если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо

Победителей школьных олимпиад оказалось больше, чем гарантированных им бюджетных мест

Рассказываем, как решили эту проблему вузы и как оценили приёмную кампанию 2021 года.

О высоком конкурсе в университеты рассказали на заседании Совета Российского союза ректоров 17 августа во время подведения промежуточных итогов кампании 2021/2022 учебного года, сообщила пресс-служба Минобрнауки.

Что известно о ходе приёмной кампании

Президент союза, ректор МГУ Виктор Садовничий положительно оценил процесс приёма абитуриентов. Он отметил, что на некоторые специальности конкурс составил до 60 претендентов на место.

При этом среди поступающих в вузы оказалось множество супербалльников — то есть тех, кто получил максимальные баллы на ЕГЭ по нескольким предметам, рассказал исполняющий обязанности ректора МФТИ Дмитрий Ливанов.

Отмечается, что в этом году без вступительных испытаний в российские университеты поступили 6557 призёров и победителей олимпиад. Чаще всего они выбирали следующие направления подготовки:

При этом в некоторых вузах число олимпиадников, получивших право поступить туда без экзаменов, превысило количество бюджетных мест. Ряд университетов решил обеспечить их местами за свой счёт. Среди них — МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, ИТМО и Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков, принявший участие в совещании, отметил, что бюджетных мест не хватило и абитуриентам-стобалльникам. Он подчеркнул, что в «новом учебном году необходимо внимательно отнестись к организации олимпиад, бороться за их качество».

Что изменилось в особенностях приёма

Основные отличия приёмной кампании 2021 года — возможность подать больше заявлений в выбранные вузы, а также многопрофильный конкурс по нескольким специальностям. Среди новых норм — учёт лучших результатов: вузы предлагают абитуриентам выбрать, по каким предметам учитывать результаты ЕГЭ. В Совете ректоров остались довольны качеством приёма, а новые правила оправдали себя, заявил Виктор Садовничий.

Правда, есть одно нововведение, которое явно усложнило жизнь поступающим, — это отмена второй волны приёма. Из-за этого некоторые абитуриенты вовсе лишились возможности поступить в вуз в этом году. Трудности при поступлении вызвали возмущение у выпускников школ, и в их поддержку даже составили петицию, автором которой выступил московский педагог Арсений Филин. Он призвал сделать порядок приёма справедливее и понятнее. Инициативу поддержали, кстати, уже более 10 тысяч человек.

Почему появилась петиция

Новые правила зачисления существенно отличаются от старого порядка, который действовал до 2021 года. Из-за пандемии приём в вузы уже второй год ведётся преимущественно дистанционно. Помимо этого, как отмечает автор петиции, отменена вторая волна подачи документов и скрыты личные данные поступающих.

Абитуриенты могли участвовать одновременно в 50 конкурсах — подать документы в 5 вузов на 10 направлений в каждом из них. Из-за этого возникла типичная проблема: выпускники присылали заявления даже в те вузы, в которые не планировали поступать, — просто на всякий случай. Соглашения на зачисление тоже подавались в последний момент.

При этом для выбора вуза каждому абитуриенту требовалось понять, проходит ли он туда по баллам, но из-за перегруженных списков сделать это было сложно. В последние минуты работы приёмной комиссии абитуриент мог опуститься на десятки строчек в списках желаемого университета и потерять бюджетное место или возможность учиться на конкретном факультете. Подать заявление о согласии на зачисление куда-то ещё у него уже не было шансов: комиссия завершала работу, а второй волны не было. Кроме того, из-за невозможности увидеть личные данные конкурентов (раньше в обычных списках указывали имя, отчество и фамилию) абитуриенты не могли связаться с ними и узнать их намерения.

Другая проблема состояла в том, что вузам требовалось больше времени на обработку поданных заявлений с согласием на зачисление. Этот процесс замедлился из-за дистанционной подачи документов через сайты университетов и суперсервис «Поступление в вуз онлайн».

А ещё из-за сбоев вузы достаточно редко обновляли списки. Они, например, делали это раз в час, хотя ситуация могла меняться ежеминутно. У некоторых университетов сайты просто переставали работать, а дозвониться до приёмной комиссии было невозможно из-за большого количества обращений.

В итоге некоторые абитуриенты решили направить согласие в менее престижные вузы, чтобы точно продолжить учёбу в сентябре. Это привело к тому, что в ведущих университетах упал проходной балл, а в каких-то и вовсе был недобор.

Автор петиции процитировал сообщение из неофициального паблика мехмата МГУ им. М. В. Ломоносова, в котором утверждается, что на факультет «были зачислены просто все желающие», поскольку для поступления абитуриентам нужно было набрать всего лишь 270 баллов за четыре экзамена.

