как ездить по европе с российскими правами
Можно ли с российскими правами ездить в Европе
Путешествовать на личном автомобиле или разъезжать по другим странам на арендованном авто удобно и практично. Естественно у автомобилистов возникает вопрос о том, можно ли с российскими правами ездить в Европе. Ответ на него кроется в межгосударственных соглашениях и международных договорах. В разных странах отношения к российским документам различно, а потому стоит поговорить подробнее о возможностях и ограничениях.
С каким видом удостоверения можно управлять автомобилем в европейских странах
Водительские удостоверения могут быть 2-х типов:
Для регулирования правил пользования водительскими документами подписаны международные соглашения. Первое из них принято в 1949 году — Женевская конвенция. Она устанавливала, что для езды на территории иностранных государств, помимо национального удостоверение, необходимо иметь международные права.
Проблему пересечения границ на своем автомобиле значительно облегчила Венская конвенция 1968 года. Она обязала страны, подписавшие соглашение, принять единые правила дорожного движения, что позволило разрешить езду за границей по национальным удостоверениям. При этом такой документ должен соответствовать ст. 41 и приложениям 6, 7 Конвенции или иметь заверенный перевод на местный язык.
С учетом указанных Конвенций страны можно подразделить на несколько групп:
В Европе большинство стран подписали Венскую конвенцию. Несколько осталось в рамках только Женевской. В третьей группе европейских государств нет.
Действуют ли отечественные права за рубежом
Российская Федерация присоединилась к Венской конвенции, а потому российские водительские удостоверения признаются действительными в странах, ее подписавших, т. е. большинством европейских государств.
В то же время, даже в них имеются определенные ограничения. Российский документ должен соответствовать приложению 6 Конвенции, устанавливающему правила его оформления. В случае несоответствия, водительское удостоверение должно иметь нотариально заверенный перевод текста документа на язык государства, где находится россиянин.
Соответствуют ли российские удостоверения международным стандартам
Последняя редакция требований к водительским удостоверениям по Венской конвенции принята в 2011 году. В ней появилось важное условие: обязательные сведения о водителе, пронумерованные цифрами от 1 до 11, в четко установленном порядке. Это новшество ускорение поиска проверяющим необходимой информации. Кроме того, изменены некоторые требования по форме и использованию иностранного языка.
После принятия новой редакции изменилось и признание российских документов за границей. Водительские удостоверения, выданные в РФ до 01.03.2011, не соответствуют новым требованиям, а потому, к ним необходим перевод на местный язык или приложение международных прав.
Удостоверения, выданные после указанной даты, полностью соответствуют установленным нормам. В них учтены следующие требования:
Такое водительское удостоверение стало соответствовать международным для стран, входящих в Венскую конвенцию, и соответственно признается ими.
В каком случае обязательны международные прав
Водительское удостоверение международного образца необходимо при управлении транспортным средством в странах, подписавших Женевскую конвенцию, но не присоединившихся к Венской. В таких государствах действуют только их национальные документы и международные удостоверения. Российские удостоверения в них недействительны.
По внешнему виду международные права напоминают буклет серого цвета. Все надписи в нем делаются латинскими буквами. На лицевой стороне дается информация о самом документе: где и кем выдан, дата выдачи, срок действия, реквизиты национальных, российских прав. Здесь проставляется подпись и печать.
На 2 странице указываются ограничения по вождению, на 3 — сведения о водителе, в т. ч. Ф. И. О., дата рождения, место жительства. Допуск к определенной категории транспортных средств выделяется овалом. Форма утверждена Приказом МВД РФ от 18.04.2011 № 206 (приложение 1).
Обязательно наличие фотографии владельца. В случае наличия медицинских показаний на управление в оптических очках, автомобилист делает фото с ними, но стекла не должны иметь затемнение.
Важно учитывать, что международные права могут потребоваться даже в некоторых странах Венской конвенции при аренде автомобиля. Практически невозможно взять в аренду транспортное средство в Швейцарии, Норвегии и Бельгии без удостоверения международного образца. В Греции за вождение арендованного автомобиля без такого документа предусмотрен штраф.
Какие особенности использования российских прав в некоторых странах
Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что признание российских прав обусловлено подписанием странами определенной Конвенции. С учетом этого, необходимо перед планированием поездки на автомобиле зарубеж точно узнать о требованиях к водительским удостоверениям в той или иной стране. Может получиться так, что при пересечении границ в Европе могут возникнуть проблемы при отсутствии международного документа.
В каких странах удостоверение действительно
Российские права нового образца признаются в следующих странах Европы: Австрия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Македония, Монако, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция.
Можно ездить россиянам по национальным документам во многих странах мира: Бахрейн, Бразилия, Израиль, Иран, Кувейт, Марокко, Мексика, Пакистан, Южная Корея, Таиланд, Чили, Эквадор, ЮАР. Действительны российские права во всех бывших республиках СССР (в т.ч. в Латвии, Литве, Эстонии, Грузии), кроме Киргизии.
В каких европейских странах требуют удостоверение международного образца
К европейским странам, не присоединившимся к Венской конвенции относятся: Андорра, Албания, Ватикан, Гибралтар, Ирландия, Испания, Кипр, Мальта, Нидерланды и Турция. В них для управления автомобилем необходимо удостоверение международного образца. Только Женевскую конвенцию ратифицировали: Австралия, Алжир, Аргентина, Гонконг, Египет, Индия, Иордания, Камбоджа, Канада, КНР, Ливан, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Сирия, США, Тунис, Япония.
Какие временные ограничения на использование российских прав в Европе
Несмотря на приверженность Венской конвенции, многие вводят временные ограничения действия национальных прав других государств на своей территории. Так российские права действую только в течение следующего срока:
В этих странах после истечения указанного срока необходимо получить национальные права данных государств.
Международные права в России выдаются на срок не более 3 лет. При этом он зависит от срока действия национального (российского) водительского удостоверения. При его окончании перестает действовать и международный документ.
В некоторых европейских странах имеются ограничения по аренде автомобилей, несмотря на наличие российских и международных прав. Возрастные ограничения имеются в Норвегии (с 19 лет), Австрии и Португалии (с 21 года), Болгарии (с 23 лет). Возможен отказ для граждан старше 60 лет. Многие арендодатели обращают внимание на водительский стаж.
Определенные проблемы может вызывать тот факт, что Россия не входит в Евросоюз. Несмотря на действие Венской конвенции, проверка документов полицейскими проводится с особой тщательностью. Это заметно, например, в Италии и Испании. Бдительно проверяется категории вождения и срок пребывания в стране. В некоторых странах могут потребовать предъявить международные права при аренде автомобиля.
Наказание за нарушение конвенции
За нарушение условий Конвенций в Европе предусмотрены значительные штрафные санкции. Они устанавливаются отдельно каждой страной, но, как правило, начинаются с 200 евро. При этом полиция умеет поставить так вопрос, что штраф возрастет до 1000 евро и более.
В случае повторного нарушения сумма удваивается. Надо также учитывать, что уплата такого штрафа в России после возвращения обойдется еще дороже. Придется оплатить всю сумму плюс, как минимум, банковские расходы на международные перечисления денег. Превышение может достигать 25–40 евро.
Своеобразный транспортный закон принят в Греции. Здесь при управлении арендованным автомобилем без международных прав придется оплатить штраф 200 евро, а при повторном нарушении — 400 евро. При этом ездить на своем автомобиле по Греции можно с российским удостоверением, т. к. страна подписала Венскую конвенцию.
Национальные, российские права действительны только в государствах, подписавших Венскую конвенцию. Если они получены после 2011 года, то с ними можно ездить в большинстве европейских стран.
В государствах, подписавших только Женевскую конвенцию, к российским правам необходимо дополнительно прикладывать удостоверение международного образца, выдаваемое ГИБДД.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
За нарушение правил использования водительского удостоверения предусматриваются значительные штрафы.
Международные водительские права: для чего нужны и где действуют
В этот раз расскажем о международных водительских правах: что из себя представляют, для чего нужны и на территории каких стран действуют. Есть множество нюансов, а также расхождения теории с практикой, потому будьте внимательны и вооружитесь ручкой с блокнотом.
Содержание
Что такое международные водительские права
Вы уже получили российские водительские права, приобрели автомобиль, заранее проверив его историю, а теперь желаете обзавестись международными правами. Что представляет собой документ? Это утвержденная международным правом форма книжечка формата А6 на русском и английском языках с фотографией, указанием данных водителя, а также категорий ТС, которыми он может управлять.
Для чего нужно международное водительское удостоверение
Также не придется лишний раз спорить с иностранной полицией, кто прав, а кто нет. Так как национальные права на практике действуют далеко не везде, проще иметь международные.
В каких странах требуют международные права
Сначала разберемся, каким документом и когда утвержден образец международных прав.
В далеком 1949 году 96 стран поставили подписи в Женевской конвенции о дорожном движении. Бумага была создана с целью удобства передвижения по территориям стран, которые подписали конвенцию. Документ утвердил единую форму карточки, минимальный возраст водителя — 18 лет, категории транспортных средств, а также срок действия международного удостоверения.
Сегодня международные права признают в:
С полным списком стран можно ознакомиться на сайте Организации Объединенных Наций.
При этом, если вы решили ездить с международными правами, российские также возьмите. Без них удостоверение международного образца признают недействительным.
Спустя 19 лет после подписания конвенции в Женеве 75 государств подписали новую Венскую конвенцию о дорожном движении. Этот документ был призван еще больше облегчить жизнь автолюбителям, так как разрешил использовать национальные права на территории стран, подписавших документ.
Например, россиянам Конвенция позволила ездить на автомобиле по ряду стран с российскими правами. В списке тех, кто поставил подпись, — страны бывшего советского пространства, например: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Литва, а также страны Аравийского полуострова, Латинской Америки, Африки и Западной Европы. Полный список государств также смотрите на сайте ООН.
ВАЖНО! Страны, которые не подписывали никаких конвенций, принимают по умолчанию только документы, утвержденные собственными законами и правилами. Но таких государств, к счастью, немного.
Международные права и популярные для отдыха страны
В Таиланде действуют международные права. Популярный транспорт там — это скутеры или мотороллеры. Многие туристы говорят, что проще сделать тайские права, потратив на категорию А/А1 пару дней и 555 бат (включая госпошлину, медицинскую справку и сертификат резидента) — чуть больше тысячи рублей. Хотя даже при таких ценах некоторые ездят вообще без прав…
По турецким дорогам полгода можно ездить с национальными правами, хотя дорожный полицейский будет просить международные или местные права. Притом прокатные конторы могут не спрашивать удостоверение вообще, считая все возможные исходы проблемами страховой компании. Учтите, что по истечении 6 месяцев без нужных прав страховую выплату вы не получите.
В Китае международные права не действуют. Зато можно ездить с российскими в течение 1-2 месяцев. Если пробудете там дольше, придется сделать местное водительское удостоверение.
На индийской земле, наоборот, признают только международные и местные права. С российскими нельзя ездить вообще. Некоторые умудряются договариваться с дорожными полицейскими за несколько сотен рупий или даже делать права в фотошопе… Но мы не советуем идти этим путем. Это незаконно и небезопасно.
На дорогах стран Восточной Европы у вас также спросят международные права. Притом в Беларуси, например, с российским удостоверением можно ездить 3 месяца после получения белорусского паспорта или вида на жительство. В Польше — полгода. А в Болгарии национальные права действуют вовсе год с момента заезда на территорию страны. По истечении этих сроков нужно сдавать экзамены и получать местные права.
С чем можно столкнуться на практике
Если у вас российские права старой формы, которые выдавали до 2011 года, заграничные инспекторы их не примут. В 2006 году вышло дополнение к Венской конвенции, по которому пункты прав должны быть указаны цифрами, а на самой карточке должен быть штрих-код. У старого удостоверения этого нет. Может, конечно, «прокатить», но лучше не рисковать.
Даже если у вас российские права нового образца, за границей могут потребовать международные. Нередко их просят, когда нужен автомобиль напрокат или дело доходит до выплаты страховки.
Часто случается, что в государствах, где должны принимать только международные удостоверения, соглашаются проверить национальные и, наоборот. Например, дорожный полицейский из США попросит ваши российские права, хотя Штаты подписали Женевскую конвенцию, которая разрешает только международные.
Интересная ситуация в Италии. Страна подписала обе конвенции, а значит, там принимают любые права. Но в пунктах проката просят международные. Потому нужно быть готовым отстаивать свою правоту или просто иметь международное удостоверение.
Советы
Эксперты и опытные водители предлагают сделать 3 вещи перед тем, как поехать за границу:
Главное — стараться не рисковать. Проще сделать нужный документ и не беспокоиться, чем ждать, что «прокатит».
Как и где оформить международное удостоверение
Для оформления прав нужны всего пять документов:
С бумагами идете в центральное отделение дорожной инспекции или узнайте, в каких отделениях могут изготовить права, либо обратитесь в МФЦ. Еще один способ получить удостоверение — через портал «Госуслуги».
Важно помнить, что международные права, по условиям Конвенции, действуют только 3 года. Если ездите на машине за границу часто, за 10 лет действия российских прав 3-4 раза смените международные.
Что будет, если не сделать международные права
Рискуете при проверке документов нарваться на наказание за вождение без прав. Такое случается, когда иностранные полицейские, например, не принимают национальные права.
Одна из возможных мер — административный штраф. Так, на итальянской земле вам придется заплатить 300 евро, если полицейский просто остановит вас и обнаружит, что международных прав у вас нет. Будет хуже, если вы без удостоверения попадете в аварию. Тогда формально вы вообще не имеете права управлять авто, а значит, после судебных разбирательств рискуете попасть за решетку.
Так что права международного образца все же стоит сделать. Это несложно и займет от 20 до 40 минут.
Можно ли получить новые права в другой стране, если российские у меня отобрали?
Вы писали про получение водительского удостоверения в Грузии. Я правильно понимаю, что такой способ дает лазейку тем, кого в России прав лишили?
Например, у человека отбирают права за вождение в пьяном виде, он отправляется в условную Грузию и за 5 тысяч получает новые права, после чего спокойно ездит в России снова. Это вообще законно или нет?
Водители, которых лишили прав, скорее всего, смогут получить водительское удостоверение в другой стране. Но если использовать этот документ в России, то возникнут проблемы с законом.
Дело в том, что суды не лишают человека водительского удостоверения — они лишают права на управление транспортными средствами. Пластиковая карточка с фотографией водителя — просто документ, подтверждающий, что это право есть.
В чем разница между правом и удостоверением
Наличие пластиковой карточки с фотографией далеко не всегда означает, что у человека есть право управлять автомобилем. И наоборот, у человека может не быть водительского удостоверения, а право на управление автомобилем при этом сохраняется.
Право управлять транспортным средством возникает, если одновременно выполнить несколько условий:
Даже если человек выполнил все эти условия, но не стал получать водительское удостоверение, у него есть право на управление автомобилем. Удостоверение понадобится, чтобы воспользоваться этим правом.
Водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение и передавать его для проверки сотрудникам полиции. В правилах не уточняется, какое водительское удостоверение должен иметь водитель — российское или зарубежное. Но документ должен быть в любом случае.
Если водитель потерял удостоверение, право на управление само по себе не исчезает. Не нужно повторно проходить обучение, медкомиссию, сдавать экзамены. Достаточно уплатить госпошлину, обратиться в ГИБДД и получить новую пластиковую карточку с фотографией.
Чего лишает суд
Лишить прав могут за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или иного опьянения, за отказ пройти медицинское освидетельствование, выезд на встречную полосу и многое другое. Полный список нарушений ПДД, за которые лишают права управления, есть в главе 12 КоАП РФ.
Лишить прав может только суд. В решении не указывается формулировка «лишить водительского удостоверения»: человек утрачивает само право управления, а не документ, который его подтверждает. Суд аннулирует право на управление независимо от того, в какой стране оно было выдано.
Еще суд никогда не пишет «лишить права на управление автомобилем». За пьяную езду на мотоцикле человек в судебном порядке лишается права управлять любым транспортом: автомобилем, катером, трактором и даже самолетом. Такой человек сможет управлять только тем транспортом, на который не требуется специальное разрешение, например велосипедом или самокатом.
Само водительское удостоверение водителю действительно приходится сдавать, но это не наказание, а только мера его обеспечения.
А если получить новые права за рубежом
Допустим, водитель, лишенный права управления в России, едет в соседнюю страну, сдает там экзамены и получает новое удостоверение. Это не нарушает российские законы. Нарушает ли зарубежное законодательство, я не знаю, скорее нет. Проверить, лишался ли человек прав в другой стране, бывает очень сложно.
Информация обо всех лишенцах есть в базе данных ГИБДД и доступна всем сотрудникам, подключенным к ней. Если водителя, лишенного права управлять транспортными средствами, остановят сотрудники ГИБДД, они легко выявят нарушение. Им достаточно связаться с дежурной частью и попросить проверить человека с удостоверением, выданным в другой стране.
Запомнить надо вот что:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Какие страны признают российские водительские удостоверения
Автомобили, самолеты и поезда входят в тройку наиболее популярных видов транспорта для путешествий за границу среди россиян. Но если с воздушным и железнодорожным транспортом достаточно загранпаспорта и визы, то поездка на автомобиле создает дополнительные трудности. Поскольку не во всех странах мира признаются российские водительские удостоверения, узнаем, в каких странах действуют российские водительские права и что может их заменить.
Признаются ли российские права за границей
Признают ли за рубежом российские права, зависит от страны. Существуют две конвенции о дорожном движении: Венская (1968 года) и Женевская (1949 года). Страны-подписанты Венской конвенции, среди которых и Россия, взаимно признают национальные водительские удостоверения, выданные в странах-членах, при условии, что эти удостоверения соответствуют требованиям конвенции.
Страны, подписавшие Женевскую конвенцию, требуют от иностранцев наличия международных водительских прав.
ГИБДД в России выдает оба вида этих прав. Национальные права нового образца, выдаваемые в России с 2011 года, признаются всеми членами Венской конвенции, а потому не требуют оформления других документов. Для посещения на автомобиле территории стран-подписантов Женевской конвенции потребуется международное водительское удостоверения (МВУ). Порядок его выдачи описан в разделе III Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014.
Страны, где действуют национальные российские права
Российских водителей должно радовать, что большинство стран мира являются членами как раз Венской конвенции. В Европе, например, лишь несколько стран не подписали или не ратифицировали этот документ, поэтому путешествия по ЕС с российскими правами – не проблема. Перечень признающих российские права стран гораздо шире – ниже указаны все государства, где россияне с национальным водительским удостоверением могут садиться за руль авто.
Стоит отметить, что возможность пользоваться российскими национальными правами имеют лишь те россияне, которые получили удостоверение нового образца, выданное после 1 марта 2011 года. Права старого образца хоть и действительны, но из-за отсутствия транслитерации на латинице не признаются на территории иностранных государств.
Национальные права позволяют управлять автомобилем только в случае краткосрочных визитов – в период от 3 до 12 месяцев с момента въезда в ту или иную страну.
Затем местные требования обязывают получить права местного образца, поскольку такие водители рассматриваются государством как местные временные или постоянные жители.
Кроме этого, даже в стране-участнице Венской конвенции может потребоваться МВУ, например, при аренде автомобиля. Рассмотрим детальнее, что собой представляет водительское удостоверение международного образца.
МВУ: что это и где требуется
Лицевая страница второго листа
Лицевая страница третьего листа
Внутренняя страница первого листа
Внутренняя страница второго листа
Внутренняя страница третьего листа
Необходимость в МВУ возникает при перемещении по территории стран Женевской конвенции. Международное водительское удостоверение для выезда за границу не требуется, однако оно понадобится при перемещении по Австралии, Алжиру, Аргентине, Бангладешу, Малайзии, Мали, Мальте и множеству других стран, не подписавших или не ратифицировавших Венскую конвенцию.
Как показывает практика, не всегда МВУ будут обязательны. По словам туристов и по информации Консульского департамента МИД РФ, многие страны Женевской конвенции весьма лояльно относятся к национальным правам. Главное условие – наличие латинской транслитерации. Однако не рекомендуется рисковать и ездить по указанным странам без международных прав – это чревато наложением на водителя штрафов и прочими неприятностями.
МВУ для проката автомобилей
Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.
Например, в Швейцарии, Норвегии и Бельгии найти прокатные сервисы без требований МВУ крайне сложно.
Более того, некоторые страны, где признаются национальные права, обязывают арендаторов автомобилей иметь МВУ даже на законодательном уровне. Яркий пример – Греция, где вступивший в силу в марте 2021 года новый транспортный закон 4530/2018 позволяет накладывать на водителей без МВУ, если они арендовали авто, штраф в 200 евро. На практике местные полицейские трактуют норму так, что штраф вырастает до 1 тысячи евро и при повторном нарушении удваивается. И хотя туристы из РФ утверждают, что в 2021 году условия аренды авто в Греции не поменялись, местная полиция может быть иного мнения.
Рекомендации и отзывы опытных путешественников
Даже если планируете посетить страну Венской конвенции, желательно оформить МВУ. И дело не только в аренде: в случае ДТП, в оформлении которого будет участвовать полиция, без международного удостоверения рассчитывать на страховые возмещения не стоит. Это, как правило, условия самой страховой компании, прописанные в страховом договоре, по которым без МВУ страховка считается недействительной, независимо от страны и ее принадлежности к какой-либо из конвенций.
Если вы планируете брать авто в аренду, позаботьтесь о получении МВУ задолго до самой поездки. Тем более, если за границей вы бываете часто. Дело в том, что недавно в прокатной компании «GoldCar» в Италии со мной произошел инцидент: сотрудник отказался давать автомобиль по причине того, что МВУ были оформлены непосредственно перед выездом. В условиях аренды значился пункт: «Клиент обязан иметь при себе действующие водительские права, выданные минимум за год до заключения договора на аренду». Пришлось искать другую прокатную компанию.
Не забывайте, что международные права действительны всего три года с момента выдачи. Однажды позабыв об этом и отправившись в длительную командировку в Индию на восемь месяцев, я вдруг обнаружил факт истечения срока действия МВУ уже через 30 дней. Как бы это ни было некомфортно, но на протяжении всей командировки мне пришлось позабыть про аренду авто и пользоваться «прекрасным» индийским общественным транспортом. Не повторяйте моих ошибок!
Заключение
Несколько основных выводов, о которых всегда стоит помнить читателям: