Эффект присутствия что это такое
Эффект присутствия
Смотреть что такое «Эффект присутствия» в других словарях:
Эффект присутствия — Будучи там Being There Жанр комедия Режиссёр Хэл Эшби Продюсер Эндрю Браунсберг … Википедия
Эффект присутствия (фильм) — Будучи там Being There Жанр комедия Режиссёр Хэл Эшби Продюсер Эндрю Браунсберг … Википедия
эффект аудитории — присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей скорее смущает испытуемого, но если решение освоено или в тех случаях, когда требуется… … Большая психологическая энциклопедия
Эффект Зайонца — Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… … Википедия
Эффект фасилитации — Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… … Википедия
эффект Тиндала — Используется при определении мутности воды измерением величины рассеянного [диффузного] света из за присутствия в воде твёрдых частиц. [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN Tyndall effect … Справочник технического переводчика
Эффект памяти формы — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Эффект памяти формы явление возврата к первоначальной форме при нагреве, которое наблюдае … Википедия
Эффект аудитории — (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов,… … Википедия
Эффект отчуждения — – в отличие от эффекта присутствия, или эффекта реальности, предполагает отдаление, отстранение изображаемых лиц, событий, конфликтов и т.д. от их объективных и реальных прототипов и источников, а также придание изображаемым объектам и процессам… … Энциклопедический словарь СМИ
Звуковой эффект — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
1. Эффект присутствия.
Глава 1. ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.
В религии и философии эта теория известна как принцип антропоцентризма и насчитывает много тысячелетий. Она многократно пересматривалась, дополнялась и совершенствовалась, пока не приобрела современного звучания. Основные ее положения:
Человек — главная фигура всего мира, все остальное оценивается по тому, сколько пользы мир принесет ему.
Окружающий мир выступает собственностью людей. Благодаря этому принципу человечество способно делать с миром все, что посчитает нужным.
Человек стоит на самой высокой ступени социальной лестницы. Ниже находятся вещи, которые он создал, за ними следуют природные объекты, которые представляют высокую ценность.
Связь между этими уровнями существует для того, чтобы люди могли распоряжаться их благами.
Природное развитие обязано подчиняться развитию человечества.
Эти положения ныне пересмотрены. Подчиненность и соподчиненность заменило понятие синергии, т.е. признание того, что суммирующий эффект взаимодействия двух и более сложных систем существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.
Поэтому человек не является собственником мира, как и мир не является собственником человека. Они есть единое и непрерывно взаимодействующее целое. Общая польза, или общее благо, возникает лишь тогда, когда вклад мира и вклад человека уравниваются; более того, когда человек приносит миру гораздо больше, чем от него получает.
Человек не может (и никогда не мог!) «делать с миром всё, что он пожелает». Все попытки подобного рода всегда кончались трагически и были способны привести к крушению человеческую цивилизацию как таковую. То, что человек создал, т.е. некая «добавленная материальная стоимость», не есть истинное творение и являются весьма сомнительной ценностью.
Основой первого является: «Наблюдатели созданы для того, чтобы привести вселенную в бытие, а акт наблюдения, по сути, есть акт творения, в ходе которого деятельность сознания обретает созидательную силу. Все это говорит о том, что мы не можем больше рассматривать себя как пассивных наблюдателей, не влияющих на объекты нашего наблюдения». (Дж. Уиллер).
Согласно этой концепции человек — это такой способ бытия, для которого может быть поставлен вопрос о смысле этого бытия. Бытие, которое обладает способностью вопрошать о бытии вообще, именуется «дазайн».
Мысля, человек понимает… Мысль даёт слово бытию. Мысль реализуется в языке. Язык удерживает открытым «просвет бытия».
Хайдеггер подчеркивает, что не следует смешивать понятие дазайн с субъектом: субъект просто объективно существует, а дазайн — это существо, «вовлечённое в мир», «неразрывно связанное с миром», «субъективно-объективно присущее миру».
Становится очевидным: без четкого понимания сути современного антропоцентризма, принципа наблюдателя и многообразных проявлений эффекта присутствия дальнейшая эволюция человека и человечества невозможна.
Конечно, принципы эти настолько сложны, что подробно проанализировать их в небольшом по объему исследовании практически невозможно. Поэтому ограничимся лишь несколькими аспектами, близкими и знакомыми каждому.
Впервые мы с этим столкнулись, когда собирались ехать в Болгарию. Конечно, к тому времени мы видели по ТВ и Солнечный Берег, и Албену, и Золотые Пески. Однако в реальности все прошлые умозрительные впечатления были перекрыты во множество раз. Хотя и говорят, что зрительное восприятие доставляет около 90 % всей получаемой человеком информации, на деле это оказалось далеко не так.
Вспоминать здесь можно очень многое. И говорить об очень многом. Например, о том, что Магадан и всё, что касается Севера, здешними людьми воспринимается как-то спокойно, как нечто абстрактное, полуреальное и «полу-живое», в то время как у нас любое прикосновение к этой теме вызывает нешуточное потрясение.
Вот недавно вроде бы случайно мы вернулись к ныне почти забытому Олегу Куваеву. То, что он талант, и талант особого рода, говорить не буду. Это ясно и так. Дело в ином – в трансформации художественного произведения в машину времени. Причем такого времени, от которого ничего уже не осталось.
Достаточно давно (особенно после ознакомления с работами известного русского философа И. Ильина) я задумался вот о чем: как вообще подходить к анализу и интерпретации столь сложного, многогранного и необычного феномена, как наш современный мир? Ведь видят, понимают, чувствуют и проживают его по-разному.
Какова степень моей свободы в этом нелегком деле? Имею ли я право на личное, индивидуальное СУЖДЕНИЕ, даже если оно резко отличается от общепринятого? Ведь Мир у каждого свой; у каждого свой опыт, свое чувствование Загадки Мира, свои пути ее решения, свои Учителя и свое «проживание в себе» Земли и Неба.
Конечно, есть Учение, есть Предание, есть Традиция; есть метод, есть аксиомы и есть законы. Глупо и нелепо отрицать их и тем более игнорировать. Поэтому я никогда не был противником традиции, однако рабом ее тоже не был. Последние же 20 лет провел в достаточно серьезном и необычном поиске как в пространстве традиции, так и далеко за ее пределами.
Мне всегда казалось, что в ее обязанности входит не только освоение уже созданных миров, но и создание миров новых, сказочных лишь с виду, но вполне вероятных.
Целью же и предназначением души я всегда считал дело объединения в единое целое всего того, что ранее было разъединенным, одиноким, безрадостным и несчастливым. ОСОБО ПОДЧЕРКНУ: объединение в первую очередь в себе самом. Ибо без достижения этого единства ничего построить вообще невозможно…
Оставалось лишь предположить, что МИР ОХОТНО ПОЙДЕТ НАВСТРЕЧУ ЭТОМУ НАЧИНАНИЮ, НАВСТРЕЧУ человеку, личности, душе и разуму. Поймет, поддержит, примет в этой работе посильное участие.
Так прошло много лет, в течение которых я вынужден был ограничить круг своего общения с определенным жизненным уровнем и максимально расширить с уровнем принципиально иным.
Я не испытывал ни скуки, ни одиночества, ни печали; не отрекался от мира людей, не стал ни затворником, ни мизантропом. Не искал и участия в каких-либо общих начинаниях и проектах, которых за последние 20 лет было превеликое множество. В целом это был поиск новых путей, создание территории, по которой еще никто не ходил. А может быть, такой территории, которую еще предстояло создать.
Затем, тоже постепенно и как-то «неторопливо», кроме обычной, хорошо изученной и любимой Земли у меня образовался еще ряд «Земель», но не в физическом, а скорее духовном смысле. Хотя, конечно, земли эти продолжали оставаться Домом Земли Людей, но немножко не тем, который есть у всех.
И еще это было ПОЛЕМ, предназначенным для работы. Мне страшно хотелось хоть кому-то рассказать и об этом Поле, и о самой работе, и об успехах, и о трудностях… Помню, как был рад, когда это удалось сделать (пусть и не полностью, и неточно, и малоубедительно, но все же удалось!) в 13 главе поэмы «Красная Река»).
ПОТОМ ДЛЯ МЕНЯ СТАЛИ ПРЕДЕЛЬНО ВАЖНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА:
«Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было».
Одним из самых важных направлений этого поиска стала ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И БОГА. Казалось бы, тут все давно определено, канонизировано, сведено к единой формуле. Есть свобода выбора и свобода совести, есть вера, есть служение, есть ДОМ ОТЦА МОЕГО и есть ДОМ СЫНА ЕГО. Однако главной путеводной звездой для духовных искателей всех времен и всех народов всегда было откровение: В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО ОБИТЕЛЕЙ МНОГО.
Нет, не боги, не «божки», не демиурги и не языческие идолы. Скорее – СУЩЕСТВА И СУЩНОСТИ. И далекие от человека, и близкие к нему, и те, которые были «почти как люди», и те, которые в ходе эволюции давным-давно завершили человеческий цикл. Даже духи стихий перестали быть только собой и только сами по себе… Именно тогда были написаны и «Дети Бога», и «Зов Севера».
Однако еще следовало понять, почему со мной, самым обычным земным человеком, случилось подобное. Я умудрился родиться на стыке Воздуха и Воды. Это такое место, откуда земля прекрасно видна «сверху», есть ОБЩИЙ ПЛАН, но не видно деталей.
Именно это особое «местопроживание» и мирочувствование долгие годы заставляло сомневаться в том, что мой истинный Дом – Мир Земли, а не какой-либо иной мир. Это было очень тихое, ни на чем не настаивающее, однако чрезвычайно глубокое ощущение. Видимо, именно благодаря ему стало возможным то, о чем я рассказал в повести «История одной Игры».
Однако для реализации идеи «Возвращения Домой» этого оказалось явно недостаточно. Да, стихии, да Водолей, да, законный сын Духа Севера, да, особый союз Воды и Воздуха, который в то же время ничто без особой, древней, прекрасной и неповторимой Земли Севера… Допустим. НО ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ? ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ ДАЛЬШЕ?
«ГДЕ ЖЕ ВЫ ПОСТРОИТЕ ДОМ ДЛЯ МЕНЯ?»…
ПОЧЕМУ Я НАЧАЛ ИСКАТЬ ЕГО, ЭТОТ ДОМ? А ПОТОМ И СТРОИТЬ ЕГО? КТО ПОЗВАЛ МЕНЯ? ПОЧЕМУ ЭТО СТАЛО ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ, А ВСЕ ЧИСТО ЗЕМНОЕ ОТОШЛО НА ВТОРОЙ, А ТО И ТРЕТИЙ ПЛАН?
Наверное, ответ я давно знаю, но боюсь признать, что он имеет ко мне самое прямое отношение. Ответ же таков: «Никто не может прийти ко Мне, если не призовет его Отец Мой, пославший Меня».
Одна из величайших тайн мира… И думается мне, что пока мы не будем в точности знать, каков был самый первый, идущий от сердца, а не разума замысел Бога Отца в отношении человека, никуда нам не продвинуться. Узнать же это мы можем только у Него… Если дойдем… А дойти сможем, если только будем знать, куда и как идти… Вот такой парадокс…
Особенно если ты лишен твердости, устойчивости, определенности и однозначности Земли, не переносишь подчинения, недисциплинирован и не страдаешь детской доверчивостью.
Если ты в то же время и не есть нечто «воздушное», «легкое», «эфемерное», легковесное и легко меняющее форму, а что-то вполне земное, «плотное», самостоятельное, по-особому тихое и упрямое. Окончательно понял все это только после написания поэмы «Бег». В самой последней главе.
Иногда меня значительно больше, чем я есть в данный момент, а иногда меньше. Я быстро нахожу, однако столь же быстро могу и потерять. Я не знаю, что (и кто!) будет ждать меня в «жизни после жизни», хотя совсем недавно знал это.
Я не смог создать для себя в земной жизни полноценного окружения, поэтому и не знаю, какая судьба будет ждать меня в «мире ином» и чем там предстоит заниматься. Хотя (опять-таки!) недавно был вполне уверен, чем и в каком качестве.
Именно поэтому мое «НА ВСЕ ВОЛЯ ТВОЯ» имеет несколько детский оттенок. Наверное, она есть вера во Взрослого, Умного, Доброго, Знающего и, безусловно, Любящего. Который поймет, наставит, поможет, научит. И, конечно же, ПРОСТИТ.
А пока приходилось пребывать и работать в объятиях тройственного мира, в котором абсолютными и неизменными являются:
КРУГ ПЕРВЫЙ. Мир, где основой служит несомненное, бесспорное, множество раз доказанное и абсолютно убедительное. И все то, что окончательно отброшено. Здесь пребывает абсолютное число людей; здесь они живут, чувствуют, думают, действуют, рожают и воспитывают детей, растят и собирают урожаи, воюют, мирятся, стареют и уходят в достаточно известное будущее согласно своей религии, философии либо иным убеждениям.
Именно это ПОЧТИ является крошечной лазейкой, оставленной либо по недосмотру, либо совершенно сознательно. Оставленной для прохождения отдельного человека и находящейся достаточно далеко от основных линий мирового развития. Как восходящих, так и нисходящих. Здесь не выстроишь Дом, но, придя сюда, назад уж не вернешься. Или сам станешь «Домом» для идущих и ищущих». Или вернешься, но принципиально не тем, каким уходил.
Все это образует систему координат общего земного и околоземного мира, где есть вертикаль и горизонталь, есть центр, есть перекрестки времен и пространств и есть система переходов, ведущих в иные реальности. Случайности здесь нет, зато есть возможность, вероятность и необходимость.
За последние 20 лет адептов, проповедников и представителей самых разных миров, времен, пространств и «Земель» было предостаточно. Однако не похоже, чтобы они оказали какое-либо влияние на основные исторические процессы. Возможно потому, что ими управляют силы и законы совершенно иного рода.
Для себя я этот вопрос давно решил. Не могу сказать, что мне не комфортно среди добрых, порядочных и верующих людей. Скорее, как-то скучно, неуютно, бессмысленно. Боюсь, что не найду себя и среди христиан, мусульман, буддистов и представителей многочисленных эзотерических школ. Как не найду среди людей искусства, науки либо политики. И уж тем более бизнеса.
Вообще же пора остановиться, ибо продолжать «беседы о Главном» можно до бесконечности.
VirtRe
мир виртуальной реальности
Что такое эффект присутствия в VR и для чего он нужен
Для любого автора важным аспектом является то, насколько сильно его произведение сможет увлечь за собой читателя. Для получения этого эффекта, следует учитывать множество факторов. Особенно, если речь идёт про разработчиков видеоигр или дизайнеров. В кинематографических и игровых сферах часто встречается такое словосочетание, как эффект присутствия.
Что это такое
Эффект присутствия в виртуальной реальности — это формирование восприятия у зрителя, с помощью иммерсивных технологий, представления о событии, дающего пользователю чувство пребывания в месте его происхождения.
Прежде всего, для поддержания эффекта присутствия, необходимо иметь качественный сценарий. Очевидные ляпы в повествовании окажут огромное негативное влияние на дальнейшее восприятие. Если говорить о кино и видеоиграх, то стоит отметить, что одной сюжетной составляющей будет мало. Поэтому к повествованию добавляется визуализация.
Для создания полноценного эффекта присутствия нужно уделять особое внимание двум главным элементам:
Сценарная часть подразумевает под собой сюжет. То насколько хорошо он написан и продуман, станет главным фактором успешности произведения. Без хорошей истории любое творение обречено на провал.
Под технологической частью понимаются инструменты для визуализации созданного сюжета. Видеокамеры, программы 3D моделирования, шлемы виртуальной реальности – всё это относится к приспособлениям визуализации. При их неумелом использовании получится не интересный для большинства зрителей продукт.
Для чего нужен эффект присутствия
Одним из признаков хорошего сюжета является умение автора полностью увлечь читателя в события художественного произведения.
Если книгам и театральным постановкам достаточно интересного повествования, то кинематографисты и разработчики видеоигр много работают над тем, как более привлекательно изобразить те или иные события.
В видеоиграх и фильмах, для создания эффекта присутствия, не последнюю роль играет качественная картинка. Кино следует снимать на актуальные модели видеокамер, а видеоигры разрабатывать, применяя последние версии программного обеспечения.
Отдельно стоит упомянуть о создании арт-дизайнов. В некоторых случаях качественная работа художников может перекрыть, имеющиеся технологические огрехи. Это скорее исключение, практически во всех проектах технологические недоработки бросаются в глаза.
Идеалом в плане подачи сюжета считаются те проекты, в которых соблюден баланс между историей и её визуализацией.
Когда потенциальный шедевр создан с использованием современных, иммерсивных технологий, зритель ощущает на себе полноценный эффект присутствия. Он действительно переносится в центр происходящих по сценарию событий.
Технологии
Для создания эффекта присутствия используется профессиональное оборудование:
Камера
Для съёмки любого кинофильма требуется современная видеокамера. Однако для ля создания эффекта присутствия используется специальная камера, предназначенная для съёмки 3D-фильмов. На ней установлены два объектива, интервал между которыми равен расстоянию между человеческими глазами. Каждый объектив снимает отдельно для каждого глаза.
Видеокарта
Чтобы создать идеальную игру, соответствующую требованиям игровой индустрии, нужно иметь собой мощный компьютер. Устаревший ПК вряд ли потянет создание видеоигр с поддержкой актуальных графических технологий. Видеокарта является ключевым элементом компьютера. Она помогает устройству выводить графическую информацию на экран. Чем мощнее видеокарта, тем эффективнее она обрабатывает полученную информацию. Данное свойство становится более актуальным с появлением шлемов виртуальной реальности, требующих от своего покупателя мощного ПК.
Процессор
Все знают, что процессор — сердце любого компьютера. Без него ни один ПК работать не будет. Если процессор слабый, то ожидать хорошей производительности от такого компьютера не стоит. Слабые процессоры дольше обрабатывают информацию. Чтобы информация обрабатывалась быстрее, и компьютер не тормозил при работе со сложными программами, требуется мощный процессор. Он необходим как для подключения шлема виртуальной реальности, так и для работы с программами по 3D моделированию и рендерингом фильмов с обилием спецэффектов.
3D очки
Любой фильм с поддержкой 3D, без использования при просмотре специальный очков, покажется зрителю с задвоением картинки на экране. Объясняется это спецификой используемого оборудование, снимающего для каждого глаза отдельно. 3D очки специально заработаны для просмотра таких кинофильмов. С помощью встроенных фильтров, показываемая картинка разделяется, и, в конечном итоге, стабилизируется.
VR шлем
Направления
Выделяют два основных направления применения эффекта присутствия:
Кинематографическое
Идея создания фильма, полностью погружавшего своего зрителя в происходящие события, появилась в начале ХХ века. Некоторые режиссёры попытались её реализовать.
Началом появления 3D фильмов принято считать 1915 год. В этом году режиссёры Эдвин Портер и Уильям Уодделл продемонстрировали зрителям несколько кинолент с использованием технологий преобразования черно-белой картины в цветную. Фильмы становились цветными при наличии у зрителя специальных очков.
С использованием технологий Уонделла и Портера, в 1922 году выходит первая в мире 3D кинолента. Ею стал фильм «Сила любви» за авторством Гарри Фейролла и кинематографистом Робертом Элдером.
Популярным данное направление стало после открытия поляризации света. После этого многие режиссёры начали экспериментировать с 3D технологиями.
Потенциал технологии полностью раскрылся только в конце 21 века. Цифровое столетие подарило кинозрителю IMAX. Первым фильмом, применившим в 1989 году данную технологию стала картина Джеймса Кэмерона — «Бездна». Намного позже в 2007 году в кинотеатрах стартовал показ первого полнометражного 3D фильма — «Шрам 3D».
Игровое
В видеоигровой индустрии под 3D понимается трёхмерное пространство. Переход в трёхмерное пространство осуществлён в середине 90-х годов ХХ века с выходом Playstation. Она стала первой консолью, использовавшей в полной мере трёхмерное пространство.
Переход в трёхмерное измерение имел огромный успех и стал очень популярным. Пользователи охотно играли в игры с его применением. Однако по их словам, чего-то не хватало. Эффект присутствия не работал в должной степени.
Решить проблему помогло изобретение шлема виртуальной реальности. В 2012 году на сайте Kickstarter появилась страничка, на которой тогда еще не известная компания Oculus, собирала деньги на создание устройства, усиливающего эффект присутствия. На собранные средства разработан первый в мире шлем виртуальной реальности под названием Oculus Rift. Через некоторое время созданием аналогичных проектов занялись такие гиганты, как Sony и HTC.
Тренды
Говоря об эффекте присутствия следуют упомянуть о технологиях дополненной реальности. AR активно применяется в мобильных играх, и пользуется большой популярностью. Бытует предположение, что дополненная реальность появилась совсем недавно. На самом деле эта технология получила свое развитие во второй половине ХХ века.
Дополненная реальность применяется во многих сферах, начиная банального телевизионного прогноза погоды до проектирования самолётов. Наибольшую популярность AR приобрела в начале 2012 г. В этот год разработана первая в мире гарнитура для смартфонов на базе андроид — Google Glasses, которая в полной мере использовала технологии AR. Модели Explorer Edition — это специальные очки, позволяющие поддерживать связь со Всемирной Паутиной.
Другим направлением, применяющим дополненную реальность стали приложения на смартфонах. Посредством камеры и геоданных приложение проецирует интерактивные элементы на экран телефона. По такому принципу работает всемирно известная игра Pokemon GO.
Как с помощью «эффекта присутствия» достигнуть больших результатов?
Всем привет! Эффект присутствия в психологии – это такой феномен, при котором человек начинает лучше работать, если рядом с ним кто-то находится. Но он не всегда срабатывает именно так, как хочется. И сегодня мы рассмотрим, при каких условиях появляется негативный, противоположный результат.
История возникновения
Открыл его Норман Триплетт в далёком 1898 году. Он был психологом, который увлекался велогонками. Однажды Норман заметил, что спортсмены показывают лучше результат, когда у них появляется соперник. То есть, эффективность намного ниже в случае, если они крутят педали на время. Он решил провести эксперимент, который в результате подтвердил его наблюдения.
Немного позже Флойд Олпорт назвал это явление эффектом социальной фасилитации, что проявляется даже у животных. Например, цыплята клюют зерно более размеренно в одиночестве. Но только вспомните, что начинается, если бросить жменю какой-то крупы на землю, как быстро они налетают и за мгновение съедают её. Если у вас дома есть питомцы, то вы не могли не заметить, как они ускоряют процесс жевания, если кто-то к ним подходит или просто рядом есть. Даже муравьи начинают активнее рыть себе траншеи, если рядом с ними трудятся сородичи.
Интересный нюанс, выяснилось, что чем проще обязанности – тем ярче себя проявляет этот эффект. Но стоит дать тяжелую, например, умственную работу, как все положительные последствия от конкуренции исчезают. Именно так был открыт противоположный по действию феномен – социальной ингибиции. Первым это заметил Роберт Зайонц в 1965 году.
Испытуемые работали активнее, если перед ними ставили задачу намотать леску на катушку, вырезать из бумаги какую-то фигуру или суммировать двузначные числа. Но стоило присутствовать при процессе решения сложной математической задачи или наблюдать за прохождением лабиринта – как эффективность труда стремительно падала.
Причины возникновения
Дэвид Майерс решил классифицировать причины, которые влияют на нашу активность, если рядом кто-то присутствует.
Страх оценки
Помимо страха, даёт о себе знать и стыд. Ведь согласитесь, мнение других людей о качестве нашей работы, способностях и стремлениях достаточно важное. Порой желание получить признание является основным мотивирующим действовать фактором.
Когда человек находится в уединении, он может себе позволить расслабиться, схалтурить. Может даже и поковыряться в носу. Но стоит кому-то зайти в его кабинет или помещение, где он трудится, как происходит чудо. Он начинает работать быстрее. Иногда даже можно заметить, как изменяется осанка.
Совместный труд стимулирует. Мало у кого может возникнуть желание казаться слабым звеном на фоне остальных. Особенно сильно выкладываются личности с «комплексом отличника», они за хорошую оценку и признание готовы приносить в жертву своё время и здоровье.
Если в качестве наблюдателя находится незнакомый человек – страх оценки может преобразоваться и чуть ли не в ужас. Особенно, если нет возможности наблюдать за ним в ответ. То есть, допустим, когда проверяющий стоит за спиной и рассмотреть его, чтобы снизился уровень тревоги, не получается.
Возбуждение и мотивация выкладываться будет снижаться, если в группе нет авторитетных лиц. Не на кого ровняться, не с кем состязаться, отчего нет смысла тратить энергию, стремясь закончить быстрее и сделать что-то качественно.
Внимание
Наше внимание рассеивается, когда мы задумываемся о том, как выглядим в глазах других, как именно работают коллеги, кто смотрит на нас, а кто нет и прочее. Подобные размышления повергают в состояние, когда внутренние переживания становятся настолько важными, что внешний мир можем и не заметить. И хоть оно длится недолго, на эффективности труда сказывается. В силу того, что выполнять приходится работу как «на автомате», возбуждение начинает расти, компенсируя недостаток внимательности. Как бы отпускается контроль и личность успевает сделать больше.
Может, в это и сложно поверить, но возникновение ингибиции или фасилитации может спровоцировать принадлежность группы к мужскому или женскому полу. Например, мужчины в силу действия соревновательного духа воспринимают других представителей сильного пола как конкурентов. Соответственно, в их присутствии показывают себя на все 100 процентов. Но вот прекрасная половина человечества негативно влияет на их трудоспособность. Дело в том, что появляется много ошибок, даже если перед ними стояла простая задача.
Рекомендации
Кого миновал подобный опыт обучения, понаблюдайте за своими детьми, если они есть. Как только вы будете пытаться проконтролировать их, как на глазах ваш сообразительный малыш начнет долго думать, переживать, сомневаться.
Но и пускать на самотёк тоже не стоит, иначе даст о себе знать феномен ингибиции. В общем, как и во всём остальном в жизни, необходимо держать баланс.
Кстати, своё плохое настроение никогда не срывайте на тех, от кого ждёте хороших результатов деятельности. Настроение на самом деле играет значимую роль в эффективности нашего труда. И если самочувствие ваших сотрудников в основном будет хорошим – тогда и фирма будет развиваться.
Завершение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если у вас сложности с продуктивностью, то можете ознакомиться с этой статьёй. В ней вы найдёте наиболее эффективные методы повышения мотивации. А также не забывайте, что знания – это сила, а с помощью статей, указанных на блоге, вы будете развивать её. Соответственно, сможете использовать информацию себе на благо, добавив в свою жизнь качества.
Также, рекомендуем почитать статью, про очень интересный эффект «Сотой обезьяны».
Берегите себя и близких!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина