Формализованный ответ на требование налоговой что это
Пояснения к декларации по НДС
Автор: Шелег Е. Е., эксперт журнала
Вопрос
В какой форме предоставляются пояснения на требования налоговой инспекции по камеральной проверке декларации по НДС?
Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).
При представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231).
Вопрос
Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?
По желанию вместе с пояснениями по утвержденному формату можно отправить в неформализованном виде дополнительную информацию с темой письма, например: «Дополнение к ответу на требование от… №…».
Вопрос
В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?
Пояснения в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений использует формы, приведенные в приложениях 2.1 – 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок[1] (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:
о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;
о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.
Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Вопрос
Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?
Пояснения составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).
Вопрос
Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?
Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:
направить по установленному ФНС формату пояснения, в которых, например, будет указано, что налоговая декларация заполнена им в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и данными налогового учета; в связи с отсутствием указания в требовании конкретных противоречий, выявленных камеральной проверкой, не представляется возможным проанализировать причины расхождений и представить соответствующие пояснения;
не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.
Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вопрос
Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?
Коды ошибок перечислены в Письме ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@. Приведем их в таблице.
Код возможной ошибки
Расшифровка кода
– запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;
– контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
– контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;
– допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом
Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС
Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции
Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)
В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС
В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет
В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации
В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции
Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию
Вопрос
Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?
Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.
Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.
При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Вопрос
Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?
Впояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).
Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.
Вопрос
Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?
В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.
Пояснения можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).
Вопрос
Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?
Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.
Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574[2].
Вместе с тем можно подавать пояснения в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.
Вопрос
В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?
Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 88 НК РФ).
Вопрос
Как составить пояснение в налоговую по ндс по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?
В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (п. 3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев.
Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.
В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным. В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).
По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:
Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.
Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснение в налоговую по ндс. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.
Пояснения о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснение по ндс можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.
В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.
Как в СБИС отправить ответ на требование предоставить документы и пояснение
При проведении налоговых проверок, и в других ситуациях Налоговая служба имеет право запросить у компании документы, или пояснения. Такая информация поступает в систему бухгалтерского и складского учета в виде требований. Их нельзя оставлять без ответа, а в некоторых случаях они требуют подачу по установленной форме. Рассказываем, как в СБИС отправить ответ на требование, на какие требуется обязательный ответ через систему, и что делается в первую очередь.
Как в СБИС отправить ответ на требование: виды ответов
Первое, что необходимо сделать, когда вам поступает такой документ из Налоговой – направить квитанцию о приеме. Это обязательное условие, которое оповещает ФНС, что вам поступило требование. Как действовать дальше зависит от типа пришедшего документа.
Есть два вида требований, на которые нельзя отправить ответ в свободной форме:
В случае отсутствия таких требований, но при запросе вопросов по декларации, или косвенным налогам, первичные документы можно направить просто из отчета.
Важно! Предусмотрено два вида требований, ответ на которые должен даваться в установленные сроки и по установленной форме через СБИС
Как ответить на требование предоставить документы через систему Сбис
Если вы получили запрос на предоставление документации, то сначала направьте квитанцию в ФНС. Сам ответ необходимо дать в установленный срок, указанный в документе. После этого выполните следующие действия:
Как в СБИС отправить ответ на предоставление пояснений 
Вам может поступить и другое требование – о предоставление пояснений к НД по НДС. Ответить на него нужно в течение пяти рабочих дней. Каким будет вариант ответа, зависит от того, имеет ли факт ошибка, и изменила ли она сумму вычета. В случае действительно допущенной неточности, повлиявшей на сумму вычета, сделайте следующее:
В случае, если допущенная ошибка не изменила сумму налога, или данная неточность не является вашей виной, необходимо сформировать ответ. Для этого используйте инструкцию:
Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы
Прежде всего, вышлите налоговикам квитанцию о приеме требования. Ее нужно направить по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки требования, иначе вам заблокируют счет (п. 5.1 ст. 23, п. 3 ст. 76 НК РФ).
Могут ли за неотправку квитанции оштрафовать, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Затем проверьте правильность заполнения декларации, сверьте указанные в требовании записи со счетами-фактурами.
Если обнаружите ошибку и занижение НДС, обязательно подайте уточненку, а если занижения нет – пояснения. В последнем случае уточненная декларация необязательна, но налоговики рекомендуют тоже ее представить.
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Пояснения по декларации по НДС (кроме пояснений по льготируемым операциям) подайте электронно по утвержденному формату, если декларацию вы должны подавать по ТКС. За подачу на бумаге вас оштрафуют.
Подробнее об этом и других нюансах подачи пояснений читайте в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Пояснения потребуются и в том случае, если ошибок вы не найдете. Такой порядок действий рекомендует ФНС (письма от 03.12.2018 № ЕД-4-15-23367@, от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395@).
В этих письмах Служба также поясняет, как узнать, что не понравилось налоговикам в декларации. Вместе с требованием вы получите соответствующий перечень операций, по которым установлены расхождения, где по каждой записи будет указан один из четырех кодов возможной ошибки:
Пример составления пояснений к декларации по НДС от КонсультантПлюс
Организация «Альфа» получила требование налоговой инспекции о представлении пояснений по декларации по НДС за IV квартал 2019 г. Требование получено в электронном виде по ТКС.
В приложении к требованию указан код ошибки «1» в разд. 8 декларации по операции покупки товаров у организации «Бета». Это значит, что инспекция нашла противоречия между данными книги покупок покупателя и сведениями из книги продаж продавца.
Бухгалтер организации «Альфа» сверил данные.
Посмотреть пример полностью можно в К+, получив бесплатный пробный доступ.
Итоги
Если налоговики прислали требование, прежде всего отправьте подтверждение получения. Затем проверьте декларацию и если ошибок нет, напишите пояснения. Пояснения на бумаге налоговики не примут и выставят штраф, т.к. они должны подаваться только в электронном виде по установленным форматам. За отправку электронных пояснений по телекоммуникационным каналам связи, но по неустановленному формату, тоже возможен штраф. Но его можно оспорить в досудебном порядке.
Как работать с требованиями налоговых органов по НДС: пошаговая инструкция
Что произошло?
Закончилась отчетная кампания по НДС, налоговики провели проверку, нашли расхождения в с контрагентами и другие «грешки» налогоплательщика. Итогом их деятельности стали требования о предоставлении пояснений, направленные компаниям. Рассмотрим, как действовать, если пришло требование. Для наглядности сопроводим все действия скриншотами из системы для сдачи отчетности Контур. Экстерн.
Отправить квитанцию
Квитанцию нужно отправить в течение рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования фиксируется оператором ЭДО — это дата поступления требования на сервер оператора. Если не отправить квитанцию в установленный законом срок, ФНС вправе заблокировать расчетные счета организации (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Учтите, требование не поступит, если организация, которой выставлено требование, не зарегистрирована в системе для сдачи отчетности. В таком случае оператор отправит в ФНС отрицательное извещение о получении.
После отправки квитанции вам из налоговой должно поступить Извещение о получении — этот документ подтверждает, что квитанция получена. Если Извещение не пришло, квитанцию нужно выслать вновь. Как правило, функция ответа на требование недоступна до отправки квитанции.
Просмотреть поступившее требование
Требование может содержать в себе сразу несколько запросов на пояснения, а именно:
Из этого списка только для первых трех пунктов утвержден формат для передачи по ТКС (письмо ФНС России от № ), однако на все виды требований с 1 января 2017 года необходимо давать ответ в электронном виде через оператора ЭДО.
Подготовить документы для работы с требованием
Чтобы корректно ответить на требование, потребуются такие документы:
Следующий шаг — это подготовка ответа на требование. Этот этап мы детализируем в привязке к требованиям того или иного вида, выделим соответствующие действия в отдельные шаги.
Отвечаем на требование по расхождениям с контрагентами
Данные покупателей и продавцов в проходят автоматическую сверку в информационной системе ФНС.
Требование направляется налогоплательщику (в первую очередь покупателю), если у контрагента не найден, или покупатель заявил к вычету НДС больше, чем продавец — к уплате.
Для более надежного подтверждения правильности информации к ответу на требование можно приложить или оригинал в электронном виде (в формате xml). Это позволит налоговой быстрее убедиться в корректности ваших сведений и не присылать требований по этому же в дальнейшем. Приложенные включаются в опись документов.
Документы можно загружать в формате pdf или xml.
Рекомендуется прилагать оригиналы (в электронном виде или бумажного носителя). После того, как документы пройдут контроль, их можно отправлять.
Отвечаем на требование по контрольным соотношениям
Напомним. контрольное соотношение — это равенство, которое должно выполняться в рамках декларации по НДС, например: р. 3 ст. 170 гр. 3 = р. 3 ст. (010+020+030+040) гр. 5
Что увидим. Требование по контрольным соотношениям содержит:
Отвечаем на требование по счетам-фактурам, не включенным в книгу продаж
Такие требования направляются продавцам в том случае, когда покупатель отразил в декларации сделки с продавцом, а продавец не отразил их в своей книге продаж.
Контрагент с ИНН 1234567890:
Как действуем. Ответ на такое требование содержит 2 таблицы. Данные из нужно включить в первую таблицу, заполнив обязательные поля (ИНН покупателя, номер СФ, дата СФ) и дополнительные, которые не обязательны по формату (стоимость продаж, код вида операции, раздел, в котором отражен и ИНН посредника):
Отвечаем на требования по другим основаниям
Требования о пояснениях по НДС могут приходить и по прочим основаниям. Они поступают налогоплательщику в формате pdf, а отвечать на них нужно в свободной форме, подготовив пояснительное письмо. Напомним, ващ комментарий не должен быть длиннее 1000 символов.
Формируем опись документов
Проверяем реквизиты ответа
Чтобы ответ на требование был корректно зарегистрирован в информационной системе ФНС, нужно без ошибок заполнить его реквизиты, а именно:
Дополнительно проверьте ответ перед отправкой
Сформированный ответ должен соответствовать формату, установленному ФНС. Если после заполнения найдутся ошибки, необходимо их исправить. Иначе ваш ответ не примут в налоговой, и вы получите отрицательное извещение.
Убедитесь, что ответ на требование принят
Как и в случае с квитанцией, факт получения ответа не требование налоговый орган подтверждает извещением. Если извещение не пришло, то не исключена ошибка при транспортировке ответа по телекоммуникационным каналам связи от оператора ЭДО к инспекции. В такой ситуации нужно обратиться к оператору ЭДО и навести справки.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Новый порядок ответа на формализованные электронные требования ФНС по НДС
Формат основных требований по НДС теперь формализован ФНС. В xml вы получите требования:
— по контрольным соотношениям;
— по расхождениям с контрагентами;
— о не включенных в книгу продаж сведениях.
Ответ на требования налоговая запрашивает также в формализованном виде. Налоговая может прислать и другие требования, но их формат пока не формализован.
В течение 6-ти рабочих дней после отправки требования налоговой службой, нужно направить квитанцию о его получении. Ответить на требование нужно не позднее, чем через 5 рабочих дней после отправленной квитанции. Как отвечать на новые требования:
Расхождения с контрагентами. Информационная система налоговой инспекции автоматически сверяет данные счетов-фактур покупателей и продавцов. Если контрагент не найдется или обнаружатся расхождения в данных (например, в НДС), то ФНС запросит пояснения по расхождениям. Следует уточнить данные в оригиналах счетов-фактур, упомянутых в требовании:
— данные указаны без ошибок. Подтвердите их правильность – в СБИС это можно сделать, нажав на кнопку «исправлений не требуется». Дополнительно вы можете отправить сканы документов или их оригиналы в xml (инструкция по отправлению);
— ошибка в реквизитах счета-фактуры (дата, номер, ИНН, КПП или других). Внесите правку в ответе на требование (кроме суммы НДС);
— ошибка в сумме налога. Подайте уточненную декларацию.
Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж. Требование поступит, если в книге продаж отсутствуют счета-фактуры, которые контрагент отразил в своей книге покупок.
— Если счет-фактура в декларации есть, но ее данные отличаются от данных покупателя. Счет-фактура попадает в таблицу, поясняющую расхождения. В таблице нужно указать номер, дату и ИНН контрагента, дополнительные сведения – по желанию;
— если данный счет-фактуру продавец покупателю не выставлял. Счет-фактура включается в таблицу с данными по неподтвержденным сделкам. В таблице нужно указать номер и дату счета-фактуры и ИНН покупателя;
— счет-фактура у продавца есть, но он не включил его в книгу продаж. В этом случае следует включить счет-фактуру в дополнительный лист книги продаж и отправить уточненную декларацию.
Требование о пояснениях по другим основаниям. Данный раздел формируется на основании информации из требования в pdf-формате либо на основании решения пользователя. Содержит текст пояснения в свободной форме (до 1000 символов).
При получении формализованного требования о пояснении к НДС, СБИС автоматически создает форму ответа: вам нужно лишь указать необходимые сведения. Наша подробная справка по ответам на требования всегда поможет, если у вас возникнут вопросы.