Эко феминизм что это

Что такое экофеминизм?

Экофеминизм — это движение, которое проводит параллель между эксплуатацией женщин и природных ресурсов. Проще говоря: женщин, как и природу, веками использовали, эксплуатировали, в итоге это привело к глубокому экологическому кризису. Восстановление экологического баланса возможно только с искоренением гендерного неравенства.

Сегодня идеи экофеминизма уже можно встретить в официальных документах. Гендерное равенство признается ООН одним из факторов в борьбе с изменением климата и сохранении экосистем.

Цели в области устойчивого развития были приняты всеми государствами — членами ООН в 2015 году:

«Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом. Для обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и девочек потребуется активизировать усилия, в том числе по укреплению нормативно-правовой базы, в целях борьбы с глубоко укоренившейся практикой дискриминации по признаку пола, которая зачастую является результатом патриархальных взглядов и связанных с ними социальных норм».

Сегодня связь гендерного равенства и успешных решений в политике, экономике, бизнесе и других сферах жизни очевидна, и вот несколько примеров.

Женщины в политике

Австралийские ученые из университета Кёртин изучили законодательные органы 91 страны и сравнили количество мест, занимаемых женщинами, с амбициозностью климатической политики каждой страны.

Исследование показало, что чем больше женщин в парламенте, тем страна более ответственно борется с климатическим кризисом. Всем людям, недовольным климатической политикой в своей стране, исследовательницы советуют голосовать за женщин.

России в этом плане пока похвастаться особенно нечем, кроме неформальной антипремии «Ископаемое дня», которую она получила на климатической конференции COP25 в прошедшем году, потому что во время переговоров, по словам активистов, предлагала убрать «нарушение прав человека и гендерное неравенство» из обсуждений ущерба и потерь из-за изменения климата.

Женщины и экономика

Главная модная экоактивистка и дизайнер Вивьен Вествуд решила отказаться от расширения производства и фактически роста своего бренда: так она хочет бороться со сверхпотреблением в моде. На футболках Vivienne Westwood появляются надписи «Покупай меньше». «Теперь я больше заинтересована в качестве, а не в количестве. Я хочу, чтобы люди хорошенько обдумывали свои покупки, а потом долго ими пользовались. Если каждый будет довольствоваться несколькими красивыми вещами, климатическая проблема будет решена». В России все чаще появляются инициативы по ремонту одежды, обмену, как правило, все это делают женщины.

А вот глава компании H&M Карл-Йохан Перссон получил волну критики в прошлом году, заявив, что ответственное потребление приведет к «ужасным социальным последствиям». Господин Перссон (собственный капитал составляет 1,6 миллиарда долларов США) сказал, что спад производства приведет к сокращению рабочих мест и, как результат, снижению уровня жизни. Карл-Йохан живет там же, где и Грета Тунберг, и должен знать, что вещи его компании шьются в регионе, где постоянно происходят ураганы и тайфуны из-за изменения климата. Для рабочих на островных государствах это представляет намного большую угрозу жизни.

Экономические модели уже меняются: многие нефтяные компании вкладывают деньги в ВИЭ, производители пластика открывают мощности по его переработке. В возобновляемой энергетике сейчас работает около 32 % женщин (по сравнению с 22 % в традицинной). Количество женских рабочих мест в этой экологичной сфере ближайшие 30 лет может увеличиться в три раза: с 10 до 29 млн. При этом получить работу в этом секторе женщинам уже сейчас проще, чем в традиционной энергетике. Глобальный энергетический переход от угля и нефти к солнцу и ветру даст возможность не только приостановить изменение климата (от которого тоже страдают в большей степени женщины, поскольку они уязвимее и беднее), но и создать новые рабочие места и изменить все аспекты производства и распределения энергии.

Бытовое равенство

«Как заставить мужа говорить нет кассирше, когда она предлагает пакет?», — такими сообщениями сейчас переполнены экологические группы в соцсетях. Издательство Оксфордского университета выяснило, что мужчины стесняются покупать «зелененькое» и «экологичненькое», потому что это кажется им женским. Этим же вопросом занялись исследователи Университета штата Пенсильвания. Выяснилось, что большинство людей считает, что экосумки в отличие от пластиковых пакетов придают мужчине женственности. Предрассудки связаны не только с сумками, но и другими проявлениями экологической сознательности. Если вернуться в Россию и посмотреть на опросы ВЦИОМ, то чаще всего «при походах в магазины россияне используют пластиковые пакеты для упаковки купленных товаров, преимущественно мужчины (73 %)».

Давят ли на мужчин многовековые патриархальные установки или это просто лень — зависит от каждого конкретного случая. Но почти во всех странах прослеживается тренд: в экологических движениях в основном участвуют женщины, а главной героиней борьбы с изменением климата стала девочка.

При этом в России в отличие от той же Европы до сих пор не решены вопросы разделения бытовых обязанностей. Женщины уже десятилетиями работают наравне с мужчинами, но на многих из них остаются обязанности по уходу за детьми, домом и собственно мужем, часто неспособными без жены ни приготовить, ни постирать. Поэтому, пожалуй, для нашей страны экофеминизм, как никогда, актуален.

Больше информации о том, как связаны феминизм и экология в телеграм-канале автора статьи.

Поддержите работу Гринпис, чтобы мы продолжали создавать материалы о том, как жить экологично.

Источник

Экофеминизм: почему женщины спасут планету от катастрофы

Экофеминизм — это философская концепция и общественное движение, сторонники которого борются одновременно за права женщин и защиту природы. Они видят связь между такими проблемами, как гендерное неравенство и ухудшение экологической ситуации, и считают, что их нужно решать комплексно. Есть ли разница между «женским» и «мужским» отношением к природе — в материале Plus‑one.ru.

Как появился экофеминизм

Эко феминизм что это. Смотреть фото Эко феминизм что это. Смотреть картинку Эко феминизм что это. Картинка про Эко феминизм что это. Фото Эко феминизм что это

На языке прогресса

Как меняется речь под влиянием климатического кризиса, активизма и феминизма

Позднее идеи экофеминизма стали активно распространяться во всем мире. В Германии концепцию поддержала политический деятель и активистка Петра Келли, одна из основательниц немецкой партии «зеленых» (Die Grünen). Именно благодаря ей экологическая повестка стала частью европейской политики. Еще одна экофеминистка родом из Германии — Мария Миес, социолог, бывший профессор Кельнского университета прикладных наук. В начале 1990-х она написала книгу «Экофеминизм» (англ. — Ecofeminism) с критикой капитализма и патриархата. Соавтором Марии Миес стала индийская активистка и философ Вандана Шива, которая в 1993 году получила премию «За правильный образ жизни» (англ. — Right Livelihood Award). Награда вручается тем, кто борется за социальные изменения и создание устойчивого будущего. В книге женщины призывали к устранению неравенства между развитым Севером и отсталым Югом, между сильными мужчинами и слабыми женщинами. Они также выступали за натуральное производство, защиту прав фермеров и потребителей, отказ от использования репродуктивных технологий и биотехнологий.

Как развивается концепция

С конца 1980-х экофеминизм разделился на два направления: радикальный и культурный. Радикальная часть движения отождествляет женщин и природу, считая, что они выполняют функцию товара, которым распоряжаются мужчины. Культурные экофеминистки признают, что женщины находятся в более близких отношениях с природой по сравнению с мужчинами в том числе из-за их физиологических особенностей — менструаций, беременности, лактации. Это позволяет женщинам острее воспринимать экологические проблемы и принимать меры для их решения. Однако некоторые экофеминистки критикуют этот подход как поддерживающий гендерные стереотипы. По их мнению, разделение всего, что существует в мире, на категории: «мужчина и женщина», «природа и человек», «хорошо и плохо» мешает женщинам реализовать свой человеческий потенциал и разрушить сложившуюся иерархическую структуру.

В экофеминизме принято выделять несколько движений, в частности, вегетарианское, материалистическое и спиритуальное. Сторонники первого борются против угнетения и эксплуатации животных, адепты второго считают, что в экологических проблемах виноваты капитализм и патриархат, в основе которых лежит идея доминирования сильного над слабым. Суть спиритуального экофеминизма заключается в том, что между женщинами и природой существует духовная связь.

