Эргономичный крой что это
За годы работы компания CRAFT приложила много сил, чтобы понять индивидуальные потребности как выдающихся спортсменов, так и активных людей, стремящихся поддерживать себя в форме. Они изучили их характеры движения, обозначили «горячие зоны» тела и измерили интенсивность потовыделения. Их обширные знания о том, как организм работает в интенсивных соревновательных условиях, дали большую уверенность в своей деятельности.
ОСОБЫЙ СПОРТИВНЫЙ КРОЙ (SPORT SPECIFIC FIT)
Как велосипедисты крутят педали своего велосипеда? Как Tim DeBoom двигается в течение последних 10км “HawaiianIronMan”? Как Jens-ArneSvartendahll, Александр Легков, EllaGjömle и Charlotte Kalla ездят на лыжах в ходе их повседневных тренировок? И как Jens Byggmark преодолевает первые ворота в слаломе? Отвечая на эти вопросы, CRAFT накопили глубокие знания о спортивной эргономике.
Они узнали, например, что ключевым фактором в разработке велосипедных рубашек, является понимание связи между плечами и бедрами, а также между передней частью туловища и задней. Для лыжного эквивалента такой одежды секрет состоит в том, чтобы понять, как руки, плечи, бедра и ноги взаимодействуют при движении лыжника. Эти знания выражаются, кроме прочего, в форме штанин, рукавов и воротничков соревновательной одежды, а также в эластичных, поддерживающих тканях.
КОМПРЕССИОННАЯ ТКАНЬ (COMPRESSION)
ДИЗАЙН
ФИЗИОЛОГИЯ ТЕЛА (BODY MAPPING)
Важнейшей частью успеха при создании оптимального микроклимата в одежде является знание зон наибольшего потоотделения. Зная, в каких местах тело спортсмена выделяет больше всего пота, мы можем направить прямой воздушный поток через одежду в эти зоны, и тем самым убедиться, что организм не перегревается.
В сотрудничестве с Университетом Спорта в Кельне (Германия), мы провели подробное тестирование тела спортсмена, изучили и отобразили схему кровотока и так называемых «горячих зон». Результаты этих исследований выразились в использовании сетчатых вставок и вентиляционных зон в различных частях нашей одежды, например, в подмышечных областях и на спине.
Лекция 12 Эргономические свойства одежды. Уровень деформации и износа одежды в процессе эксплуатации
Лекция 12 Эргономические свойства одежды. Уровень деформации и износа одежды в процессе эксплуатации
Эргономические свойства одежды. Качество одежды является важным показателем её «добротности» и конкурентоспособности. Большинство показателей качества швейных изделий закладываются на этапе проектирования одежды. Затрагивая вопрос качества, следует, в первую очередь, обратить внимание на потребительские свойства швейных изделий. Безусловно, акцент на требуемых показателях качества делают в случае массового или малосерийного производства. И в то же время, некоторые из них также немаловажны при проектировании единичных изделий.
Все потребительские показатели качества принято делить на следующие основные группы:
· Функциональные – определяют степень соответствия изделия основным целевым функциям (назначению одежды), соответствие одежды размерной и полнотно-возрастной группе потребителей, их внешнему облику и психологическим особенностям;
· Эстетические – характеризуют степень удовлетворения одеждой основных эстетических потребностей: требования эстетической целесообразности формы изделия и её тесной связи с функциональным назначением изделия, требования художественной выразительности, гармонии, стилевого единства. Безусловно, одежда должна проектироваться с учётом модных тенденций, т. е. соответствовать современному стилю и моде;
· товарность внешнего вида будущего изделия – помимо эстетических требований, влияющих на внешний вид товара, при проектировании необходимо помнить и о его конкурентоспособности на рынке, о безопасности, о соблюдении норм, ТУ и правил регулирующих качество сырья и сопутствующих материалов и процесс изготовления из них изделий т. е. о товарных качествах;
· эксплуатационные показатели характеризуют надёжность одежды в процессе эксплуатации, а также стабильность сохранения основных качественных характеристик в процессе носки. Надёжность швейного изделия определяет его безотказность, долговечность и ремонтопригодность. Хорошие эксплуатационные показатели одежды определяются качеством и износостойкостью выбранных материалов, качеством ниточных соединений деталей и узлов, формоустойчивостью деталей и краёв одежды;
· эргономические – характеризуют способность одежды и обуви удовлетворять потребности человека в удобстве и комфорте на этапе эксплуатации в системе «человек – изделие – среда» т. е. характеризуют степень «приспособленности» изделия к человеку. К эргономическим показателям качества относятся: антропометрическое соответствие, гигиеническое соответствие, психофизиологическое соответствие.
Рассмотрим подробнее эргономические показатели качества одежды.
Антропометрические показатели включают статическое и динамическое соответствие одежды телу человека. Статическое соответствие предполагает соответствие одежды форме тела человека, а также степень соответствия конструкции одежды размерам фигуры. Динамическое соответствие учитывает приспособленность конкретного изделия к выполнению всех видов движений, предусмотренных условиями эксплуатации (отсутствие затруднения в подъёме и движении рук, свободу перемещения изделия при подъёме рук, при наклонах и т. п.). При проектировании одежды любого вида целесообразно предварительно проанализировать возможность обеспечения за счёт конструктивного решения деталей, узлов и изделия в целом оптимальной свободы выполнения всех необходимых движений. В особенности это касается процессов проектирования одежды для детей, спортивной одежды, а также одежды специального назначения.
Гигиенические показатели качества характеризуют соответствие одежды санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям, обеспечивающим комфортные условия микроклимата пододежного пространства (воздухопроницаемость, гигроскопичность, теплозащитные свойства одежды, токсичность, загрязняемость и т. п.). Во многом гигиенические свойства одежды определяются свойствами рекомендуемых материалов. Для обеспеченья нормального микроклимата в пододежном пространстве одежды должны быть изготовлена из материалов, обладающих таким свойствам, как гигроскопичность и влагоотдача.
Гигроскопичность характеризует способность материалов поглощать водяные пары. Оценивают (в %) по увеличению массы пробы после ее выдержки при относительной влажности воздуха, близкой к 100 %, относительно массы сухой пробы. Влагоотдача характеризует способность отдавать водяные пары. Оценивают (в %) по уменьшению массы пробы, выдержанной сначала при близкой к 100 %, затем – при влажности 0 %, относительно массы сухой пробы. Гигроскопические свойства и влагоотдача зависят в основном от сырьевого состава. Высокими показателями гигроскопичности и влагоотдачи отличаются некоторые современные синтетические материалы. Особенно важны эти свойства для бельевых и легких тканей.
Теплозащитные свойства одежды зависят от теплофизических свойств материалов, основными из которых являются теплопроводность и теплоёмкость. Данные свойства характеризуют суммарным тепловым сопротивлением, влияющим на способность ткани задерживать тепло. Оценивают (в 0 С / м2 × Вт) по падению температуры при прохождении через 1 м2 ткани теплового потока в 1 Вт. Наилучшими теплозащитными свойствами обладают шерстяные суконные ткани сложных переплетений, большой плотности и толщины (драпы, сукна и др.).
Водоупорность (водопроницаемость) характеризуется способностью сопротивляться проникновению воды. Оценивают (в Па) по величине давления на пробу до появления капель воды на противоположной стороне. Определяют при контроле качества тканей с водопроницаемой и водоотталкивающей отделкой.
Электризуемость характеризуют удельным поверхностным электрическим сопротивлением (Ом). От его величины зависит степень рассеивания электростатических зарядов. При предельно допустимой величине 1010 – 1011 Ом длительность отлипания ткани не превышает 1 с. Сильно электризуется, ткан из синтетических волокон.
К важным гигиеническим требованиям относится безвредность. Одежда не должна выделять вредных веществ, вызывать аллергию, электризоваться.
При проектировании одежды необходимо помнить, что выбранная конструкция одежды может существенным образом влиять на улучшение гигиенических показателей одежды.
Таким образом, для выполнения гигиенических требований одежда должна выполнять следующие функции:
· защищать тело человека от воздействия внешних факторов: охлаждения, перегрева, атмосферных осадков, солнечной радиации, ветра, механических повреждений, вредных производственных факторов;
· создавать условия для жизнедеятельности человека: нормальное тепловое состояние организма, дыхания, кровообращения, выводить продукты обмена веществ (пары, углекислоты, соли), обеспечивать чистоту кожи и пододежного пространства, т. е. исключить проникновение грязи, пыли, микробов.
Психофизиологические показатели – это показатели соответствия одежды физиологическим свойствам и психологическим особенностям человека. Это показатели обеспечения удобства надевания и снятия одежды, удобства пользования отдельными элементами одежды и т. п.
Соответствие психофизическим требованиям одежды определяется следующими факторами:
· хорошая посадка на фигуре;
· комфортные условия, способствующие улучшению самочувствия и повышению работоспособности человека.
Физиологические требования определяются обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека с учетом его силовых и скоростных возможностей. Эти требования определяются также массой одежды, ее жесткостью и трением между слоями одежды и кожей. Одежда, удовлетворяющая гигиеническим и антропометрическим требованиям, одновременно удовлетворяет и физиологические потребности человека, т. е. психофизиологические требования обусловлены взаимодействием тела человека с одеждой и учетом психологических, физиологических и психофизиологических особенностей. Эти требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам (расположение карманов, застежек). Удовлетворение психофизиологических требований особенно важно для детской, спортивной, специальной одежды.
Уровень деформации и износа одежды в процессе эксплуатации.
Деформация одежды (от лат. – deformation – искажение) – изменение размеров и форм одежды или ее деталей под воздействием механических сил (растяжения, усадки материала и др. причин.
Износоустойчивость – способность изделия сопротивляться изнашиванию, а изнашивание – процесс идущий во времени, под действием каких-либо факторов вызывающий такие изменения структуры материала, которые приводят к ухудшении его свойств или полному разрушению. Результат этого процесса называется износом.
Причиной износа материалов является воздействие сложного комплекса различных факторов: механических, физико-химических и биологических.
К механическим факторам износа в первую очередь относятся истирание и утомление от многократных деформаций растяжения, изгиба и сжатия. Истирание материала, происходящее вследствие трения его об окружающие предметы, всегда связано с уменьшением массы материала и обычно сопровождается потерей его прочности. Утомление материала приводит к образованию неисчезающих деформаций, к расшатыванию структуры материала без существенной потери его массы. Мера износостойкости материала при механических воздействиях – количество относительной удельной работы, затраченной на его разрушение или образование пластических деформаций.
Физико-химические факторы износа – действие кислорода воздуха, света, влаги и температуры – приводят к старению материала, т. е. химическому процессу деструкции волокон. К физико-химическим факторам относятся также действие пота, стирки, химической чистки. Устойчивость материала к действию этих факторов обычно измеряется степенью потери механических свойств материалом после некоторого срока инсоляции, температурных воздействий или стирок.
К биологическим факторам износа относятся процессы гниения, вызывающие развитие различных микроорганизмов, а также повреждения, наносимые насекомыми.
Комбинированные факторы – изнашивание от совместного воздействия целого комплекса факторов: истирания, многократного растяжения, светопогоды, стирки и др. Так, бельевые ткани и трикотаж разрушаются от стирки и изнашиваются от трения. Износ подкладочных тканей происходит вследствие истирания при небольшом влиянии других факторов. Важнейшей причиной разрушения материалов для верхней одежды также является истирание, но не исключается воздействие светопогоды, а на отдельных участках – многократных растяжений и изгибов.
Процесс изнашивания является временным, поэтому для оценки износостойкости обычно определяют срок службы изделий, т. е. время от начала изнашивания до разрушения изделия или непригодности его к дальнейшему использованию. Критерий износостойкости выражают не только временем, но и числом циклов изнашивания.
При оценке износа полотен или изделий после заданного числа циклов изнашивания используют следующие критерии износа:
· снижение прочности, выносливости при многократном деформировании и др.;
· уменьшение числа истирающих циклов до разрушения пробы;
· уменьшение вязкости раствора вещества, составляющего изделия;
· уменьшение кондиционной массы; увеличение проницаемости;
· количество видимых повреждений (потертостей, дыр, пиллей и др.) и их расположение на изделии (топография износа).
Из перечисленных критериев износа чаще используют первые два. Уменьшение вязкости раствора изношенного материала позволяет обнаружить даже небольшой износ вещества, возникающий при старении от действия света и светопогоды. Уменьшение кондиционной массы пробы и увеличение ее проницаемости являются малочувствительными критериями и поэтому используются редко. Количество видимых повреждений, пиллей и топографию износа часто определяют при опытной носке одежды, так как это позволяет уточнить места и интенсивность износа в течение всего срока эксплуатации.
Эргономичный крой что это
При выборе горнолыжной одежды главное – четко определиться, к какой группе горнолыжников вы себя относите. Если вы предпочитаете, пару раз спустившись по трассе, загорать в шезлонге, нет смысла покупать самые «продвинутые» вещи с кучей характеристик, увеличивающих стоимость.
Хорошую одежду для любого уровня и стиля катания можно отличить по ряду признаков «породистости». Рассмотрю их в порядке убывания значимости.
Уже давно стало правилом хорошего тона указывать параметры ткани: водостойкость в миллиметрах водяного столба, удерживаемого тканью, и паропроницаемость в граммах жидкости, которую способен пропустить один квадратный метр ткани за сутки.
Модель выбирайте по характеристикам мембраны. Общее правило таково: для обычных лыжников, предпочитающих катание в умеренном режиме, достаточно водостойкости от 5000 мм и паропроницаемости – от 5000 г/кв.м/24ч. Само собой, чем выше эти показатели, тем сильнее похудеет кошелек. Но тем больше шансов, что вам будет комфортно и в снег, в дождь. Не менее важен и утеплитель – он должен быть тонким и легким. Он состоит из тысяч мельчайших частичек и создает вокруг тела «эффект воздушной подушки».
Для фрирайда и экспертного катания стоит выбирать одежду с высокими показателями – водонепроницаемость – 30 000 мм, паропроницаемость – до 30 000г/кв. м/24 ч. Стандартные показатели для одежды среднего класса – 10 000 мм и 10 000 г/ кв. м/ 24 ч, соответственно). Хорошая горнолыжная одежда не образует складок, выдерживает дождь или мокрый снег, защищает от ветра, обладает грязеотталкивающими свойствами. Это, кстати, очень важно, если учесть то, что одежду из мембранных тканей лучше стирать как можно реже. Самые дорогие и функциональные вещи защищают специальным покрытием от DuPont. Тем, кто предпочитает скорость дикости, а идеальные трассы – фрирайду, при выборе одежды достаточно купить вещи с паропроницаемостью в 10 000 г/кв. м/24 и похожими параметрами водостойкости. Даже в случае дождя или снегопада «десятитысячная» мембрана не даст промокнуть.
Если главные критерии при выборе одежды – соотношение цена/качество и «внешние данные» вещей, то можно приобрести костюмы или куртки менее известных марок, которые, тем не менее, все-таки должны быть с мембраной хотя бы «5000 на 5000».
К технологичным деталям относятся водонепроницаемые молнии, дополнительная вентиляция и проклеенные швы. Выбирать надо по принципу «чем больше (опций и регулировок), тем лучше». Не забудьте обратить внимание на наличие таких приятных мелочей как карманы для ски-пасса, держатели для ключей, манжеты-полуперчатки.
Горнолыжники активно двигаются в течение всего катального дня. Даже если последний спуск уже позади, выглядеть роботом или мешком не хочется никому. Поэтому эргономичность одежды очень важна. Вытачки и контурные швы на локтях и коленях обеспечат свободу движения и не дадут ткани разорваться. Совсем нелишними будут и усиления по нижнему краю брюк – они защитят от порезов.
Важная деталь – капюшон. Он должен регулироваться по форме головы. Часто капюшон отстегивается или убирается в воротник (удобно для тех, кто катается в шлеме). На женских моделях к капюшону часто прилагается меховая оторочка – если вы не готовы кататься в куртке с мехом, проследите за тем, чтобы он отстегивался.
Лучшие умы индустрии только и думают, чтобы еще такое внедрить в производство, чтобы их одежда стала по-настоящему уникальной. Одни встраивают в одежду аудиоплееры и питьевые системы, другие продолжают «крутиться» вокруг насущных «сухо и тепло», внедряя те самые специальные технологии.
Выбирайте яркие горнолыжные костюмы. Заметить упавшего на склоне спортсмена гораздо проще, если на нем разноцветная одежда. Тем более, что и во время занятий спортом хочется выглядеть привлекательно и стильно.
В последние годы, к сожалению, на наших горнолыжных рынках и даже в небольших магазинах можно встретить изрядное количество подделок, имитирующих (и довольно искусно) вещи от ведущих производителей горнолыжной экипировки. Конечно, такая одежда гораздо (иногда в разы!) дешевле своих настоящих «аналогов». Но и ощущения на трассе у ее обладателя не имеют ничего общего с комфортом, упоминавшимся выше. Хорошая куртка известного бренда, логотип которого регулярно мелькает в трансляциях Кубка мира и на международных соревнованиях, не может стоить дешево.
Как защититься от подделки? Выбирайте место покупки правильно: обычно известные бренды распространяют свои коллекции через сети спортивных супермаркетов или собственные магазины. Если же вы уверены, что выбранная вами торговая точка имеет право продавать продукцию известных компаний, обратите внимание еще на несколько деталей, прежде чем начать примерку и торг.
Должны насторожить:
Отсутствие или низкое качество упаковки и ярлыков
Низкое качество исполнения логотипа (неровная строчка, торчащие нитки, буквы связаны между собой нитями)
Отсутствие информации о составе материалов и технологиях
Наличие молний неизвестного производителя (большинство мировых производителей используют молнии YKK )
Непрезентабельный вид ткани или самого изделия
Несоблюдение правил изображения торговой марки (измененные пропорции, шрифт)
Однако имейте в виду, что уровень исполнения подделок постоянно растет, и часто даже опытный горнолыжник не отличит «родную» вещь от фальсификата. Если вы не хотите, чтобы куртка и штаны полиняли при первой стирке, делайте покупки только в проверенных магазинах.
Покупка новой одежды – всегда радостное событие. Но кататься на горных лыжах – это вам не ходить по чистому ковру. Бугели и креселки, необходимость носить лыжи на плече, падения, «перекусы» на подъемнике – все это отнюдь не способствует идеальной чистоте наших драгоценных вещей. Рано или поздно вы решаете, что куртку неплохо бы и постирать. Чтобы свойства мембраны не ухудшались, к ней нужно относиться с уважением.
Производители одежды рекомендуют использовать >специальные моющие средства для мембранной ткани (они есть почти во всех спортивных супермаркетах), выбирать деликатный режим и стараться максимально сокращать число стирок. Иногда, чтобы смыть грязные пятна, достаточно просто протереть их влажной тряпкой. После каждого катания просушивайте одежду, но не на батарее или обогревателе. Относитесь к своей одежде бережно и разумно – и она прослужит не один сезон, обеспечивая комфортное катание в любую погоду.
Эргономическое соответствие одежды потребителю. Эргономические показатели качества одежды
Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.
Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.
Минимальный припуск для пальто — 5—6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.
Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материал лов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.
К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.
Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло; на теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для уве личения теплозашитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.
Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю сред; Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которого одежда изготовлена.
Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность чело
иска. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента, меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.
Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.
Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.
Эргономические показатели характеризуют комфорт и удобство эксплуатации одежды в системе «человек — изделие — среда». Они представлены следующими групповыми показателями: антропометрическое, гигиеническое и психофизиологическое соответствие изделия. Каждый из них на четвертом уровне может быть подразделен на следующие показатели: антропометрическое соответствие — на статическое и динамическое; гигиеническое — на теплозащитные функции, степень вентилируемости и защиту от внутренней и внешней влаги; психофизиологическое — на удобство надевания и снятия одежды, удобство пользования отдельными элементами изделия, массу одежды.
Каждый из приведенных показателей конкретизируется более простыми, единичными показателями. Например, показатель статического соответствия может быть охарактеризован двумя показателями — соразмерностью (соответствием конструкции одежды размерам тела человека) и балансом (соответствием конструкции форме тела); показатель защиты от внутренней и внешней влаги — гигроскопичностью и гидрофобностью.