к субъектам бюджетного учета относятся
Статья 264.1. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
Статья 264.1. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 264.1 БК РФ
Информация об изменениях:
1. Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
2. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планами счетов, включающими в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
Планы счетов бюджетного учета и инструкции по их применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
3. Бюджетная отчетность включает:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
Информация об изменениях:
4. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Отчет о движении денежных средств отражает операции со средствами бюджета по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Пояснительная записка содержит информацию об исполнении бюджета, дополняющую информацию, представленную в отчетности об исполнении бюджета, в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
5. Главными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности.
Информация об изменениях:
6. По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Бюджетный учет
Предприятия, являющиеся государственной собственностью, в том числе муниципальные компании, распределяют финансирование, поступаемой из органов финансового казначейства. В государственных и муниципальных компаниях требуется вести специализированный бюджетный учет, которые отличается собственными нормативными документами и имеет ряд нюансов. Бюджетный учет ведут в организациях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета. Система ведения бухгалтерских документов, отражения операций по движению средств, начислению амортизации, проведению инвентаризации в государственных учреждениях является бюджетным учетом.
Основные задачи бюджетного учета
Задачи бюджетного учета включают:
Нормативные документы и акты для бюджетного учета
Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:
Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии
Многоструктурная бухгалтерия бюджетного учреждения представляет собой совокупность подразделений из материально-технической группы, планово-финансового отдела, централизованной расчётной группы, отдела расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обязанностями бухгалтерии по ведению бюджетного учета в государственных, муниципальных учреждениях:
В обязанности бухгалтерии входит полный контроль за ведением документов, правильное отражение движения средств, оборудования на счетах в соответствии с нормативными актами.
Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств
Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:
Бюджетный учет и отчетность в рамках действующего налогового законодательства
Бюджетный учет является важной учётной политикой государственных структур, главной целью деятельности которых считается не получение прибыли. Для выделения средств из бюджета государства организация должна предоставлять полную отчётность по сметам доходов и расходов. Расходование государственных средств постоянно отслеживается. Бюджетный учет является важным инструментом предоставления всех схем расчетов и движений федеральных, муниципальных средств.
Все бюджетные организации должны сдавать в обязательном порядке формы различных учетных периодов. Ежемесячно подают от 1 до 5 отчетных документов. Один раз в квартал требуется предоставлять от 5 до 10 видов отчетов. Годовая отчётность включает расширенный список бланков от 10 до 30.
Список необходимых документов для отчетности внесен в список нормативных актов и включает:
Особенности отражения средств на балансе предприятия в коммерческой и бюджетной сферах формируются по единому принципу. Баланс бюджетного учреждения включает следующие типы особенностей:
Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях
Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.
Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:
Объем отчётности в бюджетной сфере значительно больше, потому что каждое действие должно быть зафиксировано и схемы движения средств детально отображены. В частной компании поступления или списания с расчетных счетов производятся самостоятельно, не требуется предоставление разрешения органов казначейства. В плане оплаты работ, услуг частная компания более мобильна, но при этом менее защищена от ошибочных списаний.
Бухгалтерский учет для бюджетной организации имеет важные отличия, которые пронизывают все уровни функционирования системы. Положения по бухгалтерскому учету, отражения активов и пассивов, а также состав и порядок предоставления отчетности. Система ведения бюджетного учета постоянно совершенствуется, вносятся изменения и создаются новые регламентирующие документы. Бухгалтер по ведению бюджетного учета в муниципальных, федеральных, государственных учреждениях должен постоянно совершенствовать свои знания и проходить курсы повышения квалификации, обучающие семинары.
1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 (1С:БГУ)
Специализированное решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
Энциклопедия решений. Субъекты бюджетной отчетности
Субъекты бюджетной отчетности
В соответствии с положениями п. 1 Инструкции N 191н и п. 4 Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н субъектами бюджетной отчетности являются:
— главного распорядители (распорядителя) бюджетных средств;
— получателя бюджетных средств;
— главного администратора (администратора) доходов бюджета;
— главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджетов.
— главного распорядители (распорядителя) бюджетных средств;
— получателя бюджетных средств;
— администратора доходов бюджета.
5. Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ государственных контрактов;
7. Финансовые органы (финансовые органы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов);
8. Казначейские органы (органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций).
Субъекты бюджетного учета.
Нормативно-правовое регулирование бюджетного учета рф. Учетная политика учреждения для целей бюджетного учета.
БК РФ, в котором закреплены права и обязанности участников бюджетного процесса, определены основополагающие принципы формирования и исполнения бюджетных смет, дано определение понятия «бюджетный учет»
Закон о бухгалтерском учете, который устанавливает требования к оформлению первичных учетных документов, правила организации учета и составления бухгалтерской отчетности
Закон о бухгалтерском учете, который устанавливает требования к оформлению первичных учетных документов, правила организации учета и составления бухгалтерской отчетности
Нормативное регулирование бюджетного учета.
Перечень нормативных правовых документов, регулирующих бюджетный учет, приведен в п.1 Инструкции. К ним относятся:
— Федеральный закон от 26.12.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
— бюджетное законодательство;
— иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
— Инструкция №70Н от 26.08.2004
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.
Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения учета (бюджетного или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет бюджетному учреждению право выбора или самостоятельность в их определении.
Принятая учетная политика должна быть оформлена в виде приказа
В приказе по учетной политике бюджетных учреждений для целей бюджетного учета в обязательном порядке утверждаются:
1. Рабочий план счетов бюджетного учета, используемых данным учреждением.
2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций
3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения
4. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах.
5. Правила документооборота
Субъекты и объекты бюджетного учета. Требования, предъявляемые к бюджетному учету. Первичные документы и регистры бюджетного учета.
Субъекты бюджетного учета.
Субъекты бюджетного учета подразделяются Инструкцией по бюджетному учету на три группы:
1) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств;
2) органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы);
3) органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов
— финансовые и нефинансовые активы;
— обязательства;
— операции, приводящие к изменению вышеназванных активов и обязательств
Бухгалтерский учет ведется с учетом следующих требований
При ведении бюджетного учета учреждение должно обеспечить
— формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества и его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах;
— формирование бухгалтерской отчетности;
— предоставление информации, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении учреждением хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.
Первичный учетный (бухгалтерский) документявляется письменным свидетельством о совершении хозяйственной операции, имеющим юридическую силу и не требующим дальнейших пояснений и детализации.
К оформлению и составлению первичных документов предъявляются следующие требования:
— документ должен соответствовать законодательно установленным формам (образцам) и содержанию заполняемых реквизитов;
— незаполненные реквизиты прочеркиваются одной чертой;
— в документе должны быть четко и разборчиво написаны текст и цифры;
— денежная сумма указывается цифрами и прописью;
— документ должен быть подписан должностными лицами с указанием должностей
Регистры бюджетного учета служат, главным образом, для систематизации и накопления необходимой информации, которая находится в первичных документах.
Следует отметить, что формы регистров и правила их ведения утверждаются специальным гос. органом, организующим и контролирующим исполнение бюджета какого-либо бюджетного учреждения.
в перечень регистров входят: описи, ведомости (накопительные), карточки (инвентарные), списки (инвентарные), карточки суммового, а также накопительного учета, книги регистрации и учета, реестры, ведомости и журналы учета, книги аналитического учета, карточки для различных расчетов и учета денежных средств, журналы операций, инвентаризационные описи, главная книга.
В заключение, самыми главными регистрами являются особые журналы операций, составленные по форме 0504071. В них описываются все финансово-хозяйственные операции (в хронологическом порядке
3 план счетов бюджетного учета. Структура счета. Классификация операций сектора государственного управления. Разделы плана счетов.
Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:
в 1-17 разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
в 18 разряде – код вида финансового обеспечения;
в 24-26 разряде – аналитический код вида поступлений, выбытий
Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19-23 разряде номера счета рабочего плана счетов.
Код вида финансового обеспечения :
1 – бюджетная деятельность;
2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 – средства во временном распоряжении;
4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 – субсидии на иные цели;
6 – бюджетные инвестиции;
7 – средства по обязательному медицинскому страхованию;
для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса:
в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации):
8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете:
9 – средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.
19-21 разряд : код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета
22-23 разряд : код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета
Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:
§ 300 Поступление нефинансовых активов;
§ 400 Выбытие нефинансовых активов;
§ 500 Поступление финансовых активов;
§ 600 Выбытие финансовых активов;
§ 700 Увеличение обязательств;
§ 800 Уменьшение обязательств.
Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, бюджетной сметы (сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.
Раздел 1 – Нефинансовые активы
Раздел 2 – Финансовые активы
Раздел 3 – Обязательства
Раздел 4 – Финансовый результат
Раздел 5 – Санкционирование расходов
Понятие основных средств. Формирование первоначальной стоимости основ ср-в. Переоценка о.с. группировка о.с.по группам и видам им-ва. Учет операций по приобретению, перемещению, выбытию объектов о.с
Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года
Первоначальная стоимость основных средств не меняется в течение всего срока эксплуатации объекта. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в следующих случаях:
· достройка и дооборудование;
· реконструкция и модернизация;
Формирование первоначальной стоимости объектов основных средств отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При принятии объекта к учету
Переоценка основных средств — это процесс пересчета стоимости объектов ОС
переоценка основных средств может быть использована :
Синтетический учет основных средств организуется на активном инвентарном счете01 «Основные средства».
На этом счете отражаются основные средства, принадлежащие предприятию на правах собственности, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, аренде, доверительном управлении или сданные по договору текущей аренды.
Основные средства могут поступать на предприятие в следующих случаях:
· Выбывать основные средства могут но следующим причинам:
· Выбытие основных средств оформляется следующими первичными документами:
· в части объектов недвижимого имущества:
· Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
· Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);
· Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
· Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности (права оперативного управления) на объекты недвижимого имущества в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
· в части объектов движимого имущества:
· Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
· Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
· Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);
· Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);
Понятие нематериальных активов. Оценка нематериальных активов. Документальное оформление поступления и выбытия нематериальных активов. Формирование первоначальной стоимости объектов нематериальных активов. Учет операций по поступлению, перемещению, выбытию объектов нематериальных активов
Н.а- это затраты предприятий долгосрочного периода в хозяйственной деятельности, приносящие доход
Оценка нематериальных активов — это денежное выражение стоимости нематериальных активов, в которой они находят отражение в бухгалтерском учете.
НМА первоначально оценивается по себестоимости в результате получения:[4]
приобретения в рамках объединения предприятий
приобретения через государственную субсидию
На нематериальные активы, поступающие в организацию, необходимо получать расчетные документы (платежные поручения, счета-фактуры и др.), которые служат основанием для их принятия к бухгалтерскому учету.
Первичными документами, подтверждающими приобретение нематериальных активов за плату, являются;
— акт приемки приобретенного объекта в состав НМА;
— счет и счет-фактура на приобретаемый объект НМА;
— документы (счета, счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с приобретением объектов НМА и приведением их в состояние, пригодное для использования;
— платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате объекта НМА и всех расходов, связанных с их приобретением.
— карточка учета нематериальных активов
Всякое поступление нематериальных активов в организацию предварительно отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Стоимость нематериальных активов, использование которых прекращено для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Основаниями для списания стоимости объектов НМА служат;
— прекращение срока действия патента, свидетельства, других охранных документов;
— отчуждение (продажа) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Выбытие нематериальных активов в результате их списания происходит, как правило, по истечении срока их полезного использования и если они полностью амортизированы.
Операции по любому выбытию объектов НМА, как и операции, отражающие поступление нематериальных активов в организацию, должны учитываться на счете 04 «Нематериальные активы».
При выбытии нематериальных активов и списании их с баланса оформляется акт на списание нематериального актива, аналогичный акту на списание основных средств.
Первоначальная стоимость НМА, которые созданы самой организацией, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете формируется на основе затрат по их созданию и изготовлению.
К ним относятся: Материальные затраты. Затраты на оплату труда. Оплата услуг внешних организаций. Патентные пошлины.
Порядок формирования первоначальной стоимости нематериального актива зависит от способа его получения. Организация может получить нематериальный актив следующими способами:
приобрести за плату;
получить безвозмездно (в т. ч. от учредителя в качестве вклада в имущество ООО);
получить в качестве вклада в уставный капитал;
получить по бартеру (договору мены).
Понятие непроизведенных активов. Виды объектов непроизведенных активов. Формирование первоначальной стоимости объектов непроизведенных активов. Учет операций по поступлению, выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов.
К непроизведенным относят объекты нефинансовых активов, которые не являются продуктами производства и используются в деятельности учреждения. Права собственности на них должны быть установлены и законодательно закреплены. Любые непроизведенные активы являются объектами недвижимого имущества. Инструкция их делит на три вида: земля, ресурсы недр и прочие.
При поступлении непроизведенных активов в целях формирования первоначальной стоимости объектов при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:
— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);
— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;
— регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;
— суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;
— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.
Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.
Поступление объектов непроизведенных активов оформляют актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) или актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) с присвоением инвентарного номера и заполнением инвентарной карточки.
Каждому объекту непроизведенных активов, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах.
Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в «Инвентарной карточке учета основных средств». Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в «Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов».
Поступление объектов непроизведенных активов оформляется актом о приемке- передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), актом о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).
Выбытие объектов непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производится на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
Учет объектов непроизв активов ведется на след счетах
— прочие непоизводст активы(биолог и водные ресурсы, авторские права, товарные знаки)
Учет амортизации. Расчет амортизации. Срок полезного использования. Классификация основных средств и нематериальных активов по способу начисления амортизации. Учет операций по начислению амортизации, списание начисленной амортизации.
В плане счетов для учета амортизационных отчислений и накопления суммы амортизации выделен регулирующий пассивный (контрактивный) счет 02 «Амортизация основных средств».Орг-ции могут открывать к счету 02 следующие субсчета: (02/1; 02/2; 02/3)
Начисление амортизации по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, отражают по кредиту счета «02»в корреспонденции с дебетом счетов производственных затрат, расходов на реализацию или операционных расходов:Д-тсч. 20 «Основное производство» (23, 25, 26, 44, 91/2);К-т сч. 02 «Амортизация основных средств».
На выбывшие основные средства (продажа, списание, безвозмездная передача), принадлежащие организации на правах собственности, начисленная по ним амортизация списывается с дебета счета «02» в кредит счета 01 «Основные средства», субсчет 9 «Выбытие основных средств».
Начисление амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов:
Учет амортиз нем активов. начисление амортизации начинается с 1 го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бюджетному учету. амортиз отчисления производят до полного погашения стоим объекта либо списания его с баланса.
начисление прекращается с 1мго числа месяца след за месяцем когда объект полностью самортизирован или списан с бюджетного учета.
при этом 100 % амортизация не может служить основанием для списания объектов учета, если они еще пригодны для дальнейшего использования.
1-й способ: линейный. При линейном способе амортизация рассчитывается исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива аналогично расчету амортизации основных средств.
2-й способ: уменьшаемого остатка. При способе уменьшаемого остатка амортизация определяется исходя из остаточной стоимости на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой — установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе — оставшийся срок полезного использования в месяцах
3 способ: способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.
— исходя из срока действия прав организации на нематериальный актив и периода контроля над ним;
— исходя из ожидаемого срока использования актива.
В первом случае «полезный» срок нематериального актива можно установить на основании тех документов, по которым компания получила исключительные права на него (договора о передаче прав, срока действия патента, свидетельства и т.д.