как можно использовать музыку не нарушая авторских прав
Музыка для клиентов: как использовать и не нарушать авторские права
Бесплатно включать в заведении можно только музыку с открытой лицензией или ставшую общественным достоянием. В остальных случаях нужно будет заключить договор с правообладателем или Российским авторским обществом и перечислять авторское вознаграждение, чтобы потом не пришлось выплачивать значительные денежные компенсации
Довольно трудно найти владельца магазина, ресторана, салона красоты или фитнес-клуба, который ни разу не включал музыку для своих клиентов. Однако далеко не каждый предприниматель задумывается над тем, что ее публичное исполнение допускается только с разрешения правообладателя. Порой это приводит к нарушению авторских и смежных прав и, как следствие, к необходимости выплачивать значительные денежные компенсации.
Почему нельзя включать музыку без согласия автора и выплаты ему вознаграждения?
У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора – авторские права, охраняемые законом. Это значит, что только он имеет право извлекать выгоду из результата своей интеллектуальной деятельности, а иные лица по общему правилу не могут использовать произведение без его согласия. Если такое использование все же состоялось, то оно будет считаться незаконным и может повлечь за собой гражданско-правовую (ст. 1252, 1301 ГК РФ), административную (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ) и уголовную (ст. 146 УК РФ) ответственность.
Если вы хотите использовать музыку какого-либо исполнителя или композитора, то с ним необходимо заключить лицензионный договор, который должен предусматривать (ст. 1235 ГК РФ):
При этом некоторые правообладатели, в том числе широко известные, предоставляют такую возможность бесплатно. Напомню историю, которая случилась 13 лет назад в оренбургском баре Underground. За публичное исполнение одной из песен группы «Сплин» бар получил претензию от Российского авторского общества (РАО) с требованием выплатить денежную компенсацию. После этого руководитель заведения написал обращение в адрес лидера музыкальной группы Александра Васильева, в котором попросил разрешения использовать его песню. Разрешение бар получил. Финансовых выплат в пользу РАО на этот раз удалось избежать.
Что делать, если получить разрешение автора проблематично, а музыку использовать хочется?
В случае если заключить договор с правообладателем не представляется возможным, предпринимателю нужно быть готовым к встрече с представителями организации по коллективному управлению авторскими правами – РАО. Это посредник между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях, который получил государственную аккредитацию (ст. 1244 ГК РФ). На данный момент РАО представляет интересы более 26 тыс. российских и 2 млн иностранных правообладателей.
Если предприниматель заключает лицензионный договор с РАО, то он может включать у себя в заведении практически любые российские и зарубежные композиции. Все, что требуется от него, – одновременно с перечислением авторского вознаграждения по лицензионному договору предоставить РАО сведения о произведениях, которые публично исполнялись в отчетный период. Это нужно, чтобы РАО могло установить обладателей авторских прав, которым причитается вознаграждение.
Данный механизм значительно облегчает предпринимателю жизнь, ведь обычно получить разрешение у всех обладателей авторских прав на произведения, которые звучат в заведении, практически невозможно. Чтобы заключить лицензионный договор с каждым правообладателем и перечислять им причитающееся вознаграждение, предпринимателю нужен целый штат сотрудников. А так РАО после заключения лицензионного договора самостоятельно распределяет и перечисляет авторское вознаграждение.
Как правильно составить запрос в РАО?
На сайте РАО размещены формы заявлений о предоставлении права использования произведений. Нужно лишь скачать подходящую форму и корректно заполнить поля. Это заявление направляется в РАО в электронной форме по электронной почте. Затем представители РАО свяжутся с отправителем, предложат заключить лицензионный договор и укажут размер вознаграждения.
Может ли РАО подавать иски в защиту прав авторов?
Положения п. 5 ст. 1242 ГК РФ предусматривают, что организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Следовательно, РАО может подать иск от любого российского и иностранного автора. При этом ему даже доверенность не нужна. Полномочия подтверждаются свидетельством о государственной аккредитации.
Как РАО фиксирует факт нарушения авторских прав?
Происходит это так. Представитель РАО приходит в помещение и осуществляет видеофиксацию исполнения музыкальных произведений. Далее проводится фонографическое и музыковедческое исследование, результаты которого отражаются в соответствующем акте. Заключение специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского права. Перед тем как обратиться в суд, РАО направляет ответчику письмо с требованием выплатить компенсацию за незаконное использование музыки. Размер компенсации установлен Постановлением Авторского Совета РАО от 24 апреля 2014 г. № 5 и составляет 20 тыс. руб. за одно произведение. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО подает иск в суд.
Вот несколько примеров из обширной судебной практики, когда предпринимателям приходилось выплачивать в пользу РАО весьма существенные суммы за незаконное публичное исполнение музыки:
Как найти способ использовать музыку бесплатно?
1. Включайте музыку с открытой лицензией.
Существуют музыкальные произведения, которые авторы размещают в свободном доступе, т.е. они отказываются от права на вознаграждение. Это так называемая лицензия Сreative Сommons (СС). Размещая произведение на условиях такой лицензии, автор разрешает использовать свой контент всем желающим на определенных условиях. При этом все лицензии Creative Commons являются неисключительными, отчуждения прав не происходит. У автора сохраняется право заключать лицензионные договоры на других условиях, в том числе более жестких.
Бесплатное коммерческое использование произведений возможно при следующих типах лицензий СС:
Найти такую музыку можно, например, на сайтах www.netlabels.org и www.freemusicarchive.org.
2. Включайте музыку, ставшую общественным достоянием.
У любого авторского права есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторского права такой срок составляет 70 лет со дня смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). Но не стоит забывать про наличие смежных прав у исполнителей и изготовителей фонограмм произведений, срок действия которых – 50 лет.
Допустим, с момента смерти композитора С.В. Рахманинова прошло 70 лет. Авторские права в данном случае не действуют. Но имеются записи его произведений в исполнении оркестра, сделанные в 2021 г. Смежные права на данные записи перестанут действовать только в 2071 г. А до этого времени предприниматель должен выплачивать оркестру вознаграждение.
Как использовать музыку в видеороликах и не нарушить авторские права
Неважно, делаете ли вы ролик для федерального телевидения с большими затратами на продакшн или монтируете в собственном телефоне сторис с музыкальной подложкой для Instagram, — предварительно нужно изучить правовые тонкости использования аудиотреков, чтобы избежать недоразумений и штрафов. Юрист Everypixel Studio Дарья Кузнецова рассказала, как проверить музыку на авторские права, что нужно знать, выбирая треки для коммерческих проектов, какие есть форматы взаимодействия с дистрибьюторами и артистами, как юридически оформить такое сотрудничество и как в дальнейшем использовать музыкальные композиции. Отвечаем на главные вопросы.
Дарья Кузнецова
юрист Everypixel Studio
Проверка музыки на авторские права
У любого произведения есть автор, а значит, и авторские права. Ошибочно считать, что даже бесплатно скачанный трек можно использовать в любых целях. Проверка лицензии не доказывает наличие или отсутствие правообладателя, она может показать, кто автор и какие разрешения и ограничения он установил на свое произведение. Исходя из этой информации, вы поймете, к кому обратиться за покупкой лицензии или выкупить эксклюзивные права на сам трек.
К сожалению, универсального способа проверки музыки на авторские права нет, но есть вспомогательные приемы:
Лицензия — это главное
Музыка в коммерческом ролике на YouTube, в Instagram, TikTok или на ТВ — в любом из этих случаев вы будете сталкиваться с авторским правом. Подбираете ли вы бесплатный трек через музыкальный банк площадки (например, в YouTube) или договариваетесь с правообладателем напрямую, вы всегда будете иметь дело с лицензией. Такое соглашение включает в себя перечень прав на использование музыкальной композиции, а также территорию и период времени. Знание условий партнерства позволяет избежать негативных последствий.
Можно использовать в своей рекламе музыку, купленную в iTunes и прочих онлайн-магазинах?
Вы можете свободно слушать аудиотреки, купленные в iTunes и на любых других площадках. Но когда речь идет об использовании этой музыки в коммерческих проектах (то есть в любом формате, предполагающем дальнейшее извлечение выгоды), ситуация меняется. Загружая свой трек в iTunes, музыкант разрешает только лишь прослушивать его и делать это можно только в домашних условиях. Другие манипуляции над композицией (изменение, обрезка и т.д.) являются нарушением. Внедрение трека в коммерческие проекты запрещено, и дает правообладателю основание для подачи в суд. Даже для того, чтобы включить купленную музыку в качестве фона в ресторане, нужна отдельная лицензия и договор.
Музыка без авторских прав — бесплатная?
Аудио этой категории можно встретить в специализированных музыкальных банках, популярных видеоредакторах и в библиотеках самих площадок (YouTube, TikTok). Наличие той или иной композиции в списке (например, в фонотеке TikTok) подразумевает, что между площадкой и правообладателем (музыкантом или его дистрибьютором) заключен лицензионный договор, в котором указан порядок использования трека.
5 онлайн-сервисов для монтажа видео
Когда вы выбираете это аудио, вам не нужно платить, но использовать композицию можно на условиях, которые указаны в соглашении с площадкой. Например, YouTube разрешает применять музыку из своей бесплатной фонотеки и даже монетизировать такие видео на своей площадке. А вот использовать этот контент и музыку на других ресурсах нельзя.
Те же принципы распространяются на специализированные музыкальные банки. Чаще всего, покупая по сравнительно небольшой цене Royalty Free трек или определенный музыкальный элемент (например, бит), вы имеете дело со стандартной лицензией на неэксклюзивной основе, которая включает ряд существенных ограничений. Стоимость расширенной лицензии значительно выше и дает больше прав, а в некоторых случаях покрывает все доступные варианты использования. Поэтому, работая с музыкальными банками и площадками, внимательно изучите, что включает в себя лицензия и подходит ли она вам. Например, может оказаться, что трек будет не доступен к прослушиванию на нужной вам территории.
А вот что говорят сами музыканты об использовании треков в YouTube: прежде чем использовать трек, они также советуют убедиться, что трек действительно распространяется по лицензии Royalty Free, а также просят корректно указывать авторство в титрах и описаниях.
Где скачать музыку без авторских прав?
Есть разные площадки с Royalty Free треками, часть из них работает по платной подписке, часть — совершенно бесплатные. Но всегда внимательно читайте условия лицензии.
Как купить лицензию на музыку у знакомого исполнителя?
Для того, чтобы включить в свой проект музыку исполнителя, с которым вы лично знакомы, вам нужно будет также юридически оформить ваши отношения. При этом доступны два варианта передачи прав интеллектуальной собственности.
Лицензионный договор, который заключается на конкретный период времени, действует на определенной территории и предоставляет перечень прав (например, позволяет в течение года использовать трек только на телевидении). По истечении срока договора вам нужно будет его перезаключить или прекратить сотрудничество. Последний вариант вполне актуален, ведь музыка имеет свойство устаревать. Однако все созданные произведения на основе купленного трека в период действия лицензии обладают легитимностью. То есть, если через пять лет окончания договора вы захотите использовать рекламный ролик с музыкой, на которую у вас была лицензия, вы вправе это делать.
Договор отчуждения интеллектуальных прав — это более простой вариант сотрудничества, подразумевающий передачу всех прав на использование трека покупателю.
Оба договора являются простыми: в них должны быть указаны имена сторон, название музыкального произведения, имя автора трека и стоимость.
Что делать, если нет возможности разбираться с договорами, а музыка нужна?
Если вопросы, связанные с лицензиями и правами, кажутся вам сложными и запутанными, вы можете обратиться в продакшн-студию или креативное агентство, которые возьмут на себя решение этого вопроса, создавая для вас контент. Эти подрядчики работают с лицензионной музыкой на специальных аудиобанках, либо могут создать уникальный трек для вашего проекта, передав на него права.
Важно отметить, что права на песни популярных исполнителей принадлежат либо самому автору, либо лейблу, с которым он сотрудничает. Чтобы купить лицензию на известную песню, нужно обращаться напрямую к правообладателю.
При сотрудничестве с Everypixel Studio заказчику вместе с конечным продуктом передаются все права на использование результатов интеллектуального труда. Вы можете выбрать лицензионный трек из нашей базы, либо мы создадим уникальную композицию для вашего проекта.
10 заблуждений об авторском праве на YouTube
Руководитель отдела политик медиасети Yoola
Быстрая популярность и хороший доход — вот к чему стремятся некоторые YouTube-блогеры. Игнорируя правила и законы размещения своих роликов, можно не только лишиться монетизации, но и попасть в бан. Для авторов каналов такие решения со стороны YouTube кажутся полнейшей неожиданностью. А происходит это потому, что изначально представления блогеров об авторском праве были неверными и основывались на мифах.
Миф 1. Если я укажу в видео имя правообладателя, можно использовать чужой материал
Использовать чужой контент при упоминании имени правообладателя – незаконно. Даже если вы добавите свой контент в уже существующие чужие материалы, вряд ли это признают добросовестным использованием. Поэтому обязательно перед загрузкой роликов на свой YouTube-канал проверяйте их на нарушение авторских прав. Также внимательно изучите главные критерии добросовестного использования:
Пример правомерного использования — недавно нашумевший случай с BadComedian, российским видеоблогером и обозревателем кинофильмов, который создает критические обзоры, в основном, на российские фильмы, реже — на зарубежные.
Автор использовал несколько фрагментов из фильма для критического анализа. Правообладатели решили заблокировать неприятную им критику и обратились в суд. Но автор не побоялся суда, обратился за юридической помощью и воспользовался понятием добросовестного использования. В итоге отстоял свое право даже без судебного разбирательства – иск был отозван.
Миф 2. Если я публикую контент не для получения прибыли, авторское право не нарушается
Хотите вы монетизировать видео или нет, соблюдать пункты законодательства об авторском праве обязательно всегда. Даже если вы заявляете, что создали ролик исключительно в развлекательных целях или для некоммерческого использования, это не оправдание при проверке. Такое использование контента никогда не считают добросовестным.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Если суд докажет, что материал был использован недобросовестно, правообладатель сможет привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации.
Миф 3. Если все выкладывают чужой контент, мне тоже можно
Да, на YouTube можно увидеть много похожих друг на друга материалов, принадлежащих разным пользователям. Но это не основание считать, что выкладывать такие ролики правильно и законно. Это верно в том случае, когда правообладатели сами дают разрешение на размещение своего контента.
Еще один интересный момент – права на видео могут принадлежать разным лицам. Один правообладатель не против переработки своего материала, а другой – наоборот. Лучше не пренебрегайте проверкой информации, которую вы хотите выпустить под своим именем.
Некоторые зарубежные блогеры разрешают переводить свой контент на другие языки. К примеру, студия Frontways получила разрешение на перевод канала Charlie Houpert, который помогает развивать харизму, уверенность в себе и другие внутренние установки, и создала отдельный канал «Искусство Харизмы» (официальный перевод популярного американского YouTube). Но это не означает, что любой может делать перевод контента и просто указывать ссылку на оригинал или на автора.
Некоторые партнеры нашей медиасети переводили ролики зарубежных авторов и выкладывали к себе на канал, однако у большинства из них есть прямое разрешение на перевод от правообладателей контента.
Миф 4. Не будет проблем с тем материалом, который я записал в кино или на концерте
Если вы хотите выложить на YouTube материал, записанный на камеру или диктофон, заручитесь согласием автора. Это правило работает и в случае с музыкой, которую вы ставите на фон вашего ролика. Всегда помните: если вы хотите добавить чужое произведение в свое видео, сначала нужно разрешение правообладателя.
Так, один наш партнер снял ролик, в котором маленькая девочка смотрела в телефоне другой ролик с рыбками, и это отображалось несколько секунд. Обладатель того видео заявил права на этот фрагмент, но медиасеть посоветовала автору эту ситуацию оспорить по добросовестному использованию. В результате заявка была отозвана, а партнер не потерял доход с 1,5 млн просмотров.
Миф 5. Если я использую несколько секунд чужого материала, то не нарушу авторское право
Закон об авторском праве действует и на полный материал, и на его отрывки. Две секунды трека, полминуты фильма или одно предложение авторского текста – на все нужно разрешение правообладателя, иначе это будет считаться незаконным использованием авторского материала.
Заявка через автоматическую систему поиска контента (Content ID) или жалобу правообладателя поступает вне зависимости от хронометража совпадения. Вы можете подать апелляцию и попробовать оспорить этот момент – возможно, даже удастся. Но вероятность этого очень мала. Помните, что апелляция может довести до судебного процесса. Поэтому выучите критерии и принципы добросовестного использования и не рискуйте их нарушать.
Миф 6. Разрешено использовать чужие произведения в ознакомительных целях
В законе не существует понятия «ознакомительная цель». Получили вы деньги за материал или нет — все равно правообладатель в силах потребовать с вас выплату компенсации за нарушение авторских прав.
Вернемся к ранее обсуждаемому формату «Реакции». Бывает, что авторы бeз разрешения правообладателя записывают, например, как они смотрят чужой ролик, и потом выдают его за свой контент. В описании к ролику они ссылаются на статью 1274 ГК РФ с припиской, что видео использовано в ознакомительных целях. В действительности же это банальное нарушение авторских прав.
Миф 7. Можно написать кавер на музыкальное произведение и получать с него доход
Действительно, aвтором кавера или ремикса считается его создатель — тот, кто его записал. Несмотря на это использовать получившийся материал даже на собственном сайте для бесплатного скачивания нельзя. На это обязательно нужно разрешение обладателя оригинала.
Также правообладатель вправе заблокировать любой кавер, ремикс или караоке-версию. Поэтому при создании таких произведений важно иметь разрешение автора оригинала. Правообладатель может разрешить публикацию и забрать монетизацию с видеоролика себе либо разрешить полное коммерческое использование.
Например, кавер на песню KAZKA «Плакала» в оригинальном исполнении Клавы Коки монетизируется самой исполнительницей, и она получается с него доход.
Дуэт Double Blast опубликовали оригинальное инструментальное исполнение этого же хита. Но в данном случае монетизация трека принадлежит не им, а лицензиарам — группе правообладателей, имеющим права на трек в разных регионах.
Миф 8. У меня есть идея для видео — ее можно запатентовать
Одна и та же идея может прийти нескольким людям сразу. Вопрос заключается в ее воплощении — как тот или иной автор ее обыграет и какой в итоге получится продукт. Саму идею запатентовать нельзя. Иначе не существовало бы такого понятия, как здоровая конкуренция.
Однако существует патентное право. Оно работает, если представить идею в виде технического решения или способа ее воплощения и реализации. Только тогда, когда идея обретет форму и станет изобретением, его можно запатентовать и рассчитывать на охрану.
Одно время был популярен формат Long Story Short или «Короче говоря». В русскоязычном сегменте он стал известен благодаря каналу Room Factory (3,7 млн подписчиков). Но вскоре этот формат подхватили и другие. И это допустимо, ведь идею не запатентуешь. Для примера можно взять Night Show — форматов такого шоу на американском телевидении невероятное количество.
Похожих форматов на видеорынке очень много, вопрос в их воплощении и интерпретации. Поэтому важно самому создавать тренды и первому выпускать уникальные форматы. Некоторые умудряются даже какие-то старые идеи переделывать на совершенно новый лад и удивлять аудиторию интересным контентом.
Миф 9. Авторские права надо регистрировать
Некоторые авторы уверены, что нужно регистрировать авторские права, чтобы точно обезопасить себя от недобросовестного использования материалов. Но это глубокое заблуждение. Действующим законодательством регистрация авторских прав не предусмотрена – такой процедуры просто не существует.
Когда начинает работать защита авторского права? Ответ прост – с момента его зарождения. Когда автор выпустил свой уникальный продукт, песню или видео, все это уже автоматически имеет авторство. Ничего регистрировать для этого не нужно.
В п.4. ст.1259 ГК РФ говорится о том, что для возникновения авторского права не нужно соблюдать никаких формальностей или регистрировать произведение.
Миф 10. Если удалить ролик, то правообладатель не сможет взыскать компенсацию
Если вы получили страйк за какой-либо ролик, то, вероятнее всего, вы нарушили авторское право. Но помните, что в этом случае удалять материал бесполезно. Самого факта фиксации правонарушения будет вполне достаточно. И если правообладатель заранее зафиксировал нарушение, то автору, который опубликовал такой материал, уже не отвертеться от последствий.
Удалять ролики со страйками не стоит еще по одной причине: страйк может быть неправомерный и его можно попробовать оспорить. Поэтому не спешите удалять ролик, лучше сначала проконсультируйтесь со специалистами.
Выйти из ситуации можно по-другому — с правообладателем можно договориться о небольшой компенсации и покупке разрешения на публикацию его материала после страйка. В этом случае будет достаточно нажатия одной кнопки, чтобы ролик сразу был восстановлен. Если же ролик изначально удалить, то восстановить или вернуть его будет невозможно.