Поделиться ссылкой: | Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Дмитриев:
Источник
О происхождении фамилии Дмитриев в Воронеже
Почти четыре столетия в близлежащих сёлах Ендовище, Терновое и Гудовка известна фамилия “Дмитриев”. Во множестве документов XVII века упоминаются представители рода Дмитриевых, самыми известными из которых были занимавшие высокие должности в Воронежском уезде Фёдор Мартинович и его сын Фрол Фёдорович. Их деятельность изучил и описал профессор ВГУ В.Н. Глазьев. Однако в статье “Воронежская антропонимия XVII века как исторический источник”, ссылаясь на роспись дворовладельцев 1648 г. и на переписные книги 1646 и 1678 годов, он предположил, что фамилия “Дмитриев” впервые в Воронежском крае возникла в XVII в. у терновских детей боярских Касьяновых:
“Вероятно, потомки сына боярского из села Терновое Дмитрия Касьянова (1646, 1648) стали Дмитриевыми. Предположение основано на том, что крестьянские дворы Яна Носова и Кузьмы Мызникова, принадлежавшие в 1646 г. Дмитрию Касьянову, в переписной книге 1678 г. обозначены во владении Федора Дмитриева” (Исторические записки: научн. труды ист. ф-та: Вып. I. – Воронеж, 1996. – С. 15).
Этим предположением В.Н. Глазьев доказывал версию о том, что в Воронежском крае в XVII веке продолжали возникать фамилии. Действительно, этот процесс имел место, но только в единичных случаях. В воинском сословии у “служилых людей по отечеству” к началу XVII века процесс возникновения фамилий завершился, и в 99 % случаев из поколения в поколение передавались давно устоявшиеся фамилии. В наше время часто встречаются древние фамилии, упомянутых ещё в “Дозорной книге 1615 года”, причём многие потомки старинных родов продолжают жить в тех населённых пунктах, где были записаны впервые их предки.
Вернёмся к тому, на чём основано предположение профессора. На первый взгляд, объяснение выглядит убедительно: раз семьи крестьян Яна Носова и Кузьмы Мызникова в 1646 г. работали на Дмитрия Касьянова, то в 1678 г. они стали принадлежать Фёдору, сыну Дмитрия. Если он сын Дмитрия, то и фамилия Фёдора – Дмитриев. Только мы не знаем самого главного: был ли у Дмитрия Касьянова сын и, если был, то звали ли его Фёдором.
“Переписная книга 1678 г.” находится в Российском государственном архиве древних актов в Москве и ещё ожидает моего исследования. Но доступны изданная самим В.Н. Глазьевым “Переписная книга Воронежского уезда 1646 года” и хранящаяся в Государственном архиве Воронежской области (ГАВО) “Роспись населения Борщевского стана (июнь 1648 г.)”, в которых описано хозяйство сына боярского Дмитрия Касьянова. В “Переписной книге 1646 года” читаем:
“22/ За Дмитрием Лаврентьевым сыном Касьяновым пом.: крестьянских дворов: во дв. Куземка Селиверстов сын Музников, у него детей: Якушко да Ивашко, во дв. Федька Данилов сын Носов, у него брат Якушко, во дв. Олексейка Александров сын Епифанцов” (Переписная книга Воронежского уезда 1646 года / Подгот. текста, вступ.ст. и примеч. В.Н. Глазьева. – Воронеж, 1998. – С. 43).
То есть, Дмитрий Касьянов владел тремя крестьянскими семьями: Кузьмы Музникова с детьми мужского пола Якушкой и Ивашкой, Фёдора Носова, с которым проживал его брат Яков, и Алексея Епифанова.
Через два года в “Росписи населения Борщевского стана (июнь 1648 г.)” записали:
“Сына боярскова Дмитрея Косьянова крестьяне: Янко Носов, Алешка Епифанец” (ГАВО. Ф. И-182. Оп. 6. Д. 79. Л. 7).
Если исключить неверное прочтение в источнике имён и фамилий и перенесение ошибки в напечатанную в 1998 году “Переписную книгу Воронежского уезда 1646 года”, то увидим, что всего за два прошедших года Дмитрий Касьянов лишился одной крестьянской семьи из трёх (четырёх из шести работников мужского пола): Кузьмы Музникова с детьми Якушко и Ивашко и Федора Носова. Итак, по состоянию на июнь 1648 г. у сына боярского Дмитрия Косьянова уже нет крестьянина Кузьмы Музникова.
Думается, что через 30 лет после этого документа в “Переписной книге Воронежского уезда 1678 года” упоминаются не те же Яков (Янко) Носов и Кузьма Мызников, а возможно, их дети или другие родственники, которые могли принадлежать уже другим помещикам.
В 1646 г. в деревне М. Терновое крестьянин Ондрюшка Данилов сын Носов (видимо, брат Федьки Данилова сына Носова, в том же году упомянутого в хозяйстве Дмитрия Лаврентьева сына Касьянова) записан во дворе помещика сына боярского Филипа Ондреева сына Корабина (Переписная книга Воронежского уезда 1646 года. – С. 42). Но в 1648 г. Филип Коробин лишился трёх крестьянских семей из четырёх, в том числе Ондрюшки Носова, и приобрёл семью Сенки Фефелова (ГАВО. Ф. И-182. Оп. 6. Д. 79. Л. 6).
Представляется крайне ошибочным основанное на пережитках классового подхода к пониманию истории убеждение, что зависимые крестьяне уже в XVII в. были навечно закреплены за помещиками. Приведённые примеры обнаруживают имевшуюся у крестьян возможность уйти от помещика. На юге России крестьянское сословие (в том числе и зависимое крестьянство) представляло собой очень нестабильную и зыбкую массу. Известны случаи, когда при нехватке защитников границы на военную службу “прибирали” даже несвободных крестьян.
Приведённые факты заставляют весьма усомниться не только в убедительности, но и в правомерности доказательства очень близкого родства воронежских помещиков с разными фамилиями по схожести двух фамилий принадлежавших им в разное время крестьян.
Единственно верным является доказательство с использованием генеалогии. Обратившись к доступным источникам, выясним: действительно ли фамилия “Дмитриев” возникла у терновских детей боярских Касьяновых?
1. В 1615 г. Григорий Киреевский в “Дозорной книге” зафиксировал среди населявших село Большое Терновое детей боярских одну из семей:
“За вдовою за Оксиньею за Исаевою женою Микулина да за ее сыном за Ларкою, а ныне он деветь лет, да за Лукьяном, а ныне он черырех лет, мужа ее поместье пашни и дикого поля тридцать четвертей в поле, а в дву потому ж; сена сто копен; а подлинно сено и лес и всякие угодья” (Список с Воронежских книг письма и дозору Григорья Киреевскаго. – С. 46).
То есть, сын боярский Исай Микулин жил в с. Большое Терновое и имел, как и остальные помещики-односельчане, 30 четвертей земли. У Исая и Оксиньи Микулиных в 1606 г. родился сын Ларка, а в 1611 г. – Лукьян.
Какое отношение к Касьяновым имеют Микулины? Они здесь главные герои.
2. В 1621/22 г. в числе воронежских дворян записан новик: “217. – Лаврушка Косьянов – пом. за ним 30 четв.” (Сторожев В.Н. Воронежское дворянство по десятням XVII в. – С. 91). На смотре он и его товарищи были “на меринках, в саадаках, в саблях” (Сторожев В.Н. Воронежское дворянство по десятням XVII в. – С. 90). Это тот самый Ларка Микулин. Ему в 1621 г. исполнилось 15 лет и, как было принято, он сразу пошёл на военную службу. Подтверждение этого факта мы обнаружим в следующем документе.
3. В “Перечне имён помещиков, а также сел и деревень Воронежскаго уезда за 1629 г.” упомянут Лаврентий Исаев сын с двойной фамилией:
“2. Деревня, что было селцо Болшое Терновое, на реке на Ведоге, за рекою ж за Доном, за помещики: за Лавриком Исаевым сыном Микулина, Косьяков тож, з братом с Лучкою ” (Перечень имён помещиков, а также сел и деревень Воронежскаго уезда за 1629 г. // Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Т. 2: Воронежские писцовые книги / Сост. Л.Б. Вейнберг, А.А. Полторацкая. – Воронеж, 1891. – С. 249.). Видимо, правильно было бы прочитать не Косьяков, а Косьянов.
4. В “Переписной книге 1646 года” Дмитрий Лаврентьев сын записан только как Касьянов (Переписная книга Воронежского уезда 1646 года. – С. 43.), а не как обладатель двух фамилий (цитата в начале статьи).
Сведения из четырёх документов демонстрируют исключительный случай изменения одной фамилии на другую.
Далее выясним: является ли Фёдор Дмитриев сыном Дмитрия Касьянова-Микулина? При ориентировочных расчётах будем использовать заведомо самые невыгодные для нас примерные данные.
1. Известно, что Фёдор Дмитриев начал служить в 1652/53 г. (РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 809. Л. 1.). Если он поступил на службу в 15 лет, то должен был родиться в 1637 г., когда его отцу могло быть, допустим, 18 лет. Значит, Дмитрий Лаврентьев сын Касьянов-Микулин родился в 1619 г. Тогда получается, что Дмитрий родился у Лаврентия (1606 года рождения), когда ему (отцу) было 13 (!) лет. Это невозможно.
2. Когда Фёдор Дмитриев начал службу, его отец (допустим, это Дмитрий Лаврентьевич Касьянов) ушёл в отставку. Но в возрасте 33 лет никто не покидает службу. Если не погибают, то служат до 50 лет и далее.
3. Весьма сомнительно, что представители одного рода за 40 лет четыре раза сменили фамилию: Микулин (1615) – Касьянов (1621/1622) – Микулин-Касьянов (1629) – Касьянов (1646) – Дмитриев (1652). Подобные случаи не кажутся правдоподобными, т.к. вряд ли это чем-то было оправдано.
А вот самое главное доказательство. Отчества, в отличие от фамилий, не изменялись никогда. Известно, что Фёдор был сыном Мортемьяна, а не Дмитрия. И звался не Фёдором Дмитриевым сыном Дмитриевым, а Фёдором Мартиновым сыном Дмитриевым. Это подтверждает множество документов, например:
“183 году мая в 14 (24 мая 1675 г.) по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца указу на Воронеже на Съезжем дворе сын боярской Федор Мартинов сын Дмитреев скозал Великого Государя городовую службу учел я служить со 161 (1652/53) году. Написан в дети боярские из детей боярских” (РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Д. 809. Л. 1).
В конце XV в. при дворе Рязанских князей видное место занимали крупные землевладельцы-вотчинники: Денисьевы, Вердеревские, Измайловы, Кобяковы, Селивановы, Глебовы, Шиловские, Коробьины и Дмитриевы (Рязанская десятня 1648 г.: примечания. Часть I. // История, культура и традиции Рязанского края. – URL: http://www.history-ryazan.ru/node/12185). Некоторые из этих фамилий в начале XVII в. зафиксированы в деревне Ендовище Воронежского уезда: братья Фёдор и Андрей Коробьины и Иван Кондратьевич Дмитриев (Список с Воронежских книг письма и дозору Григорья Киреевскаго – С. 47).
В конце XVI в., в период основания Воронежа и освоения края, эти фамилии звучали в Окологороднем стане Рязанского уезда. В сельце Ташково (Тешки) в 1594 г. упоминается вдова Марья Иванова жена Дмитриева с детьми Иваном и Фёдором, а Гаврил Васильев сын Коробьин – в селе Березники (Оленев М.Б. Рязанские землевладельцы кон. XVI – 1-й пол. XVIII вв. Справочник. (По данным писцовых и переписных книг Старорязанского и Окологороднего станов) // История, культура и традиции Рязанского края. – URL: http://www.history-ryazan.ru/node/2675). Люди с этими фамилиями жили на Рязанщине и до 1594, и в XVII веке, и позже.
Служилые люди, имевшие поместья в деревнях одного стана, без сомнений, очень хорошо знали друг друга и вместе сражались с врагами. Поэтому вполне естественно, что они, обосновавшись в Воронежском крае, стремились вместе служить и поблизости селиться.
Фамилия “Дмитриев” возникла, вероятно, на Рязанщине в XV веке. Предположение В.Н. Глазьева о том, что фамилию “Дмитриев” в Воронежском крае стали носить представители рода Микулиных/Касьяновых ошибочно. Причиной заблуждения является поверхностное исследование вопроса и привлечение критически не достаточного количества источников.
Источник
ДМИТРИЕВ
Раскройте тайну фамилии ДМИТРИЕВ (в латинском транслите DMITRIEV) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.
Первая буква Д фамилии ДМИТРИЕВ расскажет о характере
Характерные черты фамилии ДМИТРИЕВ
ДМИТРИЕВ: число взаимодействия с миром «5»
Они отличные писатели и журналисты, умеют передать оттенки настроения с помощью слов и составить удачное описание, а потому часто востребованы не только в прессе, но и на радио. Кругозор «пятерочников» очень широк, но в сферу их интересов редко попадают супружеские и семейные отношения – тут люди пятерки не могут считаться ни экспертами, ни мало-мальски достойными уважения специалистами. Любая проблема в личной жизни может стать для них непреодолимым препятствием; способности понимать другого человека, уважать его интересы и желания многим «пятерочникам» не хватает.
На протяжении всей своей жизни «пятерочники» усваивают уроки терпимости, понимания и настойчивости. Чем быстрее они становятся отличниками в этих непростых дисциплинах, тем лучше. Если же извлекать уроки из происходящего не удается, такой человек становится несдержанным, гневливым и не способным сдерживать свои эмоции и вести конструктивный диалог.
ДМИТРИЕВ: число душевных стремлений «8»
Восемь – число устремлений души, придающее человеку громадное желание независимости. Для таких людей не существует авторитетов. Собственные мысли и идеалистические представления о мире делают их изгоями и отщепенцами. Однако громадная целеустремленность и умение диктовать собственные правила приводят людей «восьмерки» к признанию и заслуженному лидерству в коллективе.
Жажды власти, богатства и славы предостаточно. Желая обеспечить достойный уровень жизни для своего семейства, человек числа восемь может ступить на опасный путь, но природная осторожность не даст пострадать от собственной неосмотрительности. Чем раньше такой человек найдет наиболее подходящее дело для себя, тем скорее он приобретет авторитет, и тем более размеренной будет его жизнь.
Если такого не происходит, то «восьмерочник» погружается в борьбу со стереотипами, предубеждениями, нормами и кажущейся несправедливостью. Вечный бой лишает людей числа восемь сил и бодрости, а также вероятности найти свое счастье. «Восьмерочники» часто имеют способности предпринимателя, но своими деньгами не рискуют. Их бизнес успешен, а партнеры и инвесторы честны.
Удача сопутствует людям восьмерки только тогда, когда выбрано правильное направление для самовыражения и реализации. Жизнь только своими интересами приводит к тоске, унынию и одиночеству, но эгоизм угасает, как только приходит понимание, что чем больше отдаешь, тем больше приобретаешь.
Люди числа восемь имеют огромные амбиции, но не всегда находят силы для их воплощения. Умение убеждать, увлечь за собой других открывает соратникам немалые возможности, однако чересчур трудный выбор ведущего наказывается своими же единомышленниками ударом в спину. Находчивость помогает сориентироваться в сложной ситуации, а речь, подкрепленная обоснованными аргументами, вызывает безграничное доверие.
Самый худший вариант «восьмерочника» нетерпелив, лишен благоразумия, капризен и невероятно придирчив в любовных отношениях, но даже такой всегда прислушивается к голосу разума и пересмотрит свои поступки, если убедится, что так надо для исполнения задуманного.
ДМИТРИЕВ: число истинных особенностей «6»
Когда на человека оказывает влияние шестерка, главной его целью в жизни становиться мир, покой и безмятежность. Причем для него важен не только покой душевный, личный. Для него имеет значение спокойствие близких людей, и даже порой совсем незнакомых. Такая потребность делает людей «шестерочников» очень ранимыми.
Ведь приходится переживать буквально за всех и вся. В отличие от большинства такие люди не стремятся разбогатеть, стать знаменитыми и успешными. Для них такие желанные для всех атрибуты счастливой жизни будут лишь источниками лишнего беспокойства и проблем.
Местожительство таких людей чаще всего небольшие уютные города, деревни и поселки. Жизнь в многомиллионном мегаполисе с толкотней и вечной спешкой не для них. Даже если они и будут жить в таком городе, комфортно им там не будет никогда. А вот неспешный уклад, с однообразными делами и заботами – то, что им нужно. Скучно им точно не будет.
Честолюбие и амбиции это не про людей под знаком шестерки. Главное для них это найти любимое дело, которое действительно приносит им удовлетворение. И вот тогда они реально могут добиться значительных успехов. Такие люди мечтатели, но при этом верят, что их мечты вполне можно претворить в жизнь. Поэтому даже неудачи не могут остудить их пыл. Пройдет время, и они снова попробуют осуществить свою мечту.
Иногда, такое упорство мешает в жизни. Ведь мимо них незамеченными могут пройти блестящие перспективы. Однако даже в этом случае «шестерочники» считают себя вполне любимчиками фортуны, и верят в лучшее. Даже сложная жизненная ситуация не заставит их растерять оптимизм и смотреть на мир через черные очки. Он убежден, что все плохое кончится, а награда за трудности не заставит себя ждать.
С человеком под знаком шестерки очень приятно общаться. В его доме всегда найдется место для гостей, в нем уютно и комфортно. Он отличный хозяин, но не делает из порядка и роскоши культа. Для него главное именно душевный комфорт, а вещи должны быть просты и удобны.
В заботе о своих родных такой человек иногда не знаете меры. И порой становится несколько назойлив. А вот о своих интересах он, к сожалению, иногда забывает.
Источник