Экономика и бухгалтерский учет что нужно знать
Плюсы и минусы специальности Экономика и бухгалтерский учет
У профессиональных бухгалтеров сегодня есть карьера, которая включает широкий спектр знаний по экономике и бухгалтерскому учету. В 1912 году редакторы «Журнала учета» написали, что такого специалиста начинают «рассматривать как народного целителя».Они не могли себе представить разнообразие областей профессии, которые будут существовать через 100 лет.
Описание профессии
Бухгалтерский учет способ вести учет деловых и финансовых сделок, суммировать эти транзакции, анализировать, проверять и сообщать о финансовых результатах организации.
Бухучет включает только операции, которые выражены в денежном выражении. Цель – помощь пользователям информации в принятии правильных решений.
Специалисты работают с частными лицами, малыми предприятиями, крупными корпорациями, некоммерческими и государственными учреждениями.
Некоторые из задач, которые бухгалтеры выполняют для своих клиентов:
• Организация и ведение финансовой отчетности
• Оценка финансовых операций и формирование рекомендаций для руководства
• Проверка бухгалтерских книг и учетных систем, чтобы убедиться в эффективности работы компании
• Подготовка налоговых деклараций и связанных с ними задач
• Изучение финансовой отчетности, чтобы убедиться, что она точна и соответствует требованиям законодательства
• Предлагать способы увеличения доходов, снижения затрат и повышения прибыли
Перспективы для обладателя профессии по экономике и бухгалтерскому учету
Кто востребован в отрасли
Профессионалы бухучета остаются востребованными на рынке труда. Но работодатели с каждым годом увеличивают свои требования. Старательно подбирают не только опытных кадров, но и студентов. Чем крупнее компания, тем сложнее туда попасть.
Наиболее востребованы узкопрофильные специалисты. Высокий спрос на профессионалов по заработной плате и по расчету с поставщиками.
Если вы будете работать в нише бюджета организации или расчета с поставщиками, то работой будете обеспечены постоянно. Уровень зарплаты работника зависит от:
Средний показатель зарплаты бухгалтера по России составляет 21-30 тысяч рублей.
Самая высокая заработная плата для специалиста в Москве и Санкт-Петербурге: 30-40 тысяч рублей. В Екатеринбурге и Новосибирске 21-23 тысяч рублей. Специалист по ВЭД или на производстве в Москве может заработать в месяц 60-100 тысяч рублей.
График работы
Большинство специалистов работают в офисе. Трудовой день начинается с утра до вечера, плюс два выходных в неделю. Даже если у работника четко установленный график, иногда он будет работать сверхурочно, чтобы успеть вовремя подготовить отчетность.
Некоторые мастера ведут несколько фирм одновременно. Выполняют работу удаленно и самостоятельно выбирают место работы. Такой способ становится все более популярным в отрасли.
Можно ли работать фрилансером
В круг обязанностей наемного фрилансера входят такие же обязанности, как офисного работника.
Что светит новичку в профессии
Компания может взять бухгалтера без опыта работы, если собирается проводить обучение или сотрудник нужен срочно. Могут предложить работу на полную занятость, на неполный рабочий день или по совместительству. Некоторые работодатели выбирают сотрудников без опыта, чтобы они легче подстраивались под специфику работу фирмы. Главное правильно подготовиться к собеседованию.
Новичку необходимо продемонстрировать, что он безупречно знает теорию и сможет применить ее на практике. Грамоты, сертификаты и дипломы помогут подтвердить знания.
Необходимо разбираться в современном бухгалтерском программном обеспечении. Плюсом будет знание английского языка.
Повышение квалификации
Чтобы оставаться конкурентоспособным работником, важно проходить переподготовку и изучать новое программное обеспечение. Бухгалтер с дипломом и опытом работы, который регулярно повышает квалификацию, получает зарплату в два или три раза больше обычного специалиста.
Профессионалы в государственных структурах должны один раз в три года пройти аттестацию, иначе будут уволены из-за несоответствия.
Чаще всего компании заинтересованы в профессионализме кадров, поэтому оплату за курсы повышения квалификации возлагают на себя.
Профконкурсы
Ежегодно в России проводится конкурс «Лучший бухгалтер России». Участие бесплатное. Победители получают сертификаты о повышении профессионального уровня в объеме 10 или 40 часов, возможность без экзаменов стать членом Института профессиональных бухгалтеров России и денежные призы. Также лучшим можно стать в отдельной области или городе.
Работа за границей
В каждой стране требования для зарубежных специалистов специфичные. На западе они более жесткие. Бухгалтера там делятся на две категории: специалисты и работники, выполняющие рутинную работу. Большинство российских работников будут приравнены ко второй категории. В первую могут войти главбухи, которые своевременно повышают профессиональную квалификацию.
Легче получить работу в стране, в которой профессия бухгалтера внесена в лист профессий с дефицитными на данный момент специальностями. Ежегодно этот список меняется.
Чтобы получить желаемую работу за границей нужно прилично владеть иностранным языком, знать систему западного учета и иметь сертификаты и рекомендательные письма от иностранных компаний.
К сожалению, российские специалисты за рубежом не очень востребованы.
Смежные профессии для бухгалтеров
Для представителей этой профессии есть ряд смежных:
Бухгалтеру с опытом работы не составит труда освоить эти профессии.
Где и как учат профессии
Получить такую работу можно имея средне-специальное образование. Но компании предпочитают работников с высшим образованием. В высшем учебном заведении можно получить специальность «Бухгалтерский учет и аудит» и стать профессионалом в своем деле.
Для специальности существует программа специалиста на 5 лет и магистратура еще 2 года.
Лучшими университетами для подготовки будущих мастеров считаются вузы в Москве и Санкт-Петербурге.
Кроме учебы в вузе или на курсах, бухгалтеру необходимо следить за изменениями законодательства, изучать официальные документы, посещать семинары и тренинги.
• Формировать схему финансового потока предприятия, обеспечивать движение денежных средств, следить за исполнением обязательств перед кредиторами
• Подготавливать и приводить в систему информацию об имуществе, обязательствах и финансовых операциях фирмы
• Осуществлять аудит финансовой отчетности
• Составлять план доходов и расходов предприятия
• Составлять сметы и контролировать их исполнение
• Представлять интересы компании при работе с банками и инвесторами
• Вести бухгалтерский учет предприятия
• Формировать финансовую отчетность
• Следить за состоянием счета предприятия и сводить баланс к единому показателю
• Анализировать хозяйственную деятельность предприятий и выявлять проблемы
• Без опозданий оплачивать налоги и сборы
• Следить за изменением законодательства и нормативных документов
• Оформлять документы для заключения договоров
Практика для студентов чаще всего проходит в экономических и финансовых отделах компаний, банках, финансовых, инвестиционных и страховых компаниях, аудиторских фирмах, налоговых службах, органах государственной и муниципальной власти.
Есть несколько видов международных сертификатов. Иметь такой будет огромным плюсом вне зависимости от того, собирается он работать за рубежом или нет.
Наличие диплома международного образца обеспечивает современному бухгалтеру высокую конкурентоспособность на рынке труда и возможность карьерного роста в России или за границей.
Возможность дистанционного обучения
• занятия в любое время
• возможность совмещать обучение и работу
• возможность индивидуального обучения
• более низкая цена по сравнению с программой очного обучения
Кому подходит данная специальность
Бухгалтер должен быть точен в своей работе. По характеру работы его роль заключается в регистрации и обеспечении точных финансовых отчетов. Ошибки в транзакциях или отчетности приведут к плохим внутренним стратегическим решениям и потенциальным юридическим проблемам.
Важно уметь хорошо общаться. Бухгалтеры не просто тратят восемь часов в день на составление номеров и заполнение учетных книг. Они беседуют с руководителями компаний относительно методов, используемых для подготовки управленческой финансовой отчетности, необходимой для принятия решений.
Многое из того, что делают бухгалтеры, включает в себя выполнение задач в рамках руководящих принципов. Однако компании все чаще полагаются на амбициозных бухгалтеров, которые проявляют инициативу в выборе новых компьютерных программ для отслеживания и регистрации финансовых транзакций. Они также хотят работников, которые постоянно учатся и остаются в курсе общепринятых принципов бухгалтерского учета.
Эта профессия столкнется со значительными изменениями в ближайшие три десятилетия, и профессиональные организации, их члены и учебные заведения должны отреагировать. Развитие интеллектуальных и цифровых технологий и новые формы регулирования являются серьезными проблемами для профессии. Бухгалтеры будут использовать все более изощренные и умные технологии для совершенствования своих традиционных методов работы.
Будущим специалистам все больше будет необходимо образование в области цифровых технологий (включая облачные вычисления и использование больших данных), глобализации (аутсорсинг бухгалтерских услуг) и меняющихся нормативных актов (налоговое регулирование, новые формы корпоративной отчетности, интегрированное регулирование отчетности и т. д.).
Технологии меняют будущее бухучета в бизнесе.
Изменения в налоговом законодательстве и нормативно-правовой среде, а также расширение коммерческого бизнеса и усиление финансового контроля продолжают стимулировать спрос на квалифицированных бухгалтеров в государственном и частном секторах.
Если вас заинтересовала эта специальность, то вам будет полезно прочесть наши статьи об образовании юриста, профессии банковского работника и про 14 перспективных профессий для специалистов сферы торговли.
Что должен знать и уметь бухгалтер в наше время
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Что должен знать и уметь бухгалтер в наше время
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Поиск грамотного бухгалтера — приоритетная задача каждого руководителя, ведь именно от профессионализма, честности и скрупулезности этого работника во многом будет зависеть дальнейшая судьба предприятия.
Ошибки бухгалтеров обходятся владельцам бизнеса дороже, чем ошибки других сотрудников. К сожалению, многие клиенты нашей компании имеют за плечами печальный опыт сотрудничества с некомпетентными специалистами и не понаслышке знают, к чему приводят халатность и попустительство со стороны работников бухгалтерской службы.
В этой статье мы расскажем, что должен знать хороший бухгалтер и как проверить его квалификацию.
Минимальные требования к квалификации бухгалтера
С 6 апреля текущего года в нашей стране действует новый профстандарт «Бухгалтер».
Его должны применять ПАО (кроме банков), страховщики, НПФ, АИФ, а также управляющие компании ПИФ и госорганы управления внебюджетными фондами в отношении главных бухгалтеров или руководителей, ведущих учет самостоятельно.
В частности, согласно стандарту главбух организации должен:
Всем прочим предприятиям использовать новый стандарт не обязательно, но его изучение поможет составить общее представление о трудовых функциях бухгалтерской службы организации, понять какие знания и навыки бухгалтера нужно указать в вакансии для соискателей, доработать должностные инструкции трудоустроенных сотрудников.
Работодатель имеет полное право установить более высокие требования к соискателю, кроме указанных в стандарте, если этого требует специфика работы предприятия. Например, знание иностранного языка.
Какие законы должен знать бухгалтер
Основными законодательными актами, регулирующими ведение учета на предприятии, являются: закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение о ведении бухучета и отчетности в РФ, План счетов, ПБУ (сейчас их в общей сложности 24), НК РФ.
К сожалению, профессиональные знания бухгалтера не ограничиваются столь скромным перечнем правовой документации.
Хорошему специалисту необходимо уметь ориентироваться в различных видах законодательства (в первую очередь гражданском и трудовом), КоАП, судебной практике, многочисленных постановлениях и разъяснениях ФНС, Минфина и других государственных ведомств.
Но нужно понимать, что, во-первых, ни одному человеку не под силу заучить весь объем нормативной документации, а во-вторых, этого и не требуется, поскольку информация постоянно устаревает. Поэтому хороший бухгалтер обязательно должен уметь пользоваться справочно-правовыми системами и быстро находить те нормы, которые ему нужны для решения конкретного вопроса в данный момент времени.
Каким набором навыков должен обладать главбух
Перечень необходимых знаний главбуха напрямую зависит от множества факторов. Это и сфера деятельности предприятия, и количество сотрудников в организации, и участие в компании иностранных инвесторов, и совмещение основных обязанностей с функцией финансового директора и т.д.
В трудовые обязанности главбуха входит:
Часто на малых предприятиях главбух не только сам занимается расчетом зарплаты и ведением прочих участков бухучета, но и выполняет все функции штатного кадровика. В этом случае в должностные обязанности главного бухгалтера дополнительно включается руководство кадрами организации.
Нужно помнить, что кадровый учет требует глубоких системных знаний, а совмещение обязанностей бухгалтера и кадровика может повлечь ряд негативных последствий для организации, в том числе в виде штрафов за нарушение трудового законодательства.
Что должен уметь бухгалтер участка учета
Участки бухучета формируются на предприятии по мере необходимости, никакого единого стандарта здесь не предусмотрено.
В одной организации различные участки учета могут создаваться по отдельным видам деятельности, например: производство — первый участок, опт — второй, розница — третий и т.д. В другой — на отдельных участках группируются хозяйственные операции по родственным признакам: учет основных средств, учет наличных и безналичных средств, учет расчетов по заработной плате и т.д.
Соответственно, знания и умения бухгалтера участка учета должны соответствовать тому набору трудовых функций, которые должен исполнять этот сотрудник на рабочем месте.
Пример
Наименование участка учета
Основные знания бухгалтера участка
Трудовые функции бухгалтера участка
Что должен знать начинающий бухгалтер
Специалист, не имеющий опыта работы, обычно начинает обучаться бухгалтерскому делу с учета первичной документации.
На этом этапе новичку достаточно знать:
Как проверить квалификацию бухгалтера
При устройстве на работу нового специалиста необходимо удостовериться, что кандидат отвечает вашим требованиям по трем основным направлениям:
Профессиональный опыт. Вопросы по этому пункту должны включать следующие моменты:
Обратите внимание: не взаимосвязаны ли даты увольнения сотрудника с предыдущих мест работы со сроками сдачи отчетности.
Профессиональные знания. Предложите соискателю пройти небольшой тест из области профессиональных знаний бухгалтера с примерами, соответствующими специфике деятельности вашей организации.
Для выполнения задания предоставьте кандидату возможность выхода в интернет и посмотрите, какими источниками он пользовался для поиска нужного ответа.
Личные качества. Работа бухгалтера — зачастую монотонная рутина с многократным повторением типовых действий, которая требует постоянной концентрации и высокого уровня организованности.
Честность, усидчивость, математический склад ума — таков необходимый набор качеств для хорошего специалиста.
Клиенты 1C-WiseAdvice, доверившие нам ведение бухгалтерского учета, точно знают, что:
Экономика и бухгалтерский учет что нужно знать
Бухгалтерский учёт — это система непрерывного сбора, документирования и обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия, его имуществе и обязательствах.
Зачем нужен бухучёт
Пока бизнес некрупный, кажется, что всю информацию о денежных потоках и обязательствах возможно удержать в голове или достаточно записывать самое важное в тетрадку, а вести бухучёт бессмысленно. Это в какой-то мере правда: чем меньше бизнес и количество сделок, тем проще отслеживать операции. Но грамотный бухгалтерский учёт позволяет не только фиксировать факты хозяйственной жизни. Благодаря ему можно:
Согласно закону 402-ФЗ, бухучёт могут не вести ИП и филиалы иностранных компаний — все остальные предприятия обязаны это делать и сдавать конкретные формы отчётности в налоговую.
Правила бухучёта и ключевые понятия
Основа бухучёта — обработка первичных документов, которые соответствуют конкретным хозяйственным операциям. Это авансовые отчёты, счета-фактуры, накладные и т.п. Можно использовать унифицированные формы первичных документов или разработанные самостоятельно — главное, чтобы они содержали все реквизиты, прописанные в п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ. Для некоторых видов «первички» использование стандартных форм обязательно.
Сведения из первичных документов фиксируются в бухгалтерских регистрах — бумажных или электронных документах в форме ведомостей, журналов, таблиц и т.п. Каждое предприятие самостоятельно выбирает, какие регистры использовать, применяя стандартные или разработанные «под себя».
Информация из «первички» вносится в регистры по принципу двойной записи, которая отражает приход и расход материальных благ. Например, закупка сырья – это приход материалов для производства и в то же время — расход денежных средств. По каждому первичному документу в одной колонке прописывается приход (дебет), а во второй — расход (кредит) в денежном эквиваленте.
На основании проводок по каждому счёту считается сальдо — разница между его дебетовыми и кредитовыми оборотами за определённый период, которая может быть нулевой. Счета делятся на активные — отражающие активы предприятия, пассивные — отражающие источники и расход средств — и активно-пассивные. Если дебет по счёту больше кредита, сальдо называется дебетовым, если меньше — кредитовым, если дебет и кредит равны, то сальдо будет нулевым. Сальдо активного счёта может быть дебетовым или нулевым, сальдо пассивного счёта — кредитовым или нулевым, а сальдо активно-пассивного счёта — и дебетовым, и кредитовым, причём, возможно, одновременно.
Данные по каждому счёту помогают составить бухгалтерский баланс, в котором сгруппированы все активы и пассивы компании за отчётный период, и отчёт о финансовых результатах (он же ОПиУ — отчёт о прибыли и убытках). Эти два документа, а также приложения к ним — и есть бухгалтерская отчётность, которую каждое предприятие предоставляет в Налоговую службу раз в год. В перечень приложений входят: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств и пояснения к отчетности.
В правильно составленном балансе активы всегда равны пассивам.
Что такое упрощённый бухучёт
С 2013 года, согласно п. 4 ст. 6 закона 402-ФЗ, малые предприятия имеют право вести бухучёт в упрощённой форме.
Напомним, что бизнес считается малым, если его годовой доход не более 800 млн рублей, численность сотрудников — не более 100 человек, доля участия государства и фондов в уставном капитале — не более 25%, а доля других юрлиц — не более 49%.
Суть упрощённого бухучёта раскрыл Минфин России в Рекомендациях по применению упрощенных способов ведения бухучета и составления бухотчетности. Документ предлагает малому бизнесу 3 варианта упрощённого бухучёта: его полную форму, сокращённую и самую простую.
Полный вариант упрощённого учёта рекомендован предприятиям, которые сталкиваются с большим количеством разноплановых хозяйственных операций. Он предполагает использование сокращённого плана бухгалтерских счетов, в котором родственные счета объединены в один. А также этот способ позволяет исправлять ошибки в текущем периоде отчётности. Шаблоны регистров, которые можно применять при такой форме упрощённого учёта, приведены в виде приложений к Рекомендациям.
Сокращённая форма упрощённого учёта предполагает всё то же, что и полная, но также позволяет вести вместо нескольких регистров всего один — журнал учёта фактов хозяйственной жизни. Образец журнала тоже есть в приложении к документу Минфина.
Самая простая форма упрощённого учёта рекомендована только микропредприятиям — компаниям, у которых не более 15 работников, а годовой доход — не более 120 млн рублей. Этот способ ведения бухучёта позволяет отказаться от двойной записи с указанием дебета и кредита. И вести только книгу учёта фактов хозяйственной жизни по группам статей документов отчётности так называемым. Такой метод бухучёта называется кассовым.
Все 3 формы подразумевают и упрощённую бухгалтерскую отчётность: малые предприятия обязаны предоставить налоговой только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах — без приложений.
Тем не менее, не все малые предприятия могут вести упрощённый бухучёт. Это запрещено для:
Как обойтись без бухгалтера
Если вы пока не можете взять опытного специалиста в штат, есть другие способы справляться с бухучётом.
Если вы ИП, можно не вести бухгалтерский учёт и ограничиться финансовым, который позволит отслеживать денежные потоки.
Если вы ООО, удовлетворяющее критериям малого бизнеса, попробуйте вести учёт самостоятельно — пройдите краткосрочные бухгалтерские курсы или используйте специальные программы, не требующие особых экономических знаний. Некоторые сервисы предлагают бесплатный пробный период использования и варианты решений для бизнеса на выбор. Например, у Бухгалтерии Сбербанка их три.
Если вы применяете несколько налоговых режимов, бухучёт будет сложным — в данном случае желательна квалифицированная помощь. Наймите стажёра-операциониста, который сможет обрабатывать первичную документацию, или отдайте ведение бухучёта на аутсорсинг, или используйте разное ПО для операций по каждому режиму. Затраты на эти услуги окупятся сполна.
Как выбрать программу для бухучёта
Идеального программного обеспечения, которое подошло бы и лавке по продаже орехов, и оконной фабрике, не существует. Выбирая программу, подумайте, что она должна уметь и каким запросам соответствовать. Вот перечень параметров, которые стоит учесть:
Программы, рассчитанные на неспециалиста, легче в использовании: они дают подсказки, формируют отчёты по готовым схемам и упрощают анализ финансовых данных.
Как составить учётную политику
Учётная политика — это подробная инструкция по ведению бухгалтерского и налогового учёта. Составляет её, как правило, бухгалтер, а одобряет и закрепляет соответствующим приказом — руководитель компании. Если учётная политика разработана грамотно, благодаря ей в случае увольнения бухгалтера дела с лёгкостью сможет продолжить новый специалист или сам руководитель.
Перечень положений учётной политики зависит от вида деятельности компании, выбранного налогового режима и того, упрощённый учёт применяется или полный. Но — в части бухгалтерского учёта — в учётной политике должно быть указано следующее:
Шаблоны реестров и первичной документации, если они разработаны компанией самостоятельно и отличаются от унифицированных, оформляются в виде приложений к политике.
Для создания учётной политики, включающей бухгалтерский и налоговый разделы, можно использовать платные или бесплатные конструкторы, которые легко найти через интернет-поисковики. Как правило, такие сервисы умеют подстраиваться под применяемый налоговый режим и даже совмещение режимов. Главное, убедитесь в том, что используемый конструктор учитывает актуальные требования законодательства, а если есть возможность — обратитесь за разработкой документа к профессионалу.
Учётная политика едина для всех структурных подразделений бизнеса. По мере необходимости документ можно дополнять новыми положениями, а вот менять позволено всего 1 раз в год. И только в 3 случаях: если изменилось законодательство или условия хозяйствования (например, виды деятельности), а также если выбраны другие способы ведения бухучёта.