При этом вытесненным из списков за счёт ажиотажа молодым людям с хорошими результатами экзамена могут грозить служба в армии и возвращение к образовательному процессу только через два года.

Как предлагают решить проблему

Подчёркивается, что распределение абитуриентов по местам должно происходить автоматически при помощи единой системы, к которой подключены все университеты и поступающие.

По задумке автора петиции, алгоритм должен быть следующим:

Кстати, ранее сообщалось, что к суперсервису «Поступление в вуз онлайн» планируется подключить все вузы России, в том числе и частные. Потенциально это упростило бы внедрение подобной системы.

О доработке системы приёма

По итогам заседания Российского союза ректоров Виктор Садовничий, общаясь с журналистами, отметил, что проведение приёма в вузы в одну волну требует модернизации.

«Наверное, продолжим эту работу с министерством по правилам приёма. Я, по крайней мере, буду настаивать на том, чтобы найти другой способ — более щадящий, подходящий для интересов абитуриентов», — заявил он.

Он отметил, что новые правила привели к ажиотажу и излишнему стрессу для абитуриентов при выборе учебного заведения. Кроме того, оказалось, что приём в одну волну был особенно неудобен для тех абитуриентов, которые собирались поступать в университеты за пределами родных регионов из-за разницы в часовых поясах.

По всей видимости, в следующем году правила приёма могут снова претерпеть изменения.

Кстати, не так давно Минобрнауки РФ представило проект приказа с новыми правилами поступления в вузы (предполагается, что он будет применяться с приёмной кампании 2022/23 учебного года). Согласно документу, абитуриентам планируется предоставить выбор: указано, что в качестве результата вступительного испытания может быть засчитан наиболее высокий из результатов — по ЕГЭ, общеобразовательному вступительному испытанию, проводимому вузом, или вступительному испытанию.

если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть картинку если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Картинка про если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.

Источник

Олимпиадники и гарантия зачисления: как работают приёмные комиссии вузов

если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть картинку если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Картинка про если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо

1 сентября вчерашние абитуриенты станут первокурсниками. Наш блогер, инженер НИЯУ МИФИ Алексей Егоров, подводит итоги работы приёмной комиссии в 2019 году и рассказывает, зачем придумали гарантию зачисления и какой должна быть идеальная олимпиада для талантливых школьников.

Я руковожу приёмной комиссией Института интеллектуальных кибернетических систем (ИИКС) НИЯУ МИФИ с 2016 года. Средний балл поступивших в ИИКС НИЯУ МИФИ на бюджетную форму обучения по ЕГЭ вырос с 90,8 (2016) до 97,6 (2019) без учёта целевиков и квотников.

Почему растёт средний балл ЕГЭ университетов?

Средний результат сдачи ЕГЭ по стране год от года растёт: например, средний балл сдавших три ЕГЭ, по которым принимают в ИИКС (физика, математика, русский), с 2016 года вырос на 6,7 балла. Портал открытых данных Костромской области показывает, как растут баллы ЕГЭ выпускников ежегодно. Хотя результаты по стране могут отличаться, но в целом динамика понятна. Соответственно, во всех университетах страны должен расти средний балл поступивших, но это не так.

Средний балл всех сдавших ЕГЭ в 2018 вырос больше чем на единицу. Исследование НИУ ВШЭ показывает, что средний балл поступивших вырос больше чем на 1 балл примерно в трети университетов и филиалов в 2018 году. Это говорит о том, что только треть университетов потенциально выигрывает в борьбе за талантливого абитуриента.

Многие университеты научились работать с категорией поступающих «без вступительных испытаний» (БВИ). По сути, каждый поступивший БВИ кладёт в копилку университета максимальный балл ЕГЭ независимо от того, что он получил на экзамене. Соответственно, с помощью активного привлечения абитуриентов БВИ можно повысить средний балл независимо от ситуации в стране.

Получить право поступления БВИ могут только призёры и победители олимпиад (Всероссийская олимпиада и олимпиады РСОШ). Такой тип абитуриентов требует особой работы. Далеко не все университеты, даже если они готовы давать это право за любую олимпиаду, привлекают к себе поступающих БВИ. Лучше всего эту логику приёма поняли несколько лет назад в НИУ ВШЭ. Сейчас к ним присоединились ИТМО, МИФИ и целый ряд других университетов, показывающих значительную динамику среднего балла.

Университеты гарантируют зачисление: вуз готов платить за обучение, если абитуриент не пройдёт на бюджет по конкурсу

ВШЭ, ИТМО, МИФИ, МФТИ и ряд других университетов дают гранты на 100%-ное покрытие стоимости обучение талантливым абитуриентам. Решение о гранте принимается ещё до окончания подачи документов, причём в МИФИ и ИТМО ведут отбор не просто по результатам ЕГЭ, а на основании дополнительного собеседования, которое оценивает мотивацию поступать в конкретный университет.

Кстати, вот интересное наблюдение. Допустим, гарантию зачисления получил человек, который лишь пару баллов недобрал до проходного. Например, у него 260 баллов. При поступлении со 100%-ным покрытием стоимости его балл будет учтён в статистике платного приёма, а не в статистике бюджетного приёма другого университета, куда он проходил бы на бюджет без полученных гарантий. То есть одним выстрелом система гарантий убивает трёх зайцев: университет повышает балл бюджетного приёма за счёт формирования резерва поступающих, повышает балл платного приёма за счёт фактического приёма высокобалльника на платную форму обучения и снижает балл бюджетного приёма других университетов.

если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть картинку если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Картинка про если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо

Куда поступают выпускники с самыми высокими баллами ЕГЭ

Всё, что я написал выше, поясняет, как за счёт различных статистических инструментов повысить средний балл, но вовсе не объясняет, как привлечь талантливого абитуриента в университет. Основная работа приёмной комиссии — привлекать и отбирать наиболее талантливых молодых людей: высокобалльников (90+) ЕГЭ, победителей и призёров олимпиад и профессиональных конкурсов. Как показывает практика, старые инструменты с ними уже не действуют: абитуриенты сильно изменились за последние пять-шесть лет.

Как меняются и чего хотят талантливые абитуриенты?

Главные изменения:

Эти изменения автоматически привели к изменениям логики работы сотрудников приёмных комиссий. Например, значительная часть работы приёмной комиссии МИФИ сводится к общению с талантливыми абитуриентами в социальных сетях в течение всего года. Причём абитуриенты благодаря своим сообществам и сами часто находят тех сотрудников, с которыми они хотели бы пообщаться.

Наличие собственного проекта у абитуриента приводит к тому, что он хочет заниматься его дальнейшей реализацией во время обучения в вузе, а значит, ищет программы, которые позволяют это делать, значит, проектная деятельность должна быть в университетской программе уже с первого семестра (предмет, практика, групповая или в формате индивидуального учебного плана и тому подобное).

Проект и желание развивать профессиональные навыки меняют запрос абитуриента на форму и виды проведения олимпиад. Олимпиада в глазах абитуриента должна быть событием, позволяющим развить навыки или проект и встретиться с товарищами со всей страны, а не просто решить несколько сложных задач ради 100 баллов ЕГЭ.

Точнее, абитуриент посетит и ту и другую, но пойдёт поступать в университет, который проводит олимпиады первого типа

Кроме того, появляется устойчивый запрос на проведение летних и зимних школ, то есть на короткие интенсивные программы, где можно создать или развить свой проект и получить начальные профессиональные навыки и знания. Соответственно, в гонке за абитуриентом начинают выигрывать те университеты, которые такие школы и олимпиады проводят, то есть университеты, связанные с олимпиадой НТИ и конкурсами Intel ISEF (типа олимпиады «Юниор»). Больше всего в проведении школ и олимпиад преуспели МФТИ и ВШЭ, а значит, выиграли вдвойне, так как стали центром притяжения для всего существующего сообщества талантливых школьников.

если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть картинку если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Картинка про если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо

12 самых дорогих вузов в России

Всё вышеперечисленное меняет форму общения абитуриента с приёмной комиссией в самый главный, летний период подачи документов. По сути, для талантливого абитуриента это вообще не подача документов, а обсуждение с будущими коллегами из приёмной комиссии качества собственного, уже сделанного, выбора. Абитуриент подбирает через общение с представителями приёмной комиссии партнёра, а не просто место для посещения занятий. Сам процесс подписи конкретной бумажки незначим, а вот общение и живая коммуникация на сложные темы сверхважны. Через общение абитуриент окончательно понимает, какие перед ним люди и комфортно ли будет ему с ними трудиться, его родители фиксируют, кажутся ли те, с кем они общаются, успешными и надёжными. Университет, который организует работу приёмной комиссии без учёта этого, проигрывает.

Всё просто: если талантливый абитуриент не узнал об университете в 10-м — начале 11-го класса, то он не придёт поступать в него вообще, а значит, все рассмотренные в начале статистические методы даже не начнут работать.

Лучшие приёмные комиссии

Конечно, мой пост не рассматривает проблемы текущей системы приёма в университет в России, которые, безусловно, есть. Более того, он посвящён только системе приёма абитуриентов из России, тогда как нам надо отбирать лучших со всего мира, но тем не менее.

В 2009 году ЕГЭ фактически уравняло всех абитуриентов: индивидуальные начальные профессиональные навыки каждого абитуриента были незначимы, а сумма баллов ЕГЭ стала всем, но основная задача университетов по привлечению талантов при этом не изменилась и не стала зависеть от балла ЕГЭ. Логично, что за прошедшие десять лет преимущество в качестве набора получили только те университеты, которые научились думать не просто о результате ЕГЭ поступивших, а о привлечении талантливого абитуриента, несмотря на балл ЕГЭ.

Изменения неизбежны

Перед университетами стоят значительные задачи, решение которых напрямую зависит от того, как тщательно вузы подойдут к отбору абитуриентов, причём со всего мира. Это значит только одно — система приёма изменится, ведь ЕГЭ фактически игнорирует остальной земной шар.

Запрос на изменения системы приёма, хотя и по другим причинам, есть и у министерства. В 2020 году начнётся апробация проекта «Поступи в университет онлайн». Проект позволит подавать документы для поступления в университет через портал госуслуг. Для университета это означает, что уже через несколько лет абитуриент к нему вообще не будет приезжать на «последней миле», то есть уговорить случайно зашедшего на огонёк оставить оригинал не получится. Для регионального университета это практически приговор: если в нём нет уникальной в стране образовательной программы, то всегда найдётся лучший вариант, который и привлечёт талантливого абитуриента к себе.

Если приёмная комиссия не работает весь год, как в ведущих университетах, то абитуриент даже не узнает о нём

Только те университеты, которые начнут менять образовательные программы, делая их уникальными и добавляя проектную деятельность, установят новые типы связей с абитуриентами через социальные сети и запустят собственные короткие курсы или школы, обеспечивающие подготовку и привлечение абитуриента под конкретный университет, смогут удержать талантливых абитуриентов из России и привлечь талантливых абитуриентов со всего мира.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

«Национальный исследовательский университет ИТМО»

Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста в 2021 году

Особые права, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, могут предоставляться одним и тем же поступающим.

25. При приеме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует каждое из следующих особых прав для поступления только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право):

право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона N 273-ФЗ;

право на прием без вступительных испытаний по результатам олимпиад школьников.

Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы.

27. Для приема лиц, имеющих право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона N 273-ФЗ, Университет ИТМО:

устанавливает одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, соответствующих профилям всероссийской олимпиады, международных олимпиад (по одному или нескольким профилям), для предоставления особого преимущества либо принимает решение об отсутствии вступительных испытаний, соответствующих профилям всероссийской олимпиады, международных олимпиад (Приложение 4.2).

29. По каждой олимпиаде школьников, включенной в установленный организацией перечень олимпиад школьников, Университет ИТМО:

1) устанавливает соответствие образовательных программ (специальностей, направлений подготовки, укрупненных групп) профилям олимпиады (по одному или нескольким профилям) для предоставления права на прием без вступительных испытаний либо принимает решение о непредоставлении права на прием без вступительных испытаний по результатам олимпиады (Приложение 5);

2) устанавливает одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, соответствующих профилям олимпиады (по одному или нескольким профилям) для предоставления права на 100 баллов и (или) особого преимущества, либо принимает решение об отсутствии вступительных испытаний, соответствующих профилям олимпиады (Приложение 6);

3) для предоставления каждого особого права устанавливает:

а) предоставляется ли особое право победителям либо победителям и призерам олимпиады;

б) в каких классах должны быть получены результаты победителя (призера) олимпиады школьников;

в) один или несколько предметов, по которым поступающим необходимы результаты ЕГЭ или общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых Университетом ИТМО самостоятельно, для подтверждения особого права;

г) количество баллов ЕГЭ или общеобразовательного вступительного испытания, проводимого Университетом ИТМО самостоятельно, которое подтверждает особое право. Указанное количество баллов устанавливается по предметам, определенным организацией высшего образования в соответствии с подпунктом «в» подпункта 3 настоящего пункта, и составляет не менее 75 баллов. Поступающему необходимо иметь указанное количество баллов ЕГЭ или общеобразовательного вступительного испытания, проводимого Университетом ИТМО самостоятельно, по одному предмету (по выбору поступающего) из числа предметов, установленных организацией высшего образования в соответствии с подпунктом «в» подпункта 3 настоящего пункта для предоставления соответствующего особого права.

30. В рамках одного конкурса по одному основанию, дающему право на 100 баллов (особое преимущество), поступающий получает 100 баллов:

по одному общеобразовательному вступительному испытанию (по выбору поступающего в случае установления Университетом ИТМО нескольких вступительных испытаний, соответствующих данной олимпиаде (данному профилю олимпиады);

Поступающий может одновременно использовать несколько оснований для получения права на 100 баллов (особого преимущества), в том числе в рамках одного конкурса.

При участии в нескольких конкурсах поступающий может использовать одно и то же основание для получения одинаковых или различных прав на 100 баллов (особых преимуществ).

31. Поступающим предоставляются особые права в соответствии с частями 5, 9 и 10 статьи 71, частью 14 статьи 108 Федерального закона N 273-ФЗ.

Источник

Олимпиадники vs ЕГЭшники: кто поступит?

если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть картинку если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Картинка про если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо

Каждый год во время приемной кампании в Вышке случается одно и то же: на некоторых программах все или почти все места занимают олимпиадники, или, говоря официальным языком, абитуриенты, имеющие право поступления без вступительных испытаний (БВИ). Что же делать тем, кто поступает по ЕГЭ? Отвечаем.

Да, кстати, сразу правильный ответ на вопрос в заголовке: поступить смогут и те, и другие. Ну а теперь подробности.

О чем вообще речь?

О программах, где более 75% мест занимают абитуриенты с льготой БВИ. Это значит, что для тех, кто идет по обычному конкурсу, мест остается совсем мало. Это несправедливо. Поэтому Вышка восстанавливает справедливость и за свой счет добавляет на такие программы до 25% бесплатных мест.

Пример

Уже сейчас можно назвать как минимум одну программу, где более 75% мест займут олимпиадники с льготой БВИ, — это программа «Прикладная математика и информатика». По состоянию на 5 июля на 100 бюджетных мест там претендуют 77 олимпиадников. Но абитуриентам, поступающим по результатам ЕГЭ, не стоит волноваться. Вышка ежегодно руководствуется принципом, что в таких случаях для поступающих по результатам ЕГЭ должно выделяться 25% мест от КЦП. Это значит, что если на программе «Прикладная математика и информатика» 100 бюджетных мест, то при подведении итогов и определении списка приглашенных к зачислению университет будет исходить из того, что 25 человек должны иметь возможность поступить по результатам ЕГЭ и те, кто не попадут в бюджетный приказ, будут приняты за счет средств НИУ ВШЭ.

Хорошо, а если олимпиадников больше, чем вообще мест на программе?

И такое бывает. В этом случае все они будут зачислены на бесплатные места: часть на бюджетные места в рамках контрольных цифр приема, часть — на места, оплачиваемые за счет средств НИУ ВШЭ.

Распределять абитуриентов между этими двумя типами мест будут на основании ранжированных списков, которые составляются по множеству критериев (см. пункт 2.34. Правил приема). В них в порядке убывания «веса» указаны несколько категорий, по которым ранжируются победители и призеры олимпиад. Сначала на бюджетные места будут зачисляться абитуриенты из 1-й категории, затем — 2-й, и так далее, пока не заполнятся все бюджетные места. Остальные абитуриенты с БВИ попадут на места, оплачиваемые самим университетом. Если в «пограничной зоне» окажутся абитуриенты из одной и той же категории, при их распределении будут учитываться баллы за индивидуальные достижения. Если и они окажутся одинаковыми, тогда более высокое место в списке занимают поступающие, имеющие преимущественное право зачисления. Если всего этого ранжирования будет недостаточно, дополнительное ранжирование будет проведено по среднему баллу аттестата. При равном показателе среднего балла аттестата более высокое место в списке занимает поступающий, чей результат по вступительному испытанию «русский язык» выше.

Ну а тут-то ЕГЭшникам как быть?

Правило «+25% мест для поступающих по ЕГЭ» сохраняется в любом случае, поэтому сколько бы ни пришло олимпиадников на программу, шансы поступить с хорошими баллами по ЕГЭ всегда есть.

Источник

Большое интервью: как поступить в Университет ИТМО

В Университете ИТМО продолжается подготовка к приему будущих бакалавров, магистров и аспирантов — проходят Дни открытых дверей, олимпиады для школьников и Конгресс молодых ученых.

О том, как устроена Приемная кампания-2017, сегодня расскажет Анна Веклич, первый заместитель председателя Приемной комиссии, начальник Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО.

В этом материале мы постарались собрать все, что нужно абитуриенту: от статистики прошлых лет до устройства мегафакультетов Университета и бонусов при поступлении.

если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть картинку если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Картинка про если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо / Анна Веклич, первый заместитель председателя Приемной комиссии, начальник Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО

О поступлении

Ежегодно Университет ИТМО принимает порядка 1200 студентов бакалавриата на бюджетную форму обучения по 30-35 направлениям подготовки и 70-ти образовательным программам (ОП). В магистратуре эти цифры еще больше – ежегодно для будущих магистров доступны более 2400 бюджетных мест в рамках 35-37 направлений подготовки и более 180 ОП.

При этом большая часть поступивших студентов-первокурсников – это ребята не из Санкт-Петербурга. Так, например, в бакалавриате уже третий год подряд 70% иногородних, в магистратуре – 51 %. Растет год от года и процент иностранных студентов – с 12% в 2015 до 17,2 % в 2016 году.

Бакалавриат

Количество абитуриентов, подавших документы в Университет ИТМО в 2016 году, на 25% больше, чем 2015 году. Хотя в последние три года (2013-2015 гг.) просматривался спад желающих участвовать в конкурсе. Такое уменьшение было связано в первую очередь с тем, что в 2013 году Университет впервые установил одинаковые и достаточно высокие минимальные баллы на бюджетную и контрактную формы – 55-60 баллов по каждому предмету ЕГЭ.

Многие думают, что чем выше конкурс, тем престижнее университет. Но это далеко не так. Число поданных заявлений в вуз не всегда показывает качество абитуриентов. Все зависит от минимальных баллов.

Университет может установить министерские минимумы по каждой дисциплине (в среднем 30 баллов по каждому предмету ЕГЭ) и таким образом создать искусственный большой конкурс до 50-100 человек на место. При этом важно понимать, что такие заявления являются «мусорными», так как далее все они отсеются в рамках конкурса.

Как пример, в 2016 году минимальный балл по информатике и математике на направление подготовки «Прикладная математика и информатика» был 75, конкурс составил меньше 5 человек на место, а вот проходной балл был самый высокий в вузе – 294 из 300 баллов ЕГЭ по трем предметам (бюджетная форма).

Средний конкурс по вузу в 2016 году – 5,0 человек на место (в некоторых конкурсных группах доходит и до 30,0).

Самые популярные направления подготовки бакалавриата:

Для начала планируется небольшой набор – порядка 25 студентов, далее мы хотим увеличить это число до 70-80 человек. Поэтому в рамках приемной кампании 2017 года ставка сделана не только на IT, но и на направления подготовки, куда ребята поступают с ЕГЭ по физике: 12.03.03 «Фотоника и оптоинформатика», 16.03.01 «Техническая физика» и другие.

Минимальные баллы ЕГЭ останутся прежними и достаточно высокими для бюджетной и контрактной формы обучения – 60. А по математике и информатике на кафедру «Компьютерных технологий» минимум составит 75 баллов.

Магистратура

Благодаря тому, что в магистратуре ИТМО более 2400 бюджетных мест, существует достаточно большое количество образовательных программ, которые узкоспециализированы: от «Индустриальной робототехники» до «Научной коммуникации».

В Университете ИТМО ежегодно открываются и направления, популярные уже сейчас, и специальности, которые пока не носят массовый характер, но в будущем станут достаточно востребованными на рынке, например образовательные программы «Вычислительная биомедицина», «Световой дизайн», «Технологические инновации и трансфер технологий».

Конкурс в магистратуру всегда ниже, чем в бакалавриат. Выпускники вузов, в отличие от выпускников школ, заранее точно знают, какую образовательную программу выбрать, поэтому и подают максимум 1-2 заявления в 1-2 вуза.

Средний конкурс по вузу – 1,8-2 человека на место.

Самые популярные направления подготовки в магистратуре:

К чему готовиться поступающим в 2017

Ежегодно вуз планирует свою стратегию развития таким образом, чтобы привлечь наиболее одаренных, талантливых и мотивированных абитуриентов. В бакалавриате сохраняются высокие минимальные баллы для поступающих на бюджет и контракт, роль индивидуальных достижений, за которые можно получить до 10 баллов к ЕГЭ, также пересматривается: выбираются только самые качественные конкурсы, олимпиады и проекты (подробнее об этом расскажем ниже).

Особенно строго в 2017 году будет с целевым приемом (специальные целевые места в рамках общих бюджетных по заказу от компаний): если раньше туда могли поступать ребята, которые преодолели вузовский минимум, то сейчас мы будем ориентироваться не менее, чем на 240 баллов по трем предметам ЕГЭ.

В магистратуре требования к абитуриентам также остаются очень высокими. Так, например, если вы хотите поступить без конкурса, то средний балл вашего диплома должен быть не менее 4,5.

Об Университете

Последние годы Университет ИТМО ведет прием на более чем 300 образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в вузе более 100 кафедр, более 10 факультетов. Абитуриентам было достаточно сложно разобраться во всем этом многообразии названий.

Поэтому с 2016 года в рамках Приемной капании были введены Меганаправления – пять ключевых профильных направлений университета, в каждом из которых тематически представлены образовательные программы:

В течение 2016 года структура вуза сильно изменилась и на административном уровне: были созданы мегафакультеты, которые официально закрепились и в структуре вуза. На сегодняшний день в Университете ИТМО официально существует четыре мегафакультета, административно объединяющие в себе факультеты, кафедры, образовательные программы:

Не только IT: какие дисциплины развивают на мегафакультетах

У нас есть свой четкий научно-образовательный профиль: IT и фотоника. Но далее мы транслируем наши компетенции на новые сферы, тем самым развивая себя и усиливая те сферы, где не хватает наших знаний. Так появляются: биоинформатика, квантовые коммуникации, IT-урбанистика, Art&Science, Интернет вещей, финтех, научная коммуникация, биотехнологии, нейротехнологии.

Такая мультидисциплинарность на мегафакультетах в науке и образовании приветствуется и поддерживается вузом. Именно такие образовательные программы привлекают современных абитуриентов, так как сочетают в себе разные компетенции и раскрывают талант студента со всех сторон.

Робототехника. В 2016 году в Университете ИТМО создана Школьная команда по робототехнике, которая весной прошлого года завоевала 2 место на WRO (World Robot Olympiad, мировой чемпионат по школьной робототехнике). Сейчас мы развиваем наше робототехническое направление и нацелены сделать ИТМО чемпионом мира в робототехнике – так же, как это произошло с IT.

Физика. Менее года назад открыт физико-технический факультет, ориентированный на подготовку элитных физиков. Факультет создан в структуре мегафакультета фотоники, который является нашей научной базой. Именно на этом МФ больше всего научных лабораторий, известных ученых, сотрудники этого МФ пишут статьи в самые высокорейтинговые научные журналы. И сейчас у абитуриентов-физиков есть возможность поступить сюда, обучаться у лучших преподавателей и завоевывать свои награды не в IT, а в физике, в науке.

Биотехнологии. В начале 2017 года в вузе создан мегафакультет «Биотехнологии и низкотемпературные системы», ориентированный на следующие «модные» направления: здоровое питание, функциональные продукты, современные способы их сохранения. Сейчас в стране есть буквально 1-2 вуза, которые готовят специалистов в этой области и ведут научную деятельность. Развитие этого МФ в самом начале своего пути. Но у нас есть все основания ожидать, что уже очень скоро это направление «выстрелит».

Инновации. При этом в Университете ИТМО также готовят технологических менеджеров, предпринимателей, инноваторов – за это уже 2 года отвечает созданный факультет технологического менеджмента и инноваций.

Поступая в Университет ИТМО на конкретную образовательную программу, вы не привязываете себя только к ней и сможете перевестись на другую в рамках одного направления подготовки. Далее вы погружаетесь в атмосферу вуза, занимаетесь в лабораториях, ФабЛабе, создаете свой проект в Бизнес-инкубаторе – и тут вас никто ничем [в том числе и выбранной специальностью] не ограничивает. Главное – это ваше желание.

если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Смотреть картинку если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Картинка про если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмо. Фото если олимпиадников больше чем бюджетных мест итмоYugank Singhal / Flickr / CC

Как во всем разобраться и определиться с выбором

Сейчас для ребят существует много направлений, где они могли бы себя проявить и получить знания: от Подготовительных курсов до семинаров по спортивному хакингу SPbCTF. В Университете ИТМО проводится большое количество Дней открытых дверей – в онлайн и офлайн-вариантах, а также отдельно по меганаправлениям. Существуют индивидуальные профориентационные тестирования, экскурсии и просто личные встречи со школьниками и их родителями.

Очень скоро мы запустим единый портал для школьников, которые интересуются Университетом ИТМО – ITMO.START. Это проект, который объединит в себе все возможности для школьников с 4 по 11 классы. Что касается непосредственно поступления (в бакалавриат, магистратуру и аспирантуру), то всю информацию можно найти на нашем сайте для абитуриентов, где максимально подробно рассказано про все образовательные программы.

В описании каждой образовательной программы на сайте мы разместили учебные планы, что позволяет абитуриенту видеть все изучаемые дисциплины и то, какие формы контроля по ним будут, и в каком семестре студенту придется что-либо сдавать. Там же можно посмотреть и краткое описание профильных дисциплин. Кроме того, у абитуриента есть возможность посмотреть ведущих преподавателей, что иногда является определяющим при выборе будущей специальности.

Еще одна возможность ближе познакомиться с обучением в Университете ИТМО и определиться с будущей профессией или направлением обучения – массовые онлайн-курсы от Университета. Например, онлайн-курс «Научная коммуникация», который Университет ИТМО запустил в 2016 году, можно с легкостью использовать, готовясь к поступлению в одноименную магистратуру. Это и была одна из целей подготовки курса, так как направление новое и литературы по нему в России очень мало.

Об абитуриентах и «олимпиадниках»

Для абитуриентов бакалавриата олимпиады играют огромную роль. Всероссийские олимпиады школьников и олимпиады из перечня Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), позволяют абитуриентам использовать право поступления в Университет ИТМО «Без вступительных испытаний» (БВИ), подтверждая диплом такой олимпиады 75 баллами ЕГЭ по профильному предмету (это обязательно).

При этом победители таких олимпиад получают в ИТМО стипендию в течение первого года от 7 до 15 000 рублей в месяц – это называется «Золотой», «Серебряный» и «Бронзовый» студенческий билет.

Мы считаем таких ребят наиболее ориентированными на дальнейшее обучение и развитие. Эти слова подтверждаются и дальнейшей успеваемостью победителей и призеров олимпиад – она всегда выше на 50% от успеваемости абитуриентов, поступивших по результатам ЕГЭ.

В прошлом году в Университет поступили более 200 победителей и призеров предметных олимпиад школьников (20% от общего числа бюджетных мест), что является 4 результатом в России. Сам Университет также является организатором 6 олимпиад из перечня РСОШ.

Университет ИТМО принимает классические олимпиады по таким предметам как:

Все эти олимпиады ставят перед собой задачу раскрыть творческий потенциал абитуриента, увидеть нестандартный подход к решению задач у школьников.

В феврале 2017 года мы объединили все собственные предметные олимпиады Университета и запустили первую онлайн-олимпиаду «ИТМО ВКонтакте» в самой социальной сети, увеличив количество участников в 10 раз. За нее, например, мы даем 10 баллов к ЕГЭ по предмету.

В конце марта мы также запустим онлайн-игру «Физика: игра света», направленную на привлечение в ИТМО физиков. Игра будет идти в течение 5 недель на образовательном портале newtonew.com, победителям также будут гарантированы 10 баллов к ЕГЭ.

В магистратуре победители или призеры олимпиады, которая учитывается вузом при поступлении получают 100 баллов по экзамену (по профилю олимпиады). Но поступающий все равно должен принять участие в общем конкурсе на поступление, где при равных баллах по экзамену будет учитываться средний балл диплома.

Часто победителям и призерам студенческих олимпиад вручается и денежное поощрение, а также различные бонусы от университетов-организаторов и партнеров олимпиады. Также дипломы таких олимпиад можно представить в своем «Портфолио» для поступления в вуз.

Научные проекты и личные достижения: чем еще может отличиться абитуриент

В бакалавриате абитуриенты могут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ за индивидуальные достижения (ИД). Среди них научные и творческие конкурсы, спортивные достижения, волонтерская деятельность и т.д. Каждый вуз вправе сам определить, за что и сколько баллов он начисляет поступающему.

Наш Университет выделил наиболее значимые критерии и для них назначил соответствующие баллы. Так, мы высоко оцениваем победу в инженерных конкурсах, научных олимпиадах и других проектах, позволяющих определить мотивацию и способности ребят.

Кроме того, мы даем дополнительные баллы за языковые сертификаты. Абитуриенты, закончившие с отличием школу или СПО, также получают до 5 баллов к результатам ЕГЭ. В целом, в прошлом году около 50% абитуриентов воспользовались возможностью указать свои индивидуальные достижения с целью получения дополнительных баллов.

Многие абитуриенты магистратуры заранее готовятся к поступлению и могут принимать участие в специальных конкурсах и проектах Университета ИТМО, которые дают право поступления без экзаменов. В апреле можно выступить на Всероссийском конгрессе молодых ученых, победители которого получают право без конкурса поступить в Университет ИТМО.

Тем, кто уже писал научные статьи и участвовал в студенческих олимпиадах, кто имеет значимые победы и награды, можно принять участие в конкурсе «Портфолио», но стоит отметить, что его участниками могут быть только те выпускники бакалавриата, чей средний балл успеваемости в вузе был не ниже 4,5.

С 2016 года в магистратуру Университета ИТМО можно также поступить дистанционно, с помощью онлайн-экзаменов, что является очень удобным способом для иногородних абитуриентов. Как уже говорилось выше – 51% поступивших не из Санкт-Петербурга. Наибольшее число студентов поступает в ИТМО из: СПбГУ, СПбГЭУ, ТУСУР, УрФУ. Кстати, доля иностранцев в магистратуре в 2016 году выросла в 2 раза: с 8% в 2015 до 16,2% в 2016.

Как «готовятся в студенты ИТМО»

Большое количество ребят, поступивших в Университет ИТМО, ранее занимались в каких-либо профориентационных структурах или участвовали в научных или инженерных конкурсах. Участие школьников в таких проектах позволяет им заранее почувствовать, к чему у них лежит душа, и приходить в вуз с более осознанным выбором. Такие студенты в будущем достигают заметно больших успехов, в том числе еще потому, что не тратят время на адаптацию к вузовскому миру.

Для нас очень важно, чтобы обучающиеся были довольны и образованием, и атмосферой вуза. Поэтому мы делаем ставку на свои профориентационные структуры, которые с помощью современных технологий и методов могут гораздо быстрее донести информацию о вузе, о специальности, об интересных проектах до будущих студентов, которым сейчас по 16-17 лет.

Сейчас они [абитуриенты] должны выбирать то, что будет актуально и популярно спустя 6 лет, когда они закончат магистратуру вуза. А сегодня этот выбор сделать очень сложно – профессии исчезают или вовсе становятся ненужными, но при этом появляются новые рынки и новые возможности, к которым должны быть готовы те, кому сейчас 16-17, а может и всего 12 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *