Эко феминизм что это
Что такое экофеминизм?
Экофеминизм — это движение, которое проводит параллель между эксплуатацией женщин и природных ресурсов. Проще говоря: женщин, как и природу, веками использовали, эксплуатировали, в итоге это привело к глубокому экологическому кризису. Восстановление экологического баланса возможно только с искоренением гендерного неравенства.
Сегодня идеи экофеминизма уже можно встретить в официальных документах. Гендерное равенство признается ООН одним из факторов в борьбе с изменением климата и сохранении экосистем.
Цели в области устойчивого развития были приняты всеми государствами — членами ООН в 2015 году:
«Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом. Для обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и девочек потребуется активизировать усилия, в том числе по укреплению нормативно-правовой базы, в целях борьбы с глубоко укоренившейся практикой дискриминации по признаку пола, которая зачастую является результатом патриархальных взглядов и связанных с ними социальных норм».
Сегодня связь гендерного равенства и успешных решений в политике, экономике, бизнесе и других сферах жизни очевидна, и вот несколько примеров.
Женщины в политике
Австралийские ученые из университета Кёртин изучили законодательные органы 91 страны и сравнили количество мест, занимаемых женщинами, с амбициозностью климатической политики каждой страны.
Исследование показало, что чем больше женщин в парламенте, тем страна более ответственно борется с климатическим кризисом. Всем людям, недовольным климатической политикой в своей стране, исследовательницы советуют голосовать за женщин.
России в этом плане пока похвастаться особенно нечем, кроме неформальной антипремии «Ископаемое дня», которую она получила на климатической конференции COP25 в прошедшем году, потому что во время переговоров, по словам активистов, предлагала убрать «нарушение прав человека и гендерное неравенство» из обсуждений ущерба и потерь из-за изменения климата.
Женщины и экономика
Главная модная экоактивистка и дизайнер Вивьен Вествуд решила отказаться от расширения производства и фактически роста своего бренда: так она хочет бороться со сверхпотреблением в моде. На футболках Vivienne Westwood появляются надписи «Покупай меньше». «Теперь я больше заинтересована в качестве, а не в количестве. Я хочу, чтобы люди хорошенько обдумывали свои покупки, а потом долго ими пользовались. Если каждый будет довольствоваться несколькими красивыми вещами, климатическая проблема будет решена». В России все чаще появляются инициативы по ремонту одежды, обмену, как правило, все это делают женщины.
А вот глава компании H&M Карл-Йохан Перссон получил волну критики в прошлом году, заявив, что ответственное потребление приведет к «ужасным социальным последствиям». Господин Перссон (собственный капитал составляет 1,6 миллиарда долларов США) сказал, что спад производства приведет к сокращению рабочих мест и, как результат, снижению уровня жизни. Карл-Йохан живет там же, где и Грета Тунберг, и должен знать, что вещи его компании шьются в регионе, где постоянно происходят ураганы и тайфуны из-за изменения климата. Для рабочих на островных государствах это представляет намного большую угрозу жизни.
Экономические модели уже меняются: многие нефтяные компании вкладывают деньги в ВИЭ, производители пластика открывают мощности по его переработке. В возобновляемой энергетике сейчас работает около 32 % женщин (по сравнению с 22 % в традицинной). Количество женских рабочих мест в этой экологичной сфере ближайшие 30 лет может увеличиться в три раза: с 10 до 29 млн. При этом получить работу в этом секторе женщинам уже сейчас проще, чем в традиционной энергетике. Глобальный энергетический переход от угля и нефти к солнцу и ветру даст возможность не только приостановить изменение климата (от которого тоже страдают в большей степени женщины, поскольку они уязвимее и беднее), но и создать новые рабочие места и изменить все аспекты производства и распределения энергии.
Бытовое равенство
«Как заставить мужа говорить нет кассирше, когда она предлагает пакет?», — такими сообщениями сейчас переполнены экологические группы в соцсетях. Издательство Оксфордского университета выяснило, что мужчины стесняются покупать «зелененькое» и «экологичненькое», потому что это кажется им женским. Этим же вопросом занялись исследователи Университета штата Пенсильвания. Выяснилось, что большинство людей считает, что экосумки в отличие от пластиковых пакетов придают мужчине женственности. Предрассудки связаны не только с сумками, но и другими проявлениями экологической сознательности. Если вернуться в Россию и посмотреть на опросы ВЦИОМ, то чаще всего «при походах в магазины россияне используют пластиковые пакеты для упаковки купленных товаров, преимущественно мужчины (73 %)».
Давят ли на мужчин многовековые патриархальные установки или это просто лень — зависит от каждого конкретного случая. Но почти во всех странах прослеживается тренд: в экологических движениях в основном участвуют женщины, а главной героиней борьбы с изменением климата стала девочка.
При этом в России в отличие от той же Европы до сих пор не решены вопросы разделения бытовых обязанностей. Женщины уже десятилетиями работают наравне с мужчинами, но на многих из них остаются обязанности по уходу за детьми, домом и собственно мужем, часто неспособными без жены ни приготовить, ни постирать. Поэтому, пожалуй, для нашей страны экофеминизм, как никогда, актуален.
Больше информации о том, как связаны феминизм и экология в телеграм-канале автора статьи.
Поддержите работу Гринпис, чтобы мы продолжали создавать материалы о том, как жить экологично.
Экофеминизм: почему женщины спасут планету от катастрофы
Экофеминизм — это философская концепция и общественное движение, сторонники которого борются одновременно за права женщин и защиту природы. Они видят связь между такими проблемами, как гендерное неравенство и ухудшение экологической ситуации, и считают, что их нужно решать комплексно. Есть ли разница между «женским» и «мужским» отношением к природе — в материале Plus‑one.ru.
Как появился экофеминизм
На языке прогресса
Как меняется речь под влиянием климатического кризиса, активизма и феминизма
Позднее идеи экофеминизма стали активно распространяться во всем мире. В Германии концепцию поддержала политический деятель и активистка Петра Келли, одна из основательниц немецкой партии «зеленых» (Die Grünen). Именно благодаря ей экологическая повестка стала частью европейской политики. Еще одна экофеминистка родом из Германии — Мария Миес, социолог, бывший профессор Кельнского университета прикладных наук. В начале 1990-х она написала книгу «Экофеминизм» (англ. — Ecofeminism) с критикой капитализма и патриархата. Соавтором Марии Миес стала индийская активистка и философ Вандана Шива, которая в 1993 году получила премию «За правильный образ жизни» (англ. — Right Livelihood Award). Награда вручается тем, кто борется за социальные изменения и создание устойчивого будущего. В книге женщины призывали к устранению неравенства между развитым Севером и отсталым Югом, между сильными мужчинами и слабыми женщинами. Они также выступали за натуральное производство, защиту прав фермеров и потребителей, отказ от использования репродуктивных технологий и биотехнологий.
Как развивается концепция
С конца 1980-х экофеминизм разделился на два направления: радикальный и культурный. Радикальная часть движения отождествляет женщин и природу, считая, что они выполняют функцию товара, которым распоряжаются мужчины. Культурные экофеминистки признают, что женщины находятся в более близких отношениях с природой по сравнению с мужчинами в том числе из-за их физиологических особенностей — менструаций, беременности, лактации. Это позволяет женщинам острее воспринимать экологические проблемы и принимать меры для их решения. Однако некоторые экофеминистки критикуют этот подход как поддерживающий гендерные стереотипы. По их мнению, разделение всего, что существует в мире, на категории: «мужчина и женщина», «природа и человек», «хорошо и плохо» мешает женщинам реализовать свой человеческий потенциал и разрушить сложившуюся иерархическую структуру.
В экофеминизме принято выделять несколько движений, в частности, вегетарианское, материалистическое и спиритуальное. Сторонники первого борются против угнетения и эксплуатации животных, адепты второго считают, что в экологических проблемах виноваты капитализм и патриархат, в основе которых лежит идея доминирования сильного над слабым. Суть спиритуального экофеминизма заключается в том, что между женщинами и природой существует духовная связь.
Воспитание чувств к природе
Зачем экосексуалы занимаются любовью с землей, травой и деревьями
Сейчас идеи экофеминизма распространяются и в России, хотя не так быстро, как на Западе во второй половине XX века. К последовательницам движения себя относят, например, блогер и активистка Леля Нордик, а также учительница русского языка, художница, участница арт-группы «Родина» Дарья Апахончич.
Уязвимые стороны экофеминизма
Экофеминизм начал выходить из моды в 1990-е, когда на первый план стали выдвигаться идеи экологической справедливости, в соответствии с которыми природные ресурсы и ответственность за их использование должны распределяться равномерно между всеми людьми, независимо от их пола, расы, религии, сексуальной ориентации, уровня дохода и других характеристик.
Между тем многие исследования подтверждают влияние гендерной идентичности на экологичные привычки. В 2019 году ученые из Университета штата Пенсильвания (США) и Гронингенского университета (Нидерланды) попросили 960 испытуемых прочитать вымышленные списки повседневных дел и определить сексуальную ориентацию людей, которые их могут выполнять.
Авторы работы пришли к выводу, что люди независимо от пола могут сомневаться в сексуальной ориентации мужчины с «женским» поведением, например, если он использует многоразовые сумки. Они также будут сомневаться в сексуальной ориентации женщины, если она ведет себя «по-мужски», например, меняет уплотнитель на окнах. Исследователи отмечают, что люди, которые хотят, чтобы их воспринимали в соответствии с их полом, могут избегать некоторых поступков. Например, мужчины, которые не хотят, чтобы их считали женоподобными, могут отказаться от экологичной упаковки или вегетарианской диеты.
При этом для женщин характерно более жесткое отношение к вопросам окружающей среды. Так, исследователи из Университета Кертина (Австралия) изучили демографический состав в законодательных органах 91 страны. Они обнаружили, что чем больше в них работает женщин, тем более жесткую политику государство проводит в отношении проблемы изменения климата и тем активнее оно сокращает выбросы углекислого газа.
Ученые также обратили внимание на то, что женщины чаще связаны с природой. В большинстве стран на фермах в основном работают женщины, они больше пользуются природными ресурсами — почвой, лесами, водой — и много о них знают. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в некоторых слаборазвитых странах на женщин приходится до 60% рабочей силы в сельском хозяйстве. Это, с одной стороны, побуждает женщин больше заботиться о природе, а с другой — делает их более зависимыми от нее. Помимо этого, как напоминает бельгийская экофеминистка Марийке Колле, женщины выполняют больше неоплачиваемой работы по дому в сравнении с мужчинами: ухаживают за родственниками, следят за хозяйством. Этот труд так же, как и экосистемные услуги (то, что человек получает от природы. — Прим. Plus‑one.ru), остается незаметным, однако именно от них зависит развитие экономики.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Как связаны экология и феминизм: «Зеленый» подкаст РБК Трендов
Мы привыкли думать о феминизме и экологии как о двух разных направлениях, но на самом деле многие феминистки в прошлом боролись не только за права женщин, но и за сохранение окружающей среды. В эпизоде «Зеленого» подкаста расскажем, что объединяет движение за права женщин и экологию.
Гости выпуска:
Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская— консультант в области устойчивого развития и блогер.
О чем этот подкаст
4:30 — Что такое экофеминизм?
5:22 — Почему в экодвижении больше женщин?
10:35 — Как феминизм повлияет на экологию?
12:24 — Как изменилась реакция общественности?
22:03 — Что можно почитать и посмотреть по теме?
27:55 — Радикальные поступки в пользу экологии
Экофеминизм — это движение проводящее параллель между эксплуатацией женщин и природных ресурсов. Причиной экологических проблем и гендерного угнетения считается модель патриархального общества и капиталистическая система. Восстановление экологического баланса возможно только с искоренением гендерного неравенства.
Истоки экофеминизма
Впервые термин использовала французская писательница и феминистка Франсуа де Бонн в произведении «Le Féminisme ou la Mort» («Феминизм или смерть») в 1974. Она писала о проблеме угнетения и контроля женщин мужчинами, которые приведут к перенаселению планеты и резким негативным изменениям в экологии. Основной задачей экофеминизма Франсуа де Бонн считала уважительные партнерские взаимоотношения, в которых главенствует забота и пропорциональное распределение обязанностей.
Таша: «В 1960-х годах многие активистки, которые боролись за окружающую среду, были и феминистками, поэтому мне кажется, что связь между феминизмом и экологией закономерна и логична. В 2018 году вышло исследование Gender and climate change: Do female parliamentarians make difference. В нем выделено две причины, по которым женщины заботятся об экологии больше мужчин:
Сначала я была феминисткой, а потом начала интересоваться экологией. В процессе своей деятельности, исследований я обнаружила связь между этими направлениями. Когда приходила на мероприятия, рассказывала об этих темах, изучала материалы — 98% отклика получала именно от женщин».
Гендерное равенство
Ключевое понятие «зеленой» экономики — устойчивое развитие, исполнение потребностей без ущерба для будущих поколений. ООН выделяет 17 целей устойчивого развития. Гендерное равенство— одна из этих целей.
«Гендерное равенство — это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития.
Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом».
Как воспитание влияет на экологию
Согласно результатам исследования Университета штата Пенсильвания, мужчины считают экосумки и прочие экоатрибуты исключительно женскими. По данным ВЦИОМ, пластиковые пакеты на кассах в 73% случаев берут мужчины.
Лина: «Как мама, я вижу связь интереса женщин к проблемам экологии с патриархальным обществом. Женщины вынуждены чаще мужчин ходить в магазин, выбирать продукты, изучать состав продуктов, контактировать с пластиком, пакетами. Если в будущем мы сравняем роли и вовлеченность мужчин в семейном быту — от этого выиграют все.
Патриархальные установки давят на мужчин, поэтому в экологических движениях чаще участвуют женщины. Мальчиков учат быть сильными, жесткими, а не спасать животных. Девочек же с детства воспитывают заботливыми, эмпатичными и готовыми взять всю ответственность за семью на себя».
Политика и экофеминизм
Таша: «От количества женщин в политике, бизнесе напрямую зависит соблюдение климатических и экологических норм. Все эти законы исполняются жестче и качественнее. Исследование показало, что чем больше женщин в парламенте, тем страна более ответственно относится к климатическому кризису».
Лина: «Сейчас люди намного позитивнее относятся к экологии и феминизму. Буквально три года назад люди относились к этим темам скорее негативно. Конечно, в движениях все достаточно разрозненно, но даже несмотря на это все усилия приводят нас к положительному результату.
Время споров в разных политических движениях часто помогает вывести повестку на более широкий уровень, познакомить с идеями людей, которые до этого с темами феминизма и экологии не соприкасались».
Что посмотреть и почитать по теме?
Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.
«Зеленая Амазонка»: как Франсуаза д’Обонн придумала экофеминизм
«Да здравствует феминизм!»
В 1931 году во дворе женского доминиканского монастыря в Тулузе появилась надпись «Да здравствует феминизм!». Это было дело рук 11-летней дочери графа и христианского анархиста Этьена д’Обонна, которую звали Франсуаза.
Франсуаза родилась в 1920 году в Париже, затем семья переехала в Тулузу. Ее родители были бедны, однако их это не заботило. Они куда больше интересовались политикой и вопросами гендерного равенства. Девочка с детства слушала разговоры отца и матери, а также бабушки, которая считала, что мужчины и женщины должны иметь равные возможности. Уже в девять лет Франсуаза называла себя феминисткой.
«Я признаю, что мне повезло быть дочерью и внучкой [таких людей]. Моя мать была ученицей мадам Мари Кюри и должна была приложить усилия, чтобы иметь возможность сидеть в аудитории — мужчины пытались не допустить женщин к занятиям», — говорила д’Обонн.
Франсуаза рано начала писать. В 13 лет она выиграла литературный конкурс на лучший рассказ, организованный издательством Editions Denoël. Во время Второй Мировой войны д’Обонн работала школьной учительницей на юге Франции и помогала подпольному движению Сопротивления, но не оставила занятия литературой. В 1942 году она выпустила дебютный сборник стихов под названием «Столбцы души».
Страсть к литературе осталась с Франсуазой до конца жизни. Всего она опубликовала более ста книг в примерно сорока различных издательствах. Д’Обонн писала очерки, романы, пьесы, научную фантастику, стихи и биографии.
Однако настоящим делом жизни для Франсуазы стал активизм.
«Я купаюсь в энтузиазме»
В 1949 году во Франции опубликовали «Второй пол» Симоны де Бовуар. «Выход книги стал ярчайшей вехой в истории «второй волны» феминизма и важнейшим переломным моментом этой истории. По существу, именно Бовуар, хотя она и использовала в названии слово «sexe» (а не «genre») («пол», а не «гендер», — Forbes Woman), придала женскому вопросу подлинно гендерный, социокультурный характер. Впервые проблема эмансипации женщин осмыслялась столь глобально, «охватывала историю, мифологию, культуру, сексуальность», — отмечает исследовательница Наталья Пахсарьян.
«Второй пол» сразу стал скандальной и одновременно очень популярной книгой. В первую неделю было продано 20 000 экземпляров. Для Франсуазы д’Обонн эта книга стала символом освобождения женщин. «Я читаю «Второй пол». Я купаюсь в энтузиазме. Наконец-то нашлась женщина, которая все поняла», — писала она. Симона де Бовуар стала кумиром Франсуазы.
Не все разделяли восторг д’Обонн, многие приняли книгу враждебно. Работа де Бовуар оскорбила Ватикан: «Второй пол» занесли в Индекс запрещенных книг. Франсуаза публично защищала Симону де Бовуар. Например, приняла как респондент участие в опросе молодых писателей об «опасностях литературы для молодежи», который провел еженедельник Le Figaro Littéraire.
Полемика вокруг книги де Бовуар вдохновила д’Обонн написать свое первое феминистское эссе — «Комплекс Дианы». В нем Франсуаза снова вступила в спор с критиками «Второго пола» и попыталась разобраться, почему женщины были исключены из политики и лишены власти. Ей казалось неправильным, что феминистки ведут борьбу отдельно друг от друга. По мнению д’Обонн, движение за права женщин должно быть единым и цельным.
«Лучше встретиться с женщинами, чем с Апокалипсисом»
В 1969 году Франсуаза д’Обонн стала соучредителем Движения за освобождение женщин (Mouvement de libération des femmes или MLF). Она активно поддерживала других активисток. В 1971 году д’Обонн была в числе женщин, подписавших «Манифест 343», составленный Симоной де Бовуар. Подписантки призывали декриминализовать аборты — в 1970-е годы во Франции за добровольное прерывание беременности была предусмотрена уголовная ответственность вплоть до тюремного заключения.
«Она была там как военачальница, — вспоминала историк и знакомая д’Обонн Мари-Жо Бонне. — Она обладала даром вызывать у нас желание сражаться». Главным противником женщин Франсуаза считала патриархат, который казался ей также и главной причиной экономической нестабильности.
Капитализм находится «на стадии самоубийства», поэтому у человечества есть только один выход — «феминизм или смерть» — утверждала д’Обонн. Если мир «отвергнет эту мутацию (феминизм, — Forbes Woman), он обречен на смерть» в кратчайшие сроки, считала она и говорила: «Лучше встретиться с женщинами, чем с Апокалипсисом».
По словам журналиста Октава Ларманьяка-Матерона, д’Обонн делала провокационные заявления, которые «не следует понимать буквально». Это был ее стиль общения с публикой.
Рождение экофеминизма и «фаллократический кроликизм»
В 1972 году д’Обонн основала организацию под названием «Экология-феминизм», которая должна была продвигать одновременно феминистские и «зеленые» идеи. Она считала, что «эксплуатация женщин и планеты» — это проблемы одного порядка, порожденные патриархальным обществом. Выступая на телевидении, Франсуаза заявила: «Мужское общество приблизилось к уничтожению окружающей среды из-за совершенно безумных темпов рождаемости. Пора планете снова стать зеленой». Для этого, по ее мнению, власть должна перейти к женщинам.
«Д’Обонн — радикалка, которая не всегда показывается на публике в нежном кружеве. Вся ее работа направлена на то, чтобы показать, что патриархальная эксплуатация женщин и разрушение природы являются тесно связанными явлениями. Нельзя бороться с одним, забывая про другое», — объясняет Октав Ларманьяк-Матерон. «Она устанавливает связь между эксплуатацией природы и женщин мужчинами, предлагая беспрецедентный синтез экологии и феминизма в термине «экофеминистка», сокращении от названий двух политических движений, к которым Франсуаза себя относит», — говорит историк Каролин Голдблюм.
Чтобы найти подтверждение своим взглядам, Франсуаза обращалась к истории. Рассказывая о ведьмах, амазонках и женщинах эпохи неолита, она вольно обращалась с источниками, переиначивала исторические факты и ссылалась на частично выдуманных персонажей. Тем не менее благодаря Д’Обонн оформилось еще одно феминистское движение, которое сама Франсуаза в 1974 году назвала «экофеминизмом».
С течением времени д’Обонн становилась все более воинственной и радикальной. Она предсказывала, что к 2020 году население мира удвоится (и оказалась права: с 1974 по 2020 годы население мира увеличилось в 1,9 раза), и видела в этом прямое следствие патриархального устройства мира и стремления мужчин размножаться. Франсуаза даже придумала специальный термин — «фаллократический кроликизм». Вероятно, это отсылка к французскому выражению «заниматься любовью как кролики», то есть очень интенсивно.
В 1974 году д’Обонн призвала женщин к «забастовке по беременности и родам»: она считала, что всем женщинам нужно одновременно отказаться от материнства из-за «экологической и демографической угрозы». В 1977 году она опубликовала роман «Пастухи Апокалипсиса», в котором изобразила утопическое общество своей мечты: на планете упразднено все, что связано с мужчинами; сами мужчины тоже больше не существуют — вместо них Землю населяют женщины, образовавшие цивилизацию Анима, свободную от войн и насилия. Чтобы не вымереть, они прибегают к клонированию и растят маленьких девочек в соответствии с «женскими ценностями».
При этом сама Франсуаза считала возможным прибегать к жестким и даже жестоким методам борьбы, что явно противоречило концепции созданной ей утопии.
«Одержима желанием быть правой»
Д’Обонн недолюбливали не только противники феминизма, но и некоторые активистки. «Раздражительная», «громогласная», «сквернословка», «неряшливая и неуклюжая женщина» — так Франсуаза запомнилась им. «Она была одержима желанием быть правой, — объясняла исследовательница биографии д’Обонн и автор романа о «зеленой Амазонке» Элиза Тьебо. — Эта черта характера, возможно, объясняет, почему, несмотря на ее талант, интеллект и даже гений, ей так и не удалось объединить энергию вокруг себя и добиться признания своей работы. Ее бесчинства и презрение, которое она выказывала стольким людям, несомненно, запомнились».
Франсуаза вкладывала много сил и энергии в активизм и продвижение экофеминизма. Однажды подруга спросила: не достигла ли активистка «возраста спокойствия»? Д’Обонн ответила: «Я буду в спокойствии и безопасности, когда лягу в могилу». Тем не менее, несмотря на все усилия, во Франции экофеминизм не получил широкого распространения. Идеи Франсуазы нашли куда больший отклик в Австралии и США, куда активистку регулярно приглашали для выступлений и проведения конференций.