Эко феминизм что это. Смотреть фото Эко феминизм что это. Смотреть картинку Эко феминизм что это. Картинка про Эко феминизм что это. Фото Эко феминизм что это

Воспитание чувств к природе

Зачем экосексуалы занимаются любовью с землей, травой и деревьями

Сейчас идеи экофеминизма распространяются и в России, хотя не так быстро, как на Западе во второй половине XX века. К последовательницам движения себя относят, например, блогер и активистка Леля Нордик, а также учительница русского языка, художница, участница арт-группы «Родина» Дарья Апахончич.

Уязвимые стороны экофеминизма

Экофеминизм начал выходить из моды в 1990-е, когда на первый план стали выдвигаться идеи экологической справедливости, в соответствии с которыми природные ресурсы и ответственность за их использование должны распределяться равномерно между всеми людьми, независимо от их пола, расы, религии, сексуальной ориентации, уровня дохода и других характеристик.

Между тем многие исследования подтверждают влияние гендерной идентичности на экологичные привычки. В 2019 году ученые из Университета штата Пенсильвания (США) и Гронингенского университета (Нидерланды) попросили 960 испытуемых прочитать вымышленные списки повседневных дел и определить сексуальную ориентацию людей, которые их могут выполнять.

Авторы работы пришли к выводу, что люди независимо от пола могут сомневаться в сексуальной ориентации мужчины с «женским» поведением, например, если он использует многоразовые сумки. Они также будут сомневаться в сексуальной ориентации женщины, если она ведет себя «по-мужски», например, меняет уплотнитель на окнах. Исследователи отмечают, что люди, которые хотят, чтобы их воспринимали в соответствии с их полом, могут избегать некоторых поступков. Например, мужчины, которые не хотят, чтобы их считали женоподобными, могут отказаться от экологичной упаковки или вегетарианской диеты.

При этом для женщин характерно более жесткое отношение к вопросам окружающей среды. Так, исследователи из Университета Кертина (Австралия) изучили демографический состав в законодательных органах 91 страны. Они обнаружили, что чем больше в них работает женщин, тем более жесткую политику государство проводит в отношении проблемы изменения климата и тем активнее оно сокращает выбросы углекислого газа.

Ученые также обратили внимание на то, что женщины чаще связаны с природой. В большинстве стран на фермах в основном работают женщины, они больше пользуются природными ресурсами — почвой, лесами, водой — и много о них знают. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в некоторых слаборазвитых странах на женщин приходится до 60% рабочей силы в сельском хозяйстве. Это, с одной стороны, побуждает женщин больше заботиться о природе, а с другой — делает их более зависимыми от нее. Помимо этого, как напоминает бельгийская экофеминистка Марийке Колле, женщины выполняют больше неоплачиваемой работы по дому в сравнении с мужчинами: ухаживают за родственниками, следят за хозяйством. Этот труд так же, как и экосистемные услуги (то, что человек получает от природы. — Прим. Plus‑one.ru), остается незаметным, однако именно от них зависит развитие экономики.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Источник

Как связаны экология и феминизм: «Зеленый» подкаст РБК Трендов

Эко феминизм что это. Смотреть фото Эко феминизм что это. Смотреть картинку Эко феминизм что это. Картинка про Эко феминизм что это. Фото Эко феминизм что это

Мы привыкли думать о феминизме и экологии как о двух разных направлениях, но на самом деле многие феминистки в прошлом боролись не только за права женщин, но и за сохранение окружающей среды. В эпизоде «Зеленого» подкаста расскажем, что объединяет движение за права женщин и экологию.

Гости выпуска:

Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская— консультант в области устойчивого развития и блогер.

О чем этот подкаст

4:30 — Что такое экофеминизм?

5:22 — Почему в экодвижении больше женщин?

10:35 — Как феминизм повлияет на экологию?

12:24 — Как изменилась реакция общественности?

22:03 — Что можно почитать и посмотреть по теме?

27:55 — Радикальные поступки в пользу экологии

Экофеминизм — это движение проводящее параллель между эксплуатацией женщин и природных ресурсов. Причиной экологических проблем и гендерного угнетения считается модель патриархального общества и капиталистическая система. Восстановление экологического баланса возможно только с искоренением гендерного неравенства.

Истоки экофеминизма

Впервые термин использовала французская писательница и феминистка Франсуа де Бонн в произведении «Le Féminisme ou la Mort» («Феминизм или смерть») в 1974. Она писала о проблеме угнетения и контроля женщин мужчинами, которые приведут к перенаселению планеты и резким негативным изменениям в экологии. Основной задачей экофеминизма Франсуа де Бонн считала уважительные партнерские взаимоотношения, в которых главенствует забота и пропорциональное распределение обязанностей.

Таша: «В 1960-х годах многие активистки, которые боролись за окружающую среду, были и феминистками, поэтому мне кажется, что связь между феминизмом и экологией закономерна и логична. В 2018 году вышло исследование Gender and climate change: Do female parliamentarians make difference. В нем выделено две причины, по которым женщины заботятся об экологии больше мужчин:

Сначала я была феминисткой, а потом начала интересоваться экологией. В процессе своей деятельности, исследований я обнаружила связь между этими направлениями. Когда приходила на мероприятия, рассказывала об этих темах, изучала материалы — 98% отклика получала именно от женщин».

Гендерное равенство

Ключевое понятие «зеленой» экономики — устойчивое развитие, исполнение потребностей без ущерба для будущих поколений. ООН выделяет 17 целей устойчивого развития. Гендерное равенство— одна из этих целей.

«Гендерное равенство — это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития.

Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом».

Как воспитание влияет на экологию

Согласно результатам исследования Университета штата Пенсильвания, мужчины считают экосумки и прочие экоатрибуты исключительно женскими. По данным ВЦИОМ, пластиковые пакеты на кассах в 73% случаев берут мужчины.

Лина: «Как мама, я вижу связь интереса женщин к проблемам экологии с патриархальным обществом. Женщины вынуждены чаще мужчин ходить в магазин, выбирать продукты, изучать состав продуктов, контактировать с пластиком, пакетами. Если в будущем мы сравняем роли и вовлеченность мужчин в семейном быту — от этого выиграют все.

Патриархальные установки давят на мужчин, поэтому в экологических движениях чаще участвуют женщины. Мальчиков учат быть сильными, жесткими, а не спасать животных. Девочек же с детства воспитывают заботливыми, эмпатичными и готовыми взять всю ответственность за семью на себя».

Политика и экофеминизм

Таша: «От количества женщин в политике, бизнесе напрямую зависит соблюдение климатических и экологических норм. Все эти законы исполняются жестче и качественнее. Исследование показало, что чем больше женщин в парламенте, тем страна более ответственно относится к климатическому кризису».

Лина: «Сейчас люди намного позитивнее относятся к экологии и феминизму. Буквально три года назад люди относились к этим темам скорее негативно. Конечно, в движениях все достаточно разрозненно, но даже несмотря на это все усилия приводят нас к положительному результату.

Время споров в разных политических движениях часто помогает вывести повестку на более широкий уровень, познакомить с идеями людей, которые до этого с темами феминизма и экологии не соприкасались».

Что посмотреть и почитать по теме?

Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.

Источник

«Зеленая Амазонка»: как Франсуаза д’Обонн придумала экофеминизм

«Да здравствует феминизм!»

В 1931 году во дворе женского доминиканского монастыря в Тулузе появилась надпись «Да здравствует феминизм!». Это было дело рук 11-летней дочери графа и христианского анархиста Этьена д’Обонна, которую звали Франсуаза.

Франсуаза родилась в 1920 году в Париже, затем семья переехала в Тулузу. Ее родители были бедны, однако их это не заботило. Они куда больше интересовались политикой и вопросами гендерного равенства. Девочка с детства слушала разговоры отца и матери, а также бабушки, которая считала, что мужчины и женщины должны иметь равные возможности. Уже в девять лет Франсуаза называла себя феминисткой.

«Я признаю, что мне повезло быть дочерью и внучкой [таких людей]. Моя мать была ученицей мадам Мари Кюри и должна была приложить усилия, чтобы иметь возможность сидеть в аудитории — мужчины пытались не допустить женщин к занятиям», — говорила д’Обонн.

Франсуаза рано начала писать. В 13 лет она выиграла литературный конкурс на лучший рассказ, организованный издательством Editions Denoël. Во время Второй Мировой войны д’Обонн работала школьной учительницей на юге Франции и помогала подпольному движению Сопротивления, но не оставила занятия литературой. В 1942 году она выпустила дебютный сборник стихов под названием «Столбцы души».

Страсть к литературе осталась с Франсуазой до конца жизни. Всего она опубликовала более ста книг в примерно сорока различных издательствах. Д’Обонн писала очерки, романы, пьесы, научную фантастику, стихи и биографии.

Однако настоящим делом жизни для Франсуазы стал активизм.

«Я купаюсь в энтузиазме»

В 1949 году во Франции опубликовали «Второй пол» Симоны де Бовуар. «Выход книги стал ярчайшей вехой в истории «второй волны» феминизма и важнейшим переломным моментом этой истории. По существу, именно Бовуар, хотя она и использовала в названии слово «sexe» (а не «genre») («пол», а не «гендер», — Forbes Woman), придала женскому вопросу подлинно гендерный, социокультурный характер. Впервые проблема эмансипации женщин осмыслялась столь глобально, «охватывала историю, мифологию, культуру, сексуальность», — отмечает исследовательница Наталья Пахсарьян.

«Второй пол» сразу стал скандальной и одновременно очень популярной книгой. В первую неделю было продано 20 000 экземпляров. Для Франсуазы д’Обонн эта книга стала символом освобождения женщин. «Я читаю «Второй пол». Я купаюсь в энтузиазме. Наконец-то нашлась женщина, которая все поняла», — писала она. Симона де Бовуар стала кумиром Франсуазы.

Не все разделяли восторг д’Обонн, многие приняли книгу враждебно. Работа де Бовуар оскорбила Ватикан: «Второй пол» занесли в Индекс запрещенных книг. Франсуаза публично защищала Симону де Бовуар. Например, приняла как респондент участие в опросе молодых писателей об «опасностях литературы для молодежи», который провел еженедельник Le Figaro Littéraire.

Полемика вокруг книги де Бовуар вдохновила д’Обонн написать свое первое феминистское эссе — «Комплекс Дианы». В нем Франсуаза снова вступила в спор с критиками «Второго пола» и попыталась разобраться, почему женщины были исключены из политики и лишены власти. Ей казалось неправильным, что феминистки ведут борьбу отдельно друг от друга. По мнению д’Обонн, движение за права женщин должно быть единым и цельным.

«Лучше встретиться с женщинами, чем с Апокалипсисом»

В 1969 году Франсуаза д’Обонн стала соучредителем Движения за освобождение женщин (Mouvement de libération des femmes или MLF). Она активно поддерживала других активисток. В 1971 году д’Обонн была в числе женщин, подписавших «Манифест 343», составленный Симоной де Бовуар. Подписантки призывали декриминализовать аборты — в 1970-е годы во Франции за добровольное прерывание беременности была предусмотрена уголовная ответственность вплоть до тюремного заключения.

«Она была там как военачальница, — вспоминала историк и знакомая д’Обонн Мари-Жо Бонне. — Она обладала даром вызывать у нас желание сражаться». Главным противником женщин Франсуаза считала патриархат, который казался ей также и главной причиной экономической нестабильности.

Капитализм находится «на стадии самоубийства», поэтому у человечества есть только один выход — «феминизм или смерть» — утверждала д’Обонн. Если мир «отвергнет эту мутацию (феминизм, — Forbes Woman), он обречен на смерть» в кратчайшие сроки, считала она и говорила: «Лучше встретиться с женщинами, чем с Апокалипсисом».

По словам журналиста Октава Ларманьяка-Матерона, д’Обонн делала провокационные заявления, которые «не следует понимать буквально». Это был ее стиль общения с публикой.

Рождение экофеминизма и «фаллократический кроликизм»

В 1972 году д’Обонн основала организацию под названием «Экология-феминизм», которая должна была продвигать одновременно феминистские и «зеленые» идеи. Она считала, что «эксплуатация женщин и планеты» — это проблемы одного порядка, порожденные патриархальным обществом. Выступая на телевидении, Франсуаза заявила: «Мужское общество приблизилось к уничтожению окружающей среды из-за совершенно безумных темпов рождаемости. Пора планете снова стать зеленой». Для этого, по ее мнению, власть должна перейти к женщинам.

«Д’Обонн — радикалка, которая не всегда показывается на публике в нежном кружеве. Вся ее работа направлена ​​на то, чтобы показать, что патриархальная эксплуатация женщин и разрушение природы являются тесно связанными явлениями. Нельзя бороться с одним, забывая про другое», — объясняет Октав Ларманьяк-Матерон. «Она устанавливает связь между эксплуатацией природы и женщин мужчинами, предлагая беспрецедентный синтез экологии и феминизма в термине «экофеминистка», сокращении от названий двух политических движений, к которым Франсуаза себя относит», — говорит историк Каролин Голдблюм.

Чтобы найти подтверждение своим взглядам, Франсуаза обращалась к истории. Рассказывая о ведьмах, амазонках и женщинах эпохи неолита, она вольно обращалась с источниками, переиначивала исторические факты и ссылалась на частично выдуманных персонажей. Тем не менее благодаря Д’Обонн оформилось еще одно феминистское движение, которое сама Франсуаза в 1974 году назвала «экофеминизмом».

С течением времени д’Обонн становилась все более воинственной и радикальной. Она предсказывала, что к 2020 году население мира удвоится (и оказалась права: с 1974 по 2020 годы население мира увеличилось в 1,9 раза), и видела в этом прямое следствие патриархального устройства мира и стремления мужчин размножаться. Франсуаза даже придумала специальный термин — «фаллократический кроликизм». Вероятно, это отсылка к французскому выражению «заниматься любовью как кролики», то есть очень интенсивно.

В 1974 году д’Обонн призвала женщин к «забастовке по беременности и родам»: она считала, что всем женщинам нужно одновременно отказаться от материнства из-за «экологической и демографической угрозы». В 1977 году она опубликовала роман «Пастухи Апокалипсиса», в котором изобразила утопическое общество своей мечты: на планете упразднено все, что связано с мужчинами; сами мужчины тоже больше не существуют — вместо них Землю населяют женщины, образовавшие цивилизацию Анима, свободную от войн и насилия. Чтобы не вымереть, они прибегают к клонированию и растят маленьких девочек в соответствии с «женскими ценностями».

При этом сама Франсуаза считала возможным прибегать к жестким и даже жестоким методам борьбы, что явно противоречило концепции созданной ей утопии.

«Одержима желанием быть правой»

Д’Обонн недолюбливали не только противники феминизма, но и некоторые активистки. «Раздражительная», «громогласная», «сквернословка», «неряшливая и неуклюжая женщина» — так Франсуаза запомнилась им. «Она была одержима желанием быть правой, — объясняла исследовательница биографии д’Обонн и автор романа о «зеленой Амазонке» Элиза Тьебо. — Эта черта характера, возможно, объясняет, почему, несмотря на ее талант, интеллект и даже гений, ей так и не удалось объединить энергию вокруг себя и добиться признания своей работы. Ее бесчинства и презрение, которое она выказывала стольким людям, несомненно, запомнились».

Франсуаза вкладывала много сил и энергии в активизм и продвижение экофеминизма. Однажды подруга спросила: не достигла ли активистка «возраста спокойствия»? Д’Обонн ответила: «Я буду в спокойствии и безопасности, когда лягу в могилу». Тем не менее, несмотря на все усилия, во Франции экофеминизм не получил широкого распространения. Идеи Франсуазы нашли куда больший отклик в Австралии и США, куда активистку регулярно приглашали для выступлений и проведения конференций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *