к участникам налоговых отношений относятся

Статья 9 НК РФ. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (действующая редакция)

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

Комментарий к ст. 9 НК РФ

Комментируемая статья посвящена определению участников налоговых правоотношений, выделяя всего четыре группы таких участков: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы и таможенные органы.

Лица, не являющиеся плательщиками, но внесшие обязательный платеж за иное лицо, к числу участников налоговых отношений не относятся (см. Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2012 N Ф09-9138/11).

Обособленные подразделения юридических лиц не являются участниками налоговых правоотношений (см. Постановление ФАС Московского округа от 16.08.2007, 23.08.2007 N КА-А40/7304-07).

В письме ФНС России от 16.10.2015 N ОА-3-17/3875@ разъяснено, что налогоплательщиками признаются собственно иностранные организации, а не созданные в стране учреждения (инкорпорации) таких организаций их обособленные подразделения. Таким образом, документ о подтверждении налогового статуса самой иностранной компании, по мнению ФНС России, может применяться в целях избежания двойного налогообложения доходов, получаемых в Российской Федерации обособленным подразделением такой компании, созданным в стране ее учреждения (инкорпорации).

В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 N А41-8934/10 суд пришел к выводу о том, что решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы организации, в связи с чем признал его недействительным.

Суд учел положения статьи 9 НК РФ и отметил, что согласно определению понятия «организация», приведенному в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал).

Доказательств того, что обособленное подразделение, в отношении которого вынесено решение налогового органа, является самостоятельным юридическим лицом, в материалах дела не имеется и налоговым органом суду не представлено. Более того, представитель налогового органа в судебном заседании подтвердил тот факт, что рассматриваемый филиал состоит на налоговом учете как структурное подразделение организации-заявителя.

Налоговый орган вправе проверить филиалы организации в рамках проверки организации в целом, не вынося отдельного решения о проведении проверки какого-либо филиала (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N А58-370/2012).

Кроме того, следует обратить внимание на выводы, изложенные в Постановлении ФАС Центрального округа от 28.09.2012 N А54-2335/2011: юридическое лицо и его филиал не образуют отдельные субъекты права, в частности в отношении приобретения прав и обязанностей по договору. Несмотря на то что договор с иностранной компанией-заявителем, имеющей обособленное подразделение на территории РФ, был заключен другой иностранной компанией, фактически работы для заявителя выполнял российский филиал данной иностранной организации, состоящий на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах Российской Федерации. Данный филиал, как установил суд, исчислил и уплатил НДС с предварительной оплаты работ, указанных в счете-фактуре. Оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о правомерности применения заявителем спорных налоговых вычетов.

Работник организации или индивидуального предпринимателя также не является участником отношений по уплате налогов, и ответственность за его действия, связанные с получением денежных средств, по договору несет налогоплательщик, который обязан отражать в учете соответствующие операции и уплачивать установленные законодательством налоги (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.05.2008 N Ф08-1453/2008).

Орган местного самоуправления не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем на него не могут возлагаться обязанности в сфере налогообложения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 31.03.2011 N А12-13376/2010).

Органы государственных внебюджетных фондов не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2011 N А21-4448/2010).

Иные органы власти не являются участниками таких отношений. В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 N 07АП-2310/2015 суд отклонил как несостоятельный довод о том, что Управление Ростехнадзора имеет статус администратора доходов бюджета и вытекающие из него полномочия по взысканию соответствующих доходов, поскольку наделение полномочиями администратора доходов не означает наделение полномочиями по принудительному взысканию государственной пошлины.

Антимонопольные органы не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на них не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки налогоплательщиков на основании непосредственного исследования первичных документов.

Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 N 10АП-2183/2015 по делу N А41-66296/14 отмечено, что в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на него примечанием к статье 14.31 и статьей 3.5 КоАП РФ не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании непосредственного исследования первичных документов.

Следует отметить, что в соответствии с позицией Десятого арбитражного апелляционного суда в Постановлении от 31.08.2015 N 10АП-8279/2015 по делу N А41-27210/15 признание должника банкротом и введение процедур банкротства не препятствует осуществлению финансово-хозяйственной деятельности должника и не лишает его статуса налогоплательщика (плательщика сборов), то есть участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по смыслу статьи 9 НК РФ.

Источник

Участники налоговых правоотношений

В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

При этом в перечень участников не включаются лица, которые упоминаются в иных статьях Налогового кодекса РФ: свидетели, эксперты, специалисты, понятые, налоговые представители, переводчики, банки и пр., за которыми Налоговый кодекс РФ закрепляет определенные права и обязанности в сфере налогов и сборов. В качестве участников налоговых правоотношений также не названы представительные органы публично-правовых образований, хотя ст. 2 НК РФ в числе отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, указывает отношения по установлению и введению налогов и сборов, что неразрывно связано с деятельностью органов законодательной власти.

Под участником налоговых правоотношений в литературе понимают:

правосубъектное лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают субъективные юридические права и обязанности [1, с. 157];

лицо, являющееся стороной в налоговых правоотношениях и обладающее субъективными правами и/или юридическими обязанностями [8, с. 123];

лицо, имеющее определенные субъективные права и юридические обязанности, которые определяют статус этого лица в налоговых правоотношениях [9, с. 352].

Однако в литературе внимание обычно уделяется не столько содержанию термина «участники налоговых правоотношений», сколько составу этих участников. В состав участников налоговых правоотношений традиционно включают публично-правовые образования и их уполномоченные органы, а также налогоплательщиков (налоговых агентов), при этом участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях, как пишет А.В. Демин, носит факультативный, подчас эпизодический характер [1, с. 159].

С.Г. Пепеляев поделил всех участников налоговых правоотношений на две группы: основные и факультативные участники. К первым он отнес государственные органы, обладающие полномочиями контроля и управления в налоговой сфере (налоговые органы, таможенные органы и т.д.) и субъектов хозяйственной деятельности (налогоплательщики и налоговые агенты). В число факультативных участников включаются лица, обеспечивающие перечисление налогов и сборов (банки), правоохранительные органы, лица, представляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные органы, органы лицензирования), лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (судьи, нотариусы, регистрирующие органы, свидетели, понятые, эксперты и специалисты и т.п.), лица, представляющие профессиональную помощь (представители, налоговые консультанты) [6, с.155].

По мнению И.И. Кучерова, участники налоговых правоотношений делятся условно на семь групп:

субъекты, наделенные компетенцией по установлению и введению налогов;

на которых возложена обязанность по уплате налогов или сборов в бюджет или внебюджетный фонд;

содействующие уплате налогов и сборов;

содействующие налоговому администрированию;

осуществляющие налоговое администрирование;

осуществляющие правоохранительную функцию;

рассматривающие дела и исполняющие решения о взыскании налоговых санкций [2, с. 88].

Е.Ю. Грачева кроме налогоплательщиков и государства (муниципального образования) выделяет в числе участников налоговых правоотношений следующих лиц: налоговые агенты; взаимозависимые лица; представители; лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов; лица, обязанные информировать налоговые органы о фактах, имеющих важное значение для налогообложения; лица, обязанные содействовать налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля [7, с. 56-59].

Лица, обязанные содействовать уплате налогов, упоминаются также и другими авторами [см, напр., 5, с. 131; 4, с. 10].

В публикациях также встречается упоминание таких лиц, как «носители налога», под которыми имеются в виду лица, фактически несущие тяжесть налогообложения по завершению процессов переложения налога [6, с. 83; 5, с. 387]. В данном случае речь идет о ситуациях, когда не совпадают юридический и фактический плательщики налога, например, если сумма налога включается в стоимость товара, работы или услуги и фактически перекладывается на потребителя, который при этом участником налогового правоотношения не является.

Кроме того, некоторые авторы рассматривают соотношение понятия «участник налогового правоотношения» с такими понятиями, как «субъект налогового права (правоотношения)».

По мнению Н.П. Кучерявенко, субъектом налогового правоотношения может быть любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налогового правоотношения, носителем субъективных прав и обязанностей [3, с. 35-36].

3. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001.

5. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.

6. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева (автор главы Пепеляев С. Г.). М., 2000.

7. Налоговое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой (автор главы Грачева Е.Ю.). М.: Проспект, 2012.

8. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Авторы материалов сборника

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Источник

Статья 2 НК РФ. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (действующая редакция)

1. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.

Комментарий к ст. 2 НК РФ

Комментируемая статья определяет группу правоотношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах.

Такие отношения складываются между государством и налогоплательщиком (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 N А75-4047/2012). Как неоднократно отмечал КС РФ, налоговые правоотношения предполагают субординацию, властное подчинение одной стороны другой (Определение КС РФ от 07.12.2010 N 1572-О-О, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 18АП-10536/2012).

Такая позиция изложена в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 N 18АП-1336/2010, в котором суд пришел к выводу о нарушении налоговым органом прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах. Нарушения суд отказался признать формальными, исходя из установленных судом обстоятельств в совокупности нарушение положений статей 69, 70 НК РФ в данном случае является существенным, поскольку надлежащим образом не доказывает соответствие предъявленной к уплате суммы пеней действительному, то есть законному размеру.

Как указано в Постановлении Пленума ВАС России от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Данный вывод нашел развитие в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2016 N Ф06-6359/2016, в котором суд отметил, что круг отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, определен в части первой комментируемой статьи, в связи с чем часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Как правомерно указал суд, в рассматриваемом случае нормы НК РФ не подлежат применению к правоотношениям, так как конкурсный управляющий наделен правом запрашивать необходимые сведения о должнике, а также об обязательствах должника у государственных органов в силу абзаца 7 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в связи с чем положения статьи 138 НК РФ неприменимы, поскольку спорные действия не связаны с установлением, введением и взиманием налогов и сборов и осуществлением налогового контроля.

В письме Управления ФНС России по г. Москве от 24.04.2007 N 22-08/037837@ отмечено, что законодательство РФ о применении ККТ и законодательство в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируют правоотношения, которые не относятся к налоговым. Следовательно, контроль за соблюдением налогоплательщиками указанных выше законодательств не относится к налоговому контролю.

Судебная практика свидетельствует, что не относятся к налоговому законодательству и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233 отклонил ссылку налогового органа на статью 131 Трудового кодекса, согласно которой доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы, поскольку рассматриваемая статья Трудового кодекса не может регулировать налоговые правоотношения и устанавливать применительно к ним какие-либо ограничения.

Кроме того, налоговые отношения не включают в себя отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 N 17АП-11513/2012-АК отмечено, что в соответствии со статьей 2 НК РФ, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» НК РФ не распространяет свое действие на правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов; налоговые правоотношения и правоотношения но исчислению и уплате страховых взносов не являются аналогичными, т.к. налоги, сборы и страховые взносы имеют различную правовую природу.

Аналогичным образом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах (см., например, Кассационное определение Томского областного суда от 27.05.2011 N 33-1613/2011, Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2002 N 18-Г02-12, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.2010 N А32-17701/2008-19/326).

Также следует разделять сферу правового регулирования гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Здесь следует иметь в виду, что НК РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты налога с требованиями других отраслей законодательства, в том числе и гражданского. Налоги в РФ исчисляются и уплачиваются на основании тех норм, которые содержатся в законодательстве, регулирующем налогообложение.

Судебная практика подтверждает данные выводы и указывает, что признание сделки недействительной само по себе не влияет на налоговые отношения (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 14.01.2002 N КА-А40/8052-01).

В Апелляционном определении Московского городского суда от 04.08.2015 N 33-27345/2015 суд признал ошибочным вывод о том, что условие договора купли-продажи недвижимого имущества (нежилых помещений) должника, признанного банкротом, не соответствует требованиям пункта 15 части 2 статьи 146 НК РФ.

В связи с тем что нормы налогового законодательства не регулируют правоотношения, вытекающие из заключения участниками гражданского оборота гражданско-правового договора купли-продажи, то условия заключенного между сторонами договора купли-продажи не могут противоречить норме пункта 15 части 2 статьи 146 НК РФ.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ», факты нарушения гражданином или юридическим лицом положений налогового законодательства не подлежат доказыванию, исследованию и оценке судом в гражданско-правовом споре о признании сделки недействительной, так как данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по такому спору, а подлежат установлению при рассмотрении налогового спора с учетом норм налогового законодательства.

Значимость положений статьи 2 НК РФ проявляется, кроме того, в том, что вопросы, прямо урегулированные законодательством о налогах и сборах, не могут разрешаться с использованием норм иных отраслей законодательства, в частности гражданского.

Например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 N А79-2734/2012 суд отказал в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя о правопреемстве на основании договора уступки права требования (цессии), в соответствии с которым налогоплательщик уступил данному предпринимателю право требования с налогового органа всех сумм, подлежащих возврату налогоплательщику на основании вступившего в силу решения суда.

Суд принял во внимание положения пункта 1 статьи 2 НК РФ, согласно которым властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, урегулированы законодательством о налогах и сборах.

Как отметил суд, самостоятельность исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога предполагает уплату налога, пеней и штрафов за счет собственных средств и в дальнейшем, при наличии к тому оснований, своевременный возврат или зачет излишне взысканных сумм налога, пеней и штрафов только данному налогоплательщику.

Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений, по договору уступки права требования (цессии), регулируемой гражданским законодательством, законодательством о налогах и сборах, не предусмотрена.

Следовательно, нельзя уступить право требования, возникшее в сфере правоотношений, не регулируемых гражданским законодательством.

Таким образом, излишне взысканные с налогоплательщика суммы налога, пеней и штрафов подлежат возврату налоговым органом именно этому налогоплательщику.

Позиция о том, что такие отношения, как возврат из бюджета излишне уплаченного налога, осуществляются налоговым органом в строгой законодательно установленной процедуре (статья 78 НК РФ) и обязательной во всех положениях для налогового органа, подтверждена и в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2010 N А56-53831/2007. Суд указал, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено участие третьих лиц в спорных налоговых правоотношениях, в том числе и по основаниям, возникающим из событий, фактов и сделок, совершенных в рамках гражданского законодательства.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 27.02.2010 N Ф10-455/10 суд пришел к выводу, что к налоговым правоотношениям не могут быть применены положения ГК РФ об убытках и не уплаченная налогоплательщиком сумма налога неправильно квалифицирована им как убытки.

Отсюда неправомерно и требование налогоплательщика о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неуплаченного налога, поскольку установленная статьей 395 ГК РФ ответственность предусматривается только за невыполнение денежного гражданско-правового обязательства.

Комментируемая статья отдельно закрепляет, что к таможенным отношениям положения НК РФ не применяются, если иное прямо не предусмотрено НК РФ.

Данное положение активно применяется на практике.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2015 N Ф05-7281/2015 суд указал, что положения статьи 88 НК РФ не содержат норм, прямо предусматривающих их применение таможенными органами при проведении камеральной таможенной проверки. Как правильно отметил суд, оснований для применения аналогии закона не имеется.

Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в Апелляционном определении от 11.10.2012 N 33-1208/2012 направил дело на новое рассмотрение, согласившись с доводами апелляционной жалобы о том, что, поскольку в статье 70 НК РФ отсутствует оговорка о применении ее положений к отношениям по принудительному взысканию таможенных платежей, ее применение судом первой инстанции ошибочно.

Отказывая в удовлетворения иска таможенного органа к иностранному гражданину о взыскании таможенных платежей, суд первой инстанции со ссылкой на статью 70 НК РФ, посчитав, что требование об уплате таможенных платежей должно было быть направлено плательщику не позднее трех месяцев со дня подачи им таможенной декларации, пришел к выводу о пропуске истцом срока для принудительного взыскания таможенных платежей, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Данный вывод был признан не соответствующим абзацу 2 статьи 2 НК РФ. Как отметил Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики, часть 1 статьи 70 НК РФ, устанавливающая, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, не содержит указания на то, что она также регулирует и отношения по взиманию таможенных платежей. Следовательно, указанная норма права к рассматриваемым правоотношениям применена быть не может.

В то же время согласно статье 99 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

При этом следует учитывать, что налоговые отношения, ввиду того что они являются предметом регулирования налогового законодательства, должны строиться именно так, как это предписано нормами НК РФ.

Например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 N А79-5701/2011 суд, учитывая, что пункт 24.1 статьи 255 НК РФ относит к расходам на оплату труда расходы организации на возмещение работникам затрат на погашение процентов по заемным (кредитным) средствам на приобретение и (или) строительство жилого помещения, а абзац 1 данной статьи закрепляет принцип, согласно которому в расходы на оплату труда включаются начисления, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми и (или) коллективными договорами, пришел к выводу, что у организации отсутствовали правовые основания для возмещения процентов работнику, тем более работнику, не производившему оплату самому и представившему затем эти суммы для компенсации организации.

Как отметил суд, нормы действующего законодательства РФ не возлагают на работодателя обязанность возмещать сотрудникам расходы на уплату процентов по кредитам и займам на приобретение или строительство сотрудником жилого помещения.

Приняв решение по возмещению работнику расходов на уплату процентов, работодатель должен прописать это в трудовом договоре, заключенном с сотрудником и (или) в коллективном договоре.

Таким образом, только закрепив в трудовом договоре положение о возмещении работнику расходов на уплату процентов, организация-работодатель может включить в расходы на оплату труда, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, суммы подобного возмещения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *