, зерокодинг будет дорожать, сэкономить уже не получится».
Алексей Один, CEO и основатель Skipp
Спикеры обратили внимание на парадокс: чтобы пользоваться некоторыми зерокодинговыми инструментами, нужно неплохо разбираться в ИТ. Где-то придётся немного писать код, где-то — продумать архитектуру и взаимосвязи между частями системы.
Получается, что предпринимателю выгодно пользоваться зерокодинговыми инструментами, но без технических навыков ему доступны только самые простые. В таких он быстро столкнётся с ограничениями. Чтобы освоить более сложные инструменты, придётся или инвестировать время и бюджет в собственное образование или найти специалистов (это пока еще так же тяжело, как искать разработчиков.
«У нас инструмент сложный. Человек, который без опыта решил стать ИТ-предпринимателем, с ним не справится. У нас две основных группы клиентов. Первая — те, кто умеет разрабатывать, но хочет сэкономить время на рутинных операциях. Вторая — это те, кто когда-то что-то изучал, например, на Pascal программировал в школе или институте, может собрать какую-то базу данных у себя в голове, и понимает, что такое связи между таблицами. Такой человек знает азы программирования, базовую логику, и уже может её использовать. Чистым гуманитариям приходится прилагать значительные усилия, чтобы для начала выстроить этот фреймворк у себя в голове».
Павел Ершов, CEO Directual
«Думаю, что фаундеру без ИТ-опыта будет сложно разобраться с Webflow. Многим технически неподкованным людям даже на Tilda будет будет сложно спроектировать качественный сайт с уникальным дизайном. Более реально, чем на Weblfow, но всё-таки не так уж просто».
Алексей Один, CEO и основатель Skipp
Зерокод — спасение для непрограммистов и предпринимателей, которым нужен быстрый запуск. С каждым годом возможности таких инструментов растут.
Но жить с зерокодом вечно, особенно если у вас много пользователей, может быть сложно и дорого. Это возможно, но в какой-то момент станет невыгодным. Рано или поздно растущему бизнесу придётся либо перейти на более мощный и гибкий зерокод-продукт, либо уйти в разработку.
«Программисты — клёвые ребята, они могут сделать штуковину, которая будет работать на десятки тысяч миллионов пользователей. Мне кажется, их ресурс не стоит использовать на то, чтобы проверять свою галлюцинацию. Типа «слушай, у меня есть такая идея, она, возможно, не полетит…». Нужно давать им уже то, что протестировано. Если 90% задач, которые сейчас приходят в разработку, не будут идти туда, потому что не соотносятся с реальностью, выиграет вся ИТ-отрасль.
Для самого первого, турбулентного и неизведанного участка пути теперь есть зерокод. Дальше, когда столкнётесь с ограничениями или проблемами масштабирования, можно задуматься о разработке».
Вадим Михалев, основатель самого крупного сообщества зерокодеров и первого онлайн-университета зерокодинга Zerocoder.ru
«На простых проектах всегда имеет смысл использовать зерокод/лоукод. А чем дальше, тем меньше задач мы сможем закрыть такими инструментами. Нам придётся комбинировать их с разработкой. Я считаю, что ближайшие лет 5–10 зерокод не сможет закрывать 100% задач, поэтому более-менее сложный проект всегда будет сочетанием инструментов. Просто доля того, что делается на зерокоде, будет постепенно расти».
Павел Ершов, CEO Directual
«Зерокодинг — это направление, к которому движется будущее. Все технологии идут к тому, чтобы упрощаться. Зерокодинг — одно из таких упрощений, не нужно его бояться».
Фёдор Борщёв, СТО и сооснователь компании «Федя и Самат»
«Думаю, всегда нужно исходить от задачи. Например, когда мы начинали Skipp, сразу выбрали в качестве инструмента вёрстки Webflow — зерокодинг, но там качественная и гибкая вёрстка. Сейчас вся внешняя составляющая нашего сайта на Webflow. Мы экономим: нам не нужен разработчик, чтобы заводить новые странички, лендинги. И не собираемся уходить от этого решения, тем более что оно постоянно развивается. С другой стороны, найти опытного человека, который здорово работает на Webflow — тоже проблема.
Поэтому для предпринимателя зерокодинг — всегда компромисс. Возможно, получится быстро и экономно что-то запустить, но нужно быть готовым на определённые риски. Во-первых, рано или поздно вы наверняка столкнётесь с ограничениями — и функциональными, и бюджетными. Во-вторых — не всякий программист возьмётся развивать решение на зерокодинге».
Алексей Один, CEO и основатель Skipp
Обычно универсальные средства дают очень похожий-шаблонный результат и не очень эффективный код. А если нужно сделать что-то уникальное и оптимизированное, тут шаблоны не помогут.
Если вы хотите реально получить зеро код, но код обратите на свежий инструмент creatium. Io сам перешёл пол года назад, досих пор в восторге, гибкости и возможности создавать
Можно пару слов про его плюсы
Расскажите по подробнее
Хорошо. Перешлю вам сообщение что оставлял на отзовнике, тут подробно:
ДОСТОИНСТВА:
Неплохая вводная информация, для совсем новичков подойдёт чтобы втянутся.
НЕДОСТАТКИ:
Отсутствие персонального подхода Игнор и безразличие со стороны кураторов Сырость методологии и самой платформы на которой проходит обучение Отсутствие помощи с клиентами