Энди уорхол чем знаменит
Энди Уорхол
Биография
Энди (Эндрю) Уорхолл родился в американском Питтсбурге 6 августа 1928 года. Семья Уорхола (настоящая фамилия – Вархола) переехала в Штаты из Словакии, так что по национальности Энди – русин. Сначала в Америку в поисках работы перебрался отец семейства, Андрей, а 1921 году к нему присоединилась супруга Юлия.
Старшая сестра Эндрю, Юстина, родилась и умерла еще в младенчестве, на родине родителей. Помимо Юстины у мальчика было еще два старших брата и один младший. Отец трудился на шахте, мать была домохозяйкой и подрабатывала, моя полы, окна и мастеря искусственные цветы из подручных материалов.
После переезда в Окленд (пригород Питтсбурга) Энди ходил в самую обычную школу. Мальчик рос веселым, высоким пареньком (во взрослом возрасте рост Уорхола составлял 180 см), пока его не подкосила болезнь. В третьем классе Эндрю заболел хореей Сиденгама, которая стала следствием перенесенной скарлатины. При этом заболевании человеком овладевают мышечные судороги, которые он не в состоянии контролировать.
Из обычного шаловливого мальчишки Энди вмиг превратился в маленького страдальца, прикованного к постели. В школу он ходить не мог, к тому же бывшие товарищи дразнили его. Мальчик стал панически бояться больниц, докторов, уколов и всего, что связано с болезнями.
Did Andy’s disease at a young age contribute to his artist genius? Andy was an influential artist who ventured into.
Чтобы развлечь и приободрить сына, Юлия начинает рисовать ему разные картинки, покупает журналы, газеты. Именно тогда маленький Эндрю пристрастился к рисованию: он рисовал лампочки, ручки, ключи, пытаясь найти что-то новое в повседневных вещах и создавая свои первые художественные произведения. Мальчик полюбил делать коллажи из газетных вырезок, а после – смотреть истории в движущихся картинках с помощью проектора.
После окончания средней школы Уорхолл поступил в Технологический институт Карнеги, планируя в дальнейшем работать иллюстратором в области рекламы. В 1949 году будущий король поп-арта получил диплом бакалавра по специальности графический дизайн и отправился покорять Нью-Йорк, сменив фамилию с Вархола на Уорхол, а имя – с Эндрю на Энди.
Начало карьеры
Таланта Энди было не занимать: уже в молодости, на заре карьеры ему удалось добиться внимания крупных корпораций. А начинал он, как и многие художники-рекламщики, с оформления витрин магазинов. Также на заре своей карьеры молодой человек рисовал открытки и плакаты, декорировал стенды. На эту пору пришлось сотрудничество Уорхола с модными журналами Harper’s Bazaar и Vogue.
Andy Warhol, Campbell’s Soup Can, 1964
Настоящий успех к художнику пришел после создания оригинальной рекламы обуви марки «И. Миллер». Энди нарисовал обувь чернилами и украсил кляксами. Слава принесла молодому человеку приличный доход, с ним начали заключать контракты известные бренды. Однако сам мастер считал свой успех лишь ступенькой на пути к «высокому искусству», о котором у него были весьма своеобразное представление.
В 1952 году в Нью-Йорке проходит первая выставка работ Уорхола, а еще через четыре года его принимают в «Клуб художественных редакторов». К этому периоду относится увлечение художника методом трафаретной печати, который он использовал для создания и последующего размножения своих произведений. С помощью матриц на основе собственноручно сделанных фотографий и газетных снимков Энди создал свои самые известные картины, монохромные и цветные коллажи с изображением Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна, Лиз Тейлор, Элвиса Пресли, Одри Хепберн, которые впоследствии стали символами поп-арта.
Творчество
Сам художник, будучи гениальным мастером эпатажа и самоиронии, пропагандировал художественное искусство не как нечто экстраординарное и заслуживающее поклонения, а как творчество, ориентированное на широкие массы. Уорхол считается самым коммерчески популярным художником прошлого века. У него заказывали портреты Мик Джаггер, Лайза Минелли, Джон Леннон, Брижит Бардо, семейство иранского шаха и другие знаменитости, а его самая дорогая картина, «Серебряная автокатастрофа (двойное бедствие)» была продана в 2013 году за 1054000 долларов.
В 1963 году Энди Уорхол купил на Манхэттене заброшенное здание, где и открыл студию, назвав ее «Фабрикой». Именно здесь команда помощников Энди размножала его шедевры методом шелкографии, здесь он снимал свои фильмы, которые, впрочем, мало кто смотрел. В здании «Фабрики» постоянно проходили вечеринки, собирались люди искусства и журналисты, модели и другие представители богемы.
В 1964 году в «Фабрике» прошла очередная выставка работ ее хозяина, где были представлены инсталляции из использованной тары и прочих утилитарных предметов. Уорхол получил не только звание короля поп-арта, но и ведущего представителя современного концептуального искусства.
Покушение
Уорхол не стал подавать в суд на девушку, однако Валерия без того получила три с половиной года тюрьмы. Что касается Энди, то ему предстояло длительное лечение и ношение корсета, а его страх перед врачами, болезнями и смертью только усилился. Также на память о покушении и операции Энди остались жуткие шрамы, которые художник, не стесняясь, демонстрировал перед фотокамерами.
Несмотря ни на что, художник продолжат творить. В 1979 году он занялся росписью автомобиля, а в 1983 по просьбе защитников диких животных создал серию шелкографий под названием «Вымирающие виды». Сюда вошли изображения амурского тигра, древесной лягушки, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды и других исчезающих животных. Эти работы будут выставлены в Дарвиновском музее Москвы в марте 2017 года.
Личная жизнь
Свою личную жизнь Энди Уорхол никогда не афишировал, но и не скрывал своих связей, как дружеских, так и любовных. В течение долгого времени Уорхолу приписывали роман с его музой и подругой, моделью Эди Седжвик. Они были неразлучны, одинаково одевались, красили волосы, ногти, носили похожие прически, Эди снималась у Энди в фильмах и позировала для картин.
Когда пара рассталась, ходили слухи о наркозависимости обоих представителей поп-культуры, однако официальных подтверждений тому, что Уорхолл был наркоманом, нет. Вряд ли Энди и его музу связывало что-то, кроме творчества, ведь у великого художника современности было немало мужчин-любовников.
Смерть
От чего умер Энди Уорхол? Этот вопрос волнует многих поклонников его творчества. Художник скончался в возрасте 58 лет в Манхэттенской больнице, после операции по удалению желчного пузыря. Официальная причина смерти – остановка сердца. Произошло это 22 февраля 1987 года.
Наследие Энди Уорхола
Философия Уорхола заключалась в его пристальном взгляде на жизнь, самоиронии и умении видеть мир под иным углом. Все это художник переносил на холсты, искренне считая, что коммерческая живопись имеет право на существование, и в этом нет ничего зазорного.
Стиль картин Энди можно охарактеризовать как натуралистичный поп-арт, хотя он нередко использовал обобщающие изобразительные средства. Так, портреты знаменитостей имеют идеализированные черты и напоминают скупой набросок, выжимку из индивидуальности конкретного персонажа. Яркие краски передают настроение художника, а используемые им под конец жизни неоновые тона прямо-таки кричат о невысказанных мыслях и чувствах.
Описание картин мастера – дело неблагодарное. Лучше один раз увидеть его полотна и ощутить тот информационный посыл, который хотел передать публике Энди, нежели штудировать энциклопедии, посвященные его творчеству.
Marilyn Monroe by Andy Warhol 1981
К слову, художник является автором не только андеграундного кино, но и (заочно) соавтором нескольких книг, среди которых:
Идеи и талант Энди продолжают вдохновлять художников, рекламщиков, людей творчества и бизнесменов. Так, эскиз очков, найденный в архивных бумагах Уорхолла, натолкнул бренд Retrosuperfuture на мысль о создании коллекции солнцезащитных аксессуаров. Многие модные марки используют различные работы мастера для создания принтов для коллекций одежды, обоев, сумок и прочих дизайнерских вещей.
Энди Уорхол как культурное явление: нелогичный успех или феномен поп-арта
Приветствую вас, друзья и ценители искусства!
Сегодня я хочу поговорить с вами об Энди Уорхоле — культовом художнике столь же великом, сколь и неоднозначном. Это имя слышали многие. Еще бы — это же мастодонт поп-арта! Но чем он знаменит?
Что сделал такого, что спустя 30 лет после смерти его все еще превозносят его поклонники, а завистники, наоборот, пытаются втоптать память о нём в грязь? Давайте разбираться с феноменом Энди Уорхола!
«Я — это именно то, что говорит обо мне моя коллекция газетных вырезок»
Для большинства людей искусства он — противоречивый пример. Но для кого-то — пример подражания, а для кого-то — пример того, как не нужно делать. Взять только такое противоречие: Уорхол более всего известен, как художник, при этом из сотен тысяч его работ лишь единицы нарисованы лично им от руки. Кстати, а задумывались ли вы, как живут, чем дышат эти современные художники? Кто они и зачем нужны, читайте сами, уверена, вам будет интересно узнать «о людях не из мира сего»
Зато он сделал невероятно популярными трафареты и коллажи. Собственно, с их помощью и были созданы многие известные и популярные картины художника-феномена. А еще именно Энди Уорхол превратил закрытое и уединенное искусство живописи в открытую вечеринку.
Но обо всем по порядку… о поп — творчестве и популярных высказываниях по этому поводу….
Становление творца
Будущий гений родился в беднейшей семье американских иммигрантов-русинов (восточнославянское население в Европе), на территории современной Словакии 6 августа 1928 года. Мальчика назвали Андрей Вархола. Он был четвертым ребенком в семье, ходил в обносках, был болезненным и совершенно не ладил с окружающими.
Вдобавок ко всему в 3 классе Андрей переболел скарлатиной, которая осложнилась хореей Сиденгама, или «пляской святого Витта» — болезнь, из-за которой ребенок часть своего детства оказался прикованным к постели, а затем стал причиной насмешек сверстников. В итоге, у будущего гения и звезды поп-арта в детстве практически не было друзей.
Энди Уорхол — личность незаурядная
Однако именно плохое здоровье и прикованность к постели выявили у маленького Андрея тягу к искусству. Он собирал фото звезд, делал из них коллажи, рисовал картины на простые темы: брелоки от ключей, пачки сигарет.
Наверное вы знаете, что коллаж и краски на холсте применяются в работах различных смешаных техник… От этого, многие работы получаются достаточно интересными и смотрятся достойно
В таких условиях сформировался его вкус, но вместе с ним развились мнительность, страх больниц и смерти. Но главное — юный гений точно знал, что он хочет стать художником и создавать произведения, равных которым не было и не будет.
«Вы должны уметь находиться в одиночестве, ведь именно так в человеке развиваются особые черты, делающие его интересным»
В 1949 году Энди стал бакалавром графического дизайна и уехал в Нью-Йорк, где взялся за рекламное оформление витрин, открыток, плакатов. Тогда же он изменил фамилию на американский манер: Вархола — Уорхол.
Его рекламные проекты сильно отличались от других. Например, специально посаженные кляксы на рекламе обуви «И. Миллер» принесли художнику выгодные контракты. Это казалось парадоксом: художник словно намерено испортил изображение нелепыми кляксами, но именно это привлекло внимание к работе.
И как мы увидим, в дальнейшем творческий успех Уорхола во многом был результатом таких парадоксов, которых даже допустить не могли художники, мыслившие более традиционно
«Как только перестаешь чего-то хотеть, оно само идет в руки. Мой опыт доказывает — это абсолютная аксиома»
Баночные мотивы стали произведениями вышедшими за рамки классическтго искусства
Художественные приемы и ноу-хау Энди Уорхола
Главное ноу-хау в произведениях Энди Уорхола — использование трафаретов. Он экспериментировал с камерой-обскурой, обводил проекции реальных объектов и фотографий на холсте, а затем придумал свой собственный, достаточно сложный способ написания картин: накладывал диапозитив на смоченную фотоэмульсией нейлоновую сетку.
Когда лишнее смывалось, оставалась пленка, которая использовалась как печатная форма. Ее можно было применять сотни раз!
Именно так появилась повторяющаяся Мэрилин Монро в ярких цветах — Энди не побоялся сделать портрет дивы с помощью своей техники, и очередным нарушением правил поднялся ещё на одну ступеньку ближе к вершине славы.
Пожалуй, это одна из самых растиражированных работ Энди Уорхола. Как говориться, у творческой фантазии нет границ….
Многоцветная Мэрилин Монро до сих пор популярна и покупаемая
В 1963 Энди создал знаменитую «Фабрику» — выкупил дом на Манхэттене и превратил его в свою студию. И она была полностью открыта для посещений. Никакой тайны живописи, которую свято хранили мастера, никаких секретных приёмов и техник, только совместное творчество, общение и обмен опытом.
Это помогло Уорхолу не только стать проповедником нового стиля, но и превратиться в публичную личность и найти новых заказчиков с большими деньгами. Опять шаг вразрез с устоявшейся практикой, и опять успех…
«Создание денег — это искусство, работа — это тоже искусство, а хороший бизнес — это лучшее искусство»
Среди своих работ, набросков и красок феноменальный художник проводил вечеринки, которые постоянно светились в СМИ. Энди стал узнаваемой и публичной личностью.
Подход к искусству у художника постоянно менялся. Например, одна из выставок состояла из сотен упаковок и коробок: из-под яиц, стиральных порошков, шоколадок, бутылок кетчупа… Это был эпатаж чистой воды, но на него слетались, как мотыльки на лампу, представители богемы всех мастей.
И здесь остаться безызвестным в принципе было уже нельзя.
А затем появилось массовое производство. Пожалуй, это главный парадокс, из которого Уорхол смог извлечь имиджевый и финансовый успех. Ведь известно, что произведение искусства может творить только мастер, талантливый, опытный, хорошо обученный.
А тем не менее, с помощью своей методики создания трафаретов, наняв рабочих, новатор начал выпускать по 80 репродукций в день руками людей, мало что смысливших в самом искусстве!
« Иногда что-то кажется красивым просто потому, что немного отличается от окружающих предметов»
До 1980 года использовались только фото из СМИ, а потом появились заготовки Полароидом. Эти кадры сортировались, лучший увеличивался и превращался в трафарет для картин Энди Улохола. Он сам делал главный вариант, а копии выполняли помощники.
Так появился бизнес-арт — искусство, в котором идею творил мастер, а воплощали их в жизнь простые ремесленники.
Далее, Уорхол первым заявил, что «звезды» должны выглядеть на картинах без изъянов. Он активно использовал ретушь: убирал двойные подбородки, морщины, изьяны на коже, увеличивал глаза и губы… Опять же, это шло вразрез с негласными правилами искусства — на холсте нужно изображать то, что видишь или чувствуешь, а не то, что хочет видеть заказчик.
« Красота сильно зависит от того, как она подана. Когда созерцаешь «красоту», все имеет значение: где это происходит, во что человек одет, кто находится рядом с ним, из какого именно помещения он спускается вниз по лестнице»
Но Энди в очередной раз доказал, что правила — на то и правила, чтобы их нарушать и делать на таких нарушениях деньги. Его подход к ретуши обожали многие известные знаменитости: Бриджит Бардо, Джон Леннон, Лайза Минелли, Мик Джаггер.
Картины со знаменитостями
И эта своеобразная лесть в портретах позволила Уорхолу стать одним из самых востребованных художников своего времени и выстроила к нему целую очередь из заказов.
Это интересно: Портрет Бриджит Бордо, написанный Уорхолом в 1974 году по заказу мужа актрисы, был продан на аукционе в Лондоне из коллекции бывшего мужа миллионера после его смерти в 2011 году за … 3 миллиона фунтов стерлингов! (Фото сверху слева)
Кстати, знаете ли вы, что многие известные мировые актеры рисуют? У многих, оказывается, помимо актерского мастерства, скрыто и другое мастерство — мастерство художника! Может, в вас тоже спрятан такой дар, о котором вы не подозреваете? Попробуйте мои авторские Мастер-классы и узнайте, есть ли у вас природное притяжение к творчеству
Как-то Энди сказал, что просто делает то, что ему нравится. И хотя странные работы вызывают возмущение или недоумение, они также вызывают и бурю эмоций!
Хочу закончить свой маленький рассказ об Энди Уорхоле его же цитатой:
«Художник — это человек, создающий то, в чем у людей нет необходимости, но — по какой-то причине — как он считает, это следует им дать.»
Возможно, именно в этой фразе кроется вся суть отношения Уорхола к искусству. Как вы думаете, он прав?
Видео для размышления: Зачем нам нужны картины?
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Рекомендую к прочтению похожие статьи:
Полный видео- урок по витражной живописи с использованием газеты для фона
Меня зовут Виктория Латка, я художник и в этом разделе я хотела бы с вами поделиться своей необычной историей: как начинался мой творческий путь, как я открыла свой потенциал и продолжаю его развивать. И самое главное, что я получаю от этого!
Оставляя свои персональные данные в форме подписки на сайте, Вы соглашаетесь на рассылку информации от имени сайта viktoria-latka.com. Под информацией понимается видеоматериалы, информационные тексты, статьи, информация о платных и бесплатных продуктах, мастер-классах, видеоуроках, обучающих материалов.
Если Вы захотите отказаться от получения писем моей регулярной рассылки, вы можете это сделать в любой момент с помощью специальной ссылки, которая размещается в конце каждого письма.
При возникновении каких-либо вопросов прошу обращаться на почту viktorialatka@gmail.com
Ваша конфиденциальность очень важна для меня. Я хочу, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет.
Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам.
С какой целью собираются данные
Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.
В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.
Для связи со мной по любым вопросам вы можете написать письмо на e-mail: viktorialatka@gmail.com
Ни при каких обстоятельствах Администрация Сайта не будет нести ответственности ни перед какой стороной за какой-либо прямой, непрямой, особый или иной косвенный ущерб в результате любого использования информации на этом Сайте или на любом другом сайте, на который имеется гиперссылка с моего cайта, возникновение зависимости, снижения продуктивности, увольнения или прерывания трудовой активности, а равно и отчисления из учебных учреждений, за любую упущенную выгоду, приостановку хозяйственной деятельности, потерю программ или данных в Ваших информационных системах или иным образом, возникшие в связи с доступом, использованием или невозможностью использования Сайта, Содержимого или какого-либо связанного интернет-сайта, или неработоспособностью, ошибкой, упущением, перебоем, дефектом, простоем в работе или задержкой в передаче, компьютерным вирусом или системным сбоем, даже если администрация будет явно поставлена в известность о возможности такого ущерба.
Пользователь соглашается с тем, что все возможные споры будут разрешаться по нормам действующего законодательства.
Пользователь соглашается с тем, что нормы и законы о защите прав потребителей не могут быть применимы к использованию им Сайта, поскольку он не оказывает возмездных услуг.
Используя данный Сайт, Вы выражаете свое согласие с «Отказом от ответственности» и установленными Правилами и принимаете всю ответственность, которая может быть на Вас возложена.
Биография Энди Уорхола: трагическая судьба, известные картины и современный арт
Энди Уорхол (Andy Warhol) — знаменитый американский художник, живописец, график, режиссер и актер. Один из самых известных представителей поп-арта.
Энди Уорхол, или Эндрю Вархоле (Andrew Warhola), как звали художника на самом деле, родился в Питтсбурге, 6 августа 1928 года, и был одним из четырёх детей в многодетной семье. Сестра мальчика умерла ещё до его рождения, и у него осталось три брата.
Краткая биография
Дата рождения: | 6 августа 1928 |
Место рождения: | Питтсбург, США (штат Пенсильвания) |
Дата смерти: | 22 февраля 1987 |
Место смерти: | Нью-Йорк, США |
Семья: | — |
Стиль: | поп-арт, авангард, абстракционизм |
Жанр: | живопись, фотография, дизайн, кино |
Известные работы: | Диптих Мэрилин, Банки с супом Кэмпбелл, Револьвер, Банан, 200 однодолларовых купюр, Восемь Элвисов |
Детство и начало карьеры
Его семья — иммигранты из Словакии, где проживала в селе Микова. Отец мальчика в поисках работы решил перебраться в Америку за четырнадцать лет до рождения своего четвёртого сына, спустя пять лет его супруга Юлия присоединилась к нему. Мужчина работал в шахте, и до 1934 года семья жила в трущобах, поскольку денег на более дорогое жильё не хватало. Когда Уорхолу было 13, его отец погиб в шахте.
Первая известная работа основоположника поп арта — портрет актера Руди Валле. Эндрю создал ее в возрасте 10 лет. Эта работа куплена коллекционером за 5$, однако сегодня портрет оценивается в 2 миллиона долларов.
Юлия, в отличие от своего мужа, английский не знала, поэтому была вынуждена работать прислугой, а также подрабатывать продажей вышитых картин и искусственных цветов, которые полностью создавала сама.
Когда будущему гению было девять, он заболел скарлатиной, которая стала причиной другой, более серьёзной болезни – пляски святого Вита. Долгое время мальчик был прикован к постели, и мать, которая очень его любила, стремилась всяческие разнообразить его будни – она покупала журналы, комиксы и постеры с известными людьми. Она рисовала ему разные картинки и рассказывала разные истории собственного сочинения, Энди быстро увлёкся рисованием и всё своё свободное время посвящал этому занятию.
Позже мама купила ему и проектор, чтобы он смог снимать и смотреть собственные небольшие фильмы. Юлия всячески поддерживала сына, в будущем она стала одной из причин, благодаря которой он понял, что в нём есть талант и потенциал.
Из-за болезни мальчик стал изгоем в школе, к тому же, его постоянно дразнили из-за необычной внешности – бледная кожа покрывалась красными пятнами из-за воздействия солнечного света, а из-за проблем с сосудами нос постоянно оставался красным.
Проблем с учёбой у него не было, и в школе, и позже в институте он отлично усваивал программу и даже какое-то время считался лучшим студентом курса. Гораздо сложнее складывались его отношения с одноклассниками и одногруппниками, которые считали его слишком странным и не хотели общаться.
Во время болезни Уорхол занимался творчеством в разных его проявлениях – рисовал, создавал коллажи и многое другое. Родители увидели, что у сына есть способности, и решили, что высшее образование ему необходимо получить именно в сфере живописи.
После окончания школы сам юноша также задумывался о том, чтобы стать преподавателем рисования, но профессия коммерческого иллюстратора, о которой он узнал, подавая документы, привлекла его больше, поэтому он окончил бакалавриат в сфере графического дизайна.
Уже во время учёбы за Энди закрепился его псевдоним – Уорхол, который являлся вариацией его фамилии – он всего-то убрал из неё последнюю букву, чтобы сделать её более похожей на американскую.
Окончив институт в 1949, Энди переехал в Нью Йорк и стал работать оформителем витрин магазинов и рекламных кампаний. Слава никак не приходила к нему, и тогда он стал отслеживать вкусы зрителей, завидуя менее талантливым, но более успешным друзьям. Он понял, что обществу необходим простой рисунок, изображающий привычные вещи. Так в его работах появился суп «Campbell’s», Coca-Cola и другие элементы поп-культуры того времени.
Первый большой контракт он заключил с обувной фабрикой, реклама которой, созданная молодым дизайнером, долгое время считалась эталонной. Чуть позже это помогло ему получить контракты с такими изданиями как Vogue и Harper’s Bazaar.
В 1962 году Энди стал очень известным. Состоялась его первая выставка, после которой он смог поселиться на Манхэттене и перевезти в Нью-Йорк свою мать.
Большую роль в творчестве Уорхола сыграла трафаретная печать, которую он стал использовать одним из первых в индустрии. Это давало ему возможность воспроизводить свои картины в огромном количестве, что полностью отвечало требованиям времени.
Многие коллеги считали такое искусство лишённым ценности, однако оно пользовалось популярностью. Сам же Уорхол считал себя не только творцом, но и бизнесменом.
Альтер-эго противоречивого художника — Дрелла. Прозвище образованно от сочетания слов Дракула и Циндрелла (Золушка).
Личная жизнь
Многие современники дизайнера утверждали, что его девушкой являлась Эди Седжвик – муза и подруга художника, с которой он общался с 1965 года. Они часто появлялись вместе на мероприятиях, одинаково одеваясь и делая похожие причёски. Но для них это был больше перформанс, чем стремление продемонстрировать свои особые отношения. Их тандем просуществовал несколько лет – до того, как Эди умерла от передозировки в возрасте 28 лет.
Тайн своей личной жизни Уорхол никогда не раскрывал и публично не высказывался по поводу своей ориентации. Однако для общества Энди был открытым геем – все в его окружении знали, что он встречался как минимум с тремя мужчинами.
Одним из них считался Джед Джонсон – дизайнер и режиссёр. В 1963 году он стал одним из тех, кто работал на «Фабрике» – студии Уорхола. Энди нанял его, чтобы тот работал уборщиком, однако всё сложилось иначе – в течение 12 лет они жили в доме, купленном Джедом специально для Энди, и проводили много времени вместе.
Более ранний роман Уорхола, ещё до «Фабрики» – это отношения с Джоном Джиорно. Поэт и создатель многих перформансов был главным героем пятичасовой ленты Энди под названием «Спи», которая произвела фуррор. В фильме нет звука, и на протяжении всего времени Джон спит. Киноленту показали малому количеству зрителей, часть которых не выдержала и одного часа в кинозале. Считается, что отношения мужчин продолжались до 1964 года, после чего общение практически сошло на нет.
Уильям Линич (Билли Имен) – фотограф и специалист по работе со светом, также работник студии Уорхола и один из его партнёров. Их роман длился около шести лет – с 1964 по 1970.
Творческий путь
Многие считают творчество Энди своеобразным вызовом обществу, современным движением, которое отрицало искусство, отдавая предпочтение конвейерному производству, востребованному в те годы.
Картины, выпускаемые в мир непрерывным потоком, стали синонимом фигуры Энди Уорхола, который часто говорил, что хотел бы быть машиной. Эту фразу можно расценивать как желание стать бессмертным, сохранить воспоминания о себе. Многие годы дизайнер собирал «капсулы времени» – коробки, в которые складывал всё то, что считал хоть немного важным. О них мало кто знал, но все они (более шестисот) найдены после смерти Энди в его квартире. Чеки, покупки на блошином рынке, фотографии, сделанные на полароид – это лишь малая часть содержимого.
Диктофон, фотоаппарат или видеокамера – неотъемлемые части жизни, которые постоянно были с ним, сохраняя все важные моменты его собственной истории. Он мог внезапно включить диктофон или камеру во время диалога, потому что стремился не потерять ничего.
В шестидесятые он создал дизайн для Coca-Cola, «Campbell’s» и большое количество работ, на которых изображены долларовые банкноты. Сначала они были написаны от руки, а позже стали печататься в технике шелкографии. Критики расценивали такие картины как символ культуры массового потребления.
Творческая студия художника, «Фабрика», названа так для того, чтобы показать всю сущность искусства второй половины двадцатого века.
Яркая черта творчества Уорхола – портреты звезд, превращённые в своего рода иконы. Мэрлин Монро, Элвис Пресли Арнольд Шварценеггер и многие другие были героями, чьи яркие размноженные изображения, в которых впервые использованы кислотные оттенки цветов, можно было встретить по всей Америке. Все лица на портретах отретушированы и приближены к идеальным – Энди сам снимал своих моделей, выбирал из нескольких десятков фото одно, самое удачное, редактировал его, убирая все детали, которые хотя бы немного делают его не идеальным, и отправлял в печать. До сих пор эти картины являются самыми запоминающимися работами, созданными Уорхолом.
«Фабрика» — это не только мастерская, где «штамповались» картины художника, она стала также одним из самых скандальных мест Нью-Йорка – многие молодые художники посещали её, чтобы развлечься. Это приводило к тому, что в огромном помещении оказывались наркоманы, любители выпить и просто представители маргинального общества. Основатель не противился тому, чтобы на «Фабрике» пили, курили, занимались сексом и просто развлекались, как могли, и из-за этого в мастерской зачастую царила настоящая вакханалия. Тут же снимались фильмы, печатались картины и велись беседы о смысле жизни.
Энди было важно находиться среди людей – ходили слухи, что он находился на нескольких больших тусовках одновременно, чтобы ничего не пропустить. Однако со временем эта теория исчезла – стало ясно, что многие мероприятия вместо Уорхола посещали его двойники.
Дизайнер создал журнал «Интервью», где одни известные люди брали интервью у других, а также был продюсером рок-группы The Velvet Underground.
В творчестве Энди, как и в его жизни, не было никакой стабильности, – его мнение об искусстве постоянно менялось.
Кинематографическая деятельность
На счету Уорхола – несколько сотен фильмов, как короткометражных, так и полнометражных. Энди не стремился стать великим кинорежиссёром или получить признание в этой сфере. Больше всего он хотел перевернуть сознание человечества и показать, каким может быть кино.
Он понимал, что зритель уже видел всё, и его чрезвычайно сложно чем-либо удивить. Поэтому Уорхол создавал такие произведения, которые потрясали всех. Эмпайр Стейт Билдинг в замедленной съёмке, снимавшаяся в течение 12 часов, чёрно-белые фильмы без слов, цветные эротические фильмы – всё это снимал он, стремясь удивить зрителя.
Многие видео относятся к эротическому жанру – зачастую на экране можно увидеть обнажённых людей, бесцельно бродящих в кадре несколько часов. Одна из его главных целей — переосмысление сексуальности.
Видео-арт – так можно охарактеризовать его деятельность в кинематографе. Для кого-то его работы полностью лишены смысла и кажутся ужасной безвкусицей, кто-то же считает их гениальными.
Покушение на Энди Уорхола и последние годы жизни
Валери Соланас – актриса и радикальная феминистка, неоднократно снимавшаяся в фильмах Энди, предложила ему снять фильм по её собственному сценарию. Мужчина согласился, но о своём обещании быстро забыл, потому как пьеса показалась ему очень неудачной.
Однако Валери продолжала докучать художнику, постоянно приходя на «Фабрику». Незадолго до покушения она написала работу о превосходстве женщин над мужчинами и пыталась её продать, многократно принося на «Фабрику» и предлагая посетителям её приобрести.
Но не так важно, что послужило причиной для покушения, гораздо важнее, к чему всё привело.
Соланас не объяснила причину своего покушения на Энди, а он отказался давать против неё обвинительные показания, поэтому она получила лишь три года лишения свободы, один из которых провела в психиатрической больнице.
После случившегося Энди купил бронежилет и выставил на «Фабрике» охрану – теперь входить в студию разрешалось не всем. Женщины всё больше и больше пугали творца – вместо них он снимал в своих фильмах трансвеститов.
В последние годы Энди всё чаще обращался к символам смерти – в его работах появлялись черепа, петли и другие предметы, напоминавшие о том, что человеческая жизнь конечна. Другой крайностью, к которой он прибег после трагедии, – походы в церковь. Его семья всегда была очень набожной, поэтому с ранних лет он посещал богослужения, к чему и вернулся в последние годы.
В 1987 году врачи, которых мужчина боялся и ненавидел с самого детства, уговорили его на операцию по удалению желчного пузыря – это было необходимо, поскольку последствия пулевых ранений давали о себе знать. Дизайнер с большим трудом согласился, но принял решение сделать операцию анонимно и использовал чужое имя, ложась в больницу. В последствие из неё он так и не вышел.
Операция прошла успешно, но после, уже в палате, Энди скончался в одиночестве, по некоторым данным, от отёка лёгкого, а по другим – от сердечного приступа. Похоронен художник в Питтсбурге, где родился и вырос.
Аукционному дому Sotheby’s понадобилось всего 9 дней, чтобы продать все состояние Уорхола после его смерти с прибылью в 20 миллионов долларов.