Эффект зловещей долины что это
Эффект зловещей долины — феномен восприятия
Эффект «зловещей долины» возникает, когда люди смотрят на человекоподобных существ. Вы тоже сталкивались с этим явлением. Вспомните неприятные ощущения даже при беглом взгляде на робота с почти человеческой внешностью. Или при просмотре анимационных фильмов, в которых персонажи вроде бы и похожи на людей, но имеют какие-то неестественные формы. Сюда же относится и боязнь клоунов. Знакомые чувства? Почему они появляются?
Общая информация
Эффект «зловещей долины» — что это? Это гипотеза, которую выдвинул ученый, робототехник, инженер Масахиро Мори. Согласно ей, робот или любой другой объект, который имеет такую же внешность или манеру поведения, как у человека, вызывает страх, неприязнь, отвращение. Такой вывод был сделан еще в 1970 году по итогам исследований на предмет эмоциональной реакции людей на роботов. Свои рассуждения Масахиро Мори подробно изложил в эссе под названием «Bukimi No Tani» или на английском «Uncanny Valley».
Феномен «зловещей долины», по мнению Мори, связан с подсознанием. Со временем похожая на нас машина больше не воспринимается мозгом как техника. Кажется, что это такой же, как и все остальные человек. Только неживой, труп. Такое видение вызывает у наблюдателя страх смерти. И это еще не все.
У большинства роботов очень симметричное лицо. Это обстоятельство вызывает не только неприятные эмоции, но и когнитивный диссонанс. Это психический дискомфорт, вызванный столкновением в сознании конфликтующих представлений. В данном случае речь идет о лице. Живому человеку несвойственна такая абсолютная симметричность.
О подобном эффекте говорила Катрина Миссельхорн. Обычный человек наделен способностью сопереживать другим людям в их бедах и страданиях. Это называется эмпатией. Наверняка вы инстинктивно ожидаете от окружающих ответного сочувствия. Дадут ли его человекоподобные существа, бездумные машины? Скорее всего, нет. Точно так же, как и вы не сможете понять его «механические» переживания. Этот факт и вызывает тревогу.
Откуда пришел эффект
Еще в 1988 году «Pixar» представила на суд зрителей занимательный фильм под названием «Оловянная игрушка». Компания точно не ожидала такого негатива в свой адрес. Зрители мгновенно возненавидели главного героя Билли за его мнимую схожесть с обычными детьми. После этого, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, Pixar прекратила делать реалистичных персонажей в своих проектах. Теперь снимались истории об оживших игрушках, роботах, машинках.
Примечательно, что об эффекте «зловещей долины» говорили и ранее. Это было в 1818 году в романе Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Более того, о феномене упоминал даже сам Зигмунд Фрейд в научной статье «Жуткое». По его мнению, человек испытывает страх не в момент столкновения с неведомым. Он боится того, что ему хорошо знакомо.
В своем труде Фрейд приводит слова Фридриха Шеллинга: «Жуткое — это то, что должно было бы быть скрытым, но обнаружило себя».
Вернемся еще раз к эмпатии, о которой говорилось ранее. Только на этот раз к исследованиям Анджелы Тинвелл и ее «Теории психопатов». Она говорит, что человеческий мозг воспринимает андроидов как существ с нарушенной психикой. Человек не может предугадать их реакцию на то или иное действие. Точно так же он не может контролировать их поведение. Здесь стоит упомянуть еще одну теорию – восприятия угрозы. Согласно ей, объекты, которые находятся между понятиями «робот» и «человек» всегда вызывают непонимание. Неизвестно что от них ждать и получится ли справиться с возникшей ситуацией.
Примечательно, что эффект «зловещей долины» интересует специалистов из многих областей, начиная от робототехники и заканчивая философами и психологами. Интерес во многом зависит от того, как быстро развивается сфера производства андроидов. Например, в 2004 году феномен упоминался всего в 35 научных статьях. Спустя всего 11 лет, о нем написали 510 раз.
Что страшнее: манекен или робот
Реакция на человекоподобный объект зависит не только от его схожести с обычным человеком. Роль играет и его поведение. Вспомните коулрофобию или боязнь клоунов. Она относится также и к мимам. Они совершают движения, которые не характерны для людей в повседневной жизни. Такая же неестественность часто используется в фильмах ужасов. Наверняка вы помните оживших мертвецов, зомби, одержимых.
Получается, неприязнь и страх вызывают любые отклонения от общепризнанной нормы, будь то мимика, взгляд, движения.
Упоминание эффекта «зловещей долины»
Сильнее всего феномен «зловещей долины» проявляется в мультфильмах и компьютерных играх. Но о нем говорили и в книгах.
Мультипликация
Помните ежика Соника, главного героя серии мультфильмов и компьютерных игр? Он на 100% соответствует двум правилам:
Главная ошибка создателей Соника – попытка перенести его из мультфильма в реальный мир. Его очеловечили. Изменения коснулись пропорций тела. Герою уменьшили голову, глаза и ноги. После этого знаменитый ежик утратил свою уникальность. Нелепое сходство с человеком привело к появлению эффекта «зловещей долины». И теперь некогда милый персонаж вызывает неприязнь, а иногда даже страх.
Компьютерные игры
Видеоигры – это фантазийный мир, наполненный похожими на человека персонажами. По сути, это оживленные куклы, которые должны вызывать синдром «зловещей долины». Но в отличие от мультфильмов, здесь такого не происходит. Почему? Есть 3 причины:
Самыми известными компьютерными играми, вызывающими развитие эффекта «зловещей долины» являются Fallout 4. American McGrees Alice, Silent Hill, Bio Shock, World Of Warcraft. Там появляются такие неестественные персонажи как Алиса Лидделл, пирамидоголовый монстр, маленькие сестры и падшие ночные эльфы (в расширении Легион) соответственно.
Литература
Феномен «зловещей долины» хорошо прослеживается в произведениях русских писателей:
Из иностранной литературы особенно выделяются истории о Франкенштейне, произведение «Автостопом по галактике» с его жутким роботом Фордом Префектом.
Преодоление эффекта «зловещей долины»
Первые попытки избавиться от феномена были предприняты еще в 2004 году. Тогда создатели анимационного фильма «Полярный экспресс» придумали персонажей, которые по внешнему виду практически ничем не отличаются от живых людей. Погрешности, конечно, остались. Но герои уже не вызывали такой неприязни.
Ситуация изменилась с появлением технологии CGI. Что это такое? Это создание неподвижных и движущихся объектов с использованием трехмерной компьютерной графики. В процессе работы неживые объекты создаются при участии живых актеров. Благодаря этому мимика и движения передаются максимально правдиво.
Лучшим примером преодоления «зловещей долины» по праву можно назвать фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Его создатели разработали собственную систему передачи эмоций и мимики с актера на персонажа. Изображение брали с камер, которые закреплены на головах главных героев. Они максимально точно регистрировали малейшие изменения.
Заключение
Механизм развития эффекта «зловещей долины» так до конца и не изучен. Но одно можно сказать точно: мозг реагирует на роботов и прочих человекоподобных существ выбросом неприятных эмоций, в частности, страха и неприязни. Возможно, с развитием технологий ситуация изменится.
Почему нас пугают роботы-андроиды. Разбираем «эффект зловещей долины»
В чем суть «эффекта зловещей долины»
«Эффект зловещей долины» — это гипотеза о том, что робот или любой другой объект, который выглядит или ведет себя как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Пугает не само сходство, а любое отклонение от нормы в поведении — например, заторможенная мимика.
Впервые об «эффекте зловещей долины» заговорил японский ученый-робототехник Масахиро Мори. В 1970 году он написал эссе Bukimi No Tani, а через восемь лет название его работы перевели на английский как Uncanny Valley («Зловещая долина»). Мори выдвинул идею: чем сильнее мы будем стараться, чтобы роботы были похожи на людей, тем больше отторжения они будут вызывать. Это будет происходить, пока не удастся преодолеть гипотетический провал, обозначенный как «зловещая долина». Для наглядности ученый создал график того, как может выглядеть этот путь развития человекоподобных роботов.
С момента выхода эссе Мори ученые неоднократно проводили исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу. Например, в Индианском университете опросили группу людей, предлагая оценить андроидов разной степени «человечности». Большинство исследователей сходились во мнении, что говорить об эффекте зловещей долины еще рано: нет достаточных доказательств. Но с 2018 года эффект стал подтверждаться все чаще. Например, в публикации Хельсинкского университета было обозначено, что явление стало более устойчивым. Перейти эту «долину» до сих пор не смог ни один робот.
Какие роботы вызывают «эффект зловещей долины»
Не каждый андроид способен довести до мурашек. Чтобы это произошло, мы должны подсознательно поверить, что перед нами человек. Тогда любая его оплошность — неестественная речь, дерганная улыбка или странное выражение эмоций — может привести к «эффекту зловещей долины».
Евгений Магид, профессор Казанского федерального университета, руководитель Лаборатории интеллектуальных робототехнических систем (ЛИРС), PhD:
«Набор винтиков, датчиков и программ не вызывает у нас страха и недоверия — такой робот не выглядит как человек. Мы не ожидаем от него сногсшибательных успехов или подвохов. Зато роботы, которые близко подошли к нам по внешнему виду и интеллектуальным способностям, например геминоиды (роботы, имитирующие человеческую внешность. — РБК Тренды) гения XX века профессора Хироси Исигуро или робот София вызывают ту самую смесь разочарования, страха и недоверия, опуская нас на самое дно «зловещей долины».
Одного из самых реалистичных роботов в мире Geminoid DK вполне можно перепутать с человеком, если увидеть его на фото. Но в движении его мимика может создать жутковатые ощущения.
Кроме того, «эффект зловещей долины» могут вызывать:
Немецкие ученые нашли область мозга, которая отвечает за «эффект зловещей долины». Она находится в префронтальной коре — той зоне, благодаря которой человек может размышлять. Одна часть коры пытается отделить людей от не людей, а другая, исходя из этого, оценивает, приятен ли мозгу этот субъект. Это значит, что, если однажды ученые создадут робота, которого мозг не сможет отличить от человека, «эффект зловещей долины» не возникнет.
Почему нас пугают антропоморфные роботы
Ученые до сих пор расходятся во мнениях, почему мы испытываем смешанные чувства к человекоподобным роботам. Разберем основные причины.
Влияние теории восприятия угрозы. Люди подсознательно чувствуют угрозу от неизвестного им объекта. Историк Минсу Канг предположил, что из-за этого может возникать когнитивный диссонанс при виде андроида. С одной стороны, он выглядит и ведет себя как человек, с другой — сохраняет повадки машины. Непонятно, к какой категории относить такого реалистичного робота, — отсюда тревога и неприязнь.
Невозможность сопереживать. Люди привыкли проявлять эмпатию к живым существам. Для этого им нужно распознать их эмоции и сопоставить со своими. Но не все проявления в поведении и речи робота возможно идентифицировать. В результате люди испытывают тревогу: кажется, что рушится контроль над ситуацией. Такую гипотезу выдвинула исследовательница Катрин Миссельхорн. По ее мнению, из-за невозможности сопереживать роботу сильнее всего «эффект зловещей долины» чувствуется, когда андроид стоит совсем близко к нам.
Невозможность получить адекватную обратную реакцию. Ученая Анжела Тинвелл считает, что проблема не в том, что люди не могут сопереживать роботу, а в том, что он сам не может проявлять эмпатию. Если живое существо, похожее на человека, неспособно к обратному эмоциональному отклику — например, не может рассмеяться над вашей шуткой или кивнуть головой, когда вы рассказываете историю, — это пугает. Люди могут воспринять такого робота как психопата, который может сделать все что угодно, ведь эмоции ему чужды.
Евгений Магид:
«Во-первых, у пользователей слишком большие ожидания, которые роботы пока не в состоянии оправдать. Они общаются с роботом как с живым человеком. Но технологии еще далеки от успехов природы, поэтому первое чувство восторга постепенно сменяется разочарованием и отвращением. Все как в жизни, когда человек не оправдал доверия.
Во-вторых, подсознательно люди могут чувствовать страх. Они боятся, например, что робот опасен для их жизни и здоровья, может отнять работу и даже заменить их в семье. Страх подпитывается современным кинематографом, причем настолько активно, что образованные и вполне адекватные люди спрашивают меня как эксперта: «А скоро ты сделаешь Терминатора, который нас всех уничтожит? Может, не стоит? »
В-третьих, многие люди просто не доверяют роботам — из-за общего непонимания робототехнических технологий, процессов дизайна, конструирования, программирования и тестирования роботов. Мы стараемся пролить свет на эти вещи — в Казанском федеральном университете наши магистры программы «Интеллектуальная робототехника» изучают вопросы, связанные с «эффектом зловещей долины», и принципы дизайна робота, который должен взаимодействовать с человеком».
Как работают с «эффектом зловещей долины» в сфере робототехники
Магид выделяет два способа решения проблемы зловещей долины: избегание и преодоление.
Избегание. Этот подход требует от дизайнера остановиться на кривой графика Масахиро Мори до того, как наступит пик правдоподобности.
Для большинства роботов внешнее сходство с человеком не требуется, объясняет Магид. Главное — качественное выполнение заложенного функционала: «Например, нам не нужен человекоподобный робот-сварщик с двумя ногами и головой, потому что статический промышленный манипулятор для сварки и обойдется гораздо дешевле, и справится со своей специализированной задачей лучше».
Компании-производители хотят продавать функциональный и полезный продукт, а не отпугивать потенциальных пользователей своими экспериментальными разработками.
Преодоление. Этот способ сложнее: он бросает вызов «эффекту зловещей долины» и предлагает создать робота, максимального похожего на человека.
При разработке роботов-геминоидов требуется преодоление «эффекта зловещей долины», когда робот — как минимум по физиологическим характеристикам в статике и динамике — не будет отличаться от человека. Это сложный и трудоемкий подход: по мнению Магида, пройдет еще минимум 20-30 лет, прежде чем мы увидим первых антропоморфных роботов, которые способны поддерживать восхищение пользователя продолжительное время.
Массовое производство таких роботов ученый ожидает не ранее конца XXI века. Однако, учитывая религиозные и нравственные нормы общества, которые нередко становятся преградой на пути развития науки и технологий, возможно, что роботы, которые могли бы перепрыгнуть «Марианскую впадину» «зловещей долины», так и останутся единичными лабораторными экземплярами.
Сможем ли мы преодолеть эффект зловещей долины: мнение эксперта
Евгений Магид:
«Я считаю, что технически «эффект зловещей долины» — явление временное. Когда мы сможем создать геминоида, который будет постоянно поддерживать в пользователе чувство восхищения, мы победим первичные признаки этого эффекта. Но есть и более глубокие подсознательные причины: страх и недоверие. Чтобы побороть их, нужно постепенно внедрять роботов во все сферы жизни и обучать детей так, чтобы они еще в детсаду понимали базовые принципы робототехники и учились программировать роботов.
Чем больше роботов появится вокруг нас — промышленных, сервисных, домашних, — тем более привычными предметами они станут для нас.
Представьте себе страх неандертальцев перед огнем или луддитов перед станками — и вы поймете, что я имею в виду. Когда роботы станут привычным элементом жизни, а принципы их работы будут понятны каждому, страх неизведанного уйдет. И роботы сделают нас лучше».
Эффект зловещей долины – чем нас так пугают роботы?
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему фильмы о порабощении человечества роботами, вышедшими из-под контроля, почти всегда получают высокие рейтинги? Действительно ли люди боятся того, что однажды произойдет восстание машин, или же их пугает нечто другое?
Почему один лишь взгляд на андроида может внушить человеку чувство беспокойства и непонятной тревоги? Может ли он опасаться бездушных машин только потому, что они особенно похожи на него самого? Чем вызван данный страх и как с ним бороться?
Что такое эффект зловещей долины?
Википедия определяет эффект зловещей долины, как гипотетическую взаимосвязь между степенью сходства объекта с человеком и его эмоциональной реакцией на данный объект. Эта концепция предполагает, что роботы-андроиды, имеющие облик, близкий к человеческому, вызывают у наблюдателей необъяснимое чувство страха и отвращения.
Впервые данную гипотезу предложил японский ученый-робототехник и инженер Масахиро Мори. В 1970 году, исследуя эмоциональную реакцию человека на внешний вид роботов, он установил следующую закономерность: по мере приобретения машиной человеческих черт увеличивается и симпатия к ней, однако максимальное ее сходство с человеком вызывает тревогу, отвращение и страх.
Мори писал: «Я заметил, что по мере продвижения к цели сделать роботов похожими на людей, наша привязанность к ним возрастает, пока мы не дойдем до долины, которую я называю зловещей».
Позже ученый объяснил, как ему пришла в голову данная идея: «С детства я никогда не любил смотреть на восковые фигуры. Мне они казались несколько жуткими. В то время разрабатывались электронные протезы рук, и они вызвали у меня такое же ощущение. Этот опыт заставил меня задуматься о роботах в целом» [IEEE Spectrum, 2012].
Японец придумал термин «зловещая долина», чтобы описать свое наблюдение, что по мере того, как роботы становятся похожими на людей, они выглядят более привлекательными, но только до определенного момента [IEEE Spectrum, 2019]. Ученый даже создал график, на котором изобразил взаимосвязь между подобием робота человеку (горизонтальная ось) и симпатией человека к этому роботу (вертикальная ось):
Человеческая реакция на слишком реалистичных роботов достаточно резкая, поскольку они кажутся отталкивающими или жуткими. Это участок оси и называется «зловещей долиной» [IEEE Spectrum, 2019]. В Интернете можно встретить большое количество и других изображений эффекта зловещей долины.
Некоторые соответствующие технологические инновации, такие как протезы конечностей и прототипы антропоморфных роботов, уже существовали в то время, когда была опубликована сама гипотеза. Однако она приобрела особую популярность в течение последних двух десятилетий, во время которых технологии компьютерной анимации быстро развивались [Front Psychol, 2015].
Кривая зловещей долины Мори демонстрирует нелинейную взаимосвязь между роботами с разной степенью выраженности человеческих черт (от явно искусственных машин до практически идентичных) и чувством близости к ним наблюдателей (от отрицательного к положительному).
Ученый использовал промышленных роботов, как пример наименее человечных персонажей, хоть сколько-нибудь похожих на реальных людей. Хотя такие персонажи явно искусственны, они все же имеют некоторые характеристики, отдаленно напоминающие человеческие, такие как приспособления для захвата объектов [Front Psychol, 2015].
Позже Мори описывал проявление данного эффекта на примере – первых протезах руки: «Можно сказать, что протез руки достиг некоторой степени сходства с человеческим телом, возможно, наравне со вставными зубами. Однако, когда мы понимаем, что рука, которая на первый взгляд выглядела реальной, на самом деле оказалась искусственной, мы испытываем жуткое ощущение. Например, во время рукопожатия мы можем быть поражены безвольной, бескостной хваткой, а также странной текстурой и холодом. Когда это происходит, мы теряем чувство схожести, и рука становится жуткой» [IEEE Spectrum, 2019].
Примеры эффекта зловещей долины
Примеры проявления эффекта зловещей долины можно найти в робототехнике, трехмерной компьютерной анимации и реалистичных куклах. Самыми яркими из них являются персонажи компьютерных игр, внешний вид и поведение которых не соответствуют друг другу, манекены из универмагов с реалистичными лицами, но пустыми глазами, а также анимированные персонажи.
Ярким примером является AVA, один из «цифровых людей», созданный новозеландским технологическим стартапом Soul Machines в качестве экранного аватара для Autodesk. Наблюдение за реалистичным цифровым существом, таким как AVA, может быть одновременно увлекательным и сбивающим с толку. АVА умеет выражать сочувствие своим поведением и движениями: слегка приподнимать брови, понимающе наклонять голову и кивать [IEEE Spectrum, 2019]:
Тщательно прорисовывая каждую ресницу и линию на своих аватарах, Soul Machines стремилась создать цифрового человека, практически неотличимого от настоящего. Но, по мнению многих, вместо того, чтобы выглядеть естественно, AVA на самом деле выглядит жутко.
Как и AVA, многие другие ультрареалистичные аватары, андроиды и анимированные персонажи оказываются застрявшими в тревожном промежуточном мире: они такие реалистичные, но все же не до конца «правильные» [IEEE Spectrum, 2019].
Другим популярным андроидом, отталкивающим своей схожестью с человеческими чертами является Теленоид – роботизированное коммуникационное устройство, разработанное японским робототехником Хироши Исигуро, занимающее первое место в «самых жутких» рейтингах руководства по роботам. Его лысая голова, безжизненное лицо и отсутствие конечностей делают вид отталкивающим [IEEE Spectrum, 2012]:
Еще одно творение Исигуро, Geminoid HI, является точной его копией. Изобретатель даже взял волосы со своей головы, чтобы наложить их на робота-близнеца для придания ему максимальной достоверности. Исигуро утверждал, что создал Geminoid HI, чтобы лучше понимать, что значит быть человеком:
Инженеры и робототехники Лаборатории машинного восприятия Калифорнийского университета в Сан-Диего разработали младенца-робота, который получил имя Диего-Сан, чтобы помочь родителям лучше общаться со своими детьми. При росте 1,2 метра и весе в 30 кг «младенец» значительно крупнее среднего годовалого ребенка, что не может не пугать.
«Несмотря на то, что выражение лица этого младенца-робота несложное и интуитивно понятное, я все равно воспринимаю его улыбку, как фальшивую», – говорит Анджела Тинвелл, старший преподаватель Болтонского университета в Великобритании. «Это, наряду с отсутствием мелких деталей в глазах и на лбу, может сделать вид ребенка пустым и жутким, поэтому я бы предпочла избегать этих «мертвых глаз» и не общаться с Диего-саном» [IEEE Spectrum, 2012].
Эффект зловещей долины проявляется не только с роботами, которые принимают человеческий облик. «Живые» версии мультфильма «Король Лев» и мюзикла «Кошки» 2019 года вывели зловещую долину на передний план поп-культуры. Некоторым фанатам показалась жуткой фотореалистичная компьютерная анимация говорящих львов и поющих кошек, имитирующих движения человека. А компания Pixar, выпустившая мультфильм «Оловянная игрушка», столкнулась с резкой волной негатива от вида изображенного в нем младенца – зрители говорили, что он отталкивал их своим неправдоподобным взглядом [Strelka Mag, 2019].
Причины возникновения эффекта
С психологической точки зрения, необходимо рассмотреть два фундаментальных вопроса: что такое эффект зловещей долины и что провоцирует его возникновение? Особенно интересно понять, имеет ли он под собой когнитивную или эмоциональную основу.
В 2019 году было проведено исследование коры головного мозга с помощью аппарата магнитно-резонансной терапии. Ученые отследили реакцию в нейронах, возникающую в префронтальной коре мозга в ответ на неодушевленные предметы, похожие и непохожие на человека. Наибольшая активность возникает при взгляде на роботов, обладающих человеческими чертами. Исследование выявило, что мозг человека определяет отклонение от нормы, в связи с чем активизирует защитный механизм. [JNeurosci, 2019].
Истоки возникновения эффекта зловещей долины можно найти еще в работах известного психоаналитика Зигмунда Фрейда, который полагал, что, вопреки общепринятому мнению, человеку становится жутко и страшно не от столкновения с чем-то неизведанным, а, наоборот, при взгляде на то, что ему очень хорошо знакомо [Strelka Mag, 2019].
Автор концепции Масахиро Мори пытался объяснить данный эффект, связывая его с бессознательным восприятием. На его взгляд, робот, обладающий человеческими чертами и характеристиками, перестает восприниматься, как бездушная машина, и начинает напоминать больного или «странного» человека. Многие люди, смотрящие на роботов, признавались, что воспринимали их, как «живых мертвецов», что вызывало у них жуткий страх и даже панические атаки [Strelka Mag, 2019].
К тому же лица андроидов могут пугать своей неправдоподобностью, например неестественной симметричностью, которой не существует в природе.
Автоматическая оценка сверхъестественных стимулов вызывает отвращение за счет активации развитого когнитивного механизма, позволяющего избегать выбора партнеров с низкой фертильностью, плохим гормональным фоном или неэффективной иммунной системой на основе видимых черт лица и тела, которые позволяют прогнозировать эти черты.
Наблюдение за «сверхъестественным человеком» вызывает врожденный страх смерти – искусственно созданные андроиды играют на подсознательных страхах редукции, замены и уничтожения. Механизм с человеческим фасадом и механическим интерьером играет на подсознательном страхе человека, что все люди бездушные машины, а разобранные роботы напоминают человеку покалеченные тела, что еще раз напоминает о смертности человека.
Профессор нейробиологии Курт Грей и профессор психологии Дэниел Вегнер утверждают, что роботы, наделенные «интеллектом», пугают людей сильнее, чем их менее «одаренные коллеги». Андроиды, которые могут обучаться и выполнять сложные задачи, вызывают чувство страха и тревоги из-за непредсказуемости их действий. Тем временем, роботы, строго выполняющие команды, не вызывают дискомфорта.
Чем более человечным выглядит объект, тем сильнее проявляется отвращение к его дефектам, поскольку они указывают на болезнь, а вероятность заражения болезнью возрастает с увеличением генетического сходства. Визуальные аномалии андроидов, роботов и других анимированных человеческих персонажей вызывают реакцию тревоги и отвращения, подобную реакции при виде трупов или зараженных людей.
Поскольку большинство андроидов являются копиями реальных людей, они также могут вызывать страх быть замененным на работе, в отношениях и других сферах, а резкие движения андроида могут вызывать беспокойство у наблюдателя, потому что появляется опасность потери контроля над телом.
Теория восприятия угрозы, разработанная ученым Минсу Каном, говорит о том, что объекты, которые воспринимаются уже не как робот, но еще не как человек, вводят человека в состояние когнитивного диссонанса. Связано это с тем, что наблюдающий не может разгадать истинных намерений робота. Чувство непредсказуемости порождает, в свою очередь, чувство страха [International Scientific Conference Proceedings, 2018].
Чем более застывшее лицо у объекта или чем медленнее он произносит речь, тем хуже к нему относятся люди. Любая неестественность в его действиях (например, резкость движений, странный тембр голоса, медленный темп речи, монотонность и безэмоциональность, рассинхронизация между движениями губ и словами) только ухудшает ситуацию.
«Теория восприятия угрозы» раскрывает страх человека перед андроидами с позиции непонимания относительно дальнейших действий устройств. Данные машины занимают позицию, среднюю между роботами и самим человеком. Отсюда и возникает вполне реальный страх неизвестности – никто не в состоянии предугадать, чего конкретно можно ожидать от андроида [Strelka Mag, 2019].
Старший преподаватель университета Болтон Анжела Тинвелл провела исследование, в котором обосновала, что дискомфорт, возникающий при общении с роботом, является ответной реакцией человека на поведение, отклоняющееся от нормы. Чем больше в поведении робота присутствует таких отклонений, тем более пугающий эффект оно производит на наблюдателя [UBIR, 2021].
Исследователь выдвинула «Теорию психопатов», в которой рассуждает о том, что люди полагают, что сами роботы не способны к эмпатии и любого рода человеческим чувствам. В общепринятом понимании, человек, не способный к эмпатии, – это психопат. Следовательно, при взгляде на человекоподобного робота, лишенного подобных эмоций, большинство людей начинают видеть в нем существо с психопатическими наклонностями, что не может не вызвать чувства страха [Strelka Mag, 2019].
В 2007 году в японском Институте передовых телекоммуникационных исследований было проведено исследование с помощью компьютерной томографии. Оно показало, что при виде андроидов у человека возрастает активность в двигательных и зрительных центрах коры головного мозга. Связана данная активность с тем, что мозгу приходится тратить больше усилий на обработку полученной информации и оценку состояния и мотивов робота, чем при взгляде на реального человека [International Scientific Conference Proceedings, 2018].
Профессор факультета искусств и социальных наук открытого университета Стефани Лей, занимающаяся вопросами изучения эффекта зловещей долины с 2006 года, обнаружила, что для человеческого восприятия самыми жуткими кажутся андроиды со счастливым человеческим лицом и очень злыми глазами. По мнению исследователя, это наталкивает смотрящего на робота человека на мысль, что машина подавляет в себе неприятные «эмоции» [Strelka Mag, 2019].
Исследования эффекта зловещей долины
Эффект зловещей долины с каждым годом набирает все большую популярность не только среди робототехников, но и со стороны психологов, социологов и даже философов.
Масахито Мори еще в 1970-х годах предсказал, что, хотя люди в целом будут благосклонно относиться к роботам, становящимся все более человекоподобными, они не смогут в полной мере их принять [Front Psychol, 2015].
Майя Матур, специалист по биостатистике из Стэнфордского университета в Калифорнии, и ее коллега Дэвид Райхлинг из Калифорнийского университета в Сан-Франциско отобрали 80 примеров лиц роботов от мультяшного металлического робота Кисметто из Массачусетского технологического института до максимально реалистичного BINA48. Они попросили 66 сотрудников онлайн-рынка Amazon оценить лица по шкале от 1 до 100 на степень реалистичности каждого из них [NewScientist, 2015].
Вторым был вопрос «Насколько вам было бы приятно общаться с этим лицом каждый день?»
Исследователи обнаружили, что воспринимаемое дружелюбие роботов близко соответствовало предсказанной кривой зловещей долины. По мере того, как лица постепенно менялись от полностью механических к более реалистичным, их оценка симпатии повышалась, затем падала, после чего снова поднималась.
Во втором раунде экспериментов Матур и Райхлинг попросили другую группу из 92 рабочих сыграть в игру на доверие с лицами роботов. Рабочим выдали по 100 долларов и попросили решить, сколько из них они готовы отдать андроиду. Затем робот «вкладывал» свои деньги, утраивал их и решал, нужно ли возвращать их своему другу-человеку, и, если да, то в какой сумме [NewScientist, 2015].
Сумма денег, которую рабочие решили отдать роботу, следовала модели зловещей долины, хотя их решения также казались искаженными из-за других характеристик, таких как предполагаемый пол робота.
«Есть большая разница между тем, как спрашивать людей, насколько они любят роботов и сколько своих денег они готовы отдать им», – говорит Матур. «Я думаю, что в конечном итоге эти данные говорят о том, что зловещая долина является реальной и ощутимой проблемой» [NewScientist, 2015].
Кто подвержен эффекту зловещей долины?
По предположениям психологов, наиболее чувствительными к эффекту зловещей долины являются люди, обладающие повышенной тревожностью.
Большую роль играют и культурные особенности страны, в которой проживает человек. Так, например, японцам, привыкшим к наличию роботов практически во всех сферах жизни, андроиды не кажутся такими страшными, как, например, представителям западных культур.
Немалый вклад в формирование и развитие эффекта зловещей долины внесли фантастические фильмы, рассказывающие о восстании машин и порабощении человечества роботами.
Удивительно, но уровень доверия людей к самоуправляемым автомобилям в несколько раз выше, чем к роботам-хирургам, обеспечивающим высокую эффективность проведения операций. Эффект «зловещей долины» формируют скорее массовая культура, искусство, фантастические фильмы, вызывая то, что иногда называют «памятью о будущем».
Заведующий лабораторией социально-экономической психологии института РАН Тимофей Нестик считает, что для понимания такого отношения к андроидам со стороны людей стоит учитывать контекст, в котором говорится о первых. Так, например, если мы видим робота, выполняющего «привычные» для него задачи вроде строительства или производства, скорее всего, он не вызовет у нас никаких негативных чувств. Совсем другое дело, когда роботы активно выполняют функции продавцов, официантов, медсестер и даже воспитателей [Strelka Mag, 2019].
Мозг часто может играть злую шутку, пытаясь заставить человека поверить в то, что выгодно именно ему. Зачастую угадать истинные мотивы, которыми руководствуется наш главный орган, очень непросто. Кстати, наша онлайн-программа «Когнитивистика» была создана с целью научить всех желающих распутывать самые сложные загадки человеческого разума. В программе представлены более 20 техник, изучив которые, вы сможете принимать быстрые и правильные решения даже в самых сложных ситуациях.
Удивительно, но эффект зловещей долины можно наблюдать не только среди людей. Так, например, немецкие ученые выяснили, что макаки-резус также подвержены подобному эффекту. Обезьянам показывали изображения их сородичей. Наибольший страх у них вызывали изображения безволосых и больных обезьян – приматы просто отказывались смотреть на данные фотографии [ScienceFocus, 2020].
Эффект зловещей долины – правда или вымысел?
Несмотря на большую популярность эффекта зловещей долины, его научная ценность широко обсуждается. Сам Мори признался, что он исследовал эту концепцию не со стороны строгой научной точки зрения, а скорее, как руководство для разработчиков роботов.
Доцент кафедры взаимодействия человека и компьютера в Университете Индианы Карл МакДорман, долгое время изучавший зловещую долину, интерпретирует классический график не как выражение теории Мори, а как эвристику для изучения концепции и организации наблюдений [IEEE Spectrum, 2019].
«Я считаю, что его теория вместо этого выражается его примерами, которые показывают, что несоответствие человеческого сходства внешнего вида и прикосновения или внешнего вида и движения может вызвать жуткое чувство», – говорит МакДорман. «В моих собственных экспериментах я постоянно воспроизводил этот эффект в рамках чувственных модальностей и между ними. Например, несоответствие человеческому реализму черт лица усиливает жуть: робот с человеческим голосом или человек с роботизированным голосом – это жутко» [IEEE Spectrum, 2019].
«Эффект можно уменьшить, если не создавать роботов или персонажей с компьютерной анимацией, которые сочетают в себе черты по разные стороны границы, например, человеческое и нечеловеческое, живое и неживое или реальное и искусственное», – говорит МакДорман.
Чтобы сделать робота или аватар более реалистичным и переместить его за пределы долины, необходимо, чтобы выражения его лица соответствовало его эмоциональному тону речи, а движения тела были отзывчивыми и отражали гипотетическое эмоциональное состояние.
Особое внимание следует также уделять элементам лица, таким как лоб, глаза и рот, которые отражают сложность эмоций и мыслей. «Рот должен быть правильно смоделирован и анимирован, чтобы персонаж не выглядел агрессивным или не изображал «фальшивую улыбку», когда он должен быть искренне счастлив», – говорит он [IEEE Spectrum, 2019].
Кристоф Бартнек, доцент Университета Кентербери в Новой Зеландии, подчеркивает важность соответствия внешнего вида робота его способностям. «Нас учат замечать даже малейшие отклонения от «нормальных» человеческих движений или поведения», – говорит он. «Следовательно, нам часто не удается создать реалистичных, похожих на людей персонажей» [IEEE Spectrum, 2019].
Заключение
С развитием технологий и высокореалистичных персонажей компьютерных игр или фильмов, эффект зловещей долины становится все более популярным. Психологи, социологи и нейробиологи всего мира интересуются данным вопросом.
Возрастающий интерес к нему со стороны ученых и исследователей обоснован большим количеством факторов и потенциальных причин, которые могут его вызвать. Чем больше загадок преподносит нам наш мозг, тем больше хочется узнать все нюансы его работы.
Зачастую страх вызван банальным незнанием устройства мира. Чтобы всегда оставаться в ресурсном состоянии и не давать мозгу возможности пугать нас страшилками, необходимо постоянно обучаться и развиваться. К счастью, для этого есть огромное количество инструментов, в том числе и наша программа «Когнитивистика».
Желаем вам успехов в таком нелегком, но очень интересном деле как саморазвитие! И в заключение небольшой вопрос по теме статьи: