к чему приводит повышение налогов
«Золотая» недвижимость: почему растут цены и при чем здесь налоги
Управляющий партнер Митсан Консалтинг, член Экспертного совета НОСТРОЙ
специально для ГАРАНТ.РУ
Доходы россиян и цены на недвижимость разбежались в разные стороны: пандемия COVID-19 привела не только к увеличению безработицы, но и к росту цен в этой сфере рынка. Значит, богатый на перемены 2020 год многим запомнится еще и таким всплеском. Или не только?
Согласно аналитической записке «Жилищное строительство» (http://www.cbr.ru/press/event/?id=9733), подготовленной Банком России, в пандемийном году был отмечен ценовой ажиотаж в большинстве регионов РФ. К чему это приведет? Об этом волей-неволей задумалась наша команда – команда компании «Митсан Консалтинг» (Санкт-Петербург), поскольку такие вопросы непосредственно касаются нашей специализации.
Налог на недвижимость: резкого скачка не будет
Как изменится, к примеру, налог на недвижимость? Аналитическая работа, проведенная специалистами нашей компании, показала: в Москве и Санкт-Петербурге цены на квартиры за год выросли примерно на 25%, в регионах в среднем на 20-23%. Примерно на 22%, подросли в цене склады. Офисные помещения и офисная недвижимость остались примерно на том же уровне. Зато помещения для общепита и торговли даже несколько упали в цене.
Напомню, что система налогообложения недвижимости включает в себя:
Большинство объектов недвижимости облагается этими налогами на основании кадастровой стоимости. В том числе и квартиры, и земельные участки.
С коммерческой недвижимостью все не так просто. Часть объектов – промышленные и складские здания, строения, сооружения, – по-прежнему облагаются налогами в зависимости от балансовой стоимости. А вот офисные, торговые помещения, помещения общепита уже облагаются на основе кадастровой стоимости.
Стоит ли ожидать роста размера налога? Для начала возьмем за аксиому то обстоятельство, что власти попросту не допустят резкого скачка в налогах – ситуация этому однозначно не благоприятствует. Конечно, теоретически это возможно, но размеры не будут шокирующими.
Любой из вышеперечисленных налогов исчисляется по простой формуле умножения налоговой базы, то есть кадастровой стоимости, на размер ставки. Если говорить об увеличении налога в связи с увеличением кадастровой стоимости, то следует обратиться к Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ). В прошлом году в него были внесены значительные изменения. Появилась ст. 19.1, в которой прописано, что Федеральная кадастровая палата, подведомственная Росреестру, ежегодно должна определять индексы рынка недвижимости по состоянию на 1 января (https://rosreestr.gov.ru/site/activity/indeksy-rynka-nedvizhimosti-na-01-01-2021/). Пройдя по ссылке, можно увидеть таблицу, из которой следует, что по состоянию на 1 января текущего года по всем регионам индекс остался на уровне единицы. Значит, ни в одном регионе нашей страны ни по одному из видов объектов недвижимости кадастровая стоимость по итогам 2020 года не должна быть изменена.
Как индексы, утвержденные кадастровой палатой и Росреестром, могут влиять на кадастровую стоимость, применяемую для налогообложения? Есть очень важный момент. Согласно ст. 19.1 Закона № 237-ФЗ, если рынок недвижимости проседает больше, чем на 30% по сравнению с предыдущими показателями, может быть принято решение о проведении внеочередной ГКО и соответствующим уменьшением кадастровой стоимости. Но индексы пока остаются неизменными, следовательно, стоимость остается прежней.
Позиция Росреестра такова – даже если бы стоимость изменилась, то внеочередной пересчет кадастровой стоимости может быть сделан только в сторону уменьшения.
Когда ждать следующей – очередной – государственной кадастровой оценки? По общему правилу очередная государственная кадастровая кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки, а в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) — через два года. При этом в 2022 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 — всех зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства, машино-мест.
В настоящее время все субъекты имеют разную периодичность проведения ГКО. Кто, что и когда оценивает, можно узнать в Фонде данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO).
Возрастет ли налоговая нагрузка? Вероятность этого не так высока, как может показаться несведущему человеку. Но владельцам объектов недвижимости не стоит сидеть, сложа руки – действующая кадастровая оценка 2018 года, так скажем, не без греха. Во многих случаях находится достаточно оснований для ее оспаривания, а значит, для снижения в конечном счете налоговой нагрузки.
На сколько может вырасти налог? Ежегодное увеличение ставки естественным образом приводит к увеличению налога. В текущем году, согласно НК РФ, налоговая ставка на недвижимость (с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости для всех субъектов РФ) не должна превышать 2,0 процента. Ответственность за утверждение ставок в каждом регионе возложена на региональные власти, как и утверждение порядка уплаты налога на имущество юрлиц.
Что касается земельных участков, то для этой категории имущества повышающий коэффициент не предусмотрен. Здесь базовая ставка составляет 1,5%. Однако существенно снизить ставку земельного налога можно, изменив вид разрешенного использования участка. В большинстве случаев это дает заметную экономию. Что касается квартир, то здесь изначально довольно-таки низкие ставки. Прогрессирующей шкалы для физлиц нет.
Налоговое бремя: кому на Руси жить НЕ хорошо
Увеличение рыночной цены пропорционально влияет на рост налогооблагаемой базы. В наибольшей степени это затронет предпринимателей – тех, кто владеет коммерческой недвижимостью. Ставка налога на такую собственность, как и на элитное жилье, составляет 2%, так что рост цен в данной ситуации может оказаться довольно заметным. Произойдет это не сразу: в течение ближайшего времени еще будет действовать мораторий на переоценку кадастровой стоимости, а также пониженная налоговая ставка. Но все когда-нибудь кончается.
Что касается физических лиц, то здесь картина несколько иная. Заканчивается переходная «пятилетка», на протяжении которой вся страна училась считать налог справедливо – то есть по кадастровой стоимости (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ, письмо ФНС России от 7 августа 2020 г. № БС-4-21/12820). Люди совершенно оправданно опасаются того, что уйдут в прошлое так называемые «понижающие коэффициенты», ставки налога на недвижимость поползут вверх и мы все в недалеком будущем начнем получать квитанции с огромными цифрами. Однако бояться, на наш взгляд, не стоит.
Собственники квартир вряд ли заметят какие-то изменения. Сегодня при стоимости квартиры до 7 млн руб. ставка налога составляет 0,1% – то есть 7 тыс руб. в год. Квартиры от 7 млн до 20 млн руб. облагаются по ставке 0,15%, свыше 20 млн руб. – 0,2%.
Отдельная тема – апартаменты. Сейчас законодатель пытается урегулировать вопрос с их статусом. Но пока апартаменты не считаются жилыми помещениями, они облагаются по коммерческим ставкам – сегодня это 0,5%. Кадастровая стоимость там примерно такая же, как у квартир.
А вот коммерческая недвижимость – торговые комплексы, бизнес-центры – разумеется, дело другое. Большие площади, более привлекательный потенциал использования влияют и на кадастровую стоимость, и на ставки по налогу. Соответственно, любое увеличение ставок или кадастровой стоимости приводит к увеличению налоговой нагрузки на бизнес.
Стоит ли ждать всплеска продаж?
По нашим прогнозам, увеличение налога на недвижимое имущество вряд ли вынудит собственников в экстренном порядке избавляться от недвижимости. Так что большого наплыва предложений о продаже – по крайней мере, по этой причине, – ждать точно не стоит. Тем более если говорить о квартирах, где налоги не настолько высокие, чтобы можно было рассматривать вопрос мена квартиры на меньшую. Возможно, собственники жилья заметят увеличение платежа, но это вряд ли заставит их паниковать. Да и те, у кого в активах есть коммерческая недвижимость, тоже изначально закладывают в расходную часть своих товаров, работ или услуг подобные изменения.
Если ситуация с налоговыми выплатами за недвижимость все-таки беспокоит вас, то в большинстве случаев размеры платежей можно скорректировать в вашу пользу – причем совершенно законными способами. Но как это сделать?
Владельцы любой недвижимости всегда должны обращать внимание на следующие «три кита»:
Что делать тем, кто намерен проверить справедливость суммы, предъявляемой к выплате? Для начала зайдите на сайт Росреестра и проверьте кадастровую стоимость принадлежащего вам объекта. Ведь все может быть: к примеру, при оценке, которая, как известно, в России проводится массовым методом, могли быть упущены какие-то частные особенности (например, аварийное состояние дома, и т.д.). Пересчитайте налог самостоятельно, воспользовавшись калькулятором на сайте налоговой службы (https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/nalog_calc/).
Проверьте, имеете ли вы право на льготы. Кстати, это отличная возможность сэкономить, которую многие просто упускают из виду. Если вы – физлицо, нужно знать, что право на льготное налогообложение в части уплат за недвижимое имущество имеют (согласно п.10 ст. 391 НК РФ):
Не стоит упускать из виду возможность льготного налогообложения и владельцам коммерческой недвижимости. Здесь есть очень важный нюанс, который многие почему-то совершенно не учитывают. Дело в том, что налог на имущество организаций – это региональный налог. Соответственно, ставки налога и льготы устанавливаются регионами. Земельный налог и вовсе местный, соответственно, ставки могут устанавливаться и льготы местным законодательством.
У нас же в основном происходит вот что: люди открывают Налоговый кодекс, не видят себя в перечне льготников, расстраиваются – и успокаиваются. А надо просто ознакомиться с региональными нормативными документами. Сделать это несложно — чтобы узнать о льготах в конкретном населенном пункте, надо зайти на сайт налоговой (https://www.nalog.gov.ru/rn77/fl/pay_taxes/flat/privilege/), выбрать свой регион и указать муниципальное образование. Льготы по налогу на имущество устанавливает не регион, а конкретный муниципалитет и город федерального значения. Помимо этого, еще важно грамотно применять ставки и льготы, не стесняться оспаривать и уменьшать кадастровую стоимость.
Аренда: налоги вряд ли повлияют на цены. По крайней мере, пока
Мы в своей практике наблюдали такие случаи, они довольно часты, когда собственник понимает увеличивающуюся налоговую нагрузку и перекладывает ее на плечи арендаторов. Но это тогда, когда налоговая нагрузка увеличивается реально. А значит, в обозримом будущем поводов для тревоги нет.
Сегодня мы руководствуемся данными предыдущей государственной кадастровой оценки. Да, налоговые ставки постепенно увеличиваются, они потихоньку подрастают из года в год. Но кадастровая стоимость, которая и является основой для расчета размера налоговых платежей, остается прежней.
И напоследок – почему столь заметно выросли цены на недвижимость? Вряд ли стоит винить в этом имущественные налоги. Поводов и так предостаточно: мировой экономический кризис, пандемия, «не пустившая» на наши стройки дешевую рабочую силу, введенная Правительством РФ льготная ипотека. В ближайшее время падения цен на недвижимость ждать точно не приходится. Что же касается имущественных налогов, то их реально можно снизить.
Почему повышение налогов вредно для экономики?
Действующие в России налоговые ставки, забирая у граждан часть дохода,
лишают стимула к работе и производительному использованию
ресурсов.
Высокие налоговые ставки сокращают национальный продукт и
национальный доход по трем причинам.
Во-первых, когда гражданин отдает больше половины заработка в казну, мотивация работать резко снижается. В нашей стране сумма налоговых отчислений с ростом НДС до 20% значительно превышает 50%. Работник не видит часть налогов, потому что за него отчисления платит работодатель.
Налоговые ставки даже заставляют предпринимателей уезжать в страны с низкими налогами. Эти перемены
сокращают количество рабочих мест и вызывают в стране снижение производства.
Во-вторых, высокие налоговые ставки сокращают как масштабы капиталовложений и прибыльность вложений. Такая налоговая политика отпугивает иностранных инвесторов, а внутренних заставляют искать проекты за границей, где
налоги ниже. Это приводит к выводу средств за рубеж.
Таким образом, высокие налоговые ставки сокращают производство, препятствуют инвестициям и мотивируют бесполезную растрату ресурсов. Нетрудно предсказать, что доход страны, которая вводит
высокие налоговые ставки, упадет намного ниже возможного уровня.
План Мишустина: повысить налоги, а потом — девальвация
Правительству Михаила Мишустина, возможно, придется повысить налоговую нагрузку на бизнес и граждан. Такое мнение высказал ряд ведущих экспертов РФ. Причина — тренд на сокращение доходов бюджета, который наметился по итогам 2019 года.
Все это ведет к сокращению доходов бюджета. Так, одно только уменьшение таможенных платежей по итогам 2019 года составило 5,5%. Вроде бы, не критично. Однако в январе 2020 года отрицательная динамика во внешнеторговом обороте усугубилась, что привело к сокращению перечислений в госбюджет сразу на 15,2% год к году. И это, возможно, только начало.
В такой обстановке кабинет Мишустина может столкнуться с необходимостью компенсировать выпадающие доходы. Тем более, к 2023−2024 годам финансирование социальных обещаний Владимира Путина достигнет 1 трлн. рублей в год. Это значит, свести бюджет будет все труднее.
В такой ситуации кабмин может повысить налоги. По мнению экспертов, правительство может вернуться к обсуждению идеи об изъятии сверхдоходов у госкомпаний.
В 2018-м олигархическое лобби атаку отбило, но этот сценарий может повториться. Если так произойдет, налоги будут повышать на граждан — путем легализации находящихся в тени доходов.
Не исключен и третий вариант. Сейчас, когда Кремль затеял конституционную реформу, он постарается минимизировать и колебания курса рубля, и удары по социально-незащищенным слоям. Но если кризис в экономике грянет уже после транзита — у Кремля будут развязаны руки. Возможно, власть тогда объявит форс-мажор по всем социальным обязательствам, а не только по пенсионным.
И тогда от кабмина Мишустина можно ждать чего угодно. В том числе, самых радикальных решений, в духе шоковой терапии.
— Предложение Белоусова о налогообложении компаний экспортной ориентации было логичным, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Фактически, Белоусов предлагал распространить на металлургию и нефтехимию такой же режим налогообложения, как на нефтегазовую отрасль — учитывать при налогообложении факторы внешней конъюнктуры. Чтобы, если цена на сырье выросла, а правительство ослабило курс рубля, эти компании не получали двойную выгоду — от увеличения валютной выручки, и от снижения внутренних издержек. В результате, экспортно-ориентированные отрасли стали бы платить больше налогов — но только в случае, если конъюнктура благоприятная.
Это разумное предложение, которое правительству действительно стоит обсудить. Такой шаг унифицирует налогообложение экспортных отраслей, тогда как сейчас ряд из них поставлен в привилегированное положение.
Другое дело, что в нынешней мировой экономической ситуации «налог Белоусова» едва ли ощутимо пополнит бюджет РФ. Из-за надвигающегося глобального кризиса рассчитывать на хорошую мировую конъюнктуру не приходится. Это значит, в ближайшие несколько лет сверхдоходов у экспортных отраслей точно не будет. И бюджет ничего не получит, даже если правительство «налог Белоусова» введет.
— Может ли кабмин повысить налоги для населения?
— Все действия в этом направлении я считаю нелепостью. Налоговая нагрузка на физлиц и сегодня чрезмерная. Замечу, она чрезмерная и на бизнес — за исключением как раз экспортно-ориентированных компаний из списка Белоусова. Но на граждан, с учетом обязательных платежей, косвенных налогов и таможенных пошлин — нагрузка просто запредельная.
Я не вижу, куда еще увеличивать налоги на физлиц. Да, речь может идти об ужесточении сбора налогов с тех, кто работает в теневой экономике и не получают «белую» зарплату. Но, на мой взгляд, вывод этих лиц из тени — работа во многом бессмысленная.
— Почему вы так считаете?
— Получая «серые» доходы, включая подработки и случайные приработки, люди не обращаются в социальные службы, и официально не числятся бедными. Если всерьез начать выводить их из тени, эти граждане стремительно обеднеют — будут создавать дополнительную нагрузку на социальные службы.
Замечу, миллионы рублей никто в конвертах, а качестве «серой» зарплаты, не передает. Речь идет, напротив, об очень маленьких платежах. Такого рода расчеты существуют в любой, даже самой продвинутой экономике — швейцарской или американской. Всегда существуют платежи, которые граждане осуществляют между собой, и которые неподотчетны налоговым службам. Но на Западе никому в голову не придет бегать и ловить каждого, кто с соседом рассчитался за какую-то услугу.
Можно, конечно, сидеть и высчитывать: сколько денег бюджет получит, если всех участников этих мелких экономических отношений обложить налогом. Но мне это напоминает монолог Аркадия Райкина «Мысли рационализатора»: «Футбол — двадцать два бугая один мяч перекатывают! А вы выдайте каждому ну это. каток! Они все поле заасфальтируют!».
На деле, мелкие экономические отношения трудно формализовать, и еще труднее отслеживать. Грубо говоря, налоговики потратят больше на армию проверяющих и контролеров.
На мой взгляд, проблему надо решить иначе, как это сделано в США и Китае — принять закон о необлагаемом налогами минимуме доходов. Замечу, в декабре 2019 года председатель Совета федерации Валентина Матвиенко заявила, что выступает за отмену налога на доходы физических лиц для россиян, получающих «маленькую зарплату». Идею отменить НДФЛ с минимальной заработной платы поддержал и глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Однако пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле по этому вопросу «никакой позиции нет» — и вопрос был закрыт.
— Почему правительство против необлагаемого минимума?
— Кабмину почему-то хочется, чтобы десятки тысяч налоговых инспекторов занимались поиском копеек по всей стране, вместо того, чтобы выявлять богатые жульнические схемы. Только и всего.
— Где тогда брать деньги для пополнения бюджета?
— Реальные деньги содержатся в нескольких областях. Прежде всего, в сфере тайного и незаконного управления госимуществом, которое исправно приносит доход частным лицам, но не приносит дохода государству. Уверен, если провести проверку в масштабах страны, выявятся гигантские суммы.
Другое направление — получить деньги с помощью снижения зарплат в госсекторе, свыше определенного уровня. С6егодня зарплаты менеджеров в госсекторе и госкомпаниях зачастую просто запредельные — если ввести лимиты, денег в бюджете сразу станет больше.
Третье направление — контроль госзаказов и госзакупок. Плюс, конечно, правительству нужно заниматься так называемой офшорной экономикой — нужно разработать законодательство, которое позволяет получать с офшорных компаний значительно больше, чем сейчас.
Вот где, я считаю, должны быть новации в налогообложении. Идеи же с выводом физлиц из тени, на мой взгляд, только отвлекают внимание от истинного положения дел.
— Как в реальности поступит с налогами кабмин Мишустина?
— Большинство членов правительства — в том числе, по идеологическим причинам — предпочитают чистить карманы бедных, чтобы сделать их нищими. Однако попытки повысить налоги, уверен, с треском провалятся. Значит, выход останется один — постепенная девальвация.
— Правительство должно определиться с налогами, тарифами, пенсионной системой, — уверен ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Должно быть понятно, как будут меняться налоги (или не будут) в течение ближайших пяти-шести лет. Как будут выстраиваться тарифы естественных монополий, хотя бы до 2024 года. Как будет меняться ситуация с пенсионной системой — какие взносы, что станет с накопительной системой.
Все это важно работодателю, чтобы рассчитать объем собственных издержек на перспективу и понять, стоит ему инвестировать куда-то, или вообще надо уходить с рынка.
Но определенности с налогами нет. И высокая неформальная занятость — оборотная сторона такой неопределенности.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Белоусов признал подход к повышению НДПИ слишком прямолинейным
Первый вице-премьер Андрей Белоусов на встрече с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) во вторник, 22 сентября, заявил, что повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургических компаний и производителей удобрений объясняется «особой ситуацией» и оно будет дифференцированным.
Помимо главы РСПП в правительство жаловались и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — совладелец и гендиректор «ФосАгро» Андрей Гурьев). Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности отечественных минеральных удобрений на фоне нестабильности мирового рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений, говорилось в письме Гурьева. Лисин в своем обращении в правительство указывал, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что ведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне.
Кто пострадает больше всех
Как Белоусов ответил на недовольство бизнеса
На встрече с руководством РСПП Белоусов отмел все эти возражения, сославшись на необходимость средств для реализации антикризисных планов в связи с пандемией.
«Я был вынужден, к сожалению, напомнить нашему бизнесу, что сейчас особая ситуация. Когда они напоминали про неизменность налоговых условий, я им сказал, что особая ситуация», — сообщил Белоусов журналистам 23 сентября (цитата по «Интерфаксу»). «Мы столкнулись с беспрецедентным за последнее десятилетие, начиная с 2009 года, кризисом, и. федеральный бюджет потратил в этом году около 4 трлн руб. [на антикризисные меры из-за эпидемии коронавируса]», — добавил он. По словам первого вице-премьера, эти средства привлекались на рыночных условиях у банков, а не изымались у компаний.
Минфин планирует увеличить государственные заимствования в 2020 году до 5 трлн руб., а чистое размещение облигаций федерального займа (ОФЗ) составит около 4 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.
«4 трлн руб. дополнительных денег! Вот я им и говорю, а вы тут из-за 50–60 млрд руб. устраиваете какую-то помойку», — эмоционально прокомментировал встречу с членами РСПП Белоусов.
Первый вице-премьер счел разумными аргументы бизнесменов, что подход Минфина требует поправок. «Я признаю, что подход слишком прямолинейный сейчас. Мы создадим рабочую группу, в которой коллеги из ведомств и представители от бизнеса обсудят условия дифференциации налога по разным отраслям, чтобы не делать перекосы в условиях добычи низкомаржинальных видов сырья с небольшим содержанием полезных ископаемых в рудах», — пояснил дальнейшие действия Белоусов. Решено сделать исключение для новых проектов — соответствующая поправка будет внесена в Налоговый кодекс. При этом законопроект, предполагающий общее увеличение налоговой нагрузки на металлургов и производителей удобрений, Госдума уже приняла в первом чтении.
«Участники совещания с пониманием отнеслись к причинам реализации данной меры [по повышению НДПИ], направленной на повышение бюджетных доходов, при этом выразили озабоченность ее прямолинейностью», — говорится в официальном сообщении РСПП по итогам встречи. Шохин отметил, что предлагаемый формат повышения нагрузки может привести к снижению инвестиционной активности в ряде секторов.
Источник РБК, близкий к одному из участников встречи с Белоусовым, сказал, что закон об этом увеличении НДПИ принимается слишком стремительно, без каких бы то ни было обсуждений: «Нет никакой уверенности, что завтра [власти] не придут и не попросят еще 1 трлн руб. О каком инвестклимате может идти речь в таких условиях?» «Мы же уже давно говорили, что родине помогать надо. Но за помощью надо приходить, не открывая дверь ногой», — добавил собеседник РБК.
Какие отрасли будут следующими
Рост налогов коснулся не только металлургов и химиков: пандемия вынудила правительство увеличить нагрузку и в нефтяной отрасли. На прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов заявил, что правительство планирует отменить для нефтяных компаний налоговые льготы, которые носят «неэффективный характер», а также увеличить поступления от налога на дополнительный доход (НДД). Отмена льгот с 2021 года должна принести бюджету дополнительно почти 300 млрд руб.
От этих «налоговых изменений» в большей степени пострадают «Татнефть» (в ее портфеле производство сверхвязкой нефти составляет наибольшую долю от добычи), «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, в меньше степени — «Роснефть» и «Газпром», заявил 23 сентября вице-премьер Юрий Борисов, который курирует топливно-энергетический комплекс, в ходе панельной дискуссии на Тюменском нефтегазовом форуме. «Нельзя не признать, что стабильность налогового законодательства — это залог для гарантированных инвестиций, и в первую очередь в нефтедобычу и нефтехимию», — добавил он.
Борисов признался, что не может «до конца» разделять такие решения, поскольку считает, что в условиях кризиса надо пытаться сохранить инвестиционную привлекательность. Но, как «член команды правительства», он не имеет права «особо рассуждать». «Будем надеяться, что это все-таки краткосрочные меры пожарного характера», — сказал Борисов. Он рассчитывает, что в случае восстановления экономики с 2021–2022 года можно будет вернуться к мерам поддержки нефтяных компаний.
Также выступавший на форуме в Тюмени председатель правления «Газпром нефти» и член совета директоров нефтехимической компании «Сибур» Александр Дюков раскритиковал непоследовательность властей. По его мнению, повышение налогов приведет к снижению инвестиций, что лишит сырья нефтегазохимическую отрасль, развитие которой правительство хочет стимулировать. «Получается такая интересная, даже парадоксальная ситуация. Те новации, которые готовит Минфин, приведут к сокращению инвестиций со стороны нефтяной отрасли. Меньше добычи — меньше того сырья, которое использует нефтехимия», — отметил топ-менеджер.
«Существенные регуляторные или экономические изменения, которые повлекут за собой сокращение добычи, сократят тот объем сырья, который доступен для нас в создании новых материалов», — подтвердил глава «Сибура» Дмитрий Конов. По его мнению, это угроза для развития отрасли не сегодняшнего дня, но в будущем увеличение налогов для нефтяников приведет к сокращению тех возможностей, которые создает нефтегазохимия.