Фероньерка что это такое фото
Фероньерка, как замена свадебной короны или диадемы
Фероньерка. Это налобное украшение, которое было весьма популярно в первой половине XIX века. Фероньерка – обруч или цепочка с жемчужиной или драгоценным камешком-подвеской, спускающимся на середину лба.
В начале XIX века этот женский аксессуар стал настолько модным, что сделался первой необходимостью. Однако следует заметить, что фероньерку красавицы могли использовать только на балу. Вам знакома, конечно, картина А. Брюллова – Портрет Н.Пушкиной. На этом портрете изображена несколько утомлённая после бала красавица Натали.
А если заглянуть в далекое прошлое налобных украшений, то увидеть их можно в разных вариантах и в разных народных костюмах. Фероньерка, о которой сейчас идёт речь, ближе всего к фероньеркам эпохи Возрождения. Тому подтверждение картины художников, например, картина Леонардо да Винчи – «Портрет молодой женщины» (она имеет и другое название – «Прекрасная Ферроньера» –La belle Ferroniere), или «Портрет Элизабет Гонзага» Рафаэля.
В начале XIX в. фероньерка, вновь входит в моду, а её название неразрывно связывается с давним портретом Леонардо, очень популярным в то время. А уж портрет красавиц XIX века с фероньерками можно встретить почти в каждом музее.
И так, фероньерка считалась особым украшением. Иногда она попадала в число многочисленных украшений, которые входили в состав большой парюры. В качестве подвески мог быть драгоценный камень, жемчужина, золотая звёздочка, небольшая розетка из нескольких камней. Особенно ценились фероньерки с капелькой жемчужины редкой формы и цвета. Драгоценность крепилась на золотой цепочке или обруче, концы которых скрывались в прическе.
Знатные дамы надевали это украшение только в особых случаях – на бал или светские рауты. Но, как всегда, находились и такие, которые, претендуя на свою причастность к высшему свету, надевали фероньерку в самой неподходящей ситуации. Естественно такие незадачливые красавицы становились предметом насмешек со стороны окружающих.
Фероньерки довольно быстро вышли из моды, о них забыли уже в середине XIX века. Но в начале ХХ века фероньерку снова стали использовать, причём не только с цепочкой и обручем, но и с тонкой бархатной ленточкой. Кстати, прикрепить к ленточке могли красивую драгоценную серьгу подходящей формы.
Сегодня фероньерку можно встретить в качестве свадебного украшения невесты, особенно привлекательно она выглядит на невестах в стиле бохо.
Азбука украшений. Фероньерка
Одна из версий происхождения названия от портрета неизвестной миланской аристократки под названием «Прекрасная Ферроньера» кисти Леонардо да Винчи, хранящемся в Лувре.
Названием данного украшения оно зафиксировано во французском языке ferronnière только в 1832 году. Уже в 1832 году оно встречается в русском издании «Северная пчела» где написано, что «фероньерки сделались необходимостью».
Вариант без суффикса феронье́ра также встречается (в том числе в словарях, с пометкой «устар.»). Иногда используется вариант с двойным «р», в том числе в мужском роде. В словаре Даля помимо «фероньерки/фероньеры» встречается славянский аналог налобничек (с объяснением «бывшее в употреблении женское украшенье, фероньерка»).
Украшение, состоявшее из золотого обруча с замком спереди из драгоценных камней в богатой золотой оправе, очень полюбилось второй супруге Франциска I (c 1530 г.), Элеоноре Габсбург, которая в начале 1550-х гг. ввела его в придворную моду, уже после смерти мужа.
Однако в истории искусства украшение более известно на портретах итальянского ренессанса. Налобные украшения с золотой цепочкой были модой в Ломбардии в конце 15го — начале 16го веков. К примеру, в нём изображена герцогиня Елизавета Гонзага на портрете работы Рафаэля. Фероньерка со скорпиончиком!
В начале 19 века фероньерка, причём с очень дорогими камнями, вновь входит в моду, вместе с воскрешением интереса к эпохе Ренессанса. Наиболее популярна фероньерка была в эпоху господства стиля бидермайер, когда в моде были «романтические средневековые украшения». Знаменитое сопрано Мария Малибран ввела в моду прическу «а-ля Малибран»: волосы разделялись на прямой пробор, потом закреплялись в виде высокого пучка, как правило, причёска дополнялась фероньеркой.
Период фероньерки господства в моде — с 1820-х до 1840-х, (в Англии — с 1830 г. до 1845 г., ранняя викторианская эпоха, с отдельным всплеском в 1837—1843 годах, когда её носили по любому поводу. Считается, что если британский романист, описывая женщину 1850-х годов, пишет, что она носит фероньерку, то он хочет подчеркнуть её старомодность.
Кто не помнит драгоценное бандо от Tiffany из кинофильма «Великий Гэтсби»? Действие происходит как раз в 20ые годы.
Позже фероньерки полностью вышли из моды и возродились с поколением хиппи 60ых-70ых годов, когда они появились из бусин, дерева, кости на шёлковом или кожаном шнурке.
А в наши дни Вы носите или носили бы фероньерку? И если да, то из чего?
Украшения в искусстве. Фероньерка
Фероньерка — это украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем или жемчужиной, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.
Самой известной носительницей фероньерки является незнакомка с портрета «Прекрасная Ферроньера», считающегося работой Леонардо или его учеников (точно это не известно). Вокруг личности этой дамы возникло очень много слухов и домыслов, и до сих пор не известно, кто она. Была ли она любовницей французского короля или это Лукреция Кривелли, любовница миланского герцога Лодовика Сфорцо. В настоящий момент личность Прекрасной Ферроньеры считается вымышленной. А ведь умел Великий Леонардо интриговать своими портретами.
А украшение было популярно с ХV и до начала ХХ века. К 1920-м гг. фероньерки полностью вышли из моды и вновь возрождены уже поколением хиппи, когда появились фероньерки из бусин, дерева, кости на шёлковом или кожаном шнурке.
Но не только Леонардо внес вклад в историю ферроньерки. Также ферроньерка запечатлена в картине А. П. Брюллова на Н. Гончаровой-Пушкиной
и на картине Рафаэля «Элизабетта Гонзага»
Знаменитое сопрано Мария Малибран, легенда оперной сцены тоже имела страсть к ферроньеркам.
А.П.Брюлов. Антуанетта Байрон.
И снова Мария Малибран.
А.П.Брюллов. Портрет молодой женщины с книгой.
А.П.Брюллов. Портрет молодой женщины.
А.П.Брюллов Портрет Софии Урусовой
Карл Брюллов. Портрет Е.П. Салтыковой.
А.Ф. Лагрене. Портрет Екатерины Кологривовой.
А. П. Брюллов. Портрет Татьяны Борисовны Потемкиной.
Украшение со смешным названием
Фероньерка – так называли украшение прически, которое реально носили в достаточно короткие периоды, но которое так любят костюмеры исторического кино.
Мода на такие украшения была в эпоху Возрождения (большей частью в Италии и Испании) в конце 15-го века и потом возвращалась в 1825-1845 годах.
Фероньеркой украшение стали называть как раз во вторую волну интереса к ней, причем название пришло от картины Да Винчи «Прекрасная Ферроньера». В начале 19-го века был огромный интерес к наследию Да Винчи, так что не мудрено, что именно его персонаж послужил источником для названия.
Дамы с фероньерками на картинах, автором которых считается Да Винчи: слева «Прекрасная Ферроньера», справа «Портрет Беатриче д’Эсте», 1490-е годы.
Что интересно, никто до сих пор толком не угадал, что означает «Ферроньера», сначала думали, что это портрет королевской любовницы Маргариты Ферон, эта версия не подтвердилась.
Вторая версия – это супруга ремесленника, занятого работой с железом (жестянщика или кузнеца, по простому), правда, сомнительно, чтобы ремесленник мог иметь супругу аристократического вида и располагать средствами для заказа ее портрета.
Фероньерки на портретах королевы Виктории (1837-1840 годы)
Скорее всего, название «Прекрасная Ферроньера» закрепилась за картиной Леонардо по ошибке, при очередной инвентаризации шедевров Лувра в начале 18-го века. Даму, изображенную на картине действительно спутали с Маргаритой Ферон (которую в народе звали «фероньера», русские сказали бы – «фероньериха», по фамилии мужа), а дальше уже название закрепилось и так и осталось.
Как бы то ни было, популярное украшение первой половины 19-го века назвали по сомнительному наименованию известной картины. А в эпоху Возрождения у этого украшения не было единого устоявшегося названия, все называли его по-разному: банделетта (ленточка), ленца (леска) или просто «подвеска на лоб», все это на различных европейских языках.
Фероньерка, изначально – тонкая лента, шнурок или цепочка, которая закрепляла гладкую прическу. На нее могли вешать небольшой кулончик или украсить несколькими небольшими камнями.
Когда фероньерки снова вошли в моду, в 19-м веке, и получили свое название, под которым мы их сейчас знаем, они изменились – стали более изысканными, сложными и всегда из дорогих материалов, драгоценных металлов и камней.
Прекрасные дамы с портретов художника Йозефа Карла Стилера (1828-1830-е годы) с драгоценными фероньерками
Если в 15-и веке ленту на волосах носили повседневно, то в 19-м это была ювелирная деталь в составе парюры, то есть для парадного или вечернего выхода. Поэтому, когда в сериале «Виктория» показана молодая королева, гуляющая днем с фероньеркой в волосах, это исторически неверно.
Кадр из сериала «Виктория»: в 19-м веке дама вряд ли надела бы фероньерку днем, фероньерка носилась в ситуациях, когда были уместны диадемы и другие парадные украшения
Одинаковой в 15-м и 19-м веках была основа прически, на которую надевали фероньерку – волосы, разложенные прямым пробором на две стороны вокруг лица. А на затылке или за ушами уже была укладка по моде – локоны, пучок.
Фероньерки носили весь 19-й век, правда, после 1850-х это украшение выглядело уже старомодным. Бывали похожие украшения, которые не являются фероньерками – это драгоценные кулончики, которые спускали по пробору волос на лоб, свисающие части головных драгоценных уборов или обручи на лбу в начале 20-го века.
Фероньерка на портретах XIX века.
Как пишет Википедия: Феронье́рка (фр. ferronnière) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.
Александр Павлович Брюллов. Портрет молодой женщины с книгой, 1839
Фероньерки известны с эпохи Возрождения. Версия о прямом происхождении названия украшений от фр. fer («железо»), якобы по материалу изготовления, лишена каких-либо оснований. На самом деле налобные украшения с золотой цепочкой были модой в Ломбардии в конце XV — начале XVI вв.: к примеру, в нём изображена супруга Гвидобальдо I (Guidobaldo I), герцога Урбинского, Элизабетта Гонзага на портрете работы Рафаэля.
Украшение, состоявшее из золотого обруча с замком спереди из драгоценных камней в богатой золотой оправе, очень полюбилось второй супруге Франциска I (c 1530 г.), Элеоноре Габсбург (англ.) (фр. Éléonore d’Autriche, 1498—1558), которая в начале 1550-х гг. ввела его в придворную моду, уже после смерти мужа.
Как бы там ни было, само слово ferronnière в значении украшения зафиксировано во французском языке только в 1832 г.
В начале XIX в. фероньерка, причём с очень дорогими камнями, вновь входит в моду, а её название неразрывно связывается с древним портретом Леонардо, очень популярным в то время. Наиболее популярна в России фероньерка была также в первой половине XIX в.
Йозеф Эдуард Тельчер. Портрет княгини Е. Воронцовой
Александр Павлович Брюллов. Портрет С. А. Шуберт, ур. баронесса Раль 1831-1833 гг.
Antyanett Biron by Brullov
Luisa Golitsyna Baranova by Sokolov
Александр Павлович Брюллов. Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова), 1831 г.
Henry Inman, Portrait of Angelica Singleton Van Buren, 1842
Cornelia Vetterlein 1828
Pyotr Fyodorovich Sokolov. Count Feodor Ivanovich Tolstoy’s daughter Sarra
Eduard Magnus. Portrait Mathilde Gräfin Lynar.
Anthelme-François Lagrenée. Ekaterina Kologrivova.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Миниатюра Морица Даффингера, 1835/1837 г
Evdokia Bakunina by Sokolov
Карл Брюллов. Портрет кн. Е. П. Салтыковой. 1833-1835.
Portrait of Maria Malibran, 1834
Никола-Себастьян Фросте, Ольга Станиславовна Потоцкая 1830-е
Christina Robertson. Княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, урожд. Келлер
Sophia Urusova by Alexander Brullov
Joseph Karl Stieler. Irene, Graefin von Arco-Steppberg, nee Marchesa Pallavicini, 1834
Joseph Karl Stieler, Lady Jane Elizabeth Digby, 1831
А. Брюллов. Татьяна Борисовна Потемкина (1797-1869), ур. Голицына 1830-е