Формат 3d hfr что это

Что такое HFR и почему мне это нужно?

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Многие эксперты предсказывали, что видео с высокой частотой кадров, или HFR, станет следующим достижением AV-технологий. Что означает данное понятие, зачем это необходимо, рассмотрим в статье.

При просмотре телешоу, фильмов видео представляется отдельными кадров, а не непрерывным потоком изображений. Следовательно, существует потеря информации об изображении в «промежутках» между кадрами.

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что этоМногие эксперты предсказывали, что видео с высокой частотой кадров, или HFR, станет следующим достижением AV-технологий.

Точное количество реальной видеоинформации, с которой работают глаза и мозг, зависит от количества кадров в секунду, использующихся в видео. Чем их меньше, тем больше мозгу придется заполнить пробелы, тем выше вероятность появления проблем, связанных с движением:

В ходе обсуждения обработки изображений проблемы, связанные с частотой, оказались центровыми. Создатели контента работают над решением вопроса.

HFR в кино

Значительные шаги в развитии более высокой частоты кадров были сделаны кинематографистами. Питер Джексон запустил технологию, выпустив трилогию о Хоббите в формате 48 к/с, по сравнению с 24 к/с, с которыми фильмы выходили на протяжении десятилетий.

Режиссер Энг Ли поднял видео мир на новый уровень в 2016 году, выпустив фильм Билли Линна «Долгая прогулка» со скоростью 120 к/с. Последний фильм Ли, «Человек-близнец», также снимался и распространялся со скоростью 120 к/с, и оба фильма можно смотреть со скоростью 60 к/с на 4K Blu-ray. 120 кадров за секунду – это частота кадров, которую Джеймс Кэмерон хочет использовать для своих сиквелов «Аватара», как и Энди Серкис для Animal Farm.

Обзоры фильмов с высокой частотой разделились по поводу того, помогает ли повышение параметра качеству просмотра или мешает.

Практически все согласны с тем, что HFR улучшает четкость, детализацию, удаляя размытость изображения, дрожание, стробирование. Некоторые специалисты утверждают, что это приносит больше вреда, чем пользы.

Большинство ненавистников HFR-фильмов утверждают, что создание более чистого, плавного, невероятно четкого изображения приводит к созданию искусственного эффекта – в противоположность тому, для чего оно предназначено.

Негативная реакция аудитории на выпуск фильмов о Хоббите со скоростью 48 к/с была настолько широко распространена, что режиссер Питер Джексон добавил технологию мягкого размытия к версиям двух сиквелов с высокой частотой, чтобы приручить четкость исходного отснятого материала.

«Long Halftime Walk» Билли Линна доступен на 4K Blu-ray со скоростью 60 к/с, и даже при такой пониженной частоте трудно отрицать, что дополнительные кадры оставляют некоторые игры и постановки выглядят искусственными.

Практический результат для фильмов HFR заключается в захвате данных реального изображения со скоростью 48 или 120 к/с не оставляет места для уловок. Если HFR завоюет больше зрителей, будут найдены решения проблем. Большой вопрос, проявят ли кинозрители достаточно энтузиазма в отношении HFR, чтобы выдержать расходы и усилия, связанные с его доставкой.

HFR на телевизоре

Учитывая, насколько эффективно HFR улавливает мельчайшие детали реальности, логично, что есть большой интерес к использованию технологии для телевизионных документальных фильмов, спортивных репортажей. Съемки в реальной жизни не выглядят искусственным – HFR просто захватывает реальность с большим количеством кадров в секунду.

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что этоИспользование HFR для занятий спортом впечатляющее благодаря активной демонстрации движения и панорамирования камеры. Спортивные видео больше пострадают от потери информации между видеокадрами, связанной с более низкой частотой кадров.

Отдел исследований и разработок BBC экспериментировал со спортивными трансляциями HFR с 2014 года и публично продемонстрировал кадры Игр Содружества, воспроизводимые со скоростью 100 к/с. В 2016 году на выставке технологий IFA в Берлине компания LG показала соревнования тенниса и легкой атлетики на паре OLED-телевизоров со скоростью 100/120 к/с.

В мае 2017 года LG в партнерстве с европейским спутниковым вещателем SES запустила демонстрацию видео 4K HDR, транслируемого со скоростью 120 кадров в секунду, доказав, что вещатели уже могли показывать футбол, теннис и крикет в HFR.

Забегая вперед, японская общественная телекомпания NHK представит Олимпийские игры 2020 года в Токио в разрешении 8K с высокой частотой кадров.

Реакция зрителей на HFR в фильмах неоднозначна, а реакции на спортивные HFR-трансляции более позитивные. В случае с тестом BBC Commonwealth Games 5% зрителей не были впечатлены различиями, которые HFR вносил в просмотр.

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что этоЕсли в параметрах телевизора указано отображение с частотой 50 или 60 Гц или у премиальных телевизоров – 100 Гц, 120 Гц, 200 Гц, 240 Гц или даже более высокими значениями – это не обозначает, что изображение отображается с высокой частотой кадров.

Частота обновления телевизора – понятие, отличающееся от частоты кадров в секунду. Собственная частота кадров видео для ТВ-материала составляет 25 или 30 кадров в секунду, в зависимости от того, снят материал в Европе или США.

Цифры 50/60 Гц из мира телевидения относятся к тому, как большая часть телевещания использует процесс, называемый «чересстрочной разверткой». Здесь создаются только четные или нечетные строки кадра, но со скоростью 50 или 60 кадров в секунду. Транслируется не 50 или 60 кадров реального изображения каждую секунду, а 25/30 кадров реального изображения «манипулируют» в эффект 50/60 Гц.

Телевизоры с частотой 100 Гц или 200 Гц используют обработку, известную как интерполяция движения, чтобы вычислить, как должны выглядеть дополнительные кадры изображений. Они вставляют эти «придуманные» новые кадры между 25/30 кадрами в секунду исходного фактического содержимого изображения.

Обработка интерполяции движения может сделать изображения свободными от дрожания и размытия, для чего и предназначена HFR. Обработанные дополнительные кадры не обеспечивают такой степени четкости и детализации, которую удалось бы получить, если бы фактических данных изображения было 100 или 120 кадров.

Все это возвращает к мысли о том, что настоящий ТВ-контент с высокой частотой кадров дает преимущества в качестве изображения, которые может оценить подавляющее большинство зрителей, наблюдающих его в действии.

Технические вопросы, связанные с HFR-трансляцией, сложнее, чем с фильмами, особенно для прямой трансляции в HFR.

Глядя на демонстрацию BBC, инженеры Beeb должны захватывать около 9 ГБ данных 4K HFR каждые три секунды. Им пришлось соединить восемь высокоскоростных SSD-накопителей, чтобы обеспечить 4 ТБ хранилища и доставить данные на ПК по четырехканальному интерфейсу SDI со скоростью 3 ГБ в секунду.

Еще одно серьезное препятствие на пути к мечте о телевидении с высокой частотой – текущее состояние телевизионного оборудования. Не существует большого количества телевизоров, способных обрабатывать частоту выше 60 к/с.

Поскольку текущие (v2.0) стандарты HDMI поддерживают полосу пропускания 18 Гбит/с, этого достаточно только для изображений 4K со скоростью до 60 кадров в секунду. HDMI 2.1 поддерживает полосу пропускания до 48 Гбит/с, способен поддерживать разрешение до 10K и частоту до 120 к/с. HDMI 2.1 принят большинством производителей телевизоров, но находится в зачаточном состоянии и встречается на дорогих телевизорах. Потребуется купить новый сверхвысокоскоростной кабель HDMI, чтобы воспользоваться преимуществами интерфейса 2.1.

HFR – будущее или напрасные ожидания?

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что этоНет никаких сомнений, что технология HFR будет играть большую роль в будущем кино и телевидения. Его поддерживают многие известные голливудские фильмы, и его потенциал для телевидения с «реальным» контентом, таким как спорт и документальные фильмы, очевиден. Вопрос состоит в количестве имеющегося контента с высокой частотой.

У телевизионного мира есть веские причины принять HFR, но этим амбициям мешают аппаратные ограничения на каждом этапе производства и распространения телепрограмм.

Игровые приставки следующего поколения могут проложить путь с высокой частотой кадров. Преимущества более высокой частоты уже давно понятны в игровом мире, при этом стремление к большей мощности сосредоточено на улучшении согласованности частоты. Именно на этой арене можно столкнуться с необходимостью ускорить разработку, необходимую для превращения HFR из мечты в сверхчеткую реальность.

Источник

Что такое HFR? Новый стандарт съемки кино на примере Хоббита

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Дракон Смауга спускается с гор, пролетает над озером и парит над прибрежным городом Лэйктауном. Крылатая рептилия поистине огромна, грациозна и переливается огненными красками, но главное, пожалуй, тот факт, что это самое детализированное в мире цифровое существо, удостоенное быть показанным во всех кинотеатрах мира. Уже с самого начала просмотра фильма Хоббит: Битва пяти воинств, совершенно очевидно почему Питер Джексон столь заслуженно популярен в своем ремесле, в съемке зрелищных фильмов. Но у зрителей, смотревших фильм в ряде особенных кинотеатров возникала еще одна очевидная ассоциация — современные видеоигры.

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Как и с предыдущими фильмами трилогии о Хоббите, Битва пяти воинств была показана в ограниченном количестве кинотеатров, поддерживающих специальный формат HFR (от High Frame Rate, высокая частота кадров). Это означает, что фильм был снят и воспроизводится при частоте смене кадров вдвое высшей, чем это было принято на протяжение почти целого века. На практике это означает более четкую и детализированную картинку, максимально приближенную по восприятию к естественному изображению, которое мы видим в реальной жизни. Однако накладываемые технические ограничения на съемку такого кино обеспечили технологии HFR весьма прохладный прием в сообществе кинематографов.

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Итак, если сформулировать проблему кратко и четко: HFR-формат способен с легкостью превратить в мыльную оперу или в домашнее видео (имеется в виду, снятое на HD-камкодер) любой современный технологичный блокбастер, что мы и видели в Хоббитах. И это довольно странно, ведь Питер Джексон и Джеймс Камерон утверждают, что за HFR — настоящее будущее кино. Разве могу так ошибаться два кита современной киноиндустрии? Скорее всего нет, они лишь неправильно продают HFR.

Еще в 2012 году Питер Джексон восторгался возможностям HFR в интервью Huffington Post: “Это как будто смотреть фильм где мерцание, постробирование и эффект размытия при движении, Motion Blur, то есть все что мы привыкли видеть в кино, внезапно исчезают. У нас перед глазами необычайно яркое, живое и реалистичное изображение”.

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Да, сверхчеткая картинка и отсутствие эффектов размытия при движении — все это неплохо в теории, но на практике такие новшества оборачиваются весьма негативными для визуального восприятия. Даже совсем неискушенный киношник после просмотра Хоббита в версии HFR скажет вам, что вся атмосфера фильма просто рассыпается в некоторых моментах и ракурсах во время кино. Согласитесь, когда сцены с Гэндальфом выглядят так, будто седовласого волшебника снимают на камкодер, атмосфера сказки испаряется сама собой. В тоже время, высокая частота кадров значительно повышает реалистичность компьютерных спецэффектов.

В самом деле, производители компьютерных игр уже давно знают о том, что анимация в с высокой частотой кадров смотрится куда лучше и реалистичнее. 30 кадров в секунду (frames per second, FPS) — минимальная частота кадров для базового уровня качественной анимации, а 60 кадров в секунду — тот самый уровень к которому стремятся все создатели шедевров визуализации. В том числе и производители фильмов в стандарте HFR. Теоретически технология способна исправить подергивания видео, часто встречающиеся при просмотре фильмов в 3D, да и в целом сделать анимацию более плавной. Именно по этому Питер Джексон снимал своих Хоббитов с частотой кадров 48 кадров в секунду, а Джеймс Камерон снимает свою новую трилогию Аватаров в режиме 48, 60 или даже больше FPS. При этом не забываем, что все кино, до сегодняшнего момента за редчайшими исключениями снято и показывается в классических 24 кадрах в секунду.

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Компьютерные эффекты в кино все еще выглядят компьютерными, но HFR добавляет им детализации и потому технология обязательно будет востребована в ближайшем будущем. Что касается кино, то есть целые жанры фильмов, где звездами являются персонажи, созданные компьютерной графикой, а не реальные люди. Будущие Трансформеры Майкла Бэя, снятые с применением HFR наверняка произведут очередную революцию в графическом реализме, да и в динамичных сценах сражения гигантских роботов наконец-то можно будет отчетливо разобрать происходящее.

Масла в огонь также подлил популярнейший видеосервис Youtube, разрешив пользователям закачку видео с частотой 60 FPS. Конечно, большинство сам-себе-режиссеров особой разницы не заметили, но видеоклипы из компьютерных игр несомненно стали выглядеть более плавными, яркими и в целом, зрелищными.

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Подводя итог, можно отметить, что современный кинотеатр — это, в первую очередь, парк развлечений. И технология HFR помогает таким развлечениям стать ярче, а значит приводить в кино как завсегдатаев, так и новых зрителей. Ведь с каждым годом становится все больше людей, для которых нет никакой разницы где смотреть кино, дома или в кинотеатре. Онлайн-кинотеатры в купе с современными телевизорами и аудиосистемами (то есть тем, что можно соорудить дома за минимальные средства) становятся все большими конкурентами классическим кинозалам. Но есть у HFR и очевидные трудности. Даже звездные режиссеры, первооткрыватели широкоформатной HFR-съемки, без видимых ограничений на бюджет, пока что не могут выдать полностью отложенный кинопродукт, количество негативных рецензий по Хоббиту зашкаливало как никогда в этот раз. Что и говорить про режиссеров классом пониже — всем придется серьезно переучиваться.

Но когда было иначе. Вспомним что своим фильмом Аватар Джеймс Камерон все-таки убедил разочарованную в нелепых экспериментах аудиторию поверить в 3D-формат. Теперь ни один блокбастер не обходится без половины проданных в билетах на 3D-сеансы. Если возвращение на Пандору в 2016 году столь же придется зрителям по вкусу, технологию HFR ждет непременный успех и повсеместное внедрение.

Источник

Жажда скорости: технология HFR и будущее кинематографа

Технология ускоренной съемки HFR (high frame rate), продвигаемая Джеймсом Кэмероном и Питером Джексоном, сегодня активно стучится в двери кинотеатров

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Немного истории. На заре кинематографа единого формата кадровой частоты не существовало – скорость, с которой двигались фигурки на экране, самостоятельно определял человек, крутящий ручку киноаппарата. Тем не менее было замечено, что на скорости меньше 16 кадров в секунду изображение становится слишком дерганым, поэтому братья Люмьер остановились на этой цифре – тем более что так было легче считать расход пленки (16 кадров составляли ровно фут). Томас Эдисон, напротив, пленки не жалел: вместо «ручной тяги» он использовал электромотор, считая наиболее подходящей скорость 30-40 кадров в секунду. Но с приходом звукового кино систему съемки потребовалось унифицировать, сделав технологию недорогой и при этом достаточно качественной. Отталкивались при этом не от изображения, а от звука: экспериментальным путем было выявлено, что на скорости меньше 24 кадров в секунду звуковая дорожка значительно теряет в качестве, засоряясь шумами. Поэтому решили остановиться на этой отметке, впоследствии принятой кинематографистами всего мира в качестве стандарта. Как и всякий компромисс, формат 24 к/с не был идеальным, но в достаточной степени отвечал запросам аудитории относительно плавности картинки (не дергается – и ладно), а кинопроизводителей успокаивал тем, что они свели затраты на пленку к допустимому минимуму.

Эта система не менялась на протяжении почти 90 лет, на ней успело вырасти много поколений кинозрителей. Со временем любители кино привыкли как к ее плюсам, так и к недочетам (таким, например, как смазанность изображения при быстрых поворотах камеры или при показе движущихся на высокой скорости объектов), все эти вещи превратились в неотъемлемые элементы киномира, воспринимаемые аудиторией как данность. Что, конечно, не означает, что никто не пытался привнести ничего нового: еще в 50-е годы на американском рынке появились новые форматы, такие как Cinerama (26 кадров в секунду) и Todd-AO (30 кадров в секунду). Но большой популярности они не снискали: и в том и в другом формате было снято лишь по паре игровых фильмов (один из примеров – «Вокруг света за 80 дней» Майкла Андерсона), после чего идею оставили, решив, что это слишком дорогое удовольствие. Лучшее, как известно, враг хорошего: постройка специальных кинотеатров потребовала бы немалых вложений, а окупаемость этой затеи была под большим вопросом, тем более что массовый зритель, в то время еще не испорченный хоум-видео и торрентами, готов был платить за кинобилеты и без всяких инноваций.

Кадр из фильма «Вокруг света за 80 дней»

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Тем не менее эксперименты продолжались: в начале 80-х пробить себе дорогу на экраны безуспешно пытался формат Showscan (60 к/c и 70-миллиметровая пленка), а в 90-е появился его аналог IMAX HD. В этом формате снимались ролики для диснейлендовских аттракционов со скоростью, вдвое выше стандартной (48 к/с). Но и IMAX HD на киноэкране широкого применения не нашел: стоимость производства фильмов по этой технологии выходила в несколько раз выше обычной, поэтому Голливуд очередную революционную заявку вежливо отклонил. Неповоротливой машине киноиндустрии требовалась по-настоящему веская причина для того, чтобы модернизировать процесс.

И такая причина наконец-то возникла в конце нулевых годов, когда интернет-пиратство и распространение домашних кинотеатров заметно снизили доходы от кинопроката. Чтобы заманить аудиторию обратно в просмотровые залы, киностудии возродили формат 3D. Однако, несмотря на громкий успех «Аватара» и последовавших за ним кинолент, далеко не всем нововведение пришлось по вкусу: многие зрители отмечали, что трехмерная картинка вызывает у них головную боль. Формат требовал доработки, но какой? Один из главных инноваторов Голливуда Джеймс Кэмерон, разбирая на досуге уроки своего «Аватара», пришел к выводу, что сама по себе 3D-технология ни в чем не виновата, просто она плоховато сочетается со стандартной скоростью 24 кадра в секунду, и если эту скорость увеличить, то нагрузка на глаза заметно снизится, «мерцающий» стробоскопический эффект уйдет, и картинка станет гораздо более плавной. Что немаловажно, вопрос увеличения скорости больше не бил так явственно по финансам, поскольку Голливуд к тому моменту уже массово переходил на более экономичные цифровые камеры и можно было не заботиться об экономии пленки.

Не ограничившись одними только мыслями по этому поводу, Кэмерон весной 2011 года объявил на форуме CinemaCon в Лас-Вегасе, что продолжение «Аватара» он будет снимать в формате HFR со скоростью 48 кадров в секунду, и тут же продемонстрировал, как это будет выглядеть, показав два варианта одной и той же сцены, снятой на обычной и повышенной скорости. Свое выступление Джеймс завершил словами: «Если 3D-кино стало окном в реальность, то HFR избавляет нас от стекла в нем». А всего через несколько месяцев после этого режиссер представил на амстердамской выставке IBС первый недорогой проектор Christie Solaria, позволяющий работать с фильмами в форматах 48 и 60 к/с.

Кадр из фильма «Аватар»

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Прочитав о новшестве в прессе, публика затаила дыхание. Однако «первой ласточкой» стал все же не «Аватар 2», производство которого несколько раз откладывалось, а трилогия Питера Джексона «Хоббит»: коллега Кэмерона оценил по достоинству открывающиеся перспективы и немедленно захотел проверить их действенность на практике. Внедрить технологию оказалось довольно просто, благо, как выяснилось, современные кинопроекторы технически не испытывают никаких проблем с демонстрацией лент на повышенной скорости, и для их «доводки» требуется лишь слегка обновить программное обеспечение.

В настоящее время все три ленты трилогии, снятые на камеру RED Epic со встроенной функцией HFR, уже вышли в прокат, поэтому можно проследить реакцию зрителей на них. Первого фильма ждали с нетерпением, но… после пресс-показа «Хоббита: Нежданное путешествие» Интернет взорвался возмущенными рецензиями. Действительно, писали критики, 3D стал прекрасным как никогда, глаза от него совершенно не болят. Затемненность из углов экрана ушла, и общая яркость и четкость изображения невероятно повысились, позволяя рассмотреть буквально каждую пору, каждый волосок на лицах актеров. Но в этом, по мнению профессионалов (и примкнувших к ним после премьеры зрителей), и состоял главный минус: вплотную приблизив картинку к реальности, Джексон напрочь лишил ее «магии кино». Пленка, не дававшая подобной детализации, приучила зрителя к слегка размытому изображению, недостающие элементы которого мозг домысливал сам. Теперь же на изображение как будто навели лупу – и сразу в глаза бросились такие вещи, которые обычно от сознания ускользают: стало ясно, что актеры сильно загримированы, что их костюмы – бутафория, пошитая из дешевого материала, а декорации в фильме самодельные, а никакие не сказочные. Даже актерская игра стала казаться зрителям несколько «неестественной», поскольку любые движения, жесты, ходьба и мимика без пресловутого кэмероновского «стекла» воспринимались немного не так, как привык глаз.

Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Возросший уровень реализма помешал многим зрителям погрузиться в историю, поскольку за прошлые десятилетия человеческое подсознание четко уяснило: чтобы фильм считался полноценным художественным произведением, он должен обладать слегка неестественной картинкой, неестественными цветами, неестественным освещением, подчеркивающим условность происходящего, – в противном случае мозг просто «не верит» в то, что перед ним искусство, а не выпуск новостей. Выражаясь аллегорически, стекло, которое обещал убрать Кэмерон, оказалось во многом схоже с «розовыми очками», и расставаться с привычным аксессуаром захотелось далеко не каждому мувигоеру.

После похода на «Хоббита» рецензенты отмечали, что это было больше похоже на визит на съемочную площадку или в театр, чем на просмотр фэнтези-ленты. Другие говорили, что картинка уж больно смахивает на телевизионную, как будто смотришь «мыльную оперу» или передачу по каналу Animal Planet. Для таких сравнений имелись все основания: дело в том, что на ТВ формат ускоренной съемки используется уже давно, и обкатывали его в первую очередь на «мыльных операх», в производстве которых использовались скорости 30 к/с и выше. Скорее всего, именно поэтому изображение повышенной четкости поначалу вызвало так много неприятия: люди посчитали, что оторвались от своих телевизоров и раскошелились на кинобилет не для того, чтобы получить на большом экране нечто такое же «телевизионное» по виду (пусть и сдобренное спецэффектами), – им хотелось привычной «мутности» и ненатуральности цветов, то есть таких вещей, которые у зрителя всю жизнь ассоциируются с кинематографом. Звучит это, конечно, парадоксально, но так уж работает человеческое сознание. Реалистичная картинка, которая похожа на то, что можно снять обычным HD-камкордером, современным зрителем не ценится, без специальной обработки она кажется ему слишком простой, грубой, «сырой». Зато ценится вычурность, необычность, стильная искаженность – то, что мы подсознательно воспринимаем как «киношность». Неслучайно владельцам смартфонов во всем миру так нравится играть с фильтрами в «Инстаграме».

Что же Джексон? Он невозмутимо заметил, что всегда требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к новшеству, так что аудитория еще «распробует» плюсы технологии (за примерами далеко идти не нужно: общеизвестно, что многие киноленты, считающиеся сегодня классикой, стали всенародно любимыми только годы спустя после релиза). Но выводы постановщик сделал: на производстве второго фильма трилогии уже использовались специальные светофильтры Pro-Mist, слегка смягчающие картинку и делающие ее не такой четкой. Кроме того, фильм «Хоббит: Пустошь Смауга» прошел процесс цветокоррекции, делающей краски более «кинематографическими». На пресс-показе критикам показали «обычную» версию ленты, в формате 24 к/с (якобы для того, чтобы рецензенты больше внимания уделили разбору содержания ленты, а не обсасыванию технических деталей, но на самом деле, как можно понять, студия просто не хотела отпугнуть зрителей в том случае, если рецензентам вдруг снова что-то не понравится). Вместе с тем, дабы подчеркнуть, что их дело правое и неудач они не боятся, дистрибьютор увеличил количество прокатных копий вдвое.

Кадр из фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

В этот раз публика была более благосклонна: проделанная работа действительно избавила вторую часть от многих минусов, за которые зрители ругали первый фильм, – хотя и не от всех. Поэтому к премьере третьей ленты Джексон снова кое-что доделал, но слух об «эффекте мыльной оперы» продолжал довлеть над проектом, и ажиотаж вокруг новшества заметно схлынул. Как следствие, показы «Хоббита: Битвы пяти воинств» в формате HFR проходили при почти пустых залах: люди, начитавшись рецензий, предпочитали потратить деньги на «обычную» версию с привычными им 24 к/с. Те же, кто верил в прогресс и выбрал 48 к/с, остались, судя их отзывам, совершенно довольны – если подсчитать восторженные рецензии, то процент мувигоеров, для которых «реалистичный 3D» оказался важней, чем «сила привычки», будет не так уж и мал. Проводились даже сравнения: зрители, нашедшие технологию HFR «слишком странной» и отправившиеся пересматривать фильм в «обычный зал», ловили себя на том, что им уже не хватает той мощной детализации и чистоты картинки, которую давала технология ускоренной съемки. О похожих ощущениях говорят владельцы продвинутых телевизоров с большим разрешением экрана, которые во избежание стробоскопического эффекта освоили вшитую в настройки функцию «достраивания кадров» (фильмы, снятые со скоростью 24 к/с, на лету конвертируются в 48 к/с, при этом несуществующие «промежуточные» кадры генерирутся программно): поначалу «сериальный» вид, который получает голливудская продукция, воспринимается странновато, но потом привыкаешь к плавности изображения, начинаешь ее ценить, и к обычным настройкам возвращаться уж не хочется.

Таким образом, за последние пару лет у HFR появились как ругатели, так и восторженные фанаты, но пока что сложно сказать, насколько успешен окажется ее дальнейший голливудский путь и не постигнет ли новинку судьба Cinerama и Todd-AO. Решающая подача, судя по всему, будет за Кэмероном, который является зачинателем этой технологии и авторитета которого, несомненно, хватит на то, чтобы аудитория повалила в кинотеатры на сиквел «Аватара», как она валила на первого «Хоббита». Кроме того, этих сиквелов будет два (или даже три, поскольку Джеймс планирует еще и приквел), так что Кэмерон тоже сможет учесть прежние ошибки и постепенно отладить технологию, сделав ее более «кассоугодной». А по стопам пионеров уже готов идти Энди Серкис, пообещавший задействовать HFR на съемках экранизации повести Джорджа Оруэлла «Ферма животных» (также известной как «Скотный двор»). Так что будущее этой инновации, а возможно, и всего современного кинематографа будет решаться в ближайшее годы.

«Аватар 2» увидит свет в декабре 2016-го. Опрокинет ли он скептиков и вызовет ли моду на 48 к/с, как в свое время вызвал бум на 3D первый «Аватар»? Будем надеяться, что да. А до того HFR наверняка опробуют и обкатают другие режиссеры, кому также интересны новые возможности, которые дает этот инструмент. Например, во втором сезоне веб-сериала «Высшая школа видеоигр» была использована смешанная техника съемки: «реальные» сцены с главными героями снимались со скоростью 24 к/с, а все то, что происходило с их персонажами в видеоиграх, – со скоростью 48 к/с; таким образом авторы сериала визуально подчеркнули разницу между двумя мирами. Возможно, Голливуд предложит нам и другие интересные режиссерские находки, связанные с HFR, и интегрирование новой технологии в телевизоры нового поколения также, по-видимому, является лишь вопросом времени.

Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»

Формат 3d hfr что это. Смотреть фото Формат 3d hfr что это. Смотреть картинку Формат 3d hfr что это. Картинка про Формат 3d hfr что это. Фото Формат 3d hfr что это

Конечно, если общество всерьез увлечется новинкой, у нее найдутся ярые противники как среди зрителей, так и среди режиссеров. Ведь поменять свой подход к процессу придется всем: и тем, кто снимает, и тем, кто потребляет результат. Актерам тоже придется хорошенько подумать над тем, как себя вести, чтобы смотреться на экране более естественно. И, конечно, недовольных при этом будет хватать. Но, во-первых, поклонники пленки тоже еще недавно кричали, что цифровое кино никогда не заменит целлулоида, а сегодня, когда камеры в достаточной степени усовершенствовались, эти разговоры практически прекратились. То же было и с виниловыми пластинками, которые долгое время считались единственно возможными звуковыми носителями, – кто их в наши дни приобретает, кроме самых заядлых фанатов «теплого лампового звука»? Да хоть цветное/звуковое кино – странно представить, но некоторым людям оно тоже когда-то казалось глупой затеей, а открывание рта под игру тапера и мелькание черно-белых табличек с титрами считались вещами естественными. Примеров подобного типа можно привести много. И в конце концов не нужно забывать, что въевшейся в сознание привычкой к 24 кадрам в секунду мы обязаны вовсе не какой-то особой магии, заключенной в этих цифрах, а лишь бережливости кинопроизводителей. Будь они в свое время щедрей и не экономь так сильно пленку, по всей видимости, сегодня мы являлись бы приверженцами кино совсем другого типа.

Так что запасемся терпением – время все расставит по своим местам. Авторы артхауса, очевидно, могут не беспокоиться: покуда есть интерес к классическим художественным средствам, наработанным десятилетиями, они будут вольны и дальше снимать свои ленты со скоростью 24 к/с (уже сейчас ясно, что HFR требует более долгого и вдумчивого постпродакшена, чем обычное кино, так что наверняка найдутся студии, которые решат не морочить себе голову и работать «по старинке»). Коврик из-под ног любителей 2D тоже никто не выдергивает: учитывая предпочтения разных аудиторий, масштабные зрелища вроде «Хоббита» и «Аватара», по всей видимости, будут выпускаться сразу в нескольких форматах, пока какая-то из технологий окончательно не победит другую. Голливуду остается лишь предоставить аудитории выбор и посмотреть, что получится. Можно верить или нет в визионерский гений Кэмерона и Джексона (в конце концов даже у Apple случались провальные продукты), но поскольку «заказывает музыку» его величество зритель, голосующий «за» или «против» своим кошельком, то последнее слово в этом вопросе, как всегда, останется за ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *