к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится

Вопрос: Формы проведения санитарно- просветительской работы

к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть картинку к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Картинка про к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть картинку к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Картинка про к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть картинку к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Картинка про к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть картинку к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Картинка про к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится

к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть картинку к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Картинка про к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится

к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть картинку к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Картинка про к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится

Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
Средства санитарного просвещения — это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.

Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальное санитарное просвещение проводится, как правило, на приеме у врача.

Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодой матери по вопросам правильного питания и обеспечения качественными продуктами детского питания.

Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.

Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация — знания — убеждения — поступки — стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.

Источник

К пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится

Пассивная форма работы это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, радио- и телепередач, показ кинофильмов, мультипликационных фильмов и т. д.

Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов.

Устный метод – лекция, беседа, дискуссия, семинар, тренинг, викторина и тд.

Печатный метод – плакат, санбюллетень, листовки, иллюстрации и тд.

Наглядный метод – муляжи, слайды, рисунки, значки, фотографии и тд.

41. Раскройте содержание Концепци я охраны и укрепления здоровья в Российской Федерации. Перечислите направления деятельности медицинской сестры в сфере охраны здоровья

Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально — техническую базу системы здравоохранения.

Государственная политика в области здравоохранения строится на принципах: поддержки мер по сохранению и укреплению здоровья населения; отнесения здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности; соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственности органов государственной власти, юридических лиц и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья населения; участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья и др.

42. Охарактеризуйте санбюллетень как форму просвещения населения. Перечислите требования к санбюллетеню.

Санбюллетень— это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».
Санбюллетень состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.
Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.
Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.
Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.
Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.
В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска.

Памятка – это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.
Памятка используется в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению.

Важный аспект памятки о здоровье – побуждение населения к определенным действиям, направленным на профилактику заболеваний, и формирование сознательной установки на здоровый образ жизни.
Памятка может включать в себя:
— факты по проблеме;
— советы;
— алгоритм действий в определенных ситуациях;
— информацию об адресах и телефонах специализированных медицинских организаций и других учреждений и т.п.
По сравнению с другими средствами пропаганды здорового образа жизни памятки имеют ряд преимуществ:
1. воздействуют на конкретные группы людей, определенную аудиторию, что дает наибольший эффект;
2. дешевы и просты в изготовлении и распространении.

44. Охарактеризуйте презентацию как форму просвещения населения. Перечислите требования к презентации.

45. Охарактеризуйте цели, задачи и содержание санитарного просвещения.

Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура — это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.
В задачи санитарного просвещения входит:

• распространение медицинских и гигиенических знаний;
• воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;
• повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Различают:
1.
устный,
2. печатный,
3. наглядный (изобразительный) методы санитарного просвещения.

К устному методу относятся:

· вечера вопросов и ответов,

· выступления по радио.

Средства печатной пропаганды чрезвычайно многообразны:

Источник

Методы, формы и средства гигиенического воспитания. Информационно-методическое письмо

к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть картинку к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Картинка про к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится

к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть картинку к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Картинка про к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ФАРМАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Октября пр., д. 65, г. Ярославль, 150054

На № ______________ от ______________

Методы, формы и средства гигиенического воспитания

( для отделений, кабинетов медицинской профилактики )

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение ) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Медработники первичного звена (МПЗ) в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики, проводят профилактические мероприятия в местном сообществе: собственно в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях и пр.; выявляют лиц с факторами риска и желательно, первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая вторичную и третичную профилактику.

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.

Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания);

репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков);

проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т. п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки, кинодекадники и др.

Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Вечер вопросов и ответов требует предварительной подготовки и хорошей организованности. Население заранее оповещается о проведении такого вечера, заранее собираются вопросы от населения.

Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека.

Стенная санитарная печать – стенная газета санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна и содержать конкретную информацию.

Выставки, включая передвижные

Баннеры и перетяжки на улицах

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также эпидемиологической обстановки. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетенъ состоит из 2-х частей—текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13—15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.
Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.
Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Газеты. Они остаются, особенно в отдаленной сельской глубинке, наиболее надежным и доступным источником информации, и потому должны использоваться максимально. Материалы для газеты могут быть самыми разными по жанру: обширная статья, небольшая заметка или просто короткая информация, но в любом случае должны соответствовать таким критериям как ясность изложения, конкретность и актуальность. Впрочем, аналогичные критерии действительны и ко всем иным формам сотрудничества со средствами массовой информации.

Радио. Здесь формы подачи несколько иные. Наиболее распространенная –беседы, далее – интервью, и, наконец, просто информационное сообщение.

Телевидение. Поскольку доступность к телевизионным каналам сегодня весьма ограничена по финансовым соображениям, то и формы материалов соответственно должны быть другими. Лучше всего подойдут рекламные ролики, но не более 10-20 секунд, максимум – минута, ибо время на телевидении стоит дорого. Возможно также размещение краткого текста в виде бегущей строки, но, опять же, предельно кратко: не более 5-7 слов.

Пресс-конференции. Пожалуй, самый эффективный способ донесения расширенной информации, не ограниченной в объеме. Они могут проходить в центральной районной больнице и посвящаться освещению проблем какого-либо из видов медицинской помощи: терапия, хирургия, гастроэнтерология, диетология, неврология и т. д. Здесь ведущим должен выступать специалист в своей отрасли. Но пресс-конференции необходимо очень тщательно готовить, начиная от выбора места их проведения и вплоть до подготовки вопросов.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;
• определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);
• выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;
• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья — различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья много материала. Лучше чаще экспонировать разные материалы. Полезно делать выставку плакатов, например о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают по вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающим правовые, социальные и нравственные аспекты.

Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают ученые, художники, педагоги и др.

к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Смотреть картинку к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Картинка про к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится. Фото к пассивным формам проведения санитарно гигиенического просвещения относится

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. Только в этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни.

Источник

Лекция по теме «Санитарно-гигиеническое просвещение населения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

Цель: Сформировать у студентов представления о современных методах и формах санитарно-гигиенической работы с населением.

1. Методы гигиенического воспитания населения.

2. Формы и средства гигиенического воспитания населения

3. Санитарно-просветительская работа в форме бюллетеня

1. Методы гигиенического воспитания населения

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования.

Методы гигиенического воспитания населения:

· информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания);

· репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков);

· проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

2.Формы и средства гигиенического воспитания населения

Каждый из методов может быть реализован с помощью определённых форм и средств.

Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы:

· Методы индивидуального воздействия,

· Методы воздействия на группу лиц,

· Методы массового воздействия.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация – очная или по телефону, личная корреспонденция), заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам – есть обратная связь.

Методы массового воздействия позволяют воздействовать одновременно на большое число людей. Массовые формы гигиенического воспитания населения разнообразны по назначению. Одни из них (радио- и телепередачи, публикации в прессе) используются прежде всего с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.

· эпизодические формы гигиенического воспитания.

· цикловые формы гигиенического воспитания.

К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки, кинодекадники и др.

По видам используемой пропаганды различают методы:

· устной пропаганды (лекции, беседы, доклады, дискуссии),

· изобразительной пропаганды (выставки, санитарные бюллетени и т. п.)

Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей ёмкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать её интересной путём наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Вечер вопросов и ответов требует предварительной подготовки и хорошей организованности. Население заранее оповещается о проведении такого вечера, заранее собираются вопросы от населения.

Диспут – метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя». Это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения.

К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия.

Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций.

Памятка даётся пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека.

Стенная санитарная печать – стенная газета санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна и содержать конкретную информацию.

Уголок здоровья. Организации уголка должна предшествовать определённая подготовительная работа:

· согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

· определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепёжные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

· выбор места – желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

· подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепёжные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья – различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или её угрозы в данной местности в уголке должен быть помещён соответствующий материал по её профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья много материала. Лучше чаще экспонировать разные материалы. Полезно делать выставку плакатов, например о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

Устные журналы. В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы.

В своих сообщениях они выступают по вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающим правовые, социальные и нравственные аспекты. Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают учёные, художники, педагоги и др.

В настоящее время широко применяются выставки, включая передвижные, баннеры и перетяжки на улицах.

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Санитарно-просветительская работа в форме бюллетеня

В лечебно-профилактических и других учреждениях нужны бюллетени не о заболеваниях, их лечении, а о профилактике и формировании здорового образа жизни. Лишь в случаях эпидемических вспышек какого-либо инфекционного заболевания можно разместить бюллетени о предупреждении распространения инфекции.

Таки образом, прежде чем приступить к выпуску бюллетеня, необходимо подумать:

· где и как будет размещен санбюллетень,

· определить его тему,

· решить, кому он адресован.

Требования к санитарному бюллетеню:

· Требования к тексту. Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная часть раскрывает её суть. Если текст один, то он обязательно разбивается на фрагменты, каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы. Человек должен приглашаться к немедленному действию. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется. Язык статей должен быть лаконичен, нужно избегать длинных трудночитаемых предложений, непонятной медицинской терминологии. Изложение может быть в виде рассказа, очерка, интервью, открытого письма.

· Требования к содержанию. Каждый санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность. Меры профилактики должны быть изложены четко и конкретно. Клинические вопросы подробно не излагаются, вопросы лечения исключаются, так как это наталкивает на мысль о самолечении. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации.

· Требования к изобразительной части. Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких.

· Требования к экспозиции. Санбюллетень должен вывешиваться на видном месте (стенде) так, чтобы его было удобно читать. Ни в коем случае нельзя наклеивать бюллетень просто на стену. Вопрос, через какое время бюллетень нужно заменить новым, определяется в каждом конкретном заведении. Там, где бюллетень читает постоянный контингент (например, школьники, больные, находящиеся в стационаре длительное время), обновлять следует чаще, чем в учреждениях, где контингент часто меняется (например, в поликлинике).

1.Учебник Гигиена и экология человека, автор В.И. Архангельский; стр. 330-332

2. Конспект лекции по теме 26

Внеаудиторная самостоятельная работа :

Подготовить буклет на тему «Санитарно-просветительная работа среди населения» и подготовиться к презентации своего буклета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *