Эль шадай что значит

Глава шестая. Шестое Богоявление Аврааму. Завет нового имени и обрезания

6.1. Явление Эль-Шаддая, Бога Всемогущего. И вновь Богоявление

Аврам был девяноста девяти лет, и Ягве явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов ( Быт. 17:1–4 ).

Происходит новое Богоявление и обновление Завета с Авраамом. На сей раз, этот Завет получает свою печать – печать имени и печать обрезания.

Аврам был девяноста девяти лет.

Почему Господь так долго медлит с исполнением обетования, данного избраннику Своему? Ведь у Авраама все еще нет законного сына от Сарры, жены своей, а, при этом, он уже столько раз слышал от Бога о многочисленном потомстве своем?

Это происходит таким образом, чтобы:

– испытать терпение и веру Авраама;

– показать всемогущество Божие, побеждающее старость Авраама, старость и неплодие Сарры;

– сын обетования родился не от юношеской страсти, а в бесстрастии, от силы Божией.

И вот, вновь Богоявление – Ягве явился Авраму, девяностодевятилетнему старцу. Вновь, как и в Сихеме, Ягве явился (вайэра Ягве). Авраам зрит Господа. Святые отцы дают догматически выверенное разъяснение этого явления Ягве Бога.

Исключительность откровений Бога Эль-Шаддай Аврааму не исключала то праоткровение, которое, хотя и мифологизированно, сохранялось у идолопоклоннических племен земель Благодатного полумесяца, в которых жил и странствовал Авраам. Кстати, некоторые исследователи 534 в наименовании семитского бога אל שדי (Эль-Шаддай), или просто שדי (Шаддай), усматривают созвучие с наименованием высшего китайского божества Шан-ди. Удвоенное «д» в «Шаддай» может, ведь, и трансформироваться или прочитываться, как «нд», подобно тому, как в греческом «γγ» и в славянском «гг» прочитываются как «нг». Ушедшие от Вавилона на восток племена, составившие китайскую народность, могли сохранить память о Боге Эль-Шаддай, как высшем Божестве. Шан-ди китайцев – не память ли о Боге Авраама Эль-Шаддай?

Но אל שדי (Эль-Шаддай) это не только Бог Всемогущий. Еврейское слово дает еще, несколько иное, значение, еще более глубинно раскрывающее Бога.

Итак, Эль Шаддай – Бог Всемогущий, Бог завета и откровения, Тот, Который самодостаточен и Тот, Которого достаточно. Тот, Который всему и всем может сказать: достаточно!

Продолжая, Бог говорит павшему ниц Аврааму:

Я – вот завет Мой с тобою, ты будешь отцом множества народов.

Речь Бога обрывиста, пресечена.

Св. Филарет Московский: «Я – се завет Мой с тобою. Речь сия кажется пресеченною и не в правилах словосочинения. Но, сколько она неправильна, столько знаменательна. В человеке нет ничего ненавистнее, как «я»; в Боге нет ничего величественнее, как «Я». Поразительно! – в человеке нет ничего ненавистнее, чем «я», в Боге – нет ничего величественнее, чем «Я»!

Бог ставит Авраама пред Лице Свое, а потом говорит с ним, заключает завет. Этим объясняется пресеченность речи Божией. В тот момент, Бог и Авраам были друг перед другом. Павший ниц Авраам и Всемогущий Бог над ним.

В обычаях древности нельзя было говорить «я» пред высшим лицом. Бог, произнося Я, действует как Всемогущий, как Эль-Шаддай.

6.2. Завет нового имени

Открывшись Аврааму, Эль-Шаддай, Бог Всемогущий, Тот, Которого достаточно, заключает Завет с ним, через дарование ему нового имени.

Я – вот завет с тобою, – говорит Эль Шаддай, Бог Всемогущий: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма расположу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом ( Быт. 17:4–8 ).

В Завет вступают Бог и человек. При этом, происходит некоторое таинственное сочетание имени Божия с именем человеческим. Это произошло при имянаречении и обрезании Авраама, а потом – его потомков. Это происходит ныне во святом крещении, в монашеском пострижении.

При заключении завета с Авраамом происходит не просто наречение имени, но перемена имени. Перемена имени может иметь различное значение.

Перемена имени «означает власть переименующего и назначение переименуемого к новому званию или служению». Древние владыки, возвышая своих слуг, давали им новые имена. Так, фараон, возвысив Иосифа, нарек его Цафнафпанеах ( Быт. 41:45 ), а Даниил в Вавилоне был наречен Валтасар. Бог, возвышая Авраама до завета с Собою, дает ему новое имя.

Новое имя может быть дано в память какого-то происшествия. Так, Иакову было дано имя Израиль в память его ночного борения с Богом ( Быт. 32:28 ).

Новое имя может означать особое призвание и предопределение Божие о переименуемом. Новое имя праотца Авраама означает, что ему, старому и бездетному, надлежит стать отцом множества народов. Ему же надлежит и стать отцом всех верующих ( Рим. 4:11 ).

Следует отметить, что не так часто сам Бог нарекал имена человекам. Чаще это происходило через ангелов. Бог переименовал Авраама и Сарру, нарек имя Исааку и переименовал Иакова в Израиля. И Сам наименовался Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова (Израиля), таинственно явив Себя во Святой Троице. От этих богонареченных праотцов – вся вера на земле. Больше в Ветхом Завете Бог Сам не нарекал имен никому. В Новом Завете Христос переименовал Симона в Петра (Кифу) и положил его камнем в основании Церкви.

Прежнее имя праотца – אברם (Аврам), новое – אברהם (Аврагам). В тексте LXX: Αβραμ (Аврам) сменяется на Αβρααμ (Авраам). Вульгата передает смену имени точнее, в соответствии с еврейским оригиналом: Abram – Abraham.

Что же означает перемена имени праотца, при заключении с ним завета Божия? Знатоки еврейского языка и святые отцы приводят несколько значений этой перемены имени.

Основное значение прежнего и нового имен праотца извлекается из лингвистического анализа слов, составляющих эти имена. Так, слово אב (Ав) означает «отец», слово רמה (рама) означает «возвышенность», «высота». Таким образом, (Аврам) означает «отец возвышения» или «высокий отец». Добавление ה в середину слова дает новый корень הם (hам), производимый от слова המון (hamon), что значит «множество». Отбрасывая букву ו из имени, получаем слово אב־הם (Ав-гам), означающее «отец множества». Буква ו в таком случае – лишняя, но продолжает оставаться и произноситься в имени. Внесением ה в имя праотца достигается ассоциация слова Ав-ра-гам со словом Ав-гам (отец множества). В именах на разных языках такое нередко бывает, когда значение слова улавливается по ассоциации, а не по точному звучанию. При этом, бывает, остаются ненужные буквы (звуки) или, наоборот, недостают необходимые.

Аврааму уподобятся волхвы при Рождестве Христовом. Созерцавшие высь астрологи-звездочеты, придут из-за реки, из далекой Персиды в Обетованную Землю и вернутся, породив проповедью множество, уверовавших в пришедшего Мессию-царя.

Даровав Аврааму новое имя, Бог вновь дает ему обетование:

И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. ( Быт. 17:6 ).

– Саул, Давид, Соломон;

– Ровоам и его потомки-цари;

– Иеровоам и ряд непродолжительных династий десятиколенного царства;

– цари, потомки Исава;

– арабские князья, потомки Измаила.

– Царь Иудейский, Христос Мессия.

Далее, Господь вновь обновляет Завет с Авраамом.

И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом ( Быт. 17:7–8 ).

Завет с потомками Авраама – Завет вечный, и земля дается во владение вечное. Вечность может рассматриваться в двух значениях:

Завет вечный и владение вечное на все времена до пришествия Мессии, т.е., речь идет о временах ветхозаветных.

На все времена до кончины мира. Обетование переходит от потомков Авраама по плоти на всех его потомков по вере.

Обетование действительно переходит в вечность. К вечной жизни будет приобщена и новая земля.

Вновь Бог поставляет завет между Собою и Авраамом, и его потомством. Поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их. Вновь Бог навсегда обещает землю во владение вечное. Но теперь с большей, чем ранее, силой звучит, собственно, религиозный смысл Завета: Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. Это уже не просто благословение многочисленного потомства и земли – это завет религии. Эль-Шаддай будет Богом Авраама и его потомков, а они будут носителями истинной веры.

6.3. Обрезание – знак Завета

Каждый раз, когда Бог заключал завет Свой с людьми, Он давал некий знак, знамение завета. Ползание змеи – при завете с Адамом, радуга – при завете с Ноем. Получает свой знак и завет с Авраамом. Это – знак обрезания крайней плоти, уверовавших в Бога Авраама.

И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой. ( Быт. 17, 9–14 ).

Немного из истории обрезания у древних народов.

Ряд исследователей-критиков высказывал суждение, что обрезание не богоустановлено у евреев, а перенято ими от египтян. Но этому можно вполне возразить. Обрезание у евреев и египтян весьма отличается по ряду признаков.

Обрезание у израильтян – закон, а у египтян – произволение.

У израильтян обрезаны все, у египтян – преимущественно, жрецы, посвященные в тайные науки.

У израильтян обрезывался только мужеский пол, египтяне обрезывали и мужской, и женский пол.

Израильтяне совершали обрезание младенцев на восьмой день от рождения, египтяне обрезывали тринадцатилетних отроков. Можно даже предположить – а не заимствовали ли египтяне свое обрезание у арабов, потомков Измаила, обрезанного в тринадцать лет?

Обрезание есть знак Завета Бога с Авраамом и его потомством. По св. Филарету Московскому, оно является знаком трояким образом:

Обрезание есть знак союза.

С глубокой древности люди употребляли различные знаки заключаемого союза. Копье – знак войны, оливный жезл – знак мира. Иногда союзники носили определенный знак, чтобы узнавать друг друга. При заключении брачного союза, знаком являлось, и ныне является, обручальное кольцо. При заключении союза-завета с Авраамом и его потомством, Бог также употребляет знак. И сие обрезание будет знамением завета между Мною и вами ( Быт. 17:11 ). Св. Филарет Московский: «Действием обрезания означается вступление в завет с Богом, а состоянием обрезания – неизменность сего завета». Знак обрезания не может быть снят с тела. Бог заключает завет вечный, нерасторжимый. Однажды вступив в этот Завет, человек навсегда остается в нем.

Обрезание есть знак избрания.

Обрезание есть знак печати или тайны.

Обрезание имеет, как отмечает св. Филарет Московский, двоякое значение: учительное и прообразовательное:

Учительное значение обрезания.

Обрезание не должно было быть действием, касающимся только тела. Обрезание плоти указывает на обрезание греховного тела, на отсечение грехов и страстей, т.е. на обрезание духовное. Об этом говорилось в законе и у пророков еще в Ветхом Завете. Об израильтянах, погрязших в беззакониях, говорится: тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои ( Лев. 26:41 ), и в другом месте: итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны ( Втор. 10:16 ). Сравнивая язычников с израильтянами, пророк Иеремия говорит: Ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем ( Иер. 9:26 ). А первомученик архидиакон Стефан говорит иудеям, порицая их: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян. 7:51 ).

Прообразовательное значение обрезания.

Св. Писание Нового Завета и святые отцы усматривают в ветхозаветном обрезании прообраз новозаветного таинства крещения.

Христианская церковь восприняла глубинную связь между ветхозаветным обрезанием и новозаветным крещением. Это связь прообразовательная, но не только. Что в Ветхом Завете обрезание, то в Новом – крещение. Крещение сменяет собою обрезание. Это отсечение от греха и мира, это вочленение в народ Божий, это духовное возрождение. В связи с этим, и каноническое право христиан многое, касавшееся обрезания, применяло к крещению. Обрезание младенцев – крещение детей, восьмой день для обрезания – имянаречение христиан в восьмой день. В свое время, на Карфагенском соборе обсуждался даже вопрос – а можно ли в случае болезни крестить младенца до восьмого дня. Настолько, относящееся к обрезанию, соотносили с крещением. Собор все-таки решил, что крестить до восьмого дня можно. Прообразовательная связь (обрезания и крещения, в данном случае) не есть закон.

По заповеди Божией, обрезание должно было совершаться над человеком в восьмой день от рождения. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий (младенец) мужеского пола ( Быт. 17:12 ).

Почему обрезание должно было совершаться именно восьми дней от рождения? Это имело место, как по практическим соображениям, так и по таинственно-прообразовательному смыслу.

Восьмой день – день воскресения Христова и день будущего всеобщего воскресения из мертвых.

Аврааму и его потомству заповедано обрезание крайней плоти:

Обрезывайте крайнюю плоть вашу. ( Быт. 17:11 ).

Почему Господь избирает именно такую форму знамения Своего Завета с Авраамом?

Обрезание крайней плоти указывает на прародительскую адамову порчу, на первородный грех. Необходимо отсечение прародительского греха. Оно проходит через три стадии:

– Ветхозаветное обрезание. Освящение источника чадородия.

– Новозаветное крещение. Омовение от прародительского греха.

– Воскресение из мертвых. Полное освобождение от прародительского греха в обновленных телах.

И сказал Бог: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол ( Быт. 17:10 ). Обрезанию подлежал в народе Божием, народе Израильском весь мужеский пол. Естественно, возникает вопрос об участии женского пола в знамении завета.

Обрезанием только мужского пола подчеркивается патриархальный уклад Ветхого Завета в жизни ветхозаветных израильтян. Религия древнего Израиля, а в нынешнее время, особенно, мусульман – религия мужская. Вполне можно заметить мужской характер мусульманских народов и феминизированный – постхристианских. Кстати, феминизация ослабляет не только мужское начало, но и женское. Все упраздняется, и прокладывается путь к Содому. Христианский же идеал высвечивает всю силу мужского начала и красоту женского, на почве подлинной любви. А тогда, при Аврааме и его потомстве, вера и уклад были еще вполне патриархальны.

Женский пол не исключается из завета Авраамова, но входит в него своим рождением от обрезанных и обрезанием, рожденных от себя.

Женский пол входит в завет по обетованию и через мужа, с которым сочетается в браке.

Не только израильтяне, но и иноплеменники, живущие среди них, должны быть обрезаны.

Да будет обрезан у вас. рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое ( Быт. 17:12–13 ).

Почему слуги-иноплеменники и рабы должны были быть обрезаны?

Во-первых, как говорит св. Филарет Московский, «потому что необрезанные в доме обрезанных сделались бы предметом или отвращения, или соблазна для сынов завета». Израильтяне, вместе с живущими среди них, должны были быть единым, цельным народом Божиим.

От воли человека не зависит родиться потомком Авраама и наследником обетований Бога Авраама, но по своей воле человек может принять обрезание и вчлениться в народ Божий. Однако, Бог не заповедовал Аврааму распространять веру и обрезание на другие народы, и иудеи поныне не миссионерствуют. Прозелит берет на себя ответственность пред Богом и наследует Его обетования, но его потомок – не еврей и, если не обрежется, то не имеют никакого отношения к народу израильскому.

Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой ( Быт. 17:14 ).

Участь необрезанного израильтянина, как нарушителя завета Божия – да истребится душа та из народа своего. Потомок Авраама не свободен в своем выборе, в Аврааме он уже избран Богом. Да и всякий человек призван к Завету с Богом в праотце Адаме. К завету же обрезания призваны все потомки Авраамовы.

Что означает страшное определение; да истребится душа та из народа своего? По мнению иудейских и христианских толкователей, объясняется это различно:

– отлучение от общества Израилева;

– лишение жизни вечной.

Как согрешившие в Адаме, мы не о том должны спрашивать – почему некоторые наказаны и умирают, а о том – почему иные помилованы и живут. И еще. Существует не только личная вина, но и коллективная, общественная. Гуманизм все сводит к личному, индивидуальному. Но бывает вина отцов и общества, она может тяготеть и над неразумным младенцем. Верующий смотрит на все с позиции Промысла Божия и вечности, гуманист – с позиции личной и временной.

В мир пришел Мессия – Иисус Христос из Назарета. О Нем сказано: По прошествии восьми дней от рождения, когда надлежало обрезать (Младенца), дали Ему имя Иисус (Иешуа), нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве ( Лк. 2:21 ). Христос принял обрезание и имя. Восьмидневный, Он пролил первые капли крови. Потом, на кресте, кровные потоки от Его ран омыли землю и души. Исполнен закон, дана благодать крещения. И уже апостолы в новозаветных Писаниях не видят более нужды в обрезании. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ( Гал. 5:6 ). О том, что кончилось время плотского обрезания, сменившись на духовное, многократно говорят и св. отцы.

6.4. Новое имя праматери Сарры

И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою; но да будет имя ей: Сарра. Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее ( Быт. 17:15–16 ).

Не только Авраам, но и Сарра получает новое имя. Как от Адама и Евы весь род человеческий, так от Авраама и Сарры – весь род верующих. Ева стала матерью всех живущих (Ева означает жизнь); Сарра – праматерь израильского народа, народа веры во единого Бога. Праматерь Сарра стоит вместе с праотцом Авраамом у истоков веры на земле. Завет Божий объемлет, вместе с Авраамом, и ее. Испытание веры Авраама – это испытание и ее веры. И вместе с мужем она участвует в Завете нового имени, обретая его от самого Бога. И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою; но да будет имя ей: Сарра.

Каково же значение прежнего и нового имени праматери Сарры и каков смысл этого изменения? Как оно часто бывает – трудно однозначно определить значение старых имен. Порой, в одном и том же имени присутствуют различные оттенки смыслов.

Происходит смена имени שרי [Сарай] на имя שרה [Сара]. В LXX эта смена имени не вполне точно передана таким образом: Σαρα – Σαρρα (Сара – Сарра). Так же потом это передалось в славянском и русском переводах.

В комментарии к Пятикнижию О.К. Штейнберга (с. 38) поясняется: Сарай שרי (от корня) значит «ссорливая», שרה же (от שרר) – «княгиня».

Блаж. Августин несколько иначе приводит значение перемены имени Сарры: «Перемены имени Сарры причины [в Писании – Г.Ф.] не указано, но, как говорят занимавшиеся толкованием еврейских имен, содержащихся в этих священных Писаниях, имя Сара в переводе значит – Госпожа моя, а имя Сарра – Сила. Отсюда и написано в послании к Евреям: Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени ( Евр. 11:11 )». Действительно, «Сара» или, точнее, «Сарай» (שרי) наиболее соответствует значению «госпожа моя». В новом имени жены Авраама толкователи, на которых ссылается блаж. Августин, находят значение «сила» [сравни с «госпожа», «владычица», «княгиня»]. Неплодная, к тому же обессилевшая от старости, Сарра приобретает от Бога силу стать матерью. Таково действие и чудо Божие!

6.5. Смех Авраама. Судьбы Исаака и Измаила

Когда Бог сказал, что от Сарры, неплодной и состарившейся, произойдут народы и цари народов, «…пал Авраам на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим! Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак, и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год».

Бог дает обетование рождения сына от неплодной и заматоревшей, и от Авраама старца. Пройдено испытание веры и терпения, достигнуто бесстрастие, настало время явить чудо силы Божией. И тогда пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? И Сарра, девяностолетняя, неужели родит?

Иные осудительно видят в смехе Авраама неверие и даже находят в этом причину будущего страдания его потомков в Египте. Но это неверно. Другой оттенок мысли отражается уже в ряде древних переводов. Так, толковники халдейские (Таргум) переводят – вместо рассмеялсяизумился. У Онкелоса переводится, как возрадовался. Святые отцы оправдывают смех Авраама. Авраам изумлен и обрадован имеющим совершиться чудом.

Однако, верно и то, что Авраам к тому времени уже не ждал сына от Сарры и был внутренне согласен на Измаила. Смирился с тем, что потомство его будет от Измаила – по плоти, от Агари, хотя по закону – от Сарры, т.к. Агарь была ее рабыней.

Из слов Авраама о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! действительно видно, что Авраам на то время был согласен на потомство свое от сына Агари и думал, что на Измаиле исполнятся обетования Божии. И не к тем ли настроениям праотца до рождения Исаака восходят некоторые арабские предания, отразившиеся в Коране и мусульманском учении, о первенствующем значении Измаила?

Некоторое осуждение находит смех Авраама у блаж. Иеронима в работе «Против Пелагия». «Однако, патриарха, – как отмечает св. Филарет Московский, – оправдывает против осуждения сего само Слово Божие, когда приписывает ему веру оправдывающую ( Быт. 15:6 ) не изнемогающую, несмотря на то, что плоть уже омертвела ( Рим. 4:18–22 )».

В Исааке – радость Авраама. В Исааке Авраам и увидел день Мессии-Христа и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Для падшей человеческой природы, смех часто превращается в грех смехотворства, препятствующий покаянию и благочестию. Потому и апостол говорит, что смехотворство не прилично вам ( Еф. 5:4 ). Но, тот же апостол Павел дальше добавляет: а, напротив, благодарение. Благодарение же, евхаристия, вновь переходит в радость и даже в смех, как состояние будущего века. Об этом говорит Сам Христос: Блаженны плачущие ныне: ибо воссмеетесь ( Лк. 6:21 ). Ныне – плач, там – смех радости и благодарения! Ныне – вера, терпение и странничество Авраама, там – смех Исаака. Исаак – образ Христа.

Получая обетование потомства от Сарры, Авраам выражает свою готовность иметь потомство, хотя бы от Измаила, своего сына от рабыни, он немного сдался в своей вере. При этом, видно, что Измаил ему далеко не безразличен: О, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! – восклицает он. Праотец согласен, хотя бы на Измаила. Но он и не только согласен, хотя бы на него, нет! – он и хочет его. Авраам хочет, чтобы Измаил был жив. Но он хочет и еще большего, он хочет, чтобы Измаил был жив пред лицом Божиим. Тем, его желание поставляет потомков Измаила в некоторое религиозное отношение к Единому Богу. Завет Бог заключит все-таки только с Исааком, сыном госпожи Сарры: Завет Мой поставлю, – говорит Бог, – с Исааком, которого родит тебе Сарра. Все, касающееся домостроительства спасения, будет происходить от Исаака. Но и об Измаиле услышал Бог Авраама: И о Измаиле услышал Я тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ – арабов. Однако, видно, что Бог благословляет большое потомство, его расселение и величие, но не духовные дары. Божие благословение Измаилу ради Авраама лежит в основе величия арабского народа и его судеб. Едва ли есть основание отрицать, что оно касается и веры арабов-измаильтян в единого Бога, которая никогда у них не иссякала вовсе, даже при их идолопоклонстве. Об этом свидетельствуют их ханифы и, наконец, вера, возбужденная среди них Мухаммедом.

Вера арабов, включая ислам, неотделима от слов Божиих Аврааму: И о Измаиле услышал Я тебя. Мухаммед стремился вернуть соотечественникам веру их праотца Авраама (Ибрахима). Но то, что далее Бог говорит только о земном величии потомков Измаила, а все духовное относит к Исааку, свидетельствует о неправде мусульман в их противостоянии Израилю и христианам. Однако, изначально, Измаил досаждал Исааку, но и Сара притесняла Агарь. Так все и идет.

6.6. Обрезание дома Авраамова

И Бог перестал говорить е Авраамом; и восшел от него. И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его. И с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников ( Быт. 17:22–27 ).

Так исполнил Авраам повеление Божие. Так была принята Авраамом и домом его печать завета веры во Единого Бога.

Измаилу было тринадцать лет, когда он был обрезан вместе с отцом своим Авраамом. От этого берет начало обычай арабов обрезывать своих отроков в тринадцать лет. До двенадцати лет – отрочество, детство. И Иисус был в храме в двенадцать лет последний раз, как отрок. Это священное число лет. А с тринадцати лет и у евреев, и у арабов – совершеннолетие мужчины. Можно вступать в брак. Кстати, так было и у древних христиан. Начинается новый круг жизни. Но совершеннолетия было два – с тринадцати лет первое, по плоти, а по духу – с тридцати. С тринадцати лет об Иисусе, достигшем мужеского возраста, и до второго совершеннолетия в тридцать, в Евангелии не говорится ничего. С тридцати лет становилось возможным учительство и священство.

Печать обрезания была некоей предпечатью Христовой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *