как доказать авторское право на рисунок

Как чужие картинки приводят в суд: что нужно знать об авторском праве в интернете

как доказать авторское право на рисунок. Смотреть фото как доказать авторское право на рисунок. Смотреть картинку как доказать авторское право на рисунок. Картинка про как доказать авторское право на рисунок. Фото как доказать авторское право на рисунок

На днях ко мне обратилась преподавательница факультета журналистики одного из уральских университетов с необычной просьбой — разрешить включить одну из моих статей в хрестоматию для студентов-журналистов. Я, конечно, с радостью разрешил, напомнив, что нужно еще согласие редакции, опубликовавшей текст. А сам подумал, что неплохо бы поговорить об авторских правах в интернете.

У нас ведь до сих пор многие без зазрения совести публикуют у себя в блогах чужие фотографии и тексты, без всякой ссылки на авторов. В лучшем случае, пишут «найдено на просторах интернета». О том, что это сродни адресу «на деревню, дедушке», говорить не буду.

Гораздо важнее другое. Такая простота в заимствовании чужого нет, не хуже воровства. Но законодательством как раз к воровству может быть приравнена.

Интернет уже прочно вошел в сферу правового регулирования. И отсутствие понимания этого не освободит от ответственности. За каждое действие, несущее моральный или материальный урон физическому или юридическому лицу, придется ответить по закону. А урон тут налицо. Ведь кто-то, чтобы написать текст или сделать удачный снимок, учился, тратил время, силы, может, даже не спал ночи. Невинная, казалось бы, фотография на вашей страничке может стать причиной больших неприятностей.

Недавний пример: в августе Петроградский районный суд северной столицы по заявлению французского фотографа взыскал с певицы Зары 100 тысяч рублей за нарушение авторского права и еще 50 тысяч компенсации морального вреда. Фотограф обнаружил свой снимок, который он делал для Cosmopolitan, на сайтах Зары, в ее клипе «С понедельника» и на рекламной афише и пошел в суд. В своем иске он требовал 1,6 миллиона рублей, но суд уменьшил сумму компенсации. При этом по Гражданскому кодексу (ст. 1301 ГК РФ) суд может определить выплату компенсации в размере от 10 тысяч до пяти миллионов рублей.

В соцсетях авторское право также работает. Оно защищает все картинки, тексты, гифки и видео. Делая репост чужой публикации, вы не нарушаете авторские права создателя контента. А вот публиковать картинку или текст без разрешения и указания автора — это нарушение закона.

Короче говоря, заимствуя чужое, полезно помнить простые правила.

Чужой текст

Обязательно нужно указывать имя автора оригинального текста. Если имя автора неизвестно, достаточно псевдонима. Второе условие — указать, где этот текст был опубликован. Не ленитесь потратить несколько минут, чтобы найти первоисточник и дать на него прямую ссылку. Третье правило — заимствование может осуществляться в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях. И в объемах, необходимых для вашей цели. (На это, кстати, особо указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в решении от 25.04.2017 N 305-ЭС16-18302 по делу N А40-142345/2015 («Илья Варламов против Архи.ру»).) Все остальное — плагиат.

На днях координатор литературного конкурса «Класс!» рассказала «АиФ» про вопиющую историю. У одного участника обнаружили целые куски из миниатюры Михаила Задорнова.

Если вам понравился весь текст, проще — договориться с автором или правообладателем (им может быть издатель или наследники писателя).

Чужое фото

Похожие правила действуют и в отношении картин/фотографий. Публиковать чужое можно, если:

Стандартный алгоритм действий, если хотите использовать чужой контент в своем медиа, прост. Найдите автора, посмотрите, указаны ли у него на сайте условия публикации. Свяжитесь с ним и договоритесь.

Вот еще один пример, насколько плачевными могут быть последствия неуважения закона. Волгоградское ООО «Восьмая заповедь» пару лет назад стало настоящим ужасом для ряда онлайн-СМИ. Совладелец ООО фотограф Павел Сытилин обнаружил, что его фото без его ведома активно перепечатывают разные СМИ. Зафиксировав факт нарушения своих прав у нотариуса, фотограф отправился в суд. И, судя по сообщениям СМИ, только с одного ООО «РУС-Медиа Групп» взыскал около миллиона рублей.

Также важно, что закон запрещает перерабатывать чужие фото без согласия автора, удалять их водяные знаки с фотографии или брать кусочек чужой картины.

В общем, как говорят юристы, чтобы не попасть впросак, лучше использовать свои собственные фотографии. И при этом помнить, что даже сделанное вами изображение другого человека можно использовать, если получено его письменное согласие. А в коммерческих целях фото другого человека может использоваться только при условии выплаты вознаграждения, если соглашением не предусмотрено иное.

Чужое видео и музыка

. Министр по культуре и туризму Калининградской области неделю назад опубликовал у себя на странице проморолик об отдыхе в Калининградской области, якобы созданный подведомственной организацией. И пообещал, что его будут крутить как рекламу к будущему туристическому сезону. А вот читатели быстро выяснили, что видео является калькой рекламы путешествий во Владивосток. Позаимствовали не только идею клипа, но и несколько кадров. Чиновник попытался замять скандал, но осадок остался.

Юристы говорят: использовать чужое видео и музыку, особенно в коммерческих целях (а реклама отдыха к ним относится) нельзя! Даже 10 секунд чужой музыки или видео — это нарушение авторского права. Поэтому, например, для фонового звука лучше использовать произведения со свободными лицензиями Creative Commons.

И вообще, например, в Youtube можно размещать только контент, свободный от прав третьих лиц, или контент, на размещение которого получено согласие правообладателя. На практике такое разрешение получить сложно. Не всегда можно найти нужный контакт и связаться с ним, а лицензия на использование популярных хитов может быть очень дорогим удовольствием.

В сети, конечно, полно видеороликов, известных фильмов и популярных песен, которые выложили там без всяких разрешений. Но вам же не обязательно копировать худшие практики?! К тому же, поступая так, вы действуете на свой страх и риск. Если правообладатель пожалуется на нарушение его прав, в лучшем случае вашу публикацию просто удалят. (Бдительнее всего за соблюдением авторских прав следят YouTube, Instagram и Facebook — на этих платформах неправомерно использованный контент может провисеть от нескольких минут до нескольких часов, если речь идет о видео или музыке.) В худшем — вы можете ответить за это, если дело дойдет до суда.

Понятно, что если вы не звезда шоу-бизнеса и не использовали чужой контент в коммерческих целях, то вряд ли с вами будут связываться, предъявляя миллионные иски. С другой стороны, в интернете ничего нельзя спрятать. И если вы станете знаменитостью через 10 лет, кто-нибудь вполне может вспомнить о былых некрасивых поступках.

Источник

Фотографы и авторское право: как отсудить компенсацию за свой снимок

как доказать авторское право на рисунок. Смотреть фото как доказать авторское право на рисунок. Смотреть картинку как доказать авторское право на рисунок. Картинка про как доказать авторское право на рисунок. Фото как доказать авторское право на рисунок

Фотограф из Москвы вряд ли сможет узнать о том, что его фотографию незаконно используют, например, для оформления ресторана в отдаленном регионе страны. Активное использование интернета и соцсетей тоже не помогает защитить права.

как доказать авторское право на рисунок. Смотреть фото как доказать авторское право на рисунок. Смотреть картинку как доказать авторское право на рисунок. Картинка про как доказать авторское право на рисунок. Фото как доказать авторское право на рисунок

У правообладателя не хватает возможностей отслеживать копирование его фотографий в интернете. Как правило, если фотография ранее была выложена в сети, она может легко копироваться другими лицами, а установить количество таких копирований оказывается почти невозможно.

Так, можно доказать нарушение с помощью скриншотов с указанием адреса интернет-страницы и точного времени их получения, на это указывал Пленум Верховного суда в своем постановлении по «интеллектуалке». Еще одно допустимое доказательство – видеофиксация нарушения. На это указал 9-й ААС в деле № А40-79919/2020.

Найти ответчика

Если фотографию использовали в печатном издании, найти виновных довольно просто – в выходных данных издания, как правило, указывается издатель, что значительно упрощает определение надлежащего ответчика.

Намного сложнее найти ответчика при нарушении исключительных прав в интернете. По общему правилу, им является администратор домена – владелец интернет-сайта, объясняет Тиллинг. Если владельцем домена является физическое лицо, то получить информацию о нем будет достаточно сложно, поскольку данные о физических лицах в открытом сервисе WHOIS не размещаются. В таком случае может помочь адвокатский запрос, отмечает Шишанова.

Иногда нарушителем может быть пользователь. Для его идентификации может понадобиться обращение к администраторам – но и это не гарантирует успешного обнаружения ответчика. Ведь многие пользователи регистрируются в соцсети, предоставляя ненастоящую информацию о себе.

Вопрос о пределах использования размещенных в социальной сети фотографий зависит от того, где именно такая фотография была размещена, подчеркивает Шишанова. Обычно каждая соцсеть устанавливает свои правила в отношении фотографий и иного контента, размещаемого пользователями. Например, «ВКонтакте» разрешает другим пользователям использовать чужой контент в рамках функционала, предоставляемого соцсетью. То есть репост чужой фотографии допускается, если сам пользователь разрешил репосты этой записи.

При регистрации в социальных сетях пользователь заключает соглашение с соцсетью, в которой указан порядок обращения лиц, чьи права нарушают другие лица, напоминает Анна Климова, адвокат КА «Курганов и партнеры». Зачастую споры в соцсетях решаются в досудебном порядке. Так, в Instagram и Facebook есть специальные формы для жалобы на нарушение прав на интеллектуальную собственность – все заявки рассматривает администрация сервисов. Если она выявит нарушения, незаконный контент будет удален.

Внутренняя апелляция не лишает автора права на судебную защиту. В российской судебной практике есть примеры разрешения таких споров в пользу авторов. Например, в 2019 году фотограф из Сургута Михаил Батенев отсудил у музыкального лейбла 70 000 руб. за использование своего снимка на обложке трека исполнителя Pabl.a.

Доказать авторство

Еще одна сложность в спорах об авторских правах на фотографию – доказать свое авторство. Нередко правообладатели не могут доказать принадлежность спорных фотографий конкретным авторам, отмечает Климова. Например, если фотограф публикует свои произведения под псевдонимом.

По сложившейся судебной практике, доказательством авторства может считаться факт приобретения фотоаппарата (так что чек лучше сохранить) и файл фотографии с датой и временем его создания. «Если же фотография сделана не владельцем фотоаппарата, а иным лицом, то доказать его авторство становится сложнее», – комментирует юрист Borenius Attorneys Russia Borenius Attorneys Russia Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства × Вера Зотова.

Доказательством может стать оригинал фотографии, ведь именно он обладает максимально возможным разрешением. Ведь при публикации снимка в интернете разрешение уменьшается. «Полноразмерную фотографию невозможно получить путем копирования, в том числе и при копировании через интернет-систему. Такой формат получается только с оригинального носителя», – объясняет Тиллинг.

Дополнительно можно указать метаданные фотографии, например: размер или разрешение фотографии, изготовителя устройства, режим измерения, время экспозиции, дату создания файла. Такие доводы принимаются судами и могут эффективно доказать авторство, если других способов не осталось.

как доказать авторское право на рисунок. Смотреть фото как доказать авторское право на рисунок. Смотреть картинку как доказать авторское право на рисунок. Картинка про как доказать авторское право на рисунок. Фото как доказать авторское право на рисунок

Необходимо уделить особое внимание фактическим обстоятельствам: месту размещения фотографии, метаданным фотографии, особенностям создания фотографии и самому снимку.

Климова рекомендует использовать в качестве доказательств протоколы осмотра социальных сетей, где автор публикуется под собственным именем, а также резервные копии фотографии в облачных хранилищах – Google Drive, Яндекс.Диск и iCloud.

Шишанова обращает внимание и на другую сложность в таких делах. Несмотря на то, что Пленум ВС в своем постановлении закрепил презумпцию творчества, суды нередко сомневаются в том, что фотография была создана творческим путем, утверждает эксперт. В таких случаях авторам приходится доказывать, что для создания фотографии они приложили свои интеллектуальные усилия, например, подобрали освещение, экспозицию и так далее, предупреждает эксперт. Например, «Уральское авторское общество» в суде с «Лентой» не смогло доказать, что фотография была художественной, а не «технической» (№ А40-239418/2016).

Договориться до суда или получить компенсацию?

Для дел, которые рассматриваются в арбитражных судах (например, если фотограф – ИП), сначала необходимо направить нарушителю претензию. Нередко он исполняет требование и прекращает нарушение на досудебной стадии, отмечает Тиллинг. «Для судов общей юрисдикции такая досудебная претензия необязательна, но как показывает практика, граждане, получившие претензию, также охотно прекращают нарушения сами», – комментирует эксперт.

Если договориться до суда не получилось, то самое надежное решение – требовать компенсации в твердой сумме: от 10 000 руб. до 5 млн. руб., полагает Тиллинг. Но, как и для любой компенсации, ее размер должен быть обоснован правообладателем. В случае, если правообладатель не понес значительных убытков от неправомерного использования фотографии, завысить сумму будет сложно.

Если она используется физическим лицом, то суд вряд ли присудит большую компенсацию, а взыскать деньги будет сложно, отмечает эксперт. Больше шансов на успех, если снимок неправомерно используется в коммерческой деятельности – например, в рекламе крупного бренда. Тогда и размер компенсации, скорее всего, будет больше, и вероятность ее получения – выше.

Практика Верховного суда

За последние годы Верховный суд вынес несколько интересных решений по спорам об авторских правах на фотографию.

В 2017 году в споре блогера и фотографа Ильи Варламова с сайтом «Архи.ру» экономколлегия указала, что цитировать можно не только литературные произведения, но и фотографии – и использовать их без согласия автора в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях (№ А40-142345/2015).

Но, по словам Шишановой, это определение не разрешило проблему до конца. Судам все еще непросто определить, имело ли место именно цитирование фотографии для пояснения какой-либо конкретной мысли автора или это было самостоятельное использование фотографии именно в целях ее демонстрации.

В 2020 году коллегия ВС по гражданским делам разобралась в споре между фотографом Олесей Цейтлин и Минстроем России (№ 5-КГ19-228). Он касался снимка, на котором была изображена квитанция за оплату коммунальных услуг с банкнотами и монетами. Министерство использовало фотографию без разрешения на своем сайте в статье с интервью замглавы Минстроя.

Суды встали на сторону ответчика: никакого нарушения не было, потому что фотография сходна с другими подобными фотографиями и размещена на различных сайтах с возможностью ее копирования. Указания на автора ни на одном из сайтов не было, что означает размещение фотографии в свободном доступе.

ВС же указал: сам по себе факт размещения фотографии на множестве сайтов и без указания авторства не доказывает, что изображение находится в свободном доступе с возможностью копирования без согласия автора и без выплаты вознаграждения.

Кроме этого, Верховный суд отметил, что исходный цифровой файл фотографии и данные о серийном номере фотокамеры, на которую произведена съемка, являются бесспорными доказательствами авторства фотографии.

В итоге с Министерства в пользу фотографа взыскали компенсацию (сумма из документа вымарана).

Источник

20 ключевых пунктов об авторском праве из обзора ВС РФ

Пленум ВС обсудил проект постановления о применения судами положений части IV ГК РФ. Необходимость в разъяснениях вызвана большими изменениями в обществе и экономике за последнее десятилетие.

Постановление состоит из 185 пунктов и 13 разделов. Структура документа совпадает с разделами Гражданского кодекса РФ. Остановимся на важных моментах.

1. Об использовании изображения гражданина

Например, фото- и видеосъемка судебных заседаний производится в соответствии с процессуальным законодательством. Согласие на использование такой записи от участников судебного заседания не требуется.

2. О привлечении лица к ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможность применения гражданско-правовых мер защиты.

3. О допустимых доказательствах нарушения интеллектуальных прав

Допустимыми доказательствами являются заверенные распечатки скриншотов с указанием адреса страницы и времени распечатки.

Аудио- и видеозаписи будут являться допустимым доказательством даже, если они получены без согласия лица, в отношении которого они сделаны, так как информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является его личной или семейной тайной.

Необходимые доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если есть опасения, что в дальнейшем они станут недоступны. Например, нотариус может удостоверить содержание страницы сайта в интернете.

4. О контрафакте

5. Об ответственности информационного посредника

Владелец сайта должен доказать, что на материалы на его ресурс разместили третьи лица, а не он сам, то есть то, что он является информационным посредником.

При отсутствии таких доказательств презюмируется, что владелец сайта является лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Существенная переработка материала и (или) получение указанных доходов владельцем сайта может свидетельствовать о том, что он является не информационным посредником, а лицом, непосредственно использующим соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

6. Авторское право

К авторскому праву можно отнести результат интеллектуальной деятельности в том случае, если он создан творческим трудом. Вместе с тем, «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Не охраняются авторским правом (п. 5 ст. 1259 ГК РФ): «идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Например, авторским правом не охраняются шахматная партия, методики обучения».

7. О персонаже

под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

В отношении персонажа не используется понятие «сходство до степени смешения». Наличие внешнего сходства персонажа и спорного образа — это лишь одно из обстоятельств, которое учитывается при решении вопроса о воспроизведении используемого произведения (его персонажа).

8. О соавторах

Как суд должен установить наличие соавторов?

Для этого необходимо выяснить, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения.

При рассмотрении споров о соавторстве на неразрывное целое произведение, суд должен установить, существовало ли соавторство на момент опубликования произведения. Подтверждением может быть волеизъявление соавторов, выраженное в передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Не является соавторством:

9. Опубликование произведения под псевдонимом

Поэтому, при подаче заявления в суд от издателя, суд не имеет право оставить его без движения «по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора».

В качестве доказательства достаточно представить произведение, на котором указано имя издателя.

10. О публичном исполнении произведения

«Публичное исполнение произведения требует получения согласия правообладателя или организации по управлению правами на коллективной основе независимо от того, осуществляется ли такое исполнение за плату или бесплатно (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ), а также от того, является представление произведения основным видом деятельности или же представляет собой звуковое сопровождение иной деятельности (например, в кафе, ресторанах, торговых центрах, на территории спортивных объектов и т.п.)».

11. О переработке произведения

Суд может назначить экспертизу, чтобы установить, является ли спорное произведение переработкой ранее созданного произведения или самостоятельным трудом автора.

Создание похожего, но творчески самостоятельного произведения, не является нарушением исключительного права.

12. О свободном цитировании произведения

По общему правилу, свободно цитировать можно статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если иное прямо не указано автором или правообладателем. Относится ли конкретная статья к данной категории статей, суд может установить без использования специальных знаний, т.е. без экспертизы.

«„Интернет“ и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

13. Об оспаривании авторства

При оспаривании авторства представляются доказательств, исчерпывающего списка которых нет.

«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».

14. Какие объекты не являются изобретениями

Например, не относятся к изобретениям:

15. О недействительности патента или окончании предоставления правовой охраны товарного знака

С этого момента «не могут быть признаны нарушением прав лица, которому были выданы патент, свидетельство на товарный знак или свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара, действия иных лиц по использованию изобретения, полезной модели или промышленного образца, патент на которые признан впоследствии недействительным, по использованию товарного знака, наименования места происхождения товара, предоставление правовой охраны которому впоследствии признано недействительным».

С момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

16. Об ответственности за разглашение «ноу-хау»

Например, публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, должностное лицо, получившие доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласили (статья 14 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», статья 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

17. О фирменном наименовании

«Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона „О защите конкуренции“, статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ».

При рассмотрении споров о прекращении использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения наименованию правообладателя, суды должны установить схожесть наименований и факт, что компании занимаются аналогичными видами деятельности.

Различие организационно-правовой формы, как части фирменного наименования истца и ответчика, само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

18. О праве на защиту товарного знака

Исключительное право правообладателя охватывает в числе прочих распространение (в том числе предложение к продаже), а также ввоз на территорию Российской Федерации, хранение или перевозку с целью введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации товара, в котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) выражен товарный знак.

19. О доменном имени

Нарушением исключительного права на общеизвестный товарный знак может являться не только использование доменного имени, но и сам по себе факт регистрации доменного имени, тождественного этому общеизвестному товарному знаку или сходного с ним до степени смешения.

20. О сходстве товарных знаков

Смешение возможно, если, несмотря на отдельные различия, потребитель в целом воспринимает спорное обозначение в качестве определенного товарного знака.

Как определяют вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения?

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *