к чему приводит рост налогов

«Золотая» недвижимость: почему растут цены и при чем здесь налоги

к чему приводит рост налогов. Смотреть фото к чему приводит рост налогов. Смотреть картинку к чему приводит рост налогов. Картинка про к чему приводит рост налогов. Фото к чему приводит рост налогов

Управляющий партнер Митсан Консалтинг, член Экспертного совета НОСТРОЙ

специально для ГАРАНТ.РУ

Доходы россиян и цены на недвижимость разбежались в разные стороны: пандемия COVID-19 привела не только к увеличению безработицы, но и к росту цен в этой сфере рынка. Значит, богатый на перемены 2020 год многим запомнится еще и таким всплеском. Или не только?

Согласно аналитической записке «Жилищное строительство» (http://www.cbr.ru/press/event/?id=9733), подготовленной Банком России, в пандемийном году был отмечен ценовой ажиотаж в большинстве регионов РФ. К чему это приведет? Об этом волей-неволей задумалась наша команда – команда компании «Митсан Консалтинг» (Санкт-Петербург), поскольку такие вопросы непосредственно касаются нашей специализации.

Налог на недвижимость: резкого скачка не будет

Как изменится, к примеру, налог на недвижимость? Аналитическая работа, проведенная специалистами нашей компании, показала: в Москве и Санкт-Петербурге цены на квартиры за год выросли примерно на 25%, в регионах в среднем на 20-23%. Примерно на 22%, подросли в цене склады. Офисные помещения и офисная недвижимость остались примерно на том же уровне. Зато помещения для общепита и торговли даже несколько упали в цене.

Напомню, что система налогообложения недвижимости включает в себя:

Большинство объектов недвижимости облагается этими налогами на основании кадастровой стоимости. В том числе и квартиры, и земельные участки.

С коммерческой недвижимостью все не так просто. Часть объектов – промышленные и складские здания, строения, сооружения, – по-прежнему облагаются налогами в зависимости от балансовой стоимости. А вот офисные, торговые помещения, помещения общепита уже облагаются на основе кадастровой стоимости.

Стоит ли ожидать роста размера налога? Для начала возьмем за аксиому то обстоятельство, что власти попросту не допустят резкого скачка в налогах – ситуация этому однозначно не благоприятствует. Конечно, теоретически это возможно, но размеры не будут шокирующими.

Любой из вышеперечисленных налогов исчисляется по простой формуле умножения налоговой базы, то есть кадастровой стоимости, на размер ставки. Если говорить об увеличении налога в связи с увеличением кадастровой стоимости, то следует обратиться к Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ). В прошлом году в него были внесены значительные изменения. Появилась ст. 19.1, в которой прописано, что Федеральная кадастровая палата, подведомственная Росреестру, ежегодно должна определять индексы рынка недвижимости по состоянию на 1 января (https://rosreestr.gov.ru/site/activity/indeksy-rynka-nedvizhimosti-na-01-01-2021/). Пройдя по ссылке, можно увидеть таблицу, из которой следует, что по состоянию на 1 января текущего года по всем регионам индекс остался на уровне единицы. Значит, ни в одном регионе нашей страны ни по одному из видов объектов недвижимости кадастровая стоимость по итогам 2020 года не должна быть изменена.

Как индексы, утвержденные кадастровой палатой и Росреестром, могут влиять на кадастровую стоимость, применяемую для налогообложения? Есть очень важный момент. Согласно ст. 19.1 Закона № 237-ФЗ, если рынок недвижимости проседает больше, чем на 30% по сравнению с предыдущими показателями, может быть принято решение о проведении внеочередной ГКО и соответствующим уменьшением кадастровой стоимости. Но индексы пока остаются неизменными, следовательно, стоимость остается прежней.

Позиция Росреестра такова – даже если бы стоимость изменилась, то внеочередной пересчет кадастровой стоимости может быть сделан только в сторону уменьшения.

Когда ждать следующей – очередной – государственной кадастровой оценки? По общему правилу очередная государственная кадастровая кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки, а в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) — через два года. При этом в 2022 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 — всех зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства, машино-мест.

В настоящее время все субъекты имеют разную периодичность проведения ГКО. Кто, что и когда оценивает, можно узнать в Фонде данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO).

Возрастет ли налоговая нагрузка? Вероятность этого не так высока, как может показаться несведущему человеку. Но владельцам объектов недвижимости не стоит сидеть, сложа руки – действующая кадастровая оценка 2018 года, так скажем, не без греха. Во многих случаях находится достаточно оснований для ее оспаривания, а значит, для снижения в конечном счете налоговой нагрузки.

На сколько может вырасти налог? Ежегодное увеличение ставки естественным образом приводит к увеличению налога. В текущем году, согласно НК РФ, налоговая ставка на недвижимость (с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости для всех субъектов РФ) не должна превышать 2,0 процента. Ответственность за утверждение ставок в каждом регионе возложена на региональные власти, как и утверждение порядка уплаты налога на имущество юрлиц.

Что касается земельных участков, то для этой категории имущества повышающий коэффициент не предусмотрен. Здесь базовая ставка составляет 1,5%. Однако существенно снизить ставку земельного налога можно, изменив вид разрешенного использования участка. В большинстве случаев это дает заметную экономию. Что касается квартир, то здесь изначально довольно-таки низкие ставки. Прогрессирующей шкалы для физлиц нет.

Налоговое бремя: кому на Руси жить НЕ хорошо

Увеличение рыночной цены пропорционально влияет на рост налогооблагаемой базы. В наибольшей степени это затронет предпринимателей – тех, кто владеет коммерческой недвижимостью. Ставка налога на такую собственность, как и на элитное жилье, составляет 2%, так что рост цен в данной ситуации может оказаться довольно заметным. Произойдет это не сразу: в течение ближайшего времени еще будет действовать мораторий на переоценку кадастровой стоимости, а также пониженная налоговая ставка. Но все когда-нибудь кончается.

Что касается физических лиц, то здесь картина несколько иная. Заканчивается переходная «пятилетка», на протяжении которой вся страна училась считать налог справедливо – то есть по кадастровой стоимости (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ, письмо ФНС России от 7 августа 2020 г. № БС-4-21/12820). Люди совершенно оправданно опасаются того, что уйдут в прошлое так называемые «понижающие коэффициенты», ставки налога на недвижимость поползут вверх и мы все в недалеком будущем начнем получать квитанции с огромными цифрами. Однако бояться, на наш взгляд, не стоит.

Собственники квартир вряд ли заметят какие-то изменения. Сегодня при стоимости квартиры до 7 млн руб. ставка налога составляет 0,1% – то есть 7 тыс руб. в год. Квартиры от 7 млн до 20 млн руб. облагаются по ставке 0,15%, свыше 20 млн руб. – 0,2%.

Отдельная тема – апартаменты. Сейчас законодатель пытается урегулировать вопрос с их статусом. Но пока апартаменты не считаются жилыми помещениями, они облагаются по коммерческим ставкам – сегодня это 0,5%. Кадастровая стоимость там примерно такая же, как у квартир.

А вот коммерческая недвижимость – торговые комплексы, бизнес-центры – разумеется, дело другое. Большие площади, более привлекательный потенциал использования влияют и на кадастровую стоимость, и на ставки по налогу. Соответственно, любое увеличение ставок или кадастровой стоимости приводит к увеличению налоговой нагрузки на бизнес.

Стоит ли ждать всплеска продаж?

По нашим прогнозам, увеличение налога на недвижимое имущество вряд ли вынудит собственников в экстренном порядке избавляться от недвижимости. Так что большого наплыва предложений о продаже – по крайней мере, по этой причине, – ждать точно не стоит. Тем более если говорить о квартирах, где налоги не настолько высокие, чтобы можно было рассматривать вопрос мена квартиры на меньшую. Возможно, собственники жилья заметят увеличение платежа, но это вряд ли заставит их паниковать. Да и те, у кого в активах есть коммерческая недвижимость, тоже изначально закладывают в расходную часть своих товаров, работ или услуг подобные изменения.

Если ситуация с налоговыми выплатами за недвижимость все-таки беспокоит вас, то в большинстве случаев размеры платежей можно скорректировать в вашу пользу – причем совершенно законными способами. Но как это сделать?

Владельцы любой недвижимости всегда должны обращать внимание на следующие «три кита»:

Что делать тем, кто намерен проверить справедливость суммы, предъявляемой к выплате? Для начала зайдите на сайт Росреестра и проверьте кадастровую стоимость принадлежащего вам объекта. Ведь все может быть: к примеру, при оценке, которая, как известно, в России проводится массовым методом, могли быть упущены какие-то частные особенности (например, аварийное состояние дома, и т.д.). Пересчитайте налог самостоятельно, воспользовавшись калькулятором на сайте налоговой службы (https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/nalog_calc/).

Проверьте, имеете ли вы право на льготы. Кстати, это отличная возможность сэкономить, которую многие просто упускают из виду. Если вы – физлицо, нужно знать, что право на льготное налогообложение в части уплат за недвижимое имущество имеют (согласно п.10 ст. 391 НК РФ):

Не стоит упускать из виду возможность льготного налогообложения и владельцам коммерческой недвижимости. Здесь есть очень важный нюанс, который многие почему-то совершенно не учитывают. Дело в том, что налог на имущество организаций – это региональный налог. Соответственно, ставки налога и льготы устанавливаются регионами. Земельный налог и вовсе местный, соответственно, ставки могут устанавливаться и льготы местным законодательством.

У нас же в основном происходит вот что: люди открывают Налоговый кодекс, не видят себя в перечне льготников, расстраиваются – и успокаиваются. А надо просто ознакомиться с региональными нормативными документами. Сделать это несложно — чтобы узнать о льготах в конкретном населенном пункте, надо зайти на сайт налоговой (https://www.nalog.gov.ru/rn77/fl/pay_taxes/flat/privilege/), выбрать свой регион и указать муниципальное образование. Льготы по налогу на имущество устанавливает не регион, а конкретный муниципалитет и город федерального значения. Помимо этого, еще важно грамотно применять ставки и льготы, не стесняться оспаривать и уменьшать кадастровую стоимость.

Аренда: налоги вряд ли повлияют на цены. По крайней мере, пока

Мы в своей практике наблюдали такие случаи, они довольно часты, когда собственник понимает увеличивающуюся налоговую нагрузку и перекладывает ее на плечи арендаторов. Но это тогда, когда налоговая нагрузка увеличивается реально. А значит, в обозримом будущем поводов для тревоги нет.

Сегодня мы руководствуемся данными предыдущей государственной кадастровой оценки. Да, налоговые ставки постепенно увеличиваются, они потихоньку подрастают из года в год. Но кадастровая стоимость, которая и является основой для расчета размера налоговых платежей, остается прежней.

И напоследок – почему столь заметно выросли цены на недвижимость? Вряд ли стоит винить в этом имущественные налоги. Поводов и так предостаточно: мировой экономический кризис, пандемия, «не пустившая» на наши стройки дешевую рабочую силу, введенная Правительством РФ льготная ипотека. В ближайшее время падения цен на недвижимость ждать точно не приходится. Что же касается имущественных налогов, то их реально можно снизить.

Источник

Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году

Судя по новостям о налоговой политике последних месяцев, в ней наметился своеобразный «разворот». Если в кризисном II квартале принимались налоговые послабления в виде отсрочек выплат налогов и снижения ряда выплат для малого бизнеса, то теперь практически все меры налоговой политики на 2021 год, о которых было объявлено, направлены на повышение налоговой нагрузки. В итоге к мерам по повышению налога на доходы физических лиц добавилось резкое увеличение акцизов на табачные изделия, повышение НДПИ для широкого круга добывающих отраслей, а также пересмотр налогообложения контролируемых иностранных компаний. Не стоит забывать, что в 2021 году все это будет происходить на фоне ранее запланированных мер — индексации акцизов на бензин, автомобили, алкогольную продукцию, повышения пороговых уровней оплаты труда для начисления страховых взносов, отмены ЕНВД (что означает необходимость смены налогового режима для более чем 1,9 млн налогоплательщиков), завершения действия «коронавирусных» отсрочек по налогам и постепенного сокращения налоговых льгот.

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Не секрет, что такая «перезагрузка» во многом связана с попытками сгладить текущую бюджетную ситуацию — минимизировать дефицит бюджета. Однако последствия такой налоговой политики для экономики могут оказаться куда более серьезными, чем просто увеличение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков. Крайне важно, что вся ситуация с изменением налоговой политики дает обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только усиливает общую нестабильность в экономике.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Сам факт, что в течение последних месяцев был выдвинут целый ряд предложений о повышении налогов, уже свидетельствует об отказе от принципа «налоговой стабильности», о котором раньше говорилось как о нашем преимуществе. Так, в мае 2018 года Антон Силуанов заявил: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». И хотя примеры повышения налоговой нагрузки — то есть, по сути, нарушения этого обещания — были и в 2018-2019 годах (включая повышение НДС до 20%, индексацию акцизов и т. д.), все же предложения по повышению налогов возникали не с такой частотой, как это происходит сейчас.

Важно и то, что новые налоговые меры оказались для участников экономики неожиданными. Например, ни одна из мер налоговой политики, предложенных в последние месяцы, не фигурировала в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2019-2021 годы — документе, призванном определять перспективные направления корректировки налоговой системы на перспективу.

Более того, по риторике публичных выступлений официальных лиц все чаще заметно видение налоговой политики не как инструмента по достижению социально-экономических целей, а всего лишь как способа пополнения бюджета, притом за счет тех участников экономики, которые имеют на это средства. Например, при обосновании новых мер налоговой политики представители правительства все чаще используют аргументы о «сложной ситуации», необходимости «всем участвовать в решении проблем», говорят о необходимости повышения налогообложения для так называемых доходных отраслей. По сути это говорит о том, что череда мер по повышению налогов может продолжаться и далее, поскольку «сложная ситуация» пока что далека от разрешения.

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Рост налоговой нагрузки и непредсказуемость налоговой политики может стать серьезным негативным препятствием для восстановления деловой активности, и особенно инвестиционной. Информационный фон, созданный вокруг «налоговой повестки», и реальные факты о принятии мер, повышающих налоговую нагрузку, — все это является негативным сигналом как для российских, так и для иностранных инвесторов, снижающим их интерес к российской экономике. Нарушение обещаний не повышать налоговую нагрузку — это дополнительный неблагоприятный фактор инвестиционного климата с точки зрения инвестора, накладывающийся на наличие административных барьеров, низкий уровень защиты прав собственности и т. п.

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

Необходимо также учитывать, что повышение налогов на одни рынки или секторы экономики не проходит бесследно для других. Так, резкое повышение акцизов на табачные изделия, по оценкам участников рынка, приведет к расширению доли «теневого сектора» на табачном рынке, а следовательно, и к ограничениям продаж у тех компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками. Повышение НДПИ на твердые полезные ископаемые (в том числе и на сырье для металлургической промышленности) будет оказывать сдерживающее влияние на перерабатывающие производства, работающие на этом сырье. Например, основная часть железорудной продукции направляется не на экспорт, а на переработку внутри страны. Нужно принимать во внимание и высокую материалоемкость металлургических производств. Например, по отчетам производителей черных металлов, стоимость материалов может составлять более 70% от себестоимости продукции, при этом доля железной руды — более 10-12%.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Источник

Экономисты оценили сокращение госрасходов и последствия роста налогов

к чему приводит рост налогов. Смотреть фото к чему приводит рост налогов. Смотреть картинку к чему приводит рост налогов. Картинка про к чему приводит рост налогов. Фото к чему приводит рост налогов

Государство в ближайшие годы будет вынуждено искать дополнительные источники доходов бюджета на фоне стагнирующей экономики, констатировали экономисты ведущих университетов в отзывах на проект федерального бюджета на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов. Бюджет был принят в первом чтении Госдумой 28 октября.

Годы экономии

После «беспрецедентной просадки финансовых результатов» в 2020 году «правительство приступает к повышению налогов, а стимулирование потребительской и инвестиционной активности сведено к минимуму», отмечает экономический факультет МГУ.

Одновременно снизятся инвестиционные (в том числе инфраструктурные) расходы бюджета, что вызовет «цепную реакцию сокращения частных вложений», предупредили экономисты.

Рост бюджетных инвестиций в основной капитал замедлится: если в 2021 году их объем вырастет на 9,7% по сравнению с 2020 годом, то в 2022-м — только на 3,9%, а в 2023 году — на 1,4%. Всего за 2021–2023 годы объем инвестиций из бюджета составит менее 700 млрд руб.

Вместе с тем, по оценке президентской академии РАНХиГС, так называемые производительные расходы (те, которые работают на рост ВВП) вырастут на 1 трлн руб. к 2023 году относительно 2019 года, увеличится и доля таких расходов в общем объеме расходов федерального бюджета — с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023 году. В процентах от ВВП объем производительных расходов, наоборот, сократится с 3,6% в 2020 году до 3,1% ВВП через три года. К производительным расходам в РАНХиГС отнесли ассигнования на развитие национальной экономики (транспорт, дороги, телекоммуникации и информатика и т.д.), здравоохранение и образование, НИОКР.

к чему приводит рост налогов. Смотреть фото к чему приводит рост налогов. Смотреть картинку к чему приводит рост налогов. Картинка про к чему приводит рост налогов. Фото к чему приводит рост налогов

Госдолг России вырастет с 19,1% ВВП в 2020 году (по итогам прошлого года он составлял 12,3% ВВП) до 21,4% ВВП к концу 2023 года, или до 28,4 трлн руб. Около 80% госдолга составят внутренние заимствования.

Объем ФНБ достигнет 13,5 трлн руб. (10,1% ВВП) к 2023 году против 12,4 трлн руб. (11,6% ВВП) в конце 2020 года. «Мы считаем, что те резервы, которые есть в ФНБ, будут сохраняться [в ближайшие три года]», — сказал 29 октября министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу РБК.

В ФНБ учитываются не только ликвидные средства — то, что можно незамедлительно использовать, — но и различные активы, продажа которых или невозможна, или займет время. МГУ предложил отказаться от учета в ФНБ неликвидных активов, чтобы «не искажать статистику», и наметить план продажи таких активов, чтобы пополнить выручкой ликвидную часть. В настоящее время ликвидные ресурсы составляют около 68% всего объема ФНБ, остальное вложено в акции (в том числе Сбербанка), привилегированные акции госбанков, ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов, следует из данных Минфина.

Последствия роста налогов

Следующий год ознаменуется ростом налоговой нагрузки для пополнения бюджета. Так, планируется изменить параметры налога на дополнительный доход (НДД) и отменить неэффективные налоговые льготы в нефтяной отрасли, что суммарно должно принести около 300 млрд руб. дополнительных доходов. По оценке РАНХиГС, больше всего от этого пострадают ЛУКОЙЛ, «Татнефть» и «Газпром нефть». Такую же оценку наиболее пострадавших давал вице-премьер Юрий Борисов. «Роснефть» как крупнейшая государственная нефтедобывающая компания получила возможность ежемесячного налогового вычета при добыче обезвоженной, обессоленной нефти, указала РАНХиГС.

к чему приводит рост налогов. Смотреть фото к чему приводит рост налогов. Смотреть картинку к чему приводит рост налогов. Картинка про к чему приводит рост налогов. Фото к чему приводит рост налогов

В целом экономисты академии одобрили изменения налогообложения нефтяников, но указали на риски заморозки добычи на убыточных месторождениях в случае неправильной настройки параметров налоговой системы.

Нефтегазовые доходы составят 32–34% всех поступлений в бюджет в 2021–2023 годах. Рост доходов будут обеспечивать в основном ненефтегазовые доходы. За счет ужесточения налогов Минфин рассчитывает увеличить доходы на 240–260 млрд руб. ежегодно.

Минфин также предложил поднять в 3,5 раза выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче металлов и сырья для удобрений, что позволит собрать около 56 млрд руб. дополнительных налогов в 2021 году. При рассмотрении законопроекта в Госдуме бизнесу удалось добиться пятилетней отсрочки на применение повышающего коэффициента для новых проектов, по которым заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), специальные инвестконтракты (СПИК) и новые проекты, которые позволяют увеличить добычу на 10% и более, отметил в заключении на бюджет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющий интересы крупного бизнеса.

Возврат к докризисным налогам

РСПП призвал с 2023 года вернуться на докризисный уровень налоговой нагрузки. По его мнению, нужно продлить и наиболее востребованные антикризисные меры на время второй волны пандемии. В тройке самых эффективных РСПП назвал возможность предприятий учитывать расходы на дезинсекцию и средства защиты при определении базы по налогу на прибыль, продление сроков ответов на налоговые требования и сроков предоставления отчетности.

РСПП также предупредил о «крайне негативных последствиях» отмены с 2021 года льготной ставки НДС 10% вместо 20% на внутренние перелеты. За счет отмены льготы правительство рассчитывает дополнительно собрать 43,9 млрд руб. Рост налоговой нагрузки на авиакомпании, и так пострадавшие из-за закрытия границ, может спровоцировать банкротства и сокращения персонала, снижение доступности билетов для граждан, предупредил РСПП и предложил продлить льготу по НДС до 2025 года.

Экономисты МГУ и РАНХиГС указали на противоречия при повышении налогов для граждан. На фоне роста нагрузки на средний класс государство, по сути, вводит налоговую льготу для лиц со сверхвысокими доходами, отмечает РАНХиГС. Речь о том, что владельцы зарубежных активов (в низконалоговых странах и офшорах) вместо налога в 13% смогут платить фиксированный платеж в 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности за все контролируемые иностранные компании (КИК). Остальные россияне с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. в месяц) будут обязаны платить НДФЛ по ставке 15% вместо 13%; также появится налог на доходы с банковских вкладов выше 1 млн руб.

По мнению экономистов, нужно расширить применение налоговых вычетов по НДФЛ (в том числе для наиболее бедных) и вернуться к идее изменить правила налогового резидентства физлиц.

Утрата налогового резидентства России — одна из стратегий состоятельных бизнесменов по снижению налогов. Сейчас налоги в стране обязаны платить лица, находящиеся на ее территории 183 дня в год и более.

Минфин предлагал сократить этот лимит вдвое, до 90 дней, и ввести критерий «центра жизненных интересов»: даже если гражданин находился в России меньший срок, но у него остались недвижимость, бизнес и личные связи, он все равно будет признан российским налоговым резидентом. Позже Минфин отказался от этой идеи.

Экономисты РАНХиГС сочли нереалистичными ожидания Минфина по росту доходов от повышения налогов на дивиденды и процентные доходы на Кипр, Мальту и Люксембург. Минфин рассчитывает дополнительно собрать 130–150 млрд руб. в год только от повышения налогов на выплаты на Кипр. «Прирост налоговых поступлений может быть существенно ниже», — считают в РАНХиГС. По мнению экономистов, повышение налогов может не возыметь заявленного эффекта без ужесточения критериев налогового резидентства физлиц и полной прозрачности офшорных структур.

Неравенство территорий

Финансовый университет при правительстве предложил реформировать механизм распределения средств между бюджетами. Высокая централизация налоговых полномочий и доходов и перекладывание расходных обязательств на регионы усиливает территориальное неравенство.

Расходные обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось. При этом число региональных налогов сократилось с семи до трех, а местных — с пяти до трех с 2005 года, указали экономисты.

Собственные доходы регионов в среднем лишь на 70% покрывают расходы. Без дотаций около четверти регионов не смогут финансировать даже зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, оценил Финансовый университет.

После радикального роста в 2020-м (предварительно на 45%) трансферты регионам резко сократятся в 2021 году. По мнению Финансового университета, помощь из центра снижает стимулы регионов увеличивать собственную налоговую базу, вызывая бюджетное иждивенчество.

Необходимость софинансировать расходы на нацпроекты и госпрограммы привела к росту расходов регионов на 15–20%, привел Финансовый университет экспертную оценку Минфина. Чтобы выполнить обязательства, регионы будут вынуждены наращивать заимствования, причем преимущественно у коммерческих банков. Госдолг регионов вырос на 1,8% к 1 сентября и превысил 2,1 трлн руб. Аналогичная ситуация наблюдалась после кризисов 2009–2010 и 2014–2015 годов.

Финансовый университет предложил отказаться от единых нормативов распределения доходов между бюджетами и разделить регионы на группы (по объему валового регионального продукта (ВРП) или расходов бюджета, объему товарооборота на душу населения и т.д.). Дополнительно, по мнению экономистов, нужно уточнить инструменты обеспечения сбалансированности региональных бюджетов: регионам с низкой долговой устойчивостью предоставлять целевую финансовую помощь, другим — долгосрочные бюджетные кредиты сроком до десяти лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *