Экспозиционная терапия что это такое
«Взгляни в глаза своему страху»: терапия для тех, кого мучает тревога
Все мы иногда волнуемся и переживаем. К сожалению, для некоторых людей хроническая тревога становится серьезной проблемой — в таких случаях врачи говорят о тревожном расстройстве того или иного типа. К счастью, существуют эффективные методы лечения, один из них — экспозиционная психотерапия.
Что такое экспозиционная терапия
Это одна из разновидностей когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). КПТ помогает пациентам изменить устоявшиеся шаблоны мышления и привычки, и тем самым позволяет ослабить или устранить проявления депрессии, тревоги, зависимости и других психических расстройств.
Экспозиционная терапия, основанная на принципе «Взгляни в глаза своему страху», учит пациента сохранять самообладание, несмотря на воздействие пугающих факторов.
«В процессе терапии пациент какое-то время находится в ситуации, которая вызывает сильный страх, или максимально ярко ее воображает. Могут также применяться технологии виртуальной реальности. К примеру, пациент, которые боится высоты, катается на колесе обозрения. Чем дольше длится так называемая экспозиция, тем больше ослабевает тревога», — объясняет клинический психолог Пол Грин.
Научно доказано, что регулярная практика экспозиции уменьшает проявления различных тревожных расстройств. Экспозиционная терапия обычно проводится еженедельно в течение нескольких месяцев.
Как этот вид терапии помогает при различных расстройствах?
Шаг за шагом
Эффективность этого вида терапии подтверждается десятками лет исследований, и во многих странах для лечения тревожных расстройств применяют в первую очередь именно ее. Доказано, что при лечении тревожных расстройств экспозиция более эффективна, чем традиционная «разговорная» психотерапия.
«Если вы страдаете тревожным расстройством, постарайтесь найти терапевта, специализирующегося на экспозиционной терапии. Прекрасно понимаю, что вам очень не хочется ее проходить. Но помните, что профессиональный терапевт всегда будет согласовывать предстоящие упражнения с вами и учитывать пределы ваших нынешних возможностей.
Он не будет пытаться насильно заставить вас выполнять какие-либо действия. Каждый специалист прекрасно знает, что экспозиционная терапия максимально эффективна только тогда, когда вы преодолеваете испытания, которые вам по силам», — объясняет Пол Грин.
Экспозиционная терапия
Экспозиционная терапия обычно начинается на втором этапе психотерапии навязчивых состояний (Riggs D., Foa E., 1993; Steketee G., 1993), уже после того как проведено первоначальное когнитивное реструктурирование (Beck J., 1995; Salkovskis P., Kirk J., 1997).
Некоторые авторы психотерапевтические техники, которые можно отнести к экспозиционной терапии, например, такие как: «наводнения», «воображения», «тренинга в реальной жизни», обозначают словосочетанием «вскрывающая терапия» (Foa E. et. al., 2000).
В определенных вариантах «вскрывающей терапии», например, технике «наводнения», терапевтические сессии стартуют с представления самой опасной ситуации, в других случаях (систематическая десенсибилизация) экспозиция начинается с ситуаций и событий из средних пунктов иерархии.
Важно первоначально объяснить пациенту, на что направлена экспозиционная терапия, затем составить поэтапную программу лечения и вместе с пациентом приступить к «погружению» в «опасную ситуацию».
Домашние задания также представляют собой важную часть поведенческой терапии.
Перед проведением поведенческой терапии составляется список иерархии «опасных» ситуаций от наименее опасных — к наиболее, затем пациент обучается «терпеть» чувство тревоги и страха во время «погружения» в ситуацию, наблюдая как бы со стороны за своей тревогой и ощущая, как она ослабевает в своей выраженности без совершения ритуала (подавление тревоги).
Учитывая, что образ жизни семьи пациента с обсессивно-компульсивным расстройством может в значительной степени подстраиваться под его симптомы, в некоторых случаях, особенно касающихся детей и подростков, уместно оценить эти изменения в семье и привлечь партнера пациента или других членов семьи к совместной разработке плана лечения.
Отметим, что и в психотерапии посттравматического стрессового расстройства устранение навязчивых воспоминаний можно добиться с помощью техник воображения, где пациенты встречаются с травматическими следами памяти. Так, например, подробный до мелких деталей, на протяжении 45-60 минут рассказ о пережитой травме, причем в настоящем времени может способствовать более редкому возвращению тягостных воспоминаний.
Трудно переоценить правильно выбранную продолжительность экспозиции. Экспозиционная терапия в первую очередь ориентирована на длительную конфронтацию с теми стимулами, которые запускают навязчивости и сопровождающее их чувство тревоги. Длительная конфронтация намного результативнее, чем короткая и прерывистая (Rabavilas A., et. al., 1976). Результаты многих исследований свидетельствуют, что для снижения уровня тревоги и уменьшении потребности в ритуальных действиях, требуется непрерывная экспозиция продолжительностью около 90 минут, однако, при необходимости экспозиция может быть и более длительной, главное, чтобы больной почувствовал, что его напряженность и тревога пошла на убыль. Экспозиция может быть и более короткой, по нашему опыту — все равно не менее 40 минут, если пациент сообщает о заметном уменьшении тревоги, возникающей из-за обсессий.
В свою очередь, пролонгированная конфронтация, в конце концов, приводит к угасанию тревоги и навязчивых состояний, в результате, каждая последующая встреча с «опасным» стимулом, становиться менее угрожающей и легче переносимой.
Уменьшение выраженности тревоги в свою очередь приводит к ослаблению и все более редкому появлению реакций избегания, которые обычно поддерживают существование навязчивых состояний.
В ходе экспозиционной терапии следует блокировать тенденции пациента к уклонению и бегству от ситуаций, способных вызвать навязчивые состояния, проявления агрессивных действий направленных на самого себя или окружающих.
Принято считать, что экспозиционная терапия «в воображении» гораздо менее эффективна, чем «погружение» в реальной среде — in vivo.
Несмотря на то, что первые сеансы «погружения» пациент чаще всего проводит вместе с психотерапевтом, отметим, что наиболее важное значение имеет экспозиция, которая проводится больным самостоятельно в реальной среде (in vivo). В последнем случае тревога редуцируется значительно быстрее, чем когда экспозиция проходит в кабинете психотерапевта. Заметим, что нередко даже в процессе ознакомления с правилами экспозиционной терапии у пациента отмечается снижение уровня тревоги.
Экспозиционная терапия эффективна как при индивидуальной, так и при групповой терапии, однако, она имеет и противопоказания, в частности, не может быть рекомендована пациентам с низким порогом фрустрационной толерантности или тем больным, которые в текущий момент времени испытывают реальную опасность от внешнего окружения.
Каждая из этих форм психотерапии имеет свои преимущества и свои недостатки и хотя пациенты чаще всего предпочитают индивидуальную психотерапию, групповая может ускорить процесс выздоровления, за счет взаимного обучения участников группы навыкам преодоления стресса.
Особенно эффективная групповая экспозиционная терапия при социальных фобиях, с последующим после проведения экспозиции обсуждения поведения каждого из членов группы.
Важно, чтобы в момент появления навязчивых состояний пациент мог конструктивно и без задержки свободно выразить те эмоции, которые он пытается скрыть или трансформировать в ритуалы.
В процессе экспозиции он не должен фокусировать свое внимание на «страшных мыслях», констатации своего плохого самочувствия, болезненных ощущениях, думать об использовании каких-либо медикаментов, снимающих чувство тревоги.
Экспозиционная терапия
В процессе экспозиционной терапии, погружаясь в ситуацию риска, пациент, нередко, пытаясь уйти от стресса, «выбирает» варианты мышления и поведения, которые могут быть прошлым или стать новым ритуалом.
Для того, чтобы «погружение» в ситуацию стало эффективным, он не должно прерываться ритуалами, последние при первом приближении должны сразу же пресекаться психотерапевтом.
Необходимо сначала распознать первые симптомы ритуалов, а затем отличить формирующиеся навыки преодоления тревоги, от вновь возникающих ритуалов.
Если пациент научиться спрашивать себя: напоминает ли то, что он делает новый ритуал, тогда он сможет понять какую стратегию поведения выбрать в том или ином случае. Обычно, правильная стратегия, направленная на преодолении стресса позволяет пациенту чувствовать себя комфортнее. Если он замечает, что формируется новый ритуал, то важно, чтобы при этом не произошло усиление тревоги.
Вообще при проведении экспозиционной терапии умению управлять эмоциональным состоянием и, в частности, контролировать уровень тревоги, придается большое значение.
Косвенным признаком усиления тревоги может быть склонность пациента задавать себе или окружающим одни и те же вопросы. Еще одним индикатором тревоги является стремление переложить ответственность на психотерапевта или кого-либо из близких родственников.
Врач должен разъяснить больному, что ему необходимо как можно чаще принимать решение самостоятельно, как бы это не было трудно и с его точки зрения опасно.
Больной должен быть заранее проинформирован психотерапевтом о возможных вариантах течения навязчивостей и ритуалов в процессе экспозиционной терапии, о высокой вероятности, возникновения временных эпизодов обострения навязчивостей, которые однако, будут менее выраженные, быстрее закончатся и, как правило, станут появляться все реже и реже.
Следует отметить опасность привыкания пациента к словам утешения, уверений, ободрений, звучащих со стороны родственников или врача, например, таких как: «все будет хорошо», поскольку подобные слова, также могут стать частью, нередко очень устойчивого ритуала.
В настоящее время остается спорным ответ на вопрос, что эффективнее для лечение навязчивостей: интенсивное погружение в ситуацию высокого риска или медленное в менее опасную? Хотя, большинство авторов рекомендует интенсивное погружение в ситуацию высокого риска, по крайней мере, при умеренной выраженности навязчивых состояний, сами пациенты, напротив, склонны к постепенному усилению стресса в процессе курса экспозиционной терапии. По большому счету, для каждого пациента необходимо определить свой темп предъявления экспозиций, причем каждая из них должна проводиться после согласия пациента и наличия устойчивой мотивации к данному методу психотерапии. По мнению E. Foa et M. Franklin (2008), предпочтительно добраться до наиболее проблемной ситуации в иерархическом списке в течение первой недели интенсивного вмешательства (ежедневные двухчасовые сессии в течение трех недель), чтобы иметь достаточно времени для повторения наиболее трудных экспозиций в оставшиеся две недели курса экспозиционной терапии.
Аналогично, неясно оптимальное количество терапевтических сессий и их частота проведения при навязчивостях.
Наш опыт свидетельствует о желательности более частых терапевтических сессий (3 раза в неделю), с общим количеством не менее 25-30. Идеальным вариантом следует считать ежедневные экспозиции на протяжении месячного курса терапии. Более редкие экспозиции возможны в тех случаях, когда пациенты хорошо мотивированы на психотерапию, регулярно выполняют домашние задания на экспозицию, а симптоматика обсессивно-компульсивного расстройства не резко выражена.
Терапевтическое вмешательство ограниченное экспозиционной терапии менее эффективно, чем комплексное психотерапевтическое воздействие, включающее в себя рекомендации, направленные на профилактику рецидива.
Отметим, что экспозиционная терапия под непосредственным руководством психотерапевта, особенно если она продолжается не менее двух часов, оказывается более результативной, чем самостоятельная экспозиция.
Специалисты по лечению навязчивостей подчеркивают, что экспозиционной терапии в идеале должна предшествовать фармакотерапия, которая ослабляя выраженность тревоги и депрессии, отчасти редуцирует и негативные эмоции, возникающие в процессе экспозиционной терапии. Также желательно после завершения основного курса терапии сохранять терапевтическую поддержку, выражая ее хотя бы в отдельных краткосрочных терапевтических сессиях. В конце концов, необходимо добиться полного контроля со стороны пациента навязчивых состояний, пусть проявляющих себя и в не резко выраженной форме.
Книга «Навязчивые состояния»
Экспозиционные стратегии в лечении ПТСР
Аарон Брайнен (Aaron Brinen), доктор психологических наук
Хотя посттравматическое стрессовое расстройство было первоначально систематизировано в DSM-III как тревожное расстройство, клиницисты, работающие с людьми, пережившими травму, знают, что стыд и вина, испытываемые этими клиентами, одни из самых токсичных и сложных эмоций для работы с ними. Несмотря на то, что ожидается, что после ужасающей травмы человек, переживший ее, может испытывать ужас, стыд или вина, связанные с самообвинением за травму, запутывают разум.
В недавнем исследовании Langkaas и коллеги (2017) предположили, что у людей с ПТСР наличие этих не основанных на страхе эмоций может вмешиваться в экспозиционную терапию ПТСР и прогнозировать слабый отклик на нее. Эти исследователи сравнили экспозиционные процедуры с рескриптингом в воображении, процедурой, которая, как считается, лучше всего подходит для эмоций, не основанных на страхе. В экспозиции индивид неоднократно и в течение продолжительного периода возвращается в травматическое воспоминание, используя образность. В рескриптинге в воображении, индивид возвращается в травматическое воспоминание, но переписывает окончание травматического события, вводя в память его нынешнюю версию и исправляя его предполагаемую виновность в травматическом событии. Ни одна из гипотез не подтвердилась. Экспозиционные стратегии были такими же эффективными, как и рескриптинг в воображении. Наблюдался схожий уровень влияния на эмоции страха и эмоции, не основанные на нем.
Как это могло быть? Как могла экспозиция помочь таким эмоциям как стыд и вина?
Когнитивная формулировка ПТСР.
ПТСР может мыслиться как фобия по отношению к воспоминанию, которая развивается после травматического события.
В результате люди избегают:
Когда индивид избегает воспоминания, любая попытка оценить, организовать и вспомнить детали приостанавливается. Воспоминание становится недоступным для человека, чтобы собрать значимую информацию в целях когнитивной реструктуризации.
Такие эмоции как стыд и вина подпитываются мыслями, приписывающими ответственность, виновность и содействие индивиду.
Стратегия изменения: Экспозиция.
Чтобы уменьшить или устранить переживание не основанных на страхе эмоций, таких как стыд и вина, человеку нужно изменить бесполезные и неточные когниции. Сложность в использовании Сократовского подхода для проверки когниций – недоступность корректной информации и данных. Например, мужчина, который был травмирован в детстве, таит убеждение: «Мне следовало остановить преступника». Это убеждение приводит к вине за то, что он не остановил травму, которая произошла. Долгие годы семья, друзья и профессионалы говорили ему, что это не его вина, он был маленьким ребенком. Однако эти слова никогда не приводили к существенному облегчению и часто вели к новой вине.
Чтобы получить длительное облегчение, мужчине нужно рассмотреть основные сократовские вопросы: «Какие есть доказательства того, что это была ваша вина? Какие есть доказательства того, что это не было вашей виной?» Препятствующий фактор в ПТСР – доказательства, необходимые, чтобы изменить убеждение, обнаруживаются через намеренное рассмотрение событий травмы – той памяти, что индивид фобически избегает. Дальше значимая коррекция убеждения требует расширенного обзора данных и способности к обработке информации. Логическое мышление парализовано в период тревоги крайней степени, и человек полагается на избегание как копинговую стратегию. Избегание воспоминания объясняет, почему мужчина не приходит к самым логичным выводам: Он был только мальчиком, и у него не было сил в тот момент. Поскольку он избегает воспоминаний, у него нет доказательств для развития нового вывода.
Память извлекает такую интенсивную тревогу, которую индивид не может систематически оценить и интегрировать информацию о событии. Изменение убеждения будет сложным до тех пор, пока человек обладает фобической реакцией по отношению к воспоминаниям. Следовательно, экспозиция может быть простой и эффективной стратегией устранения симптомов ПТСР и не основанных на страхе эмоций.
Экспозиционные стратегии.
Без фобической реакции на воспоминания, индивид может взглянуть на когниции, связанные со стыдом и виной, и изменить их с помощью доступных данных. В случаях, где когниции стыда и вины не корректируются через только повторение воспоминания, терапевт может обратить внимание человека на вновь доступную информацию и задать хорошо поставленные вопросы, чтобы изменить бесполезное и неточное убеждение.
Посттравматическое стрессовое расстройство приносит хаос в жизнь пережившего травматическое событие. Клиницист может легко почувствовать себя ошеломленным и сбитым с толку сообщением человека, пережившего травму, что осложняется стыдом и виной. Эта реакция на сложности ПТСР может привести клинициста к постановке бесполезных гипотез и интервенций.
С индивидуальной когнитивной формулировкой, клиницист может придать смысл хаосу и совместно выбрать единую, долгосрочную стратегию для изменения.
Предотвращает ли ранняя экспозиционная терапия посттравматическое стрессовое расстройство?
Актуальность
Примерно 70% людей испытывают травмы в течение жизни, и большинство восстанавливаются естественным путем и не страдают посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
Можно ли предотвратить ПТСР, связанное с определенным событием, если вмешаться сразу после травмы?
Результаты проведенного ранее исследования свидетельствуют, что психологический анализ в группах может помешать естественному восстановлению. Однако было показано, что раннее вмешательство с длительным воздействием (в течение нескольких часов после травмы) способствует снижению риска ПТСР на 50% при последующем наблюдении.
В настоящее время не определена оптимальная продолжительность раннего вмешательства.
Дизайн исследования
В исследование были включены 95 пациентов с недавно перенесенной травмой. Пациентов рандомизировали в отношении 1,5:1,5:1 в группу одного сеанса экспозиционной терапии, 3 сеансов экспозиционной терапии и группу, где только проводилась оценка состояния. Терапия проводилась в среднем через 6 часов после травмы.
Результаты
Источник: Jessica L. Maples‐Keller, Loren M. Post, Matthew Price, et al. Depression and Anxiety. 2020 April.
Всероссийская Образовательная Интернет-Сессия
Информация и материалы, представленные на настоящем сайте, носят научный, справочно-информационный и аналитический характер, предназначены исключительно для специалистов здравоохранения, не направлены на продвижение товаров на рынке и не могут быть использованы в качестве советов или рекомендаций пациенту к применению лекарственных средств и методов лечения без консультации с лечащим врачом.
Лекарственные препараты, информация о которых содержится на настоящем сайте, имеют противопоказания, перед их применением необходимо ознакомиться с инструкцией и проконсультироваться со специалистом.
Мнение Администрации может не совпадать с мнением авторов и лекторов. Администрация не дает каких-либо гарантий в отношении cайта и его cодержимого, в том числе, без ограничения, в отношении научной ценности, актуальности, точности, полноты, достоверности научных данных представляемых лекторами или соответствия содержимого международным стандартам надлежащей клинической практики и/или медицины основанной на доказательствах. Сайт не несет никакой ответственности за любые рекомендации или мнения, которые могут содержаться, ни за применимость материалов сайта к конкретным клиническим ситуациям. Вся научная информация предоставляется в исходном виде, без гарантий полноты или своевременности. Администрация прикладывает все усилия, чтобы обеспечить пользователей точной и достоверной информацией, но в то же время не исключает возможности возникновения ошибок.
Виды и методы психотерапии
Если вы приняли решение посетить психотерапевта, то есть большая вероятность, что вскоре вы столкнетесь с разными видами и методами терапии и встанете перед выбором: какой из них предпочесть? Ведь методики ориентированы на разных людей, разные проблемы и имеют разные конечные задачи. Чтобы получить максимально возможный результат от психотерапии, стоит изучить ее виды.
Рассказываем все подробности о видах и методах психотерапии, чтобы помочь с непростым выбором как психологам, так и пациентам.
Для чего разбираться в видах психотерапии?
Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.
Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то – с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?
Основные виды и методы психотерапии
Арт-терапия
Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество – это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые – и есть основная задача арт-терапевта.
Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.
Клиент-центрированная психотерапия
Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.
Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.
Когнитивно-поведенческая терапия
Основывается на теории, что поведение человека является своеобразной реакцией с учетом прошлого опыта. Главная задача психотерапевта – помочь клиенту в изменении своих поведенческих ответов на возникающие стрессовые события.
Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.
Телесная терапия
Это комплекс методов, который помогает максимально деликатно справиться с психологическим сопротивлением клиента для быстрого доступа к его бессознательному. В итоге психотерапевт получает возможность проанализировать взаимосвязь между разумом и телом человека и достичь конечной цели – изменения психоэмоционального самочувствия в положительную сторону.
Психоанализ
Родоначальник этого популярного учения – Зигмунд Фрейд – положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.
Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа – свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.
Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз
Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.
Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.
Танцевально-двигательная терапия
Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.
Семейная терапия
Семейное консультирование – это область психотерапии, которая фокусируется на семейных проблемах, помогает всем членам семьи (в том числе и детям) справиться с конфликтами, наладить взаимопонимание и гармоничное взаимодействие друг с другом посредством верных решений и нового поведения.
Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.
Гештальт-терапия
Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия – это эффективный подход в работе с детьми и подростками.
Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.
Гипноз
Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.
Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.
Юнгианский анализ
Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.
Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову – запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству – выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.
Психодрама
Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.
Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.
Какой вид психотерапии выбрать?
Мы рассказали лишь об основных терапевтических методиках, коих в практике действующих коррекционных специалистов великое множество.
Сразу ответим, что нет идеального вида психотерапии, который был бы лучше и эффективней всех остальных. Выбор должен зависеть от особенностей личности пациента, его поведения, взглядов и убеждений, от конкретной проблемы и от искреннего желания ее решить.
Изучите свои цели, посоветуйтесь со специалистом, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Возможно, какой-то метод откликнется именно вам, и вы с энтузиазмом пожелаете испробовать его действие.
Важным будет полное понимание своих задач и их соответствие возможностям существующих методов психотерапии. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия исследует, как мысли человека влияют на поведение; клиент-центрированный метод помогает самостоятельно разобраться в своих проблемах; экзистенциальный подход отвечает на главные жизненные вопросы и т.д.
На что еще обратить внимание при выборе психотерапевта?
Для достижения результата важен не только метод, который будет применяться терапевтом в процессе консультаций, но и ваша взаимная симпатия и понимание – насколько специалист внимательно слушает, принимает ваши проблемы и уважительно к вам относится.
Другой важный момент – это осознание психотерапевтом ваших задач и стремлений. Если специалист знает, чего вы ждете от терапии, у него будут все возможности подобрать тот метод, который подходит именно вам, чтобы справиться именно с вашей проблемой. Не стесняйтесь обсуждать этот момент, если ощущаете, что какие-то предложенные техники вам не подходят. Если и после этого врач продолжает настаивать на применении своего метода, уверяет, что вы сопротивляетесь и сами не заинтересованы в выздоровлении, лучше обратиться к другому специалисту.