к противоправным формам и методам лоббистской деятельности относят

К противоправным формам и методам лоббистской деятельности относят

Методы сильные: подкуп, угрозы, шантаж, обман, торги при принятии крупных решений (бюджета, договора о согласии, доверия правительству).
Методы мягкие: артикуляция, установление взаимоотношений, обращения (письмо депутатов в Правительство), организация опросов общественного мнения СМИ или «паблик рилейшнз». При этом методы первой группы он относит к открытому давлению, а методы второй группы называет «драпировкой», окультуриванием.

Кроме традиционного инструментария при лоббировании используются и различные изощренные методы, например, создание общественного мнения, рейтинги и т. д. Создание общественного мнения — эффективный инструмент лоббирования в пользу какого-либо лица, программы или действия. Этот способ лоббирования получает многократное звучание, когда он усиленно подается в средства массовой информации.
В настоящий период получило широкое распространение проведение различных социологических опросов и рейтингов, которые никто не проверяет, и в объективность выводов предлагается верить на слово. За пределами внимания остаются заказчик этих опросов, квалификация исполнителей, степень осведомленности опрашиваемого и многое другое. В качестве примера можно привести публикацию рейтингов кандидатов в ходе проведения избирательной кампании. Подобная публикация социологических опросов формирует общественное мнение о влиятельности политиков и предпринимателей, о кандидатах на выборные государственные должности.
В своей деятельности лоббисты используют информационные мероприятия, налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками для последующего воздействия на их решения, организацию кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании, финансирование предвыборных кампаний, деятельность политических партий и многое другое.

[3] Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М.: 1998. С. 30.

[5] Малютин М. В. Кто такие лоббисты? Сама власть. // Бизнес и политика. 1995. № 5. С. 56.

Источник

Тест №1. Политико-властные отношения и их особая роль в жизнедеятельности общества 1

НазваниеТест №1. Политико-властные отношения и их особая роль в жизнедеятельности общества 1
страница3/4
Дата публикации05.04.2013
Размер370.67 Kb.
ТипДокументы

userdocs.ru > Право > Документы

^ 15.Самой высокой стабильностью характеризуется правительство:

а) При многопартийной системе без доминирующей партии

б) Многопартийной системе с доминирующей партией

в) Системе «двух с половиной партий»

^ 16. Однопартийная система и демократия:

а) Понятия, которые вполне совместимы друг с другом

б) Понятия, которые, если и совместимы, то лишь отчасти

+в) Понятия, которые несовместимы вовсе

^ 17. Политический рынок очень часто определяют как «рынок власти». Основными производителями политического товара на этом рынке выступают:

+а) Политические партии

б) Государственные органы

г) Лоббистские структуры

18. Для того, чтобы быть допущенной к дележу депутатских мест на выборах Государственной Думы, партия должна набрать:

а) Не менее трех процентов от общего количества голосов избирателей

б) Не менее пяти процентов

+в) Не менее семи процентов

г) Не менее десяти процентов

^ 19. В случае, когда одна партия победит с подавляющим преимуществом, а все остальные не доберут нужное для прохождения в Думу число голосов избирателей:

а) Выборы будут признаны не действительными

б) Будет сформирован однопартийный парламент

+в) Партия, показавшая второй результат, также пройдет в парламент, и все 450 мандатов будут распределены между этими двумя партиями

г) Пройдет в парламент и получит депутатские места партия, показавшая третий результат

^ 20. Партия, которая провела своих кандидатов в Государственную Думу на декабрьских (2007 г.) выборах:

б) «Гражданская сила»

^ 21. Нынешний спикер Совета Федерации С.Миронов одновременно является лидером:

+б) «Справедливой России»

^ 22. «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе». Эта максима – кредо партии:

в) «Справедливая Россия»

^ 23. Говоря о группах давления, обычно имеют в виду:

+а) Организации самого различного типа, члены которых, не претендую на высокую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов

б) Более или менее крупные группы людей, которые добиваются власти с тем, чтобы реализовать свои программные установки и цели

в) Способ действия тех или иных социальных формирований, т.е. метод поддержки или срыва определенных политических решений

г) Любая организованная группа единомышленников, чья деятельность не требует выхода на властные центры

^ 24. К группам давления широкого профиля относятся:

+а) Объединения предпринимателей

в) Экологические движения

г) Студенческие ассоциации

^ 25. Не входит в число функций, выполняемых в политических системах преимущественно группами давления:

а) Формулирование и представительство корпоративных интересов в политико-властных структурах

б) Согласование представляемых интересов с мерами, которые собирается предпринять властный орган

в) «Канализация» выдвигаемых требований, т.е. их доведение до властей с соблюдением всех принятых регламентаций и процедур

+г) Объединение избирателей на определенной идейно-политической платформе

^ 26. Из названных ниже институтов объектами воздействия групп давления выступают:

+а) Парламентские учреждения

б) Предпринимательские ассоциации

в) Коммерческие банки

^ 27. Давление, оказываемое организованными группами интересов на центры принятия решений по своему характеру:

^ 28. Армия играет роль группы давления в случае, когда:

+а) «Прессингует» государственные органы в целях защиты собственных профессиональных интересов

б) Используется властями для подавления народных волнений

в) Путем военного переворота захватывает власть

^ 29. Не имеет «политического окраса»:

+а) Забастовка в форме «работы по правилам»

б) Забастовка в форме захвата предприятия

в) Забастовка как протест против незаконных увольнений

г) Забастовка на государственном оборонном предприятии

^ 30. Среди всего многообразия способов давления к разряду уголовных преступлений относится:

б) Сбор подписей под петициями в адрес правительства или парламента

в) Захват заложников

г) Пикетирование правительственных зданий

а) Институт, обязанный своему рождению исключительно процессами становления и развития рыночной экономики и рыночной политической демократии

+б) Способ и механизм целенаправленного давления на власть организованных частных и общественных интересов

в) Одна из легальных форм рекрутирования и обновления политической и экономической элиты

^ 32. Под понятие «лобби» в широком смысле подпадают:

б) Политические партии

в) Трудовые коллективы

г) Менеджмент компаний

^ 33. Понятие профессионального «лобби» включает :

а) Организованные группы интересов – группы давления

+б) Любое юридическое или физическое лицо, предпринимающее за плату воздействие на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого физического или юридического лица

в) Ответственных должностных лиц в органах исполнительной власти

г) Прокурорских работников и адвокатов

^ 34. Лоббировать – значит реализовывать право граждан:

а) На групповую самоидентификацию и самоорганизацию

+б) На участие в процессах выработки и принятия властных решений

в) На избрание и переизбрание в представительные органы власти

г) На судебную защиту личной чести и достоинства

^ 35. Лоббирование в судебной системе характеризует лоббизм:

36. Не являются объектами воздействия лоббистов:

а) Представительные учреждения

б) Исполнительные органы власти

+г) Предпринимательские ассоциации и союзы

^ 37. Относится к противоправным формам и методам лоббистской деятельности:

а) Открытая финансовая поддержка отдельных политиков или политических партий во время выборов

+б) Инсинуации и измышления, порочащие должностных лиц, а также их близких родственников

в) Социальный протест в форме пикетирование правительственных зданий и учреждений

г) Распространение в избирательном округе депутата результатов его голосования в парламент

^ 38. Коррупция, связанная с принятием решений, имеющих очень большую цену, присуща властям:

+а) На высшем уровне (в центральных государственных органах)

б) На срединном уровне (в бюрократических аппаратах управления)

в) На нижнем уровне (в муниципалитетах и районных управах)

^ 39. К политической коррупции, трактуемой как преступление, относится:

а) Политический патронаж и клиентелизм

б) «Покупка голосов» в ходе избирательной кампании

в) Нецелевое использование бюджетных денег

+г) Взятка как разовый акт

^ 40. Русская народная пословица, отражающая устойчивый стереотип массового сознания, связанный с коррупцией:

а) На воре шапка горит

+б) Не подмажешь, не поедешь

в) Лучше дать, нежели взять

г) Не клади в ухо, а положи в руку

Культурологические и психологические детерминанты

а) Комплекс представлений об обществе, его законах и правилах функционирования

+б) Зафиксированная в законах, политических традициях и политическом сознании «память» о прошлом как народа в целом, так и отдельных его образующих социальных слоев и групп

в) Совокупность юридически-правовых, нравственно-этических и религиозных норм взаимоотношений между людьми

г) Предметный мир вещей, составляющих вторую «возделанную природу», преобразованную среду обитания социума

^ 2. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму ориентации:

^ 3. Обозначая границы возможного и допустимого в деятельности политических субъектов, политическая культура выполняет функцию:

^ 4. По критерию отношения к социальному прогрессу политическую культуру подразделяют:

а) На радикальную и консервативную

+б) Динамичную и застойную

в) Эгалитарную и элитарную

г) Авторитарную и тоталитарную

^ 5. Демократическая политическая культура отрицает:

а) Традиции в виде лояльного отношения к власти и закону

б) Идею самоценности личности

+в) Конфронтационный тип общественного взаимодействия

г) Идеологическое многообразие

^ 6. Безграничное слияние собственного сознания с субъектом власти составляет квинтэссенцию политической культуры:

^ 7. Из двух типов политической культуры Запада: «культуры гражданственности» и «культуру подчинения» первый тип характерен:

^ 8. Не присуще отечественной политической культуре:

а) Харизматический тип общественного сознания, т.е. преимущественная ориентация на лидера, а не на политические институты и организации

+б) Развитая индивидуальность, высокий статус личных притязаний на власть и политическое участие

в) Правовой нигилизм, т.е. несоблюдение законов, которые «только для того и существуют для того, чтобы их обходить»

^ 9. Из перечисленных ниже суждений правильным является суждение:

+б) Политическое сознание распадается на сознание индивидуальное, групповое и массовое

в) Политическое сознание содержит в себе только передовые научные знания

г) Политическое сознание всецело формируется стихийно возникающими представлениями и стереотипами

^ 10. Особая динамичность политического сознания присуща такому его уровню, как:

а) Знания, полученные индивидом от институтов политической социализации

б) Суждения, высказанные авторитетными политиками и общественно-политическими деятелями

+в) Знания в форме обобщений и выводов, прошедшие проверку на жизнеспособность политической практикой самого индивида

^ 12. Консерватизм как политическая идеология и тип политического сознания сформировался в Европе:

б) В эпоху Возрождения

+в) В период буржуазных революций

^ 13. Консерватизм исключает:

а) Защиту традиционных устоев общественной жизни

б) Страстную приверженность ценностям, связанным с семей и религией

г) Ориентацию на изменение того, что подлежит изменению

+д) Неприятие и сопротивление любым реформам

^ 14. Упорное стремление удержать то, что потеряло жизненную силу, присуще политикам:

^ 15. Возникнув в эпоху становления новых капиталистических отношений, либерализм стал идеологией:

а) Реформистки настроенной части феодальной аристократии

+б) Нарождающейся буржуазии

в) Формирующегося пролетариата

г) Деревенской бедноты

^ 16. Из перечисленных ниже максим к характеристике либерализма не относится максима:

а) Человеческая личность, ее права и свободы являются высшей ценностью

б) Рыночное регулирование должно главенствовать над административным управлением

+в) Общество по своей значимости стоит выше индивида

г) Все, что ограничивает, и что сдерживают частную инициативу должно быть ликвидировано (или смягчено)

^ 17. В теории и практике либерализма, ключевым всегда было и остается слово:

^ 18. Радикализм – это:

а) Уважение к установившемуся порядку вещей и стремление не допустить перемены

б) Нацеленность на решительные действия в политике

в) Упор на идею неотчуждаемости естественных прав личности (на жизнь, свободу, собственность и т.д.)

г) Умеренный социальный реформизм

^ 19. Социал-реформизм характеризует:

а) Установка на обобществление средств производства и достижение всеобщего равенства

в) Упор на необходимость подчинения личности государству и власти одной партии

+г) Приверженность социальной государственности и социально ориентированному рынку

д) Учение о всемирно-исторической миссии рабочего класса как «могильщика» капитализма

^ 20. Ориентация на уничтожение государства и освобождение личности от любых форм экономической, политической и духовной власти органически присуща:

а) Социальному либерализму

^ 21. Насильственное ниспровержение капитализма и замена его социализмом составляет суть:

а) Социалистического учения К.Маркса и Ф.Энгельса

+б) Большевистской интерпретации марксизма

в) «Русского прочтения» К.Маркса Г.Плехановым

^ 22. В связи с крахом СССР и мирового социалистического содружества:

а) Произошел «вселенский» крах социалистической идеи как таковой

б) Все коммунистические партии прекратили свое существование

+в) Начался процесс социал-реформизации коммунистических партий и их сближения с социал-демократическими партиями

^ 23. Не входит в базовые характеристики правового радикализма:

+а) Отрицание государства

б) Реакционное бунтарство

^ 24. Фашизм характеризуют:

а) Фетишизация и абсолютизация свободы

+б) Антисемитизм и расизм

в) Идеализация и гипертрофия классовых интересов

Источник

Формы и методы лоббистской деятельности

Содержание

Введение

Значимость лоббизма на политической сцене современности не только не ослабевает, но с каждым годом возрастает. Лоббизм стал приобретать массовый характер, формируется щедро финансируемая индустрия лоббизма, отдельные лоббистские кампании приобретают статус социальных движений. Сегодня с точностью никто не может утверждать, существуют ли такие решения, которые принимались бы представителями власти в отсутствие воздействия на них со стороны заинтересованных лиц. В равной степени сложно представить, чтобы крупные экономические структуры не пытались бы решить часть своих проблем за счет взаимодействия с властью.

Процесс лоббирования интересов неизбежно проявляется в обществе с момента образования государственной власти. Понятия «лобби», «лоббист», «лоббирование» пришли из англоязычной политической лексики, а в английский язык из средневековой латыни. Первоначально понятие «лобби» употреблялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х годах XVII столетия так называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента.

Лоббированием называют процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Вокруг понимания данного термина нет особых споров ни у ученых, ни у практиков. Небольшие разногласия имеются не в принципиальных, а в частных оценках этого явления.

Формы и методы лоббистской деятельности

В последнее десятилетие в России сильное распространение получила лоббистская деятельность. Лоббизм применяется во всех органах законодательной и исполнительной власти. Существует большое разнообразие форм и методов лоббистской деятельности, которые используются в России. Форму лоббистской деятельности можно определить как способ выражения лоббистских действий вовне.

Зарубежные авторы выделяют две основные формы коммуникации в рамках лоббистской деятельности, характерные для России.

1. Коммуникация посредством использования неформальных контактов (внутренний лоббизм). Посредником в таком виде коммуникации является человек, владеющий технологией «Know how» (знать как) + «Know who» (знать того, кто именно может быть полезен). Такой вид коммуникации активно используют институциональные группы давления, действующие внутри политической системы. Для большинства социальных групп, находящихся вне политической системы, такой вид коммуникации практически недоступен.

2. Коммуникация, осуществляемая через использование средств массовой информации (непрямой лоббизм). Давление на институты политической власти оказываются путем формирования благоприятного для заинтересованной группы общественного мнения через СМИ. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев существующие СМИ либо находятся под государственным контролем, либо являются инструментом в борьбе различных финансово-промышленных и политических элитных группировок. Последние сами нередко апеллируют к общественному мнению, но лишь для того, чтобы показать государственной власти реальную или мнимую поддержку общественностью своих инициатив.

Российский исследователь проблем лоббизма А. Л. Кучеров выделяет также следующие формы осуществления лоббистской деятельности:

1. Информационные контакты, как форма лоббистской деятельности, осуществляются следующими методами: устных, письменных, электронных и прочих информационных контактов. Информация, как инструмент воздействия на государственные органы, может передаваться как прямо, непосредственно адресату, так и косвенно, через средства массовой информации.

2. Давление, как форма лоббистской деятельности, осуществляется следующими методами: гражданская активность, когда общественные организации, группы граждан, физические лица непосредственно обращаются в органы государственной власти, заявляя о необходимости принятия (отмены) определенных решений. Возможно проведение митингов, демонстраций и других акций, направленных на оказание давления на органы государственной власти; криминальное давление, шантаж и угрозы.

3. Обмен или сделка, как форма лоббистской деятельности, осуществляется как сделки (обмен) между лоббистами и лицами, работающими в государственных органах либо в организациях, принимающих непосредственное участие во властной деятельности, например, таких как влиятельные общественно-политические движения или партии. Лоббисты могут предлагать материальные блага, чаще всего, в денежной форме как непосредственно должностному лицу или политическому деятелю, так и косвенно, через спонсирование выборных кампаний, либо обеспечивают общественную и прочую поддержку карьере какого-либо политического или государственного деятеля.

Указанные формы осуществления лоббистской деятельности имеют принципиальное различие в последствиях их реализации для государства и общества в целом. Например, если информационная форма может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, то сделки носят в большей или меньшей степени, но, безусловно, разрушительный для государства характер.

Автор многочисленных статей и исследований в области лоббизма А. П. Любимов выделяет следующие формы лоббизма:

1. Парламентский лоббизм (осуществляется депутатами с привлечением заинтересованной общественности или правительственными чиновниками).

2. Политические торги, которые представляют собой форму реализации интересов через разрешение политических противоречий в форме компромисса.

3. Теневые неформальные соглашения, получившие в России невиданное развитие. Теневые механизмы давления чрезвычайно эффективны в условиях политической нестабильности.

4. Кампании по обработке общественного мнения через СМИ с мобилизацией общественности (общественные кампании, инициативные массовые мероприятия). Если речь идет о давлении, то цель таких кампаний состоит в обеспечении массовой поддержки того или иного требования, а также в оказании психологического воздействия на адресатов или посредников.

Кроме того, на взгляд автора можно произвести две следующие классификации форм лоббистской деятельности.

1. Формы лоббистской деятельности можно классифицировать по органам государственной власти, на которые данные формы лоббистской деятельности направлены. Исходя из такой классификации, можно различать формы лоббистской деятельности в палатах парламента, в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ.

2. Можно также провести классификацию форм лоббистской деятельности по степени взаимодействия лоббистских структур и объектов лоббизма. Исходя из этой классификации, можно выделить прямые и косвенные формы лоббистской деятельности.

а) подготовка исследований, публикаций и прогнозов, призванных воздействовать на принятие решений в правительстве или комитетах Федерального Собрания.

б) участие в семинарах, конференциях, встречах и т.д., созываемых для предварительной проработки отдельных решений правительства.

в) пропаганда своих интересов, и взглядов через органы массовой информации. Многие союзы имеют свои регулярные публикации, другие пытаются влиять на политику Правительства РФ через наиболее читаемые в его органах газеты и журналы.

а) финансирование избирательных компаний депутатов Федерального собрания. К такому финансированию прибегает почти каждый кандидат;

б) лоббирование при назначении должностных лиц в Правительстве РФ, распределении полномочий между министерствами и комитетами;

в) прямые консультации с министерствами и ведомствами для отстаивания своих позиций;

г) участие в правительственных и международных комиссиях по отдельным вопросам регулирования экономики и техники. Предприятия и их союзы участвуют здесь, как правило, на уровне экспертов, предоставляют информацию, или привлекаются в опросах как респонденты.

Большим своеобразием обладают формы лоббистской деятельности в парламенте. Наиболее распространенным среди них является голосование депутатов. При этом решение Государственной Думы принимается на ее заседаниях открытым или тайным голосованием с использованием электронной системы. Голосование может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Вместе с тем известно, что заказчики пытаются подкупить, поощрить лоббистскую деятельность конкретных исполнителей. Иногда в этой пассивной роли выступают и депутаты, которые могут быть искусственно втянуты в такое поощрение.

К формам лоббистской деятельности в палатах парламента следует также отнести:

· внесение проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов и способствование их принятию;

· внесение законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и способствование их принятию;

· внесение поправок к законопроектам в форме замечаний и предложений, проектов постановлений, обращений и заявлений Государственной Думы и Совета Федерации;

· проведение парламентских слушаний, совещаний, «круглых столов», семинаров, конференций и других мероприятий, связанных с законодательной деятельностью;

· работа в депутатских объединениях;

· доклады и содоклады по конкретным вопросам.

В парламентской деятельности встречаются и иные, более редкие формы работы депутатов и органов Государственной Думы и Совета Федерации, которые можно использовать в лоббистских целях. Например, проведение пресс-конференций депутатской фракции (депутатской группы) или встреча фракции (депутатской группы) с избирателями по конкретному вопросу, с освещением их в средствах массовой информации для возбуждения общественного мнения по какому-либо вопросу или законопроекту. Помимо комитетов и комиссий Государственной Думы получила распространение практика создания депутатами комиссий по различным вопросам политической или экономических деятельности федеральных и региональных должностных лиц и органов.

Методы лоббистской деятельности непосредственно вытекают из форм лоббистской деятельности. Метод лоббистской деятельности можно определить как способ воздействия лоббистов на объекты лоббистской деятельности. По мнению российского исследователя А. Л. Кучерова методы лоббистской деятельности можно разделить по критерию социальной приемлемости последствий и конкретных результатов осуществления различных методов. По данной классификации методы делятся на три группы: 1. Социально-приемлемые; 2. Пограничные (в отношении которых нет однозначных критериев); 3. Криминальные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *