Формат 3d hfr что это
Что такое HFR и почему мне это нужно?
Многие эксперты предсказывали, что видео с высокой частотой кадров, или HFR, станет следующим достижением AV-технологий. Что означает данное понятие, зачем это необходимо, рассмотрим в статье.
При просмотре телешоу, фильмов видео представляется отдельными кадров, а не непрерывным потоком изображений. Следовательно, существует потеря информации об изображении в «промежутках» между кадрами.
Многие эксперты предсказывали, что видео с высокой частотой кадров, или HFR, станет следующим достижением AV-технологий.
Точное количество реальной видеоинформации, с которой работают глаза и мозг, зависит от количества кадров в секунду, использующихся в видео. Чем их меньше, тем больше мозгу придется заполнить пробелы, тем выше вероятность появления проблем, связанных с движением:
В ходе обсуждения обработки изображений проблемы, связанные с частотой, оказались центровыми. Создатели контента работают над решением вопроса.
HFR в кино
Значительные шаги в развитии более высокой частоты кадров были сделаны кинематографистами. Питер Джексон запустил технологию, выпустив трилогию о Хоббите в формате 48 к/с, по сравнению с 24 к/с, с которыми фильмы выходили на протяжении десятилетий.
Режиссер Энг Ли поднял видео мир на новый уровень в 2016 году, выпустив фильм Билли Линна «Долгая прогулка» со скоростью 120 к/с. Последний фильм Ли, «Человек-близнец», также снимался и распространялся со скоростью 120 к/с, и оба фильма можно смотреть со скоростью 60 к/с на 4K Blu-ray. 120 кадров за секунду – это частота кадров, которую Джеймс Кэмерон хочет использовать для своих сиквелов «Аватара», как и Энди Серкис для Animal Farm.
Обзоры фильмов с высокой частотой разделились по поводу того, помогает ли повышение параметра качеству просмотра или мешает.
Практически все согласны с тем, что HFR улучшает четкость, детализацию, удаляя размытость изображения, дрожание, стробирование. Некоторые специалисты утверждают, что это приносит больше вреда, чем пользы.
Большинство ненавистников HFR-фильмов утверждают, что создание более чистого, плавного, невероятно четкого изображения приводит к созданию искусственного эффекта – в противоположность тому, для чего оно предназначено.
Негативная реакция аудитории на выпуск фильмов о Хоббите со скоростью 48 к/с была настолько широко распространена, что режиссер Питер Джексон добавил технологию мягкого размытия к версиям двух сиквелов с высокой частотой, чтобы приручить четкость исходного отснятого материала.
«Long Halftime Walk» Билли Линна доступен на 4K Blu-ray со скоростью 60 к/с, и даже при такой пониженной частоте трудно отрицать, что дополнительные кадры оставляют некоторые игры и постановки выглядят искусственными.
Практический результат для фильмов HFR заключается в захвате данных реального изображения со скоростью 48 или 120 к/с не оставляет места для уловок. Если HFR завоюет больше зрителей, будут найдены решения проблем. Большой вопрос, проявят ли кинозрители достаточно энтузиазма в отношении HFR, чтобы выдержать расходы и усилия, связанные с его доставкой.
HFR на телевизоре
Учитывая, насколько эффективно HFR улавливает мельчайшие детали реальности, логично, что есть большой интерес к использованию технологии для телевизионных документальных фильмов, спортивных репортажей. Съемки в реальной жизни не выглядят искусственным – HFR просто захватывает реальность с большим количеством кадров в секунду.
Использование HFR для занятий спортом впечатляющее благодаря активной демонстрации движения и панорамирования камеры. Спортивные видео больше пострадают от потери информации между видеокадрами, связанной с более низкой частотой кадров.
Отдел исследований и разработок BBC экспериментировал со спортивными трансляциями HFR с 2014 года и публично продемонстрировал кадры Игр Содружества, воспроизводимые со скоростью 100 к/с. В 2016 году на выставке технологий IFA в Берлине компания LG показала соревнования тенниса и легкой атлетики на паре OLED-телевизоров со скоростью 100/120 к/с.
В мае 2017 года LG в партнерстве с европейским спутниковым вещателем SES запустила демонстрацию видео 4K HDR, транслируемого со скоростью 120 кадров в секунду, доказав, что вещатели уже могли показывать футбол, теннис и крикет в HFR.
Забегая вперед, японская общественная телекомпания NHK представит Олимпийские игры 2020 года в Токио в разрешении 8K с высокой частотой кадров.
Реакция зрителей на HFR в фильмах неоднозначна, а реакции на спортивные HFR-трансляции более позитивные. В случае с тестом BBC Commonwealth Games 5% зрителей не были впечатлены различиями, которые HFR вносил в просмотр.
Если в параметрах телевизора указано отображение с частотой 50 или 60 Гц или у премиальных телевизоров – 100 Гц, 120 Гц, 200 Гц, 240 Гц или даже более высокими значениями – это не обозначает, что изображение отображается с высокой частотой кадров.
Частота обновления телевизора – понятие, отличающееся от частоты кадров в секунду. Собственная частота кадров видео для ТВ-материала составляет 25 или 30 кадров в секунду, в зависимости от того, снят материал в Европе или США.
Цифры 50/60 Гц из мира телевидения относятся к тому, как большая часть телевещания использует процесс, называемый «чересстрочной разверткой». Здесь создаются только четные или нечетные строки кадра, но со скоростью 50 или 60 кадров в секунду. Транслируется не 50 или 60 кадров реального изображения каждую секунду, а 25/30 кадров реального изображения «манипулируют» в эффект 50/60 Гц.
Телевизоры с частотой 100 Гц или 200 Гц используют обработку, известную как интерполяция движения, чтобы вычислить, как должны выглядеть дополнительные кадры изображений. Они вставляют эти «придуманные» новые кадры между 25/30 кадрами в секунду исходного фактического содержимого изображения.
Обработка интерполяции движения может сделать изображения свободными от дрожания и размытия, для чего и предназначена HFR. Обработанные дополнительные кадры не обеспечивают такой степени четкости и детализации, которую удалось бы получить, если бы фактических данных изображения было 100 или 120 кадров.
Все это возвращает к мысли о том, что настоящий ТВ-контент с высокой частотой кадров дает преимущества в качестве изображения, которые может оценить подавляющее большинство зрителей, наблюдающих его в действии.
Технические вопросы, связанные с HFR-трансляцией, сложнее, чем с фильмами, особенно для прямой трансляции в HFR.
Глядя на демонстрацию BBC, инженеры Beeb должны захватывать около 9 ГБ данных 4K HFR каждые три секунды. Им пришлось соединить восемь высокоскоростных SSD-накопителей, чтобы обеспечить 4 ТБ хранилища и доставить данные на ПК по четырехканальному интерфейсу SDI со скоростью 3 ГБ в секунду.
Еще одно серьезное препятствие на пути к мечте о телевидении с высокой частотой – текущее состояние телевизионного оборудования. Не существует большого количества телевизоров, способных обрабатывать частоту выше 60 к/с.
Поскольку текущие (v2.0) стандарты HDMI поддерживают полосу пропускания 18 Гбит/с, этого достаточно только для изображений 4K со скоростью до 60 кадров в секунду. HDMI 2.1 поддерживает полосу пропускания до 48 Гбит/с, способен поддерживать разрешение до 10K и частоту до 120 к/с. HDMI 2.1 принят большинством производителей телевизоров, но находится в зачаточном состоянии и встречается на дорогих телевизорах. Потребуется купить новый сверхвысокоскоростной кабель HDMI, чтобы воспользоваться преимуществами интерфейса 2.1.
HFR – будущее или напрасные ожидания?
Нет никаких сомнений, что технология HFR будет играть большую роль в будущем кино и телевидения. Его поддерживают многие известные голливудские фильмы, и его потенциал для телевидения с «реальным» контентом, таким как спорт и документальные фильмы, очевиден. Вопрос состоит в количестве имеющегося контента с высокой частотой.
У телевизионного мира есть веские причины принять HFR, но этим амбициям мешают аппаратные ограничения на каждом этапе производства и распространения телепрограмм.
Игровые приставки следующего поколения могут проложить путь с высокой частотой кадров. Преимущества более высокой частоты уже давно понятны в игровом мире, при этом стремление к большей мощности сосредоточено на улучшении согласованности частоты. Именно на этой арене можно столкнуться с необходимостью ускорить разработку, необходимую для превращения HFR из мечты в сверхчеткую реальность.
Что такое HFR? Новый стандарт съемки кино на примере Хоббита
Дракон Смауга спускается с гор, пролетает над озером и парит над прибрежным городом Лэйктауном. Крылатая рептилия поистине огромна, грациозна и переливается огненными красками, но главное, пожалуй, тот факт, что это самое детализированное в мире цифровое существо, удостоенное быть показанным во всех кинотеатрах мира. Уже с самого начала просмотра фильма Хоббит: Битва пяти воинств, совершенно очевидно почему Питер Джексон столь заслуженно популярен в своем ремесле, в съемке зрелищных фильмов. Но у зрителей, смотревших фильм в ряде особенных кинотеатров возникала еще одна очевидная ассоциация — современные видеоигры.
Как и с предыдущими фильмами трилогии о Хоббите, Битва пяти воинств была показана в ограниченном количестве кинотеатров, поддерживающих специальный формат HFR (от High Frame Rate, высокая частота кадров). Это означает, что фильм был снят и воспроизводится при частоте смене кадров вдвое высшей, чем это было принято на протяжение почти целого века. На практике это означает более четкую и детализированную картинку, максимально приближенную по восприятию к естественному изображению, которое мы видим в реальной жизни. Однако накладываемые технические ограничения на съемку такого кино обеспечили технологии HFR весьма прохладный прием в сообществе кинематографов.
Итак, если сформулировать проблему кратко и четко: HFR-формат способен с легкостью превратить в мыльную оперу или в домашнее видео (имеется в виду, снятое на HD-камкодер) любой современный технологичный блокбастер, что мы и видели в Хоббитах. И это довольно странно, ведь Питер Джексон и Джеймс Камерон утверждают, что за HFR — настоящее будущее кино. Разве могу так ошибаться два кита современной киноиндустрии? Скорее всего нет, они лишь неправильно продают HFR.
Еще в 2012 году Питер Джексон восторгался возможностям HFR в интервью Huffington Post: “Это как будто смотреть фильм где мерцание, постробирование и эффект размытия при движении, Motion Blur, то есть все что мы привыкли видеть в кино, внезапно исчезают. У нас перед глазами необычайно яркое, живое и реалистичное изображение”.
Да, сверхчеткая картинка и отсутствие эффектов размытия при движении — все это неплохо в теории, но на практике такие новшества оборачиваются весьма негативными для визуального восприятия. Даже совсем неискушенный киношник после просмотра Хоббита в версии HFR скажет вам, что вся атмосфера фильма просто рассыпается в некоторых моментах и ракурсах во время кино. Согласитесь, когда сцены с Гэндальфом выглядят так, будто седовласого волшебника снимают на камкодер, атмосфера сказки испаряется сама собой. В тоже время, высокая частота кадров значительно повышает реалистичность компьютерных спецэффектов.
В самом деле, производители компьютерных игр уже давно знают о том, что анимация в с высокой частотой кадров смотрится куда лучше и реалистичнее. 30 кадров в секунду (frames per second, FPS) — минимальная частота кадров для базового уровня качественной анимации, а 60 кадров в секунду — тот самый уровень к которому стремятся все создатели шедевров визуализации. В том числе и производители фильмов в стандарте HFR. Теоретически технология способна исправить подергивания видео, часто встречающиеся при просмотре фильмов в 3D, да и в целом сделать анимацию более плавной. Именно по этому Питер Джексон снимал своих Хоббитов с частотой кадров 48 кадров в секунду, а Джеймс Камерон снимает свою новую трилогию Аватаров в режиме 48, 60 или даже больше FPS. При этом не забываем, что все кино, до сегодняшнего момента за редчайшими исключениями снято и показывается в классических 24 кадрах в секунду.
Компьютерные эффекты в кино все еще выглядят компьютерными, но HFR добавляет им детализации и потому технология обязательно будет востребована в ближайшем будущем. Что касается кино, то есть целые жанры фильмов, где звездами являются персонажи, созданные компьютерной графикой, а не реальные люди. Будущие Трансформеры Майкла Бэя, снятые с применением HFR наверняка произведут очередную революцию в графическом реализме, да и в динамичных сценах сражения гигантских роботов наконец-то можно будет отчетливо разобрать происходящее.
Масла в огонь также подлил популярнейший видеосервис Youtube, разрешив пользователям закачку видео с частотой 60 FPS. Конечно, большинство сам-себе-режиссеров особой разницы не заметили, но видеоклипы из компьютерных игр несомненно стали выглядеть более плавными, яркими и в целом, зрелищными.
Подводя итог, можно отметить, что современный кинотеатр — это, в первую очередь, парк развлечений. И технология HFR помогает таким развлечениям стать ярче, а значит приводить в кино как завсегдатаев, так и новых зрителей. Ведь с каждым годом становится все больше людей, для которых нет никакой разницы где смотреть кино, дома или в кинотеатре. Онлайн-кинотеатры в купе с современными телевизорами и аудиосистемами (то есть тем, что можно соорудить дома за минимальные средства) становятся все большими конкурентами классическим кинозалам. Но есть у HFR и очевидные трудности. Даже звездные режиссеры, первооткрыватели широкоформатной HFR-съемки, без видимых ограничений на бюджет, пока что не могут выдать полностью отложенный кинопродукт, количество негативных рецензий по Хоббиту зашкаливало как никогда в этот раз. Что и говорить про режиссеров классом пониже — всем придется серьезно переучиваться.
Но когда было иначе. Вспомним что своим фильмом Аватар Джеймс Камерон все-таки убедил разочарованную в нелепых экспериментах аудиторию поверить в 3D-формат. Теперь ни один блокбастер не обходится без половины проданных в билетах на 3D-сеансы. Если возвращение на Пандору в 2016 году столь же придется зрителям по вкусу, технологию HFR ждет непременный успех и повсеместное внедрение.
Жажда скорости: технология HFR и будущее кинематографа
Технология ускоренной съемки HFR (high frame rate), продвигаемая Джеймсом Кэмероном и Питером Джексоном, сегодня активно стучится в двери кинотеатров
Немного истории. На заре кинематографа единого формата кадровой частоты не существовало – скорость, с которой двигались фигурки на экране, самостоятельно определял человек, крутящий ручку киноаппарата. Тем не менее было замечено, что на скорости меньше 16 кадров в секунду изображение становится слишком дерганым, поэтому братья Люмьер остановились на этой цифре – тем более что так было легче считать расход пленки (16 кадров составляли ровно фут). Томас Эдисон, напротив, пленки не жалел: вместо «ручной тяги» он использовал электромотор, считая наиболее подходящей скорость 30-40 кадров в секунду. Но с приходом звукового кино систему съемки потребовалось унифицировать, сделав технологию недорогой и при этом достаточно качественной. Отталкивались при этом не от изображения, а от звука: экспериментальным путем было выявлено, что на скорости меньше 24 кадров в секунду звуковая дорожка значительно теряет в качестве, засоряясь шумами. Поэтому решили остановиться на этой отметке, впоследствии принятой кинематографистами всего мира в качестве стандарта. Как и всякий компромисс, формат 24 к/с не был идеальным, но в достаточной степени отвечал запросам аудитории относительно плавности картинки (не дергается – и ладно), а кинопроизводителей успокаивал тем, что они свели затраты на пленку к допустимому минимуму.
Эта система не менялась на протяжении почти 90 лет, на ней успело вырасти много поколений кинозрителей. Со временем любители кино привыкли как к ее плюсам, так и к недочетам (таким, например, как смазанность изображения при быстрых поворотах камеры или при показе движущихся на высокой скорости объектов), все эти вещи превратились в неотъемлемые элементы киномира, воспринимаемые аудиторией как данность. Что, конечно, не означает, что никто не пытался привнести ничего нового: еще в 50-е годы на американском рынке появились новые форматы, такие как Cinerama (26 кадров в секунду) и Todd-AO (30 кадров в секунду). Но большой популярности они не снискали: и в том и в другом формате было снято лишь по паре игровых фильмов (один из примеров – «Вокруг света за 80 дней» Майкла Андерсона), после чего идею оставили, решив, что это слишком дорогое удовольствие. Лучшее, как известно, враг хорошего: постройка специальных кинотеатров потребовала бы немалых вложений, а окупаемость этой затеи была под большим вопросом, тем более что массовый зритель, в то время еще не испорченный хоум-видео и торрентами, готов был платить за кинобилеты и без всяких инноваций.
Кадр из фильма «Вокруг света за 80 дней»
Тем не менее эксперименты продолжались: в начале 80-х пробить себе дорогу на экраны безуспешно пытался формат Showscan (60 к/c и 70-миллиметровая пленка), а в 90-е появился его аналог IMAX HD. В этом формате снимались ролики для диснейлендовских аттракционов со скоростью, вдвое выше стандартной (48 к/с). Но и IMAX HD на киноэкране широкого применения не нашел: стоимость производства фильмов по этой технологии выходила в несколько раз выше обычной, поэтому Голливуд очередную революционную заявку вежливо отклонил. Неповоротливой машине киноиндустрии требовалась по-настоящему веская причина для того, чтобы модернизировать процесс.
И такая причина наконец-то возникла в конце нулевых годов, когда интернет-пиратство и распространение домашних кинотеатров заметно снизили доходы от кинопроката. Чтобы заманить аудиторию обратно в просмотровые залы, киностудии возродили формат 3D. Однако, несмотря на громкий успех «Аватара» и последовавших за ним кинолент, далеко не всем нововведение пришлось по вкусу: многие зрители отмечали, что трехмерная картинка вызывает у них головную боль. Формат требовал доработки, но какой? Один из главных инноваторов Голливуда Джеймс Кэмерон, разбирая на досуге уроки своего «Аватара», пришел к выводу, что сама по себе 3D-технология ни в чем не виновата, просто она плоховато сочетается со стандартной скоростью 24 кадра в секунду, и если эту скорость увеличить, то нагрузка на глаза заметно снизится, «мерцающий» стробоскопический эффект уйдет, и картинка станет гораздо более плавной. Что немаловажно, вопрос увеличения скорости больше не бил так явственно по финансам, поскольку Голливуд к тому моменту уже массово переходил на более экономичные цифровые камеры и можно было не заботиться об экономии пленки.
Не ограничившись одними только мыслями по этому поводу, Кэмерон весной 2011 года объявил на форуме CinemaCon в Лас-Вегасе, что продолжение «Аватара» он будет снимать в формате HFR со скоростью 48 кадров в секунду, и тут же продемонстрировал, как это будет выглядеть, показав два варианта одной и той же сцены, снятой на обычной и повышенной скорости. Свое выступление Джеймс завершил словами: «Если 3D-кино стало окном в реальность, то HFR избавляет нас от стекла в нем». А всего через несколько месяцев после этого режиссер представил на амстердамской выставке IBС первый недорогой проектор Christie Solaria, позволяющий работать с фильмами в форматах 48 и 60 к/с.
Кадр из фильма «Аватар»
Прочитав о новшестве в прессе, публика затаила дыхание. Однако «первой ласточкой» стал все же не «Аватар 2», производство которого несколько раз откладывалось, а трилогия Питера Джексона «Хоббит»: коллега Кэмерона оценил по достоинству открывающиеся перспективы и немедленно захотел проверить их действенность на практике. Внедрить технологию оказалось довольно просто, благо, как выяснилось, современные кинопроекторы технически не испытывают никаких проблем с демонстрацией лент на повышенной скорости, и для их «доводки» требуется лишь слегка обновить программное обеспечение.
В настоящее время все три ленты трилогии, снятые на камеру RED Epic со встроенной функцией HFR, уже вышли в прокат, поэтому можно проследить реакцию зрителей на них. Первого фильма ждали с нетерпением, но… после пресс-показа «Хоббита: Нежданное путешествие» Интернет взорвался возмущенными рецензиями. Действительно, писали критики, 3D стал прекрасным как никогда, глаза от него совершенно не болят. Затемненность из углов экрана ушла, и общая яркость и четкость изображения невероятно повысились, позволяя рассмотреть буквально каждую пору, каждый волосок на лицах актеров. Но в этом, по мнению профессионалов (и примкнувших к ним после премьеры зрителей), и состоял главный минус: вплотную приблизив картинку к реальности, Джексон напрочь лишил ее «магии кино». Пленка, не дававшая подобной детализации, приучила зрителя к слегка размытому изображению, недостающие элементы которого мозг домысливал сам. Теперь же на изображение как будто навели лупу – и сразу в глаза бросились такие вещи, которые обычно от сознания ускользают: стало ясно, что актеры сильно загримированы, что их костюмы – бутафория, пошитая из дешевого материала, а декорации в фильме самодельные, а никакие не сказочные. Даже актерская игра стала казаться зрителям несколько «неестественной», поскольку любые движения, жесты, ходьба и мимика без пресловутого кэмероновского «стекла» воспринимались немного не так, как привык глаз.
Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»
Возросший уровень реализма помешал многим зрителям погрузиться в историю, поскольку за прошлые десятилетия человеческое подсознание четко уяснило: чтобы фильм считался полноценным художественным произведением, он должен обладать слегка неестественной картинкой, неестественными цветами, неестественным освещением, подчеркивающим условность происходящего, – в противном случае мозг просто «не верит» в то, что перед ним искусство, а не выпуск новостей. Выражаясь аллегорически, стекло, которое обещал убрать Кэмерон, оказалось во многом схоже с «розовыми очками», и расставаться с привычным аксессуаром захотелось далеко не каждому мувигоеру.
После похода на «Хоббита» рецензенты отмечали, что это было больше похоже на визит на съемочную площадку или в театр, чем на просмотр фэнтези-ленты. Другие говорили, что картинка уж больно смахивает на телевизионную, как будто смотришь «мыльную оперу» или передачу по каналу Animal Planet. Для таких сравнений имелись все основания: дело в том, что на ТВ формат ускоренной съемки используется уже давно, и обкатывали его в первую очередь на «мыльных операх», в производстве которых использовались скорости 30 к/с и выше. Скорее всего, именно поэтому изображение повышенной четкости поначалу вызвало так много неприятия: люди посчитали, что оторвались от своих телевизоров и раскошелились на кинобилет не для того, чтобы получить на большом экране нечто такое же «телевизионное» по виду (пусть и сдобренное спецэффектами), – им хотелось привычной «мутности» и ненатуральности цветов, то есть таких вещей, которые у зрителя всю жизнь ассоциируются с кинематографом. Звучит это, конечно, парадоксально, но так уж работает человеческое сознание. Реалистичная картинка, которая похожа на то, что можно снять обычным HD-камкордером, современным зрителем не ценится, без специальной обработки она кажется ему слишком простой, грубой, «сырой». Зато ценится вычурность, необычность, стильная искаженность – то, что мы подсознательно воспринимаем как «киношность». Неслучайно владельцам смартфонов во всем миру так нравится играть с фильтрами в «Инстаграме».
Что же Джексон? Он невозмутимо заметил, что всегда требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к новшеству, так что аудитория еще «распробует» плюсы технологии (за примерами далеко идти не нужно: общеизвестно, что многие киноленты, считающиеся сегодня классикой, стали всенародно любимыми только годы спустя после релиза). Но выводы постановщик сделал: на производстве второго фильма трилогии уже использовались специальные светофильтры Pro-Mist, слегка смягчающие картинку и делающие ее не такой четкой. Кроме того, фильм «Хоббит: Пустошь Смауга» прошел процесс цветокоррекции, делающей краски более «кинематографическими». На пресс-показе критикам показали «обычную» версию ленты, в формате 24 к/с (якобы для того, чтобы рецензенты больше внимания уделили разбору содержания ленты, а не обсасыванию технических деталей, но на самом деле, как можно понять, студия просто не хотела отпугнуть зрителей в том случае, если рецензентам вдруг снова что-то не понравится). Вместе с тем, дабы подчеркнуть, что их дело правое и неудач они не боятся, дистрибьютор увеличил количество прокатных копий вдвое.
Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»
В этот раз публика была более благосклонна: проделанная работа действительно избавила вторую часть от многих минусов, за которые зрители ругали первый фильм, – хотя и не от всех. Поэтому к премьере третьей ленты Джексон снова кое-что доделал, но слух об «эффекте мыльной оперы» продолжал довлеть над проектом, и ажиотаж вокруг новшества заметно схлынул. Как следствие, показы «Хоббита: Битвы пяти воинств» в формате HFR проходили при почти пустых залах: люди, начитавшись рецензий, предпочитали потратить деньги на «обычную» версию с привычными им 24 к/с. Те же, кто верил в прогресс и выбрал 48 к/с, остались, судя их отзывам, совершенно довольны – если подсчитать восторженные рецензии, то процент мувигоеров, для которых «реалистичный 3D» оказался важней, чем «сила привычки», будет не так уж и мал. Проводились даже сравнения: зрители, нашедшие технологию HFR «слишком странной» и отправившиеся пересматривать фильм в «обычный зал», ловили себя на том, что им уже не хватает той мощной детализации и чистоты картинки, которую давала технология ускоренной съемки. О похожих ощущениях говорят владельцы продвинутых телевизоров с большим разрешением экрана, которые во избежание стробоскопического эффекта освоили вшитую в настройки функцию «достраивания кадров» (фильмы, снятые со скоростью 24 к/с, на лету конвертируются в 48 к/с, при этом несуществующие «промежуточные» кадры генерирутся программно): поначалу «сериальный» вид, который получает голливудская продукция, воспринимается странновато, но потом привыкаешь к плавности изображения, начинаешь ее ценить, и к обычным настройкам возвращаться уж не хочется.
Таким образом, за последние пару лет у HFR появились как ругатели, так и восторженные фанаты, но пока что сложно сказать, насколько успешен окажется ее дальнейший голливудский путь и не постигнет ли новинку судьба Cinerama и Todd-AO. Решающая подача, судя по всему, будет за Кэмероном, который является зачинателем этой технологии и авторитета которого, несомненно, хватит на то, чтобы аудитория повалила в кинотеатры на сиквел «Аватара», как она валила на первого «Хоббита». Кроме того, этих сиквелов будет два (или даже три, поскольку Джеймс планирует еще и приквел), так что Кэмерон тоже сможет учесть прежние ошибки и постепенно отладить технологию, сделав ее более «кассоугодной». А по стопам пионеров уже готов идти Энди Серкис, пообещавший задействовать HFR на съемках экранизации повести Джорджа Оруэлла «Ферма животных» (также известной как «Скотный двор»). Так что будущее этой инновации, а возможно, и всего современного кинематографа будет решаться в ближайшее годы.
«Аватар 2» увидит свет в декабре 2016-го. Опрокинет ли он скептиков и вызовет ли моду на 48 к/с, как в свое время вызвал бум на 3D первый «Аватар»? Будем надеяться, что да. А до того HFR наверняка опробуют и обкатают другие режиссеры, кому также интересны новые возможности, которые дает этот инструмент. Например, во втором сезоне веб-сериала «Высшая школа видеоигр» была использована смешанная техника съемки: «реальные» сцены с главными героями снимались со скоростью 24 к/с, а все то, что происходило с их персонажами в видеоиграх, – со скоростью 48 к/с; таким образом авторы сериала визуально подчеркнули разницу между двумя мирами. Возможно, Голливуд предложит нам и другие интересные режиссерские находки, связанные с HFR, и интегрирование новой технологии в телевизоры нового поколения также, по-видимому, является лишь вопросом времени.
Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»
Конечно, если общество всерьез увлечется новинкой, у нее найдутся ярые противники как среди зрителей, так и среди режиссеров. Ведь поменять свой подход к процессу придется всем: и тем, кто снимает, и тем, кто потребляет результат. Актерам тоже придется хорошенько подумать над тем, как себя вести, чтобы смотреться на экране более естественно. И, конечно, недовольных при этом будет хватать. Но, во-первых, поклонники пленки тоже еще недавно кричали, что цифровое кино никогда не заменит целлулоида, а сегодня, когда камеры в достаточной степени усовершенствовались, эти разговоры практически прекратились. То же было и с виниловыми пластинками, которые долгое время считались единственно возможными звуковыми носителями, – кто их в наши дни приобретает, кроме самых заядлых фанатов «теплого лампового звука»? Да хоть цветное/звуковое кино – странно представить, но некоторым людям оно тоже когда-то казалось глупой затеей, а открывание рта под игру тапера и мелькание черно-белых табличек с титрами считались вещами естественными. Примеров подобного типа можно привести много. И в конце концов не нужно забывать, что въевшейся в сознание привычкой к 24 кадрам в секунду мы обязаны вовсе не какой-то особой магии, заключенной в этих цифрах, а лишь бережливости кинопроизводителей. Будь они в свое время щедрей и не экономь так сильно пленку, по всей видимости, сегодня мы являлись бы приверженцами кино совсем другого типа.
Так что запасемся терпением – время все расставит по своим местам. Авторы артхауса, очевидно, могут не беспокоиться: покуда есть интерес к классическим художественным средствам, наработанным десятилетиями, они будут вольны и дальше снимать свои ленты со скоростью 24 к/с (уже сейчас ясно, что HFR требует более долгого и вдумчивого постпродакшена, чем обычное кино, так что наверняка найдутся студии, которые решат не морочить себе голову и работать «по старинке»). Коврик из-под ног любителей 2D тоже никто не выдергивает: учитывая предпочтения разных аудиторий, масштабные зрелища вроде «Хоббита» и «Аватара», по всей видимости, будут выпускаться сразу в нескольких форматах, пока какая-то из технологий окончательно не победит другую. Голливуду остается лишь предоставить аудитории выбор и посмотреть, что получится. Можно верить или нет в визионерский гений Кэмерона и Джексона (в конце концов даже у Apple случались провальные продукты), но поскольку «заказывает музыку» его величество зритель, голосующий «за» или «против» своим кошельком, то последнее слово в этом вопросе, как всегда, останется за ним.