если ты вспомнишь что искусство оратора означает
Если ты вспомнишь что искусство оратора означает
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
5) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
Пояснение (см. также Правило ниже).
На месте пропуска в предложении следует употребить словосочетание «Иными словами».
(2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (иными словами) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
Ответ: иными словами.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Все остальные предложения не содержат ВСЕЙ информации текста.
Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.
Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.
Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:
— Сжать эту информацию в одно предложение самому;
— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;
— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:
а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;
б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;
Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.
Таким образом, мы получим два верных высказывания.
Если ты вспомнишь что искусство оратора означает
Самостоятельно подберите простую частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
5) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Все остальные предложения не содержат ВСЕЙ информации текста.
Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.
Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции, и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.
Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:
— Сжать эту информацию в одно предложение самому;
— Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;
— Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:
а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;
б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично;
Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами. Та же информация. Те же факты. Но — другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые — деепричастными оборотами и т. п.
Таким образом, мы получим два верных высказывания.
Пояснение (см. также Правило ниже).
На месте пропуска в предложении следует употребить частицу «именно».
(2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (именно) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
Возможно употребление синонимичных частиц.
Чаще всего в заданиях под номером 2 требуется подобрать союзы (сочини-тельные и подчинительные), частицы, наречия, производные предлоги, вводные слова или словосочетания. Для выполнения задания необходимо вспомнить определения частей речи.
Союз — это служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.
По строению союзы делятся на простые: а, и, чтобы, если и т. п.; на составные: потому что, как будто, то есть и т. п. По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы — это союзы, которые служат для связи однородных членов предложения и равноправных по смыслу простых предложений в составе сложного.
По значению сочинительные союзы делятся на три группы
Виды сочинительных союзов | Значение | Примеры |
---|---|---|
Соединительные | Соединительные союзы используются для выражения одновременно или по-следовательно происходящих событий, явлений действительности | и, да(=и), ни-ни, тоже, также |
Противительные | Противительные союзы выражают отношения противопоставления или разграничения | а, но, да (=но), зато, однако, же |
Разделительные | Разделительные союзы вносят в предложение значения чередования, выбора, предложения, неразличения | или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то |
Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения. В таком сложном предложении от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
По значению подчинительные союзы бывают
Виды подчинительных союзов | Примеры |
---|---|
Изъяснительные | как, чтобы, что, будто |
Временные | Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока |
Причинные | Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что |
Целевые | Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы |
Условные | Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз |
Уступительные | Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что |
Сравнительные | Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно |
Следствия | Так что |
ЧАСТИЦА
Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
НАРЕЧИЕ
Наречие — самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает при-знак и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? сколько? и другие.
В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:
— Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть, читать внимательно, высоко поставив, сказав тихо);
— Признак предмета — примыкает к существительному (путь напрямую, совсем ребенок, платье наизнанку);
— Признак другого признака — примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера, сделанный аккуратно).
По значению наречия делятся на группы (разряды)
Разряды | На какие вопросы отвечают | Примеры |
---|---|---|
места | где? куда? откуда? | впереди, направо, издали |
времени | когда? | сегодня |
причины | почему? | сослепу |
цели | зачем? | назло |
образа действия | как? каким образом? | медленно |
меры и степени | в какой мере? насколько? | очень интересно |
ПРЕДЛОГИ
Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.
По образованию предлоги могут быть разделены на
2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:
а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;
в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.
По строению предлоги могут быть разделены на
1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;
2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.
Предлоги могут выражать следующие значения
1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине;
2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро;
3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день;
4) причинное: не прийти из за / вследствие / по / ввиду болезни;
5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга;
6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать;
7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом;
8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.
ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки.
Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства; К счастью, тайна так и осталась тайной.
Данные значения передаются не только вводными словами, но и вводными предложениями. Например: Вечер, ты помнишь, вьюга злилась. (Пушкин). К вводным единицам примыкают вставные конструкции, которые содержат различные добавочные замечания, поправки и разъяснения. Вставные конструкции, как и вводные, не связаны с другими словами в предложении. Они резко разрывают предложение. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту; Маша говорила с ним о Россини (Россини только что входил в моду), о Моцарте.
Вводное слово или словосочетание выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри предложения. Вводное слово или словосочетание выделяется запятой с одной стороны, если находится в начале или конце предложения. К своему стыду, я не читаю серьезной литературы, предпочитая ей детективы и, между нами говоря, любовные романы. Главная ошибка большинства пишущих связана с неточным знанием списка вводных слов. Поэтому прежде всего следует выучить, какие именно слова могут быть вводными, какие группы вводных слов могут быть выделены и какие слова никогда не бывают вводными. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ 1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего в связи со сказанным: к счастью, к несчастью, к сожалению, к досаде, к ужасу, на беду, чего доброго… 2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности того, что он сказал: конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно, наверное, возможно, верно, может быть, должно быть, кажется, по всей видимости, по-видимому, по существу, по сути, думаю… Эта группа вводных слов наиболее многочисленна. 3. Вводные слова, указывающие на последовательность излагаемых мыслей и их связь между собой: во-первых, итак, следовательно, в общем, значит, кстати, далее, впрочем, наконец, с одной стороны… Эта группа также достаточно большая и коварная. 4. Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей: словом, другими словами, иначе говоря, вернее, точнее, так сказать… 5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, по-моему, по словам…, по слухам, по сведениям…, по мнению…, на мой взгляд, помнится… 6. Вводные слова, представляющие собой обращение говорящего к собеседнику: видишь (ли), знаете, пойми, простите, пожалуйста, согласись… 7. Вводные слова, указывающие на оценку меры того, о чем говорится: самое большее, по крайней мере… 8. Вводные слова, показывающие степень обычности сказанного: бывает, случалось, по обыкновению… 9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания: кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря… Я конечно ни в коем случае не эксперт, но по-моему, здесь можно подобрать чуть ли не тысячи комбинаций слов, которые подойдут по смыслу. «Словосочетание» в задании не накладывает абсолютно никаких ограничений. Первое, что пришло мне в голову, это «правильно подобранные». Здорово звучит, не так ли? Есть шанс, что составители одумаются, и на ЕГЭ 2019 года будут старые адекватные задания? Искусство ораторской речиВажнейшей составляющей правительственной политики дореволюционной России в отношении профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений в исследуемый период являлась система материального и морального поощрения за труд. С конца 70-х годов правительство России достаточно высоко оплачивало труд военных педагогов. Этот же подход был характерен и при определении размера пенсий профессорско-преподавательского состава. С целью закрепления за вузами наиболее ценных педагогических кадров приказом военного министра разрешалось распоряжением начальников академий через утверждение конференции оставлять при военно-учебном заведении профессоров и преподавателей с 25-летней выслугой еще на 5 лет. Имелась специальная оговорка, допускавшая возможность повторного избрания конференцией профессоров, если их общий стаж военной службы не достигал еще 35 лет. Правда, такое избрание должно было утверждаться военным министром России [6]. В тесной связи с денежной оплатой находилась система морального поощрения профессорско-преподавательского состава. Лучшие из педагогов высшей военной школы получали почетные титулы и звания, которые сопровождались определенными денежными выплатами. Существенной денежной прибавки к жалованию заслуженные профессора не получали: после 25 лет педагогического стажа им полагалось дополнительно всего 20 % надбавки к окладу. В то же время заслуженные профессора могли при желании пожизненно оставаться членами конференции академии, участвовать в приеме экзаменов и вести некоторые практические и теоретические занятия. На рубеже Х1Х-ХХ веков русская высшая военная школа пополнилась и таким отрядом почетных педагогов, как академики. Постановлением правительства военным академиям предоставлялось право избирать в члены академии выдающихся ученых как русских, так и зарубежных. Постановление подчеркивало, что звание академии есть звание почетное, с которым не соединяется никаких особых обязанностей и служебных прав. Они могут быть приглашаемы на заседание конференции и на экзамены по усмотрению начальника академии. Число членов академии для вузов точно не определялось и зависело от типа военно-учебного заведения. Денежное содержание данному типу почетных ученых устанавливалось незначительное. В целом можно сделать вывод, что система работы с профессорско-преподаватель-скими кадрами высшей военной школы была достаточно эффективной. Она позволяла привлечь в число педагогов цвет интеллигенции страны. Система подбора, подготовки и расстановки профессорско-преподавательских кадров была продумана досконально и являлась одной из лучших в мире. Она имела прогрессивное значение для развития высшей военной школы государства, так как позволяла отобрать наиболее способных к военно-педагогической деятельности лиц. К концу 1917 г. русская военная школа практически прекратила существовать. Искусство ораторской речи. Лекция одновременно решает две основные задачи: сообщение новых знаний, расширяющих культурный, научный и общественно-политический кругозор слушателей, и формирование на их основе мировоззрения, общественного сознания, идейно-нравственных принципов поведения. Сообщение знаний более направлено на логическое мышление слушателей и опирается в основном на рациональное начало в лекции, на строгость и последовательность системы аргументов; однако новые знания значительно лучше усваиваются слушателями, если они преподносятся ярко, заинтересованно. Формировать же мировоззрение, воздействовать на умы и чувства слушателей без эмоций, страстной увлеченности и убежденности лектора просто невозможно. Основные требования к оратору определяются задачами, которые перед ним стоят: сообщение знаний, формирование мировоззрения, воспитание масс. Для того чтобы решать эти задачи, лектор прежде всего должен отлично знать предмет своей лекции, быть широко эрудированным в этой области и, конечно же, образованным и политически грамотным человеком. Главным, ведущим всегда остается содержание лекции, ее высокая идейность, научность, информативность, актуальность и органическая связь с действительностью, жизнью народа. Каким бы высоким уровнем искусства красноречия ни обладал лектор, как бы ни завораживал его голос слушателей, но если он недостаточно компетентен в вопросах, которые излагает, или недостаточно убежден в том, в чем пытается убедить собравшихся, все его старания напрасны — ему не поверят, за ним не пойдут. Лектор не достигнет желаемого эффекта от своего выступления, если он не знает законов общения с аудиторией, помогающих вести слушателей за собой, а не идти у них на поводу. Совершенствование лекторского мастерства — процесс бесконечный и более всего зависящий от активной тренировки: чтобы научиться выступать, надо делать это. Та видимая легкость, с которой выступают в любой аудитории замечательные ораторы, есть результат их громадного повседневного труда. Так, когда А.В. Луначарского спросили, когда же он успел подготовиться к лекции, которую он прочел неожиданно, он ответил: «Я готовился к ней всю жизнь». Постоянно учась, совершенствуясь, лектор старается во многом подражать выдающимся мастерам, брать с них пример. Это, конечно, верный путь, однако следует помнить, что манеру, стиль ораторской речи нельзя слепо копировать, тем более если этот ораторский стиль противоречит вашим индивидуальным особенностям. В речи имеют значение три вещи – кто говорит, как говорит, что говорит. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Кони читал специальные курсы лекций: уголовное судопроизводство, судебная этика, этика общежития, теория и практика судопроизводства, об ораторском искусстве, история литературы, врачебная этика, призвание врача и врачебная тайна Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В особой степени в разговоре участвуют глаза. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев. В целом поведение во время произнесения речи повышает ее выразительность и налаживает контакт со слушателями. С помощью ботинка Хрущев даже приблизительно не достиг того эффекта, который произвел столь же склонный к динамичным поступкам Мартин Лютер, расколов однажды во время проповеди в Айзенахе кулаком трехдюймовую доску, по сообщению Спэрджена. Жест нельзя выбрать по желанию, это не все равно, что надеть смокинг. Это просто внешнее выражение внутреннего состояния, такое же, как поцелуи, колики, смех и морская болезнь. Жесты человека, как его зубная щетка, должны быть сугубо личными. А так как все люди непохожи друг на друга, то жесты их также будут непохожими, если только они будут вести себя естественно. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!» Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе. Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты. Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. по столу, хлопнуть себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь. Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке. Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию». А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой повертикали). А рябь. (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную дефиницию (толкование): винтовая лестница — лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь — незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным. Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов. Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест — поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям. Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Маслюков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой. Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки в боки — символ непокорности. Обхватить руками голову — признак неприятности или беды. Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Жест интенсивности — рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно. Известен также жест отказа, отрицания — отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду? Жест разъединения, расподобления — ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались. Жест объединения, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Национальный характер жестов Если изобразительный жест связан с конкретными внешними признаками) то жест-символ связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это — приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного. … Нежданов наклонил голову, а Силягин простился с ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку к собственным губам и носу, и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая. О национальном характере некоторых жестов свидетельствует такой факт. В Австралии, Новой Зеландии, Великобритании два разведенных пальца (указательный и средний) с ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к себе, то жест равнозначен выражению «А иди ты подальше!» Жители Европы воспринимают этот жест, независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому, если англичанин сделает оскорбительный жест, то европеец может только удивиться, не понимая, на какую победу намекают. И еще. Во многих странах Европы этот жест равнозначен цифре «2». В связи с этим возможна такая ситуация. Недовольный обслуживанием англичанин, желая выразить свой гнев, показывает бармену- европейцу два пальца с повернутой ладонью к себе — знак оскорбительный, — а бармен в ответ на этот жест наливает две кружки пива. При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси. Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет еще подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение «Меня это не касается». При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается — символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону). Так, в «Теории красноречия» А. Галича (1830) сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя употреблять без оскорбления благопристойности», «приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать», «благопристойность воспрещает театральные кривлянья». Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|